ПРОБЛЕМНЫЕ ПОЛЯ ВХОЖДЕНИЯ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМУ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

  • Авторы: Ройтблат О.В.1, Суртаева Н.Н.2
  • Учреждения:
    1. Тюменский областной государственный институт развития регионального образования
    2. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
  • Выпуск: № 1 (2016)
  • Страницы: 57-61
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://vestnik.nvsu.ru/2311-1402/article/view/49461
  • ID: 49461

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Автором в статье анализируются проблемные поля современного образовательного пространства, обусловленные включением в него ресурса неформального образования, рассматривается роль и значение системы повышения квалификации педагогических кадров, призванной разрешить противоречия основных проблемных полей вхождения неформального образования в систему образования взрослых. Проблемными полями авторы определяют, во-первых, неиспользование потенциала неформального образования как реагирования на происходящие изменения реальности; во-вторых, отсутствие четкой терминологической, методической, методологической, технологической базы для полноценной реализации неформального образования в системе повышения квалификации педагогических кадров; в-третьих, наличие организационных проблем реализации неформального образования в системе повышения квалификации педагогических кадров; в-четвертых, отсутствие четкого механизма включения неформального образования в структуру традиционного повышения квалификации педагогических работников, путей и возможностей интеграции формального, неформального и информального образования. Между тем, неформальное образование активно развивается за границей, актуальность его развития и реализации в стране находит отражение в материалах и документах, определяющих политику государства в области образования. Система дополнительного профессионального педагогического образования призвана одной из первых к освоению теории и практики неформального образования, определению его места в общей системе отечественного образования в логике парадигмы непрерывного образования. Перед педагогической наукой стоит задача обобщения отечественного и мирового опыта организации и осуществления неформального образования и использования его потенциала в системе образования взрослых.

Полный текст

Происходящие сегодня изменения в мире и в России затрагивают все сферы человеческой активности, все виды человеческой жизнедеятельности. Новые требования к результатам труда, к организации процесса труда в первую очередь ставят вопросы подготовки и переподготовки кадров. В сфере образования, в связи с формированием новой нормативно-правовой основы образовательной деятельности, к которой относятся Закон об образовании РФ, федеральные государственные образовательные стандарты всех уровней образования в РФ, вопрос подготовки педагога стоит как никогда актуально. Кроме того, масштабные изменения, к которым можно отнести изменения в структуре возрастных групп населения, увеличение продолжительности жизни населения, изменения в экономике, политике, технике и производстве, меняют саму ментальность, убеждения, идеологию трудоспособного населения. В результате изменений действительности возрастает социальная и трудовая мобильность населения, социальная и трудовая активность, что, с одной стороны, меняет спектр профессиональной занятости, но с другой - формирует слои маргинальности и рост бедности. Отметим также изменения в характере доминирования работы в жизни современных людей. Так, изменились роль и место женщин на рынке занятости, растут инвестиции в образование, актуализирована потребность в глобальных моделях образования в ответ открытому обществу, изменились требования к образовательным результатам, расширяется всемирная информационная сеть, растет активность цифровых технологий. Происходят также изменения роли государства в общественном устройстве жизни общества, расширяются формы участия людей в политической жизни страны, трансформируются социальные связи и ценности (структура семьи, ослабление социальных связей, эволюция ценностей и многие другие факторы, причины, следствия). Все это обусловливает проблемные поля в образовании на всех его уровнях, в том числе и на уровне образования взрослых в контексте непрерывного образования. В современной ситуации образование все более укрепляет свои позиции, все большие требования к образованию предъявляют его непосредственные участники. Сегодня учитель перестал быть носителем информации, он становится в ряд с другими информационными носителями, потеряв монополию на знания и информацию (Колесникова 2009: 12-23; Пискунова 2005: 26), он отстает от своих учеников в уровне овладения информационно-коммуникативными технологиями (Кандаурова 2015: 96-102). На фоне изменений действительности сфера профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров оказывается одновременно актуальной и уязвимой. Своевременное реагирование на происходящие изменения, на новые требования сделает систему повышения квалификации педагогических кадров востребованной (Суртаева 2014: 18-24). Следовательно, первым проблемным полем вхождения неформального образования в систему повышения квалификации является актуальность ситуации как необходимость оперативного реагирования на изменения потребностей педагогических кадров. Безусловно, смена целевых, мотивационных, содержательных основ повышения квалификации педагогических кадров возможна только в оперативной реакции системы повышения квалификации на изменения требований общества и потребителей образовательных услуг. Балансирование системы повышения квалификации между государственными заказами, традиционными курсами повышения квалификации в нужном количестве часов для непременной аттестации кадров и реальными потребностями практикующих педагогов приводит к потребности реализации неформального образования. Неформальным образованием в системе подготовки и переподготовки взрослого населения в разные моменты занимались как отечественные, так и зарубежные ученые (Н. Н. Букина, С. Г. Вершловский, М. Грендстафф, Й. Гудман, Т. Л. Дубровина, А. Жадько, Н. Зицер, Д. Зицер, Д. Кариевич, Т. Мухлаева, Л. Ю. Монахова, Н. Ю. Морозова, Д. Ю. Палант, О. В. Павлова, Н. Н. Суртаева, Н. Слободяник, А. Шнайдер и др.). Существенная роль в распространении понятия «неформальное образование» в российском образовательном пространстве принадлежит Меморандуму непрерывного образования Европейского Союза, государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., экспертным заключениям Общественной палаты РФ и Государственного университета «Высшая школа экономики», модели «Российское образование - 2020». Согласно данному уровню дефиниция раскрывает следующее содержание: неформальное образование является одним из трех институционализированных видов непрерывного образования (формальное и информальное образование) и рассматривается как фактор «конкурентоспособности и успеха страны», «значимый элемент современных образовательных систем», необходимый «для обновления и повышения квалификации управленческих и преподавательских кадров». Между тем, весьма расхожим педагогическим мнением, семантически допустимым, является понимание неформального образования как нетрадиционного. Однако Н. Н. Букина в изучении теоретических аспектов неформального образования в России, подчеркивая его роль и место в системе непрерывного образования, обосновывает его как социокультурный феномен, вызванный растущей потребностью населения в разнообразных образовательных услугах (Букина 2010: 150-155). В целом, на сегодняшний день сложились более или менее однозначные теоретические основы неформального образования. Так, А. М. Митина представляет концепцию «неформального образования» («non-formal education»), при этом выделяет его как одну из трех частей триады образования в целом: «формальное образование» («formal education») - «неформальное образование» («non-formal education») и «внеинституционное образование» («informal education») (Митина 2004). Близок к данному пониманию и А. М. Осипов, который с позиции социологии рассматривает неформальное образование как неинституциональное, внеинституциональное образование, как сферу целенаправленных воздействий на процессы социализации и образования вне формальных специализированных рамок образовательных организаций. Автор считает, что элементы неформального образования имеют место на границе формального образования (Осипов 2006: 469). Отражение сущности неформального образования можно найти в современных материалах, отражающих модернизацию мирового образования. Например, проект «Европейский центр знаний о молодежи» включает неформальное образование как любую организованную образовательную деятельность вне рамок образования формального, необходимого для развития социальных и экономических компетенций современного человека (Ермакова 2012: 39-40). Т. Л. Дубровина, исследующая вопросы организации неформального образования в системе дополнительного профессионального образования, дает следующее определение: «неформальное образование, это - дополнительное образование, представляющее собой открытую, мобильную, специально организованную, целенаправленную систему получения знаний, умений, опыта практической деятельности, в соответствии с индивидуальными профессиональными потребностями субъектов» (Дубровина 2013: 8-9). Между тем, некоторые авторы представляют неформальное образование как, напротив, отличающееся неорганизованностью, не имеющее ни одного из параметров, характеризующих формальное обучение (Воронин 2006). Мы под неформальным образованием в системе повышения квалификации понимаем социальную, динамичную, открытую, вариативную, мобильную систему, реагирующую на профессиональные потребности взрослого человека, социокультурные изменения общества, в том числе изменения в профессиональной деятельности, как вид коммуникативной деятельности. Неформальное образование мы рассматриваем как систему, способную выступать самостоятельным или дополнительным компонентом к формальному образованию и выполнять функции самоактуализации, компенсаторную, образовательную, развивающую, корректирующую, социальную и другие. Неформальное образование, в отличие от формального, более свободно с точки зрения организации, подбора обучающего персонала, не сопровождается выдачей документов государственного образца. Таким образом, вторым проблемным полем является отсутствие четкой терминологической, методической, методологической, технологической базы для полноценной реализации неформального образования в системе повышения квалификации педагогических кадров, что затрудняет общее категориальное пространство практикующих педагогов и андрагогов. Из второго проблемного поля логично вытекает третье, связанное с организационными проблемами реализации неформального образования в системе повышения квалификации педагогических кадров, - отсутствие концептуальных наработок, позволяющих творчески подойти к вопросу разработки методических и дидактических основ. Четвертым проблемным полем включения ресурса неформального образования в систему повышения квалификации педагогических кадров является отсутствие четкого механизма включения неформального образования в структуру традиционного повышения квалификации педагогических работников, путей и возможностей интеграции формального, неформального и информального образования в этой структуре, что затрудняет масштабную апробацию имеющихся теоретических положений. Проблема финансирования в рамках формального образования в системе повышения квалификации педагогических кадров, к сожалению, также затрудняет как исследования в части доказательства значимости форм и способов неформального образования, так и в части широкой практической апробации различных его вариантов. Вместе с тем, использование ресурса неформального образования динамично растет в разных регионах России. Растет число практикующих педагогов общего, дошкольного, профессионального образования, принимающих участие в научно-методических, научно-практических конференциях; учителя включаются в работу различных семинаров, авторских тренингов согласно персональным потребностям и профессиональным дефицитам. Следовательно, задачей системы повышения квалификации в условиях конкуренции рынка труда, изменений социального и образовательного пространства, модернизации системы образования, развития открытого общества и открытого образования является реагирование на изменяющиеся потребности педагогов, а важнейшим ресурсом в ответ на происходящие изменения выступает неформальное образование, теоретико-методологическое обоснование которого требует осмысления и дидактическо-методического преломления в педагогике и прежде всего - в андрагогике, в системе повышения квалификации педагогических кадров.
×

Об авторах

Ольга Владимировна Ройтблат

Тюменский областной государственный институт развития регионального образования

кандидат педагогических наук, доцент, ректор

Надежда Николаевна Суртаева

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной педагогики

Список литературы

  1. Колесникова И. А. 2009. Открытое образование: перспективы, вызовы, риски // Сапунов М. Б. (гл. ред.) Высшее образование в России 7, 12-23.
  2. Пискунова Е. В. 2005. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя: монография. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена.
  3. Кандаурова А. В. 2015. Проблемные поля социального взаимодействия в педагогической деятельности, обусловленные социальными изменениями // Еремеев А. Э. (гл. ред.) Наука о человеке: гуманитарные исследования 1 (19), 96-102.
  4. Суртаева Н. Н., Макареня А. А., Кривых С. В. 2014. Методологические подходы к построению инновационного пространства непрерывного педагогического образования // Соколова И. И. (гл. ред.) Человек и образование 2, 18-24.
  5. Букина Н. Н. 2010. Интеграция формального и неформального образования в системе профессиональной подготовки специалистов // Российский научный журнал 16, 150-155.
  6. Митина А. М. 2004. Дополнительное образование взрослых за рубежом: концептуальное становление и развитие. Москва: Наука.
  7. Осипов А. М. 2006. Социология образования: очерки теории // Российская социологическая ассоциация. Исследовательский комитет «Социология образования». Петровская академия наук и искусств. Ростов-на-Дону: Феникс.
  8. Ермакова Т. Ф. 2012. Принципы неформального образования при обучении иностранным языкам // Среднее профессиональное образование 2, 39-40.
  9. Дубровина Т. Л. 2013. Технологии организации неформального образования педагогов СПО: методические рекомендации. Тюмень: ТОГИРРО.
  10. Воронин А. С. 2006. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах