МИГРАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА В ГЕРМАНИИ 2000-х ГОДОВ: СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В eq статье исследованы eq основные аспекты миграционной политики Германии в 2000-е гг. Происходившие в данный период процессы позволяют сделать вывод о перемене миграционной парадигмы Германии как одного из наиболее успешных государств Европейского Союза и как государства, наделенного наибольшей мирационной нагрузкой после кризиса 2008 г. Изучены основные качественные и количественные характеристики миграционной политики Германии в 2000-е гг. В первую очередь ее характеризуют изменения в географии миграционных потоков в Германию. С 2004 г. в связи со вступлением в ЕС десяти новых стран стал нарастать приток из стран Восточной Европы (Польша). За этот период численность приезжих из этой страны практически удвоилась. После вступления в ЕС Болгарии и Румынии численность выходцев из этих стран также выросла более чем в три раза. С началом финансово-экономического кризиса в 2008 г. активизировался приток мигрантов из Италии, Испании, Греции и балканских стран; скачок притока лиц из Хорватии произошел после вступления этой страны в ЕС в 2013 г. Автор eq анализирует качественный состав мигрантов и приходит к выводу, что доминировавшая долгие десятилетия миграция гастарбайтеров и их семей с начала нынешнего века постепенно меняется в пользу квалифицированных мигрантов. Обосновывается значение университетов в привлечении высококвалифицированных специалистов. eq Отдельное внимание eq уделено исследованию влияния миграции на рынок труда. Приезжая в страну и получая возможность применить навыки и реализовать свой человеческий капитал, мигрант становится своеобразным инвестором в экономику принимающей страны, способствуя ее росту. Одно из его главных преимуществ состоит в том, что уже обладая определенным набором знаний и навыков (принимающему государству не нужно оплачивать его обучение), он может генерировать новое знание, создавать инновации, тем самым повышая конкурентоспособность экономики страны-реципиента. Германия проводит политику привлечения на территорию страны высококвалифицированных мигрантов. В eq статье рассмотрены нововведения в миграционной политике ФРГ в XXI веке. Введена «Голубая карта» для высококвалифицированных специалистов в соответствии с директивой ЕС и изменено регулирование на рынке труда. Обозначена необходимость сократить количество правовых ограничений для мигрантов из третьих стран, и улучшить отношение к мигрантам, несмотря на провал политики мультикультурализма. По-прежнему сохраняется множество препятствий для активного участия на рынке труда: языковые трудности, различия в образовательных системах, нехватка информации о вакансиях.

Полный текст

Вопросы создания эффективных механизмов управления внутренней и внешней миграции являются актуальными для государств Европейского Союза в настоящее время. Наибольший интерес в этом отношении представляет Германия. В последние годы потоки миграции в Германию значительно возросли. Это связано как с движением европейской интеграции на Восток, так и с последствиями экономического кризиса и усилением притока лиц из стран Южной и Восточной Европы. В связи с тем, что уровень жизни в среде приезжих падал, а нагрузка на рынок труда и социальную систему возрастала, необходимо проанализировать, как поменялся в последние годы состав мигрантов и как миграция повлияла на современный рынок труда в Германии. Необходимо принимать во внимание тот факт, что часть миграционных потоков относится к передвижениям людей внутри ЕС; граждане новых государств-членов, воспользовавшиеся своим правом на свободу передвижения, не относятся к мигрантам, а представляют собой категорию высокомобильных лиц. В начале 2013 г. были опубликованы первые результаты переписи населения Германии, согласно которым в Германии живет на 1,5 млн человек меньше, чем показывали прежние расчеты. Таким образом, численность жителей страны была уменьшена на 1,9%: до 80,3 млн человек на конец 2011 г. вместо 81,8 млн. Одновременно, согласно новым данным переписи, численность иностранцев сократилась почти на 1 млн граждан, составив только порядка 6,2 млн человек. За период с 2009 по 2013 гг. чистый приток мигрантов составил почти 1,2 млн человек. В 2013 г. население увеличилось до 80,8 млн, при этом естественная убыль составила порядка 211,8 тыс. человек, а миграционный прирост дал порядка 428,6 тыс. человек. Это наиболее сильный прирост с 2007 г., когда общая численность иностранцев в стране вновь стала расти. Таким образом, к 2014 г. в Германии проживало уже порядка 7 млн иностранцев, или 8,7% населения (Statistische Ämter des Bundes und der Länder). Вместе с гражданами с миграционным фоном их доля составила в 2013 г. около 20,5%, или 16,5 млн человек (одна треть из них родилась в Германии). За прошедшие два десятилетия существенно поменялась география иммиграции в Германию. Пик численности турецких мигрантов пришелся на конец 1990-х гг., когда она превысила 2,1 млн человек. В середине 1990-х гг. волна политических беженцев из бывшей Югославии достигла 1,3 млн человек. До начала века нарастала также численность прибывших из Италии и Греции. Затем особенно чувствительный спад миграции наблюдался в начале и середине прошлого десятилетия, когда Германию называли «больным человеком Европы» в связи со снижением темпов экономического роста и безработицей, превысившей 5 млн человек. С 2004 г. в связи со вступлением в ЕС десяти новых стран стал нарастать приток из стран Восточной Европы, в первую очередь Польши. За этот период численность приезжих из этой страны практически удвоилась, превысив 600 тыс. человек. После вступления в ЕС Болгарии и Румынии численность выходцев из этих стран также выросла более чем в три раза. Если накануне вступления в ЕС (в 2006 г.) в Германии было зарегистрировано порядка 40 тыс. болгар и 73 тыс. румын, то к 2013 г. их численность возросла до 147 тыс. и 267 тыс. соответственно. С началом финансово-экономического кризиса 2008 г. активизировался приток мигрантов, в особенности из Италии, Испании, Греции и балканских стран; скачок притока лиц из Хорватии (почти на 20 тыс.) произошел после вступления этой страны в ЕС в 2013 г. Однако при этом с 1 мая 2011 г. для восьми восточно-европейских государств, ставших членами ЕС в 2004 г., были сняты ограничения на трудоустройство в Германии, а также других старых членах ЕС, за исключением Великобритании и Ирландии, где ограничения были сняты еще в 2004 г. Значительные изменения коснулись и качественного состава мигрантов. Доминировавшая долгие десятилетия миграция гастарбайтеров и их семей с начала нынешнего века постепенно меняется в пользу квалифицированных мигрантов. Большая часть мигрантов имеет высокую квалификацию (Statistisches Bundesamt). В целом около 85% вновь прибывших мигрантов в возрасте от 18 до 24 лет имеют школьный аттестат. Огромное значение в привлечении высококвалифицированных специалистов стали играть университеты. В середине 1990-х гг. доля иностранцев среди поступавших в вузы составляла только 14%, к 2013 г. она возросла до 20%. В общей численности обучающихся в немецких вузах доля иностранцев за тот же период возросла с 7% до 11,5% (Statistisches Bundesamt). По данным на 2013 г. доля лиц, имеющих аттестат о среднем образовании, среди граждан Германии составляла 72,9% у мужчин и 65,6% у женщин; в то же время среди лиц с миграционным фоном их доля составляла 43,5% и 40,3% соответственно. Доля немцев с дипломом об окончании университета составляет 9,2% у мужчин и 7,3% у женщин. Среди лиц с миграционным фоном доля обладателей диплома о высшем образовании была выше у женщин: 7,3% и 8,7% соответственно. В середине 2012 г. на рынке труда насчитывалось около 900 тыс. вакансий и 2,9 млн безработных, еще около одного миллиона были задействованы на общественных работах. Отметим, что доля людей с неполной занятостью велика, однако предприятия с трудом заполняют вакансии по многим специальностям. Сегодня Германия находится на пике потенциала занятости (около 45 млн человек). Вместе с тем ожидается, что в средне- и долгосрочной перспективе в связи с влиянием демографического фактора количество вакансий будет сокращаться. Без миграции в закрытой системе потенциал занятых сократится к 2050 г. до 18,1 млн человек, или на 40%. Наибольший дефицит трудовых кадров ФРГ испытывает по таким специальностям, как инженеры, IT-эксперты, высококвалифицированные специалисты в отрасли металлообработки и электротехники, воспитатели и няни, врачи, сиделки, специалисты в области логистики и гостиничного хозяйства. Негативные демографические тенденции усугубляли положение: для сохранения статус-кво в количестве квалифицированной рабочей силы к 2020 г. необходимо добиться того, чтобы 70% выпускников средних учебных заведений получили диплом об окончании высшего учебного заведения, и около половины из них должны закончить университеты с дипломом с отличием (Отчет…). В период с октября 2000 по октябрь 2011 гг. безработица по инженерным специальностям сократилась на 51%, а количество вакантных мест по специальности «инженер» в сентябре 2011 г. достигло рекордного уровня с 2000 г. К 2013 г. в Германии количество вакантных академических мест достигло порядка 330 тыс., в том числе около 70 тыс. в области естественных наук и около 85 тыс. инженеров. Следует отметить, что приезжая в страну и получая возможность применить навыки и реализовать свой человеческий капитал, мигрант становится своеобразным инвестором в экономику принимающей страны, способствуя ее росту. Мигрант-специалист, в отличие от низкоквалифицированного мигранта, не только восполняет нехватку на рынке труда, но и создает дополнительные рабочие места. Одно из его главных преимуществ состоит в том, что уже обладая определенным набором знаний и навыков (принимающему государству не нужно оплачивать его обучение), он может генерировать новое знание, создавать инновации, тем самым повышая конкурентоспособность экономики страны-реципиента. Привлечение из-за рубежа большого контингента ученых и инженеров стимулирует изобретательскую активность и распространение инноваций в экономике, ускоряя темпы ее роста (согласно макромоделям, на 0,5% в год) (International Migration Outlook 2008). Таким образом, на современном этапе большинство европейских государств проводит политику привлечения на территорию страны высококвалифицированных мигрантов. За период с 2001 по 2010 гг. на Германию пришлось около 7,4% иммигрантов, вовлеченных в создание патентов. Это второе место в мире после США. Анализируя долю иммигрантов среди авторов всех патентов и их долю в прорывных патентах, можно сделать общий вывод, что для большинства развитых стран характерна концентрация иммигрантов среди авторов наиболее цитируемых патентов. В Германии доля иммигрантов составляет 20% среди авторов всех прорывных патентов. Таким образом, мигранты участвуют в создании наиболее ценных и востребованных изобретений и технологий. Однако в сравнении с другими европейскими странами, в Германии участие иммигрантов в создании патентов невысоко: только 12,2% всех патентов были зарегистрированы иностранцами. В 1973 г., после первого нефтяного кризиса Германия ввела заметные ограничения на рынке труда, чтобы предотвратить рост безработицы и сокращение заработных плат. Существовало убеждение в том, что мигранты повысят нагрузку на социальное государство и систему соцзащиты. В связи с этим были введены значительные ограничения для граждан из третьих стран, а при расширении ЕС на Юг и Восток использовались долгие переходные сроки, регулирующие доступ к национальному рынку труда. Ограничительная миграционная политика имела следствием тот факт, что воссоединение семей и приток беженцев стали ключевыми каналами миграции в Германию. Именно поэтому в среднем квалификация лиц с миграционным фоном и иностранцев все еще более низка, чем у немцев. Эти контрасты в Германии выше, чем в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития. Со временем миграцию стали рассматривать не как угрозу, а как шанс для привлечения на рынок труда специалистов, которые помогут разгрузить социальную систему страхования. Как многие иммигранты в Германии, так и лица немецкого происхождения имеют высокий уровень квалификации, полученный в других странах, но не могут трудоустроиться в Германии по специальности. Они востребованы на рынке труда, но проблемы с трудоустройством возникают из-за отсутствия процедур признания дипломов. По оценкам Федерального министерства образования и науки, в Германии проживает около 2,9 млн лиц с миграционным фоном, которые получили аттестаты за границей; тех, кого потенциально могли бы затронуть реформы, насчитывается около 300 тыс. человек. Для решения этого вопроса был предпринят ряд законодательных инициатив. В особенности действенными стали полис Зеленая карта (введена Красно-зелёной коалицией), закон о мигрантах (2005 г.), а также меры 2009 и 2012 гг., включающие нормативы ЕС по высококвалифицированным специалистам (введение европейской Голубой карты). В декабре 2011 г. правительство согласовало проект закона, вносящий изменения в действие так называемой Голубой карты. Запущенная с мая 2009 г. соответствующая программа облегчает трудоустройство высококвалифицированных специалистов не из стран Европейского союза. Теперь действие карты распространяется на любую высококвалифицированную деятельность. В будущем признание зарубежных дипломов будет облегчено. Соответствующий закон «Об улучшении признания полученных за границей квалификаций» был подписан в конце сентября 2011 г. в Бундестаге и согласован в начале ноября в верхней палате. Закон вступил в силу 1 апреля 2012 г. Вехой в аттестационной практике в Германии является введение права на оценку около 350 нерегламентированных ранее специальностей. Согласно букве закона, граждане ЕС и граждане третьих стран могут требовать проверку аттестационных документов на соответствие квалификации вне зависимости от своего гражданства. Правительство также рассчитывает на приток квалифицированной рабочей силы из стран Центральной и Восточной Европы и третьих стран (Bundesbericht… 2011). Нововведения предполагают снижение планки по уровню доходов специалиста-иммигранта с 66 тыс. евро в год до 48 тыс. евро. Для программистов и инженеров годовая шкала доходов в 33 тыс. евро, согласно договору, достаточна, чтобы получить разрешение на пребывание и трудоустройство в Германии. Специалисты с хорошим знанием языка, чей средний годовой доход составляет не менее 48 тыс. евро, имеют право получить бессрочное разрешение на регистрацию компании уже после двух лет пребывания в стране. Программа быстрого привлечения программистов из-за рубежа на рынок труда была закреплена в законе о миграции, что предоставило специальные привилегированные права иммигрантам, работающим в сфере IT (Bundeszentrale für politische Bildung). Тем не менее, эффект от существующих мер пока весьма незначителен: 3/4 приезжих в Германию - выходцы из стран ЕС и Европейского экономического пространства, в особенности из новых стран ЕС. Принятые законы практически не касаются граждан третьих стран. Количество выданных на работу и пребывание в стране разрешений в результате принятых мер, регулирующих высококвалифицированную миграцию, оказалось весьма скромным. Таким образом, в настоящее время Германия получает дополнительный приток граждан из других стран ЕС в результате последствий финансово-экономического кризиса, но необходимо продумывать стратегию для миграции из третьих стран, так как рано или поздно ситуация в них будет улучшаться. Первые шаги уже сделаны: введена Голубая карта для высококвалифицированных специалистов в соответствии с директивой ЕС и изменено регулирование на рынке труда. Необходимо также сократить количество правовых ограничений для мигрантов из третьих стран и улучшить отношение к мигрантам, несмотря на полный провал политики мультикультурализма в Германии. Потенциал поиска новых кадров на востоке ЕС пока не полностью исчерпан. По-прежнему сохраняется множество препятствий для активного участия на рынке труда: языковые трудности, различия в образовательных системах, нехватка информации о вакансиях.
×

Об авторах

Л. А. Якубова

Нижневартовский государственный университет

кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой документоведения и всеобщей истории

Список литературы

  1. Отчет Федерального агентства по труду «Перспективы 2025». URL: https://www.forum-beratung.de/cms/upload/Wissenswertes/Politische_Initiativen/Perspektive_2025_Fachkrfte_fr_Dtl.pdf (2019. 11 сент.).
  2. Bundesbericht: Fachkräftesicherung. Ziele und Maßnahmen der Bundesregierung. 2011. S. 33.
  3. Bundeszentrale für politische Bildung. Deutschland: Einführung der «EU Blue Card» für Hochqualifizierte. URL: https://clck.ru/JYDup (11.09.2019).
  4. International Migration Outlook. 2008. P.: OECD, 69, 83. https://doi.org/10.1787/migr_outlook-2008-en
  5. Statistische Ämter des Bundes und der Länder. URL: https://www.statistikportal.de/de/bevoelkerung (2019. 11 сент.).
  6. Statistisches Bundesamt. URL: https://clck.ru/JYEFq (11.09.2019).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.