Институциональная модель организации профессионального образования спортсменов на протяжении спортивной карьеры

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлен материал, посвящённый проблеме профессионального образования спортсменов. В качестве методологической основы исследования применялся системный подход, позволяющий рассматривать профессиональное партнёрство субъектов спорта, образования, государственного управления и предпринимательства в качестве институциональной модели построения академической и спортивной карьеры, являющейся элементом системы социальной адаптации спортсменов. Теоретическую основу исследования составили деятельностный подход, культурологический подход, антропологический подход, аксиологический подход. Целью исследования явилось выявление институциональной модели организации профессионального образования спортсменов на протяжении спортивной карьеры, сложившейся в Германии в форме общественно-профессионального партнёрства между субъектами спорта, образования, государственного управления и предпринимательства. На основе изучения материалов периодической печати и сети Internet обоснована целесообразность построения академической и спортивной карьеры, а также представлен опыт организации профессионального образования параллельно со спортивной подготовкой в рамках проекта «Duale Karriere» Олимпийской спортивной конфедерации Германии. Определена сущность и механизмы партнёрства в рамках проекта «Partner hochschulen des Spitzen sports» между заинтересованными сторонами – центрами олимпийской подготовки, Олимпийской спортивной конфедерацией Германии, Немецким фондом помощи спорту, организациями высшего образования Германии и др. Представлены примеры формирования институциональной среды для построения академической и спортивной карьеры на основе применения документов лапидарного характера, документов делового оборота рамочного характера, документов саморегулирования национальных спортивных организаций. Обоснован институциональный характер взаимодействия Олимпийской спортивной конфедерации Германии, Общегерманской ассоциации студенческого спорта, спортивных федераций, центров олимпийской подготовки, органов государственного управления и организаций высшего образования на основе документов, регламентирующих их отношения в рамках общественно-профессионального партнёрства.

Полный текст

Построение спортивной карьеры зачастую не оставляет времени для получения профессионального образования [2; 3; 6, с. 2, 11]. Принимая во внимание, что профессиональное образование является социальным фактором, определяющим благополучие спортсменов при переходе к профессиональной деятельности после завершения карьеры,  международные и национальные спортивные объединения стремятся обеспечить благоприятные условия для параллельного построения спортивной и академической карьеры [3-5]. В нашей стране подобные инициативы, к сожалению, не реализуются по причине отсутствия институциональной модели, определяющей взаимодействие между органами государственной власти и спортивной общественностью, а также между субъектами в области образования, управления персоналом, предпринимательства и представителями рынка труда [4, с. 119]. В связи с этим представляется целесообразным выявление передового опыта организации профессионального образования параллельно со спортивной подготовкой в рамках концепции «Dual career», накопленного в странах Европейского союза. Концепция «Dual career» предполагает создание условий для беспрепятственного получения образовательных услуг на протяжении спортивной карьеры, разработку стратегии развития профессиональной карьеры, а также содействие в занятости на рынке труда после ухода из спорта. Основополагающим документом рассматриваемой концепции является Руководство Европейского союза о двойной карьере в спорте высших достижений «EU Guidelines on dual careers of athletes. Recommended policy actions in support of dual careers in high-performance sport», которое было принято 16 ноября 2012 года в Брюсселе [3, с. 103-104]. Руководство содержит 36 рекомендаций для формирования национальной системы параллельного развития спортивной и профессиональной карьеры на основе партнёрства между субъектами государственной власти, спорта, образования и рынка труда [10].

В настоящем исследовании применялся теоретический анализ и обобщение данных научной литературы, диахронический анализ, функциональный анализ, контент-анализ, системный анализ, праксиметрический метод. Информационной и эмпирической базой исследования явились материалы периодической печати и сети Internet, документы лапидарного характера Европейского союза и профессиональных объединений ФРГ в области образования и спорта, а также документы саморегулирования национальных спортивных организаций общественного характера, посвящённые параллельному развитию спортивной и академической карьеры. Были изучены Руководство Европейского союза о двойной карьере в спорте высших достижений «EU Guidelines on dual careers of athletes. Recommended policy actions in support of dual careers in high-performance sport»; совместное заявление «Spitzensport und Hochschulstudium» Конференции ректоров университетов, министров образования, министров спорта ФРГ и Олимпийской спортивной конфедерации Германии (2007); Руководство «EU Guidelines on dual careers of athletes. Recommended policy actions in support of dual careers in high-performance sport» (2012); коммюнике «Dual Careers and Career for Athletes. Transition. Common Position of the European Elite Athletes Association» (2013).

Впервые актуальность гармоничного сочетания образования и спортивной подготовки для спортсменов ФРГ была отмечена в июне 1999 года в совместной декларации Конференции ректоров университетов (нем. Hochschul rektoren konferenz – HRK), Немецкой спортивной конфедерации (нем. Deutscher Sportbund – DSB), Немецкого фонда помощи спорту (нем. Deutsche Sporthilfe), Немецкого студенческого союза (нем. Deutsche Studentenwerk – DSW) и Общегерманской ассоциации студенческого спорта (нем. Allgemeine Deutsche Hochschulsportverband – ADH). В дальнейшем проблема гармоничного сочетания спортивной подготовки с получением профессионального образования стала предметом совместного заявления «Спорт высших достижений и университетское образование», опубликованного в 2007 году. Субъектами совместного заявления явились Конференция ректоров университетов (нем. Hochschul rektoren konferenz – HRK), Конференция министров образования (нем. Kultus minister konferenz – KMK), Конференция министров спорта (нем. Sport minister konferenz – SMK) и Олимпийская спортивная конфедерация Германии (нем. Deutscher Olympischer SportBund – DOSB) [18]. Стороны, подписавшие заявление признали, что успехи немецких спортсменов являются действенным фактором создания положительного образа Германии в мире, а развитие спорта высших достижений отвечает интересам немецкого общества.

Олимпийская спортивная конфедерация является руководящим органом спортивного движения в Германии [17]. В настоящее время в составе DOSB насчитывается 27,4 млн. членов. DOSB заложила основу эффективного управления в немецком спорте [1, с. 22-24], разработав и внедрив в деятельность организации Кодекс этики (2013), Концепцию эффективного управления (2015) и Правила эффективного управления (2015). В своей деятельности по поддержке профессионального образования спортсменов Конфедерация руководствуется программой Duale Karriere, которая была утверждена Президиумом DOSB 19 марта 2013 года. Современная программа рассчитана на 2021–2028 гг. и содержит десять положений, предусматривающих создание условий, обеспечивающих параллельное построение спортивной и академической карьеры [9]:

  • развитие службы консультирования по вопросам построения карьеры в центрах олимпийской подготовки (нем. Olympiastützpunkten);
  • развитие партнёрства между общеобразовательными школами и спортивными организациями;
  • обеспечение беспрепятственного получения образовательных услуг на протяжении спортивной карьеры;
  • содействие занятости спортсменов;
  • содействие трудоустройству спортсменов в вооружённых силах ФРГ (нем. Bundeswehr), федеральной полиции (нем. Bundespolizei), региональной полиции (нем. Landespolizei), таможенной службе (нем. Bundeszollverwaltung);
  • содействие безболезненному переходу после завершения спортивной карьеры к профессиональной карьере;
  • внедрение программы Duale Karriere в спортивных организациях;
  • обеспечение информационной поддержки программы Duale Karriere;
  • обеспечение личностного развития в процессе построения двойной карьеры;
  • создание экспертной группы по вопросам развития двойной карьеры в составе DOSB.

Информационную поддержку проекта «Duale Karriere» осуществляет Олимпийская спортивная конфедерация Германии, Общегерманская ассоциация студенческого спорта, национальные и региональные спортивные федерации, центры олимпийской подготовки, а также организации высшего образования, которые являются участниками программы «Университеты – партнеры спорта высших достижений». На веб-сайте DOSB теме параллельного построения спортивной и академической карьеры посвящён раздел «Duale Karriere», который состоит из нескольких веб-страниц – «Спорт и карьера», «Истории успеха», «Партнёры в построении карьеры» и др. На странице «Спорт и карьера» представлены обращения комиссии спортсменов и директора департамента спорта высших достижений, подчёркивающие важность построения двойной карьеры. Размещённая на данной странице информация также знакомит посетителей сайта с работой службы «Duale Karriere», оказывающей консультационные услуги по вопросу сочетания спортивной и академической карьеры в центрах олимпийской подготовки. На странице «Истории успеха» размещены интервью со спортсменами, которые воспользовались помощью консультантов по развитию карьеры для получения профессионального образования параллельно со спортивной подготовкой. Веб-страница «Партнёры в построении карьеры» содержит исчерпывающую информацию о поддержке двойной карьеры со стороны спортивных федераций, центров олимпийской подготовки, элитных школ спорта (нем. Eliteschulen des Sports), Немецкого фонда помощи спорту, региональных фондов поддержки спорта на территории федеральных земель, а также со стороны федеральных правительственных структур – вооружённых сил, полиции, таможенной службы.

Непосредственное обеспечение беспрепятственного развития академической карьеры спортсменов осуществляют учреждения высшего образования, являющиеся участниками проекта «Университеты – партнеры спорта высших достижений» (нем. «Partner hochschulen des Spitzen sports»), который на сегодняшний день реализуется под руководством Общегерманской ассоциации студенческого спорта [7, с. 93]. Согласно её сведениям в настоящее время в проекте принимает участие 203 университета. В рамках проекта между центрами олимпийской подготовки и образовательными организациями, которые располагаются в непосредственной близости, заключены соглашения о сотрудничестве. Так, Олимпийский центр в Берлине имеет соглашения с одиннадцатью университетами, среди которых Университет Гумбольта (нем. Humboldt-Universität zu Berlin), Технический университет (нем. Technische Universität Berlin), Берлинский университет прикладных наук (нем. Berliner Hochschule für Technik), Немецкий университет здоровья и спорта (нем. Deutsche Hochschule für Gesundheit und Sport) и др. Во всех университетах для обеспечения полноценной подготовки спортсменов в сочетании с образовательной деятельностью учебный процесс строится по индивидуальному плану, который разрабатывается в зависимости от графика спортивных соревнований и занятости спортсмена в тренировочном процессе. Например, Ахенский университет прикладных наук (нем. FH Aachen) – партнёр центра олимпийской подготовки земли Северный Рейн-Вестфалия (нем. Olympiastützpunkt NRW / Rheinland) предоставляет спортсменам индивидуальный график обучения, дополнительные каникулы на период подготовки и участия в спортивных соревнованиях, продлевает обучение или обеспечивает перенос сессии на благоприятное время [11]. В целях определения оптимального соотношения между спортивной подготовкой и образовательной деятельностью, а также для построения индивидуальной траектории образования каждого спортсмена сопровождает наставник университетской службы построения карьеры. Вместе с тем, спортсмены могут обратиться в центр олимпийской подготовки земли Северный Рейн-Вестфалия, который предоставляет консультационную помощь по вопросам получения профессионального образования силами штатных сотрудников собственной службы наставничества [12]. Таким образом, проблема организации профессионального образования на протяжении спортивной карьеры является предметом внимания не только организаций высшего образования, но и центров олимпийской подготовки.

Центр олимпийской подготовки Баварии (нем. Olympiastützpunkt Bayern) сотрудничает с десятью университетами, которые обеспечивают получение профессионального образования без отрыва от процесса спортивной подготовки, а также с пятью университетами, специализирующимися на дистанционном обучении. Olympiastützpunkt Bayern имеет в своём составе несколько десятков объектов спортивной инфраструктуры – тренировочные центры по летним и зимним видам спорта, расположенные в Альгау, Аугсбурге, Химгау, Гармиш-Партенкирхене, Мюнхене и Нюрнберге [14]. Вместе с тем Центр олимпийской подготовки обеспечивает взаимодействие спортсменов с кампусами для проживания (нем. Häusern der Athlet) в Берхтесгадене, Мюнхене, Нюрнберге и Оберстдорфе, расположенными в непосредственной близости от спортивных сооружений. Например, Häusern der Athlet в Мюнхене, который является частью молодежного хостела Munich-Nord и находится в районе Мильбертсхофен, недалеко от центра олимпийской подготовки Баварии, принимает спортсменов только по его направлению.

Некоторые университеты, в частности Рурский университет в Бохуме (нем. Ruhr-Universität Bochum – RUB) [16] и Мангеймский университет (нем. Universität Mannheim) для поддержки студентов, которые являются высококвалифицированными спортсменами, предоставляют спортивную стипендию [21]. Так, по инициативе Мангеймского университета, начиная с 2009 года, предоставление спортивных стипендий происходит за счёт пожертвований Клауса Грайнерта, возглавляющего семейный совет Röchling Group – производителя пластиковый изделий. В 2017 году спортивная стипендия Мангеймского университета приобрела статус стипендии межрегиональной агломерации, расположенной на пересечении земель Баден-Вюртемберг (нем. Baden-Württemberg), Рейнланд-Пфальц (нем. Rheinland-Pfalz) и Гессен (нем. Hessen) – Spitzensport-Stipendium Metropolregion Rhein-Neckar, и стала доступна для студентов и докторантов Гейдельбергского университета (нем. Universität Heidelberg), а с 2020 года – для студентов Мангеймской школы бизнеса (нем. Mannheim Business School – MBS). В 2018 году к финансированию спортивных стипендий в регионе Rhein-Neckar присоединился Фонд Дитмара Хоппа, основателя компании SAP AG, которая является производителем коммерческого программного обеспечения. Пожертвования Дитмара Хоппа и Клауса Грайнерта в течение 2021 – 2025 гг. предполагают предоставление спортивных стипендий в университетах межрегиональной агломерации Rhein-Neckar на общую сумму 1,2 миллиона евро. Спортивная стипендия составляет 100 евро в месяц и устанавливается на два семестра. В случае академических успехов в дальнейшем можно подать заявку на продление финансирования еще на два семестра. Во время обучения студенты получают индивидуальное сопровождение от менеджеров (нем. Spitzensportbeauftragte), являющихся посредниками между спортсменами и преподавателями, а также поддержку со стороны административного персонала, предполагающую корректировку нормативного периода обучения, согласование графика учебного процесса и экзаменационных сессий в соответствии с планом спортивной подготовки и календарём соревнований.

Субъектами институциональной модели построения спортивной и академической карьеры, сформировавшейся в Германии, наряду с образовательными и спортивными организациями являются вооружённые силы, таможенная служба, федеральная полиция и региональная полиция, где традиционно способствуют поддержке спортсменов, создавая условия для полноценной тренировочной и соревновательной деятельности [7, с. 93-94]. Так, в структуре федеральной полиции Германии работают две спортивные школы (нем. Bundespolizeisportschule), в которых в настоящее время проходят подготовку 160 спортсменов – представителей летних и зимних олимпийских видов спорта. Первая школа – Bundespolizeisportschule Bad Endorf, расположена в одноимённой ярморочной общине муниципального района Розенхайм (нем. Rosenheim) административного округа Верхняя Бавария; вторая – Bundespolizeisportschule Kienbaum, находится в общине Грюнхайде (нем. Grünheide) округа Одер-Шпрее (нем. Oder-Spree) земли Бранденбург. В спортивной школе Bad Endorf осуществляется подготовка по биатлону, бобслею, горнолыжному спорту, лыжным гонкам, лыжному двоеборью, конькобежному спорту, прыжкам с трамплина, санному спорту, скелетону, сноубордингу, фристайлу и шорт-треку; в спортивной школе Kienbaum – по велоспорту, гимнастике, гребле на каноэ, дзюдо, карате, лёгкой атлетике, стрельбе из лука, спортивной стрельбе. В спортивные школы федеральной полиции ежегодного поступают 24 спортсмена, которые являются членами национальной сборной команды и имеют потенциал для достижения наивысших спортивных результатов. Отбор кандидатов проходит на основе конкурса, проводимого после поступления заявок от национальных спортивных федераций и их предварительного одобрения Олимпийской спортивной конфедерацией Германии [15]. Обучение составляет три года и шесть месяцев, и благодаря специально разработанному учебному плану имеет дискретный характер, учитывающий занятость спортсменов в тренировочном процессе и в соревнованиях. По итогам обучения выпускникам выдаётся диплом о высшем образовании, что позволяет им осуществлять профессиональную деятельность в качестве офицера полиции среднего звена и получать минимальную заработную плату в размере 2 150 евро, иметь бесплатную медицинскую страховку и проезд на общественном транспорте.

На региональном уровне обеспечение непрерывного профессионального образования на протяжении спортивной карьеры реализуется в рамках партнёрства региональной полиции, центров олимпийской подготовки и образовательных организаций высшего образования. Например, трёхстороннее сотрудничество Университета прикладных наук государственного управления, полиции и юстиции в Гюстрове (нем. Fachhochschule für öffentliche Verwaltung, Polizei und Rechtspflege – FH Güstrow), Управления полиции земли Мекленбург-Передняя Померания (нем. Landespolizei Mecklenburg-Vorpommern) и местного центра олимпийской подготовки (нем. Olympiastützpunkt Mecklenburg-Vorpommern) предполагает, что FH Güstrow каждые два года предоставляет пять мест для обучения наиболее перспективных спортсменов [19], получивших рекомендательные письма от центра олимпийской подготовки. Сотрудничество осуществляется на основе соглашения между Министерством внутренних дел земли Мекленбург-Передняя Померания (нем. Ministerium Inneres, Bau und Digitalisierung Mecklenburg-Vorpommern), региональным спортивным союзом земли Мекленбург-Передняя Померания (нем. Landessportbund Mecklenburg-Vorpommern eV) и центром олимпийской подготовки [8]. В рамках соглашения спортсмены получают возможность пройти обучение по направлению «Бакалавр гуманитарных наук – Полицейская служба» (нем. Bachelor of Arts, Polizeivollzugsdienst – B.A.) [13], что позволяет начать карьеру государственного служащего в полиции. Продолжительность обучения составляет три года, но для спортсменов она может быть увеличена до четырёх лет, чтобы обеспечить непрерывность спортивной подготовки. На время обучения студенты получают ежемесячное вознаграждение в размере 1300 евро без вычета налогов и страховых взносов [20]. После завершения обучения гарантируется зачисление в штат полиции земли Мекленбург-Передняя Померания на должность офицера среднего звена. Сопровождение спортсменов осуществляется, как усилиями специалистов университетской службы поддержки спорта высших достижений (нем. Sportfördergruppe für den Leistungssport), так и сотрудниками службы консультирования (нем. Laufbahnberatung) центра олимпийской подготовки непосредственно на тренировочных базах в городах Шверин (нем. Schwerin), Росток (нем. Rostock), Нойбранденбург (нем. Neubrandenburg). Таким образом, в рамках трёхстороннего сотрудничества Управление полиции земли Мекленбург-Передняя Померания выступает в качестве потенциального работодателя, FH Güstrow – учреждения, предоставляющего образовательные услуги, а центр олимпийской подготовки – администратора, который определяет кандидатов на получение профессионального образования, рассматривая персональные заявки и рекомендации региональных федераций по видам спорта.

Обобщая вышеизложенное, следует констатировать, что создание благоприятных условий для параллельного построения академической и спортивной карьеры является предметом внимания общественно-профессионального партнёрства, субъектами которого выступают Олимпийская спортивная конфедерация Германии, Общегерманская ассоциация студенческого спорта, спортивные федерации, центры олимпийской подготовки, органы государственного управления, а также организации высшего образования, являющиеся участниками программы «Университеты – партнеры спорта высших достижений». Правовой основой сотрудничества являются документы лапидарного характера – декларации и заявления; документы делового оборота рамочного характера – соглашения (меморандумы) о сотрудничестве между юридическими лицами; документы саморегулирования национальных спортивных организаций – уставы, кодексы, регламенты и др. Совокупность перечисленных организаций и документов, регламентирующих их отношения в рамках общественно-профессионального партнёрства, образуют институциональную модель тождественную модели принципа действия. Сотрудничество партнёров в рамках сложившейся институциональной модели обеспечивает реализацию положений программы Duale Karriere, утверждённой Олимпийской спортивной конфедерацией Германии. Именно DOSB обеспечивает координацию работы всех заинтересованных сторон, являясь ключевым субъектом общественно-профессионального партнёрства. Немаловажное значение в обеспечении гармоничного сочетания профессионального образования и спортивной подготовки имеют службы консультирования по вопросам развития карьеры в центрах олимпийской подготовки и службы поддержки спорта высших достижений в организациях высшего образования. Консультанты по вопросам развития карьеры на основе диагностики жизненных целей и потребностей способствуют профессиональному самоопределению спортсменов и обеспечивают построение индивидуального маршрута получения профессионального образования на протяжении спортивной карьеры. Объединение усилий разнообразных социальных институтов ФРГ в рамках рассмотренной институциональной модели, создаёт условия не только для параллельного построения спортивной и академической карьеры, но и для обеспечения благополучного перехода к профессиональной деятельности после ухода из спорта.

×

Об авторах

Алексей Иванович Малышев

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина

Автор, ответственный за переписку.
Email: malyshevalexey@rambler.ru

канд. пед. наук

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Долматова Т.В. Практика эффективного управления в немецком спорте // Спорт: экономика, право, управление. 2020. № 1. С. 22-24.
  2. Коваленко Н. Проблемы спортсменов, связанные с их социальной самоидентификацией, трудностями в получении полноценного образования и необходимостью адаптации к обычной жизни после окончания спортивной карьеры / Наука в олимпийском спорте. 2015. №4. С. 74-87.
  3. Малышев А.И. Профессиональное образование и профессиональное обучение спортсменов: проблемы и пути решения // Вестник ЛГУ имени А.С. Пушкина. 2020. №4. С. 93-113.
  4. Малышев А.И. Профессиональное образование и профессиональное обучение спортсменов на этапе завершения спортивной карьеры: организация, финансирование и взаимодействие со стейкхолдерами на рынке труда // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2021. №70. С. 110-119.
  5. Малышев А.И. Инициативы финансирования и организации профессионального образования спортсменов на основе общественно-профессионального партнёрства (на примере Европейского союза) // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Педагогические и психологические науки. 2022. № 48 (67). С. 67-79.
  6. Миронцов И.В. Вторая карьера спортсменов международного уровня республики Беларусь: социологический анализ: автореф. дис. … канд. социол. наук. Минск, 2020. 26с.
  7. Платонов В., Бубка С., Павленко Ю. Олімпійський спорт у сучасній Німеччині // Наука в олимпийском спорте. 2020. №2. С. 85-99.
  8. Ausbildung in der Sportfördergruppe der Polizei M-V. https://clck.ru/36qgSP
  9. Das 10-Punkte-Programm des DOSB zur Dualen Karriere 2021-2028. https://clck.ru/36qgTX
  10. EU Guidelines on dual careers of athletes. Recommended Policy Actions in Support of dual careers in high-performance sport. https://clck.ru/36qgUc
  11. Fachhochschule Aachen. Förderleistungen. Standard-Förderleistung. https://clck.ru/36qgXY
  12. LAUFBAHNBERATUN. https://clck.ru/36qgY5
  13. Offener Studienplatz. Bachelor of Arts (w/m/d) - Polizeivollzugsdienst. https://clck.ru/36qgYm
  14. OSP STANDORTE IN BAYERN. https://clck.ru/36qgZv
  15. PARTNER IN BUND & LÄNDERN. https://clck.ru/36qgdf
  16. RUB BEKRÄFTIGT FÖRDERUNG FÜR STUDIERENDE. https://clck.ru/36qgfN
  17. SATZUNG DES DOSB. https://clck.ru/36qghJ
  18. Spitzensport und Hochschulstudium – Gemeinsame Erklärung von Kultusministerkonferenz, Sportministerkonferenz, Deutschem Olympischen Sportbund und Hochschulrektorenkonferenz. https://clck.ru/36qghf
  19. Sportfördergruppe. https://clck.ru/36qghu
  20. Sportfördergruppe für den Leistungssport. https://clck.ru/36qgiT
  21. ÜBER DAS SPITZENSPORT-STIPENDIUM. https://clck.ru/36qgjP

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах