ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетентности курсантов в ведомственном вузе в процессе самообразования. Цель работы - доказать, что одним из условий эффективности процесса самообразования курсантов является их активное участие в научно-исследовательской деятельности. Для реализации исследовательских задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение педагогической, методической литературы по проблеме работы; классификация; обобщение педагогического опыта. Основываясь на опыте Пермского института ФСИН России, автор описывает формы научно-исследовательской деятельности курсантов, которые используются в учебном процессе и во внеучебное время. Автор предлагает формировать профессиональную коммуникативную компетентность в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи», включать коммуникативные блоки профильной направленности в циклы общепрофессиональных и профессиональных дисциплин, в программы практик в процессе реализации основной образовательной программы, а также в рамках занятий научно-исследовательской деятельностью. Это связано с тем, что иных лингвистических дисциплин (кроме русского языка и культуры речи), направленных на формирование данных компетенций, в учебных планах нет. Подробно описан процесс развития коммуникативной компетентности курсантов путем организации их научно-исследовательской работы. Предложены упражнения, развивающие готовность курсантов к коммуникации в научной сфере.

Полный текст

Неоспорим тот факт, что коммуникативное образование курсантов ведомственных вузов является неотъемлемой составляющей их профессиональной подготовки (Никитина 2016a: 103). Внутренним содержанием процесса профессионально-личностного становления сотрудника УИС выступает выработка индивидуально-творческого профессионального стиля, а также специфическая самоорганизация личностного образовательно-развивающего пространства, в котором курсант выступает как субъект собственного профессионального развития и содержания предстоящей профессиональной деятельности (Маркелов 2012: 29). В данной ситуации образование не сводится к усвоению знаний. Это скорее изменение внутреннего социально-познавательного статуса курсанта, связанное с личностью в целом. Самообучение является более эффективным, его результаты более прочны, так как обучающийся становится ответственным, и опорой для него служит не оценка преподавателя, а самооценка (Ольховская 2003: 98). Одним из основных направлений совершенствования процесса формирования профессиональной коммуникативной компетентности курсантов является педагогическое сопровождение их самостоятельной работы по саморазвитию коммуникативных умений (Бирюкова 2000: 114). Это достигается вооружением курсантов знанием методики развития процесса формирования коммуникативных умений; побуждением их к самостоятельной работе по развитию коммуникативных умений в ходе усвоения ими не только дисциплины «Русский язык и культура речи», но и других общепрофессиональных и профессиональных дисциплин в рамках основной образовательной программы, а также занятий научно-исследовательской деятельностью. Под самообразованием понимается форма индивидуальной учебной деятельности курсанта, которая направлена на приобретение необходимых знаний, умений, навыков и формирование компетенций, их постоянное совершенствование с целью развития профессионально значимых качеств его личности. Одним из условий эффективности процесса самообразования курсантов является их активное участие в научно-исследовательской деятельности, так как становление научной речи как часть профессиональной компетенции является базой для самообразования: ознакомление с профессиональными публикациями, участие в научной работе и т.д. (Макарова 2014: 113). Организация коммуникативной профессиональной деятельности - это выбор и обоснование процедур коммуникативного характера в профессионально значимых ситуациях, определяющих достижимость целей и эффективность деятельности через умение профессионального общения (Зникина 2005: 78). В Пермском институте ФСИН России научно-исследовательская работа курсантов проводится как в рамках учебного процесса, так и вне его. Научно-исследовательской деятельностью как частью учебного процесса курсанты занимаются при выполнении квалификационных работ (курсовых и дипломных) и в процессе прохождения производственной практики. Научно-исследовательская деятельность во внеучебное время (по собственной инициативе и под руководством преподавателя) является продолжением и углублением образовательного процесса института и организуется непосредственно на кафедрах. К формам научно-исследовательской работы курсантов относится: - работа в научных кружках, научно-исследовательских группах, научном обществе курсантов, индивидуальная исследовательская работа; - подготовка научных докладов, сообщений, рефератов, обзоров по новинкам специальной литературы, передовому опыту функционирования учреждений УИС, пенитенциарных учреждений ближнего и дальнего зарубежья, выступления на заседаниях научных кружков и научных мероприятиях (конференциях, семинарах, конкурсах); - участие курсантов в исследовании различных проблем по индивидуальным планам; - участие в работе кафедральных, общевузовских, межвузовских и международных мероприятий (научные конференции, семинары, круглые столы, смотры, конкурсы, выставки, викторины, олимпиады, интеллектуальные игры и другие мероприятия); - участие во встречах с учеными и практическими работниками УИС, пенитенциарных учреждений ближнего и дальнего зарубежья; - работа по распространению правовых знаний; - подготовка публикаций по результатам проведенных исследований; - выполнение заданий исследовательского характера на кафедре, в период учебной практики, стажировки в практических органах. Одной из основных форм научно-исследовательской работы курсантов института является участие в работе научного кружка или научно-исследовательской группы. Научный кружок создается на каждой кафедре института в целях углубления знаний по изучаемым дисциплинам в соответствии со специализацией вуза, привития курсантам навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, развития аналитических способностей, коммуникативной компетентности, способствует овладению диалектическим методом познания, методологией и методикой научных исследований. На заседаниях научного кружка проводятся беседы с курсантами, определяется уровень их подготовки, круг интересов, оказывается помощь в выборе темы исследования, подборе литературы; организуется обучение членов кружка методике исследований, знакомство с новейшей литературой по профилю научного кружка и теме исследования; заслушиваются доклады и сообщения курсантов по исследуемым темам, отчеты о результатах проделанной ими научно-исследовательской работы; организуются встречи с практическими работниками; проводятся диспуты, викторины, конкурсы; осуществляется просмотр тематических фильмов и т.д. Наиболее подготовленные курсанты, проявившие склонности к научно-исследовательской деятельности, могут привлекаться к работе в научно-исследовательских коллективах (группах), которые создаются при кафедрах для проведения исследований по темам, предусмотренным планами научно-исследовательской деятельности института и кафедр. Кроме того, в институте существует научное общество курсантов - добровольная самодеятельная организация курсантов, принимающих активное участие в научно-исследовательской работе и успешно сочетающих ее с учебной деятельностью. Члены научного общества курсантов не только участвуют в научно-исследовательских мероприятиях (конференциях, круглых столах, семинарах, интеллектуальных играх), в заседаниях кружков, научно-исследовательских групп, но и оказывают непосредственную помощь в проведении научно-исследовательских мероприятий (конференций, круглых столов, семинаров, интеллектуальных игр). Мы полагаем, что научно-исследовательская деятельность курсантов способствует развитию их коммуникативной компетентности (рис. 1). Рассмотрим данный процесс подробнее. В результате изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» в Пермском институте ФСИН России у курсантов I курса сформированы коммуникативные компетенции на пороговом и/или повышенном (первичном и репродуктивном) уровне, тем самым заложена база для совершенствования коммуникативной компетенции и формирования профессиональной коммуникативной компетентности. В процессе дальнейшего освоения соответствующих основных образовательных программ происходит развитие данных компетенций до продуктивного и творческого уровня. Для этого нами предлагается включение коммуникативных блоков профильной направленности в циклы общепрофессинальных и профессиональных дисциплин, а также в программы практик (Никитина 2015a; Никитина 2015b: 92). Кроме того, в связи с тем, что на аудиторных занятиях в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» научному стилю речи отводится небольшое количество часов, мы предлагаем в рамках научно-исследовательской деятельности курсантов на первом этапе развития коммуникативной компетентности проведение цикла занятий, посвященных лексическим, морфологическим и синтаксическим особенностям научного стиля речи, жанровой специфике, особенностям письменной и устной форм речи. На занятиях рассматривается методика подготовки устного выступления (от планирования и подготовки доклада до непосредственной его реализации) и методика написания научных статей (правила оформления текста статьи, составления аннотации, библиографического списка и подбора ключевых слов). Данные занятия могут проводить курсанты старших курсов, имеющие опыт подготовки научных докладов и публикаций. Рис. 1. Процесс развития коммуникативной компетентности курсантов путем организации их научно-исследовательской работы В качестве примеров предлагаем упражнения, развивающие готовность к коммуникации в научной сфере и способность выбирать нужные формы и средства коммуникативного взаимодействия в зависимости от ситуации общения. Упражнение 1. Прочитайте словосочетания, соблюдая орфоэпические нормы. Анализ генезиса, включим в перечень, доцент кафедры, интересный коллоквиум, каталог файлов, краевой диспансер, курсы по ветеринарии, латентная преступность, научная стезя, научные термины, необычный ракурс, облегчит задачу, патент на изобретение, поставить дефис, ценовая политика, экскурс в историю вопроса, языковая компетенция, яркий феномен. Упражнение 2. Выберите предложения, предпочтительные для научного стиля речи. Свой ответ обоснуйте. 1. Этот исследователь неправильно решает проблему / Трудно согласиться с исследователем, предложившим данное решение проблемы. 2. Когда я исследовал.., то обнаружил… / При исследовании ... было обнаружено… 3. Автор данной работы полагает, что… / Автор данной работы думает, что... 4. Вряд ли можно согласиться с данным подходом / Этот подход, конечно, неправильный… 5. В чем новизна предлагаемого автором проекта? / А что нового он здесь предлагает? Упражнение 3. Сравните фрагменты из лингвистической литературы научного и популярного характера и определите, в каком случае адресат текста - специалист, а в каком - массовый, неподготовленный читатель? 1. «Что мы подразумеваем под словом “язык”? Один говорит, то есть, двигая губами и языком, “издает звуки разной высоты и силы”. Другой слушает и понимает, то есть при помощи этих звуков узнает мысли своего собеседника. Вот это явление мы и называем “языком”» (Г. Успенский). 2. «Язык представляет собою сложную систему... Система языка устроена таким образом, что единицы языка, например предложение, слово, звук, взаимно соотносимы» (А. Волков, И. Хабаров). 3. «Язык - это совокупность и система знаковых единиц общения в отвлечении от языкового материала, в их коммуникативной готовности; это знаковый механизм общения» (Ф. Березин, Б. Головин). 4. «Язык - совокупность средств речевого взаимодействия людей» (T. Рахманин). Упражнение 4. Познакомьтесь с аннотациями. Из каких структурных частей они состоят? Какие языковые конструкции используются для ввода каждой из них? 1. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.В. Воробьева. - Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2011. - 122 с. Пособие призвано помочь студентам и курсантам в освоении основных понятий современной теории культуры русской речи, в развитии внимания к своей и чужой речи, в овладении культурно-речевыми навыками. В пособии представлены различные типы языковых норм, описаны стили современного русского языка и их жанры, освещены проблемы ораторского искусства и делового этикета сотрудника уголовно-исполнительной системы. Пособие предназначено для студентов и курсантов высших учебных заведений. 2. Токарева Т.П. Тесты по русскому языку: Учеб. пособие. - Екатеринбург, 2000. - 140 с. Пособие содержит тесты, предназначенные для проверки знания орфографических, пунктуационных и речевых норм русского литературного языка. Адресовано школьникам, абитуриентам, всем желающим повысить уровень грамотности. На втором этапе курсанты при непосредственном руководстве профессорско-преподавательского состава кафедры осуществляют подготовку научных докладов, сообщений, рефератов. На третьем этапе заслушиваются и обсуждаются доклады и сообщения курсантов по исследуемым темам на заседаниях научных кружков (где обсуждается не только научная составляющая, но и проводится анализ достоинств и недостатков выступления с точки зрения сформированности коммуникативной компетентности курсанта-докладчика. Это может быть организовано в формате ролевой игры «Научная конференция» по заранее разработанному сценарию) и научных мероприятиях (конференциях, семинарах, конкурсах) различного уровня (кафедральных, общевузовских, межвузовских и международных) с последующей подготовкой публикаций по результатам проведенных исследований. Таким образом, занятие курсантов научно-исследовательской деятельностью способствует формированию личности курсанта ведомственного высшего учебного заведения, который сможет свободно ориентироваться в межличностных отношениях, приобретет социальную самостоятельность, станет мобильным и квалифицированным, умеющим принимать сложные служебно-производственные решения и эффективно обмениваться информацией в различных ситуациях общения в своей будущей профессиональной деятельности.
×

Об авторах

Т. В. Никитина

Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний России.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Список литературы

  1. Бирюкова М. В. 2000. Педагогические условия формирования коммуникативных умений курсантов военных вузов в учебной деятельности: Дис. … канд. пед. наук. Серпухов.
  2. Воробьева Т. В. 2012. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. Пермь: ФКОУ ВПО Пермский институт ФСИН России.
  3. Зникина Л. С. 2005. Профессионально-коммуникативная компетенция как фактор повышения качества образования менеджеров: Дис. … д-ра пед. наук. Кемерово.
  4. Макарова Л. С. 2014. Развитие навыков научной речи у студентов-иностранцев, изучающих русский язык на продвинутом этапе обучения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология 4 (146), 112-116.
  5. Маркелов С. В. 2012. Научно-исследовательская работа как составляющая системы инновационного образования в вузах ФСИН России // Вестник Пермского института ФСИН России 1 (5), 29-31.
  6. Никитина Т. В. 2015a. Коммуникативный подход как методологическая основа высшего образования // Инновации в образовании 10, 88-92.
  7. Никитина Т. В. 2015b. Компетентностный подход как методологическая основа высшего образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Т. 3, 2 (62), 88-92.
  8. Никитина Т. В. 2016a. Классификация современных подходов к формированию профессиональной коммуникативной компетенции в вузе // Профессиональное образование в России и за рубежом 3 (23), 102-109.
  9. Никитина Т. В. 2016b. Целевые ориентиры изучения курса «Русский язык и культура речи» курсантами вузов ФСИН России // Юридическое образование и наука 3, 66-71.
  10. Ольховская Т. И. 2003. «Я - будущий профессионал» // Высшее образование в России 6, 98-99.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах