New approaches to the question of training for the system of comprehensive rehabilitation and habilitation of disabled

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article reveals the issues of personnel training for the formation of a system of comprehensive rehabilitation and habilitation of disabled / disabled children, early assistance to children and their parents, accompanied living, social and vocational rehabilitation, psychological rehabilitation, technical means of rehabilitation of disabled people. The purpose and main task of our research is to study the issues of personnel training from the standpoint of regulatory, scientific, methodological and practice-oriented support. The presented materials are relevant and significant at the present time. In the light of the modernization of federal and regional legislative acts, the need to provide quality assistance to persons with disabilities is increasing, which in turn requires the training of highly qualified personnel. The materials of the article use statistical data on the needs of all constituent entities of the Russian Federation in the preparation of their leaders and leading specialists for the implementation of these types of activities. The study analyzes the need for training personnel for the education system, health care, and social protection. The value of the materials presented will make it possible to develop new technologies and approaches to the personnel training system. The areas of work given in the article are of great practical value and indicate that the technologies offered by Saint-Petersburg Postgraduate Institute of Medical experts, employees are effective and can be multiplied on the territory of the Russian Federation. In the process of further research, it is planned to develop professional standards for specialists in the education system, health care and social protection in the field of comprehensive rehabilitation and habilitation of disabled people / disabled children, early assistance to children and their parents, accompanied by living, social and vocational rehabilitation, psychological rehabilitation, technical means of rehabilitation disabled people.

Full Text

Введение. Вопрос подготовки квалифицированных кадров, владеющих профессиональными компетенциями с учетом современных требований и технологий для реализации мероприятий по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов/детей-инвалидов, ранней помощи детям и их родителям, сопровождаемому проживанию, социальной и профессиональной реабилитации, психологической реабилитации, техническим средствам реабилитации инвалидов приобретают особую актуальность, в связи с развитием и совершенствованием сферы услуг, оказываемых лицам с инвалидностью на разных этапах их жизнедеятельности и разными службами субъектов Российской Федерации [2; 11; 12; 18-20].

Материалы и методы исследования. Анализ нормативно-правовых актов федерального уровня: государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» подпрограмма 2 «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов»; государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной Постановлением Правительством РФ от 15 апреля 2014 г. № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (с изменениями и дополнениями от: 31 марта, 30 июня, 9 августа, 17 ноября, 13 декабря 2017 года; 19 января, 5 февраля, 27 февраля, 30 марта, 8 сентября, 29 ноября, 29 декабря 2018 года, 28 марта, 8 мая, 28 августа, 30 ноября, 13 декабря, 27 декабря 2019 года; 16 марта, 31 марта, 19 августа, 29 августа, 9 сентября, 15 октября, 21 декабря, 31 декабря 2020 года; 20 января, 5 февраля, 13 февраля, 13 марта, 31 марта 2021 года) подпрограмма 1 «Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан»; приказа Минтруда России № 778н от 13 ноября 2020 г. «Об утверждении перечня документов, представляемых одновременно с государственной программой (подпрограммой) субъекта Российской Федерации по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, и формы заявки о перечислении субсидии», приказа Минтруда России № 194 от 10 апреля 2020 г. «О внесении изменений в методику разработки и реализации региональной программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (типовую программу субъекта Российской Федерации), утвержденную приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 875», показал, что основной приоритетной целью является не только оказание услуг в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов), но и подготовка кадров, реализующих данные услуги.

Данный факт говорит о необходимости совершенствования системы дополнительного профессионального образования в области комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, о формировании базовой основы соответствующих дополнительных профессиональных программ, не имеющих аналогов в силу новизны и недостаточности распространенности информации об имеющихся новациях и эффективных современных подходах, применяемых в том числе за рубежом, в данной сфере деятельности [6, с. 31]. Это определяет основное направление подготовки кадров, отвечающим современным требованиям профессиональных стандартов: «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере», утвержденного приказом Минтруда России от 18.06.2020 № 352н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» и профессионального стандарта «Специалист по социальной работе», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.06.2020 № 351н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе», квалификационных требований, указанных в Приказе Минздравсоцразвития РФ № 541н от 23.07.2010 г. «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» .

Проведенный анализ потребности субъектов Российской Федерации в повышении квалификации специалистов социальной сферы по новым программам повышения квалификации, разработанным ФГБУ ДПО СПбИУВЭК Минтруда России, таким как ранняя помощь детям и их семьям, сопровождаемое проживание, социальная и профессиональная реабилитация, психологическая реабилитация, технические средства реабилитации инвалидов, реабилитация и абилитация инвалидов, показал высокую нуждаемость всех регионов в высококвалифицированных кадрах по вышеперечисленным направлениям подготовки [14-17].

Так, потребность в подготовке кадров субъектов Российской Федерации на 2022 год составляет в общем 15 859 человек, из них по направлению «Ранняя помощь детям и их семьям» ‒ 1646 человек, «Сопровождаемое проживание» ‒ 1507 человек; «Социальная и профессиональная реабилитация» ‒ 4114 человек; «Психологическая реабилитация» ‒ 3036 человек; «Технические средства реабилитации инвалидов» ‒ 1780 человек; «Реабилитации и абилитации инвалидов» ‒ 3776 человек.

Потребность в подготовке кадров субъектов Российской Федерации на 2023 год составляет в общем 12262 человека, из них по направлению «Ранняя помощь детям и их семьям» ‒ 1298 человек, «Сопровождаемое проживание» ‒ 1069 человек; «Социальная и профессиональная реабилитация» ‒ 3240 человек; «Психологическая реабилитация» ‒ 2483 человек; «Технические средства реабилитации инвалидов» - 1286 человек; «Реабилитации и абилитации инвалидов» ‒ 2886 человек.

Потребность в подготовке кадров субъектов Российской Федерации на 2024 год составляет в общем 10100 человек, из них по направлению «Ранняя помощь детям и их семьям» ‒ 987 человек, «Сопровождаемое проживание» ‒ 940 человек; «Социальная и профессиональная реабилитация» – 2682 человека; «Психологическая реабилитация» ‒ 2235 человека; «Технические средства реабилитации инвалидов» ‒ 1026 человек; «Реабилитации и абилитации инвалидов» ‒ 2230 человек. Более подробный анализ приведен в таблице.

 

Таблица. Потребность субъектов Российской Федерации в подготовке кадров на 2022–2024 годы (по данным опроса учреждений подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации)

I. Реабилитация и абилитация инвалидов

II. Ранняя помощь детям и их семьям

III. Сопровождаемое проживание

IV. Социальная и профессиональная реабилитация

V. Психологическая реабилитация

VI. Технические средства реабилитации инвалидов

ИТОГО

Наименование курса

Актуальные вопросы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов

Разработка и реализация региональных программ комплексной реабилитации и абилитации инвалидов

Международная классификация функционирования в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов

Организация и методика ранней помощи в субъектах Российской Федерации

Международная классификация функционирования в ранней помощи

Сопровождаемое проживание: правовые, методические и организационные вопросы

Методические основы оценки потребности в сопровождаемом проживании

Актуальные вопросы организации социально-реабилитационной работы с инвалидами

Организационные, законодательные и медико-социальные основы трудоустройства инвалидов в Российской Федерации

Формирование медико-социальных компетенций в работе специалистов службы занятости населения по работе с инвалидами

Организационно-правовые и методические вопросы сопровождаемого трудоустройства

Правовые и организационные вопросы при создании специального рабочего места

Актуальные вопросы психологической реабилитации инвалидов

Программа профилактики профессионального стресса у специалистов учреждений социальной сферы

Актуальные вопросы подбора технических средств реабилитации для инвалидов

Экспертно-реабилитационная диагностика при подборе кресел-колясок и ассистивных устройств для передвижения,

Международная классификация функционирования при подборе технических средств реабилитации

2022

2357

658

761

1193

453

930

577

1513

713

565

689

634

1425

1611

947

416

417

15859

2023

1646

601

639

872

426

648

421

1228

556

413

600

443

1029

1454

643

336

307

12262

2024

1326

354

550

651

336

569

371

984

456

370

474

398

846

1389

497

261

268

10100

ВСЕГО

5329

1613

1950

2716

1215

2147

1369

3725

1725

1348

1763

1475

3300

4454

2087

1013

992

38221

 

Таким образом, можно отметить, что в субъектах Российской Федерации сохраняется достаточно высокий спрос на подготовку специалистов социальной сферы [9; 10].

Учитывая высокую актуальность проблемы, представляется не целесообразным организация курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по данным направлениям подготовки по «контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

Вопросы сопровождаемого проживания, комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, ранней помощи детям и их семьям и др., являются недостаточно разработанными и требуют использования в процессе обучения не только научно-методического обеспечения, но и практической базы для отработки полученных знаний [14, с. 9].

В случае же объявления конкурсной процедуры, конкурс могут выиграть организации, не обладающие достаточной методической и практической базой, кадровым резервом и материально-технической базой. Поэтому представляется целесообразным подготовка кадров субъектов Российской Федерации по всем шести направлениям в рамках государственного задания.

При организации системы дополнительно профессионального образования в области комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов) необходимо учитывать ее высокую практикоориентированность [4; 5], заключающуюся, в первую очередь, в удовлетворении потребностей профессионального развития специалиста в области комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида), а во вторую, в обеспечении соответствия квалификации специалиста меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды [17, с. 172].

При подготовке кадров в области комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов) обязательным является совершенствование трудовых функций, таких как:

– социальная реабилитация уязвимых категорий населения (обобщенная трудовая функция);

– организация реабилитационной помощи уязвимым категориям населениям (обобщенная трудовая функция).

Для определения комплекса педагогических условий, способствующих эффективной подготовки специалистов по комплексной реабилитации и абилитации, ранней помощи детям и их семьям, сопровождаемому проживанию, социальной и профессиональной реабилитации, психологической реабилитации, техническим средствам реабилитации инвалидов важно определить совокупность мер, позволяющих осуществить переход образовательной системы на качественно иной уровень. Это изменение компонентов системы, их связи друг с другом и возникновение новых компонентов [1; 3; 7; 8]. Условно можно выделить две группы условий: организационно-содержательные и ценностно-педагогические.

Организационно-содержательные условия предусматривают фундаментализацию содержательно-смысловой системы знаний, проектирование содержания и результатов обучения [13].

Основными показателями знания содержания образования являются:

– направленность на достижение целостности восприятия научной картины мира;

– направленность на обеспечение системности знаний;

– высокая степень обобщенности структурных единиц знаний и явлений действительности;

– направленность на обеспечение гибкости знаний, т. е. готовности будущего специалиста к самостоятельному определению стратегии поведения, действия, а также способности самостоятельно находить или конструировать новое знание или умение;

– формирование способности синтезировать знания из других областей.

В результате подготовки по программам дополнительного профессионального обучения специалисты системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов) совершенствуют свои профессиональные качества, которые включают в себя компетенции:

– в социально-технологической области деятельности, т.е.: готовности к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшать условия жизнедеятельности граждан, определению индивидуальных потребностей граждан с целью постановки социального диагноза и разработки индивидуальных программ предоставления социальных услуг и мероприятий по комплексной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов);

– в организационно-управленческой деятельности, т. е. готовности к реализации межведомственного взаимодействия и координации деятельности специалистов, организаций социального обслуживания, общественных организаций и/или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих мероприятия комплексной реабилитации и абилитации;

– в исследовательской деятельности, т. е. готовности выявлять, формулировать, разрешать проблемы в сфере социальной работы на основе проведения прикладных исследований, в том числе опроса и мониторинга, использовать полученные результаты и данные статистической отчетности для повышения эффективности комплексной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов);

– в педагогической деятельности, т. е. готовности к применению научно-педагогических знаний в комплексной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов);

– в социально-проектной деятельности, т. е. готовности к осуществлению прогнозирования, проектирования и моделирования социальных процессов и явлений в области комплексной реабилитации и абилитации, а также усовершенствование и пополнение знаний о понятиях, направлениях, формах и методов комплексной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов и диагностических критериях реабилитационного прогноза.

