ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА НА УРОВНЕ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье исследованы особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута на уровне дисциплин профессионального модуля. Проанализировав несколько определений понятия «индивидуальный образовательный маршрут», авторы выводят собственное определение, на которое опираются на протяжении всей работы. Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой эффективный порядок индивидуально-дифференцированного освоения обучающимися образовательной программы или дисциплины, который формирует личную позицию, мнение студента при выборе цели обучения, содержания и способов его организации в специально созданных высшей школой условиях. Показано описание последовательности разработки маршрута, сформулированы факторы и условия его реализации. Отражена структура индивидуальных образовательных маршрутов, предложены различные варианты их разработки. В структуре выделены и проанализированы компоненты с точки зрения различных авторов. Авторы отмечают, что от грамотности построения индивидуального образовательного маршрута зависит профессионально-личностное развитие обучающихся и их уровень готовности к самостоятельному выбору индивидуального образовательного маршрута. Авторами был проведен эксперимент, который показал, что наличие такого важного элемента, как грамотные педагогические условия, позволяет увеличить процент готовности обучающихся. Результаты работы могут быть использованы для дальнейшей разработки вопроса о построении индивидуальных образовательных маршрутов на уровне дисциплин профессионального модуля в высшем учебном заведении.

Полный текст

Изменения, пришедшие в сферу высшего образования с внедрением новых Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, привели к появлению особенностей в образовательном процессе. Роль индивидуализации обучения значительно возросла и считается одним из самых важнейших принципов, на которых строится высшее образование. Поэтому проработка данного вопроса так необходима (Ваганова 2018: 2) Вопросам индивидуализации образовательного маршрута посвятили свои работы такие ученые, как М.В. Соколова, Н.Г. Зверева, Н.В. Бордовская, Т.М. Ковалева, П.Г. Щедровицкий (Смирнова 2018: 9). Советская система высшего образования представляла цель индивидуализации как вовлечение педагогом обучающихся в деятельность коллектива (Маркова 2018: 3). Современные исследователи углубили и расширили взгляды на данный процесс. Теперь считается, что индивидуализация образовательного маршрута - это процесс приобретения индивидом на протяжении всего периода развития определенных уровней самосознания и самоопределения, которые позволяют личности усваивать общекультурный потенциал и развиваться профессионально (Bulaeva 2018: 406-411). Стоит отметить, что наряду с понятием образовательного маршрута некоторые ученые, такие как Е.А. Александрова, Е.А. Климов, Ю.Н. Логинова, выделяют более широкое - «индивидуальная образовательная траектория» (Ilyashenko 2018: 1080-1087). По мнению А.В. Хуторского, индивидуальная образовательная траектория - это осознанный выбор необходимых компонентов содержания образования (цель, задачи, формы и методы работы, темп деятельности, способы и формы контроля и оценки выполненной работы). Часто, при рассмотрении вопросов, связанных с образовательным маршрутом, возникают понятия «путь» и «движение» (Ilyashenko 2018: 1097-1105). Однако это только часть образовательного маршрута, это не просто путь, а процесс развития личного потенциала обучающегося при условии личной активности (Ilyashenko 2018: 1088-1096). Процесс реализации индивидуального образовательного маршрута осуществляется в виде проектируемой образовательной программы, которая дает студенту возможность делать самостоятельный выбор и осуществлять практическую реализацию этой программы (Ilyashenko 2018: 1001-1007). Н.Г. Зверева говорит об образовательном маршруте как о вариативной структуре образовательной деятельности студента, отмечая в структуре его личностные особенности. При этом исследователь отмечает, что от грамотности построения индивидуальной образовательной траектории зависит профессионально-личностное развитие как в рамках конкретной дисциплины (модуля), так и в рамках всего учебного процесса (Ilyashenko 2018: 1029-1035). Исходя из информации, полученной при анализе определений различных авторов, нами было выделено собственное определение (Smirnova 2016: 3469-3475). Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой эффективный порядок индивидуально-дифференцированного освоения обучающимися образовательной программы или дисциплины, который формирует личную позицию, мнение студента при выборе цели обучения, содержания и способов его организации в специально созданных высшей школой условиях (Smirnova 2018: 187-193). Цель индивидуального маршрута - активация субъектной позиции студента для активного участия в процессе обучения, развитие его инициативности и способностей, обеспечивающих оперативное решение профессиональных задач (Vaganova 2017: 9). Первичными факторами, определяющими возможные виды построения индивидуальных образовательных маршрутов, выступают: - психологический фактор (учитывает возрастные особенности обучающихся); - педагогический (обуславливает цели обучения) (Ваганова 2017: 51-56); - социальный (определяет участие студента в этапах разработки образовательного маршрута) (Колдина 2017: 39-42). Для разработки индивидуальных образовательных маршрутов в высшем учебном заведении должен выполняться ряд условий: - учет личностных и профессиональных интересов и потребностей обучающихся в предстоящей профессиональной деятельности (Кутепова 2017: 43-46); - грамотная расстановка порядка модулей, разделов и тем учебных дисциплин (Лапшова 2017: 201-207); - организация самостоятельной работы студентов с использованием практического обучения и различных стажировок непосредственно на предприятии, в фирме или какой-либо организации (Угодчикова 2007: 149-154); - организация условий для органичного и результативного взаимодействия педагогов и обучающихся. Структура индивидуальных образовательных маршрутов, направленных на развитие самообразования студентов, включает следующие составляющие: - содержательная структура (предполагает фиксацию обязательных модулей, входящих в модули по выбору, факультативные и рефлексивные модули, имеющие своей целью развитие и осознание индивидуального (своего собственного) процесса познания и закрепление положения о необходимости постоянного совершенствования и пополнения уже имеющихся знаний) (Кутепов 2015: 17); - контролирующая структура (предполагает выделение модуля; текущий контроль, предоставляющий задания по теме какого-либо курса; встречи с тьютором (наставником), предоставляющим индивидуальные консультации; график отчетности) (Кутепов 2016: 30-33); - временная структура (представляет собой некую программу действий студента на определенном этапе его обучения и включает: время, отведенное на индивидуальные задания; фиксацию общего срока выполнения и график с расписанием точного времени выполнения учебных модулей; определение перспектив самостоятельной познавательной деятельности в профессиональном становлении) (Алешугина 2018: 13-16). В структуре индивидуального образовательного маршрута могут выделяться компоненты: - целевой (формируется с учетом Федерального государственного образовательного стандарта и потребностей и интересов обучающихся); - содержательный; - технологический (Балашова 2018: 12-15); - диагностический; - организационно-педагогический (имеются в виду условия и пути достижения педагогических целей) (Гладкова 2017: 103-105). Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в зависимости от уровня развития профессионально значимых личностных качеств будущего выпускника может проходить по-разному: - цель устанавливается преподавателем, который информирует студентов о необходимости ее достижения, индивидуальный образовательный маршрут в данном случае имеет вид пошаговой инструкции; - цель определяется совместными усилиями студентов и преподавателя, который предлагает наиболее оптимальные пути решения задач и формы деятельности; - обучающийся самостоятельно определяет для себя цель; роль преподавателя заключается в информировании о возможностях высшей школы в оказании педагогической поддержки стараний студентов, также педагог содействует в организации внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на поддержку интересов обучающихся. Отметим, что самостоятельная постановка студентом цели зависит от степени его мотивации к будущей профессиональной деятельности, при которой обучающийся имеет высокий интерес к достижению этой цели, у него достаточно сформированы навыки самоконтроля и он прекрасно справляется с проведением рефлексии. При разработке и реализации программы индивидуального образовательного маршрута базой выступает создание для студента ситуации выбора. Построение образовательного маршрута проходит в несколько этапов: - этап диагностики: ознакомление студентов с требованиями Федеральных государственных образовательных маршрутов по направлению и профилю подготовки освещение основных целей дисциплины (проводятся различные беседы, тестирования); - этап планирования: проводится индивидуальная работа с каждым обучающимся для выявления уровня сложности предлагаемых учебных материалов и выбора последовательности изучения разделов или модулей дисциплины, выявление уровней самостоятельности студента. Чаще всего это является наибольшей проблемой для преподавателя из-за того, что для каждого модуля необходимо разработать уровневые задания и фонды оценочных средств. Существует множество различных схем решения этого вопроса, однако чаще всего используются минимально необходимый уровень, средний и повышенный уровни. Педагог выявляет, насколько студент способен к самостоятельной переработке информации и проявлению творческого подхода при выполнении задания. В Нижегородском государственном университете в 2017 г. было проведено исследование, которое показало, что только 45% студентов выразили готовность к самостоятельному выбору дисциплин и модулей, у 29% студентов ответ на вопрос вызвал затруднения, 10% готовы выбирать только уровень сложности заданий и 16% не готовы быть самостоятельными в выборе индивидуальной образовательной траектории. Мы отмечаем, что в построении индивидуального образовательного маршрута важное значение имеют педагогические условия: - относительная степень свободы и высокий уровень ответственности студентов за последствия собственного выбора в процессе учебной деятельности и дальнейшем ее планировании; - использование в образовании современных технологий обучения; - широкое применение электронных ресурсов; - включение в обучение ситуационного проектирования, где студенты формируют личный опыт работы на основе уже имеющегося опыта; - использование проблемного метода обучения, ситуаций, содержащих противоречия, необходимость выбора, приводящие к повышению мотивации. Как только были обозначены и реализованы данные условия, процент студентов, готовых к самостоятельному выбору индивидуального образовательного маршрута, значительно возрос. В 2018 г. снова был проведен опрос среди студентов и показатели были следующими: уже 60% студентов выразили готовность к самостоятельному выбору дисциплин и модулей, у 20% студентов ответ на данный вопрос вызвал затруднение, 10% готовы выбирать только уровень сложности заданий и 10% не готовы быть самостоятельными в выборе индивидуальной образовательной траектории. Стоит отметить, что универсальных механизмов реализации индивидуальных образовательных маршрутов не существует, поэтому данный процесс требует значительной организационной и методической проработки. Таким образом, нами были рассмотрены особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута на уровне дисциплин профессионального модуля. Благодаря исследованию, выявлены условия, которые повышают у обучающихся готовность к самостоятельному планированию своей учебной деятельности, то есть к выбору индивидуального образовательного маршрута. Грамотно выстроенный индивидуальный образовательный маршрут способствует становлению будущего выпускника как высококвалифицированного конкурентоспособного профессионала.
×

Об авторах

О. И Ваганова

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального обучения и управления образовательными системами

М. М Кутепов

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, заведующий кафедры физического воспитания и спорта

Список литературы

  1. Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Методы и средства оценивания образовательных результатов студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 13-16.
  2. Балашова Е.С., Богачева А.В., Воронкова А.А., Мальцева С.М. К вопросу о формировании предметных результатов образовательной деятельности студентов гуманитарных специальностей в контексте кросскультурной коммуникации // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1(22). С. 12-15.
  3. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 3. С. 2. URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-3-2
  4. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация контрольно-оценочной деятельности преподавателя вуза в условиях электронного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-2. С. 51-56.
  5. Гладкова М.Н., Абрамова Н.С., Кутепов М.М. Особенности профессиональной подготовки бакалавров в условиях электронного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2(19). С. 103-105.
  6. Гладкова М.Н., Кутепов М.М., Лунева Ю.Б., Трутанова А.В., Юсупова Д.М. Технология кейс-обучения в подготовке бакалавров // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 21-25.
  7. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Методы и средства формирования общекультурных компетенций обучающихся вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20). С. 175-177.
  8. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20). С. 39-42.
  9. Кутепов М.М. Формирование профессиональных компетенций судей-секретарей по баскетболу // Инновации и инвестиции. 2015. № 8. С. 151-153.
  10. Кутепов М.М., Бегоутов Л.С. Информационные технологии в спортивном судействе // Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения: сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2016. С. 30-33.
  11. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Возможности здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20). С. 210-213.
  12. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20). С. 43-46.
  13. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Тюмина Н.С., Румянцева Н.А. Личностно ориентированный подход к профессиональной подготовке студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 201-207.
  14. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 3(24). URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-3-3
  15. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 3(24). URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-3-9
  16. Угодчикова Н.Ф., Крюкова Г.К., Патяева Н.В., Алешугина Е.А. Иностранный язык как индикатор качества подготовки современного специалиста // Приволжский научный журнал. 2007. № 2. С. 149-154.
  17. Bulaeva M.N., Vaganova O.I., Koldina M.I., Lapshova A.V., Khizhnyi A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE //International conference on Humans as an Object of Study by Modern Science. Springer, Cham, 2017. P. 406-411. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-319-75383-6_52
  18. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Vol. 9. No. 4. P. 1080-1087.
  19. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Prokhorova M.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Vol. 9. No. 4. P. 1097-1105.
  20. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline" mechanics of soils, foundations and foundations // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Vol. 9. No. 4. P. 1088-1096.
  21. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Prokhorova M.P., Gladkova M.N. Forming the competence of future engineers in the conditions of context training // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Vol. 9. No. 4. P. 1001-1007.
  22. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Sedykh E.P., Shagalova O.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Vol. 9. No. 4. P. 1029-1035.
  23. Smirnova Z., Vaganova O., Shevchenko S., Khizhnaya A., Ogorodova M., Gladkova M. Estimation of educational results of the bachelor’s programme students // International Electronic Journal of Mathematics Education. 2016. Vol. 11. No. 10. P. 3469-3475.
  24. Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepova L.I., Kutepov M.M., Vaganova O.I. Organization of the research activities of service majors trainees // International conference on Humans as an Object of Study by Modern Science. Springer, Cham, 2017. P. 187-193.
  25. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students’ knowledge in a virtual learning environment moodle // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20(3). P. 4.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.