Актуальность традиционных технологий в профессиональной подготовке архитектора в техническом вузе
- Авторы: Никитина Н.П.1
-
Учреждения:
- Уральский федеральный университет им. Первого президента России Б.Н. Ельцина
- Выпуск: № 2 (2025)
- Страницы: 102-112
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik.nvsu.ru/2311-1402/article/view/642722
- DOI: https://doi.org/10.36906/2311-4444/25-2/10
- ID: 642722
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обучение профессии архитектора или инженера-архитектора включает в программу профессионального образования на пропедевтическом уровне дисциплины, которые наследуют опыт институций Баухауз и ВХУТЕМАС 1920-х годов. В аналитической методике изучения закономерностей композиции в этих школах была заложена перспектива адаптации к меняющимся условиям социокультурного и исторического развития. В рамках исследования зарубежного и отечественного опыта в области подготовки архитекторов в техническом вузе, рассмотрены особенности подготовки студентов в области архитектуры известных российских и зарубежных институтов. Цели и задачи. Исследовать специфику архитектурно-художественной подготовки архитектора в техническом и архитектурном вузе в контексте использования частных методов архитектурного проектирования. Задачи, которые надо решить для достижения цели: сравнить архитектурно-художественную подготовку в российских и зарубежных архитектурных и технических вузах, описать технологию подготовки архитекторов в УрФУ, основанную на частных методах проектирования, обосновать актуальность и важность частных методов в учебном процессе подготовки архитектора в техническом вузе. Объект исследования: процесс подготовки архитектора в техническом вузе. Предмет исследования: обоснование актуальности применения технологии архитектурной графики и макетирования как основных методических средств в подготовке архитектора в техническом вузе. Методы. Процесс учебного архитектурного проектирования – следование определенным приемам и методам, это обеспечивает в архитектурно-проектной учебной деятельности, как репродуктивной, так и продуктивной, овладение студентом следующими частными методами архитектурного проектирования: графическим, макетирования. Материалы исследования представляют анализ архитектурно-художественной составляющей в зарубежных вузах и технических вузах нашей страны. Архитектурная графика и изготовление макета в этих вузах является одним из важнейших педагогических приемов для развития у студентов умений конструировать, позволяет постигать закономерности связи архитектурной формы с инженерной конструкцией, формирует понимание тектонической сущности работы строительных материалов. Результаты. Проведенный обзор показал, что при выполнении графических и макетных упражнений по архитектурной композиции на 1–3 курсах (фронтальной, объемной, глубинно-пространственной) происходит ознакомление с приемами и средствами формирования композиции, созданием пластики, освоением приемов формирования объемной композиции и ее размещения в пространстве; освоение приемов и средств организации открытых и закрытых пространств с использованием объемных и фронтальных элементов рельефа. Это позволяет выполнять на следующем этапе более сложные проекты: решение объемно-пространственной композиции ансамбля, вписанного в окружение, формирование планировочной структуры сооружения. Практическая значимость. Результаты исследования подтверждают, технология макетирования и архитектурной графики, являясь компонентом и художественно-творческой, и архитектурно-строительной традиционных профессиональных составляющих, – остается самым интенсивными и самым аналитическими, наглядными и предметными в обучении студентов пропедевтических (1–3) курсов направления подготовки «Архитектура» и в художественном, и, что особенно важно, в техническом вузе.
Полный текст
Современное профессиональное образование архитекторов сталкивается с рядом вызовов: адаптация к технологическим изменениям (быстрые темпы развития технологий могут создавать разрыв между образовательными стандартами и требованиями рынка. Образовательным учреждениям необходимо оперативно обновлять свои программы, чтобы соответствовать актуальным тенденциям); качество образования (с увеличением числа архитектурных школ возникает вопрос о качестве образования. Не все программы могут гарантировать высокие стандарты, что может привести к недостаточной подготовленности выпускников). Современное архитектурное образование строится на нескольких базовых компонентах:
- теоретические знания: студенты изучают не только основы архитектурного проектирования, но также историю архитектуры, градостроительство, эстетические и культурные аспекты. Эти знания формируют их мировоззрение и понимание архитектурного контекста.
- практические навыки: важной частью обучения являются практические занятия и проекты, которые позволяют студентам применять теоретические знания на практике. Важными аспектами становятся работа в группах и реализация совместных проектов, что имитирует реальную профессиональную среду [5; 19].
- профессиональный опыт: стажировки и практика на реальных объектах играют важную роль в подготовке будущих архитекторов. Они позволяют студентам получить опыт работы в команде, взаимодействия с клиентами и понимания бизнес-процессов в сфере архитектуры.
Вместе с тем, обучение профессии архитектора или инженера-архитектора включает в программу профессионального образования на пропедевтическом уровне дисциплины, которые наследуют опыт институций Баухауз и ВХУТЕМАС 1920-х годов. В аналитической методике изучения закономерностей композиции в этих школах была заложена перспектива адаптации к меняющимся условиям социокультурного и исторического развития. Технология макетирования и архитектурной графики, являясь компонентом и художественно-творческой, и архитектурно-строительной традиционных профессиональных составляющих, – остается самым аналитическими, наглядными и предметными в обучении студентов пропедевтических курсов направления подготовки «Архитектура» в художественном, и, что особенно важно, в техническом вузе [5; 7; 8].
Цель статьи – исследовать специфику архитектурно-художественной подготовки архитектора в техническом и архитектурном вузе в контексте использования частных методов архитектурного проектирования.
Задачи, которые надо решить для достижения цели: сравнить архитектурно-художественную подготовку в российских и зарубежных архитектурных и технических вузах, описать технологию подготовки архитекторов в УрФУ, основанную на частных методах проектирования, обосновать актуальность и важность частных методов в учебном процессе подготовки архитектора в техническом вузе.
Объект исследования: процесс подготовки архитектора в техническом вузе.
Предмет исследования: обоснование актуальности применения технологии архитектурной графики и макетирования как основных методических средств в подготовке архитектора в техническом вузе.
В процессе учебного архитектурного проектирования возникает необходимость следования определенным приемам и методам. Как утверждают архитекторы-педагоги: Б.Г. Бархин, Д.Л. Мелодинский, Э.А. Коротковский, В.И. Иовлев это обеспечивает в архитектурно-проектной учебной деятельности, как репродуктивной, так и продуктивной, овладение студентом следующими частными методами архитектурного проектирования: графическим методом, методом макетирования: пространственного моделирования, рабочего макетирования [1; 2; 4; 7]. Сущность частных методов архитектурного проектирования заключается в повторяемости определённых приемов и путей деятельности Теоретико-методологическое исследование заявленной темы с решением задач практического характера обусловило выбор методов работы, включающих теоретические методы: анализ и систематизацию психологической, педагогической литературы по теме исследования, синтез эмпирического и теоретического материала, концептуальное моделирование; эмпирические методы: наблюдение, опытно-экспериментальная работа, системный метод, связанные с освоением студентами частных методов архитектурного проектирования.
Тщательное исследование учебного процесса, систематическое наблюдение за ним, анализ и систематизация результатов, а также технологии усложнения курсовых проектов на каждом этапе обучения являются важными педагогическими инструментами, способствующими улучшению творческого процесса обучения бакалавров в технических вузах [3; 6; 8; 18].
В рамках анализа зарубежного и отечественного опыта в подготовке архитекторов были рассмотрены особенности обучения студентов в области архитектуры следующих известных вузов:
- Архитектурный факультет Берлинского технического университета является ведущей инженерно-строительной школой Германии, выпускает после 5-летнего обучения инженеров-архитекторов. В подготовительном цикле студенты изучают следующие дисциплины: архитектурное проектирование, строительные конструкции, градостроительство, история архитектуры, начертательная геометрия, рисунок, живопись, инженерное оборудование. Дисциплина «Архитектурное проектирование» является главным профессионально-ориентированным курсом и проходит через все годы обучения. После первого цикла обучения студенты сдают экзамены, по результатам которых определяется их дальнейшая специализация. В течение всего обучения обязательным практическим условием является изготовление макетов из дерева, пластмассы, бумаги, картона [10].
Цель образовательного процесса на протяжении всего обучения - развитие творческого потенциала и формирование творческих умений будущего инженера-архитектора. Важнейшую роль в этом играет архитектурная графика и макетирование, развивающее предметное исследование архитектурной формы и позволяющее выявить художественные и тектонические закономерности.
- Делфтский технический университет - главная инженерная школа в Нидерландах, основанная в 1842 году. Программа обучения на архитектурном факультете реализуется в течение трех лет и состоит из специальных, профессиональных дисциплин: история архитектуры, информатика, конструкции, механика.
В первый и второй год обучения студенты приобретают базовые знания и практический опыт в макетных мастерских, а также учатся архитектурному проектированию в заданном масштабе. В ходе подготовки у них развивается научное и творческое мышление [11]. На основании достигнутых результатов в рамках творческо-исследовательских проектов и после собеседования студент получает рекомендации по дальнейшему обучению профессии на пятом семестре, где он осваивает «пакет факультативных предметов».
В период освоения профессии студенты Делфтского технического университета учатся находить баланс между формой и функцией, а базовые знания для этого и для дальнейшей творческой деятельности они получают именно в первые годы, осваивая архитектурную графику и работая в макетных мастерских.
- Институт архитектуры и градостроительства НИУ МГСУ (Московский государственный строительный университет) осуществляет подготовку инженеров-архитекторов. В ходе профессиональной подготовки необходимым условием их обучения, кроме развития их творческого потенциала и способностей, является формирование знаний и умений в области освоения дисциплины «Основы архитектурного проектирования», включающей графику, архитектурное макетирование, начальное проектирование (на первых двух курсах) и типологию (на следующих трех курсах). С архитектурной графикой связаны упражнения по черчению, позволяющие освоить методы и приемы чертежа; упражнения по решению плоскостной композиции; упражнения, посвященные построению шрифтов. При выполнении макетных упражнений по архитектурной композиции (фронтальной, объемно-пространственной и глубинно-пространственной) происходит ознакомление с приемами и средствами формирования композиции [12]. Технология учебного проектирования последовательно усложняется. Реализация этих проектов начального этапа обучения позволяет: заложить базовые знания основ комплексного проектирования; освоить методы и способы графического изображения; изучить особенности использования цвета, фактуры; освоить закономерности архитектурной композиции в макете.
- УрГАХУ – Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н.С. Алферова. В этом вузе внимание уделяется архитектурной графике и формообразованию: фронтальной формы, объемной и объемно – пространственной формы с применением архитектурной графики и макетирования; методике проектирования малой архитектурной формы; теоретическим вопросам изучения закономерностей архитектурной композиции [13]. Научную основу исследованиям закономерностей архитектурной композиции в этом вузе заложили архитекторы-педагоги: Коротковский А.Э., Чуваргина Н.П., Иовлев В.И.
Начиная с первых курсов обучения, когда для студента эстетико-информационные, композиционно-формообразующие аспекты учебного процесса наглядно связаны с графикой и технологией макетирования, которые рассматриваются как аналитически развивающие в содержании следующих ступеней обучения и овладения профессией. Постепенно, по мере развития творческой активности, творческого потенциала и освоения специальных профессиональных знаний, студенческая деятельность приобретает большую продуктивность, содержательность, функциональность, конструктивность и технологичность в усложняющихся курсовых проектах и в создании законченного архитектурного проекта.
- Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств (НГУАДИ) – специализированный художественный университет, осуществляющий подготовку архитекторов бакалавров и магистров и дизайнеров бакалавров и магистров. В структуре архитектурного факультета 8 выпускающих кафедр. Особенное значение имеют кафедры: Архитектурная теория и композиция (АТиК) и Основы архитектурного проектирования (ОАП). Именно они дают на начальном этапе обучения серьезные профессиональные архитектурно-художественные композиционные знания и умения [14]. Это успешно развивает творческую активность и творческое мышление в дисциплинах: объемно-пространственная композиция, проблемы композиции в архитектуре и дизайне архитектурной среды, основы архитектурного проектирования, история искусства, архитектуры и градостроительства.
Все кафедры архитектурного факультета университета придерживаются принципа, что на начальном этапе обучения профессии необходимо освоить традиционные методы архитектурного проектирования, а также развить умения и практический опыт в графике и макетировании. Это способствует развитию творческого мышления и потенциала, а также позволяет применять полученные навыки работы с карандашом, акварельной техникой, техникой отмывки, а также приемами эскизирования и макетирования в профессиональной деятельности [9; 15; 19; 20].
Проведенный анализ показал, что технология архитектурной графики и макетирования находит широкое применение в архитектурной и инженерно-архитектурной подготовке студентов как зарубежом, так и в России. В технических и инженерно – строительных вузах нашей страны (МГСУ – Московский государственный строительный университет, КГАСУ – Казанский государственный строительный университет, УрФУ – Уральский федеральный университет и др.) складываются благоприятные условия для научно – технической подготовки, при этом архитектурно – художественная подготовка находится в более сложных условиях в силу ограниченного числа специальных кафедр, методического оснащения и недостаточного количества часов (8–12 часов в неделю). В таблице представлен перечень специальных дисциплин, которые изучают будущие архитекторы в УрФУ на 1–3 курсе [7; 9].
Таблица. Перечень специальных учебных дисциплин, изучаемых будущими архитекторами УрФУ в 1-6 семестрах (1–3 курс)
№ | Учебная дисциплина | Когда изучают курс/сем | Количество часов дисциплины по учебному плану в неделю | Количество часов по дисциплинам 1-го семестра в неделю | Количество часов по дисциплинам 2-го семестра в неделю | Количество часов по дисциплинам 3-го семестра в неделю | Количество часов по дисциплинам 4-го семестра в неделю |
1 | Основы архитектурного проектирования | 2 курс 4 сем | 4 |
|
|
| 4 |
2 | Архитектурная графика и основы макетирования | 1 курс 1, 2 сем | 4 | 4 | 4 |
|
|
3 | Архитектурно-пространственное моделирование | 1 курс 2 сем | 2 |
| 2 |
|
|
4 | Композиционное моделирование | 2 курс 3 сем | 4 |
|
| 4 |
|
5 | Рисунок | 1 курс 1,2 сем | 4 | 4 | 4 |
|
|
6 | Колористика | 2 курс 3 сем | 4 |
|
| 4 |
|
7 | Архитектурный рисунок и графика | 3 курс 6 сем | 4 |
|
|
|
|
8 | Теория графических построений в архитектуре | 1 курс 1 сем | 2 | 2 |
|
|
|
9 | Приемы и средства гармонизации в архитектуре | 1 курс 2 сем | 2 |
| 2 |
|
|
10 | Компьютерное моделирование | 2 курс 4 сем | 4 |
|
|
| 4 |
| ИТОГО в неделю |
|
| 10 | 12 | 8 | 8 |
Если сравнить время, отведенное на специальные дисциплины в архитектурных вузах нашей страны и в зарубежных вузах, готовящих инженеров-архитекторов (в том числе рассмотренных нами), то оно в 2 раза больше: 16–18 часов в неделю, чем в технических вузах (на примере УрФУ): 8–12 часов в неделю. В таких условиях актуальность и значимость технологии проектирования, основанной на традиционных частных методах, существенно повышается благодаря тому, что ее реализация обеспечивается применением студентами знаний, в том числе полученных при освоении базовых учебных дисциплин учебной подготовки в технических вузах. В настоящее время, на первых курсах обучения по направлению подготовки «Архитектура» на кафедре архитектуры Института Строительства и Архитектуры УрФУ, кроме обучения архитектурной графике (рис. 1) технология разработки архитектурного макета лежит в основе выполнения архитектурных проектов по дисциплинам модуля «Архитектурное проектирование. Уровень 1»: архитектурная графика и основы макетирования, композиционное моделирование, архитектурно-пространственное моделирование, основы архитектурного проектирования. С первого и второго курса студенты изучают дисциплины: Теория графических построений в архитектуре, Приемы и средства гармонизации в архитектуре, Колористика. Обучаются архитектурной графике и осваивают и совершенствуют технику макетирования в следующей тематике усложняющихся проектов: «Архитектурный макет: основы композиции», «Организация городской и садово-парковой среды», «Объемно-пространственная композиция», «Выставочный павильон» (рис. 2–6).
Рис. 1. Обучение архитектурной графике, 1 курс
Рис. 2. Проекты, выполненные в макете, 1 курс
Рис. 3. Обучение архитектурной в макете, 2 курс
Рис. 4. Проекты, выполненные в макете, 2 курс
Рис. 5. Проекты, выполненные на основе макета, 3 курс
Рис. 6. Проекты, выполненные в макете, 3 курс
Архитектурные школы интегрируют новые технологии и методы разработки, включая использование компьютерных программ. Современное архитектурное образование сегодня продолжает эволюцию с акцентом на информационные технологии, устойчивое развитие, экологические аспекты и социальные вопросы. Учебные программы становятся более гибкими и междисциплинарными, предлагая студентам изучение не только архитектуры, но и градостроительства, ландшафтной архитектуры и смежных областей. Методы архитектурного проектирования и методы преподавания в техническом и архитектурном вузе меняются и совершенствуются по мере расширения архитектурной практики, усложнения и модернизации строительной деятельности. Этому способствуют условиях научно-технического прогресса, а также развитие архитектуры и градостроительства, архитектурной экологии и ландшафтного урбанизма. На всех уровнях профессионализма – будь то этапы профессионального образования, адаптации и самоактуализации в профессии или свободного владения профессией – ключевыми методами архитектурного проектирования остаются архитектурная графика и макетирование, включая предметное и пространственное моделирование, а также рабочее макетирование. Анализ инженерно-архитектурной подготовки, проведённый в статье, показал, что технологии архитектурной графики и макетирования традиционно являются наиболее наглядными и актуальными для освоения профессии, особенно в обучении студентов первых курсов.
Об авторах
Наталия Павловна Никитина
Уральский федеральный университет им. Первого президента России Б.Н. Ельцина
Автор, ответственный за переписку.
Email: artnatash@gmail.com
ORCID iD: 0009-0005-8769-3819
канд. пед. наук
Россия, ЕкатеринбургСписок литературы
- Булатова Е.К. История современной архитектуры. Конец XIX – начало XXI века. Екатеринбург: Издательство УрФУ, 2023. 103 с.
- Булатова Е.К., Никитина Н.П. Планирование рекреационной среды на урбанизированных пространствах Уральского региона: уч. пособие. Екатеринбург: Издательство УрФУ, 2021. 102 с.
- Истратов А.Ю. Образовательные технологии в архитектурном проектировании: уч. пособие. Екатеринбург: Издательство УрФУ, 2018. 92 с.
- Кондаков А.К. Основы художественной композиции: учебное пособие. Томск: Издательство ТУСУР. 2012. 39 с.
- Мелодинский Д.Л. Архитектурная пропедевтика. История, теория, практика: монография. Москва: Издательство Либроком, 2011. 400 с.
- Надточий Ю.Б. Востребованные компетенции выпускников как индикатор качества образования // Человек и образование. 2021. № 3 (68). С. 175-181.
- Никитина Н.П. Формирование комфортной городской и садово-парковой среды: уч. пособие. Екатеринбург: Издательство УрФУ, 2022. 120 с.
- Федорова М.С. Приемы гармонизации в архитектуре: уч. пособие. Екатеринбург: Издательство УрФУ, 2022. 84 с.
- Федорова М.С. Профессиональное обучение архитектора: уч. пособие. Екатеринбург: Издательство УрФУ, 2020. 166 с.
- Сайт Архитектурного факультета Берлинского технического университета. https://clck.ru/3MKRrB
- Сайт Делфтского технического университета. https://clck.ru/3MKRqB
- Сайт Института архитектуры и градостроительства НИУ МГСУ. URL: https://clck.ru/3MKRpS
- Сайт УрГАХУ – Уральский государственный архитектурно-художественный университет. URL: https://www.usaaa.ru
- Сайт Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств. URL: https://nsuada.ru
- Шимко В.Т., Гаврилина А.А. Типологические основы художественного проектирования архитектурной среды: учеб. пособие для специальности «Архитектура». М: Архитектура-С, Москва; 2004. 104 с.
- Шубенков М.В. Структурные закономерности архитектурного формообразования: учеб пособие. М.: Архитектура-С, 2016. 320 с. ил.
- Хилько Н.Ф. Развитие аудиовизуальных творческих способностей: психологические и социокультурные аспекты. Омск: Сиб. филиал Рос. ин-та культурологи, 2014. 158 с.
- Янковская Ю.С., Полянцева Е.Р. Пространства ограниченного доступа: некоторые аспекты архитектурной типологии // Архитектура и современные информационные технологии. 2016. № 4(37). С. 116-126.
- Anderson D. The Perils of Diagnosing Modernists // Citylab. https://clck.ru/3MKRnZ
- Brussat D. Modern architecture is crazy // Architecture Here and There. https://clck.ru/3MKRmi
Дополнительные файлы
