Понятия «география» и «хорография» в «Бракосочетании филологии и меркурия» Марциана Капеллы (Mart. Cap. De nupt. VI. 567-721): краткие замечания
- Авторы: Зибаев А.В.1, Жуков О.Р.2, Поляков С.А.3
-
Учреждения:
- Сургутский государственный университет
- Частный медицинский университет «РЕАвиз» (Саратовский филиал)
- Интеллект-центр «Дарование»
- Выпуск: № 4 (2024)
- Страницы: 4-12
- Раздел: Всеобщая история
- URL: https://vestnik.nvsu.ru/2311-1402/article/view/635706
- DOI: https://doi.org/10.36906/2311-4444/24-4/01
- ID: 635706
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В предлагаемой статье рассматриваются особенности изложения «географии» и «хорографии» у Марциана Капеллы. Из девяти книг «Бракосочетания» семь посвящены отдельным научным дисциплинам: грамматике, диалектике, риторике, геометрии, арифметике, астрономии и гармонии. Из содержания рассказа в шестой книге становится понятно, что геометрия – дисциплина сложная и многогранная, дополнительно включающая в себя «географию» и «хорографию». В узком смысле геометрия занимается изучением фигур, в широком – формой и положением земли, тепловыми поясами и указанием локаций на географической карте. Эти две дисциплины дополняли друг друга и позволяли ученикам получить более широкие представления о земной поверхности. Образовательный цикл, изложенный автором, к V в. еще не представлял собой прочно устоявшеюся интеллектуальную концепцию и претерпевал значительные изменения ещё в течение двух веков. Отсюда, допустимо предположить, что каждый автор вплоть до окончательного оформления круга свободных дисциплин был вправе вносить изменения в список и содержание предметов, в том числе «географии» и «хорографии». Несмотря на очевидное сходство их содержания с рассказом Клавдия Птолемея, в «Бракосочетании» обозначаются и строгие терминологические рамки каждой ключевой дисциплины. Для первой допустимо употребление терминов terra и orbis, для второй – orbis terrarum, provincia и finis. Указанное обстоятельство позволяет увидеть приблизительный путь «географии» (в античном понимании) от представлений Клавдия Птолемея, жившего в период наивысшего расцвета Римской империи, до поздней Античности. Идеи, заложенные Марцианом Капеллой, легли в основу определения «Геометрии» в развитое Средневековье.
Полный текст
Шестая книга сочинения «Бракосочетания Филологии и Меркурия» Марциана Капеллы (V в.), оставаясь мало известной современному читателю, и до относительно недавнего времени не привлекавшая внимания у широкого круга исследователей античной географической литературы, она тем не менее занимает исключительно важное место в истории географии и картографии Средневековья. К числу очевидных причин сложившегося положения обычно относят сложный литературный стиль источника, серьезно затрудняющий работу с текстом и открытое пренебрежение им со стороны части исследователей из-за особенностей латинской лексики автора [14, s. 209-210; 15, p. 39; 20, col. 2006]. Несогласные с этой точкой зрения подчеркивают непререкаемый авторитет «Бракосочетания» среди образованных людей раннего и развитого Средневековья, оценивших исключительное значение этого труда в сохранении греческого и римского интеллектуального наследия [7, с. 262-283; 13].
Cемь из девяти книг сочинения Марциана Капеллы посвящены отдельным научным дисциплинам: грамматике, диалектике, риторике, геометрии, арифметике, астрономии и гармонии. Не углубляясь подробно в пространный и аллегорический рассказ первых двух книг, где излагаются религиозные и педагогические идеи автора, обратим внимание на их общий контекст: свадьбу Филологии и Меркурия. В конце II книги Филология, перед тем как обрести бессмертие и соединиться навеки с Меркурием, возносится на небеса, представ перед сонмом всех языческих римских богов. Произошедшая вскоре торжественная церемония сопровождалась осмотром даров, приготовленных для невесты женихом. Такими дарами стали семь дев-служанок, олицетворяющих собой семь искусств, о которых было сказано выше. Каждая из них кратко рассказывает о своей науке: их речи и составляют основное содержание «Бракосочетания», а именно книг с третьей по девятую. По справедливому замечанию А.Ф. Лосева, у Марциана Капеллы Дисциплины оформлены в своем античном содержании и носят ярко выраженный формалистический характер [5, с. 153-161].
Монолог Геометрии (Geometria) был произнесен после выступления Риторики (Mart. Cap. De nupt. VI. 567-721). Общий объем текста занимает большую часть VI книги и вызывает много вопросов у исследователей, знакомых с историей древней географии. Из содержания рассказа становится понятно, что геометрия – дисциплина сложная и многогранная, дополнительно включающая в себя географию и хорографию. В узком смысле геометрия занимается изучением фигур, в широком – формой и положением земли, тепловыми поясами и указанием локаций на географической карте. Отсюда возникают закономерные вопросы: какие принципиальные изменения произошли в определениях понятий «география» и «хорография» незадолго до гибели Западной Римской империи? По каким причинам позднеантичные авторы соединили три, казалось бы, не всегда совместимые науки, в рамках ἐγκύκλιος παιδεία (кругового обучения)? Начнем с ответа на второй вопрос.
И. Адо [1, с. 120-150] и А. – И. Марру [6, с. 248] замечают, что концепция цикла свободных искусств закончила свое оформление только в поздней Античности, пройдя длительный путь от четырех дисциплин «восприятия» и «созерцания вечного бытия» Сократа (Plat. Phaedr. 249bc) к семи свободным искусствам Боэция, обогащающим человеческую душу (Boet. De Institutione Arithmetica. I. 10-11). Образовательный цикл, изложенный Марцианом Капеллой, ко времени написания еще не представлял собой прочно устоявшеюся интеллектуальную концепцию и претерпевал значительные изменения ещё в течение двух веков. В пользу правильности этого тезиса может служить отсутствие строгого противопоставления в «Бракосочетании» дисциплин, которые станут основами тривиума (грамматика, диалектика, риторика) и квадривиума (арифметика, геометрия, астрономия, гармония). Исходя из этого, допустимо предположить, что каждый автор вплоть до окончательного оформления круга свободных дисциплин был вправе вносить изменения в список и содержание предметов, из-за из самых разных причин: арифмологических, религиозных и пр.
В вводной статье к первому русскому переводу «Бракосочетания» озвучен тезис, что «недостаток материала по практической геометрии побудил Марциана Капеллу поместить в монолог Геометрии значительный раздел, посвященный совершенно другой науке – географии» [5, с. 153; 7, с. 262-283;]. Однако, уже в начале II книги Марциан Капелла обращается к этимологии имени ученой девы, в описании которой показан образ вечной странницы, множество раз обошедшей и измерившей землю. Аллегорическое вступление отражает и причину объединения трех разных предметов: их методологическое сходство – mensura (измерение) [2, с. 630]. Это представление сформировалось, скорее всего, в позднеантичный период, став результатом осмысления идей предшествующей географической традиции, которая восходит к Эратосфену и Клавдию Птолемею. Все это противоречит устоявшемуся в прошлом тезису о прекращении развития географической мысли в Римской империи после II в.
Уникальная идея, вложенная в уста Геометрии, дополняет и продолжает мысль Птолемея о разделении географии и хорографии, впервые озвученной в I книге «Руководства по географии». По его словам, первая занимается описанием всего мира, а вторая – изучает его отдельные регионы. Далее отмечается, что география опирается на математические методы, а хорография только на принципы описания (Claud. Ptol. I 1.4 4-5). Это определение проистекает из значения самих греческих слов γῆ (земля, общая совокупность суши) [16, р. 347] и χώρα (страна, край) [12, s. 303; 16, р. 1205]. Латинский термин geometria также пришел из греческого языка (от глагола γεωμετρέω – я измеряю землю [16, р. 346]) и не претерпел изменения в значении. Монолог Геометрии о земле по своему научному содержанию практически полностью соответствует определениям Птолемея. Однако в дополнении его рассказа Марциан Капелла приводит специальную латинскую терминологию отдельно для географической части выступления, отдельно – для хорографической. Отсюда проистекает строгое выделение, в концепции семи свободных искусств, двух ключевых понятий римской географии: orbis terrarum (круг земель) и terra (земля, страна, общая совокупность земель). Рассмотрим их по отдельности.
Хорографическая часть выступления Геометрии (§ 622–702): orbis terrarum, provincia и finis
В центре второй части монолога Геометрии лежит понятие orbis terrarum (круг земель, обитаемый мир). Почти весь известный в то время «обитаемый мир», по мнению древних авторов, совпадал с территорией Римской империи, и недаром получило распространение выражение orbis Romanus вместо orbis terrarum [11, s. 1-40]. Однако у Марциана Капеллы мы не встречаем употребление первого словосочетания, что на первый взгляд может показаться странным. Заметим, что собственно хорографическая часть рассказа Геометрии начинается с § 622, где происходит плавный переход от проблем математической географии (Ostensum puto ambitum superioris terrae permenso in circulum maris undique secus nauigato) к строгому разделению населенной и ненаселенной части земли. Уже в следующем предложении употребляется словосочетание orbis terrarum. Латинское слово orbis (диск, круг) [18, p. 433] этимологически восходит к реконструированной праиндоевропейской форме *h3erbh (вращать, поворачивать, сворачивать), предложенной лингвистом М. Вайсcом в 2006 году [19, s. 250]. Как отмечал Р. Фридрих, несмотря на то, что в некоторых источниках под orbis понимается весь земной шар, начиная с ионийских географов, для большинства авторов существовала письменная традиция воспринимать мир лишь в пределах земель, где проживали люди [11, s. 11-15]. На наш взгляд, это было обусловлено картиной мира античных авторов, в основе которой лежала идея «нашего мира», ойкумены с находящимися вокруг mare nostrum тремя континентами: Европой, Азией и Африкой. Все, что расположено вне известного мира, не считалось им в плане восприятия. Уже ко времени написания «Естественной истории» Плиния Старшего «круг земель» стал синонимом греческого понятия οἰκουμένη [γῆ] (обитаемая часть земли) [8, p. 277-280]. Может показаться, что Марциан Капелла продолжает устоявшуюся древнюю традицию, однако отсутствие в «Бракосочетании» термина orbis Romanus и необычный характер общего описания различных уголков мира невольно заставляют иначе взглянуть на эту проблему. На протяжении восьмидесяти параграфов он ни разу не подчеркнул центральное положение Рима и Римской империи, что легко объясняется общими потрясениями V в. Все краткое повествование лишено каких-либо симпатий и явных антипатий автора по отношению к населяющим «круг земель» народам. Напрашивается вывод о фактическом вытеснении понятия orbis Romanus, употребляемым ранее – orbis terrarum.
Описания стран и народов в «Бракосочетании» (§ 622–702) не содержат термина terra. Указанное обстоятельство выглядит еще более необычно и явно противоречит сложившейся римской географической традиции. Вместо terra Марциан Капелла употребляет административные понятия: provincia (провинция, изначально: завоеванная область) [2, с. 829] и finis (область, территория, граница) [2, с. 428]. Этимология слова finis восходит к праиндоевропейской форме *baina- (шест, пограничный знак) [9, s. 264-268; 18, p. 222]. Географический охват «Бракосочетания» был всемирным и построен по принципу кругового описания, соответствующее особенностям жанра периегезы [3; 4; 10; 14; 17]. Как и у других представителей античной историографии, Капелла упоминает не только Римский мир, но и государства и области, никогда не входившие в состав Империи Цезарей. Здесь обозначены следующие области:
Рим | Британия | Иберия | Фригия |
Византий (Константинополь) | Галлия | Вифиния | Месопотамия |
Аравия | Фракия | Ливия | Паннония |
Палестина | Галатия | Иония | Македония |
Италия | Дакия | Иудея | Римская Африка |
Египет | Далмация | Исаврия | Внутренняя Африка |
Киликия | Индия | Сирия | Финикия |
Мезия | Каппадокия | Лидия | Эфиопия |
Отдельно представлены и множество народов, населявших ойкумену: эллины, римляне, каппадокийцы, египтяне, мавры, индийцы, халдеи и др. Невзирая на краткость повествования, сделаны интересные этнографические заметки (§ 622–702).
Географическая часть выступления Геометрии (§ 567–621): terra и orbis
В центре географической части VI книги лежит определение terra (как общая совокупность земель [2, с. 1007]). Вторым ключевым понятием и синонимом земли стал термин orbis (§ 617), употребляемый, в отличие от хорографической части монолога, в своем исходном значении и обозначенный как «круг, окружность», символизируя весь мир: с людьми и без них. Характерно, что только в этой части монолога дается рассказ об антеках и антихтонов, проживающих за пределами orbis terrarum, но в рамках orbis. Список рассматриваемых проблем здесь полностью соотносится с общим содержанием определения γεωγραφία у Клавдия Птолемея: форма земли и доказательства её шарообразности (§§ 590–595), её величина (§§ 596–598), расположение (§§ 599–601), свойства климатических поясов и полушарий (§§ 602–608), вновь величина земного шара (§§ 609–610), форма и размеры ойкумены (§§ 611–621). Собственно географическая часть монолога Геометрии начинается с § 590, где оспаривается плоская форма земли и доказывается её шарообразность. Большая часть сообщаемых сведений явно заимствована из II книги «Естественной истории» Плиния Старшего, отдельных фрагментов «Собрания достопамятных сведений» Гая Юлия Солина и I книги «Руководства по географии» Клавдия Птолемея. В отличие от Марциана Капеллы, у авторов I–III вв. нет строгого разграничения терминов terra и orbis terrarum. Значительное количество ошибок в цифрах может объясняться искажениями в рукописной традиции текстов.
Можно согласиться с позицией Х.О. Тейлора о большом практическом значении сообщаемых Марцианом Капеллой сведений [6, 248-251; 7, p. 49-57], в особенности математической географии. Завоевание римлянами Средиземноморья и создание огромной империи, населенной различными по происхождению и уровню развития народами, породило проблему эффективного управления государством. Знания в области географии, накопленные в прежний период, оказались практически востребованными в новом государстве [11, р. 10-16]. Только для сбора налогов требовались обширные знания о провинциях, о занятиях их жителей, путях сообщения и измерение расстояния (в стадиях) между ключевыми населенными пунктами. Не менее значимыми для практической части оказались сведения о торговых путях и морских портах империи, что выразилось в создании синкретического сочинения, географическая часть которого вобрала в себя разные жанры: от элементов узкопрактических периплов до более обстоятельных и цельных хорографических описаний.
Подводя общие итоги еще раз обратим внимание на особенности изложения «географии» и «хорографии» у Марциана Капеллы. Несмотря на очевидное сходство их содержания с рассказом Клавдия Птолемея, в «Бракосочетании» обозначаются и строгие терминологические рамки каждой ключевой дисциплины. Для первой допустимо употребление терминов terra и orbis, для второй – orbis terrarum, provincia и finis. Указанное обстоятельство позволяет увидеть приблизительное развитие понятия «географии» (в античном понимании) от представлений Клавдия Птолемея, жившего в период наивысшего расцвета Римской империи, до поздней Античности. Идеи, заложенные в VI книге «Бракосочетании Филологии и Меркурия» Марциана Капеллы, легли в основу определения «Геометрии» в развитое Средневековье.
Об авторах
Антон Валерьевич Зибаев
Сургутский государственный университет
Email: zibaew@mail.ru
канд. ист. наук
Россия, г. СургутОлег Русланович Жуков
Частный медицинский университет «РЕАвиз» (Саратовский филиал)
Email: olegzhukov1990@mail.ru
канд. филолог. наук
Россия, г. СаратовСергей Аркадьевич Поляков
Интеллект-центр «Дарование»
Автор, ответственный за переписку.
Email: serzh.polyakov.91@inbox.ru
канд. ист. наук
Россия, г. СаратовСписок литературы
- Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли / пер. Е.Ф. Шичалиной. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2002.
- Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. М.: Русский язык, 1976.
- Илюшечкина Б.В. География Дионисия Периэгета в контексте античной этноисторической традиции. Дисс…канд. Ист. наук. М., 2005.
- Илюшечкина Б.В. Картина мира Дионисия Периэгета // Вестник древней истории. М. № 4 (283). С. 22-48.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М.: Искусство, 1992. Кн. I.
- Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция). М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1998.
- Шахов Ю.А. Марциан Капелла и его произведение // Марциан Капелла. Бракосочетание Филологии и Меркурия / пер. и комм. Ю.А. Шахова. М.; CПб.: Петроглиф, 2019. С. 262-283.
- Ando C. Imperial Ideology and Provincial Loyalty in the Roman Empire. Los Angeles; London: Berkeley, 2000.
- Bammesberger A. Lateinisch finis und urgermanisch *baina- // Historische Sprachforschung, 1990. Bd. 103. S. 264-268.
- Duek D., Brodersen K. Geography in Classical Antiquity. Cambridge: Cambridge University Press, 2012.
- Friedrich R. Materialen zur Begriffsbestimmung der orbis terrarum. Leipzig: Druck von Alexander Edelmann., 1887.
- Frisk H. Griechisches etymologisches Wörterbuch. Bd. I: A–Ko. Heidelberg: Carl Winter, Universitätverlag, 1960.
- Grebe S. Gedanken zur Datierung von “de Nuptiis Philologiae et Mercurii” des Martianus Capella // Hermes, 2000. Bd. 128, Hd. 3. S. 353-368.
- Le Moine F. Martianus Capella. A Literary Re-evaluation. München: Die Arbeo-Gesellschaft, 1972.
- Lewis C.S. The Alegory of Love. A Study in Medieval Tradition. Oxford: Oxford University Press, 1936.
- Liddel G. H., Scott R. A Greek-English Lexicon. Oxford: Oxford University Press, 1996.
- Taylor H.O. The Classical Heritage of the Middle Ages. N.Y.: The Columbia University Press, 1900.
- Vaan M. de. Etymological Dictionary of Latin and the other Italic Languages. Leiden; Boston: Brill, 2008.
- Weiss M. Latin orbis and its cognates // Historische Sprachforschung, 2006. Bd. 119. S. 250-272.
- Wessner P. Martianus Capella // Pauly-Wissowa Real-Encyclopädie der classischen Altertumswissenschaften. Stuttgart: Metzler, 1930. Band XIV, Halbband 28, Mantikles—Mazaion. S. 1511-1534.
Дополнительные файлы
