Assessing the quality of distance learning in the discipline “physical culture and sports” in the educational process of the university

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The pandemic announced in the world requires non-standard solutions from teachers to implement a full-fledged educational process in the higher education system of the Russian Federation. The academic discipline “Physical Culture and Sports” is no exception. The use of accessible and modern wellness programs in the classroom is necessary for the full maintenance and strengthening of students ' health, increasing their motor activity during the day. Special responsibility is assigned to teachers who are able to organize a competent educational process in the context of distance learning, while observing all the principles of teaching. Modern information technologies have made it possible to conduct training sessions online on the Mirapolis platform. To do this, we used selected wellness programs published on YouTube, the Fitify program and the Pacer pedometer. Students studied under the guidance of a teacher, using a video link. Thus, the teacher could not only control the correctness of the exercises, but also adjust the programs. At the end of the semester of distance learning in the discipline “Physical Culture and Sports”, a survey of students was conducted, the purpose of which was to analyze the degree of their satisfaction with the organization and methodology of classes. The greatest difficulties in physical education (6.3% of respondents) were caused by 1st year students, nevertheless, the motivation for physical education has not changed. More than 50% of respondents are satisfied with the received physical activity in distance classes. Among the positive aspects of distance learning were noted: the absence of the need to spend time on the way to and from the place of study and, as a result, the availability of more free time – 79%, low risk of infection (71%), the opportunity to study at an individual pace (56%). For 40% of respondents, it is an opportunity to use modern technologies. Thus, the results showed that the majority of students adapted well to the organization of distance learning at SPbGUP, including in the discipline “physical culture and sports”.

Full Text

Введение. В современных условиях, особенно ввиду последних мировых событий, обусловленных непрекращающейся пандемией коронавируса как в мире, так и в России, дистанционный формат стал единственно возможным способом обучения. Такой способ получения образования для многих студентов и преподавателей является новым, в должной мере не изученным [4-6; 15]. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 16 марта 2020 г. № 635-р. Единственным способом защиты от распространения коронавирусной инфекции стал переход на удаленный режим работы (самоизоляцию) (gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm).

Президент РФ Владимир Путин 8 июня 2020 года подписал целый комплекс законов, в число которых попали и важные поправки к закону «Об образовании». Эти изменения получили название «закон о дистанционном образовании». На постоянной основе в 2020 году дистанционный формат обучения полностью не вводился, а в нормативном акте имеются предписания для введения такого формата обучения. Дистанционное образование в законе «Об образовании» в 2020 году урегулировано в ст. 16. Под этим форматом понимается «учебный процесс, проходящий при использовании специальных дистанционных образовательных программ и технических средств», т. е. взаимодействие обучающегося и педагога происходят опосредованно. Таким образом, дистанционное обучение осуществляется не очно, а учебный процесс преимущественно происходит в домашних условиях на компьютере через телекоммуникационную сеть интернет (https://clck.ru/MedAd) [2].

Большинство привычных сфер жизни, в том числе и процесс образования, полностью перешли в режим онлайн. Пандемия COVID-19, с которой столкнулся мир в 2020 г., заставила пересмотреть многие повседневные формы организации жизни социума, поставила целый ряд проблем перед уже сложившимися и устойчивыми социальными институтами: семьёй, образованием, экономикой, финансами, властью. Особенно остро вызовы встали перед системой образования в целом и высшего образования в частности [7; 11]. По данным ЮНЕСКО, около 1,5 млрд. чел. в мире оказались лишёнными возможности посещать занятия в привычном традиционном формате [15].

Под дистанционном обучением (ДО) – мы понимаем взаимодействие преподавателя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами интернет-технологий или иными средствами, предусматривающими интерактивность [17]. Большинство авторов придерживается этого же мнения [8; 9; 18].

Для всех участников образовательного процесса (студенты, преподаватели, администрация учебных заведений и другие), неожиданный и резкий переход на вынужденный «дистант» стал определённым стрессом.

Проблема качества преподавания в этих условиях особенно коснулась практических дисциплин. В полной мере это относится к дисциплинам «физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту», которые входят цикл гуманитарных дисциплин по всем направлениям подготовки в высшей школе. Так как в соответствии с законодательством Российской Федерации, даже находясь в режиме самоизоляции, обучающийся, должен получить возможность полноценного образования [10].

Объявленная в мире пандемия диктует требования нестандартных решений для полноценного осуществления учебного процесса в системе высшего образования Российской Федерации. Более того, для полноценного поддержания и укрепления здоровья студентов здесь возлагается особая ответственность на преподавателей для реализации на занятиях приемлемых и интересных программ оздоровительных физических упражнений [1; 12-14; 16].

Однако, несмотря на высокий уровень развития информационных технологий, дистанционное образование не имеет готовых решений в преподавании дисциплины «Физическая культура». Современное образование предусматривает дистанционные формы обучения, но необходимо учитывать специфику предметов, а физическая культура требует определенного подхода, в отличие от других учебных предметов, здесь невозможно ограничиться заочным выполнением тестовых заданий. А в условиях карантина и домашней самоизоляции или вынужденного ограничения физической активности — двигательная активность является наиболее актуальной для молодежи и полноценного развития организма [12; 16].

Все образовательные системы вынуждены были принимать непростые решения и в экстренном порядке осуществлять перевод своей деятельности в онлайн, фактически не имея ни выбора альтернативных вариантов работы, ни возможности отложенной реализации этих шагов. Проблема организации работы при дистанционном обучении коснулась и кафедры физического воспитания Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Опыт показал, что эффективная практическая реализация системы организации ДО в вузах при обучении студентов возможна при определенных условиях (рис. 1).

 

Рис. 1. Условия для успешной реализации ДО

 

Методы исследования. В конце декабря 2020 года среди студентов СПбГУП всех направлений подготовки с 1 по 3 курс был проведен опрос, целью которого являлась оценка качества преподавания дисциплины «физическая культура и спорт» в дистанционном формате за истекший период, в том варианте, который осуществляется в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов.

Всего в опросе приняли участие 1098 студентов дневного обучения.

Из них юношей – 324 чел. (29,5%), девушек – 648 чел. (71,5%)

Студентов 1 курса – 438 чел. (39,8%), 2 курса 340 чел. (30,9%), 3 курс – 210 чел. (28,2%).

Студентам предлагалось ответить анонимно (с помощью Google Таблицы) на 10 вопросов, с вариантами ответов.

Результаты исследования. В Санкт-Петербургском гуманитарном университет профсоюзов, преподавателями кафедры физического воспитания, в первый период пандемии (апрель–июнь 2020 года) занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт» были организованы в основном в пассивном формате – электронная почта и общение в мессенджерах, работа в системе поддержки самостоятельной работы (Moodle). Основной упор был сделан на самостоятельную работу студентов и отчёт об этой работе преподавателю.

Во второй период дистанционного обучения (сентябрь–декабрь) занятия проводились в соответствии с учебным расписание в режиме онлайн на платформе Mirapolis. Для этого преподавателями кафедры были систематизированы по направлениям оздоровительные программы, опубликованные на YouTube, программы Fitify и Pacer шагомер. Это были учебные занятия, направленные на развитие основных физических качеств, которые было возможно выполнять в домашних условиях без использования спортивного инвентаря. Студенты занимались под руководством преподавателя, используя видеосвязь. Обратная связь осуществлялась через методические указания во время выполнения упражнений.

С целью анализа качества и степени удовлетворенности студентов к занятиям по дисциплине «физическая культура и спорт»» было проведено анкетирование студентов. Результаты анкетирования были подвергнуты анализу, которые позволили сделать определенные выводы.

1 вопрос. Как Вы адаптировались к новым условиям дистанционного обучения? (в целом). Результаты представлены на рисунке 2.

 

Рис. 2. Адаптация студентов к дистанционному обучению

 

Отвечая на этот вопрос, большинство респондентов (более 70%) указали на отлично и хорошо. Хуже всего адаптировались студенты 1 курса отлично – 18,7% и хорошо 51,1%. По половому признаку, юноши хуже приняли условия дистанционного обучения, чем девушки. 11% юношей ответили «плохо», так же, как и студенты 1 курса 11,8%. Меньше трудностей испытывали студенты 3 курса. Только 1,5% ответили, что «плохо» адаптировались к дистанционному обучению.

2 вопрос. Удобно ли Вам обучаться в дистанционном режиме по дисциплине физическая культура (рис. 3)?

 

Рис. 3. Оценка комфортности ДО по физической культуре

 

Преимущественное большинство студентов ответили, что «да, удобно» 53,4% и «да, но сложно» 19,2%. Наибольшие затруднения обучению по физической культуре также выявлены у студентов 1 курса. 33,3% первокурсников ответили «нет, очень сложно».

3 вопрос. Как изменился у Вас уровень мотивации к занятиям по физической культуре в рамках дистанционной формы (рис. 4)?

 

Рис. 4. Изменение мотивации к занятиям физической культурой

 

Большинство студентов около 60% отметили, что уровень мотивации не изменился. Однако, если рассматривать результаты отдельно по курсам, то 18,5 % студентов старших курсов отметили уменьшении мотивации к занятиям физической культурой.

4 вопрос. Удовлетворены ли Вы процессом обучения по дисциплине физическая культура в дистанционном режиме (рис. 5)?

 

Рис. 5. Удовлетворенность процессом обучения по физической культуре

 

Подавляющее большинство студентов ответили «да» и «скорее да, чем нет» 58,9% и 36,5% соответственно. Только менее 1,5 % опрошенных ответили «нет» и 6,7 % «скорее нет, чем да».

Анализ удовлетворенности процессом обучения в дистанционном режиме, организованном в СПбГУП (в целом), выявил: 39,1% опрошенных студентов положительно оценили дистанционное обучение и ответили «да», 32,9% ответили «скорее да, чем нет». Студенты 3 курса более критично оценивают дистанционное обучение:42,3% ответили «нет» и 24,3% «скорее нет, чем да». Вероятнее это связано с изучение профильных дисциплин и трудностями с выполнением курсовых работ. Отвечая на вопрос «Как на ваш взгляд, изменилась учебная нагрузка на студентов в период дистанционного обучения (в целом)?», 44,6 % всех опрошенных студентов отметили увеличение нагрузки на дистанционном обучении. Принципиальной разницы в ответах юношей и девушек не наблюдается. 13,4% студентов3 курса отметили, что нагрузка уменьшилась.

Далее, студентам предлагалось назвать основные преимущества при обучении в дистанционном режиме. Подавляющее большинство (более 71%) опрошенных, указали на «Низкий риск заражения», индивидуальный темп обучения отметили более 50%. Для 79% студентов старших курсов, самым привлекательным в дистанционном обучении является увеличение свободного времени (нет необходимости тратить время на дорогу). При ответе на вопрос было выявлен «Укажите, пожалуйста, сколько видов технических средств Вы используете для дистанционного обучения?» было выявлено, что только около 3% обучающихся используют один вид технических устройств, большинство студентов (более 90%), используют 2 или 3 и более.

Отвечая на следующий вопрос, «Считаете ли Вы, что занятия физической культурой в дистанционном формате полностью удовлетворяют Ваши потребности в двигательной активности?», были получены следующие результаты (рис. 6):

Более 50% опрошенных, считают, что занятия физической культурой в дистанционном формате, удовлетворяют их потребностям в двигательной активности [20]. И только 33% студенов, ответили, что такие занятия «не удовлетворяют потребность в двигательной активности». Существенной разницы между юношами и девушками, а также между ответами студентов 1–3 курсов не наблюдается. Только треть студентов (около 30%), отметили, что заинтересованы в дополнительных занятиях в условиях пандемии, 60% не считают это необходимым.

 

Рис. 6. Степень удовлетворенности двигательной активностью при ДО

 

Выводы. Анализ оценки организации и качества образовательного процесса во время вынужденного дистанционного обучения позволяет сделать вывод о том, что:

  1. Большинство студентов хорошо адаптировались к организации дистанционного обучения в СПбГУП.
  2. Преимущественное количество студентов удовлетворены организацией обучения по дисциплине «физическая культура и спорт». Наибольшие трудности выявлены у студентов 1 курса. Стоит отметить, что у большинства студентов не наблюдается изменение мотивации к занятиям физической культурой в дистанционном формате.
  3. Более половины студентов считают, что общая нагрузка при дистанционном обучении не изменилась.
  4. Студенты отметили и положительные факторы работы в дистанционном формате. Основным положительным моментом респонденты назвали отсутствие необходимости тратить время на дорогу к месту учёбы и обратно и как следствие наличие большего количества свободного времени – 79%. Далее – низкий риск заражение инфекцией (71%) и возможность обучаться в индивидуальном темпе (56%). Для 40% респондентов – это возможность использования современных технологий.
  5. Более 50% опрошенных, считают, что занятия физической культурой в дистанционном формате, удовлетворяют их потребностям в двигательной активности. И только треть студентов (около 30%), хотели ли бы, чтобы были организованы дополнительные занятия по физической культуре.
×

About the authors

Inna V. Sokolova

Petersburg University of the Humanities and Social Sciences

Author for correspondence.
Email: isokok@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3163-8141

Ph.D., St.

Russian Federation, St. Petersburg

References

  1. Abramyan, G.V., & Katasonova, G.R. (2020). Osobennosti organizatsii distantsionnogo obrazovaniya v vuzakh v usloviyakh samoizolyatsii grazhdan pri virusnoi pandemii. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, (3), 41-41. (in Russ.).
  2. Akbaeva, Kh.B. (2020). Obrazovatel'nyi kontent dlya studentov distantsionnogo obucheniya. Mirovaya nauka, (10(43)), 7-10. (in Russ.).
  3. Aleshkovskii, I.A., Gasparishvili, A.T., Krukhmaleva, O.V., Narbut, N.P., & Savina, N.E. (2020). Studenty vuzov Rossii o distantsionnom obuchenii: otsenka i vozmozhnosti. Vysshee obrazovanie v Rossii, 29(10), 86-100. (in Russ.). https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100
  4. Bakina, A.D. (2020). Distantsionnoe obuchenie: podkhody, tekhnologii, vozmozhnosti. In Vysshee obrazovanie v situatsii pandemii: Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Orel, 65-70. (in Russ.).
  5. Vasil'eva, E.Yu., & Chigrinova, E.A. (2021). Nekotorye voprosy organizatsii distantsionnogo obucheniya v vuzakh. In Distantsionnye formy obucheniya inostrannykh studentov v meditsinskikh vuzakh: prakticheskii aspekt: Materialy VI Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, Volgograd, 225-228. (in Russ.).
  6. Kalashnikova, R.V., & Ishchenko, A.V. (2021). Distantsionnye pedagogicheskie tekhnologii v period COVID-19. Sistema menedzhmenta kachestva: opyt i perspektivy, (10), 163-167. (in Russ.).
  7. Korol, O.V. (2021). Opyt ispol'zovaniya distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologii dlya formirovaniya professional'nykh kompetentsii u studentov, obuchayushchikhsya po spetsial'nosti “organizatsiya i tekhnologiya zashchity informatsii”. In Vliyanie protsessov tsifrovizatsii i informatizatsii na razvitie srednego professional'nogo obrazovaniya: Materialy Vserossiiskoi pedagogicheskoi konferentsii, Sankt-Peterburg, 26-29. (in Russ.).
  8. Polat, E.S., Bukharkina, M.Yu., & Moiseeva, M.V. (2004). Teoriya i praktika distantsionnogo obucheniya. Moscow. (in Russ.).
  9. Polat, E.S., Moiseeva, M.V., & Petrov, A.E. (2006). Pedagogicheskie tekhnologii distantsionnogo obucheniya. Moscow. (in Russ.).
  10. Pushkina, V.N., Gernet, I.N., Fedorova, E.Yu., & Olyashev, N.V. (2018). Transformatsiya podkhodov k fizicheskomu vospitaniyu v ... In Innovatsionnye podkhody v rekreatsii, turizme i fizicheskoi kul'ture. Baltiiskii federal'nyi universitet imeni Immanuila Kanta. 37-39. (in Russ.).
  11. Saprykina, D.I., & Volokhovich, A.A. (2020). Problemy perekhoda na distantsionnoe obuchenie v Rossiiskoi Federatsii glazami uchitelei. Moscow. (in Russ.).
  12. Smagin, N.I. (2020). Distantsionnoe obuchenie po fizicheskoi kul'ture vo vremya epidemiologicheskogo karantina. In Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: Materialy XII Mezhdunar. nauch. konf. (g. Krasnodar, mai 2020 g.), Krasnodar, 31-35. (in Russ.).
  13. Sokolova, I.V. (2019). Analiz dvigatel'noi aktivnosti studentov SPBGUP v techenie uchebnogo goda. Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya trenirovka, (1(27)), 35-42. (in Russ.).
  14. Sokolova, I.V., & Chistyakova E.V. (2020). Ispol'zovanie informatsionnykh tekhnologii v prepodavanii distsipliny "Fizicheskaya kul'tura i sport". Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya, 5(4), 16-23. (in Russ.). https://doi.org/10.24411/2500-0365-2020-15402
  15. Soldatenkova, O.A., & Markova, O.A. (2020). Aktual'nye problemy organizatsii onlain-obrazovaniya v period samoizolyatsii studentov. In Teoriya i praktika sovremennoi nauki: Materialy III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Penza, 123-125. (in Russ.).
  16. Stupnikova, S. A., Soparev, A.A. (2021). Otnoshenie studentov k distantsionnomu obucheniyu po fizicheskoi kul'ture. In Aktual'nye voprosy fizicheskoi kul'tury i sporta v vuzakh: Materialy 74-oi Vserossiiskoi studencheskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennye 200-letiyu so dnya rozhdeniya P.A. Il'enkova, Moscow. 54-56. (in Russ.).
  17. Khudik, S.V., & Zav'yalov, D.A. (2020). Proektirovanie i realizatsiya modul'noi uchebnoi programmy po distsipline «Fizicheskaya kul'tura i sport» s uchetom sezonnykh prirodno-klimaticheskikh uslovii. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva, (4), 88-98. (in Russ.). https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-54-4-245
  18. Yanina, N.V. (2021). Ispol'zovanie informatsionnykh tekhnologii v distantsionnom obuchenii. In Upravlenie kachestvom obrazovaniya: problemy i perspektivy: Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Ul'yanovsk, 273-276. (in Russ.).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1

Download (1011KB)
3. Fig. 2

Download (966KB)
4. Fig. 3

Download (1MB)
5. Fig. 4

Download (977KB)
6. Fig. 5

Download (1MB)
7. Fig. 6

Download (900KB)


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies