ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМУЛЯРА БРАЧНОГО ОБЫСКА В ПРИХОДСКИХ ЦЕРКВЯХ ТОБОЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ В XVIII - НАЧАЛЕ XX в


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается вопрос об эволюции формуляра брачных обысков приходских церквей Тобольской епархии в XVIII - начале XX веков. Целью работы является выяснение степени соответствия составления брачных обысков в приходских церквях Тобольской епископии требованиям законодательства. Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение эволюции оформления брачных обысков в Тобольской епархии на протяжении синодального периода, выявление и анализ факторов, определяющих изменение в их содержании и оформлении, содействуют пониманию закономерностей развития церковного делопроизводства. Новизна исследования состоит в том, что вопросы эволюции оформления брачных обысков Тобольской епархии XVIII - начала XX веков ранее специально не рассматривались. Приводится определение понятия «брачный обыск» как вида документа. Автором представлены результаты сопоставительного анализа развития форм брачных обысков с требованиями законодательства. Особое внимание уделяется степени реализации законодательных норм, регламентирующих правила оформления брачных обысков в Тобольской епископии в XVIII - начале ХХ веков. Показано, что практика делопроизводства в приходских церквях подвергалась регламентирующему воздействию, постоянно совершенствовалась, дополнялась новыми элементами. Брачные обыски за XVIII в. в государственных архивах не обнаружены. В приходских церквях Тобольской епархии обыски начали составлять в 1802 г. с утверждения требования к духовным консисториям выдавать причтам специальные книги для записи обысков. Законодательное закрепление правил и совершенствование «церковного письмоводства» способствовали наилучшей сохранности церковных документов. В результате анализа брачных обысков за 1802-1910 гг. выяснилось, что эти документы в большинстве своем записывались от руки в шнуровые (обыскные) книги, которые скреплялись сургучной печатью Тобольской духовной консистории и имели почти одинаковую форму изложения. Только в некоторых церквях с середины XIX в. начали использовать печатные формы обысков. Таким образом, не все духовные лица осознавали важность составления обысков по установленной форме.

Полный текст

Обыск как вид документа - это формальный письменный акт о произведенном дознании и о результатах дознания, совершаемый причтом церкви перед венчанием и удостоверяющий беспрепятственность брака. Указ Синода от 14 июля 1765 г., имевший целью избежать оформление незаконных браков, приказал будущим супругам за неделю до венчания объявить о своем намерении приходским священникам (ПСЗРИ 1830a: 189-190). Данное распоряжение признало обыски законным доказательством брака. Ведение обысков подтверждалось указом от 5 августа 1775 года. (ПСЗРИ 1830b: 196-198). Обыски в некоторых церквях составлялись на «особых» листах, а не в заведенных для этого книгах, и, следовательно, могли быть утрачены. Поэтому Синод 17 мая 1802 г. приказал выдать из консисторий и духовных правлений прошнурованные, с подписью присутствующего книги, «не ограничивая временем» (на сколько лет), представив на первом листе «для единообразия форму». После заполнения книги хранили в ризницах. Благочинным предписывалось следить за правильным составлением обыскных книг. Консистория взяла расписки со священников и благочинных о том, что они будут исполнять предписанные требования (ПСЗРИ 1830d: 13-16). Разница в содержании обысков приводила к злоупотреблениям: во многих делах о незаконных браках священники оправдывались обысками, которые были составлены произвольно (ПСЗРИ 1837: 947). Синод 30 ноября 1837 г. утвердил форму брачного обыска, «соображенную с опытом в делопроизводстве». Книги выдавались «белые», прошнурованные и с подписью одного из членов консистории или духовного правления на неопределенное время (пока все листы не будут исписаны). Консистории должны были указывать установленную форму на первом листе обыскных книг. Под обыском обязывались подписаться как сами брачующиеся, так и их поручители (по два-три с каждой стороны) и производившие обыск члены причта после слов «обыск производили» (ПСЗРИ 1837: 947-948). Указ от 30 ноября 1837 г. установил круг документов, необходимых для составления обыска. Невольным «господским» людям требовалось предоставлять свидетельства от помещиков, управляющих, приказчиков, старост или прочих доверенных лиц. Представленные к обыску подлинные документы хранили в обыскной книге, например, дозволение начальства на вступление в брак чиновнику. От «иноприходной» невесты было необходимо свидетельство ее духовного отца с показанием, девица она или вдова, возраста, посещала ли исповедь и святое причастие. С остальных документов, например, с аттестатов по службе, из которых заимствовали данные о возрасте жениха, следовало делать копии в книгу под обыском, подлинник возвращать с распиской о возврате, с указанием даты совершения брака и подписью священника (ПСЗРИ 1837: 947-948). Устав духовных консисторий подтвердил обязанность выдавать книги для записи брачных обысков и «свидетельствовать об исправности» книги при их замене на новые (ПСЗРИ 1841: 222). В случае пропуска исповеди для подтверждения православного вероисповедания «брачующиеся» лица предоставляли свидетельство «о бытии на исповеди и святого причастия» с подписью священника и оттиском церковной печати (Павлов 1887: 125). В пятом пункте обыска требовалось указать семейное положение и очередность брака будущих супругов. Вдовцов и вдов разрешалось венчать только с разрешения их начальства. Запрещалось вступать в новый брак, не расторгнув предыдущий, и в четвертый брак. Для предупреждения «двойных и четверных» браков Александр I приказал 7 декабря 1811 г. (ПСЗРИ 1830c: 920) указывать священникам с 1812 г. в паспортах, выдаваемых купцам, мещанам и крестьянам «для отлучек по торговле и промыслам» семейное положение с обозначением имени супруги, даты венчания и названия церкви, в которой оно было совершено. При вступлении в третий брак к обыску прилагался указ консистории, разрешающий венчание (Павлов 1887: 154-169). Брачные обыски за XVIII в. в государственных архивах не обнаружены. В приходских церквях Тобольской епархии обыски стали составлять с 1802 г. - со времени утверждения требования к духовным консисториям выдавать причтам специальные книги для записи обысков. Рассмотренные брачные обыски Преображенской церкви с. Преображенского Абалакской волости Тобольского уезда за 1802-1809 (ГБУТО ГАТ. Ф. 103. Оп. 1. Д. 3. Л. 1-83), Шишкинской Богородице-Казанской церкви с. Шишкинского Тобольского уезда за 1802-1832 (ГБУТО ГАТ. Ф. 109. Оп. 1. Д. 2. Л. 1-82, 98-104, 122-124, 245-302), Обдорской Петро-Павловской церкви с. Обдорского Обдорской волости Березовского уезда за 1812-1856 (ГБУТО ГАТ. Ф. 704. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-200), Николаевской церкви Курганского уезда за 1818 (ГКУ ГАКО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 14. Л. 1-123), Николаевской церкви Курганского уезда за 1843-1849 (ГКУ ГАКО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 44. Л. 1-160), Градо-Сургутской Свято-Троицкой церкви Тобольского уезда за 1850-1856 (ГБУТО ГАТ. 10. Л. 1-58) и Тобольской Богородице-Введенской и приписной к ней Спасской церкви за 1855- 1861 (ГБУТО ГАТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 13. Л. 1-129), написанные от руки и без выделения красной строки, заносились в шнуровые (обыскные) книги, которые скреплялись сургучной печатью Тобольской духовной консистории и имели почти одинаковую форму изложения. Название книги указывалось в верхней части первой страницы и отделялась от текста, например: «Книга учиненная и прошнурованная в Тобольской Консистории за силу указа Святейшего Правительствующего Синода мая 16 ч[исла] 1802 года Тобольской Городной … села Богородской церкви священно- церковно- служителям для вписывания о желающих вступить в брак обысков 1818 года 7 июля 27 дня» (ГБУТО ГАТ. Ф. 109. Оп. 1. Д. 2. Л. 122). Документ мог именоваться и «Обыскная книга» (ГКУ ГАКО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 44. Л. 1). Такой реквизит, как дата документа, не выделялся из текста, располагался в начале текста, например, «1807 го года октября 28го дня». Текст вносился от руки без красной строки, у всех записей в обыскной книге он аналогичен: «…купец Петр Алексеев Богданов, дал сей обыск в том, что желает в брак вступить первым браком, Тобольского купца Алексея Михайлова Богданова дворовой его человек Василий Григорьев сын Григорьев, села Кундусского … крестьянина … с дочерью его девицей Екатериной, кои между собой как плотского так и духовного родства не имеют … К бракосочетанию возбраняющего препятствия не имею и оных жених и невеста лет совершенных. А если по свенчании какое к бракосочетанию препятствие окажется, то мне тысяцкому … ни до какого ответу, и за несправедливое показание подвергаем себя к поступлению с нами по всей строгости как Его Императорского Величества Законы повелевают». Подпись не выделялась из текста, располагалась в начале текста: «В чем подписал … обыск купец Петр Алексеев сын Богданов» (ГБУТО ГАТ. Ф. 103. Оп. 1. Д. 3. Л. 110). В начале XIX в. брачный обыск могло подать и третье лицо, тогда документ имел следующее содержание: «По Указу Его Императорского Величества Самодержца всероссийского Обдорской Васильевской церкви, священнику Василию … с причтом … (или купец) Андрей Семенов … дал сей обыск в том, что сочетающиеся Березовского отставного поручика Петра … дворовые люди … между собою как духовного, так и плотского родства никакого к бракосочетанию препятствия не имеют и желают вступить в оный брак без всякого какого-либо принуждения и с позволения их хозяина Петра … и согласия родителей их, которые по христианской должности во исповеди и святого причастия у своих приходских священников делаются ежегодно, принадлежащие христианские молитвы Символа веры, Отче наш и Десять заповедей Господней твердо знают и коих мы, нижеподписавшиеся по сущей справедливости, а ежели хотя едино что о вышеписанном явится неистинное, то повинны мы по закону истязанию, а по Правилам Святых Отцов церковной публичной епитимии, в чем по силе и подписуемся» (ГБУТО ГАТ. Ф. 704. Оп. 1. Д. 1. Л. 3об.). Обыски в это время составлялись по одному или два на страницу (ГБУТО ГАТ. Ф. 704. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-208). Встречаются брачные обыски, заполненные в таблице из четырех граф: номер по порядку, текст, возраст жениха и невесты, причем возраст записывался напротив строчки в тексте с его указанием (ГБУТО ГАТ. Ф. 704. Оп. 1. Д. 1. Л. 21, 33об., 72об., 104, 110, 112, 112об.). К обыскной книге за 1843-1849 гг. прилагается «форма брачного обыска», составленная от руки, которую вписал в книгу и подписал столоначальник (ГКУ ГАКО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 44. Л. 1. об.-3). Такие формы можно найти среди обысков в обыскных книгах (ГБУТО ГАТ. Ф. 189. Оп. 1. Д. 42. Л. 1-1об., 14. Л. 120-121). Неграмотные прихожане вместо подписи могли что-то нарисовать, например, в Градо-Сургутской Свято-Троицкой церкви было принято рисовать корову (ГБУТО ГАТ. Ф. 189. Оп. 1. Д. 42. Л. 2-58). В некоторых церквях в середине XIX в. начали использовать печатные формы обысков. Название книги писали от руки на первом листе, например, «Книга, выданная из Тобольской Духовной Консистории причту … церкви для записи в оную предбрачных обысков», запись с левой стороны отделялась чертой, за которой указывался номер книги. Под названием книги располагались подписи члена консистории, секретаря и столоначальника (ГБУТО ГАТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 13. Л. 1). Наименование вида документа указывали традиционно в верхней части листа «ОБЫСК БРАЧНЫЙ», над ним располагался написанный от руки номер обыска. Текст писали без красной строки и выделения реквизитов, он начинался с даты, составленной в форме трафарета, то есть печатали первые две цифры года, слова «года» и «дня» и формулировки «По Указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА». Ниже от руки вносили название церкви. Обыск состоял из десяти пунктов: 1 и 2) имена и место жительства жениха и невесты; 3) подтверждение совершеннолетия; 4) отсутствие родства между брачующимися; 5) семейное положение; 6) взаимное согласие, что подтверждали их родители «удостоверительной бумагой при свидетелях и поручителях с обоих сторон»; 7) отсутствие препятствий на вступление в брак после оглашения в церкви; 8) отсутствие преград к венчанию в представленных документах; 9) название церкви, в которой планировалось бракосочетание и год; 10) подтверждение указанных в обыске сведений подписями жениха, невесты и их поручителей. Документ подписывали члены причта, производившие обыск, например, священник и дьячок (ГБУТО ГАТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 13. Л. 1-1об.). Рассмотренные брачные обыски Николаевской церкви Курганского уезда за 1877-1880 (ГКУ ГАКО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 85. Л. 1-110об.), Тобольской Петропавловской церкви за 1882-1887 (ГБУТО ГАТ. Ф. 82. Оп. 1. Д. 31. 1-101об.), Мужевской Михаило-Архангельской церкви, с. Мужи Куноватской волости Березовского уезда за 1901-1903 (ГБУТО ГАТ. Ф. 700. Оп. 1. Д. 30. Л. 1-23), Тобольской Сретенской (Пятницкой) церкви за 1908-1910 (ГБУТО ГАТ. Ф. 75. Оп. 1. Д. 36. Л. 1-24), Градо-Березовская Богородице-Рождественская церковь, г. Березова 1916-1920 (ГБУТО ГАТ. Ф. 715. Оп. 1. Д. 2. Л. 1-109об.), Тобольской Михаило-Архангельская церковь 1917-1919 (ГБУТО ГАТ. Ф. 629. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-41) и Скрипуновской Спасской церкви с. Скрипуновского Березовского уезда 1921-1928 (ГБУТО ГАТ. Ф. 628. Оп. 1. Д. 1. Л. 4-51) гг. оформлялись уже на гербовой бумаге по установленной форме. В конце обыскной книги располагалась надпись, например, «Итого в сей книге номерованных листов числится восемьдесят четыре», и далее должность, имя и фамилия повытчика (ГБУТО ГАТ. Ф. 103. Оп. 1. Д. 3. Л. 83об.) или пономаря и столоначальника (ГБУТО ГАТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 13. Л. 1об.), члена консистории (ГБУТО ГАТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 13. Л. 126об.), печать Тобольской духовной консистории. Столоначальник и секретарь консистории подписывали книгу по листам в целях защиты документа от фальсификации. В надписи указывались должность, название консистории, имя и фамилию, столоначальник писал по нижним правым частям листов, секретарь - центральным правым (ГБУТО ГАТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 13. Л. 1-126). С середины XIX в. реквизит «подпись» стал выделяться из текста документа. Если раньше он заключал текст, то теперь располагался под текстом, как в типографских формах, так и в написанных от руки обысках (ГБУТО ГАТ. Ф. 189. Оп. 1. Д. 42. Л. 2-158, Ф. 715. Оп. 1. Д. 2. Л. 208об.). Некоторые священники, зная о появлении формы брачного обыска, но не имея по каким-либо причинам гербовой бумаги с трафаретом, начали с 1838 г. писать обыски по пунктам, как того требовали новые правила. В это время дата документа еще не выделялась из текста и указывалась в его начале (ГБУТО ГАТ. Ф. 189. Оп. 1. Д. 42. Л. 2-158, 13. Л. 134-208). Брачные обыски являются ценными источниками, позволяющими получить сведения для исторической демографии о динамике движения населения, обобщенные и частные данные о возрасте вступления в брак, проценте безбрачия, количестве и периодичности рождений в семьях детей, наличии приемных родственников, продолжительности жизни, причинах и сезонности смерти, в том числе под влиянием социальных катаклизмов в виде войн, революций, экономических кризисов и эпидемий. Брачные обыски как уникальные статистические материалы дают возможность первоначальной (в генеалогических исследованиях) персонификации и рассмотрения истории отдельных родов и семей, жизненного пути людей с отражением процессов рождения, крещения, венчания, бракосочетания, смерти. Брачный обыск служил доказательством законности брака. С помощью брачных обысков контролировалась легитимность совершения бракосочетания. От того, насколько полно и в соответствии с правилами причт составлял обыск, зависела в некоторой степени и дальнейшая судьба брачующихся. Как и в настоящее время, ошибки и халатность в оформлении документов могли приводить к неблагоприятным последствиям. Однако не все духовные лица понимали важность составления этих документов по установленным правилам. Можно сделать вывод, что брачные обыски в приходских церквях Тобольской епархии стали составляться по утвержденной в 1837 г. форме примерно с 1870-х годов. Отсутствие гербовой бумаги в церквях, возможно, по причине ее высокой цены, не освобождало священно- и церковнослужителей от обязанности ведения документации по установленным правилам. В настоящее время брачные обыски используются в генеалогических исследованиях. Указание духовными лицами полной, достоверной информации в обысках позволяет использовать эти источники с максимальной полнотой. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ГБУТО ГАТ - Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Государственный архив в г. Тобольске». ГКУ ГАКО - Государственное казенное учреждение «Государственный архив Курганской области». ПСЗРИ - Полное собрание законов Российской Империи.
×

Об авторах

Александра Владимировна Спичак

Нижневартовский государственный университет

научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории региональных исторических исследований

Список литературы

  1. ГБУТО ГАТ. Ф. 75. Оп. 1. Д. 36.
  2. ГБУТО ГАТ. Ф. 82. Оп. 1. Д. 31.
  3. ГБУТО ГАТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 13.
  4. ГБУТО ГАТ. Ф. 103. Оп. 1. Д. 3.
  5. ГБУТО ГАТ. Ф. 109. Оп. 1. Д. 2.
  6. ГБУТО ГАТ. Ф. 189. Оп. 1. Д. 42.
  7. ГБУТО ГАТ. Ф. 628. Оп. 1. Д. 1.
  8. ГБУТО ГАТ. Ф. 629. Оп. 1. Д. 1.
  9. ГБУТО ГАТ. Ф. 700. Оп. 1. Д. 30.
  10. ГБУТО ГАТ. Ф. 704. Оп. 1. Д. 1.
  11. ГБУТО ГАТ. Ф. 715. Оп. 1. Д. 2.
  12. ГКУ ГАКО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 14.
  13. ГКУ ГАКО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 44.
  14. ГКУ ГАКО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 85.
  15. Павлов А. С. 1887. 50-я глава Кормчей книги, как исторический и практический источник русского брачного права. Москва: Университетская типография.
  16. ПСЗРИ. 1830a. Собр. 1. Т. XVII. Санкт-Петербург: III Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии.
  17. ПСЗРИ. 1830b. Собр. 1. Т. XX. Санкт-Петербург: III Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии.
  18. ПСЗРИ. 1830c. Собр. 1. Т. XXXI. Санкт-Петербург: III Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии.
  19. ПСЗРИ. 1830d. Собр. 1. Т. XL. Санкт-Петербург: III Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии.
  20. ПСЗРИ. 1837. Собр. 2. Т. XII. Отд. 2. Санкт-Петербург: III Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии.
  21. ПСЗРИ. 1841. Собр. 2. Т. XVI. Отд. 1. Санкт-Петербург: III Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах