ОТНОШЕНИЕ К СОСТЯЗАТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ВРЕМЕННЫХ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
- Авторы: Пащенко Л.Г.1
-
Учреждения:
- Нижневартовский государственный университет
- Выпуск: № 2 (2018)
- Страницы: 107-115
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik.nvsu.ru/2311-1402/article/view/49606
- ID: 49606
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящей статье представлен сравнительный анализ проявления мотивов к занятиям физической культурой и спортом, характеризующих отношение к состязательной деятельности детей младшего школьного возраста, отдыхающих в лагерях летнего отдыха дневного пребывания, имеющих различную направленность - досуговую, творческую, спортивно-оздоровительную, интеллектуальную. В исследовании приняли участие 102 школьника 9-11 лет (67 девочек и 35 мальчиков). Использовались методы: анализ и обзор научно-методической литературы, анализ программ организации отдыха детей, анкетирование, методы математической статистики. Результаты исследования показали, что среда, созданная в условиях временных детских объединений, способна оказывать влияние на проявление мотивов соперничества и доминирования в физкультурно-спортивной деятельности. Наиболее высокие показатели проявления обозначенных мотивов выявлены у девочек, отдыхающих в лагере, реализующем программу «Уличные игры», которая предусматривает освоение разнообразных игротехник, а также у юных спортсменок, посещающих спортивно-оздоровительный лагерь. Низкий уровень проявления мотива соперничества обнаружен у девочек и мальчиков, выбравших для летнего отдыха лагерь дневного пребывания досуговой направленности. Полученные результаты важно учитывать при разработке программ отдыха детей в условиях летнего оздоровительного лагеря, включении соревновательных мероприятий в режим дня, использовании методических приемов, направленных на повышение соревновательной активности детей в физкультурно-спортивной деятельности. При разработке программы организации отдыха в условиях летнего лагеря следует предусмотривать возможность участия всех детей в спортивно-массовых состязаниях, создавать условия для проявления соперничества как в открытой борьбе, так и в борьбе с самим с собой.
Полный текст
Общество всегда нуждалось в самостоятельной и активной личности, а личность - в гармоничном взаимодействии с обществом. Социальная среда, в которой существует и изменяется личность, лишь относительно стабильна и сама находится в состоянии постоянных изменений и развития. Она включает человека в новые ситуации, в новые обстоятельства жизни. Оказываясь в новой среде, человек вынужден утверждаться в своей личностной позиции. Завязываются узлы новых противоречий, усложняющих процесс становления личности. Это усугубляется изменениями, происходящими в группе, приспособиться к которым индивид может только при условии активного участия в воспроизводстве этих изменений. По мнению А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, важно учитывать объективную динамику развития не только отдельной личности, но и тех групп, в которые эта личность включена (Петровский, Ярошевский 2002: 376). Развитие личности определяется процессом развития группы, в которую она интегрирована. Сред, в которых благоприятно осуществлялось бы развитие организма со свойственными ему показателями физического, психического, социального и т. д., может быть несколько. Возможность выбора позволяет находить те средовые условия, которые способствуют более эффективной реализации и развитию имеющихся способностей. Средовой подход, по мнению Е.В. Бондаревской, меняет представление о системе воспитания как устойчивой, неизменной, жестко организованной форме воспитания и создает условия для саморазвития личности в свободно избираемых видах творческой деятельности и общении (Бондаревская 2004). Детский лагерь характеризуется как воспитательное учреждение, реализующее систему мероприятий, направленных на решение широкого спектра целей и задач, связанных с организацией процессов развития и формирования личности ребенка в сочетании с его отдыхом и оздоровлением. Основное предназначение детских лагерей - создание среды, благоприятной для оздоровления подрастающего поколения, осуществления их активного отдыха, реализации интересов и потребностей в самопроявлении и самореализации в различных сферах деятельности. Детский оздоровительный лагерь предполагает создание целого спектра временных детских объединений, позволяющих найти ту сферу приложения усилий, которая поможет удовлетворить интересы и потребности в самопроявлении, саморазвитии, самообразовании. Объединение детей отличает добровольность их включения, приоритет личной инициативы, наличие социально-творческой направленности организуемой деятельности. Пребывание детей во временных объединениях направлено на их саморегуляцию, удовлетворение интересов и потребностей в выбранной сфере, а цель педагогов - создание благоприятной для развития образовательной среды, создание условий для формирования гармонично развитой личности школьника за счет компенсации негативных средовых факторов и коррекции неблагоприятного развития обучающегося. Выбор и разработка форм деятельности детского объединения осуществляется на основе спроектированного содержания и поставленных целей и задач. Принципами реализации вариативных программ летнего отдыха, как правило, являются: интегральность, системность, гармоничность, гуманизация, сохранение и укрепление здоровья, вариативность. Интегральность проявляется в объединении потенциала образовательных учебных и внешкольных учреждений, социальных служб, муниципальных органов власти, родителей, заинтересованных людей в создании вариативных образовательных и воспитательных моделей. Системность проявляется в создании условий для развития потенциала детей и подростков, представляющих из себя целостную систему, результатом которой выступает создание системного качества дополнительного образования на основе обогащения субъектов общими ценностями. Гармоничность в реализации программ содействует удовлетворенности потребностей индивида в развитии физических и духовных сторон личности и предполагает создание как внешних, так и внутренних благоприятных условий для возможно полного проявления способностей школьника, их постоянного обогащения при реализации различных видов деятельности. Гуманизация предполагает использование таких форм, методов и средств педагогического воздействия, которые обеспечивают эффективное раскрытие индивидуальности обучающегося, его саморазвитие и самореализацию. Принцип сохранения и укрепления здоровья предполагает создание здоровьесберегающей среды в лагере отдыха с организацией максимально возможных условий для воспитания культуры здоровья, формирования мотивации к здоровому образу жизни, активному включению в приобретение опыта здоровьесбережения. Вариативность предусматривает создание условий для выбора школьниками, их родителями вариантов видов деятельности с учетом интересов детей и профессиональных возможностей педагогических коллективов. Организация различных видов деятельности в условиях временного объединения детей на основе обозначенных принципов позволяет обеспечить качество образовательного и воспитательного процессов, эффективность реализуемых программ и достижение запланированных результатов. Подтверждением результативности вариативных программ отдыха в детском оздоровительном лагере является появление у детей новых качеств, формирование знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, мотивации к осуществлению различных видов деятельности (Чернявская, Пащенко 2017). Со стороны педагога в процессе психолого-педагогического сопровождения требуется оказание ребенку помощи в выборе и включении его в деятельность тех временных объединений, в рамках которых он сможет проявить индивидуальность, что предполагает комплекс таких влияний на ребенка, которые будут способствовать развитию у него личностно и социально значимых качеств (Байбородова, Харисова 2014). Направления деятельности, предусмотренные программами лагерей отдыха (познавательное, художественно-эстетическое, гражданско-патриотическое, спортивно-оздоровительное, досуговое, творческое и др.), способствуют развитию познавательных, организаторских, творческих способностей, формированию ценностных ориентаций, привычек здорового образа жизни. Одними из популярных видов деятельности в условиях временного детского объединения являются игры и соревнования, позволяющие формировать у детей представление о честном соперничестве и положительную мотивацию к совместной деятельности, удовлетворять потребности детей в получении позитивных эмоций (Пащенко 2015). К ним относятся физические игры и тренинги, интеллектуально-творческие игры, сюжетно-ролевые игры, комплексные игры как форма коллективной творческой досуговой деятельности. Участие детей в данных мероприятиях требует проявления состязательности. Феномен состязательности ученые рассматривают с различных позиций. Выделяют синергетический подход, в котором состязательность рассматривается как борьба системы с образующимися в ней новыми процессами; социальный, где рассматривается социальный конфликт, представленный борьбой человека за условия своего существования; коэволюционный, рассматривающий состязательность как столкновение и взаимовлияние различных культур; психолого-педагогический, в рамках которого анализируются такие моменты состязательности, как мотивация в принятии решений, состязательность в малой социальной группе (Данилов 2007). Состязательность, по мнению В.В. Левченко, оказывает сильное и однозначное воздействие на результативность деятельности, межличностные отношения, развитие личности (Левченко 2010). В процессе состязания его субъекты более четко видят не только цели и задачи своей деятельности, но и ее результаты. Это дает возможность и оценивать полученные результаты, и корректировать собственные цели и нормы, а также совершенствовать средства и способы деятельности (Левченко, Карпов 2014). Использование механизма сравнения позволяет обнаружить различия в трудовых и творческих проявлениях взаимодействующих людей. Реализуемый в процессе обмена деятельностями и способностями потенциал состязательности тем значительнее, чем выше степень творческих и волевых усилий у участников обмена (Чекмезов 1991: 9). Состязательность может являться одним из надежных и устойчивых универсальных индикаторов социального и социально-психологического развития того или иного субъекта - группы или личности, в их взаимодействии (Левченко 2016). Мотивирующая функция состязательности основывается на сопоставлении результатов деятельности. В процессе состязательности важное значение имеет принцип сравнимости целей и результатов, поскольку для того чтобы стать мотиваторами деятельности, цели и результаты должны быть выражены в понятной и сопоставимой форме. Процесс состязательности является источником индивидуальной и групповой активности (Левченко, Карпов 2014). Состязательность как установка личности на состязание, готовность помериться силами с другими людьми в определенных видах деятельности для того, чтобы улучшить личные и коллективные достижения, рассматривается в рамках психолого-педагогического подхода изучения этого феномена, в частности, в физкультурно-спортивной деятельности (Касюлис 1977). Занятия физической культурой и спортом, в основе которых лежит легитимный статус состязательности, способствуют не только увеличению физиологических показателей тела, но и развитию полноценной личности, способной контролировать борьбу своих страстей и желаний (Данилов 2007). Среда, в которой происходит реализация физкультурно-спортивной деятельности, должна обеспечить обучающимся и педагогам возможность актуализировать свои возможности (Каменская 2005). Двигательная деятельность, рассматриваемая как системообразующий фактор физического состояния, по мнению В.А. Нестерова, в структурном виде представлена мотивацией, условиями среды обитания, в которой осуществляется развитие физического компонента, а также особенностью организации физкультурно-оздоровительной работы, процесса физического воспитания (Нестеров 1999: 12-13). При этом важно учитывать возрастные особенности контингента. В младшем школьном возрасте активно развивается мотивационно-потребностная сфера и самосознание ребенка. Одними из важных становятся стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников в учебной сфере. В этом возрасте развиваются самопознание и личностная рефлексия как способность самостоятельно устанавливать границы своих возможностей, внутренний план действий (умение планировать и прогнозировать достижение определенного результата), произвольность и самоконтроль. Ребенок овладевает своим поведением, у него развиваются эстетические, моральные, нравственные чувства (Шаповаленко 2015: 169). В период 9-11 лет ребенок испытывает глубокий мотивационный кризис. Перед ним встают новые задачи, проблемы, которые он вынужден решать. Для этого ему приходится проверять себя и сравнивать с другими, адаптироваться к новым условиям обучения. Наиболее ценным мотивом, наряду с познавательными интересами, является достижение успеха, который проявляется в заинтересованности в высоком качестве результата, независимо от внешней оценки, т. е. интерес к высокому качеству выполнения работы как к самостоятельной ценности (Кулагина, Колюцкий 2011: 246). По мнению И.В. Шаповаленко, основной темой младшего школьного возраста является «трудолюбие», «вкус к работе». Дети поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Опасностью этого периода является появление чувства неполноценности или некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников (Шаповаленко 2015: 126). Важную роль в формировании мировоззрения и жизненной позиции, морального облика, интеллектуальной и эстетической культуры, волевой устремленности и стойкости в формировании образа жизни имеет физкультурно-спортивная деятельность. В младшем школьном возрасте становится важным приобретение детьми привычки и устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом, являющимися не только средствами физического, но и умственного и духовного развития личности. Соревнуясь со своими сверстниками, ребенок осваивает множество физических умений и развивает необходимые для жизни личностные качества. В соревновательных играх с правилами развиваются воля, стремление реализовать притязание на признание через физические усилия. Обогащение рефлексивного опыта ребенка в специальных соревновательных играх продвигает его в плане личностного развития и формирования позитивного отношения к себе. Соревновательные игры дают целый ряд возможностей для развития личности ребенка. В соревновании дети ориентируются на достижения сверстников. Стремление «быть как все» стимулирует физическое развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. В то же время, соревнуясь, ребенок притязает и на то, чтобы «быть лучше, чем другие». Он начинает борьбу за то, чтобы стать победителем. Стремление к победе стимулирует соревнующегося. В соревновании, вместе с тем, заложена и возможность неуспеха в сравнении с другими. Если притязание ребенка на успех в физических упражнениях не будет реализовано, это может привести его к лишению стремления к успеху (ребенок может быстро отказаться от участия в физических упражнениях и соревнованиях), либо он вопреки неудачам будет стремиться взять реванш (что может привести к срыву). По мнению В.С. Мухиной, ребенок в любом случае должен пройти путь достижения побед и преодоления неудач - он должен научиться владеть экспрессией тела, не сдаваться в достижении избранной цели в физических упражнениях, овладевать телесными действиями и наслаждаться достижениями (Мухина 1998: 297). Таким образом, актуальным является изучение влияния среды временного детского объединения, созданной в условиях летнего лагеря отдыха, на проявление состязательности в физкультурно-спортивной деятельности у детей младшего школьного возраста. Задачи исследования: изучить мотивы, характеризующие проявления состязательности - соперничества, стремления к лидерству, самосовершенствования как соревновательности с самим собой у детей, посещающих летние лагеря отдыха различной направленности. Для решения поставленных задач применялась анкета М.М. Безруких «Оценка мотивации к занятиям физической культурой». Детям предлагалось дать количественную оценку (от одного - несогласие с утверждением, до пяти - абсолютное согласие) утверждениям, характеризующим такие мотивы, как «доминирование (стремление к лидерству)», «соперничество», «самосовершенствование». Для количественного анализа полученных результатов использовался метод оценки достоверности различий по t-критерию Стьюдента. В исследовании приняли участие дети 9-11 лет, посещающие лагеря летнего отдыха дневного пребывания различной направленности. Лагерь, реализующий программу отдыха детей досуговой направленности с этническим компонентом, организованный на базе общеобразовательной школы г. Нижневартовска, предусматривал проведение культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий в сочетании с изучением истории и традиций народов, проживающих в Российской Федерации. Погружение в народную культуру осуществлялось с использованием игр, проведением мастер-классов, тематических мероприятий. Участниками исследования стали 22 девочки и 20 мальчиков. Лагерная языковая профильная смена для детей с углубленным изучением английского и французского языков предусматривала проведение лекций, тренингов, викторин, квестов, мозговых штурмов. В том числе проводились физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия. В исследовании приняли участие 23 девочки и 24 мальчика. Лагерь, организованный на базе клуба по месту жительства, предусматривал реализацию программы летнего отдыха «Уличные игры», получившей грант в городском конкурсе вариативных проектов в сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярный период. Программой предусматривалось не только освоение различных игр и состязаний, но и приобщение наиболее заинтересованных школьников к осуществлению организаторской деятельности при проведении подвижных игр и эстафет среди сверстников. Участниками исследования стали 22 девочки. В программу спортивно-оздоровительного лагеря «Олимпийское лето», организованного на базе учреждения дополнительного образования для детей, занимающихся акробатикой, были включены тренировочные занятия по виду спорта, а также подготовка к показательным выступлениям и соревнованиям по окончании смены. Также в программу входили культурно-массовые мероприятия. В число участников исследования вошли 18 юных акробаток. По мнению Р.С. Данилова, частными проявлениями состязательности являются соперничество, стремление к лидерству, соревновательность и игра (Данилов 2007). Проведя сравнительный анализ проявления мотивов соперничества и доминирования в физкультурно-спортивной деятельности, а также стремления к самосовершенствованию у девочек и мальчиков - участников лагерных смен различной направленности, были получены следующие результаты (табл. 1, 2). Таблица 1 Сравнительный анализ отношения к состязательной физкультурно-спортивной деятельности девочек - участниц детских временных объединений Направленность лагерной смены n Утверждения 1 2 3 4 5 Досуговая (пришкольный лагерь) 22 3,8±0,9 3,4±0,9 3,4±1,1 3,7±1,1 4,1±0,8 Творческая (клуб по месту жительства) 22 4,5±0,5 4,1±0,7 3,9±1,1 4,2±0,9 4,7±0,7 Познавательная (языковая школа) 23 4,4±0,8 4,1±0,9 4,2±0,6 3,8±1,2 4,5±0,6 Спортивно-оздоровительная (спортшкола) 18 4,3±0,8 4,4±0,9 3,6±1,5 3,9±1,6 4,8±0,5 Примечание: 1 - «Участвуя в физкультурно-спортивных мероприятиях и соревнованиях, я стремлюсь стать победителем»; 2 - «Мне нравятся физкультурно-спортивные праздники, где можно соперничать с другими участниками»; 3 - «На соревнованиях мне нужна только победа»; 4 - «Мне нравится, что на физкультурных занятиях я могу посоревноваться с другими»; 5 - «Занятия физкультурой и спортом помогают мне развивать волю и целеустремленность» Таблица 2 Сравнительный анализ отношения к состязательной физкультурно-спортивной деятельности мальчиков - участников детских временных объединений Направленность лагерной смены n Утверждения 1 2 3 4 5 Досуговая (пришкольный лагерь) 20 3,8±0,8 4,0±0,9 3,8±0,8 3,8±0,8 4,5±0,6 Познавательная (языковая школа) 24 4,6±0,9 3,6±1,1 4,2±0,9 3,7±0,9 4,2±0,5 Стремятся стать победителями, участвуя в физкультурно-спортивных мероприятиях, в большей степени девочки, посещающие лагерь для одаренных детей с углубленным изучением иностранных языков, а также их сверстницы из клубов по месту жительства, участницы программы по освоению игротехник. Достоверно наиболее низкие показатели отмечены у девочек из пришкольного лагеря досуговой направленности с включением этнического компонента. Также у этих девочек отмечаются самые низкие показатели в их отношении к соперничеству. Средний балл согласия с утверждением «Мне нравятся физкультурно-спортивные праздники и соревнования, где можно соперничать с другими» у них составил 3,4±0,9, самый высокий был выявлен в группе девочек, занимающихся акробатикой из спортивно-оздоровительного лагеря - 4,4±0,9 (р<0,05). Большие амбиции относительно результативности участия в спортивно-массовых мероприятиях отмечаются у девочек «языковой» смены, имеющих высокие результаты в области образования. Отношение к утверждению «На соревнованиях мне нужна только победа» в среднем выразилось в 4,2±0,6 балла. Наиболее низкий показатель выявлен у девочек из пришкольного лагеря. В большей степени нравится соревноваться с другими в процессе физкультурно-спортивной деятельности девочкам из спортивно-оздоровительного лагеря и из клуба по месту жительства, на базе которого реализовывалась программа «Уличные игры». Мотив самосовершенствования как проявления состязательности с самим собой наиболее выражен у девочек - начинающих спортсменок, посещающих спортивно-оздоровительный лагерь - 4,8±0,5, наиболее низкий - у девочек из пришкольного лагеря - 4,1±0,8 (р<0,05). Девочки из «языковой» смены и из «игровой» смены имеют показатели по данному мотиву 4,5±0,6 и 4,7±0,7 баллов соответственно (р>0,05). Мальчики из лагерной смены для одаренных детей имеют более выраженный мотив доминирования по сравнению со сверстниками, отдыхающими в пришкольном лагере досуговой направленности (табл. 2). Наряду с этим, стремление к самосовершенствованию в большей степени характерно для тех мальчиков, кто выбрал лагерь отдыха, предусматривающий мероприятия культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной направленности в организации досуга. Проявление этого мотива у мальчиков из пришкольного лагеря составило 4,5±0,6 балла, а у их сверстников из лагеря для одаренных детей - 4,2±0,5 (при отсутствии достоверных различий). Мальчикам и одного, и другого лагеря одинаково нравится возможность посоревноваться друг с другом (3,8±0,8 и 3,7±0,9 балла соответственно). Стремление к достижению наилучшего результата на соревнованиях характерно для участников «языковой» смены (4,2±0,9 балла), в меньшей степени - для их сверстников, отдыхающих по программе досуговой направленности (3,8±0,8 балла) при отсутствии достоверных различий. Они же, если участвуют в состязаниях, то стремятся стать победителями (4,6±0,9 и 3,8±0,8 баллов соответственно при р<0,05). Дифференцированный анализ уровня проявления мотивов соперничества, доминирования и стремления к самосовершенствованию показал, что девочек, стремящихся стать победительницами в спортивных мероприятиях, наблюдается примерно равное количество в группах начинающих спортсменок (56%), из клубов по месту жительства (53%), из смены для одаренных детей (54%). В досуговом лагере таких выявлено только 36%. В этом же коллективе больше всего девочек, чей ответ был отрицательным (18%). Нравятся спортивные праздники и задания, предусматривающие возможность посоревноваться друг с другом, больше всего девочкам из «языковой» лагерной смены (62%), а также из клубов по месту жительства, где в ходе реализации программы отдыха дети осваивают различные игры (53%). Ожидаемо, девочки из пришкольного лагеря досуговой направленности в меньшей степени заинтересованы в таких мероприятиях - 23% ответили отрицательно, и только 18% утвердительно. На соревнованиях нужна только победа для 64% опрошенных из спортивно-оздоровительного лагеря, 42% - из клубов по месту жительства, 30% - из «языковой» смены, 22% - из лагеря досуговой направленности (у 36% девочек из пришкольного лагеря ответ был отрицательным). Возможность посоревноваться с другими импонирует 60% девочек из спортивного лагеря и их сверстницам, осваивающим игровые технологии в лагере, организованном при клубе по месту жительства. Мотив самосовершенствования как возможность посоревноваться с самим собой в большей степени характерен для девочек из лагерной смены, предусматривающей углубленное освоение иностранных языков (78%), и девочек, участвующих в реализации программы «Уличные игры» (86%). Девочек, стремящихся к самосовершенствованию в процессе занятий физической культурой и спортом, из пришкольного лагеря только 50%, из спортивно-оздоровительного - 60%. Дифференцированный анализ отношения мальчиков к состязательной деятельности позволил выявить неоднородность контингента состава участников лагерной смены, реализующей программу с углубленным изучением иностранных языков. Так, наряду с теми, кто стремится к победе (60%), отмечается 20% тех, для кого победа - это не главное. 20% исследуемой группы не нравятся праздники с соревновательной составляющей, собственно как и возможность посоревноваться с другими. Тогда как среди мальчиков из лагеря досуговой направленности отрицательно относящихся к соревновательной деятельности меньше (10%). Таким образом, анализ результатов исследования отношения детей младшего школьного возраста, посещающих лагеря отдыха дневного пребывания различной направленности, показал, что среда, созданная в условиях лагерной смены, способна оказывать влияние на проявление ими соперничества и стремления к лидерству. Девочки и мальчики, выбравшие для летнего отдыха лагерь дневного пребывания досуговой направленности с освоением этнического компонента, отличаются от остальных детей низким уровнем проявления мотива соперничества, отсутствием желания соперничать и участвовать в соревнованиях наряду с высокими показателями в стремлении развивать волю и целеустремленность, используя средства физической культуры и спорта. Большинству девочек, отдыхающих в «языковой» лагерной смене, нравится состязаться в открытой борьбе, но нет стремления побеждать соперников, победа для них - не главное, при этом высокий уровень мотива самосовершенствования позволяет говорить о выраженном стремлении соревноваться с самой собой. У мальчиков из этой же лагерной смены, наоборот, более выражено желание показать наилучший результат среди соревнующихся, быть лидером на фоне сниженного стремления участвовать в открытой конкурентной борьбе. Девочкам из лагеря при клубе по месту жительства, реализующем программу «Уличные игры» с освоением правил разнообразных игр и игровых заданий и участием в них, нравится состязаться с соперниками в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и при этом они нацелены на достижение высоких результатов. Также у большинства из них отмечается стремление развивать морально-волевые качества с помощью средств физической культуры. Девочки-спортсменки - начинающие акробатки из спортивно-оздоровительного лагеря, где программой предусмотрены спортивные тренировки, подготовка к показательным выступлениям и участие в спортивных соревнованиях, с большим удовольствием участвуют в состязаниях, стремясь стать лучшими. Полученные результаты исследования следует учитывать при разработке программ отдыха и оздоровления детей в каникулярный период, подборе форм организации соревновательных мероприятий, методических приемов, направленных на повышение соревновательной активности детей в физкультурно-спортивной деятельности. При разработке программы лагерной смены необходимо предусмотривать возможность участия всех детей в спортивно-массовых состязаниях, создавать условия для проявления соперничества как в открытой борьбе, так и в борьбе с самим собой. То есть важно создать среду, содействующую формированию потребности в состязательности как важном личностном качестве, содействующем гармоничному развитию личности, возможности сформировать способности, необходимые для проявления их в дальнейшей жизни.×
Об авторах
Л. Г. Пащенко
Нижневартовский государственный университеткандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания
Список литературы
- Байбородова Л. В., Харисова И. Г. 2014. Технологии педагогической деятельности в дополнительном образовании. Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского.
- Бондаревская Е. В. 2004. Основные подходы к совершенствованию современного воспитания (личностно-ориентированное воспитание) // Зимняя И.А. (ред.). Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы. Москва: Издательский сервис, 131-140.
- Данилов Р. С. 2007. Состязательность как форма социального бытия человека: Автореф. дис. … канд. филос. наук. Саратов.
- Каменская В. Г. 2005. Детская психология с элементами психофизиологии. Москва: ФОРУМ - ИНФРА-М.
- Касюлис Ю. С. 1977. Влияние соревновательности на трудовую активность личности: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Москва.
- Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. 2011. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Москва: Академический проект.
- Левченко В. В. 2016. Социальная психология состязательности: метасистемный подход: Дис. … д-ра психол. наук. Пермь.
- Левченко В. В., Карпов А. В. 2014. Функциональный аспект анализа состязательных форм социального взаимодействия // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки 2 (23), 193-201.
- Мухина В. С. 1998. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Москва: Академия.
- Нестеров В. А. 1999. Формирование и оптимизация физического состояния человека в условиях Дальнего Востока России: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Омск.
- Пащенко Л. Г. 2015. Эффективность организации досуга современных подростков с использованием нетрадиционных видов двигательной активности // Коричко А.В. (отв. ред.). Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (12-13 февраля 2015 г., Нижневартовск). Часть II. Нижневартовск: Нижневарт. гос. ун-та, 184-186.
- Петровский А. В., Ярошевский М. Г. 2002. Психология. Москва: Академия.
- Чекмезов В. И. 1991. Состязательность как принцип жизнедеятельности современного общества: Автореф. дис. … канд. филос. наук. Киев.
- Чернявская А. В., Пащенко Л. Г. 2017. Эффективность применения фитнес-программ в условиях оздоровительного детского лагеря // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка 6, 9-11.
- Шаповаленко И. В. 2015. Психология развития и возрастная психология. Москва: Юрайт.
Дополнительные файлы
