МОТИВЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО И ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА В СРАВНИТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящей статье представлены результаты изучения проявления мотивов занятий физическими упражнениями лиц юношеского, 1-го и 2-го зрелого возрастов, выделены ведущие и малозначимые мотивы. В исследовании приняли участие 76 женщин и 64 мужчины зрелого возраста, посещающих организованные физкультурно-оздоровительные занятия в физкультурно-оздоровительном центре, 78 юношей и 140 девушек, обучающихся на 1-3 курсах ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», которые были дифференцированы по двум группам: в первую вошли студенты (39 юношей и 100 девушек), чей двигательный режим был ограничен обязательными занятиями физической культурой, во вторую (39 юношей и 40 девушек) - студенты, чей двигательный режим расширен дополнительными физкультурно-оздоровительными или спортивными занятиями. Для достижения поставленной цели была использована модифицированная анкета М. М. Безруких «Оценка мотивации к занятиям физической культурой», для обработки полученных результатов применялись методы математической статистики. Исследование показало наличие мотивированных изменений в отношении современного человека к физической культуре. Представлена иерархия в системе мотивационных факторов занимающихся, отражающая их взгляды на ожидаемые результаты. Более выраженная мотивация к занятиям физической культурой и спортом отмечается у студентов с расширенным объемом двигательной активности. Также серьезное, продуманное отношение к систематическим занятиям физическими упражнениями отмечается у лиц зрелого возраста, посещающих организованные занятия физкультурно-оздоровительной направленности на базе физкультурно-оздоровительного центра.

Полный текст

Сохранение и укрепление здоровья самой деятельной части населения страны является важной стратегической задачей. В современном мире нарастает осознание роли физической культуры как фактора совершенствования природы человека и общества. Здоровый образ жизни, и в частности физическая культура и спорт, становятся социальным феноменом, национальной идеей, которая способствует развитию здорового общества (Лубышева 2009: 10-13). На смену естественной биологической потребности в движении и радости от физкультурных занятий в детском возрасте, в юношеском приходит осознание их значимости для укрепления здоровья, эффективности производственного труда и общественной активности личности. Вместе с этим, в период обучения в вузе вопросы физического совершенствования становятся второстепенными по сравнению с вопросами получения профессиональной подготовки, трудоустройства, служебной карьеры, общественной деятельности, создания семьи и воспитания детей. Завершив профессиональное обучение и вступив в период зрелого возраста, мужчины и женщины приступают к многолетней трудовой деятельности, требующей более и менее объемных затрат нервно-психической и мышечной энергии. Зачастую им приходится сталкиваться с воздействием условий, провоцирующих возникновение профессиональных заболеваний. Усугубляется ситуация действием неблагоприятных климато-географических факторов места проживания. В этих условиях повышается значимость систематических занятий физическими упражнениями, способствующих расширению функциональных возможностей, улучшению показателей развития физических качеств, организации содержательного досуга. Предварительно проведенные исследования (Пащенко, Красникова 2016: 72-75; Пащенко 2016b: 246-250) показали важность учета мотивов, побуждающих к физкультурно-спортивной деятельности, для повышения эффективности занятий физической культурой и спортом. Изучение мотивационных особенностей и использование этих данных в процессе занятий позволит совершенствовать организационно-методическое обеспечение физкультурно-оздоровительной деятельности лиц различного возраста. Актуальной становится разработка не только индивидуальных морфофункциональных, но и мотивационных профилей занимающихся как основы для построения моделей моторной, функциональной и психологической подготовки в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. Мотивация представляет собой осознанную причину активности, направленную на достижение поставленной цели, и имеет первоочередное значение для организации физкультурно-оздоровительной деятельности (Андреева 2004: 81-84). Мотивация не является постоянной величиной, она изменяется в зависимости от условий. Создание позитивной среды в значительной степени повышает уровень мотивации и обеспечивает решение задач оздоровительных занятий (Бибик и др. 2010). Мотивы формируются под влиянием внешних и внутренних факторов и связаны с реализацией потребности человека. Мотивы, преобладающие в процессе занятий физической активностью, должны определять и особенности реализации данного вида деятельности, являясь основополагающим звеном при определении способов поддержания интереса лиц зрелого возраста к оздоровительной деятельности. По мнению Е. В. Андреевой, для повышения эффективности организуемых оздоровительных занятий и поддержания мотивации населения к этой деятельности требуется учитывать интересы населения, со временем пересматривать мотивы, побуждающие людей заниматься физическими упражнениями. Выявление приоритетных мотивов физкультурно-оздоровительных занятий лиц зрелого возраста имеет важное значение при организации образовательно-оздоровительной деятельности в условиях физкультурно-оздоровительного центра, а изучение динамики изменения данных мотивов позволит корректировать данный процесс, поддерживая интерес к оздоровительной деятельности и содействуя достижению цели занятий оздоровительной физической культурой данного контингента. Целью настоящего исследования является проведение сравнительного анализа проявления мотивов занятий физическими упражнениями лиц юношеского, 1-го и 2-го зрелого возрастов, выявление ведущих и малозначимых мотивов. Для достижения поставленной цели была использована модифицированная анкета М. М. Безруких «Оценка мотивации к занятиям физической культуры», предполагающая выставление испытуемыми количественной оценки (от 1 - несогласие с утверждением, до 5 - абсолютное согласие) утверждениям, характеризующим такие мотивы, как самосохранение здоровья, самосовершенствование, двигательная активность, приобретение практических навыков, физкультурно-спортивные интересы, соперничество, удовольствие от движений, подражание, привычка, положительные эмоции. Для обработки полученных результатов использовались методы математической статистики (среднее арифметическое, среднее квадратичное отклонение, ошибка средней арифметической, достоверность различий по t-критерию Стьюдента). В исследовании приняли участие 76 женщин и 64 мужчины зрелого возраста. Из числа женщин 40 - представительницы 1-го (средний возраст 24,0±3,1 лет) и 36 - 2-го зрелого возраста (средний возраст 46,1±7,5 лет). Среди молодых женщин 42% принявших участие в исследовании занимались волейболом, 20% - фитнесом, 38% посещали тренажерный зал. Среди женщин 2-го зрелого возраста 46% занимались плаванием в плавательном бассейне, 38% - фитнесом, 8% - волейболом и 8% отдали предпочтение силовым тренировкам. У мужчин 32 представителя 1-го зрелого возраста (средний возраст 28,8±4,5 лет) и 32 - 2-го зрелого возраста (средний возраст 48,3±7,1 лет). Среди молодых мужчин 30% принявших участие в исследовании занимались спортивными играми, 34% - фитнесом, 36% посещали тренажерный зал. Среди мужчин 2-го зрелого возраста 40% занимались в плавательном бассейне, 38% - фитнесом, 13% - спортивными играми и 9% отдали предпочтение силовым тренировкам. Все участники исследования зрелого возраста - посетители Физкультурно-оздоровительного комплекса ФБГОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», посещали групповые формы занятий в течение 6 месяцев и более, отмечали благоприятность местоположения физкультурно-оздоровительного комплекса (пешеходная и транспортная доступность), что позволило исключить влияние на результат ситуационных и организационных факторов. В исследовании также приняли участие 78 юношей и 140 девушек, обучающихся на 1-3-х курсах НВГУ, которые были дифференцированы по двум группам: в первую вошли студенты (39 юношей и 100 девушек), чей двигательный режим был ограничен обязательными занятиями физической культурой, в рамках изучения обязательной дисциплины; во второй группе (39 юношей и 40 девушек) двигательный режим был расширен дополнительными физкультурно-оздоровительными или спортивными занятиями. Проведенный анализ литературных источников показал, что юношеский возраст является самым сложным в деле формирования мотивов и интересов к физической активности. В этом возрастном периоде становится актуальным формирование новых общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической и моторной подготовленности. В зрелом возрасте главной целью занятий физической культурой становится содействие повышению производительности труда на базе укрепления здоровья и улучшения физического развития. Люди этого возраста должны заботиться о расширении и углублении физкультурной грамотности, о профессионально-прикладной специфике физической активности в соответствии с трудовой деятельностью (Бальсевич 2009). При изучении мотивации и дальнейшем использовании полученных данных в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности необходимо учитывать иерархию в системе мотивационных факторов занимающихся и создавать такие стимулы, которые наиболее полно отражают их взгляды на ожидаемые результаты. Результаты зарубежных и отечественных исследователей выделили личностные, ситуационные, поведенческие, организационные факторы, позволяющие индивидам систематически выполнять нагрузки в процессе занятий физической активностью. К личностным факторам относят участие в физкультурно-оздоровительных программах, информированность о положительном влиянии физических нагрузок на здоровье. Важным ситуационным фактором является близкая расположенность спортивного комплекса от дома, стоимость занятий. Организационные факторы - групповая форма проведения занятий, а также возможность выбирать форму двигательной активности (Тиунова 2012: 54-65). Характер отношения занимающихся к занятиям обусловлен не только личностно ориентированными, но и социально значимыми мотивами, которые могут быть тесно взаимосвязанными при условии постановки соответствующих задач (Вавилов 2015). Интересное содержание и эффективные методики занятий физическими упражнениями являются одним из условий систематичности физкультурно-оздоровительных занятий. Также важной является возможность предоставления права выбора того или иного вида физической активности. Многофункциональный физкультурно-оздоровительный комплекс ФГБОУ ВО «НВГУ» позволяет предложить населению широкий выбор физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий. К услугам посетителей предоставляется возможность посещения самостоятельных и организованных физкультурно-оздоровительных занятий по: плаванию и аквааэробике, разновидностям фитнеса, спортивным играм (футбол, баскетбол, волейбол, мини-футбол), кудо, скалолазанию. В тренажерном зале имеется возможность осуществления самостоятельных занятий и посещения индивидуальных тренировок, в процессе которых тренер поможет подобрать программу тренировочных занятий и проконсультировать по вопросам спортивного питания. Для студентов всех факультетов, являющихся представителями юношеского возраста, в процессе физического воспитания в начале учебного года предоставляется возможность свободного выбора одной из нескольких физкультурно-спортивных специализаций, а также свободной их замены в течение года. В методических рекомендациях по использованию различных форм мотивации к ведению здорового образа жизни, занятиям физической культурой и спортом констатируется, что для того чтобы физкультурные занятия могли соперничать с другими способами проведения свободного времени, они должны быть интересными и приносить удовольствие (2011). Сравнительный анализ количественной оценки мотива «получение удовольствия от движений» продемонстрировал достоверно высокие (р<0,05) показатели у мужчин зрелого возраста, как 1-го (4,4±0,6), так и 2-го (4,25±0,7), по сравнению с юношами (3,4±1,2). Аналогичная ситуация наблюдается и у лиц женского пола: девушки, занимающиеся на обязательных физкультурных занятиях, испытывают меньшее удовольствие от физкультурной деятельности (3,8±1,0), чем женщины зрелого возраста - 1-го (4,5±0,6) и 2-го (4,3±0,7), посещающие групповые формы физкультурно-оздоровительных занятий. При рассмотрении проявления данного мотива у юношей и девушек, имеющих различный двигательный опыт (Пащенко 2016: 355-359), оказалось, что студенты, чей двигательный режим расширен дополнительными физкультурно-оздоровительными или спортивными занятиями, получают большее удовольствие от движений, и их количественные показатели достоверно не отличаются от результатов мужчин и женщин зрелого возраста, занимающихся физической активностью. В таблицах 1 и 2 представлены доминирующие, значимые и малозначимые мотивы занятий физической культурой у лиц юношеского и зрелого возраста. Как видно из таблиц, мотив «получение удовольствия от движений» является значимым для всех юношей и мужчин (табл. 1), а также для девушек, занимающихся только на обязательных занятиях по физической культуре, и женщин 1-го и 2-го зрелых возрастов (табл. 2). Для студенток с расширенным двигательным режимом данный мотив является доминирующим. Таблица 1 Выраженность мотивов занятий физической культурой у юношей и мужчин зрелого возраста Проявление мотивов Юноши, занимающиеся спортом Юноши, занимающиеся физкультурой Мужчины 1-го зрелого возраста Мужчины 2-го зрелого возраста Доминирующие - стремление к доминированию; - стремление к самосовершенствованию - самосохранение здоровья; - стремление к самосовершенствованию; - положительные эмоции - самосохранение здоровья; - стремление к самосовершенствованию; - положительные эмоции Значимые - получение удовольствия от движений - получение удовольствия от движений; - общение - получение удовольствия от движений; - общение - получение удовольствия от движений; - общение Малозначимые - оценка окружающих - приобретение практических навыков в физкультурно-спортивной деятельности; - оценка окружающих; - подражание - оценка окружающих; - подражание - оценка окружающих; - подражание Таблица 2 Выраженность мотивов занятий физической культурой у девушек и женщин зрелого возраста Проявление мотивов Девушки, занимающиеся спортом Девушки, занимающиеся физкультурой Женщины 1-го зрелого возраста Женщины 2-го зрелого возраста Доминирующие - получение удовольствия от движений; - стремление к самосовершенствованию - получение удовольствия от движений; - положительные эмоции; - стремление к самосовершенствованию; - самосохранение здоровья; - получение удовольствия от движений; - положительные эмоции Значимые - общение; - положительные эмоции - получение удовольствия от движений; - общение - самосохранение здоровья; - получение удовольствия от движений; - общение - получение удовольствия от движений; - общение Малозначимые - оценка окружающих; - подражание - приобретение практических навыков в физкультурно-спортивной деятельности; - соперничество; - подражание; - доминирование - оценка окружающих; - подражание - оценка окружающих; - подражание; - доминирование Результаты проведенного нами исследования не подтверждают данные зарубежных коллег (Уэйнберг 2001: 238-251), констатирующих, что по мере взросления снижается мотив получения удовольствия от движений и на первый план выходит желание достичь успеха в физкультурно-спортивной деятельности. Мотив стремления к доминированию в процессе занятий физической культурой не относится к числу ведущих мотивов ни в юношеском, ни в зрелом возрасте (табл. 1, 2). При этом у лиц мужского пола не обнаружено достоверных различий в его проявлении (у мужчин 1-го зрелого возраста 3,7±1,0, 2-го - 3,5±1,0). Но дифференциация юношей по их двигательной активности, показала, что у студентов, занимающихся только на физкультурных занятиях, количественный показатель проявления данного мотива составил 3,7±1,2, а у физически активных юношей данный мотив является одним из ведущих и достоверно (р<0,05) выше, чем у сверстников и старших мужчин (4,5±0,8). У девушек и женщин проявление данного мотива отличается. Студентки, занимающиеся дополнительно в спортивной или физкультурно-оздоровительной секциях, имеют показатель 4,1±0,9, что существенно не отличается от показателя женщин 1-го зрелого возраста (3,9±0,9). При этом их результаты достоверно (р<0,05) выше, чем у студенток, занимающихся только на физкультурных занятиях (2,9±1,3) и женщин 2-го зрелого возраста (2,8±1,2). Получение положительных эмоций в процессе физкультурно-спортивной деятельности является показателем того, что человек и в дальнейшем будет продолжать заниматься одним из видов двигательной активности. Количественное значение проявления данного мотива показало, что студенты (юноши и девушки) с ограниченной обязательными физкультурными занятиями двигательной активностью имеют достоверно более низкие значения (3,7±1,0 и 3,5±0,9 соответственно) по сравнению со сверстниками, имеющими повышенную двигательную активность (у юношей - 4,2±0,7, у девушек - 4,3±0,6), а также мужчинами (1-й зрелый возраст - 4,5±0,5, 2-й - 4,5±0,6) и женщинами (4,4±0,6 и 4,3±0,7 соответственно). Следует отметить, что мотив получения положительных эмоций является доминирующим в зрелом возрасте, как у женщин, так и мужчин (табл. 1, 2). Мотив занятий физическими упражнениями для самосохранения здоровья является доминирующим для мужчин 1-го и 2-го зрелого возрастов (4,55±0,5 в обоих случаях) и для женщин старше 35 лет (4,56±0,4) и значимым для молодых женщин (4,2±0,8). Тогда как ни для юношей, ни для девушек стремление укрепить здоровье в процессе занятий двигательной активностью не является приоритетным. Обращает на себя внимание факт недостаточно высоких показателей в проявлении мотива «привычка занятий». Отсутствие достоверных различий в количественных показателях у юношей с различной двигательной активностью и мужчин 1-го и 2-го зрелого возрастов, так же как и у девушек и женщин, позволяет констатировать, что выполнение физических упражнений во время досуга является ситуативным, и наряду с этим отсутствует стремление повышать двигательную активность в период свободного времяпрепровождения в качестве рекреационного средства. Мотив приобретения практических навыков также не является значимым для исследуемого контингента. При этом, у лиц мужского пола показатели его проявления выше, чем у женского. Так, у юношей с расширенным двигательным режимом среднее значение по данному мотиву составило 4,23±0,9, а у девушек, также занимающихся дополнительно физическими упражнениями, - 3,8±0,8. Показатели у их менее физически активных сверстников составили, соответственно, 3,2±1,1 и 2,8±0,9. У мужчин 1-го зрелого возраста - 4,2±0,6, 2-го зрелого возраста - 3,7±1,0, а у женщин, соответственно, 3,8±0,9 и 3,3±1,4. Полученные данные позволяют сделать вывод о не сформированном желании повышать физкультурную образованность в вопросах организации и содержания двигательной активности для решения развивающих, образовательных, оздоровительных задач, а также недостаточном проявлении активности в понимании отдельной личностью значимости индивидуальной деятельности, направленной на физическое совершенствование. Мотив стремления к самосовершенствованию важен для юношей и девушек, которым обязательных занятий по программе учебной дисциплины «Физическая культура» недостаточно. Данный мотив является для них доминирующим. Так же как для мужчин и женщин 1-го зрелого возраста и мужчин старше 35 лет. Двигательно малоактивные студенты оценили данный мотив достоверно ниже, чем остальные участники исследования. В процессе исследования были выявлены малозначимые мотивы к занятиям. К их числу занимающиеся отнесли оценку окружающих. Проявление этого мотива у юношей составило 2,8±1,4, в 1-м зрелом возрасте - 2,5±1,3, во 2-м - 2,2±1,1. У лиц женского пола более высокие значения были выявлены у физически активных девушек (3,3±1,3) и молодых женщин (2,8±0,9), а низкие - у малоактивных студенток (2,6±1,2) и женщин 2-го зрелого возраста (2,2±1,0). Данный факт следует принять во внимание специалистам, осуществляющим физкультурно-оздоровительную работу с данным контингентом, при подборе методического инструментария в процессе занятий. Аналогичная ситуация наблюдается и в проявлении мотива подражания - он не является значимым ни для девушек и женщин, ни для мужчин зрелого возраста, а также юношей с ограниченным режимом двигательной активности. Таким образом, проведенное исследование позволило выделить значимые и малозначимые мотивы к занятиям физической культурой у лиц юношеского и зрелого возраста. Можно наблюдать наличие мотивированных изменений в отношении современного человека к физической культуре, в понимании ее личностно значимого смысла. Но при этом следует отметить, что более серьезное, продуманное отношение к систематическим занятиям физическими упражнениями отмечается не у всех занимающихся, и в большей степени характерно для возрастных лиц, посещающих организованные занятия физкультурно-оздоровительной направленности на базе физкультурно-оздоровительного центра, а также студентов с расширенным объемом двигательной активности. Полученные данные позволят более эффективно организовывать физкультурно-оздоровительную деятельность и наполнить занятия соответствующим содержанием. Представленные особенности в системе мотивационных факторов лиц юношеского и зрелого возраста, занимающихся оздоровительной физической культурой, являются актуальной информацией для специалистов в сфере физической культуры при разработке модели организации оздоровительной деятельности в условиях физкультурно-оздоровительного центра.
×

Об авторах

Л. Г. Пащенко

Нижневартовский государственный университет

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания

Список литературы

  1. Андреева Е. В. 2004. Анализ мотивационных теорий в сфере оздоровительной физической культуры и рекреации // Теория и методика физического воспитания и спорта 2, 81-84.
  2. Бальсевич В. К. 2009. Очерки по возрастной кинезиологии человека. Москва: Советский спорт.
  3. Бибик Р. В., Гончарова Н. Н., Хабинец Т. А. 2010. Структура мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности женщин первого зрелого возраста // Проблемы физического воспитания и спорта 9, 9-11.
  4. Вавилов В. В. 2015 Значимость управления мотивационной сферой в процессе занятий атлетической гимнастикой для подготовки к сдаче нормативов комплекса ГТО // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта 1 (34), 25-31.
  5. Лубышева Л. И. 2009. Феномен спортивной культуры в аспекте методологического анализа // Теория и практика физической культуры 3, 10-13.
  6. Методические рекомендации по использованию различных форм мотивации к ведению здорового образа жизни, занятиям физической культурой и спортом. 2011 // сост. Тиунова О. В., Фильченков Д. А., Томилова М. В. Москва; Пенза.
  7. Пащенко Л. Г. 2016а. Проявление мотивов занятий физической культурой и спортом у студентов вуза с различной двигательной активностью // Современные научные исследования и инновации 5 (61), 355-359.
  8. Пащенко Л. Г. 2016b. Характеристика мотивационной сферы женщин зрелого возраста, занимающихся оздоровительной физической культурой // Бюллетень науки и практики 9 (10), 246-250.
  9. Пащенко Л. Г., Красникова О. С. 2016. Отношение к занятиям физической культурой и спортом студентов вуза с различной двигательной активностью // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук 5-4, 72-75.
  10. Тиунова О. В. 2012. Практические аспекты мотивации к занятиям физической культурой и спортом // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт 4 (6), 54-65.
  11. Уэйнберг Р. С., Гоулд Д. 2001. Основы психологии спорта и физической культуры. Киев: Олимпийская литература.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах