АКТУАЛЬНЫЕ УРОВНИ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5-6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Роль физического воспитания в формировании личности детей часто оказывается недооцененной. В этой связи была предпринята попытка изучить актуальные уровни и особенности взаимосвязи показателей физического и умственного развития дошкольников. В исследовании приняли участие 50 детей 5-6 лет, посещающих МБДОУ № 14 «Березка» г. Ханты-Мансийска. В исследовании использовались методы анализа научно-методической литературы, педагогического и психологического тестирования, методы математической статистики. Анализ актуальных уровней развития физических качеств показал, что лишь сила ног в тесте «прыжок в длину с места» демонстрирует достаточный уровень своего развития (суммарная доля результатов уровней «выше среднего» и «высокий» составила 60,7%). Средний уровень зафиксирован в метании мяча на дальность правой рукой - 31,4%, в наклоне вперед с измерением глубины - 56,8%, в беге на 300 м - 35,3%. Ряд показателей продемонстрировал перевес в сторону уровней «ниже среднего» и «низкий». Так, в метании мяча на дальность левой рукой суммарный показатель этих уровней составил 78,4%, в подъеме туловища за 30 сек. - 70,6%, в беге на 300 м - 53%, в беге на 30 м - 64,7%. По результатам исследования умственного развития показатель среднего уровня попадает в диапазон от 25 до 50%, т.е. наблюдается норма с точки зрения статистики. Но если 30% показателей попадают в диапазон среднего уровня, то распределение по уровням других показателей должно быть поровну: как в сторону уровня высокого и выше среднего, так и в сторону уровня низкого и ниже среднего. Однако в нашем случае обнаруживается перевес в сторону уровней «низкий» и «ниже среднего», где суммарный показатель наглядно-образного мышления по общепринятой методике составил 58%, показатель словесно-логического мышления по общепринятой методике - 46%, показатель наглядно-образного мышления по модифицированной методике - 57%, показатель словесно-логического мышления по модифицированной методике - 47%. Для определения взаимосвязи показатели умственного развития были сопоставлены с результатами выполнения детьми двигательных тестов. Достоверная степень корреляции была выявлена между показателем силы мышц левой руки и наглядно-образным мышлением (rs = 0,394). При этом в отношении других взаимосвязей показателей умственного и физического развития был обнаружен большой разброс коэффициента корреляции, который расположился преимущественно в переделах от 0,03 до 0,394. Анализ взаимосвязей физического и умственного развития, имея теоретически обоснованное взаимовлияние, демонстрирует отсутствие таких связей на практическом уровне. Решение данной проблемы, как показывает наш эмпирический опыт, лежит в плоскости систематического включения в практику физического воспитания дошкольников упражнений и двигательных заданий спортивно-игрового характера с акцентом на мыслительные процессы.

Полный текст

Педагогическая наука традиционно рассматривает физическое воспитание как средство укрепления здоровья и физического совершенствования детей, игнорируя при этом важную роль двигательной деятельности в формировании интеллектуального потенциала ребенка. Практика работы дошкольных учреждений г. Ханты-Мансийска показывает, что в старшем дошкольном возрасте приоритеты отдаются умственному развитию. Необходимость подготовки ребенка к школе формирует соответствующий учебный процесс по типу школьного образования с традиционным комплексом дополнительных занятий (обучения чтению, письму, иностранному языку). При таком положении дел умственное развитие формируется в отрыве от развития других свойств и качеств человеческой личности. За последнее время опубликован ряд исследовательских работ, направленных на выявление возможных взаимосвязей траекторий физического и умственного развития детей дошкольного возраста (Спирина 2000; Дворкина 2002; Стародубцева 2004; Деханова 2008; Кособуцкая 2009; Трофимова 2010; Щербакова 2011). При анализе данных работ обнаруживаются расхождения в полученных результатах, что приводит к необходимости дальнейшего изучения данной проблемы. Так, в исследовании О. С. Трофимовой разброс коэффициента корреляции между индексами физических способностей и мышления детей 6-7 лет расположился в пределах от 0,198 до 0,823. При этом наиболее высокая степень взаимовлияния зафиксирована в интервале от 0,483 до 0,823 (Трофимова 2010). В диссертационном изыскании Г. В. Кособуцкой изучаемые методы психодиагностики имели высокие значения корреляций с результатами физической подготовленности дошкольников, которые расположились в пределах от 0,604 до 0,929 (Кособуцкая 2009). В исследовании Н. И. Дворкиной разброс коэффициента корреляции расположился в пределах от 0,07 до 0,800 (Дворкина 2002). Исходя из вышеизложенного, была предпринята попытка изучить актуальные уровни и особенности взаимосвязей показателей физического и умственного развития детей 5-6 лет, посещающих детский сад № 14 «Березка» города Ханты-Мансийска. На первом этапе было проведено исследование на определение уровней физического развития, в котором приняли участие 50 детей 5-6 лет, посещающих старшую группу ДОУ г. Ханты-Мансийка. В представленном исследовании физическое развитие соотносилось с уровнями развития кондиционных и координационных физических качеств. Группа двигательно-кондиционных качеств была представлена тестами «метание мяча на дальность правой и левой рукой» (сила мышц рук), «подъем туловища за 30 сек.» (сила брюшных мышц), «наклон вперед из положения сидя» (гибкость), «бег на 300 м» (выносливость), «бег на 30 м» (быстрота), «прыжок в длину с места» (сила мышц ног). Группа двигательно-координационных способностей, характеризующих реакции организма на изменяющиеся условия двигательного действия, была представлена тестами: «челночный бег 3*10 м», «бег по номерам 3*5 м», «бег змейкой 10 м», «бег с изменением направления». Уровневое оценивание физических качеств для двигательно-кондиционных тестов осуществлялось по нормам общероссийского мониторинга для учреждений дошкольного образования (Вайсвалавичене 2015). Тесты психофизического развития, связанные с реакциями на изменение условий скорости, направления движения, в значительной мере отражают уровни и особенности психофизиологических способностей организма дошкольника. Единичные и разрозненные примеры использования отдельных тестов данной группы в практике физического воспитания и спорта не позволили дать системную уровневую оценку развития данных способностей. Для решения этой проблемы на основе сигмальных отклонений исследуемой выборки (n = 50) были разработаны экспериментальные нормы уровневой оценки психофизического развития по группе двигательно-координационных тестов (табл. 1). Таблица 1 Примерные оценочные уровни двигательно-координационного развития дошкольников 5-6 лет Тесты Уровень двигательно-координационного развития Высокий (5 баллов) Выше среднего (4 балла) Средний (3 балла) Ниже среднего (2 балла) Низкий (1 балл) Бег по номерам 5*3 м (сек.) 16,3 и ниже 16,4-20,3 20,4-24,4 24,5-28,4 28,5 и выше Бег змейкой 10 м (сек.) 4,8 и ниже 4,9-5,5 5,6-6,4 6,5-7,1 7,2 и выше Челночный бег 3*10 м (сек.) 9,6 и ниже 9,7-10,7 10,8-12,8 12,9-13,9 14 и выше Бег с изменением направления (сек.) 19,2 и ниже 19,3-21,3 21,4-25,4 25,5-27,5 27,6 и выше Таблица 2 Уровни физического развития дошкольников 5-6 лет МБДОУ № 14 г. Ханты-Мансийска (n = 50) Тесты Уровень физического развития Двигательные (двигательно-кондиционные) Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий Метание мяча на дальность (сила мышц рук) правая 19,6% 11,7% 31,4% 13,7% 23,6% левая 2,0% 0% 19,6% 17,6% 60,8% Подъем туловища за 30 сек. (кол-во раз) 19,6% 2% 7,8% 19,6% 51% Наклон вперед из положения сидя (в см) 5,9% 15,7% 56,8% 9,8% 11,8% Бег на 300 м (в мин) 0% 11,7% 35,3% 45,1% 7,9% Бег на 30 м (в сек.) 0% 9,8% 25,5% 39,2% 25,5% Прыжок в длину с места (в см) 45,0% 15,7% 13,7% 19,7% 5,9% Окончание таблицы 2 Психофизические (двигательно-координационные) Челночный бег 3*10 м (в сек.) 0% 10,4% 68,7% 10,4% 10,4% Бег по номерам 5*3 м (в сек.) 0% 10,7% 50% 39,3% 0% Бег змейкой 10 м (в сек.) 4,2% 14,5% 54,2% 22,9% 4,2% Бег с изменением направления (в сек.) 0% 20,8% 60,4% 14,6% 4,2% Анализ актуальных уровней развития физических качеств показал, что лишь сила ног в тесте «прыжок в длину с места» демонстрирует достаточный уровень своего развития (суммарная доля результатов уровней «выше среднего» и «высокий» составила 60,7%). Средний уровень зафиксирован в метании мяча на дальность правой рукой - 31,4%, в наклоне вперед с измерением глубины - 56,8%, в беге на 300 м - 35,3%. Ряд показателей продемонстрировал перевес в сторону уровней «низкий» и «ниже среднего». Так, в метании мяча на дальность левой рукой суммарный показатель этих уровней составил 78,4%, в подъеме туловища за 30 сек. - 70,6%, в беге на 300 м - 53%, в беге на 30 м - 64,7%. Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что проживание в гипокомфортных условиях Среднего Приобья оказывает определенное негативное влияние на физическое развитие дошкольников. В этих условиях у детей дошкольного возраста отмечается низкая двигательная активность, которая может вызывать неблагоприятные изменения в физическом развитии, физической подготовленности и состоянии здоровья. Режим двигательной активности не компенсируется организованными формами занятий физическими упражнениями. Он ограничен климатическими условиями проведения их на открытом воздухе (в северных районах на занятия в зале отводится от 90 до 98% общего времени) (Снигур 2010). На втором этапе нами было проведено исследование на определение уровневой оценки умственного развития, в котором приняли участие 50 детей 5-6 лет, посещающих старшую группу МБДОУ № 14 «Березка» г. Ханты-Мансийка. Изучение умственного развития прочно вошло в практику деятельности образовательных учреждений, несмотря на отсутствие единства этого понятия. В психолого-педагогических трудах авторы прибегают к терминам «обучаемость», «умственное развитие», «интеллект», «познавательное (когнитивное) развитие», «интеллектуальное развитие». Несмотря на расхождение в подходах к данному понятию, мы взяли за основу определение, трактующее «умственное развитие» как совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием: среды, специально организованных воспитательных и обучающих воздействий, а также собственного опыта ребенка. Об умственном развитии ребенка судят по объему, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (Козлова и др. 2007). В нашем случае использовалась категория «мышление», являющаяся доминирующей в психических познавательных процессах. Оценка умственного развития требует особой тщательности. Особенно в нашем случае, когда мы определяем не просто умственное развитие, а умственное развитие в прикладном значении к спорту. Поэтому за основу мы взяли общепринятые методики: опросник на определение уровня словесно-логического мышления Я. Йирасека (Шванцара и др. 1978) и методику «Что здесь лишнее» на определение уровня наглядно-образного мышления Р. С. Немова (Немов 2001), которые были модифицированы. Модификация заключалась в том, что текстовое содержимое данных методик было переведено в разряд сведений о физической культуре и спорте. Так, например, в общепринятой методике Я. Йирасека один из вопросов звучит: «Что такое: Москва, Калуга, Брянск, Тула, Ставрополь?». В модифицированной методике: «Что такое: скакалка, набивной мяч, гимнастическая скамейка, обруч?». Еще пример, в методике Я. Йирасека вопрос: «Чем различаются гвоздь и винт?». В модифицированной методике: «Чем различаются баскетбольная корзина и футбольные ворота?». Таблица 3 Уровни умственного развития дошкольников 5-6 лет МБДОУ № 14 г. Ханты-Мансийска (n = 50) Тесты Уровень умственного развития Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий Наглядно-образное мышление (методика Р. С. Немова «Что здесь лишнее») 0% 12% 32% 24% 32% Словесно-логическое мышление (методика Я. Йирасека) 0% 4% 50% 42% 4% Наглядно-образное мышление (модифицированная методика Р. С. Немова «Что здесь лишнее») 0% 18% 25% 11% 46% Словесно-логическое мышление (модифицированная методика Я. Йирасека) 0% 14% 29% 43% 14% По результатам исследования на определение уровня видов мышления показатель среднего уровня попадает в диапазон от 25 до 50%, т.е. наблюдается норма с точки зрения статистики. Но если 30% показателей попадают в диапазон среднего уровня, то распределение по уровням других показателей должно быть поровну: как в сторону уровня высокого и выше среднего, так и в сторону уровня низкого и ниже среднего. Однако в нашем случае обнаруживается перевес в сторону уровней «низкий» и «ниже среднего», где суммарный показатель наглядно-образного мышления по общепринятой методике составил 58%, показатель словесно-логического мышления по общепринятой методике - 46%, показатель наглядно-образного мышления по модифицированной методике - 57%, показатель словесно-логического мышления по модифицированной методике - 47%. Для определения взаимосвязи между общепринятыми и модифицированными методиками по результатам тестирования была проведена корреляция по Спирмену, которая показала статистическую взаимосвязь традиционной и модифицированной методик тестирования (табл. 4). Таблица 4 Корреляционные взаимосвязи между общепринятыми и модифицированными вариантами методик оценки умственного развития (n = 50) Виды мышления Коэффициент корреляции Словесно-логическое (общепринятый вариант) Наглядно-образное (общепринятый вариант) - 0,521* Словесно-логическое (общепринятый вариант) Наглядно-образное (модифицированный вариант) - 0,508* Словесно-логическое (модифицированный вариант) Наглядно-образное (модифицированный вариант) - 0,399* Наглядно-образное (общепринятый вариант) Словесно-логическое (модифицированный вариант) - 0,205 Словесно-логическое (общепринятый вариант) Словесно-логическое (модифицированный вариант) 0,808* Наглядно-образное (общепринятый вариант) Наглядно-образное (модифицированный вариант) 0,744* * - степень корреляции имеет достоверную зависимость. Достоверность полученных коэффициентов корреляции указывает на возможность использования модифицированных под спортивную тематику тестов для исследования наглядно-образного и словесно-логического мышления в практике физического воспитания дошкольников. На третьем этапе исследования показатели умственного развития сопоставлялись с результатами выполнения детьми двигательно-координационных и двигательно-кондиционных тестов. Достоверная степень корреляции была выявлена лишь между показателем силы мышц левой руки и наглядно-образным мышлением (r = 0,394). В отношении других взаимосвязей обнаружился значительный разброс коэффициентов корреляции в переделах от 0,03 до 0,394. Частично полученные результаты корреляции совпадают с результатами Н. И. Дворкиной, где разброс коэффициента корреляции расположился в пределах от 0,07 до 0,800 и отсутствует достоверность по большинству сопоставляемых показателей. При этом автор делает вывод о том, что на уровень развития психических процессов у детей 3-6 лет, несомненно, оказывают влияние различные показатели физической подготовленности, но величина этих воздействий еще не проявляется в выраженной (достоверной) форме (Дворкина 2002). Таким образом, подводя итог о вышеизложенном, можно сказать что: 1. Актуальные уровни физического и умственного развития дошкольников 5-6 лет в своем большинстве определены как «средние», «ниже среднего» и «низкие», что является, на наш взгляд, следствием низкой эффективности содержания физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях и совокупного влияния гипокомфортных условий Среднего Приобья. 2. Разработаны комплексы диагностических процедур в совокупности с представленными нормами оценки двигательно-координационных способностей и модификацией методик наглядно-образного и словесно-логического мышления, которые позволяют объективно оценить соотношение данных компонентов развития дошкольника применительно к организации процесса физического воспитания. 3. Анализ взаимосвязей физического и умственного развитий, имея теоретически обоснованное взаимовлияние, демонстрирует отсутствие таких связей на практическом уровне. Решение данной проблемы, как показывает наш эмпирический опыт, лежит в плоскости систематического включения в практику физического воспитания дошкольников упражнений и двигательных заданий спортивно-игрового характера с акцентом на мыслительные процессы.
×

Об авторах

Н. И. Батанцев

аспирант кафедры теории и методики физического воспитания Югорского государственного университета

С. В. Барбашов

Гуманитарный институт Югорского государственного университета

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физического воспитания

Список литературы

  1. Вайсвалавичене В. Ю. 2015. Структура средств, методов и условий развития двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет: Автореф. дис…. канд. пед. наук. Москва.
  2. Дворкина Н. И. 2002. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет: Дис.. канд. пед. наук. Краснодар.
  3. Деханова И. М. 2008. Индивидуально-типологические особенности физического и интеллектуального развития детей 6-7 лет: Автореф. дис…. канд. психол. наук. СПб.
  4. Козлова С. А., Куликова Т. А. 2007. Дошкольная педагогика: Учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия».
  5. Кособуцкая Г. В. 2009. Обоснование средств физического воспитания, способствующих развитию умственных способностей дошкольников в условиях детского сада: Автореф. дис…. канд. пед. наук. Москва.
  6. Немов Р. С. 2001. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.
  7. Снигур М. Е. 2010. Режим двигательной активности детей 6-7 лет в гипокомфортных условиях Среднего Приобья: Автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб.
  8. Спирина А. К. 2000. Методика формирования физической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе: Автореф. дис…. канд. пед. наук. Волгоград.
  9. Стародубцева И. В. 2004. Интеграция умственного и двигательного развития дошкольников 5-7 лет в процессе физического воспитания: Автореф. дис…. канд. пед. наук. Тюмень.
  10. Трофимова О. С. 2010. Интегрированное развитие физических способностей и мышления детей подготовительной к школе группы средствами игровой деятельности: Автореф. дис…. канд. пед. наук. Краснодар.
  11. Шванцара И. 1978. Диагностика психического развития. Прага: Авиценум.
  12. Щербакова Т. А. 2011. Целевое, содержательное и технологическое обеспечение интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания: Автореф. дис…. канд. пед. наук. Набережные челны.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах