ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С УЧЁТОМ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В числе приоритетных задач современного дошкольного образования - сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Считается, что ребёнок с отклонениями в состоянии здоровья не может достичь высоких результатов развития, однако научных данных, подтверждающих это положение, в литературе представлено недостаточно. Целью работы стало изучение особенностей физической подготовленности и умственного развития детей 6-7 лет, отнесённых к I-III группам здоровья. В исследовании приняли участие дошкольники 6-7 лет г. Тюмени. Общее число обследованных составило 225 человек (99 мальчиков и 126 девочек). Использовались такие методы как: изучение документации, тестирование, методы математической статистики. В результате было установлено, что показатели умственного развития и физической подготовленности детей 6-7 лет, отнесённых к разным группам здоровья, не имеют достоверных различий по t-критерию Стьюдента, а анализ среднегрупповых значений выявил различные тенденции для групп мальчиков и девочек. Если мальчики, имеющие нарушения здоровья, демонстрируют более низкие показатели умственного развития и физической подготовленности, чем их здоровые сверстники. То у девочек, наоборот, лучшие результаты показывают дети с хроническими заболеваниями (III группа здоровья). На основании полученных результатов педагогам рекомендовано дифференцировать нагрузку для мальчиков и девочек, имеющих одинаковые группы здоровья; создавать благоприятные условия для осуществления двигательной деятельности мальчиками; обучать детей осмысленному выполнению двигательных действий.

Полный текст

Перед современным образованием стоит множество задач. В числе приоритетных - проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. На её решение направлены усилия многих педагогов, в том числе, специалистов дошкольных образовательных учреждений (Красношлык 2013; Лучкина 2016; Мухина 2015; Стародубцева 2015). Как показывают наши исследования, по результатам комплексной оценки состояния здоровья выпускников детского сада г.Тюмени только 15% дошкольников можно отнести к первой группе здоровья; 81 % мальчиков и девочек 6-7 лет уже имеют морфофункциональные изменения и сниженную сопротивляемость, что даёт основание для их отнесения ко второй группе здоровья; 4% детей имеет хронические заболевания и относится к третьей группе здоровья. При этом, несмотря на относительно устойчивый интерес учёных к особенностям здоровья разных категорий населения (Зарытовская, Калмыкова 2013; Любека, Юречко 2011; Румба Копейкина, 2009; Соколова 2005), показатели развития детей 6-7 лет, отнесённых к I-III группам здоровья, изучены недостаточно. В практике педагогической работы принято уделять особое внимание детям, отнесённым ко второй и третьей группам здоровья. Считается, что показатели развития этих детей отстают от аналогичных показателей здоровых дошкольников, то есть детей, отнесённых к первой группе здоровья. При таком подходе возникает большая вероятность ошибиться в подборе средств и методов педагогического воздействия. Целью нашей работы стало изучение особенностей физической подготовленности и умственного развития детей 6-7 лет, отнесённых к I-III группам здоровья. Исследование было организовано с марта по май 2016 года в рамках хоздоговорной работы, инициированной департаментом по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени, с привлечением преподавателей и студентов Института физической культуры Тюменского государственного университета. В нём приняли участие дети 6-7 лет, посещающие подготовительные группы пяти дошкольных образовательных учреждений г.Тюмени (№№ 1, 132, 172, 183, 185). Общее число обследованных дошкольников составило 225 человек (99 мальчиков и 126 девочек). Из них, по результатам медицинской оценки состояния здоровья, к I группе здоровья было отнесено 14 мальчиков и 21 девочка; ко II группе здоровья - 77 мальчиков и 99 девочек; к III группе - 8 мальчиков и 6 девочек. Физическая подготовленность детей оценивалась по результатам выполнения контрольных упражнений, характеризующих развитие основных физических способностей (Завьялова, Стародубцева 2015). Это: бег 30 м, бег 300 м, прыжок в длину с места, челночный бег 3х10 м, наклон вперед из положения стоя на опоре, поднимание туловища из положения лёжа на спине за 30 сек. Оценка умственного развития проводилась с помощью стандартизованных диагностических методик, разработанных коллективом авторов (Лаврентьева и др., 1996): · «Эталоны», «Перцептивное моделирование» - для изучения уровня развития восприятия (О. М. Дьяченко и В. В. Холмовская), · «Схематизация» (Р. И. Бардина) - для выявления уровня развития наглядно-действенного мышления, · «Систематизация» (Н. Б. Венгер) - для изучения уровня развития логического мышления. По итогам тестирования вычислялся интегральный показатель уровня умственного развития каждого из детей в диапазоне от 1 до 20 баллов. В результате исследования было установлено, что показатели умственного развития и физической подготовленности детей 6-7 лет, отнесённых к разным группам здоровья, не имеют достоверных различий по t-критерию Стьюдента. Тем не менее, сопоставление среднегрупповых величин позволило обнаружить интересные тенденции, различные для групп мальчиков и девочек. В частности, у мальчиков I группы здоровья подавляющее большинство показателей физической подготовленности выше, чем у их сверстников из II группы здоровья, результаты диагностики которых, в свою очередь, выше соответствующих показателей мальчиков, отнесённых к III группе здоровья (табл. 1). То есть, чем больше проблем со здоровьем, тем хуже показатели физической подготовленности. Та же тенденция прослеживается при анализе результатов умственного развития мальчиков: показатели развития отдельных психических функций и интегральный показатель умственного развития у мальчиков I группы здоровья выше, чем у мальчиков II и III групп здоровья (рис. 1, табл. 2). При этом в I группе мальчиков не обнаружены дети с низким уровнем умственного развития, в то время как в III группе нет детей с высоким уровнем умственного развития (рис. 2). Таблица 1 Средние показатели физической подготовленности мальчиков I-III групп здоровья (M±m) Показатели Группа здоровья I II III Бег 30 м (в секундах) 7,18±0,29 7,47±0,07 7,69±0,41 Бег 300 м (в секундах) 101,45±3,37 109,4±3,55 105,5±6,89 Поднимание туловища в сед из положения лёжа на спине за 30 с (количество раз) 15,14±1,33 14,09±0,59 12,38±1,74 Прыжок в длину с места (в см) 112,79±4 112,91±1,58 107,00±7,94 Наклон вперед из положения стоя на опоре (в см) 8,04±2,27 3,54±0,9 5,38±2,48 Челночный бег 3×10 м (в секундах) 10,38±0,23 10,52±0,14 10,53±0,26 Рис. 1. Интегральный показатель умственного развития мальчиков I-III групп здоровья Таблица 2 Средние показатели умственного развития мальчиков I-III групп здоровья (M±m) Показатели Группа здоровья I II III Эталоны 11,57±0,94 11,17±0,31 9,63±1,61 Перцептивное моделирование 8,71±0,86 9,95±0,35 8,25±0,74 Схематизация 11,71±0,71 11,43±0,21 11,25±0,62 Систематизация 10,43±1,18 9,64±0,33 9,75±1,36 Интегративный балл 10,79±0,63 10,7±0,26 9,38±1,24 Рис. 2. Уровневые показатели умственного развития мальчиков I-III групп здоровья Совсем иная картина была получена по результатам анализа показателей девочек. Как это ни странно, но лучшие показатели физической подготовленности продемонстрировали девочки, отнесённые к III группе здоровья (табл. 3). В среднем у них выше результаты диагностики выносливости, скоростно-силовых способностей, координации и гибкости. Правда, необходимо заметить: именно в этой группе, в сравнении с другими, наблюдается большая изменчивость признака, на что указывает величина ошибки репрезентативности. Сравнение среднегрупповых показателей физической подготовленности девочек, отнесённых к I и II группам здоровья, показало незначительное преимущество в I группе. Анализ показателей умственного развития девочек показал, что и здесь средние результаты девочек III группы здоровья превышают аналогичные показатели девочек I-II групп здоровья, а самые низкие результаты зафиксированы у девочек I группы здоровья (рис. 3, табл. 4). Таблица 3 Средние показатели физической подготовленности девочек I-III групп здоровья (M±m) Показатели Группа здоровья I II III Бег 30 м (в секундах) 7,76±0,21 7,7±0,07 7,80±0,37 Бег 300 м (в секундах) 109,55±2,94 114,33±0,91 108,97±6,32 Поднимание туловища в сед из положения лёжа на спине за 30 с (количество раз) 11,7±0,84 11,12±0,4 10,00±2,9 Прыжок в длину с места (в см) 108,35±3,87 107,48±1,77 111,00±8,71 Наклон вперед из положения стоя на опоре (в см) 5,85±1,61 6,52±0,62 9,00±1,53 Челночный бег 3×10 м (в секундах) 10,63±0,17 10,88±0,1 10,42±0,24 Рис. 3. Интегральный показатель умственного развития девочек I-III групп здоровья Таблица 4 Средние показатели умственного развития девочек I-III групп здоровья (M±m) Показатели Группа здоровья 1 2 3 Эталоны 10,57±0,97 11,28±0,24 12,33±1,29 Перцептивное моделирование 9,19±0,58 9,18±0,24 10,33±1,45 Схематизация 10,76±0,64 11,43±0,22 11,33±0,48 Систематизация 10,33±0,84 10,74±0,32 12,33±0,97 Интегративный балл 10,38±0,58 10,99±0,28 12,33±1,13 Анализ уровневых характеристик умственного развития, представленный на рисунке 4, показывает, что выборки девочек отличаются, прежде всего, числом детей с низким и высоким уровнем. В III группе здоровья нет девочек с низким уровнем умственного развития и больше детей с высоким уровнем, чем в I и II группах. Рис. 4. Уровневые показатели умственного развития девочек I-III групп здоровья По результатам исследования можно констатировать, что наличие отклонений в состоянии здоровья оказывает разное влияние на показатели двигательного и умственного развития мальчиков и девочек 6-7 лет. Мальчики, имеющие нарушения здоровья, демонстрируют более низкие показатели умственного развития и физической подготовленности, чем их здоровые сверстники. В отличие от мальчиков, для девочек наличие нарушений в состоянии здоровья не является препятствием в достижении высоких результатов развития как двигательной, так и умственной сферы. Возможно, в развитии девочек решающую роль играют не биологические, как у мальчиков, а социальные факторы, за счёт которых девочки с хроническими заболеваниями достигают лучших показателей, чем их здоровые сверстницы. Это - более внимательное отношение родителей и родных, индивидуальный подход педагогов, грамотный подбор развивающих видов деятельности, щадящий режим жизни и др. Мальчикам же для полноценного развития в большей степени необходима активная двигательная деятельность, возможность реализации которой снижается у детей, имеющих нарушения здоровья. Кроме того, известно, что девочки отличаются лучшими адаптационными возможностями организма, в сравнении с мальчиками. Не исключено, что это определяет и лучшие компенсаторные возможности, когда происходит взаимная компенсация одних элементов развития другими. В частности, не имея возможности полноценно реализовать двигательную активность в силу ограничений, накладываемых заболеванием, девочки начинают подходить к выбору движений с большей осознанностью и избирательностью, что позволяет им достичь высоких результатов развития как умственной, так и двигательной сферы. На основании изложенных фактов можно рекомендовать следующее. Педагогам дошкольных образовательных учреждений дифференцированно подходить к определению нагрузки для мальчиков и девочек, имеющих одну и ту же группу здоровья. Работая с мальчиками, имеющими отклонения в состоянии здоровья, создавать благоприятные условия для осуществления ими двигательной деятельности, являющейся залогом полноценного развития. Обучать мальчиков и девочек осмысленному запоминанию и воспроизведению двигательных действий, умению применять полученные умения и навыки в игровой и самостоятельной деятельности.
×

Об авторах

И. В. Стародубцева

Тюменский государственный университет

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретических основ физического воспитания

Список литературы

  1. Завьялова Т. П., Стародубцева И. В. 2016. Развитие физических способностей у дошкольников: методические рекомендации. Тюмень: [б.и.].
  2. Зарытовская Н. В., Калмыкова А. С. 2013. Методика психофизической диагностики состояния здоровья школьников первой группы здоровья // Современные проблемы науки и образования 2, 33.
  3. Красношлык З. П. 2013. Здоровьесберегающая компетентность как условие взаимосвязи физического и психического здоровья дошкольников // Диалог 3, 28-34.
  4. Лучкина О. В. 2016. Влияние двигательного режима на здоровье и физическое развитие детей дошкольного возраста // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики 2(7), 192-195.
  5. Любека С. В., Юречко О. В. 2011. Исследование физического состояния школьников различных групп здоровья // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта 5(75), 80-85.
  6. Мухина М. П. 2015. Состояние здоровья и физического развития детей в условиях модернизации дошкольного и начального образования // Физкультурное образование Сибири. Т. 33. № 1, 117-119.
  7. Психолог в детском дошкольном учреждении. 1996. / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М.: Новая школа.
  8. Соколова Н. И. 2005. Сравнительная характеристика соотношения групп здоровья с уровнем физического здоровья лиц различной профессиональной направленности // Физическое воспитание студентов творческих специальностей 4, 72-83.
  9. Стародубцева И. В. 2015. Проблемы повышения родительской компетентности в организации физкультурно-оздоровительной деятельности старших дошкольников // Семенова Т.А. (отв.ред.). Развитие родительских компетенций: материалы Всероссийской научно-практ. конф. (с международным участием). Ч. II. М.: «Спутник+» , 88-92.
  10. Румба О. Г., Копейкина Е. Н. 2009. Оценка психоэмоционального состояния здоровья студенток различных групп здоровья // Культура физическая и здоровье 4, 72-75.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах