ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки бакалавров к профессиональной деятельности с учащимися с ОВЗ, в частности с нарушениями речи. В статье представлен теоретический анализ различных точек зрения и авторских позиций по рассматриваемой проблеме, охарактеризованы основные компоненты профессиональной подготовки бакалавров в вузах. Авторы статьи рассмотрели основные противоречия профессиональной подготовки бакалавров к инклюзивному образованию, связанные с потребностью образовательных учреждений в педагогах, которые будут активно взаимодействовать с семьей обучающихся, отсутствием у педагогов важной инклюзивной компетентности, которая определяется как интегративное личностное образование, обусловливающее способность осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного образования. Проведенный анализ современных подходов в профессиональной деятельности позволяет сделать следующие выводы: появляется необходимость в профессиональной подготовке, в поиске совершенствования и создания новых инновационных моделей, которые помогут сформировать готовность будущих бакалавров к профессиональной деятельности.

Полный текст

В последнее время в соответствии с меняющимися запросами государства и перспективными задачами развития российского общества, экономики ведущим условием и направлением в реализации государственной образовательной политики на период 2013-2020 гг. является обеспечение высокого качества российского образования, подготовка педагогических кадров, которые будут оказывать содействие продуктивной профессиональной деятельности. В связи с этим повышается уровень требований со стороны работодателей к высококвалифицированным кадрам, обладающим новыми знаниями и умениями (Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” на 2013-2020 годы»). Наряду с новыми требованиями качество образования характеризуется не только уровнем полученных и усвоенных знаний и умений, но и формированием компетентности у педагогов в различных сферах жизнедеятельности, стремлением к саморазвитию, самореализации. Только педагог сможет сформировать мобильную и креативную личность молодого поколения, потому что именно он является гарантом реализации изменений в образовании, и без его активного участия невозможно достичь высоких результатов в педагогической деятельности. Поэтому поставленному вопросу необходимо уделять большое внимание в период профессиональной подготовки бакалавров в процессе получения высшего образования (Мартынова 2019). Проблема профессионально-педагогической подготовленности современного педагога указывает на несколько основных противоречий между существующими условиями подготовки педагогических кадров, а также их личностно-профессиональным потенциалом и требованиями, предъявляемыми к результативности педагогической деятельности. В связи с этим проблема профессиональной подготовки бакалавров к будущей работе по развитию творческого воображения дошкольников с нарушением речи занимает одно из ведущих мест и является предметом пристального изучения в психолого-педагогической науке. Неоспоримым является факт актуальности проблемы и детального изучения заявленного вопроса. Актуальность исследования определяется необходимостью улучшения качества профессиональной подготовки будущих педагогов. В последние годы повышается интерес к проблеме подготовки бакалавров к профессиональной деятельности по развитию творческого воображения у дошкольников с нарушением речи. Это объясняется тем, что несмотря на широкое употребление данного понятия в научных публикациях и в повседневной жизни, оно так и не получило точного определения. Обусловлено это тем, что существует множество различных подходов для раскрытия профессиональной подготовки бакалавров к работе по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста с проблемами здоровья. Проблема инклюзивного образования рассматривается в педагогических трудах многих исследователей. В статье «Формирование и развитие профессиональных компетенций педагогов в области инклюзивного образования» авторы отмечают готовность будущих педагогов к работе с детьми, имеющими особые потребности в здоровье, и необходимость повышения уровня профессиональной подготовки бакалавров с данной категорией детей (Линкер, Юсупова 2019). Главным принципом организации инклюзивного образовательного процесса выступает необходимость создания образовательной среды, которое сопровождается рядом материальных, нормативных и организационных изменений в любой общеобразовательной организации. Среди этих изменений - подготовка педагогических кадров, которая связана с этапом психологических и ценностных изменений. В работах С.В. Алехиной основательно прослеживается дефицит научно-методического обеспечения развития инклюзивных процессов в образовании, дефицит кадрового обеспечения, организация подготовки и повышения квалификации специалистов в области психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования (Алехина 2011). В современной педагогической практике имеется определенный ряд противоречий, которые проявляются между социальным заказом государства и образовательными учреждениями. Данные противоречия заключаются в следующем. Педагог должен эффективно взаимодействовать с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, а также с их родителями. У образовательных учреждений существует потребность в педагогах, которые будут гуманистически взаимодействовать с семьей обучающихся, однако у педагогов отсутствует важная инклюзивная компетентность, которая определяется как интегративное личностное образование, обусловливающее способность осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного образования. Особые условия создаются и рассматриваются в рамках инклюзивного образования. Все дети с особенными образовательными потребностями, независимо от их образовательных возможностей, имеют право на раскрытие своего творческого потенциала в любой деятельности, которая будет приносить пользу обществу. При этом данная проблема заключается не только в интеграции отдельной системы образования обучающихся, но и в создании комфортной среды для таких детей. Необходимо отметить, что проблема профессиональной подготовки была предметом исследования ряда психологов, педагогов и философов во все времена. В античных философских трудах мыслителей раскрываются различные вопросы профессиональной подготовки личности, представлено видение системы воспитания детей и молодежи в условиях рабовладельческого общества, описано создание государственной системы образования и воспитания для взрослого поколения, общества, рассмотрен процесс самосовершенствования человека в течение всей своей жизни. А. Ковалева, А. Гавриш в своей статье «Педагоги-гуманисты и философы о подготовке учителя» делают акцент на мнение философов античности о том, что руководство учебно-воспитательным и образовательным процессом должно осуществляться в первую очередь государством, потому что государство определяет цели, задачи и содержание, а гармоничное развитие личности - это краеугольный камень воспитания и образования (Ковалева, Гавриш 2010). В философских трудах утверждается, что развитие мышления человека и формирование его мировоззрения может успешно протекать только в процессе деятельности. В дальнейшем источником познания выступает самопознание, которое способствует развитию основных знаний, умений и навыков, поиску истины, что, несомненно, поможет в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни (Мильцова 2006). Проблемы профессиональной подготовки педагогов являются предметом пристального внимания отечественных исследователей. Исключительную важность профессии педагога отмечали они в своих исследованиях. Особое внимание они придавали нравственности, личностным качествам и умению преподавать, считали, что среди личностных качеств педагога на первое место необходимо выдвигать доброту, разумность, рассудительность, а также любовь к детям и любознательность (Микешина 2001). В монографии Е.В. Бережновой, В.В. Краевского профессиональная подготовка интерпретируется через усвоение профессиональных знаний, умений и навыков. Однако авторы акцентируют внимание читателей на том, что комплекс усвоенных знаний и специальных умений не всегда присутствует в работе педагогов. Нередко выпускники педагогических специальностей оказываются не компетентны перед педагогической действительностью, с которой они сталкиваются в образовательных организациях. Следовательно, усвоение определенных знаний, умений и навыков есть обязательное, но не единственное условие качественной подготовки будущих специалистов. Главным в определении качества образования является ориентация на профессиональную подготовку и на конкретную практическую деятельность, а именно на профессиональную готовность к развитию творческого воображения дошкольников с нарушением речи (Бережнова, Краевский 2007). Проблему профессионально-педагогической подготовки современного педагога рассматривал в педагогических трудах отечественный педагог В.А. Сластенин. Он говорил о том, что задачи, которые выдвигает общество перед любыми образовательными организациями, сможет решить тот педагог, у которого развито системное видение педагогического процесса как целостного явления и есть готовность к его реализации, поэтому важно обратиться к поиску необходимых условий, которые способствовали бы формированию профессионализма у будущих педагогов (Сластенин 2009). Особого внимания заслуживает совместная статья преподавателей Нижневартовского государственного университета (НВГУ) Л.А. Ибрагимовой, Г.А. Петровой «Профессиональная компетенция учителя: содержание, структура». Авторы рассмотрели такие основные виды педагогической деятельности, как преподавание, внеурочная деятельность, методическая деятельность, учебно-научная деятельность, повышение квалификации (Ибрагимова, Петрова 2010), а также выделили требования, предъявляемые к профессиональной готовности педагога. Сущность этих требований заключается в том, чтобы педагоги в период профессиональной подготовки в вузе овладели определенными знаниями в области различных культур, теорий поликультурного образования; понимали социально-психологические особенности учащихся; использовали в будущей деятельности современные технологии; умели выделять или вносить в содержание общего образования идеи, отражающие культурное многообразие; могли организовать педагогический процесс как диалог носителей различных культур. Педагогическая деятельность любого уровня направлена на единство и целостность педагогического процесса, что отражает его многофункциональный характер. В педагогических исследованиях А.А. Орлова подчеркивается, что профессиональная подготовка бакалавров - это процесс и результат освоения ими системы профессиональных знаний, осознания личностного смысла, а также формирование основных общепедагогических умений: аналитико-диагностических, прогностических, конструктивно-организаторских, коммуникативных и рефлексивных. Развитие важнейших профессионально-личностных качеств постепенно становится основой развития педагогического кредо педагога (Орлов 2001). В учебном пособии Г.Н. Серикова рассмотрены вопросы профессиональной подготовки, которая характеризуется личностным опытом. Профессиональная подготовка может приобретаться только в процессе совместной деятельности преподавателей и студентов, а в дальнейшем становится инструментом на пути к профессиональной деятельности (Сериков 2009). В монографии Л.М. Сизоненко обширно проанализирована тема профессиональной подготовки бакалавров в вузе. Очень важным автор считает тот момент, что профессиональная подготовка носит разносторонний характер и характеризуется в виде определенной системы компонентов, включающихся в педагогическую деятельность. Мотивационный компонент способствует формированию у бакалавров потребности качественно выполнять свои обязанности в профессиональной деятельности, осуществлять самоанализ и вести учет результатов. Целевой компонент формирует представления о целях и результатах своего труда, о структурной и процессуальной стороне профессиональной деятельности. Психологический компонент проявляется в профессионально-педагогической деятельности личности, реализуется через психологические механизмы, которые обеспечивают достижения поставленных целей. Психологический компонент формирует представления бакалавров о себе как о профессионале. Научно-теоретический компонент заключается в совокупности научных представлений, которые формируются в процессе теоретической подготовки, и неразрывно связан с развитием педагогического мышления. Результатом является сформированность у будущего педагога аналитических, прогностических и проективных умений. Эмоционально-волевой компонент направлен на развитие у бакалавров целеустремленности, настойчивости, работоспособности, самоорганизации и самоконтроля, умения преодолевать трудности, препятствия, появляющиеся в процессе решения различных проблем и ситуаций в процессе педагогической деятельности. Организационно-практический компонент проявляется в организаторских и коммуникативных умениях бакалавров в профессиональной деятельности (Сизоненко 2006). В.П. Кузовлев отмечает, что на организационно-практический компонент влияют условия преподавания и объяснения теоретического материала. Именно от условий организации учебных занятий бакалавров зависит вектор оптимального выбора педагогического поведения в профессиональной деятельности (Кузовлев 1999). Методически грамотно сформированная культуроведческая компетенция у студента-слушателя - это верный путь к правильной работе будущего педагога с подрастающим молодым поколением и достижению поставленных задач и целей современного высшего образования. Теоретический анализ литературы показывает, что проблема подготовки к профессиональной деятельности бакалавров педагогического образования и, в частности, инклюзивного образования (работа с детьми с нарушением речи) рассматривается достаточно обширно. На основании вышеизложенного материала можно сделать вывод, что во всех взглядах ученых прослеживается определенное совпадение. Во-первых, появляется необходимость в профессиональной подготовке, а именно в совершенствовании существующих, поиске и создании новых инновационных моделей, которые помогут сформировать готовность будущих бакалавров к профессиональной деятельности (Салаватова 2013). Во-вторых, немаловажным показателем профессиональной подготовки являются основные фундаментальные знания, умения и навыки. В-третьих, особое внимание необходимо уделить формированию компетентностной и культуросообразной платформы в образовании. Таким образом, в условиях модернизации профессионального образования и в целях обеспечения эффективности обучения при подготовке будущих специалистов особую актуальность приобретают вопросы повышения профессионализма преподавателей (Ибрагимова, Скобелева 2017), в том числе и в области инклюзивного образования.
×

Об авторах

Л. А Ибрагимова

Нижневартовский государственный университет

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогического и социального образования

Е. А Новикова

аспирант кафедры педагогики и педагогического и социального образования Нижневартовского государственного университета

Список литературы

  1. Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83-92.
  2. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Исследования в области образования: проблемы управления качеством. М., 2007.
  3. Ибрагимова Л.А., Петрова Г.А. Профессиональная компетенция учителя: содержание, структура // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. 2010. № 1. С. 52-56.
  4. Ибрагимова Л.А., Скобелева И.Е. Электронные образовательные ресурсы как важнейший элемент обеспечения качественной подготовки будущих специалистов среднего звена // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 3. С. 16-20.
  5. Ковалева А., Гавриш А. Педагоги-гуманисты и философы о подготовке учителя // Гуманизация учебно-воспитательного процесса: Сборник научных трудов. Славянск, 2010. Вып. 1. С. 27.
  6. Кузовлев В.П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе (научно-методический и организационно-педагогический аспекты): Дис. …д-ра пед. наук. М., 1999.
  7. Линкер Г.Р., Юсупова Ю.М. Формирование и развитие профессиональных компетенций педагогов в области инклюзивного образования // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 1. С. 79-89.
  8. Мартынова А.В. Формирование культуроведческой компетенции будущего учителя начальной школы в период профессиональной переподготовки специалиста (на примере изучения языковых дисциплин) // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 1. С. 90-95.
  9. Микешина Л.А. Хрестоматия по истории философии (русская философия). М., 2001. Ч. 3.
  10. Мильцова В.Ф. Формирование профессиональной компетентности куратора в учреждениях среднего профессионального образования: Дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2006.
  11. Орлов А.А. Педагогика: Концепция и учебная программа курса для студентов пед. вуза / ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Тула, 2001.
  12. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” на 2013-2020 годы». URL: https://clck.ru/KGL6U.
  13. Салаватова А.М. Модель формирования готовности будущих бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 2(39). С. 21-25.
  14. Сериков Г.Н. Управление достижением качества образования. Челябинск, 2009.
  15. Сизоненко Л.Н. Повышение качества профессионально-педагогического образования студентов колледжа в условиях персонализированного обучения. Челябинск, 2006.
  16. Сластенин В.А. Педагогика и психология инновационного образования. М., 2009.
  17. Хентонен А.Г., Падалко А.И. Профессиональная подготовка студентов к инклюзивному образованию // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 5-3. С. 182-185.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.