FAMILY POLICY OF THE UK LABOUR AND CONSERVATIVE PARTIES IN 2010 ELECTION CAMPAIGN


Cite item

Full Text

Abstract

The given article touches upon the basic points of the UK Labour and Conservative parties’ policy towards the family, women and children in the first decade of the 2000-s. The author analyzes Labour and Conservative polemic regarding the most important areas of social policy in the context of 2010 election campaign. The effective management of UK family policy in the late 20th - early 21st centuries was the focus of two major political parties, Conservative Party and Labour Party. Family, women and children affairs to diverse extent have always been included in the various social policy programs of UK political parties. The Labour Party, led by Gordon Brown, emphasized social legislation and the continuation of the policy initiated by «New Labour» and ex prime-minister Tony Blair. The social pocily proclaimed by the Labour Party was based on the following: gender equality modernization, support for women workers, tax relief for families and single parents with children, pension reform and child poverty salvation. The Conservatives, led by David Cameron, emphasized the ideas of social justice, non-traditional for Tory and caused by the transformation of family in the late 20th century. The Conservatives prepared the pamphlet «Repair Plan For Social Reform» (2008) which concerned the following points: a new system of flexible parental leave; flexible working hours for parents with children under 18; universal health care at home for families with newborn kids; introduction of taxes and benefits system, with an account for the needs of officially married couples; a finance system for preschool institutions ensuring their competitiveness; increased social responsibility of business. The given study is based on the analysis of the original English-language sources, including election manifestoes of British Conservative and Labour parties, British periodical press materials, legal documents and materials of British Trade Union Congress.

Full Text

Вопросы эффективного регулирования государственной семейной политики Великобритании конца XX - первых лет XXI вв. находились в центре внимания двух главных политических партий Соединенного Королевства - Консервативной и Лейбористской. Дискуссионные вопросы семейной политики всегда были включены в различном объеме и соотношении в социальные программы и предвыборные манифесты политических партий Великобритании. Практически всегда эти вопросы становились предметом межпартийной предвыборной борьбы. Парламентская избирательная кампания 2010 г. показала важность и необходимость решения сложных вопросов этой многочисленной социальной группы. Это связано с тем, что лидеры консерваторов и лейбористов стремились усилить свою электоральную базу избирателями-женщинами. Лейбористская партия на выборах 1997 г. получила 44% голосов избирателей-женщин, Консервативная партия - 32% (для сравнения: в 2001 г. лейбористы получили 42 %, консерваторы - 33%; в 2005 г. лейбористы получили 38 %, консерваторы - 32%). К. Роузи приводит статистические данные, которые свидетельствуют о гендерных различиях относительно тех или иных аспектов социальной политики. Например, женщины в большей степени, чем мужчины, поддерживают идеи социальной справедливости, гендерного равенства, чаще всего выступают в пользу сокращения разрыва между самыми высокими и самыми низкими заработными платами. Женщины в большей степени заинтересованы в той политике, которую проводит государство в отношении семьи и детей. (Campbell 2007). В этой связи и Консервативная, и Лейбористская партии в борьбе за женский электорат стремились учесть эти особенности при разработке и реализации своих социальных программ. Предвыборный манифест лейбористов в 2010 г. был опубликован в Лондоне и назывался «Светлое будущее для всех» («A Future Fair For All») (Labour Party Election Manifesto 2010). Вопросы семейной политики представляли собой одно из четырех направлений социальной политики обновленной Лейбористской партии с конца XX в. Политика пришедшего к власти в 1997 году лейбористского правительства Тони Блэра в отношении продвижения гендерного равенства оценивалась как достаточно эффективная. В период пребывания лейбористов у власти в Великобритании происходила модернизация механизма гендерного равенства. Это выразилось в назначении двух министров по делам женщин. В 2010 г. эту должность занимала Харриет Харман, которая также была спикером Палаты общин и председателем лейбористской фракции. Помимо этого, был создан Отдел женщин и равенства, первоначально включённый в структуру Министерства торговли и промышленности, а в 2006 г. - Министерства общин и органов местного самоуправления. Сотрудники этого подразделения осуществляли мониторинг работы отдельных министерств и ведомств на предмет реализации принципов равенства полов. После парламентских выборов 2005 года 127 мест занимали депутаты-женщины, что составило 19,7%. По этому показателю Великобритания отставала от других стран мира, хотя для Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии - это самый высокий уровень в британской истории. В лейбористской парламентской фракции было 96 женщин, в консервативной - всего 17. Более высокий процент женского представительства в Палате общин, являющейся законотворческим органом, играет важнейшую роль в том, чтобы привлечь внимание как депутатов Палаты общин, так и членов правительства к широкому кругу вопросов социальной, семейной и гендерной политики. В 2006 г. в Великобритании был принят Закон о равенстве (The Equality Act 2006), согласно которому было введено понятие гендерного обязательства для всех органов государственной власти (правительство, органы муниципального управления, армия и полиция). Для каждого государственного органа были разработаны проекты, в которых были идентифицированы цели равенства полов применительно к конкретной сфере и намечены пути их выполнения. Можно утверждать, что Закон о равенстве 2006 г. расширил основные положения Закона о дискриминации по признаку пола, принятого в 1975 г. В 2008 г. в Великобритании доля трудящихся женщин, находящихся в работоспособном возрасте, составила 70%. Лейбористский кабинет Гордона Брауна продолжал реализовывать политику своего предшественника Тони Блэра. В октябре 2007 г. после отставки Тони Блэра минимальная заработная плата была увеличена и составила 5,52 ф.ст. в час. (Labour Party Election Manifesto 2010). Лейбористский кабинет Гордона Брауна реализовывал рекомендации комиссии «Женщины и работа» (Women and Work), которые предусматривали следующее: - повышение качества работы, выполняемой в течение неполного рабочего дня за счет создания особых фондов; - создание программы «идеального предпринимательства», включающей множество шаблонов гендерного равенства, в том числе одинаковую оплату за равноценный труд; - увеличение количества возможностей работы по «плавающему» графику для родителей, имеющих детей до 6 лет и детей с ограниченными возможностями здоровья; - определение и законодательное закрепление возможностей работы по «плавающему» графику для тех британцев, которые ухаживают за больными гражданами на дому. С 1997 г. в Великобритании были обеспечены местами в детских садах более 1 мл детей. Количество детских центров и детских дошкольных учреждений в сентябре 2009 г. составило 3 000 учреждений. Согласно предвыборному манифесту, правительство Гордона Брауна планировало в 2010 г. увеличить количество этих учреждений до 3 500 и обеспечить местами на условиях свободного доступа в эти учреждения детей в возрасте от 2-х лет. В особенности это касалось детей, проживающих в наиболее неблагоприятных районах и социально неблагополучных и незащищенных семьях (Labour Party Election Manifesto 2010). Материнский отпуск с апреля 2007 г. составил 9 месяцев; размер пособия по материнству составил 112,75 ф. ст. в неделю. Правительство Гордона Брауна при этом планировало увеличить отпуск по беременности и родам до одного года. Лейбористы предоставили некоторые финансовые льготы женщинам и семьям с детьми. В апреле 2009 г. правительство предоставило дополнительную финансовую поддержку семьям при помощи программы «Здоровая беременность»; согласно этой программе, будущей матери после 25-й недели беременности предоставлялось пособие в размере 190 фунтов в неделю. Некоторые изменения коснулись и пенсионной системы. Реформа пенсионной системы была связана с возможностью для женщин открывать накопительные счета в рамках федеральной пенсионной системы по их собственному выбору. В 2007 г. вышел Закон о пенсиях, который вводил бенефиции для женщин, ухаживающих за нетрудоспособными членами семьи, в обеспечении дохода по достижении ими пенсионного возраста. Предполагалось, что в результате пенсионной реформы еще большее количество граждан (на 1 мл больше) будут получать вторую пенсию из государственных бюджетных ассигнований, около 90% из них составят женщины (Labour Party Election Manifesto 2010). Лейбористы уделяли серьезное внимание решению проблемы семейного насилия. В 2004 г. был принят Закона о противодействии насилию в семье, затем были введены меры юридической поддержки для жертв насилия на этапе судебного разбирательства, были созданы специальные суды, рассматривающие исключительно дела по домашнему насилию (Labour Party Election Manifesto 2010). Проблема детей занимала одно из центральных мест в социальной политике лейбористского правительства. 28 июня 2007 г. после ухода Тони Блэра в отставку было создано Министерство по делам детей, школ и семей. Сфера деятельности Министерства распространялась на вопросы, касающиеся образования и обеспечения социальной защиты британских граждан в возрасте до 19 лет. В ведении министерства также находились государственные школы Великобритании. Министерство было обязано защищать детей от всех форм насилия и осуществлять надзор за неблагополучными в этом отношении семьями. Министерство по делам детей, школ и семей возглавил Эд Боллс, член кабинета министров. Помимо указанных мер, в июле 2007 г. Гордон Браун высказался о необходимости предоставить каждому ребёнку возможности заниматься спортом 5 часов в неделю. Он утверждал, что необходимо сделать все для того, чтобы спорт занимал важное место в распорядке дня каждого школьника. Вместе с тем, финансовый кризис 2007-2008 гг. оказал существенное влияние на социальную политику лейбористского правительства Гордона Брауна, заставив лейбористов отложить выполнение некоторых ранее данных обязательств относительно семейной и гендерной политики. Одна из наиболее важных проблем, которую унаследовало правительство Брауна от правительства Блэра, - проблема борьбы с бедностью детей. Принимая во внимание тот факт, что количество британских детей, находившихся за чертой бедности, в 1999 г. составило 4,4 мл человек, а это был один из самых высоких показателей среди европейских стран, Тони Блэр пообещал к 2010 г. сократить этот показатель в два раза и в течение 20 лет в принципе ликвидировать проблему бедности детей в Соединенном Королевстве (Socialist Worker online 2008). В период своего пребывания у власти Тони Блэру удалось добиться некоторых успехов в этом отношении. Однако проблемы финансово-экономического характера привели к приостановке этого процесса. В результате в 2006-2007 гг. численность детей, живущих за чертой бедности, ежегодно увеличивалась на 100 000 человек и достигла к концу 2007 года 2,9 мл человек (Socialist Worker online 2008). Для устранения этой ситуации была предложена специальная программа «Сдержать обещание». Правительство внесло в парламент законопроект «Бедность детей» (Child Poverty Bill 2008). Первое чтение в Палате общин состоялось 19 ноября 2009 г., второе - 5 января 2010 г. На конференции женщин Британского конгресса тред-юнионов, состоявшейся в Скарборо в марте 2009 г., делегатки критиковали действия правительства по свертыванию некоторых социальных программ, касающихся вопросов семейной политики. В своих выступлениях делегатки конференции указывали, что намерение правительства Гордона Брауна отложить решение вопроса по увеличению пособия по материнству и расширению прав на гибкую и частичную занятость негативно скажется на намерении кабинета ликвидировать гендерное неравенство в оплате труда. На конференции также обсуждался вопрос трудовой дискриминации матерей; это проявлялось в том, что значительная часть работодателей при обращении в кадровые агентства просили не рассматривать кандидатуры не только беременных женщин и женщин с маленькими детьми, но и вообще женщин детородного возраста. Одним из наиболее дискуссионных вопросов для трудящихся женщин остаётся взаимосвязь между низкой заработной платой женщин и соответствующим риском попасть в социальную категорию бедных граждан. По материалам, приведенным в докладе конференции женщин Британского конгресса тред-юнионов в 2008 г., женщины и дети намного больше, чем мужчины, предрасположены к тому, чтобы пополнить социальную страту бедных (TUC Women’s Conference 2009). 29% трудящихся женщин получают низкую заработную плату, 16,1% - трудящихся мужчин. Среди промышленно развитых стран эти показатели являлись наиболее высокими в Великобритании. В особенности высокий показатель бедности наблюдался у женщин и детей с тёмной кожей и мигрантов из Азии - около 73 % (TUC Women’s Conference 2009). Почти четверть детей в Великобритании в 2007 г. проживала в семье с одним родителем, это связано с неуклонным ростом количества разводов. Всего в Великобритании насчитывалось 1,3 мл одиноких родителей, большинство из которых составляли женщины. Большая часть одиноких родителей (более 60%) проживала не в собственном, а в арендуемом жилье, зачастую не соответствующем минимальным требованиям и стандартам (The Independent 2007). Эти семьи, в отличие от семей с двумя родителями, имели больший риск оказаться за чертой бедности. Однако, поскольку пособия для таких семей достаточно высоки, матери не проявляли должной гражданской инициативы и не были вынуждены искать работу. Лейбористское правительство взяло курс на решение этой проблемы - способствовать инициативе у отсутствующих отцов финансово поддерживать собственных детей. Лейбористы принимали во внимание то обстоятельство, что своеобразный «портрет» одинокой матери претерпел существенные перемены: одинокая мать - образованная женщина, способная устроиться на достойную работу и обеспечивать материально себя и своих детей. Одинокие матери, которые никогда не были замужем, составляли только одну десятую часть всех одиноких матерей. Продолжая начатый Тони Блэром курс на поддержку семьи, в которой оба родителя - трудящиеся, правительство Гордона Брауна планировало следующее: помимо двухнедельного отцовского отпуска, предоставить отцам право брать дополнительный отпуск сроком 26 недель до достижения ребенком 1 года. Эта мера была призвана поспособствовать тому, чтобы дать возможность матери вернуться к работе в более короткие сроки. Таким образом, накануне всеобщих парламентских выборов 2010 г. лейбористское правительство Гордона Брауна в отношении реализации семейной политики не только продолжало политический курс, начатый кабинетами Тони Блэра в 1997 г., но и усилило свою законотворческую деятельность в этом отношении. Помимо законопроекта «Бедность детей», 19 ноября 2009 г. в Палату общин были внесены для первичного обсуждения ещё два законопроекта - «Дети, школы и семьи» и «О правах детей» (Children, Schools and Families Bill 2009-2010). Законопроект «Дети, школы и семьи» был нацелен на достижение следующих результатов: - повышение уровня общего образования; - обеспечение инклюзивной среды для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, возложение на школьные инспекции контролирующих функций относительно этого вопроса; - делегирование полномочий местным властям с целью оптимизации стандартов общего образования; - повышение уровня профессиональной квалификации для учителей (Children, Schools and Families Bill 2009-2010). Консервативная партия Великобритании также в предвыборной кампании 2010 г. обозначила свою политическую позицию в отношении своей семейной политики. Предвыборный манифест консерваторов назывался «Приглашение присоединиться к правительству Великобритании» («Invitation To Join The Government Of Britain») (The Conservative Manifesto 2010) и содержал, наряду с другими внешнеполитическими установками, идеи и принципы организации государственной социальной политики. Традиционно на протяжении всей своей истории консерваторы подчеркивали свою заинтересованность в семейных ценностях и поддерживали идею невмешательства государства в семью и семейную жизнь. Вместе с тем, консерваторы были вынуждены пересматривать свои взгляды в связи с серьезными трансформациями семьи как социального института. Это выразилось в появлении течения «сострадательного консерватизма», которое пропагандировало традиционные в большей степени для лейборизма социальные идеи (The Conservative Manifesto 2010). На партийной конференции консерваторов весной 2008 г. они заявили, что семья находится в центре социальной политики их партии. Председатель Консервативной партии Великобритании Дэвид Кэмерон утверждал, что «дружественная в отношении семьи политика - это консервативная политика, истинно консервативная». «Консервативная партия,- утверждал он,- является партией всех семей - одиноких родителей, разведённых, вдов, и она будет поддерживать все эти семьи» (Family At Heart Of Conservative Policy 2008). В области социальной политики и социальных отношений консерваторы были ориентированы на завоевание нового, традиционного в большей степени для лейбористов, электората. С этим связано усиление их деятельности на сближение с профсоюзами, это проявилось также в участии лидера Консервативной партии на форуме Британского конгресса тред-юнионов. В ходе предвыборной кампании 2010 г. тори неоднократно заявляли, что их партия - это партия «всего общества», что означало отход от исключительно индивидуалистической идеологии тэтчеризма. Консерваторы подвергли резкой критике систему социальной политики и социального обеспечения, сложившуюся за годы пребывания у власти лейбористов (1997-2010 гг.), обещая избирателям поднять качество предоставления социальной помощи различным слоям населения и одновременно сэкономить государственные ассигнования (The Conservative Manifesto 2010). Основные положения предвыборной программы консерваторов в отношении их семейной политики были опубликованы в программном документе в 2008 г. «Корректирующий план социальной реформы» («Repair Plan For Social Reform») и включали следующие меры: - новая система гибкого отпуска для обоих родителей; - «плавающий» рабочий график для родителей, имеющих детей до 18 лет; - комплексная медицинская помощь на дому для семей с новорожденными детьми; - введение системы налогов и пособий с учетом потребностей пар, находящихся в зарегистрированном браке; - система финансового обеспечения детских дошкольных учреждений для обеспечения их конкурентоспособности; повышение социальной ответственности бизнеса (Repair Plan For Social Reform 2008). Выступая на ежегодной конференции Консервативной партии в октябре 2009 г., Дэвид Кэмерон высказался относительно партийной позиции по вопросам семейной политики. Он категорически не принял обвинения в том, что консерваторы не оказывают поддержку неполным семьям. Вместе с этим, Дэвид Кэмерон подверг резкой критике политику лейбористов в отношении института брака, в особенности систему налогов и пособий. Об этом он заявил в интервью газете «Гардиан» (Cameron Welcomes Call For Married Couples’ Tax Break 2007). Дискуссия по вопросам семейной и гендерной политики между консерваторами и лейбористами накануне выборов развернулась достаточно остро; можно утверждать, что это ответвление социальной политики обеих партий представляет собой поле для разного рода дискуссий и обсуждений. Дэвид Кэмерон обвинил лейбористское правительство в том, что оно негативно настроено в отношении проблем семьи; утверждал, что налоговая реформа, предлагаемая консерваторами, таким же образом благотворно повлияет на положение официально зарегистрированных семей, как это происходит в остальных странах Европейского Союза (Family At Heart Of Conservative Policy 2008). Таким образом, накануне парламентских выборов 2010 г. Консервативная партия Великобритании отстаивала идеи социальной справедливости, характерные для идеологической платформы Лейбористской партии; в её программе семейной политики наблюдалось стремление руководствоваться привычными как для традиционных, так и для «новых» лейбористов семейными ценностями, отдавать приоритетные права традиционным семьям. Итак, в результате всеобщих парламентских выборов 2010 года, большинство мест (306 из 649) в нижней палате получила Консервативная партия во главе с ее лидером Дэвидом Кэмероном. Парламентская фракция консерваторов составила 47,1%. К причинам проигрыша правящей к тому времени уже 13 лет партии лейбористов можно отнести не только в достаточной степени спорную социальную политику, не оправдавшую всех надежд британцев, но и некоторые внешнеполитические факторы: втягивание Великобритании Соединенными Штатами Америки в ряд непопулярных локальных войн, принятие Британией на себя роли американского сателлита в международной политике и, как следствие, - фундаментальное исчерпание идеологии «третьего пути». Таким образом, всеобщие парламентские выборы в Великобритании 2010 г. перевернули очередную страницу политической истории страны. На смену Лейбористской партии, правившей в течение 13 лет, пришла коалиция консерваторов и либерал-демократов.
×

About the authors

Lala Alievna Yakubova

Nizhnevartovsk State University

Candidate of Historical Sciences (PhD), Associate Professor, Head of the Department of Document Science and General History

References

  1. Сampbell R. 2007. Gender and Voting in Britain: How Men And Women Think About Politics Today. London, Birkback University.
  2. Labour Party Election Manifesto. 2010. A Future Fair For All // http://news.bbc.co.uk/2/shared/bsp/hi/pdfs/ 12_04_10_labour_manifesto.pdf (2016, 02 мая).
  3. The Conservative Manifesto 2010. Invitation To Join The Government Of Britain. London, 2010.
  4. The Independent. 11.04.2007.
  5. Socialist Workeronline.04.10.2008.
  6. Child Poverty Bill. 2008 // UK Parliament // www.publications.parliament.uk.
  7. TUC Women’s Conference. 2009. Women’s Committee Report.
  8. Children, Schools and Families Bill. 2009-2010 // UK Parliament // www.parliament.uk (2016. 02 мая).
  9. Family At Heart Of Conservative Policy, Says Cameron. 2008 // The Guardian. 15.03.2008.
  10. Repair Plan for Social Reform. 2008. London, Conservative Party.
  11. Cameron Welcomes Call For Married Couples' Tax Break. 2007 // The Guardian. 10.07.2007.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies