О ДАТЕ РОЖДЕНИЯ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АДРИАНА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В отечественной историографии в качестве основных признаны три даты рождения последнего патриарха Московского и всея Руси досинодального периода Адриана - 1627, 1637 и 1639 г. Четвёртая дата, 1636 г., не получила широкого признания. Основным источником сведений о времени жизни главы Русской Церкви являются две эпитафии патриарху Адриану, созданные главным придворным стихотворцем того времени Карионом Истоминым, - прозаическая, установленная на его гробнице в усыпальнице глав Русской Церкви в Успенском соборе в Московском Кремле, и стихотворная, сохранившаяся в бумагах поэта. В статье устанавливается, что причиной хронологических расхождений явились ошибки в прочтении и интерпретации даты смерти патриарха в прозаической эпитафии, которые были допущены в исторических исследованиях XIX - начала ХХ в. и без сверки с надгробной надписью воспроизводились в публикациях более позднего времени. Визуальное изучение прозаической эпитафии, проведённое автором статьи в марте 2014 г., показало, что в ней указано, что патриарх Адриан скончался 2 октября 1700 г. на 63-м году жизни. Эти же данные подтверждены в стихотворной эпитафии. Вызывает сомнения и «день рождения» патриарха (2 октября), который вероятнее всего в XIX в. был соотнесён с днём его крещения. В статье на основе совокупности источников в комплексе с критическим анализом трудов историков XIX - начала ХХ в. устанавливается, что точной датой рождения патриарха Адриана являются последние числа сентября 1638 г.

Полный текст

Эпитафии Московской Руси, вырезанные на белокаменных плитах, зачастую являются единственным источником биографических сведений о людях данной эпохи. И, если до середины XVII в. в намогильных надписях указывалась лишь дата кончины, то в эпоху московского барокко в них стали включаться новые информативные единицы, указывающие на возраст и день тезоименитства покойного, что было связано с повышением интереса к человеческой личности. Эти данные отражены и в эпитафии последнему патриарху досинодального периода Адриану († 15 октября 1700), которая является основным источником, позволяющим установить точную дату рождения Святейшего. Эпитафии Московской Руси, вырезанные на белокаменных плитах, зачастую являются единственным источником биографических сведений о людях данной эпохи. И, если до середины XVII в. в намогильных надписях указывалась лишь дата кончины, то в эпоху московского барокко в них стали включаться новые информативные единицы, указывающие на возраст и день тезоименитства покойного, что было связано с повышением интереса к человеческой личности. Эти данные отражены и в эпитафии последнему патриарху Московскому досинодального периода Адриану († 15 октября 1700). В настоящее время она находится in situ на западном торце надгробницы Святейшего, возведённой у западной стены Успенского собора Московского Кремля справа от входных дверей. Надпись в 11 строк, сделанная эпиграфическим полууставом, вырезана в технике обронной резьбы и заключена в рамку. Бóльшая часть жизненного пути Святейшего до поставления его архимандритом Чудова монастыря в 1678 г. неизвестна. И в этой ситуации роль данного памятника эпиграфики очень велика, поскольку он является единственным открытым для всеобщего обозрения источником, который позволяет установить точную дату рождения Святейшего. Сохранились черновики Кариона Истомина, отражающие его работу над текстом эпитафии (ГИМ ОР. Чудовское собр. № 302. Л. 91), а также его беловой автограф (ГИМ ОР. Чудовское собр. № 300. Л. 311) и копия с него, отложившаяся в делах Патриаршего казённого приказа (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 176. Л. 361 об. - 362). Известно, что прозаическая эпитафия была вырезана Иваном Мартыновым сыном, тяглецом Таганской слободы, в октябре 1700 г. (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 176. Л. 369-369 об.; изд.: Забелин 1884: Стб. 1082). Открытая для обозрения в Успенском соборе Московского Кремля, с начала 90-х гг. XVIII в. она неоднократно публиковалась гражданским шрифтом без принципиальных искажений текста . Несмотря на наличие бесспорно достоверного источника, с начала XIX в. в отечественной историографии приняты три даты рождения патриарха Адриана - 1627, 1637 и 1639 г. Изредка встречающаяся дата 1636 г. (Адриан 1890: 193) не получила широкого признания. За последнее столетие ситуация в энциклопедиях и справочниках не изменилась. Наиболее достоверным признаётся 1627 г. (Адриан 1926: 617 ; Адриан 1961: 218; Белоброва 1992: 50; Лаврентьев 1994: 32), а в Православной энциклопедиии приведены три даты - 1627, 1637 и 1639 г. (Белякова: 312). Энциклопедические статьи базируются на итогах исследований XIX - начала ХХ в., в которых существующие разночтения в определении года рождения Святейшего в конечном счёте восходят к его эпитафии, но появились либо в результате её ошибочного прочтения, либо неверной хронологической интерпретации. 1637 г. появился благодаря ошибочному вычету из года смерти патриарха 63 полных лет, указанных в эпитафии. Митрополит Евгений (Болховитинов) допустил в её прочтении ошибку, указав, что Святейший прожил 64 года (Евгений (Болховитинов), митр. 1818: 19), откуда появилась дата 1636 г. Её принял Н. А. А., автор одной из первых печатных биографий патриарха, изданной в 1848 г., но, цитируя надпись на надгробии Адриана, он ошибочно указал, что Святейший скончался на 73 году жизни, что относило дату его рождения к 1627 г. (Н.А.А. 1848: 36). Последнему чтению доверился автор статьи в «Русском биографическом словаре», полагая, что остальные даты ошибочны. Последнему чтению доверился автор статьи в «Русском биографическом словаре», полагая, что остальные даты ошибочны. Г.А. Скворцов, автор изданной в 1913 г. монографии о патриархе Адриане, отметил существующие противоречия в определении даты рождения Святейшего. К его надгробной надписи он отнёсся скептически и не стал визуально проверять правильность её прочтения предшественниками, так как более достоверным источником посчитал Духовное завещание патриарха, написанное 17 марта 7205/1697 г. Из него, по его расчётам, вытекало, что патриарх родился в 1639 г. (Скворцов 1913: 3, прим. 4). Однако при пересчёте даты на современное летоисчисление исследователь не учёл, что по древнерусскому счёту лет и «день рождения» Адриана (2 октября) и дата написания Духовного завещания (март) относились к 7205 г. от Сотворения мира. Г.А. Скворцов (распространённая ошибка) вычел из этого года 5508, а не требуемые для промежутка между 1 сентября и 31 декабря 5509 лет. Этим же путём пошёл и современный российский историк А.П. Богданов. Опираясь на дореволюционные публикации, он указал на существующие в них противоречия в определении возраста патриарха - либо 63, либо 73 года - и пришёл к выводу, что год рождения Адриана точно неизвестен (Богданов 1999: 319). Позднее он признал равновероятными три даты - 1627, 1637 и 1639 г. (Богданов 2005: 243). Единственным способом преодоления существующих историографии противоречий является визуальное исследование эпитафии в Успенском соборе Московского Кремля, что и было сделано мною в феврале 2014 г. Её изучение показало, что в её тексте содержится точное указание на возраст патриарха, снимающее все существующие противоречия: «|7 ѿ рождѐ|8нїꙗ своего̀ имѣ шестьдесѧⷮ трѐтїе лѣ́то |7 с̾ о҆ктѡ́брꙗ в҃ го дне» . Эта же фраза присутствует в черновиках и беловом автографе Кариона Истомина, а также в архивной копии. В поэтической обработке она дана в стихотворной эпитафии Адриану, также написанной Карионом Истоминым, но оставшейся памятником книжности : |13 шестьдеся́тъ имѣ̀ тре́тье в̾ ро́дѣ лѣ́то , |14 съ о҆ктября̀ вто́ра днѐ а҆ндре́а пѣ́то . Таким образом, оба произведения и их варианты бесспорно указывают, что патриарх, «родившийся» 2 октября и умерший 15 октября, скончался на 63 году жизни, то есть прожил, как указано в данных источниках, 62 полных года и 13 дней. Таким образом, вся совокупность указанных источников в комплексе с критическим анализом трудов дореволюционных историков, отражённых в исследованиях и энциклопедических статьях конца XIX - начала ХХI в., указывает на 1638 г. как на точный год рождения патриарха Адриана. Что же касается считающегося бесспорным «дня рождения» Святейшего, названного на надгробии и в стихотворной эпитафии, - 2 октября - то здесь, скорее всего, мы сталкиваемся с несколько модернизированными представлениями об основных вехах биографии человека XVII столетия. В Древней Руси понятие «день рождения» не существовало, его аналогом был день тезоименитства, совпадающий с днём памяти святого, на который было совершено таинство крещения. Тезоименитство, связанное с духовным рождением человека и вхождением его в лоно Церкви, становится столь значимым, что в эпитафиях конца XVII в. из Каргополя оно именуется днём рождения (Авдеев 2017а: 185-186) . Соответственно, и 2 октября, названное в рассматриваемых эпитафиях днём рождения патриарха Адриана, скорее всего, является днём его крещения. Этот вывод подкрепляет имеющаяся в стихотворной эпитафии Кариона Истомина ссылка на день памяти бл. Андрея, Христа ради юродивого, чьим именем в миру был наречён Святейший. Из совокупности приведённых данных, основанных на эпиграфических источниках и критическом анализе существующих в историографии точек зрения, можно сделать вывод, что патриарх Адриан родился в 1638 г. Если обычай крестить ребёнка на 8-й день после рождения был соблюден, то день рождения Святейшего следует отнести ко времени не ранее 22 сентября. Список сокращений БРЭ - Большая Российская энциклопедия БСЭ - Большая Советская энциклопедия ГИМ - Государственный исторический музей. Москва ОР - Отдел рукописей ПЭ - Православная энциклопедия РБС - Русский биографический словарь РГАДА - Российский государственный архив древних актов. Москва СККДР - Словарь книжников и книжности Древней Руси ЧОИДР - Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских СИЭ - Советская историческая энциклопедия ЭСБЭ - Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
×

Об авторах

А. Г. Авдеев

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Университет Дмитрия Пожарского; школа «Интеллектуал»

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России исторического факультета; научный сотрудник; учитель истории

Список литературы

  1. Авдеев А.Г. 2017а. Русская силлабическая эпитафия последней четверти XVII - начала второй четверти XVIII в. // Palaeoslavica. Vol. XXV, 1, 55-177.
  2. Авдеев А.Г. 2017б. Календарь старорусских надписей // Ползуновский альманах 4. Т. 1. Вып. 1, 177-189.
  3. Адриан 1886. // Русский биографический словарь. Т. 1. / Под набл. пред. Имп. Рус. ист. о-ва А.А. Половцова. СПб.: тип. И.Н. Скороходова, 83-85.
  4. Адриан 1890. // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. I. СПб.: Ф.А. Брокгауз, И. А. Ефрон, 193-194.
  5. Адриан 1926. // Большая Советская энциклопедия / Шмидт О.Ю. (гл. ред.). Т. 1. Изд. 1-е. М.: Большая сов. энциклопедия.
  6. Адриан 1961. // Советская историческая энциклопедия / Жуков Е.М. (гл. ред.). Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 218-219.
  7. Белоброва О.А. 1992. Адриан // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1. А - З. СПБ.: Дмитрий Буланин.
  8. Белякова Е.В. 2000. Адриан // Православная энциклопедия. Т. I. М.: Православная энциклопедия, 312-313.
  9. Богданов А.П. 1999. Русские патриархи (1589-1700). Т. 2. М.: ТЕРРА; Республика.
  10. Богданов А.П. 2005. Адриан // Большая Российская энциклопедия. Т. 1. М.: Большая Российская энциклопедия.
  11. Большая советская энциклопедия. 1949. Т. 1. изд. 2-е. М.: Большая сов. энциклопедия.
  12. Большая советская энциклопедия. 1970. Т. 1. изд. 3-е. М.: Советская энциклопедия.
  13. ГИМ ОР. Чудовское собр. № 300.
  14. ГИМ ОР. Чудовское собр. № 302.
  15. Евгений (Болховитинов), митр. 1818. Словарь исторический о бывших в России писателях Духовного чина, Грекороссийския церкви. Ч. 1-2. СПб.: в тип. Н. Греча.
  16. Забелин И.Е. 1884. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. Ч. 1. М.: Московская городская тип.
  17. Лаврентьев А.В. 1994. Адриан // Отечественная история. История России с древнейших времён до 1917 года. Энциклопедия. Т. 1. М.: Большая Российская энциклопедия.
  18. Максимович Л.М. 1792. Путеводитель к древностям и достопамятностям Московским, руководствующий любопытствующаго по четырем частям сея столицы к дее-место-описательному познанию всех заслуживающих примечание мест и сданий, как-то: соборов, монастырей, церквей, государственных и частных заведений, как старых, так и новых, с надписей и из других достоверных источников собранный, и для удобнейшаго оных приискиванию азбучной росписью умноженной. Ч. I. М.: Университетская тип.
  19. Н. А. А. 1848. Адриан // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских. № 8. Отд. V. Смесь, 29-36.
  20. Панова Т.Д. 2002. Некрополи Московского Кремля. М.: Гос. историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».
  21. Панова Т.Д. 2003. Кремлёвские усыпальницы. История, судьба, тайна. М.: Индрик.
  22. РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 176.
  23. Свод русских надписей // https://cir.rssda.su/ (2019. 25 марта).
  24. Скворцов Г.А. 1913. Патриарх Адриан. Его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие XVII века. Казань: Центральная тип.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах