Диагностика исходного уровня сформированности поликультурности у обучающихся-будущих педагогов в региональном аспекте (г. Севастополь)
- Авторы: Мезенцева А.И.1
-
Учреждения:
- Севастопольский государственный университет
- Выпуск: № 2 (2025)
- Страницы: 93-101
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik.nvsu.ru/2311-1402/article/view/656034
- DOI: https://doi.org/10.36906/2311-4444/25-2/09
- ID: 656034
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлена диагностика исходного уровня сформированности поликультурности у обучающихся-будущих педагогов. Цель исследования состоит в представлении результатов диагностики исходного уровня сформированности поликультурности у обучающихся-будущих педагогов в региональном аспекте (город Севастополь). Задачи исследования: анализ теоретической базы исследования, представление актуальности исследования, разработка диагностики исходного уровня сформированности поликультурности обучающихся ООВО-будущих педагогов. В исследовании использовались эмпирические методы изучения уровня сформированности поликультурности у обучающихся-будущих педагогов в региональном аспекте, кроме того, применялись интервьюирование, опрос и анкетирование обучающихся. Исследование имело региональный характер: проводилось в городе Севастополь. В результате исследования выявлен низкий уровень знаний о национальностях и представителях различных религий в регионе. Отношение респондентов к иноверцам и представителям других национальностей не всегда толерантно. Выявлено, что у обучающихся есть предвзятое отношение к некоторым национальностям. Предметом исследования является поликультурность обучающихся – будущих педагогов. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проблема повышения профессионализма педагога высшей школы рассмотрена в контексте возрастающих требований и потребности социальной практики в конкурентоспособных работниках. Практическая значимость результатов проведённых исследований состоит в том, что его результаты могут быть полезны работникам образования, занимающимися вопросами поликультурности, гражданственности, работающими в поликультурном обществе, а также для разработки программы исследования по формированию поликульутрных качеств будущих педагогов в городе Севастополь. Перспективами дельнейших исследований являются вопросы разработки инструментария для поликультурного воспитания будущих педагогов в городе Севастополь.
Полный текст
Одним из средств продвижения идей поликульутрности является образование. При этом поликультурность рассматривается как личностное качество обучающегося и является профессиональной составляющей современного педагога [4, с. 4]. При этом на фоне осознания необходимости развития поликультурной компетентности начиная с подросткового возраста в целом по стране и регионально выявляется недостаточная реализация такой практики.
Вопросами поликультурности занимались многие отечественные учёные, например, Д.Г. Анохин, А.В. Васильева [5], А.Н. Джуринский [7], С.М. Дзидзоева [8], Л.А. Кучиева [10], Г. Гей [6]. Также вопросами поликультурности и поликультурного образования занимаются и зарубежные исследователи, например, Дж. Бэнкс [4], J. Lee [15]. Для нашего исследования представляют интерес исследования учёного С.А. Хазовой [14], который раскрывает сущность феномена «поликультурность» в контексте педагогики. Учёный Г.Ж. Фахрутдинов занимается систематизацией знаний в области поликультурного образования, разрабатывая учебные пособия [13]. Вопросами моделирования в области поликульутрного образования занимаются М.И. Лукьянова, Л.П. Шустова [11], А.М. Бекбулатова [2]. Вопросами сформированности поликультурной компетентности будущих педагогов занимались учёные О.Г. Смолянинова, В.В. Коршунова, Я.М. Дайнеко [7], Л.И. Аббасова [1], Д.М. Бибанаева [3], О.А. Зиновенко [9].
Актуальность формирования поликультурности в становлении личности и профессиональнализма педагога несомненна. В то же время в обязательных результатах освоения основных образовательных программ педагогических специальностей компоненты поликультурного образования не про писаны в должной мере четко и полно. Научная значимость работы заключается в выявлении низкий уровень поликультурнсти обучающихся-будущих педагогов. Практическая значимость работы состоит в возможности применения полученных данных для развития поликульутрной воспитанности обучающихся ООВО г. Севастополь [12, с. 86].
В данной статье описана диагностика исходного уровня сформированности поликультурности обучающихся ООВО-будущих педагогов. Апробация проходила на базе Гуманитарно-педагогического института (ГПИ) ФГАОУВО «Севастопольский государственный университет» (СевГУ) (г. Севастополь). В эксперименте принимали участие обучающиеся 1-го курса по специальности 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль Иностранный язык и второй иностранный язык.
Для проведения экспериментальной работы группы были разделены на экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ), близкие по разнообразию национальностей:
- контрольная группа (КГ) – ПОия/б-23-1-о – 26 обучающихся;
- экспериментальная группа (ЭГ) – ПОия/б-23-2-о – 28 обучающихся.
В таблице 1 и на диаграмме 1 (см. табл. 1, диаграмма 1) представлена характеристика обучающихся, принявших участие в исследовании. Данные получены с помощью интервьюирования обучающихся.
Таблица 1. Характеристика обучающихся, принимавших участие в эксперименте, по половому и национальному признакам
Курс | Кол-во обучающихся | Пол | Национальность | ||||||
женский | мужской | русские | другие | ||||||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | ||
1-й | Всего 54 | 52 | 96,3 | 2 | 3,7 | 49 | 90,7 | 5 | 9,3 |
КГ 26 | 25 | 96,1 | 1 | 3,8 | 24 | 92.3 | 7 | 7,7 | |
ЭГ28 | 27 | 96,4 | 1 | 3,6 | 25 | 89,3 | 3 | 10,7 |
Диаграмма 1. Сравнительная характеристика обучающихся, принимавших участие в эксперименте, по половому и национальному признакам, %
В ходе изучения отношения обучающихся-будущих педагогов ООВО к многонациональной среде в целом с помощью опроса (см.рис.1) было выявлено, что в КГ процент (%) обучающихся, которые довольны национальным разнообразием выше чем в ЭК (см. рис. 2, 3) в соответствии с чем и были определены группы (контрольная и экспериментальная) с помощью анкетирования (см. рис. 4) [6].
Рис. 1. Интегративный опросник межкультурной компетентности
Рис. 2. Отношение к многонациональной среде обучающихся ЭГ
Рис. 3. Отношение к многонациональной среде обучающихся КГ
Рис. 4. Пример анкеты по выявлению отношения обучающихся к проживанию в поликультурной среде
В нашей работе также исследовалось отношение обучающихся к поликультурности города и его религиозному разнообразию. На диаграмме 2 представлены результаты исследования отношения обучающихся к поликультурности города и его религиозному разнообразию.
Диаграмма 2. Отношение обучающихся к проживанию в полирелигиозной среде, %
32,3% опрошенных сказали, что существуют национальности, к которым они относятся предвзято. 48,9% обучающихся указали, что в целом относятся одинаково ко всем национальностям. 10,1% обучающихся хорошо относятся ко всем национальностям (см. диаграмму 3).
Диаграмма 3. Наличие национальностей, к которым обучающиеся относятся предвзято, %
Также нами проверялись знания обучающихся о национальной составляющей г. Севастополь. Выявлен низкий уровень осведомленности (18,9%). 42,1 % не смогли ответить на вопрос «Какие национальности помимо русских проживают на территории г. Севастополь», а 44,3% дали неверные ответы (см. диаграмму 4).
Диаграмма 4. Результаты ответов на вопрос о национальном составе г. Севастополь, %
В г. Севастополь действует 33 национальных и культурных общества [5]. Однако только 15,3% обучающихся знают о таких организациях, 13,4% же вообще не знают, 71,3 % опрошенных что-то слышали о таких организациях, но не уверены (см. диаграмму 5).
Диаграмма 5. Осведомленность обучающихся о существовании в г. Севастополь национально-культурных обществ, %
Также проверялись знания обучающихся о религиозном составе г. Севастополь. 75,3 % респондентов сказали, что в городе живут христиане, 84,3 % опрошенных отметили, что также на территории города проживают мусульмане и в центре города есть мечеть. При этом лишь 7,1 % вспомнили, что на территории города проживают католики, 8,3 % указали на иудеев, вспомнив, что в городе есть синагога (см. диаграмму 6).
Диаграмма 6. Осведомленность обучающихся о религиозном составе населения г. Севастополь, %
Также обучающимся был задан вопрос «Можете ли Вы вспомнить случаи серьёзного межнационального или межрелигиозного конфликта?». Практически все обучающиеся сказали, что не помнят такого.
В конце обучающимся дали утверждения с целью выяснения само позиционирования: в качестве гражданина Российской Федерации, жителя города, представителя национальности. Согласно ответам обучающихся 74,7 % опрошенных ощущают себя в первую очередь представителем страны, 25,1 % представителями национальности.
Данные, полученные в ходе исследования, указывают на недостаточную готовность будущих педагогов к интеграции в полиэтническом пространстве, а, следовательно, на слабое развитие поликультурнсти.
Об авторах
Анна Игоревна Мезенцева
Севастопольский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: anna87-05.86@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9868-9800
канд. пед. наук
Россия, СевастопольСписок литературы
- Аббасова Л.И. Диагностика актуального уровня сформированности поликультурной компетентности будущего педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-1. С. 4-6.
- Бекбулатова А.М. Модель поликультурной компетентности педагога в образовательной среде // Концепт. 2017. Т. 39. С. 2026-2030.
- Бибанаева Д.М. Формирование поликультурной компетентности младших школьников в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» вузов. https://clck.ru/3MKQ9j
- Бэнкс Дж. Мультикультурное образование: цели и измерения // Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школ. 1996. Вып. 4. С. 15-19.
- Васильева А.А. Поликультурное образование в вузе как средство формирования личности студента // Проблемы и перспекти вы развития образования в России. 2012. № 13. С. 30-35.
- Гей Г. Обучение, учитывающее культурные особенности: теория, исследования и практика. 2-е изд. Нью-Йорк: Издательство Педагогического колледжа, 2010. 120 с.
- Джуринский А.Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме: учебник и практикум для вузов. https://urait.ru/bcode/ 511312
- Дзидзоева С.М. Развитие исследова тельских компетенций студентов-бакалавров в процессе педагогической практики. Владикавказ: Издательство Северо-Осетинского педагогического института. 2010. 160 с.
- Зиновенко О.А. К вопросу о формировании мультикультурной компетентности будущих педагогов // Молодой ученый. 2015. № 12 (92). С. 743-745.
- Кучиева Л.А. Специфика диалога культур как базового принципа поликультурности в образовании // Kavkaz-Forum. 2023. № 13 (20). С. 98-111.
- Лукьянова М.И., Шустова Л.П. Моделирование процесса формирования поликультурной компетентности обучающихся в образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. https://clck.ru/3MKQBD
- Смолянинова О.Г. Диагностика поликультурной компетентности будущих педагогов // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 4. С. 84-117. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-4-84-117
- Фахрутдинова Г.Ж. Поликультурные аспекты образования: учебное пособие. Казань: Отечество. 2017. 172 с.
- Хазова С.А. Поликультурная компетентность педагога: монография: научное электронное издание. монография // Электрон. дан. (2 Мб). Майкоп: ЭлИТ, 2015. https://clck.ru/3MKQEv
- Lee J., Warner R.L. Multiculturalism and Multicultural Education in USA: Theory and Pedagogy // Public Policy and Politics in Sakhalin, Russia and Oregon. Oregon State University, 2004.
Дополнительные файлы
