Библиотеки Тюмени и их роль в организации интеллектуального досуга горожан (1941–1945 гг.)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассмотрена роль чтения и разных форм библиотечного обслуживания как составной части интеллектуального досуга взрослого и детского населения г. Тюмени в годы Великой Отечественной войны. Основными методами в исследовании стали библиографический и архивный поиск, традиционные методы анализа историографии и документов – историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический и их интерпретация. В основу статьи, выполненной с опорой на труды предшественников, легли документальные источники. Наиболее востребованными стали документы, хранящиеся в архивах Тюмени и Омска, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, а также материалы местной периодической печати (газеты «Омская правда», «Тюменская правда», «Красное знамя»). Выявлена материально-техническая база библиотек, сложившаяся к 1941 г., изменения в организации их работы с началом войны, сложности, которые преодолевали работники городских и ведомственных библиотек, перемены в кадровом составе. Показано разнообразие форм деятельности библиотек тылового города в экстремальных условиях войны, раскрыты объективные и субъективные факторы, оказавшие на них влияние. Проанализировано влияние образования Тюменской области в 1944 г. на культурную жизнь города, в том числе на деятельность библиотек. Сформулирован вывод о значимости библиотек в организации интеллектуального досуга тюменцев, а также о включении части городского населения в литературное творчество. Полученные фактологические данные будут способствовать более полной реконструкции повседневной жизни населения г. Тюмени в военный период и лучшему пониманию факторов, помогавшим тюменцам преодолевать тяготы военного времени и приближать Победу.

Полный текст

Досуговая сторона жизни в военный период относится к малоизученным аспектам повседневности. Под «досугом» понимается активная часть свободного времени горожан, направленная, прежде всего, на удовлетворение потребностей духовного, интеллектуального и личностного развития [34, с. 46]. Одна из форм досуга – интеллектуальная, т. е. часть социокультурной деятельности, целью которой является развитие интеллекта [1, с. 13-16].

Наиболее изученными сторонами повседневной жизни в годы Великой Отечественной войны остаются трудовая деятельность, преодоление многочисленных материальных, социально-бытовых проблем населения сибирского тыла [21; 22; 28, 36]. При этом изучение досуга, включая интеллектуальный, представляется важным для полноценной реконструкции повседневности тылового города. На современном этапе деятельность тюменских городских библиотек в военный период получила некоторое освещение в работах библиотечных работников, при этом роль ведомственных библиотек изучена в меньшей степени.

Основное внимание в статье уделено деятельности тюменских библиотек в военный период. Цель исследования – выявить роль чтения и разных форм библиотечного обслуживания в интеллектуальном досуге взрослого и детского населения г. Тюмени.

Исследовательские материалы по теме представлены статьями А.В. Попченковой [39, с. 4-11], Н.В. Горбуновой [20, с. 15-17], Е.А. Гаун [17, с. 200-202], Е.А. Ушаковой [45, с. 103-110], а также диссертациями Д.А. Вычерова [7] и А.В. Мордвинцевой [33].

Основные источники, привлеченные для раскрытия темы – документы, выявленные в Государственном историческом архиве Омской области (ГиАОО) и Государственном архиве Тюменской области (ГАТО). Кроме них, были использованы публикации периодики областного и городского уровней (газеты: «Омская правда», «Тюменская правда», «Красное знамя»).

Основными методами в исследовании стали методы библиографического и архивного поиска, традиционные методы анализа историографии и документов, их интерпретация.

Накануне войны Тюмень представляла собой типичный сибирский провинциальный город в составе Омской области. По материалам Всесоюзной переписи населения 1939 г. в Тюмени проживало 79 205 чел., включая «спецконтингент» 1 452 чел. [5].

Интеллектуальный досуг горожан обеспечивали библиотеки городской библиотечной сети, включавшей три городских (Центральную, Затюменскую и Пушкинскую) и 14 при учреждениях и учебных заведениях [18, л. 307], а также краеведческий музей. В городе работали сады отдыха: им. Ленина и сад Деревообделочников («Дунькин»), где устраивались танцы и гуляния (в саду им. Ленина в летний период демонстрировались спектакли и концерты), а также летний цирк. Работала детская музыкальная школа. Таким образом, библиотеки являлись наиболее массовыми учреждениями культуры. До 1944 г. культучреждения находились в ведении городского отдела народного образования, а после создания Тюменской области 14 августа 1944 г. были переданы в подчинение отделу культурно-просветительской работы при исполкоме городского Совета депутатов трудящихся [14, л. 4]. В отчете отдела за 1946 г. отмечалось, что он состоит из молодых людей, со стажем руководящей работы до двух лет. Из 10 работников отдела трое были с незаконченным высшим образованием, трое – со средним, четверо – с семилетним [12, л. 132].

Почти все городские учреждения культуры были образованы в советский период, их материально-техническая база была весьма скудная, они размещались, преимущественно, в зданиях дореволюционной постройки (см. табл.).

 

Таблица. Материально-техническая база учреждений культуры

Название учреждения

Год основания

Помещение

Адрес

Центральная городская библиотека

1920

Здание Спасской церкви (1796 г. постройки)

ул. Ленина, 43

Затюменское отделение Центральной городской библиотеки

1930

Деревянное здание кон. XIX–нач. XX вв. постройки, бывший купеческий дом

ул. Луначарского, 5

Библиотека им. А.С. Пушкина (Заречная)

1899/1900

Деревянное здание кон. XIX–нач. XX вв. постройки, принадлежавшее кожевенной артели

ул. Мостовая, 6 (современный адрес: Щербакова, 11)

Краеведческий музей

1879

Здание Городской думы (1834 г. постройки)

ул. Ленина, 2

 

Условия работы тюменских библиотек в военное время были тяжелыми. Центральная городская библиотека обеспечивалась отоплением и электроэнергией по остаточному принципу, что приводило к нестабильной работе учреждения – с наступлением осени приходилось сокращать рабочий день до 17:00–18:00 часов (при официальном рабочем дне до 21:00), а зимой приостанавливать работу читального зала [31, с. 2]. Здание бывшей церкви, где находилось учреждение, нуждалось в капитальном ремонте. Методический кабинет и библиографический отдел размещались в одной тесной комнате, не хватало помещений под переплетную мастерскую, гардероб, книгохранилище [17, с. 201].

За годы войны из фондов библиотеки выбыло 46 тыс. книг. При этом по состоянию на 1939 г. в библиотеке хранилось 60 280 книг [16, л. 3 об.]. Особенно «пострадал» отдел художественной литературы [19, л. 5]. В 1943 г. исполнительный комитет Тюменского Горсовета депутатов трудящихся даже принял решение, дававшее библиотекам право взыскивать с читателей «по залогам – от 25 руб. до 50 руб., за утерянную книгу – плату в десятикратном размере» [8, л. 224]. Однако, видимо во время эвакуационно-реэвакуационных процессов наладить учет возврата книг было затруднительно. Вина за потерянные книги была возложена на директора библиотеки Р.В. Попову, которая в 1944 г. была привлечена к уголовной ответственности и приговорена к трем годам лишения свободы [10, л. 34]. В деле Р.В. Поповой также содержится акт по обследованию работы библиотеки, в котором, в частности, разбираются примеры, отражающие формальный подход работников к исполнению своих обязанностей и отсутствие инициативности в преодолении трудностей военного времени [10, л. 19]. Во многом эти недостатки были связаны с объективными трудностями, усугубившимися во время войны (например, перебои с топливом, что сказывалось на качестве работы библиотеки), но также свидетельствуют о недостаточно высоком профессионализме библиотечных работников.

На протяжении военных лет наблюдался неуклонный спад читателей с 10 530 чел. в 1941 г. до 1 980 чел. – в 1945 г. [15, л. 3]. Тем не менее, сотрудники библиотеки старались перестроить свою работу. Они проводили громкие читки, помогали предприятиям в оборудовании красных уголков, выдавали литературу для госпиталей, устраивали выставки художественной литературы [39, с. 7]. Также регулярно проходили открытые лекции – не только по истории литературы и в честь памятных дат (например, лекция о творчестве А.П. Чехова в честь 40-летия со дня смерти писателя) [38, с. 1], но и на темы, связанные с развитием огородничества, и занятия «родительского университета», на которых работники городского отдела народного образования выступали с лекциями о воспитании детей [2, с. 4; 6, с. 4; 24, с. 4; 25, с. 2].

Многие направления библиотечной работы зародились ещё в конце 1920-х гг., когда учреждение возглавил Петр Григорьевич Шестаков. Прирожденный организатор, человек, влюбленный в библиотечное дело, он впервые в Тюмени организовал отрытые лектории, книгоношество, литературные кружки, способствовал повышению квалификации работников библиотеки. В 1942 г. П.Г. Шестаков был мобилизован для работы на тюменском заводе № 636 (где, помимо основной работы, успел организовать заводскую библиотеку) и вновь вернулся на должность директора библиотеки, ставшей к тому времени областной, лишь в 1946 г. [41, с. 11-14].

Более подходящие условия для работы были созданы в Зареченском отделении городской библиотеки. В предвоенное время здесь был проведен ремонт, открылся отдел по работе с детьми, сделаны ассигнования для пополнения книжных фондов. Правда, по причине острого дефицита свободных площадей в 1943 г. в здании библиотеки разместили также контору военной части и народный суд, что сказалось на работе культурно-просветительского учреждения. В докладе о состоянии и неотъемлемых задачах культурно-просветительских учреждений области за 1945 г. отмечалось, что «читатели библиотеки в летнее время читают газеты и журналы на завалинке под окном библиотеки и суда, не имея читального зала» [13, л. 15].

К 1941 г. книжный фонд библиотеки составлял 10700 экземпляров книг, за годы войны это количество не только не сократилось, но, напротив, увеличилось на 2474 единицы. Примечательно, что часто книги приносили сами читатели («Рука не поднимается бросать [книгу] в печку, очень интересная») [20, с. 16]. По-видимому, работники учреждения (в 1943–1945 гг. работали заведующий методическим кабинетом Капустина Елизавета Ивановна и библиотекарь Прудникова Мария Степановна) нашли подход к своим читателям и обеспечивали те формы работы, которые находили у них отклик [20, с. 16].

Иначе сложилась судьба Затюменской библиотеки (в 1935 г. Затюменское отделение Центральной городской библиотеки стало самостоятельным учреждением) [40]. В годы войны она пережила несколько переездов. Сначала была переведена «из уютного светлого особнячка», где должны были расположить детский сад, в нижний этаж этого же помещения, неприспособленного для обслуживания читателей. В архивных документах отмечалось, что библиотека находится на правах квартиранта детского сада, занимая две сырые комнаты в полуподвальном помещении: «Эти комнаты совершенно не пригодны для библиотеки» [9, л. 25]. Затем книжный фонд и имущество были перевезены в школу № 26 и Заречную библиотеку, а само учреждение приостановило свою деятельность. В отчете о деятельности библиотек за 1945 г. констатировалось, что весь книжный фонд художественной литературы «исчез» [12, л. 42]. Восстановление материально-технической составляющей и библиотечных фондов относится к послевоенному периоду.

Учебные библиотеки работали при школах, учреждениях среднего и высшего образования; военное время отразилось и на их деятельности. Так, в связи с подготовкой к размещению эвакогоспиталя (будущий эвакогоспиталь № 1500), библиотеку педагогического института перевезли в другое помещение уже в 1940 г. Это был неотапливаемый, не приспособленный для хранения ценного имущества продуктовый склад, предоставленный Горкомхозом [45, с. 104]. За годы войны библиотека пединститута «пережила» ещё три переезда, причем они были плохо организованы. По воспоминаниям очевидца, «книги выбрасывали через окно с полок в машины. Выгружали книги из машины лопатами и сваливали в кучи. Вся дорога была усыпана книгами. Люди подбирали их и возвращали в библиотеку» [39, с. 5].

По той же причине – подготовка к размещению эвакогоспиталя – в начале войны были перевезены и книжные фонды Тюменского сельскохозяйственного техникума, включавшие ценнейшие издания бывшего Александровского реального училища и книги из личной библиотеки И.Я. Словцова. Подвал институтского общежития, где разместили библиотеку, был совершенно не приспособлен для этой цели. В результате затопления подвала значительная часть фонда пострадала. В послевоенное время удалось восстановить лишь небольшую часть (около 2 000 томов) [45, с. 105].

Свои библиотеки были при заводах и даже создавались самими жителями. Показательно описание быта в общежитиях для рабочих некоторых тюменских заводов (например, завода «Механик»), опубликованное на страницах областной газеты, включающее встречи кружка по изучению книги И.В. Сталина, игры в шахматы, танцы под радиолу и чтение книг из библиотеки, самостоятельно созданной молодыми рабочими [29, с. 2]. Создание условий для культурного отдыха рабочей молодежи, включая читки газет и журналов, являлось показателем качества общежития [2, с. 2; 44, с. 2]. Главная роль в организации этой работы отводилась комсомолу, при этом подчеркивалось, что представители актива ВЛКСМ не могут быть «невеждами в вопросах политики, истории нашей страны и литературы» [19, с. 2]. По состоянию на конец 1945 г. свои библиотеки были при шести заводах, общая численность книжного фонда составляла 23 975 ед. хр., журнального – 696 ед. хр. [14, л. 31-37 об]. Правда, не все заводские библиотеки работали без перебоев. На страницах местной прессы неоднократно критиковалась их деятельность, включая отдаленность от рабочей молодежи, отсутствие передвижек по заводским цехам и общежитиям, в результате чего молодые рабочие читали «всякую чепуху, попадающуюся под руку» [43, с. 2].

Во многих семьях имелись небольшие домашние библиотеки, которые по возможности пополнялись новыми книгами [7]. Массовое «возвращение» читателей в тюменские библиотеки отмечается только в послевоенное время. Запросы читателей в этот период зависели от их возраста и интересов. Дети любили читать журналы «Мурзилка», «Читайте и живите» («Чиж»), газету «Пионерская правда», приключенческую литературу («Капитан Немо» Жюля Верна, «Буратино» А.Н. Толстого, произведения Л.А. Кассиля) [4]. Подростки больше интересовались приключенческой литературой и путешествиями, книгами про шпионаж и контрразведку, взрослые – русской и иностранной художественной литературой, а также производственно-техническими и общественно-политическими изданиями [15, л. 9].

Жители Тюмени были не только активными читателями, но и сами включались в литературное творчество. В августе 1943 г. при редакции газеты «Красное знамя» была образована литературная группа, объединявшая жителей города, занятых литературным творчеством [42, с. 2]. Их произведения печатались на страницах городской периодики, силами группы устраивались творческие вечера, в т. ч. для раненых бойцов эвакогоспиталей [35, с. 2]. Весной 1944 г. среди молодежи города горкомом комсомола и отделом народного образования был проведен конкурс на лучший очерк, стихотворение и рисунок, посвященные Великой Отечественной войне и помощи тыла фронту [30, с. 2]. Наиболее удачные произведения были напечатаны на страницах городской периодики [46, с. 2].

На завершающем этапе войны, когда Тюмень стала центром новой области, требования к культурному досугу жителей стали более высокими. Одним из способов влияния на культурно-просветительские учреждения, включая библиотеки, была периодическая печать. Так, в рубрике «Письмо в редакцию» в одном из выпусков областной газеты «Тюменская правда» помещено обращение военного, которого отказались обслужить в библиотеке им. Пушкина из-за отсутствия у него паспорта [32, с. 2]. Более требовательным стало и отношение к летнему отдыху тюменцев, включая отдых в садах (парках): «Городские сады должны стать местом культурного и содержательного отдыха для трудящихся города» [37, с. 1]. «Содержательный», «полезный» отдых городские власти напрямую связывали с организацией в садах читальных залов под открытым небом и газетных витрин [37, с. 1]. Больше требований стало предъявляться работе с отдельными категориями населения. Так, критикуя состояние культурно-массовой работы среди татарского населения, автор публикации в областной периодике ссылался на острый дефицит книг на национальном языке: «Литературу на татарском языке нигде не достанешь, последние известия с фронтов на татарском языке по радио не транслируются» [23, с. 2]. Количество книг на татарском языке, хранящихся в областной библиотеке, действительно было небольшим – 9 % от общего числа книжного фонда. При этом детской литературы (на русском языке) было ещё меньше – 6,3% [15, л. 4].

Тюменские библиотеки в годы войны переживали материально-бытовые, кадровые и организационные трудности. Не всем учреждениям удалось справиться с ними и продолжить свою деятельность. Многое зависело от объективных (решение городских властей о занятии помещения) и субъективных (человеческие и профессиональные качества сотрудников) факторов.

Великая Отечественная война наложила отпечаток на досуговую сторону повседневной жизни тюменцев. Существенно сократилось время для проведения горожанами интеллектуального досуга. Тем не менее, он имел место, в частности, в форме домашнего чтения и посещений городских библиотек. Низовая инициатива, включая создание заводских библиотек и литературное творчество, свидетельствует о важности интеллектуального отдыха для тюменцев.

Тюменские библиотеки в основном работали в устаревших и не предназначенных для этой цели зданиях. В военное время сократилось финансирование библиотек. Обеспечение топливом и электроэнергией велось по остаточному принципу. Из-за необходимости размещения эвакуированных учреждений некоторые библиотеки часто переезжали, что отрицательно сказывалось на организации их работы и состоянии книжных фондов. Тем не менее, помимо традиционной для библиотек работы – обслуживании читателей на абонементе и в читальном зале – библиотечные работники организовывали лектории на актуальные темы, а также устраивали выставки литературы, проводили читки в эвакогоспиталях. Во многом организация работы в столь сложное для страны время зависела от личных качеств библиотечных работников и их профессионального уровня.

×

Об авторах

Ольга Александровна Ковалева

Тюменский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: koa94-72@mail.ru

директор музейно-выставочного комплекса

Россия, Тюмень

Список литературы

  1. Андреева А.В. Интеллектуальный досуг как сфера полисубъектного взаимодействия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2014. № 12 (50): в 3-х ч. Ч. III. C. 13-16.
  2. Больше внимания бытовым нуждам молодежи // Красное знамя. 1944. 29 янв. С. 2.
  3. Воспоминания В.В. Родионовой. Цит. по: Попченкова А.В. Библиотечное дело Тюменской области в годы Великой Отечественной войны // Ненаписанные страницы истории библиотек. Тюмень, 2005. Вып. 4. С. 4-11.
  4. Воспоминания Г.А. Полозковой // Из личного архива Д.А. Вычерова.
  5. Всесоюзная перепись населения 1939 г. // URL: https://clck.ru/3P6Gpf (дата обращения: 29.05.2025).
  6. Выполнить решения XIII Пленума ЦК ВЛКСМ – боевая задача // Тюменская правда. 4 марта 1945 г. С. 2.
  7. Вычеров Д.А. Повседневная жизнь советских школьников тылового города в годы Великой Отечественной войны (на материалах г. Тюмени): дис. ... канд. ист. наук: 5.6.1. Санкт-Петербургский государственный университет, СПб., 2022. 230 с.
  8. Государственный архив Тюменской области (ГАТО). Ф. Р5. Оп. 1. Д. 461.
  9. ГАТО. Ф. Р5. Оп. 1. Д. 620.
  10. ГАТО. Ф. 84. Оп. 2. Д. 1562.
  11. ГАТО. Ф. 1322. Оп. 1. Д. 1.
  12. ГАТО. Ф. 1322. Оп. 1. Д. 2.
  13. ГАТО. Ф. 1322. Оп. 1. Д. 3.
  14. ГАТО. Ф. 1322. Оп. 1. Д. 4.
  15. ГАТО. Ф. 1885. Оп. 1. Д. 4.
  16. ГАТО. Ф. 1889. Оп. 1. Д. 1.
  17. Гаун Е.А. Книга в Тюменской области в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 годы) // Шестые Макушинские чтения: тезисы докладов научной конференции. Новосибирск, 2003. С. 200-202.
  18. Государственный исторический архив Омской области (ГиАОО). Ф. 437. Оп. 9. Д. 74.
  19. ГиАОО. Ф. 437. Оп. 9. Д. 1073.
  20. Горбунова Н.В. Листая страницы прошлого: Пушкинская библиотека в годы Великой Отечественной войны // Ненаписанные страницы истории библиотек. Тюмень, 2005. Вып. 4. С. 15-17.
  21. Докучаев Г.А. Сибирский тыл в Великой Отечественной войне. Новосибирск: Наука, 1968. 322 с.
  22. Ермаков И.И. Тюмень тыловая. Екатеринбург: Средне-Уральское кн. изд-во, 1995. 128 с.
  23. Ибниаминов З. Забыли о татарской молодежи // Тюменская правда. 3 марта 1945 г. С. 2.
  24. Извещение // Красное знамя. 1941. 2 нояб. С. 4.
  25. Извещение // Красное знамя. 1941. 14 дек. С. 4.
  26. Извещение // Красное знамя. 1942. 15 февр. С. 4.
  27. Извещение // Красное знамя. 1942. 18 февр. С. 2.
  28. История Сибири с древнейших времен до наших дней. Том 5 / Гл. ред. А.П. Окладников. Л.: Наука, 1969. 469 с.
  29. Карабанова Л. В молодежном общежитии // Омская правда. 1943. 12 дек. С. 2.
  30. Конкурс на лучший очерк, стихотворение, рисунок // Красное знамя. 1944. 27 февр. С. 2.
  31. Коростышевский А. В выходной день // Красное знамя. 1944. 24 окт. С. 2.
  32. Мельников В. Газеты за семью замками // Тюменская правда. 1944. 3 нояб. С. 2.
  33. Мордвинцева А.В. Послевоенная городская повседневность: Тюмень и тюменцы в 1945-1953 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Тюмень, 2010. 286 с.
  34. Орлов Г.П. Свободное время и личность. Свердловск, 1983. 176 с.
  35. Осипов Д. Литературный вечер в госпитале // Красное знамя. 1944. 4 марта. С. 2.
  36. Очерки истории Тюменской области / Ред. В.М. Кружинов, В.А. Данилов, И.Ф. Кнапик. Тюмень, 1994. 270 с.
  37. По-большевистски организовать агитационную и политмассовую работу // Красное знамя. 1944. 11 июня. С. 1.
  38. Подготовка к чеховским дням // Красное знамя. 1944. 7 июля. С. 1.
  39. Попченкова А.В. Библиотечное дело Тюменской области в годы Великой Отечественной войны // Ненаписанные страницы истории библиотек. Тюмень, 2005. Вып. 4. С. 4-11.
  40. Попченкова А.В. Затюменская библиотека (1930–1962 гг.). URL: https://clck.ru/3P6Gss (дата обращения: 15.04.2025).
  41. Попченкова А.В. Из жизни первого директора// Библиотека. 2004. № 8. С. 11-14.
  42. Редакция. Организованное собрание литгруппы // Красное знамя. 1943. 15 авг. С. 2.
  43. Таратунина Н. Наболевшие вопросы // Тюменская правда. 1944. 21 окт. С. 2.
  44. Таратунина Н. Нет заботы о молодых рабочих // Тюменская правда. 1944. 16 дек. С. 2.
  45. Ушакова Е.А. История формирования фонда ИБЦ ТюмГУ: потери и приобретения // Социокультурная деятельность университетской библиотеки в контексте инновационного образования: материалы научно-практической конференции (г. Тюмень, 10–11 апреля 2008 г.). Тюмень: Сити-Пресс, 2008. С. 103-110.
  46. Филиппов П. Портрет // Красное знамя. 1944. 23 апр. С. 2.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.