№ 2 (2015)

Статьи

Методы представления знаний в процессе решения практических педагогических проблем

Афанасьев В.В., Афанасьева И.В.

Аннотация

В статье рассмотрены схемный, семантический, экспертно-логический методы представления знаний в процессе решения практических педагогических проблем и проблем, процедура решения которых относится к классу непосредственно зависящих от субъекта педагогической практики. Решить обозначенные проблемы можно посредством объективного, субъективно, системного, технологического и множества других известных подходов, которые имеются в арсенале конкретного педагога. Недооценка рационалистических норм «объективного» подхода может привести к серьезным недоразумениям как в «теории педагогической практики», так и в области собственно педагогических фактов. Относительно субъективный характер рассмотренных методов позволяет говорить о гарантиях их успешного использования только с некоторыми оговорками, поскольку результат зависит от владения методами, от наличия необходимых при этом знаний, их продуктивности и качества. Представлено содержание и алгоритм применения в ходе разрешения проблемы. Предложены критерии корректности и основания классификации каждого из рассмотренных методов, приведены примеры классификационного ряда и даны краткие рекомендации по их использованию в практике решения практических проблем. В качестве главного в методе выступают научные знания и опыт экспертов-практиков. Реализация метода происходит в два этапа. На первом формируется исходное обоснование, обоснование считается достоверным, если все имеющиеся утверждения в совокупности не противоречивы и присоединение к ним нового утверждения не вносит противоречия. На втором этапе делаются попытки вычислить реальные источники недостоверности. Подобными уточнениями понижают степень достоверности имеющегося обоснования до тех пор, пока не становятся видными локальные причины недостоверности обоснования. Иными словами, метод позволяет выявить источники и причины ошибок либо, наоборот, повысить уверенность в достоверности исходного обоснования.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2015;(2):3-9
pages 3-9 views

Оценка деятельности студентов по курсу «Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе»

Жмакина Н.Л.

Аннотация

В статье представлены содержательные модули, на которые разделен курс «Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе». Раскрываются формы оценки, которые используются на занятиях для определения сформированности компетенций по данной дисциплине у студентов, обучающихся по направлению 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование». В статье показаны примеры разных видов тестовых заданий по каждому модулю: задания на установление соответствия, задания закрытой формы, задания на установление правильной последовательности, задания открытой формы. Описана технология оценки этих тестовых заданий. Статья знакомит с темами рефератов и их структурой по каждой теме. Оценочный лист позволяет оценить качество выполненной работы по критериям. Особое внимание уделяется написанию конспектов уроков по предмету «Изобразительное искусство» и анализу разработанных проектов. Первоначально студенты знакомятся с программой по предмету и учатся писать конспекты, используя табличную форму. Схема анализа урока включает 3 блока вопросов: целевой, структурный, методический. Каждый вопрос схемы в блоке уточняется в процессе беседы с помощью дополнительных вопросов. Кроме конспектов уроков в ходе изучения дисциплины студенты проектируют конспекты внеклассных занятий по предмету «Изобразительное искусство», а также рабочие программ базовых и элективных курсов.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2015;(2):9-16
pages 9-16 views

Использование задачного подхода в процессе формирования готовности будущих учителей к решению профессиональных задач на основе анализа педагогических ситуаций

Петрова Г.А.

Аннотация

Предметом рассмотрения в статье является использование задачного подхода как технологической основы процесса формирования профессиональной готовности будущих учителей к решению профессиональных задач на основе анализа педагогических ситуаций. В условиях возрастающих требований к подготовке учителей в период профессионального обучения происходит, прежде всего, переосмысление целей вузовской подготовки и переориентация преподавания учебных дисциплин педагогического цикла на активное обучение. Постоянное использование в учебном процессе арсенала методов активного обучения расширяется за счет творчества преподавателей и студентов (имитационные ситуации, ролевые и деловые игры, тренинги). Представленные материалы имеют практическое значение, так как в рабочие учебные планы включена дисциплина «Практикум по решению профессиональных задач». Моделирование типичных педагогических ситуаций в процессе подготовки учителя (анализ ситуаций, проектирование способов действия в этих ситуациях, разыгрывание действий в условиях предложенных ситуаций) позволяет заранее, до непосредственной практики в школе, преобразовывать и синтезировать знания, полученные при изучении теоретических дисциплин, и использовать их для решения практических задач. Педагогическая деятельность рассматривается как творческое решение разнообразных профессиональных задач. Раскрыт воспитательный потенциал педагогических ситуаций, заключающийся в возможности для перевода внешних требований педагога во внутренние потребности воспитанника. Воспитательный потенциал использования педагогических ситуаций именно в том, что они позволяют вырабатывать у учащихся умения переносить смысл и значение усвоенного знания в новые условия. Полученные знания о нравственности школьники применяют в конкретных, создаваемых педагогом ситуациях, регулируя свое поведение в соответствии с принятыми нормами. Педагогические ситуации могут играть большую роль в том, чтобы усвоенные знания о нравственности приобретали новое качество. Задача педагога - не простое обеспечение исполнительности со стороны воспитанников, а пробуждение более глубоких мотивов поведения, осознания необходимости и обязательности соблюдения требований, соответствующих моменту. Показателем правильности и твердости сформированных нравственных знаний, верной нравственной ориентации будут действия и поступки воспитанников в реальной жизненной ситуации. В статье описаны подходы к классификации педагогических ситуаций. Представлено несколько вариантов проведения групповых занятий.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2015;(2):16-26
pages 16-26 views

Условия профессионального становления учителя в системе высшего образования

Головнева Н.А.

Аннотация

Статья посвящена научному анализу особенностей педагогического управления организационно-методическим обеспечением процесса профессиональной подготовки будущих учителей-воспитателей, который позволил выявить ряд ведущих тенденций инновационной подготовки будущих специалистов сферы образования. Рассмотрена подготовка специалистов в современном образовательном учреждении с точки зрения духовно-нравственного совершенствования, одухотворения личности, в том числе на основе приобщения к ценностям педагогической культуры, т.е. с ориентацией содержания гуманитарного образования на реальные проблемы и потребности социума. Дана характеристика организационно-педагогических условий, влияющих на профессионально-педагогическое становление высококвалифицированных специалистов для системы образования. Представлен организационно-педагогический механизм профессионального становления будущего специалиста образовательного учреждения. Выявлены в процессе научно-педагогического исследования и описаны в статье организационно-педагогические условия, обладающие позитивным потенциалом для реального организационно-методического обеспечения профессиональной подготовки вузовской молодежи. Проведен анализ оптимизации обучения и воспитания студентов образовательного учреждения высшего образования, из которого следует, что оптимизация невозможна без систематического изучения обучающихся и осознанного выбора средств, приемов и методов, способствующих при наименьших затратах получить объективные, соответствующие поставленной цели, результаты. Кроме того, на оптимизацию влияют и личностные особенности преподавателя: творческий поисковый стиль мышления; эмоциональная отзывчивость; контактность в общении. Методическое сопровождение подготовки студентов на основе использования определенного комплекса источников, методических приемов и педагогических условий, является важнейшим фактором оптимизации процесса обучения, который способствует наращиванию потенциала общей и профессиональной культуры будущих специалистов по обучению и воспитанию учащихся. Организационно-педагогические условия нацелены на стимулирование преподавательской и студенческой активности и призваны сопровождать процесс профессиональной подготовки студентов непрерывно в рамках функционирования соответствующей образовательно-воспитательной системы. Обусловлено это, прежде всего, необходимостью постоянного поддержания субъектами педагогического действия оптимального влияния всех наличных организационно-педагогических условий на профессионально-педагогическое становление потенциальных высококвалифицированных специалистов для системы образования. Удовлетворение потребности будущего педагога в накоплении педагогической информации и расширении мировоззренческого горизонта представляет собой процесс непрерывного профессионального образования путем ознакомления с соответствующей литературой и школьной практикой. Также для преподавателя актуальны как диагностирование различных источников учебной информации, так и поиск путей коррекции имеющихся в наличии альтернативных источников информации. Сопровождающая позиция преподавателя по отношению к студенческой деятельности предполагает помощь студенту в овладении способами познания, самоопределения, анализа возникшей ситуации, формулирования целей, отбора оптимальных средств для их достижения.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2015;(2):26-31
pages 26-31 views

Педагогическое проектирование как средство формирования пространства профессионального развития будущего учителя начальной школы

Хвостова Е.В.

Аннотация

В статье рассматривается актуальная для современного профессионального педагогического образования проблема использования технологии педагогического социального проектирования в целях совершенствования профессиональной компетентности студентов бакалавриата - будущих учителей начальной школы, связанная, во-первых, с общими тенденциями развития современной отечественной педагогики в направлении демократизации и гуманизации образовательного процесса, а во-вторых - с ведущими задачами модернизации российской образовательной системы. Педагогическое проектирование представлено как средство создания конструктивного образовательного пространства, оптимального для профессионального становления будущего педагога - специалиста дошкольного и начального образования, для формирования у студентов бакалавриата, обучающихся по направлению 050100.62 «Педагогическое образование», необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, а также профилактики профессиональных деформаций и деструкций. В качестве основных направлений деятельности преподавателей и студентов в процессе педагогического проектирования предлагается разработка образовательных продуктов (программ, индивидуальных образовательных траекторий и пр.) для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, проходящие длительное лечение в условиях стационара и т.д.).
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2015;(2):31-37
pages 31-37 views

Духовно-нравственное воспитание дошкольников с позиций культурных традиций народов России

Сухова Е.И., Зубенко Н.Ю.

Аннотация

В статье поднимается проблема духовно-нравственного воспитания современных дошкольников как наиболее актуальное направление государственной политики Российской Федерации, поскольку нравственные приоритеты общества вырабатываются историческим опытом нескольких поколений и находят отражение в семейных, культурных, социально-исторических и религиозных традициях. Духовно-нравственное воспитание личности ребенка, т.е. его осознание, духовно-нравственное становление, есть сложный процесс, решение задач которого невозможно без согласования действий всех участников образовательного процесса. Основы духовно-нравственной культуры личности формируются в дошкольном детстве, когда ребенок взаимодействует с окружающим миром на основе естественной потребности в прочувствовании, познании, оценивании, осмыслении. Однако многие общепринятые в нашем обществе ценности вызывают у детей и их родителей отторжение. В условиях активного взаимопроникновения и обновления культур повышается риск нарушения баланса между национальными и интернациональными, «старыми» и «новыми» компонентами культуры конкретного этноса. Предотвращение нежелательных социальных и культурных перекосов в процессе социализации подрастающего поколения, недопущение его отрыва от национальных корней - важнейшая задача современной педагогики. Авторы статьи разводят понятия «духовность» и «традиция». Так, под духовностью понимаются высшие духовно-нравственные качества, ценности и достижения человека, под традицией - нормы и правила жизни людей, передающиеся от поколения к поколению и складывающиеся под влиянием нравственных принципов. Особенностью дошкольного возраста является то, что по мере своего развития каждый ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению разнообразных обязанностей в окружающем его мире. Каждая из таких ролей, в которые играют дети, имеет большое значение в формировании их будущей общественной направленности и предполагает развитие собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости, доброты, нежности, заботы и др. В результате ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения как важного правила в отношениях между людьми. Представлены важные традиции, посредством которых происходит духовно-нравственное воспитание детей: народные игры, русская народная сказка, песня, русская народная кукла. Воспитание детей в духе народных традиций предоставляет значительные возможности для формирования собственной картины мира, расширения мировоззрения ребенка, его опыта организации и саморегуляции своей деятельности; развивает эмпатию, помогает выработать способность управлять собственными действиями в соответствии с интересами других людей и требованиями социума.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2015;(2):38-44
pages 38-44 views

К вопросу об учебно-исследовательской работе обучающихся православных общеобразовательных учреждений

Стерхов А.А.

Аннотация

В статье предлагается оптимальный в условиях общеобразовательного учреждения вариант интеграции обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность, Это связано с актуальной необходимостью в современном образовательном процессе использования в обучении методов и приемов, способствующих формированию умения не только самостоятельно добывать новые знания, нужную информацию, но и выдвигать гипотезы, исследовать материал, делать научные выводы, т.е. развивать научную компетентность обучающихся. Для обеспечения саморазвития и творческой активности учащихся необходим поиск новых форм и методов обучения нужным компетентностям. В основной школе с переходом на ФГОС основного общего образования данную проблему решают через организацию учебно-исследовательской и проектной деятельности. Научный уровень овладения историческими и обществоведческими знаниями, их трансляция в устных и печатных выступлениях важны еще и потому, что активно способствуют культурной и гражданской самоидентификации учащихся, объективной оценке деятельности различных социальных групп. Разработаны развивающие научную компетентность обучающихся методы и технологии достижения поставленных задач в образовательном процессе, условия для развития позитивной мотивации обучающихся, система заданий для самостоятельной работы, тематика исследований на федеральном и региональном уровнях, потенциальный итоговый продукт, программа учебного курса, призванная стимулировать развитие научной компетентности учащихся, рассчитанная на один год. Программа, призванная способствовать формированию интеллектуальной и творческой личности юного гражданина нашей страны, учитывает как общие особенности образовательной среды конкретного учреждения, так и индивидуальные особенности одаренных обучающихся.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2015;(2):45-51
pages 45-51 views

Взаимодействие семьи и воскресной школы в процессе духовно-нравственного воспитания обучающихся

Артемьева Г.Н.

Аннотация

Одной из актуальных проблем, связанных с возрождением духовности, сохранением национально-нравственных и культурных традиций российского народа, является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Духовность и нравственность являются общечеловеческими ценностями, без которых невозможно развитие цивилизованного общества. В настоящее время, период поиска путей духовного возрождения России, особенно актуально обращение к православной воспитательной традиции. Православный аспект духовно-нравственного развития и воспитания, наряду со светским, затрагивается в работах многих ученых и трудах святых отцов и учителей Церкви. В нашей стране традиционно главным институтом воспитания является семья. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, обеспечивающих оптимальные возможности духовно-нравственного воспитания ребенка. Как социальный институт семья в последние десятилетия претерпевает серьезные изменения, которые приводят к усложнению межличностных отношений, снижению духовного и физического здоровья членов семьи, утрате семейных ценностей. Одним из факторов, воспитательный потенциал которых в меньшей степени подвержен принципиальным изменениям, является православная традиция духовно-нравственного становления детей в воскресных школах. Православное воспитание направлено на создание условий, способствующих рождению духовной жизни и ее развитию в человеке. В статье раскрываются условия организации взаимодействия семьи и воскресной школы как структурной единицы Русской православной церкви в процессе духовно-нравственного воспитания обучающихся. Воскресная школа как образовательная организация во взаимодействии с семьей выполняет ряд важнейших функций: развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение в традициях православной культуры; вовлекает родителей в совместную с детьми деятельность; корректирует процесс воспитания в семьях отдельных учащихся. В статье описан опыт организации взаимодействия семей обучающихся и преподавателей воскресной школы Храма Рождества Христова в городе Нижневартовске. Для многих воспитанников начальной воскресной школы и членов их семей процесс обучения является периодом развернутой ориентировки в системе христианской жизни, начиная с самых простых понятий и положений православной веры. За два десятка лет своего существования воскресная школа из традиционной детской постепенно преобразуется в школу семейную. В статье описан опыт работы с родителями воспитанников: беседы преподавателей и священников о духовно-нравственном потенциале семьи; организация совместных учебных занятий; общее домашнее чтение; участие в конференциях с рассказами о летних совместных экскурсионных и паломнических поездках, участие в организации традиционных церковных праздников; совместный труд и участие в конкурсах рисунков, поделок и сочинений для всего нижневартовского благочиния.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2015;(2):51-56
pages 51-56 views

Развитие креативности старших дошкольников в процессе ознакомления с природой

Гончарова Е.В., Телегина И.С.

Аннотация

Статья посвящена феномену развития детской креативности средствами природы. Авторы доказывают актуальность исследуемой проблемы, опираясь на ретроспективу взглядов педагогов прошлого, ФГОС дошкольного образования. Одним из средств развития креативности детей дошкольного возраста является природа. Предметы природы, их динамика эмоционально воздействует на детей, вызывает у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства, креативность. Авторы понимают креативность как сложное, многоуровневое, интегральное образование, сущностной характеристикой которого является общая универсальная способность к творчеству. Структура креативности включает познавательно-креативный, познавательно-интеллектуальный и творческий компоненты. Критериями познавательно-креативного компонента являются воображение и эмоциональная развитость; познавательно-интеллектуального компонента - вербальный интеллект, познавательная активность, способность к прогнозированию, креативное мышление; критериями творческого компонента - творческое восприятие, творческий продукт. Для развития каждого компонента креативности детей дошкольного возраста предлагаются методы: метод фокальных объектов, моделирования, метод гирлянд и ассоциаций. Развитие креативности детей представляет собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. В результате проведенной работы мы установили, что активизировался внутренний творческий потенциал ребенка, было снято эмоциональное напряжение.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2015;(2):57-63
pages 57-63 views

Возрастной аспект формирования способности к целеполаганию в контексте компетентностного подхода

Снегирева Т.В., Близнецова О.И.

Аннотация

В статье рассматривается проблема возрастного аспекта формирования способности к целеполаганию в контексте компетентностного подхода. Показано, что формирование способности к целеполаганию изначально предполагает выделение исходных оснований: выяснение сущности и природы объекта формирования (четкое понимание того, что формируется); понимание предпосылок формирования, его истоков и анализ тех психолого-педагогических условий, в которых это формирование возможно. Целью статьи является теоретическое обоснование логики исследования проблемы формирования способности к целеполаганию и выделение содержательных характеристик целеполагания как процесса от возникновения цели до ее реализации. В статье использована предложенная авторами структура способности к целеполаганию, которая предполагает дальнейшее теоретическое и практическое исследование психологических характеристик и функций этих компонентов у субъектов образовательного процесса на каждом из этапов онтогенеза. Изучение механизмов формирования этой способности в онтогенезе может быть продуктивным в контексте структуры ведущей деятельности субъектов образовательного процесса и психических новообразований. Следовательно, формирование целеполагания проходит через весь процесс обучения и воспитания, и организация этого процесса, включающая в себя совместные действия преподавателя и учащихся по определению целей, их принятию, переопределению, предполагает определенный уровень владения соответствующими умениями. Проведено и описано психологическое исследование эмпирической картины становления продуктивного целеполагания на разных возрастных этапах психического развития (раннее детство, младший школьный возраст, подростковый возраст, юность), где исследуется соотнесение компонентов структуры способности к целеполаганию с особенностями возрастного развития личности.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2015;(2):63-81
pages 63-81 views

Динамика выбора жертвы как информативный признак при разработке психологического профиля серийного сексуального преступника

Целиковский С.Б., Михайлова О.Ю.

Аннотация

В статье рассматриваются возможности и перспективы применения психологического профайлинга как нового и весьма спорного направления в психологическом обеспечении профессиональной деятельности правоохранительных органов. Показано, что имеющиеся в научной литературе сомнения в эффективности этого метода связаны с недостаточной разработанностью не только теоретико-методологических основ психологического профайлинга как метода в целом, но и конкретных методик составления психологического профиля преступника. Выделены и проанализированы основные проблемы, связанные с применением этого метода: малоинформативность с точки зрения практики расследования преступлений, неопределенность содержания и функциональной нагрузки основных понятий «модель», «портрет» и «профиль» преступника, отсутствие четких определений целей и задач, стоящих перед профайлерами. В частности, это приводит к попыткам отказа от психологического профилирования, замены его на «криминалистическое профилирование». В статье дается критика подобных подходов с предложенных ранее авторами позиций, предполагающих разграничение понятий «модель», «портрет» и «профиль» личности преступника по содержанию и функциональной нагрузке. Выделение такого существенного требования к модели личности, как ее необходимо динамический характер, позволяет авторам соответствующим образом подойти к анализу конкретных поведенческих признаков, включаемых в модель. В статье использована ранее предложенная авторами схема экспертной психологической оценки личности серийных сексуальных преступников, патосексуальное развитие которых происходит по типу клинико-психологической модели, разработанной А.О.Бухановским и обозначенной как «феномен Чикатило». Целью статьи является анализ и теоретическое обоснование одного из выделенных нами ранее возможных поведенческих признаков серийного сексуального преступления как критерия экспертной оценки при составлении «психологического профиля» преступника, а именно типа выбираемых жертв. Показано, что и в этом случае необходим учет динамики таких выборов в ходе патосексуального развития личности серийного сексуального преступника.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2015;(2):82-88
pages 82-88 views

Психологические особенности системы базовых ценностей отношения к жизни в подростковом возрасте

Коваленко С.В.

Аннотация

В статье рассматриваются психологические особенности содержательных и аффективных компонентов отношения к жизни у подростков. Показано отношение иерархии ценностей к иерархии потребностей, которые являются выражением различных сторон, аспектов и уровней природы человека. Рассматривается роль ценностей в регуляции поведения и внутренние условия этой регуляции как предпосылки построения истории мотивации в подростковом возрасте. Изучение личности правонарушителя показало, что у него вследствие различных причин изменен индивидуальный образ и стиль жизни, характер и содержание деятельности, конкретное содержание смысла жизни. Такая деформация ценностей сферы изменяет личность, а следовательно, и характер мотивации поведения. В рамках исследуемой проблематики в статье рассматривается вопрос об аффективно-ценностных компонентах смысла жизни. Именно подростковый возраст рассматривается как возраст интенсивного формирования ценностных ориентаций личности и создания предпосылок для появления смысла жизни. Проанализирован процесс морального созревания в подростковом возрасте, изучен вопрос дисгармонии ценностно-смысловых образований, аспекты личностного развития. В подростковом возрасте происходит формирование смысложизненных преставлений и целостной картины мира. Однако сам этот процесс не является поступательным движением к смыслу жизни. Он содержит противоречия, определяемые особенностями подросткового возраста, и сопровождается специфическими переживаниями, связанными с содержательными и аффективными компонентами отношения к жизни в представлениях подростков.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2015;(2):89-93
pages 89-93 views