ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН-РЕСУРСОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

С введением новых федеральных образовательных стандартов в высшей школе компетентностный подход становится ведущим в образовании. Задача преподавателя - организовать учебный процесс так, eq чтобы студенты научились получать, перерабатывать и eq использовать eq большой объем полезной информации, т.е. все больше часов отводится на самостоятельную работу. Предмет рассмотрения данной статьи - вопросы формирования информационно-коммуникационной компетентности у бакалавров - будущих учителей английского языка посредством активного внедрения ИКТ-технологий. Автор делится опытом организации самостоятельной работы студентов с бесплатными инструментальными онлайн-программами. Студенты становятся более автономными в создании образовательного контента и взаимодействии с другими участниками процесса обучения. Преподаватель выступает в качестве модератора учебной деятельности, осуществляет «обратную связь». В статье представлен широкий обзор ИКТ-технологий с использованием онлайн-ресурсов, которые помогут будущим учителям освоить важные компьютерные программы при планировании уроков английского языка на разных ступенях обучения: разработка «облаков слов», интеллект-карт, комплекса интерактивных упражнений и тестов-тренажеров, составление учебных кроссвордов и мультимедийных презентаций и др. Использование онлайн-ресурсов в процессе решения профессионально-ориентированных методических задач обеспечивает развитие информационной культуры студентов, способствует формированию навыков творческого саморазвития.

Полный текст

Современное российское общество характеризуется значительными социально-экономическими переменами, связанными с комплексным внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы производства, культуры и науки. Особую значимость приобретает информатизация образования, которая рассматривается как «целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования технологией и практикой создания и оптимального использования учебно-методических, программно-технологических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационно-коммуникационных технологий, применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях» (Роберт 2005: 21). Под термином «информационно-коммуникационные технологии» понимается «система методов и способов ввода, обработки, хранения, поиска и передачи информации в компьютерных сетях» (Сысоев 2012: 5). В поиске оптимальной, эффективной модели подготовки компетентного выпускника, мобильно реагирующего на требования меняющегося мира, социума и общества в целом, профессия заставляет педагога все чаще обращаться к ИКТ-технологиям (Путистина 2016: 163). Интернет-ресурсы являются бесценной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования студентов, удовлетворения их личных и профессиональных интересов и потребностей. Важно организовать обучения в вузе так, студенты научились получать, оценивать и в деятельности объем полезной Есть замечательная английская поговорка: «Don’t give your children a fish, but teach them how to fish» - Не давайте детям рыбу, но научите их рыбачить! Она отлично отражает цель обучения, которую должен ставить современный преподаватель перед собой, - научить обучающихся из огромного количества ресурсов находить самое нужное и интересное для усвоения неродного языка. Задача современного образования - не просто дать знания студентам, а научить их самостоятельно приобретать и развивать умения и навыки в ходе выполнения практических задач, помочь им почувствовать себя уверенно в новых ситуациях. Мобильность, конструктивность, самостоятельность, готовность к переменам - важные качества современных выпускников-бакалавров (Павлова 2016: 77). Иными словами, инновационные процессы в современном образовании обуславливают переход от сообщения студентам готовых знаний к развитию у них умения добывать самостоятельно полезную информацию, т.е. дополнение «знаниевой» парадигмы педагогического процесса «компетентностной» парадигмой, переход от «сообщающих» к интерактивным методам обучения, что соответствует требованиям современных ФГОС (Федеральный государственный ...). В свете последних требований к подготовке специалистов, образование рассматривается не как способ передачи информации и знаний, а как «общественный институт, формирующий компетенции, которые способствуют становлению личности студента как активного субъекта учебной деятельности и позволяют ему инициировать и управлять процессом обучения, стремиться к непрерывному образованию и самосовершенствованию» (Захарова 2003: 79). В условиях информатизации образования основным направлением подготовки бакалавров - будущих учителей английского языка является развитие их информационно-коммуникационной компетентности. П. В. Сысоев и М. Н. Евстигнеев определяют ИКТ-компетентность как «способность учителя использовать интернет-ресурсы, социальные сервисы Веб.2.0 и другие технологии с целью формирования языковых навыков и развития речевых умений при обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка» (Сысоев, Евстигнеев 2011: 17). Активизация внедрения ИКТ в учебный процесс и новые требования, предъявляемые к выпускникам вузов, требуют поиска новых подходов к разработке методов преподавания, организации самостоятельной работы студентов, проверке качества и результативности их обучения. Новые ФГОС требуют пересмотра способа приобретения знаний студентами в условиях смешанного (очно-дистанционного) обучения и поиска оптимального соотношения объема аудиторной учебно-познавательной деятельности студентов (под непосредственным управлением со стороны преподавателя) и внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуально или в малых группах, при опосредованном руководстве преподавателя - обсуждение в блоге, практические рекомендации, рефлексия). ИКТ-технологии приобретают все большую популярность в практике обучения иностранному языку. Это может быть обусловлено следующими причинами: · большинство вузовских библиотек имеют свободный доступ в сеть; · современное поколение студентов чувствует себя уверенно и привычно, самостоятельно перемещаясь по разным сайтам и веб-страницам, причем интеграция Интернета в обучение возможна с использованием телефонов, ноутбуков, планшетов; · интернет-ресурсы предлагают широкие возможности организации как индивидуальной, так и совместной работы студентов, разделенных географически; · интернет-технологии располагают новыми возможностями проверки и оценки знаний обучающихся (с их помощью можно создавать интерактивные задания, тренажеры, тесты, где сразу виден результат выполненной работы). Тенденция развития высшей школы такова, что все больше и больше часов отводится на самостоятельную работу студентов, что подразумевает умение преподавателя организовать эту работу. Формирование навыков самостоятельной работы и учебной автономии является важным этапом использования онлайн-технологий в обучении английскому языку. В сети Интернет будущему учителю представлен широкий выбор педагогических и методических технологий с использованием онлайн-ресурсов. Главные критерии выбора инструментальных программ в сфере образования - доступность, распространенность, простота использования, стремление к упрощению рабочей оболочки (Сысоев, Евстигнеев 2010: 74). Приведем примеры проблемных профессионально-ориентированных задач в рамках дисциплины «Методика обучения и воспитания», которые помогают студентам-бакалаврам освоить важные компьютерные программы и гарантируют формирование информационно-коммуникационной компетентности. Самостоятельная работа с электронными ресурсами включает выполнение следующих заданий: 1. Индивидуальная или коллективная разработка аннотированного каталога интернет-ресурсов по обучению разным видам речевой деятельности и публикация материалов на виртуальной доске (сервис padlet.com). Как правило, студенты работают в малых группах сотрудничества, т.к. в этом случае возможно редактирование информации несколько раз двумя-тремя студентами. 2. Совместное создание и редактирование ментальной карты (с помощью сервисов Mindomo; bubbl.us; iMindMap9; spiderscribe.net), которая наглядно отражает логику мышления студентов в рамках изучаемой темы и позволяет хранить большие куски информации: новые слова, грамматические правила и структуры, страноведческую информацию об англоговорящих странах, фактическую информацию из фабульных текстов при их пересказе. 3. Создание «облаков слов» (с помощью сервисов www.wordle.net, www.tagul.com, www.worditout.com) и разработка комплекса упражнений по их использованию на уроке для формирования рецептивных и продуктивных фонетических, лексико-грамматических навыков и речевых умений (при обучении говорению «снизу вверх» и «сверху вниз»). Ключевые слова, зафиксированные в одном привлекательном рисунке, выступают в качестве вербальных опор-стимулов, которые помогают студентам без особого труда восстановить общий смысл прочитанного/прослушанного текста (реконструировать текст-образец) или удерживать в памяти собственное монологическое высказывание в рамках изучаемой лексической темы. Иными словами, это один из способов научить студентов логически и последовательно формулировать мысли в устной и письменной форме. 4. Составление учебного интерактивного кроссворда (на онлайн-сервисе «Фабрика кроссвордов» http://puzzlecup.com/crossword-ru/ или www.hotpotatoes.net, www.theteacherscorner. net) - для использования его в дальнейшем на занятии в качестве интеллектуальной паузы (а не как форму контроля). Это задание стимулирует познавательную активность, развивает логическое мышление, творческие способности и эрудицию будущих учителей, учит их четко, логично и лаконично выражать свои мысли (совершенствует дискурсивную компетенцию), повышает грамотность (что немаловажно, т.к. компьютер практически вытеснил письмо из нашей повседневной жизни). Для обучающихся разгадывание тематического кроссворда на занятии, с одной стороны, станет повторением изученной лексики, с другой стороны, это еще и практика в чтении (с общим охватом содержания, если студенты сами читают дефиниции ключевых слов) или в понимании иноязычной речи на слух (преподаватель читает определения слов, зашифрованных в кроссворде - глобальное аудирование). 5. Разработка фрагмента урока с использованием интерактивных заданий (с помощью сервиса www.learningapps.org/) и обоснование эффективности выбранного упражнения: на составление слов из букв, на выбор ответа (одного или нескольких), на установление соответствия изображений с названиями, аудио или видео, на заполнение пропусков в тексте и др. Интерактивные задания предполагают реализацию когнитивного и дифференцированного подхода (создаются упражнения разной степени сложности). Они отлично подходят для кабинетов, оборудованных интерактивными досками, где есть функция тактильного управления. Более того, затрачивается минимум времени на уроке, и обучающиеся имеют возможность сразу видеть правильность выполнения задания или получить справку. 6. Разработка языковых тестов-тренажеров (посредством инструментальной программы testonline.pad.com или www.hotpotatoes. net) с целью контроля позволяет: - экономить время; - снимать отрицательный психологический «ошибкобоязнь»; - максимально объективно оценивать результаты (по определенной шкале) и прогнозировать прогресс; - статистическую информацию в изучения каждой темы. Анализируя ошибки студентов, верные/неверные ответы, подсказкам, объем времени, затраченный на определенные задания, преподаватель делает вывод о степени сформированности студентами знаний. 7. Создание интерактивных мультимедийных презентаций с нелинейной структурой (сервис prezi.com http://oprezi.ru/) и публикация материалов на сервисах calameo.com или slidashare.com, озвучивание презентаций PowerPoint с помощью бесплатного звукового редактора Audacity. Преимущества использования мультимедийных презентаций на уроках английского языка: - это одно из визуальных средств представления языкового материала, позволяющее объединять текстовую информацию, анимацию, аудио- и видеоряд; - гипертекстовая творческая организация большого объема информации позволяет соединять электронные тексты и их фрагменты с помощью системы гиперссылок и тем самым работать одновременно с несколькими ресурсами (Титова 2003: 213); - использование различных каналов восприятия информации на уроке обеспечивает развитие основных видов речевой деятельности - аудирование, чтение, говорение. 8. Разработка сценариев викторин страноведческого характера для контроля грамматических навыков говорения (с помощью сервисов http://www.jeopardylabs.com). Это игры типа телешоу «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером?», когда при правильном ответе играющие получают сумму баллов, равную цене вопроса. Они, как правило, проводятся после завершения изучения темы и являются своеобразным смотром знаний («контроль без видимого контроля» - термин профессора Е. И. Пассова). 9. Создание индивидуальных учебных блогов (на платформах WordPress - http://wordpress.org, Blog.com - http://blog.com, Blogger - http://www.blogger.com) - персонального информационного пространства пользователя (по сути электронного портфолио), на котором студенты публикуют фрагменты уроков, разрабатываемые при подготовке к семинарским занятиям, справочные материалы и средства наглядности, презентации, комплексы упражнений, интересные ссылки, фото- и видеоматериалы для комментирования их одногруппниками. Ведение блогов - это возможность реализовывать интерактивный характер обучения и развивать коммуникативную компетенцию, в том числе с носителями языка из разных англоговорящих стран (которые также могут оказаться пользователями). Благодаря использованию блогов в работе со студентами активизируется познавательная деятельность, повышается уровень творческой самореализации, совершенствуется навык поиска и анализа информации, формируются навыки критического мышления, автономной работы (Ажель 2012: 371). 10. Создание звуковых подкастов (при помощи бесплатных программ аудиозаписи Audacity http://audacity.sourceforge.net/ или Podomatic https://www.podomatic.com/) и размещение их в индивидуальных блогах. Подкасты выступают не только как средство развития умений аудирования, но и как инструмент совершенствования навыков говорения студентов (при обучении «сверху вниз»). Профессионально направленное содержание всех приведенных заданий активно развивает коммуникативно-профессиональные качества будущих учителей, готовит их к успешному прохождению педагогической практики. Преимущество использования свободных электронных ресурсов заключается в возможности привлечения всех студентов для участия в учебном процессе в качестве активных создателей образовательного контента. В центре педагогического процесса оказывается студент, который становится более автономным (с точки зрения управления учебным процессом) и более активным в создании учебной информации и взаимодействии с другими участниками процесса обучения (Шишковская 2011: 15). Преподаватель выступает в качестве модератора учебной деятельности, он осуществляет «обратную связь»: консультирует студентов в случае возникновения каких-либо сложностей, оценивает работы, выполненные студентами, дает советы и рекомендации по углублению знаний. Использование онлайн-ресурсов обеспечивает реализацию ведущих дидактических принципов обучения иностранному языку: · принцип сознательности - студентам предоставлена большая свобода действий, преподаватель лишь направляет их работу; · принцип активности - каждый студент сам выбирает время и направление для разработки интерактивных заданий, наполняет задания контентом, регулирует темп выполнения заданий; · принцип наглядности - интернет-среда позволяет студентам оформить свой речевой продукт в визуально доступной форме; · принцип развивающего обучения - неограниченность онлайн-ресурсов расширяет общий лингвистический кругозор будущих учителей, культурологические знания и навыки; · принцип посильности и доступности - наличие разноуровневых материалов позволяет как преподавателю, так и студентам выбирать материал, соответствующий их уровню коммуникативной компетенции. Преподавание английского языка с помощью ИКТ позволяет студентам приобрести навыки работы с информацией (поиск, анализ, структурирование, обработка, редактирование, передача) и развивает их автономию, т.е. «способность к принятию решений, осознанию ответственности, рефлексивной оценке анализу учебной деятельности, обеспечивающей адекватный выбор коммуникативно-когнитивных стратегий при самостоятельном решении коммуникативных задач в процессе взаимодействия с другими субъектами» (Путистина 2007: 313). Итак, обучение иностранному языку с использованием интернет-ресурсов интересно своей новизной, актуальностью, креативностью. Работа с помощью ИКТ способствует повышению мотивации студентов к использованию постоянно обновляющихся образовательных технологий, развитию ИКТ-активности, самоактуализации в быстро меняющемся информационном мире. Конечно, невозможно использовать в образовательном процессе только материалы Интернета, однако правильно организованная, планомерная работа студентов-бакалавров с инструментальными программами поможет сформировать их автономию и устойчивую потребность в самообразовании, что является одной из ключевых компетенций большинства современных образовательных программ.
×

Об авторах

Е. А. Павлова

Нижневартовский государственный университет

доцент кафедры лингвистики и перевода

Список литературы

  1. Ажель Ю. П. 2012. Использование технологий ВЕБ 2.0 в преподавании иностранных языков // Молодой ученый 6, 369-371.
  2. Захарова И. Г. 2003. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия».
  3. Павлова Е. А. 2016. Интеллектуально-нагруженные задания как важный фактор развития коммуникативной компетенции обучающихся на уроках английского языка // Нижневартовский филологический вестник 1, 76-83.
  4. Путистина О. В. 2007. Использование интерактивных форм работы как один из способов развития коммуникативно-когнитивной автономии студентов на продвинутом этапе обучения иностранному языку // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 14, 37, 312-315.
  5. Путистина О. В. 2016. Из опыта использования информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка // Рогозина И. С. (отв. ред.). Multicultural World: challenges of mutual understanding (Мультикультурный мир: проблемы взаимопонимания): Материалы международной научно-методической конференции. Сыктывкар: Изд-во СГУ, 161-166
  6. Роберт И. В. 2005. Основные направления информатизации образования в отечественной школе // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования 5, 19-27.
  7. Сысоев П. В. 2012. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе 2, 2-9.
  8. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. 2010. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. Ростов-на-Дону: Феникс; Москва: Глосса-Пресс.
  9. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. 2011. Компетенция учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий: определение понятий и компонентный состав // Иностранные языки в школе 6, 16-20.
  10. Титова C. B. 2003. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков. Москва: Изд-во Моск. ун-та.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт для высшей школы. URL: http://www.akvobr.ru/fgos_dla_vysshei_shkoly.html (2017. 18 янв.).
  12. Шишковская Ю. В. 2011. Развитие учебной компетенции студентов технического вуза посредством технологий веб 2. 0 // Вестник Томского государственного педагогического университета 6, 14-16.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.