АДАПТИВНОСТЬ НОРМАТИВОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблеме оценки и нормативных требований, предъявляемых к уровню физической подготовленности иностранных военнослужащих в российских высших военных учебных учреждениях. Уровень физической подготовленности у поступающих, и в дальнейшем обучающихся, иностранных военнослужащих низкий, что, во-первых, связано с внутренней политикой стран в отношении физической культуры и воспитания молодежи, во-вторых, с личным отношением иностранных военнослужащих. В итоге, первоочередные задачи учебного процесса по физической подготовке иностранных военнослужащих, характерные для вуза, - совершенствование двигательных способностей, меняются на задачи ознакомления и развития, что соответствует школьной программе. Следовательно, нормативы по физической подготовке становятся непреодолимой проблемой для большинства иностранных военнослужащих на подготовительном и первом годах обучения, что увеличивает по времени возможность их выполнения и процесс овладения содержанием учебной дисциплины «Физическая подготовка». Актуальность исследования определена противоречием между требованиями к овладению большим объемом знаний и навыков военной специальности, низким уровнем общей и специальной подготовленности иностранных военнослужащих и высокими требованиями к уровню физической подготовленности военнослужащих. Цель исследования - разработать контрольные нормативы по физической подготовке для иностранных военнослужащих, с возможностью дальнейшей корректировки. В ходе исследования были применены научно-педагогические методы - теоретический анализ научной литературы, педагогическое наблюдение, контрольные испытания по физической подготовке, математико-статистическая обработка данных. В результате проведенного исследования предложены нормативные требования к упражнениям, включенным в батарею контрольных тестов по физической подготовке, для иностранных военнослужащих. Данный подход к определению нормативов можно применять как к одному человеку, так и к группе отстающих иностранных военнослужащих, в том числе и к российским военнослужащим и студентам гражданских учебных заведений. Адаптированные нормативы и способ определения нормативов по физической подготовке позволяют иностранным военнослужащим преодолеть пороговый минимум и получить положительную оценку в сессию (на первых годах обучения) и в целом легче адаптироваться к специфике и содержанию учебной дисциплины.

Полный текст

Актуальность. Одной из главных составляющих военно-профессиональной подготовки является соответствующая высоким требованиям физическая подготовленность военнослужащего, необходимая для выполнения служебных и боевых задач в соответствии с его предназначением (Акмеев, Сандин 2015: 220; Акмеев, Власова 2017: 21; Гуща 2017: 1097), без которой невозможна всесторонняя готовность воина к боевой деятельности в современных условиях (Миронов, Чиргин 2018: 6). Наряду с физической подготовленностью немаловажное значение играет организация и формирование у курсантов и личного состава морально-психологической готовности (Бородин 2017: 4; Васильев 2017: 44), уровень развития которых дополняет при формировании и совершенствовании друг друга. Физическая готовность выполнять учебные, служебные и боевые задачи в соответствии с предназначением военнослужащего - не самая важная составляющая профессионально-прикладной подготовки, но именно от ее уровня зависит качество применения (функциональность) многих важнейших компонентов профессиональной готовности военных. Исследования последних лет позволяют говорить о том, что уровень физической подготовленности военнослужащих (курсантов), в частности иностранных, не соответствует предъявляемым Вооруженными силами Российской Федерации требованиям (Ханжин 2010: 92; Володин, Яковлев 2019: 13; Яковлев, Володин 2019: 306). Это вызывает объективные проблемы и противоречия и определяет актуальность темы исследования. Цель исследования заключалась в разработке экспериментальных нормативов для иностранных абитуриентов и иностранных военнослужащих первого года обучения, проходящих службу и обучение в высшем военном учебном заведении Министерства обороны Российской Федерации. Определение показателей экспериментальных нормативов основывалось на выявлении уровня физической подготовленности иностранных военнослужащих в период плановых контрольных испытаний, вступительных экзаменов и зимней сессии по физической подготовке. Организация исследования. Исследование проводилось на базе Тюменского высшего военно-инженерного командного училища в течение 5 лет. Контрольные испытания по физической подготовке проводились в июле и декабре, с 2014 по 2018 гг., что соответствовало вступительному экзамену и зачету с оценкой в зимнюю сессию первого года обучения. В исследовании приняли участие 136 иностранных военнослужащих в возрасте от 18 до 20 лет из 10 стран, обучающиеся на подготовительном и первом курсах. Исследование проходило в три этапа. На первом этапе - с февраля 2014 г. по декабрь 2018 г. - был проведен анализ источников по проблеме исследования. Информация уточнялась и добавлялась на протяжениивсего периода исследования. Были разработаны и подготовлены ведомости для учета результатов, уточнены контрольные упражнения (Кадыров и др. 2018: 29, 31) и сроки проведения испытаний. Для определения уровня физической подготовленности иностранных военнослужащих были отобраны контрольные упражнения: подтягивание на перекладине (8-12 раз - количество, соответствующие оценкам «удовлетворительно» и «отлично»); бег на 100 м (14,4-13,7 сек); бег на 3 км (14:00-13:00 мин, сек). На втором этапе (констатирующий эксперимент) - июль, декабрь 2014-2018 гг. - были проведены контрольные испытания по физической подготовке. В испытаниях приняли участие иностранные военнослужащие стран Востока и Африки. Контрольные испытания проводились в июле и декабре на учебно-материальной базе Тюменского высшего военно-инженерного командного училища. Результат определялся по сумме баллов в трех упражнениях. Оценка за физическую подготовленность выставлялась на основании требований Наставления по физической подготовке в Вооруженных силах Российской Федерации 2009 г. (НФП - 2009), в котором допустимый минимальный порог для абитуриентов и курсантов в одном упражнении определен в 26 и 28 баллов соответственно. Минимальное количество баллов по сумме трех упражнений - 120 баллов (Наставление по физической подготовке … 2009: 186-187). На третьем этапе (январь - март 2019 г.) проводился сбор, анализ и обобщение материалов исследования, математико-статистическая обработка данных, подготавливались материалы статьи. За период исследования было проведено 5 контрольных испытаний в период вступительных экзаменов и 5 контрольных испытаний в зимнюю сессию. Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное исследование позволяет определить процент неудовлетворительных оценок по странам и контрольным этапам, а именно вступительный экзамен и зачет в зимнюю сессию по физической подготовке: - бег на 100 м (подготовительный и первый курсы): Ангола - 26% и 16%; Афганистан - 32% и 17%; Бенин -17% и 0%; Йемен - 40% и 40%; Нигер - 8% и 0%; Палестина - 20% и 40%; - подтягивание на перекладине: Ангола - 16% и 12%; Афганистан - 27% и 17%; Йемен - 12% и 10%; Нигер - 8% и 7%; Палестина - 20% и 20%; - бег на 3 км: Ангола - 42% и 0%; Афганистан - 27% и 19%; Йемен - 48% и 20%; Монголия - 20% и 0%; Намибия - 33% и 33%; Нигер - 21% и 7%; Палестина - 0% и 20%. На рисунке 1 и в таблице 1 представлены статистические данные и достоверность в беге на 100 м иностранных абитуриентов и курсантов. Анализ данных позволяет констатировать положительные результаты. Выявлена достоверность различий в результатах представителей Афганистана. Приведенные данные в процентах выше, требуют учета и мер по устранению отрицательных оценок. Это связано с тем, что процент низкого уровня физической подготовленности иностранных абитуриентов и курсантов, как показывает практика и научные исследования, со временем учебы и службы в российских военных вузах не изменяется. Это вызывает опасения со стороны преподавателей и офицеров и порождает ряд объективных проблем в обучении. Примечание: 1 - Ангола; 2 - Афганистан; 3 - Бенин; 4 - Йемен; 5 - Камерун; 6 - Монголия; 7 - Намибия; 8 - Нигер; 9 - Палестина; 10 - Танзания Рис. 1. Результаты иностранных абитуриентов и курсантов в беге на 100 м (сек), экзамен (Э, июль) и зачет (З, декабрь) В целом представлены положительные результаты (рис. 1), и улучшения можно наблюдать лишь у представителей четырех стран, однако процент отрицательных оценок есть и среди этих стран. Это говорит о том, что используемая исследователями статистика средних значений не всегда является оправданной. В данном случае необходим альтернативный подход. В ходе исследования мы пришли к тому, что иностранным абитуриентам и курсантам предъявляются достаточно высокие требования к уровню физической подготовленности, которые адаптированы, в первую очередь, для российских абитуриентов и курсантов и совсем не учитывают национальные особенности иностранных военнослужащих, уровень их физической подготовленности и возможности прироста показателей. В связи с этим очевидны низкие показатели у иностранных абитуриентов и курсантов ряда стран, которые сохраняются на протяжении обучения в военном вузе. Предложено снизить контрольные нормативы для того процента испытуемых, которые имеют неудовлетворительные оценки в соответствующих контрольных упражнениях. Для этого суммируем отрицательные оценки и выявляем среднее значение. Определяем данный результат как равный оценке «удовлетворительно», что составляет 40 баллов. Оставляем запас баллов для минимального порогового уровня в 26 и 28 баллов соответственно. Данный расчет делаем для каждого контрольного упражнения, контрольного этапа, страны. Таким образом, на первоначальном этапе мы искусственно создаем потенциальную вероятность иностранным абитуриентам и курсантам преодолеть пороговый уровень и набрать количество баллов, соответствующих оценке «удовлетворительно». Таким подходом представлена попытка создать возможность легче приспособиться испытуемым к требованиям физической подготовки в российских военных вузах. Таблица 1 Достоверность различий в результатах контрольных испытаний в беге на 100 м (лето - зима) Ангола Афганистан Бенин Йемен Камерун Монголия Намибия Нигер Палестина Танзания Экзамен Х1±m1 13,8±0,2 14,2±0,13 13,2±0,5 14,2±0,2 13,5±1,1 13,7±0,35 12,9±0,4 12,9±0,2 14,1±0,2 13,3±0,1 Зачет Х2±m2 14,0±0,1 13,8±0,09 13,7±1 14,1±0,2 13,2±0,4 13,5±0,25 13,8±0,4 13,7±0,1 14,4±0,1 13,7±0,1 t p>0,05 р<0,05 p>0,05 p>0,05 p>0,05 p>0,05 p>0,05 p>0,05 p>0,05 p>0,05 В беге на 100 м экспериментальные контрольные данные, в секундах: - Ангола - 14,9; 14,4 и 14,1 (что равно оценкам «3», «4» и «5»); - Афганистан и Йемен - 15,1; 14,5 и 14,2; - Бенин - 14,6; 14,1 и 13,9; - Нигер - 14,7; 14,2 и 14,0; - Палестина - 14,5; 14,0 и 13,8. Средние результаты в подтягивании на перекладине соответствуют требованиям НФП - 2009. Тем не менее, в пяти странах за период исследования количество отрицательных результатов варьируется от 7 до 27%. И прирост также отмечается лишь в четырех странах (рис. 2, табл. 2). В подтягивании на перекладине экспериментальные контрольные данные: - Ангола, Йемен и Палестина - 3; 6 и 7 (что равно оценкам «3», «4» и «5»); - Афганистан - 4; 7 и 8; - Нигер - 5; 8 и 9. Примечание: 1 - Ангола; 2 - Афганистан; 3 - Бенин; 4 - Йемен; 5 - Камерун; 6 - Монголия; 7 - Намибия; 8 - Нигер; 9 - Палестина; 10 - Танзания. Рис. 2. Результаты иностранных абитуриентов и курсантов в подтягивании на перекладине (количество раз), экзамен (Э, июль) и зачет (З, декабрь) Таблица 2 Достоверность различий в результатах контрольных испытаний в подтягивании на перекладине (лето - зима) Ангола Афганистан Бенин Йемен Камерун Монголия Намибия Нигер Палестина Танзания Экзамен Х1±m1 11±0,9 10±0,65 13±2,6 11±1,2 12±0,9 15±0,4 12±0,9 11±1,1 8±1,7 15±0,9 Зачет Х2±m2 12±0,8 11±0,72 13±1,9 10±0,7 15±0 13±1,7 13±0,9 11±0,6 8±2,5 14±1,4 t p>0,05 p>0,05 p>0,05 p>0,05 р<0,05 p>0,05 p>0,05 p>0,05 p>0,05 p>0,05 Выявлена достоверность в результатах испытуемых Камеруна. Отметим, что минимальный пороговый уровень в подтягивании на перекладине составляет 4 повтора. Тем не менее, иностранные абитуриенты и курсанты из трех стран не смогли преодолеть даже минимальный порог. В беге на 3 км представители 6 стран не справились с контрольными требованиями. Средние результаты и достоверность представлены на рисунке 3 и в таблице 3. Улучшение результатов отмечается также у испытуемых 4 стран. К странам с отрицательными результатами добавились Монголия и Намибия. Примечание: 1 - Ангола; 2 - Афганистан; 3 - Бенин; 4 - Йемен; 5 - Камерун; 6 - Монголия; 7 - Намибия; 8 - Нигер; 9 - Палестина; 10 - Танзания. Рис. 3. Результаты иностранных абитуриентов и курсантов в беге на 3 км (мин, сек), экзамен (Э, июль) и зачет (З, декабрь) Таблица 3 Достоверность различий в результатах контрольных испытаний в беге на 3 км (лето - зима) Ангола Афганистан Бенин Йемен Камерун Монголия Намибия Нигер Палестина Танзания Экзамен Х1±m1 13,44±0,3 13,29±0,12 12,29±0,53 14,00±0,2 13,04±1 13,10±0,45 13,09±0,9 13,08±0,25 12,43±0,3 12,16±0,1 Зачет Х2±m2 13,08±0,4 13,53±0,08 12,23±0,4 13,49±0,2 12,15±0,1 13,41±1,2 13,58±0,02 13,34±0,08 13,54±0,45 13,30±0,03 t p>0,05 p>0,05 p>0,05 p>0,05 p>0,05 p>0,05 p>0,05 p>0,05 p>0,05 p>0,05 В беге на 3 км (мин, сек) экспериментальные контрольные данные: - Ангола - 14,48; 14,08 и 13,48; - Афганистан - 14,45; 14,04 и 13,44; - Йемен - 15,08; 14,28 и 14,08; - Монголия - 14,18; 13,40 и 13,20; - Намибия - 14,02; 13,24 и 13,04; Нигер - 14,16; 13,36 и 13,16. Из таблицы 3 видно, что достоверных различий в беге на 3 км за период исследования не было выявлено. В целом иностранные абитуриенты и курсанты так же, как и российские, показывают разные результаты. Российские курсанты легче и быстрее адаптируются и переносят физические нагрузки. У российских курсантов и абитуриентов средние результаты в контрольных упражнениях редко соответствуют оценке «удовлетворительно», в основном это «хорошо» и «отлично». Заключение. Иностранные абитуриенты и курсанты показывают низкий уровень физической подготовленности. Это вызывает необходимость поиска альтернативного подхода в оценке уровня физической подготовленности. В связи с этим нами были разработаны и предложены экспериментальные нормативы по физической подготовке, которые решают проблему и способствуют повышению уровня физической подготовленности иностранных курсантов. Следует отметить, что в исследовании для расчета контрольных нормативов приняты среднестатистические результаты, что не учитывает индивидуальные особенности. Тем не менее, данный подход может быть применен для каждого иностранного курсанта индивидуально и отдельно для каждого контрольного периода.
×

Об авторах

В. Н Володин

Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки

Д. С Яковлев

Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова

кандидат педагогических наук, начальник кафедры физической подготовки

Список литературы

  1. Акмеев А.С., Сандин С.М. Физическая подготовка курсантов военных вузов // Научный вестник Вольского военного института материального обеспечения: военно-научный журнал. 2015. № 2(36). C. 220-222.
  2. Акмеев А.С., Власова Ж.Н. Физическая подготовка как фактор боевой готовности военнослужащих // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55(8). C. 21-27.
  3. Бородин В.А. Подготовка курсантов военных вузов к морально-психологическому обеспечению личного состава подразделений сухопутных войск: Дис. … канд. пед. наук. М., 2017.
  4. Васильев Б.Ю. Методы формирования морально-волевых качеств у курсантов военных вузов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1(25). C. 77-83.
  5. Володин В.Н., Яковлев Д.С. Актуальность нормативов по физической подготовке в Российской Федерации для курсантов иностранных государств // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в системе высшего образования: Cборник материалов II Международной научно-практической конференции. Омск, 2019. C. 11-14.
  6. Гуща Р.А. Физическая подготовка курсантов военных вузов с позиции соматического воспитания // Профессиональное образование в современном мире. 2017. № 7(2). C. 1096-1100.
  7. Кадыров Р.М., Политов А.В., Коричев С.К. Проверка и оценка физической подготовленности военнослужащих различных категорий // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2018. № 4. C. 29-34.
  8. Миронов В.В., Чиргин А.Н. Факторы и противоречия, характерные для системы физической подготовки ракетных войск стратегического назначения, а также условия, необходимые для ее реформации в настоящее время // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2018. № 4. C. 6-9.
  9. Наставление по физической подготовке в Вооруженных силах Российской Федерации. М., 2009.
  10. Ханжин А.В. Особенности методики физической подготовки военнослужащих в современных условиях // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. № 3(3). C. 91-94.
  11. Яковлев Д.С., Володин В.Н. Особенности показателей физической подготовленности иностранных курсантов в период экзаменационной сессии // Перспективные направления научных исследований в области физической культуры и спорта (теория и практика): Материалы итоговой научно-практической конференции за 2018. СПб., 2019. C. 302-307.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.