Требования к организации образовательного процесса сформулированы в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) программ ординатуры, согласно которым, при обучении необходимо использовать симуляционные технологии, фантомную и симуляционную технику. Согласно п. 7.3.1. ФГОС ВО программ ординатуры (утверждены приказами Минобрнауки № 1060, 1062, 1083, 1084, 1092, 1100 от 25.08.2014 г., 1109, 1110 от 26.08.2014 г.), минимально необходимый для реализации программы ординатуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя «специально оборудованные помещения для проведения учебных занятий, в том числе:

– аудитории, оборудованные мультимедийными и иными средствами обучения, позволяющими использовать симуляционные технологии, с типовыми наборами профессиональных моделей и результатов лабораторных и инструментальных исследований в количестве, позволяющем обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью, индивидуально);

– аудитории, оборудованные фантомной и симуляционной техникой, имитирующей медицинские манипуляции и вмешательства, в количестве, позволяющем обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью, индивидуально».

Заключение. Таким образом, организация комплекса таких условий, способствующих эффективной подготовки специалистов по комплексной реабилитации и абилитации, ранней помощи детям и их семьям, сопровождаемому проживанию, социальной и профессиональной реабилитации, психологической реабилитации, техническим средствам реабилитации инвалидов позволит подготовить высококвалифицированных специалистов для организаций социальной сферы, здравоохранения, образования.

×

About the authors

Ekaterina T. Loginova

Saint-Petersburg Postgraduate Institute of Medical experts

Author for correspondence.
Email: etloginova@list.ru

Dr. habil.

Russian Federation, St. Petersburg

Marina V. Matveeva

Saint-Petersburg Postgraduate Institute of Medical experts

Email: zavkab@mail.ru

Ph.D.

Russian Federation, St. Petersburg

References

  1. Aidarov, V.I. (2016). Psikhologo-pedagogicheskie i organizatsionno-meditsinskie usloviya psikhologo-pedagogicheskogo obespecheniya optimizatsii kachestva zhizni lichnosti s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Kazan'. (in Russ.).
  2. Akhmetova, D.Z., Artyukhina, T.S., Bikbaeva, M.R., Sakhnova, I.A., Suchkov, M.A., & Zaitseva, E.A. (2020). Digitalization and Inclusive Education: Common Ground. Higher Education in Russia, 29(2), 141-150. (in Russ.). https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-141-150
  3. Bakhmutskii, A.E., & Checheva, N.A. (2019). K voprosu o podderzhke professional'nogo razvitiya pedagoga. Pis'ma v Emissiya. Offlain, (9), 2763-2763. (in Russ.).
  4. Vvedenskii, A.I. (2021). Aksiologiya zdorov'ya v sisteme tsennostei rabotnikov sotsial'noi sfery. Obshchestvennoe zdorov'e i zdravookhraneniya, (1), 9-13. (in Russ.).
  5. Vvedenskii, A.I. (2020). Korporativnye programmy profilaktiki professional'nykh zabolevanii. Problemy sotsial'noi gigieny, zdravookhraneniia i istorii meditsiny, 28(2), 202–206. (in Russ.). https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-2-202-206
  6. Vladimirova, O.N., Shoshmin, A.V., Lorer, V.V., Malkova, S.V., Achkasov, E.E., & Puzin, S.N. (2019). Management of the system of complex rehabilitation and habilitation of disabled people in the subject of the russian federation by the program method. Vestnik Vserossiiskogo obshchestva spetsialistov po mediko-sotsial'noi ekspertize, reabilitatsii i reabilitatsionnoi industrii, (4), 30-42. (in Russ.). https://doi.org/10.17238/issn1999-2351.2019.4.30-42
  7. Druzhinina, A.A. (2019). Foreign and Russian experience of development of administrative culture of leaders in the social sphere as a basis for designing educational programs in public organizations. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya, (1), 186-195. (in Russ.).
  8. Druzhinina, A.A. (2018). Formirovanie upravlencheskoi kul'tury kadrov sotsial'noi sfery v obrazovatel'noi srede vuza: kontseptual'naya model' i pedagogicheskie usloviya realizatsii. Tambov. (in Russ.).
  9. Katakhova, S.S. (2018). Psikhologicheskaya kompetentnost' kak faktor effektivnogo upravleniya meditsinskim uchrezhdeniem. Mir obrazovaniya-obrazovanie v mire, (4), 188-193. (in Russ.).
  10. Krivoruchko, Yu.D., & Filatkina, N.V. (2019). Invalidnost' vzroslogo naseleniya vsledstvie psikhicheskikh rasstroistv i rasstroistv povedeniya i aspekty mediko-sotsial'noi reabilitatsii. Vestnik vserossiiskogo obshchestva spetsialistov po mediko-sotsial'noi ekspertize, reabilitatsii i reabilitatsionnoi industrii, (3), 47-60. (in Russ.). https://doi.org/10.17238/issn1999-2351.2019.3.47-60
  11. Maksimova, N.A. (2019). Features of professional activity of teaching employees in the context of inclusive education. Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, (1), 86-89. (in Russ.).
  12. Maslennikova, V.Sh., & Aidarov, V.I. (2019). Principles of synergetic approach in the psychological and pedagogical support of optimization of the quality of life of a person with disabilities. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya “Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika”, 29(2). 212-218. (in Russ.). https://doi.org/10.35634/2412-9550-2019-29-2-212-218
  13. Sakhnova, I.A. (2019). The development of information and communicative competence of the teacher in inclusive education system. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, (3), 141-146. (in Russ.).
  14. Starobina, E.M., Gordievskaya, E.O., Chukardin, V.A., & Vladimirova, O.N. (2020). Ob issledovanii potrebnostei v povyshenii kvalifikatsii kadrov v sisteme sotsial'nogo obsluzhivaniya naseleniya v sfere kompleksnoi reabilitatsii i abilitatsii. Vestnik Vserossiiskogo obshchestva spetsialistov po mediko-sotsial'noi ekspertize, reabilitatsii i reabilitatsionnoi industrii, (2), 8-13. (in Russ.). https://doi.org/10.17238/issn1999-2351.2020.2.8-13
  15. Fadin, N.I. (2020). Development of Approaches to Labor Rehabilitation of Disabled People: the Experience of the USSR and the Russian Federation. Problemy ekonomiki i yuridicheskoi praktiki, 16(3), 37-45. (in Russ.).
  16. Filatkina, N.V., & Krivoruchko, Yu.D. (2019). Psycho-neurological boarding-house. Vestnik Vserossiiskogo obshchestva spetsialistov po mediko-sotsial'noi ekspertize, reabilitatsii i reabilitatsionnoi industrii, (3), 101-109. (in Russ.). https://doi.org/10.17238/issn1999-2351.2019.3.101-109
  17. Horkova, O.V., & Karasaeva, L.A. (2017). Unresolved issues in the provision of medical-social assistance to disabled elderly persons. Medical and Social Expert Evaluation and Rehabilitation, 20(4). 172-175. (in Russ.). https://doi.org/10.18821/1560-9537-2017-20-4-172-175
  18. Gutman, E., Aidarov, V., Minzaripov, R., Yudintsev, A. (2019). Psychological and Pedagogical Features of a Person with Disabilities. Journal of Research in Applied Linguistics, 10(Proceedings of the 6th International Conference on Applied Linguistics Issues (ALI 2019) July 19-20, 2019, Saint Petersburg, Russia), 529-535. doi: 10.22055/rals.2019.15090
  19. Shibankova, L.A., Ignatieva, A.V., Belokon, I.A., Kargapoltsev, S.M., Ganaeva, E.A., Beroeva, E.A., ... & Kozlova, E.B. (2019). Institutional mechanisms of university teacher professional development. Humanities & Social Sciences Reviews, 7(4), 1061-1068. https://doi.org/10.18510/hssr.2019.74145
  20. Vaganova, O.I., Korostelev, A.A., Chelnokova, E.A., Bugoslavskaya, A.V., & Melnikova, A.Y. (2020). Technology for compiling supporting abstracts in the organization of students' independent work. Amazonia Investiga, 9(27), 376-382. https://doi.org/10.34069/AI/2020.27.03.41

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies