№ 2 (2018)

Статьи

ДЕТЕРМИНАНТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА

Абрамова М.А., Фарника М.

Аннотация

Предметом исследования являются детерминанты трансформации системы образования как социального института. Объектом исследования выступает система образования. Цель работы - выявить детерминанты трансформации системы образования как социального института в разных странах. Проблема реформирования системы образования, обусловленная поиском путей повышения его качества, имеет приблизительно идентичные стратегии решения в разных странах. На примере сопоставления результатов межстранового сравнительного исследования, представленных в докладе советника премьер-министра Великобритании по вопросам образования, здравоохранения и социальной сферы Майкла Барбера и Моны Муршед - доктора философии в области экономического развития, а также статистических данных по образованию в России и Польше показана общность тенденций в поиске путей развития системы образования как социального института. Так, сопоставление наполняемости класса и количества учителей в учебном заведении, учитывая разнообразные традиции в странах, в том числе и отношение к учителю как со стороны руководства, государства, так и со стороны родителей и учеников, не дало однозначного ответа на вопрос о существовании четкой зависимости между количеством учащихся и педагогов и качеством обучения. Обращение к сопоставлению финансирования систем образования показало пагубность введения подушевого финансирования, которое латентно приводит к снятию государством ответственности за сохранение человеческого потенциала на периферии. В результате среди социокультурных детерминант, трансформирующих систему образования и позволяющих повысить качество обучения, авторами выделены: уровень подготовки преподавателей, достойное финансовое обеспечение образования, учитывающее все задачи, в том числе и по сохранению человеческого потенциала на селе, а также повышение уровня взаимного доверия в обществе.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018;(2):3-7
pages 3-7 views

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ РОССИИ И КИТАЯ

Бражник Е.И., Юань Ф.

Аннотация

В статье представлены некоторые результаты исследования особенностей научно-образовательной среды в современных университетах России и Китая. Развитие уровневого университетского образования в России в контексте международного взаимодействия в сфере образования актуализировали проблему изучения перспектив развития научно-образовательной среды университетов в зарубежных странах, в частности, в Китае. Эта страна характеризуется особенностями социокультурного развития, и с ней в настоящее время развиваются многосторонние связи Российской Федерации, в том числе в высшем образовании. Для дальнейшего конструктивного построения социального взаимодействия с университетами Китая важно изучение научно-образовательной среды университетов путем раскрытия внутренних и внешних связей научно-образовательной среды, выявления инновационных технологий ее развития. Наше исследование становления и развития научно-образовательной среды в современных университетах Китая и России относится к области сравнительной педагогики. Задача исследования состоит в анализе факторов и условий развития научно-образовательной среды современных университетов Китайской Народной Республики. В исследовании систематизируется опыт развития научно-образовательной среды университетов на примере университетов Цинхуа, Фудань, Накинского университета. Методологической основой исследования является культурологический подход, который является одним из ведущих в сравнительных педагогических исследованиях. Культурологический подход позволяет всесторонне объяснить процессы, происходящие в обществе зарубежной страны в целом и, в частности, в образовании как культурном феномене. Он проявляется и на технологическом уровне, который выражается в выборе исследователем методов и техник сравнительного исследования. К теоретическим методам в исследовании относятся традиционные методы сравнительной педагогики - сравнительный метод, герменевтический анализ нормативно-правовой базы развития высшего образования, учебных планов, программ, учебных пособий, методических материалов и др. Ожидаемые результаты исследования заключаются в выявлении факторов развития научно-образовательной среды университетского образования в Китае; инновационных технологий развития научно-образовательной среды в университетах Китая в сравнении с университетами России, а также особенностей социально-педагогических условий приобщения студентов к научно-исследовательской деятельности.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018;(2):8-15
pages 8-15 views

ПРОБЛЕМНЫЕ ПОЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ В РЕСПУБЛИКЕ КОТ-Д’ИВУАР

Гбоко С.К., Суртаева Н.Н.

Аннотация

В данной статье рассматриваются теоретические вопросы понимания терминов «проблема», «поле», «проблемное поле». В статье подробно рассмотрено само понятие проблемы, раскрыта цель проблемных полей развития высшего образования в Республике Кот-Д’Ивуар, изучено развитие высшего образования в современных условиях в данной стране. Анализируются различные способы формулирования проблем в научных исследованиях. Изучаются разные точки зрения относительно типологии проблемных полей. В статье анализируется группировка проблемных полей, возникающих в процессе инновационного развития высшего образования в республике Кот-Д’Ивуар. Выделен ряд основных трудностей в процессе инновационного развития высшего образования в республике, представленных в виде сгруппированных полей: нормативно-правового, методологического, социально-детерминированного, концептуального, субъектно-ориентированного, педагогического. Педагогическое поле охватывает все возможные изменения, которые происходят в настоящее время в социокультурном пространстве республики, а также в требованиях к профессорско-преподавательскому составу в условиях подписания Болонского соглашения, в социальном взаимодействии и поведении, а также в смежсубъектном характере данного взаимодействия и др. В контексте изучения проблемных полей высшего образования в условиях внедрения новаций появляется возможность сравнения данных процессов с процессами в других странах, которые не относятся к странам с молодым высшим образованием, что помогает понять общие закономерности возникновения проблемных полей.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018;(2):16-21
pages 16-21 views

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОЛЛЕДЖА ЮЖНОЙ ДАНИИ (ДАНИЯ) В РАМКАХ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Жмакина Н.Л., Телегина И.С., Брунсгаард М.Х.

Аннотация

Одной из актуальных проблем современного профессионального образования является академическая мобильность студентов. Академическая мобильность студентов - это процесс интеграции вузов России в международное образовательное пространство. В XXI в. российские вузы активно включились в процесс обмена студентами и преподавателями, что сделало данный вопрос одним из ведущих в развитии высшего образования страны. Академическая мобильность позволяет формировать единое Европейское пространство высшего образования, т. е. сделать так, чтобы студент из любого европейского вуза имел возможность свободно трудоустроиться по специальности не только у себя на родине, но и за ее пределами. В статье рассматривается сущность понятия «академическая мобильность», представлен опыт проведения практики студентов Университетского колледжа Южной Дании, которая организуется преподавателями факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» в рамках академической мобильности обучающихся на базе образовательных организаций г. Нижневартовска и Нижневартовского района ХМАО - Югры. Особое внимание уделяется методическим рекомендациям, позволяющим студентам успешно пройти практику, описать результаты и проанализировать полученный в ходе нее опыт. Материалы могут представлять интерес для организации практики в рамках академической мобильности студентов, получающих педагогическое образование и планирующих работу в дошкольном, дополнительном образовании и в школе.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018;(2):21-27
pages 21-27 views

К ПРОБЛЕМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

Ибрагимова Л.А., Исупов П.В.

Аннотация

Современные условия привычно характеризуются как время динамичных перемен. Динамичный окружающий мир становится все более технологичным, информационным, виртуальным и равнодушным. Новый мир диктует новые требования к людям помогающих профессий, и прежде всего - к врачам и учителям. С одной стороны, профессиональную деятельность предлагается рассматривать как услугу (образовательную, медицинскую), с другой стороны, вероятностный, поливариантный и по ситуациям, и по субъектам профессиональной деятельности процесс не подвергается однозначной стандартизации. Разумеется, что субъект труда, оказавшийся в таких условиях, испытывает на себе всю совокупность влияния современных тенденций. Вероятно, что именно педагоги и медицинские работники оказались в наиболее трудных условиях. О возможных причинах профессиональных деформаций медицинских работников (врачей и медицинских сестер) писалось неоднократно и в социологии, и в медицине, и в психологии. Вместе с тем, каких-либо программ по сохранению здоровья медицинского персонала не предложено. С другой стороны, обращаясь за очередной «медицинской услугой», все чаще сталкиваешься с равнодушием, формализмом и даже грубостью. В статье доказывается, что данные неприятные явления выступают следствием все того же эмоционального выгорания медицинских работников. Следовательно, подготовка будущих медицинских работников среднего звена к развитию у себя важнейшего личностно-профессионального качества - эмоциональной регуляции - уже на этапе профессионального обучения представляется перспективным направлением сохранения здоровья медицинских кадров. В статье приводятся результаты анализа теоретических работ и диссертационных исследований по заявленной проблеме. Авторами доказывается возможность и перспективность организации педагогической работы по развитию у обучающихся медицинских колледжей эмоциональной регуляции.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018;(2):27-33
pages 27-33 views

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К ИЗМЕНЕНИЯМ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кандаурова А.В.

Аннотация

Современные социальные изменения, происходящие во всем мире и в России, во всех сферах человеческой активности и жизнедеятельности, оказывают нередко дестабилизирующее влияние на человека. В середине прошлого века рядом зарубежных ученых (Э. Тоффлер, А. Щюц, П. Штомпка, др.) было доказано, что на перманентные изменения человек реагирует расходованием своих жизненных ресурсов. Постоянная потребность в адаптации к переменам вызывает эмоциональное напряжение, обусловленное повышенной активностью работы эндокринной системы, дисбалансирующей гомеостаз. В результате человек оказывается в состоянии эмоционального выгорания и стресса. Профессия педагога, стрессогенная по определению, требует значительных психоэмоциональных ресурсов. Не умаляя важности превентивной работы, следует сказать, что в особом внимании нуждаются именно работающие педагоги. Поскольку на их плечи ложится груз проведения в образовательную практику всех изменений и инноваций. При этом сам педагог в современной ситуации чувствует себя «бесконечно усталым». В результате теоретического анализа отечественных и зарубежных источников в статье доказывается актуальность данной проблемы. В качестве эмпирического доказательства было проведено исследование параметров готовности педагогов к переменам и оценка показателей их жизнестойкости, для чего использовались соответствующие методики. В результате доказано, что педагоги недостаточно готовы к переменам, что постоянные изменения дестабилизируют их, вызывают эмоциональное напряжение. Вместе с тем показатели жизнестойкости учителей соответствуют нормативным значениям. Предположительно можно сделать выводы, что состояние «бесконечной усталости» современного учителя обосновано пределом его жизненных ресурсов. Следовательно, задача сохранения здоровья современного педагога является важной задачей системы дополнительного профессионального педагогического образования. В рамках повышения квалификации возможно готовить педагогов к принятию изменений, к развитию совладающего поведения в сложных современных условиях, к повышению их жизненных ресурсов.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018;(2):34-40
pages 34-40 views

ОСНОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО И ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Ковалевская Е.В., Колесник Л.И.

Аннотация

Статья посвящена выявлению оснований интеграции проблемного и личностно-деятельностного подходов в профессиональном образовании на основе сопоставительного анализа принципов организации этих подходов, представленных в работах М.И. Махмутова и И.А. Зимней. В статье рассматриваются вопросы, посвященные: определению понятия «интеграция подходов в профессиональном образовании»; анализу принципов, на которых основаны проблемный и личностно-деятельностный подходы; выявлению оснований интеграции проблемного и личностно-деятельностного подходов в профессиональном образовании путем корреляции принципов, на которых эти подходы базируются. Проблемный подход - это подход, нацеленый на развитие творческого мышления, творческих межличностных отношений, творческой личности специалиста в процессе совместной творческой деятельности по постановке и решению проблем в социальной и профессиональной сферах на разных уровнях проблемности. Личностно-деятельностный подход - это подход, направленный на развитие личности в деятельности в ходе решения иерархии учебных проблем. Интеграция проблемного и личностно-деятельностного подходов в статье определяется как процесс, результатом которого является объединение этих подходов на основании корреляции принципов, лежащих в их основе. При этом «подход» рассматривается как образовательная стратегия развития личности обучающегося как будущего специалиста на основе базовых принципов вышеуказанных подходов. К базовым авторами статьи относятся принципы: мотивации, целеполагания, осознанности, проблемности, бинарности - субъект-субъектного отношения педагога и обучающегося как будущего специалиста. В статье отмечается, что, с одной стороны, вышеназванные принципы могут явиться основаниями интеграции подходов вследствие их корреляции; с другой стороны, различия в трактовке этих принципов в контексте проблемного и личностно-деятельностного подходов определяют особенности их интеграции в профессиональном образовании. При этом и в проблемном, и в личностно-деятельностном подходах проблемность характеризуется как общее понятие наряду с такими понятиями как проблемная ситуация, проблемная задача, проблема, проблематизация.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018;(2):40-46
pages 40-46 views

КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Комиссарова Т.С., Гаджиева Е.А.

Аннотация

В статье рассматриваются методические вопросы визуализации учебной информации различного вида, способы работы с ней при подготовке обучающихся в высшей школе. В первую очередь речь идет об образах пространства, графическом моделировании, основах графического языка при изображении объектов или явлений. При этом показана важная психолого-педагогическая роль формирования пространственного образного мышления, развития творческих способностей, профессиональной интеллектуально-графической компетентности. Экспансия визуализации информации пришла на все уровни образовательного процесса, что в целом изменяет его качество в лучшую сторону. Однако следует определиться в таких понятиях, как учебная информация, методы и способы ее визуализации, картографический метод исследования и обучения, графикация, графическое представление информации. Необходимо определить возможности картографического метода визуализации учебной пространственно распределенной информации и масштаб его применения при освоении той или иной образовательной программы. В статье рассматриваются методы визуализации учебной информации на примере освоения образовательных программ по направлению «Туризм» в высшей школе на факультете естествознания и географии.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018;(2):46-53
pages 46-53 views

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Крашенинников В.В., Подгурецкий Ю.

Аннотация

Предметом исследования являются социальные коммуникации в образовательной деятельности. Объектом исследования выступает процесс подготовки педагогов профессионального обучения. Цель работы - показать возможность и необходимость использования социальной коммуникации в подготовке педагогов и их профессиональной деятельности. В работе рассмотрены понятие и роль социальной коммуникации в образовательной деятельности. Отмечено, что в образовании и в других сферах деятельности имеет место усиление процессов дезинтеграции, снижение качества межличностных социальных связей, появление проблем общения на социальном и профессиональном уровнях. Вместе с тем изучение вопросов социальной коммуникации представляет собой существенный элемент, облегчающий понимание современной общественной жизни и формирование межличностных отношений. Показаны место и применение социальной коммуникации в комплексе дисциплин гуманитарной и профессиональной подготовки. Представлены некоторые особенности применения социальной коммуникации при использовании современных педагогических технологий в учебном процессе на примере использования метода проектов. Приведен анализ этапов деятельности, в которых социальная коммуникация имеет существенное значение. Показано, что большое значение имеет умение находить, анализировать, обрабатывать и обобщать информацию, т. е. правильно выбрать суть сообщения, расставить акценты и приоритеты, соответствующим образом представить результат исследования. Описан результат изучения социальной коммуникации как дисциплины в Новосибирском государственном педагогическом университете, показывающий положительное влияние этой дисциплины на качество подготовки магистров педагогического образования.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018;(2):53-57
pages 53-57 views

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ: ПОТОЧНО-ГРУППОВОЙ ИЛИ ИНДИВИДУАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТЫ?

Леушин И.О., Леушина И.В.

Аннотация

В статье рассматриваются преимущества и недостатки индивидуально ориентированного и поточно-группового вариантов образовательного процесса, проводится сравнительный анализ во временном интервале, охватывающем советский и постсоветский периоды работы вузов. Показано, что некоторые элементы поточно-групповой подготовки уже не соответствуют веяниям времени, а индивидуально ориентированный вариант подготовки не гарантирует обеспечение уровня сформированности компетенций выпускника, установленного требованиями образовательного стандарта. Предложен вариант разумного баланса между известными организационными формами подготовки в вузе. В качестве критерия степени сформированности компетенций авторы видят фактическое качество подготовки выпускников, их умение успешно справляться с задачами из области их будущей профессиональной деятельности. Для этого важно дать студентам возможность реально влиять на формирование своей образовательной траектории, решая вопросы соотношения долей контактной и самостоятельной работы, индивидуальных и поточно-групповых занятий. Приводится пример организационной структуры учебного курса, дисциплины, модуля, обеспечивающей большую степень свободы преподавателю и студенту в комбинировании аудиторных и внеаудиторных форм учебных занятий и самостоятельной работы студента.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018;(2):57-62
pages 57-62 views

НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Марголина Ж.B., Шумилова Н.А.

Аннотация

В данной статье представлены тенденции развития международного образовательного пространства, изменения, которые происходят в мире в настоящее время, обозначающие проблему непрерывного профессионального образования. В качестве предмета данного исследования выступает непрерывное образование, в качестве целевой установки обозначено выявление места неформального образования в структуре непрерывного профессионального образования. Меморандумом ЮНЕСКО констатируется, что каждому государству - члену ООН следует признать образование взрослых необходимым и специфическим компонентом своей системы образования и постоянным элементом своей политики социального, культурного и экономического развития. Освещен вопрос истории вхождения непрерывного образования в образовательное пространство, раскрываются принципы непрерывного образования. Пристальное внимание уделяется месту неформального образования в общей системе непрерывного профессионального образования, в том числе и в рамках магистратуры. Раскрываются различные точки зрения на понимание сути термина «неформальное образование». С опорой на нормативные стратегические документы в статье рассматриваются различные виды непрерывного образования - формальное, неформальное, информальное.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018;(2):62-68
pages 62-68 views

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Матвеева А.А., Иванцов Е.А.

Аннотация

В статье представлены результаты исследований применения интерактивных технологий в классическом высшем образовании при подготовке специалистов-экологов. Научный интерес к данной теме связан с ролью активных методов обучения в процессе формирования экологоориентированной личности. В работе рассматривается опыт реализации как аудиторных, так и внеаудиторных занятий со студентами кафедры экологии и природопользования Волгоградского государственного университета. Выявлена специфика применения интерактивных методов при освоении профильных дисциплин, доказана их эффективность по сравнению с традиционными формами реализации учебных курсов. В статье отражены результаты проведенных исследований по оценке результативности освоения используемых интерактивных технологий в учебном процессе. Использование подобных технологий не только занимает ведущую позицию внутри вузовской среды, но и имеет особое значение при реализации социально-значимых проектов экологической направленности во внешней среде. В статье отражены результаты многолетнего педагогического опыта по внедрению интерактивных технологий во внеаудиторной работе. Показан опыт конкретного студенческого экологического общества, в деятельность которого входит как проведение природоохранных мероприятий, разработанных для студентов, так и популяризация экологических знаний. Подобная деятельность направлена на вовлечение представителей разных целевых групп населения. Обосновывается необходимость комплексного подхода к практическому применению интерактивных технологий в процессе подготовки будущих специалистов-экологов. Отражены ключевые моменты формирования экологоориентированной личности при внедрении интерактивных методов обучения, как в образовательном процессе, так и во время участия обучающихся во внеаудиторной работе, организованной научно-педагогическими работниками.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018;(2):68-74
pages 68-74 views

ВОЗМОЖНОСТИ КУРСА «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ» В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Трофименко М.П.

Аннотация

Высокие темпы изменений, происходящих в стране, нарастающая глобализация, неизбежная включенность российского общества в общемировые процессы и расширение коммуникативного пространства влекут за собой растущую потребность в компетентных специалистах во всех сферах человеческой деятельности, а значит, весьма актуальными являются проблемы эффективности профессиональной деятельности. Необходимым качеством современного специалиста на мировом рынке труда является эффективное коммуникативное общение. Значит, формирование и дальнейшее развитие профессиональной коммуникативной компетентности - задача, которая решается в вузе. В связи с этим меняются требования к уровню преподавания дисциплины «Иностранный язык» и уровню владения иностранным языком выпускников нелингвистических направлений подготовки высших учебных заведений. Цель данной статьи - показать, что одним из условий успешного вхождения обучающихся нашего вуза в мировое образовательное пространство, а затем и выпускников в профессиональное, является достаточный уровень владения иностранным (английским) языком. Автор придерживается мнения о том, что одним из препятствий интеграции молодых российских выпускников в мировое академическое и профессиональное сообщество является недостаточный уровень владения английским языком и считает курс «Английский язык для академической мобильности» одной из важных составляющих развития профессиональной компетентности будущих выпускников. Описывая опыт Нижневартовского государственного университета, автор предлагает содержание курса «Английский язык для академической мобильности». В статье обосновывается необходимость участия обучающихся в работе курса. Подтверждением эффективности работы курса, по мнению автора, является участие обучающихся в программах академической мобильности, в ходе которых обучающиеся успешно используют полученные знания, умения и навыки.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018;(2):74-80
pages 74-80 views

РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Гуляева С.С., Сыроватская А.Ф.

Аннотация

Утверждение Положения «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне”» дало старт новому социальному проекту в России. На данном этапе среди основных приоритетных направлений социально-экономического развития страны указывается на политику распространения здорового образа жизни, что подразумевает привлечение населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, формирование потребности в регулярной двигательной активности. И одним из инструментов для решения проблемы может стать внедрение в практику физического воспитания физкультурно-спортивного комплекса ГТО, призванного увеличить число граждан, систематически занимающихся двигательной деятельностью; сформировать у населения осознанную потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом, стремление к физическому совершенствованию и привитию навыков здорового образа жизни; повысить общий уровень физкультурных знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий. Однако на данном этапе существует проблема отсутствия единых механизмов внедрения всероссийского физкультурно-спортивного комплекса в субъектах Российской Федерации с учетом региональных, климатогеографических и социально-экономических особенностей конкретного региона. Исходя из этого, целью работы является раскрытие организационно-практических аспектов внедрения всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в условиях Республики Саха (Якутия).
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018;(2):81-88
pages 81-88 views

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ НА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ

Ковальчук О.Г., Костикова Л.Г.

Аннотация

В статье проанализирован уровень физической подготовленности студентов Омского государственного технического университета. С учетом профессиональной направленности и приоритетного развития скоростно-силовых качеств у студентов разработана авторская методика построения академических занятий с использованием нетрадиционных средств подготовки. В авторской методике представлены специальные учебные занятия c преимущественной направленностью на силу и скорость. При последовательном чередовании на таких занятиях специальных микроциклов концентрированного тренировочного воздействия с использованием нетрадиционных средств сохраняется высокий уровень развития физических качеств, необходимый для сдачи контрольных тестов и нормативов. Проанализированы результаты по итогам сдачи контрольных тестов и нормативов на начало и конец педагогического эксперимента. В результате проведенных исследований выявлено, что авторская методика построения академических занятий с использованием нетрадиционных средств подготовки для успешности профессиональной деятельности способствует гармоничному развитию, а также увеличению уровня физической подготовленности студентов ОмГТУ.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018;(2):88-94
pages 88-94 views

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ СТАРТОВОГО ОТРЕЗКА ТРАССЫ СКАЛОЛАЗАМИ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Котченко Ю.В.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, характеризующего влияние времени прохождения стартового участка трассы на итоговый результат выступления в спортивном скалолазании. В работе использованы данные, полученые в ходе анализа 483 стартов высококвалифицированных спортсменов на крупных международных соревнованиях в лазании на трудность. Исследования позволили установить закономерности проявления связи времени с результатом и определить величину степени влияния. В общей группе наблюдений связь находится в низкой зоне: r = -0,21 ( р ≪ 0,001). Установлено, что степень тесноты связи зависит от протяженности трассы и категории трудности стартового участка. На коротких трассах коэффициент корреляции снижается до r = -0,15 ( р = 0,066), на средних и длинных трассах возрастает до r = -0,36 ( р ≪ 0,001). На отдельных трассах коэффициент достигал величины r = -0,62. Исследования выявили обратный характер связи: чем меньше времени спортсмен тратит на выполнение первых восьми движений, тем выше вероятность достижения более высокого результата. В процессе анализа построено уравнение линейной связи, позволяющее рассчитать оптимальное время, необходимое для выполнения первых восьми движений. Расчетное время, включенное в тактический план и реализованное в ходе лазания, с высокой степенью вероятности ( р ≪ 0,001), будет способствовать повышению эффективности спортивного выступления на международных соревнованиях.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018;(2):94-99
pages 94-99 views

ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Михайлова Н.В.

Аннотация

Рассматривается проблема достижения высокой эффективности процесса профессионального обучения будущих педагогов. Актуальность данной проблемы очевидна. Цель статьи состоит в теоретическом обобщении результатов исследований, показавших продуктивность применения средств физической культуры в процессе формирования и ценностного освоения профессионально-прикладных способностей студентов педагогических специальностей (профилей). Опираясь на основные положения концепций педагогической деятельности и педагогического образования, способностей человека, ценностного освоения действительности и использования средств физической культуры для повышения эффективности образовательного процесса, автор анализирует и концептуализирует теоретические, методические и эмпирические предпосылки целостного видения ценностного аспекта формирования профессионально-прикладных способностей будущих работников средствами физической культуры. Широта сформированной методологической базы требует акцентирования содержательного наполнения концепции профессиональной физической культуры (автор - доктор педагогических наук, профессор С.С. Коровин), являющейся главенствующей применительно к научному поиску автора. Преимущественная опора на букву и дух данной концепции позволила выделить ценностный аспект формирования профессионально-прикладных способностей как один из важнейших применительно не только к профилированному физическому воспитанию студентов, но и ко всему процессу их профессионального обучения. Кроме того, внимание в статье уделяется раскрытию ключевых особенностей профессионально-прикладных способностей будущих педагогов, их связи с субъект-субъектным характером педагогического взаимодействия, с обязательным для его успешности творческим отношением к делу со стороны педагога, со здоровьем студента и др. Данная статья, раскрывая своим содержанием новые теоретические горизонты, создает предпосылки повышения эффективности подготовки будущих педагогов в образовательном процессе вуза, а также закладывает основания для осуществления дальнейших исследований в сфере профессиональной физической культуры.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018;(2):99-106
pages 99-106 views

ОТНОШЕНИЕ К СОСТЯЗАТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ВРЕМЕННЫХ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Пащенко Л.Г.

Аннотация

В настоящей статье представлен сравнительный анализ проявления мотивов к занятиям физической культурой и спортом, характеризующих отношение к состязательной деятельности детей младшего школьного возраста, отдыхающих в лагерях летнего отдыха дневного пребывания, имеющих различную направленность - досуговую, творческую, спортивно-оздоровительную, интеллектуальную. В исследовании приняли участие 102 школьника 9-11 лет (67 девочек и 35 мальчиков). Использовались методы: анализ и обзор научно-методической литературы, анализ программ организации отдыха детей, анкетирование, методы математической статистики. Результаты исследования показали, что среда, созданная в условиях временных детских объединений, способна оказывать влияние на проявление мотивов соперничества и доминирования в физкультурно-спортивной деятельности. Наиболее высокие показатели проявления обозначенных мотивов выявлены у девочек, отдыхающих в лагере, реализующем программу «Уличные игры», которая предусматривает освоение разнообразных игротехник, а также у юных спортсменок, посещающих спортивно-оздоровительный лагерь. Низкий уровень проявления мотива соперничества обнаружен у девочек и мальчиков, выбравших для летнего отдыха лагерь дневного пребывания досуговой направленности. Полученные результаты важно учитывать при разработке программ отдыха детей в условиях летнего оздоровительного лагеря, включении соревновательных мероприятий в режим дня, использовании методических приемов, направленных на повышение соревновательной активности детей в физкультурно-спортивной деятельности. При разработке программы организации отдыха в условиях летнего лагеря следует предусмотривать возможность участия всех детей в спортивно-массовых состязаниях, создавать условия для проявления соперничества как в открытой борьбе, так и в борьбе с самим с собой.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018;(2):107-115
pages 107-115 views

СТАНОВЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ УПРАЖНЕНИЙ С ЛЕНТОЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

Пшеничникова Г.Н., Поздеева Е.А., Коричко Ю.В., Селезнева А.А.

Аннотация

Современная художественная гимнастика - это взаимосвязанный тандем искусства и спорта. Сложнокоординационные комбинации, состоящие из гимнастических, акробатических, танцевальных, плавных и пластичных упражнений с предметами в сочетании с разнообразным по стилю музыкальным сопровождением составляют основу современной художественной гимнастики. Благодаря взаимосвязи гимнастики и балета вырабатываются координация и выразительность каждого движения, пластика, чувство ритма, грациозность и артистичность. В статье представлены термины упражнений с лентой в художественной гимнастике в процессе развития и формирования. Представлены их различия в начале зарождения художественной гимнастики и их описание и применение в правилах соревнований в настоящее время. Сформулированы требования к гимнастической терминологии при описании терминов упражнений с лентой и правила их использования. Приведены примеры различия описания одних и тех же упражнений в правилах соревнований вида спорта в процессе его зарождения и эволюции.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018;(2):115-119
pages 115-119 views

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Семенова Ю.В., Налобина А.Н.

Аннотация

Инклюзивное физическое воспитание ориентировано на лиц со стойкими ограничениями в состоянии здоровья, т. е инвалидностью, и для будущего преподавателя физической культуры очень важно владеть полной информацией о жизненной «бытийности» этого контингента. Целью физического воспитания студентов вузов, равно как и имеющих ограничения возможностей здоровья, является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности. Это связано с различными возможностями физического состояния, включающего общее развитие, морфофункциональные и психические данные каждого студента-инвалида, исходя из его врожденной или приобретенной патологии. Это возможно лишь при углублении понимания вышеперечисленных аспектов в будущей профессиональной деятельности специалистов этой области. Актуальность инклюзивного физического образования не вызывает сомнений, поскольку к моменту завершения учебы будущий преподаватель должен четко представлять проблемы данного контингента, уметь осознанно использовать собственный опыт в применении современных технологий для результативной деятельности. Проведенное авторами предварительное анкетирование студентов 1-4 курса СибГУФКа, обучающихся по направлению «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья», позволило выявить интерес к будущей профессии, значимость инклюзивного физического воспитания, сложности в освоении учебного материала. Полученные результаты дают объективную информацию о необходимости расширения как теоретических, так и практических разделов в освоении инклюзивного физического образования.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018;(2):119-124
pages 119-124 views

НОВЫЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СЕРИИ ЭТАПОВ КУБКА МИРА FINA/AIRWAVE: «ЗА» И «ПРОТИВ» (НА ПРИМЕРЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ КАТИНКИ ХОССУ, МНОГОКРАТНОЙ ОЛИМПИЙСКОЙ ЧЕМПИОНКИ, ЧЕМПИОНКИ И РЕКОРДСМЕНКИ МИРА)

Трещева О.Л., Карпеев А.Г.

Аннотация

Статья посвящена исследованию соревновательной практики элитной мировой спортсменки, многократной олимпийской чемпионки, чемпионки и рекордсменки мира в комплексном плавании Катинки Хоссу (Венгрия), которая с 2012 по 2016 гг. выигрывала общий зачет Кубка мира, установила 15 мировых рекордов, являлась неоднократной победительницей Чемпионатов Европы и Мира, максимально реализовывала свой потенциал в главных соревнованиях годичных макроциклов. Количество соревнований оказывает влияние на стабильность достижений и продолжительность удержания спортсменом состояния спортивной формы на протяжении длительного соревновательного периода, что стимулирует прирост достижений. Прирост спортивных результатов в течение макроцикла подготовки статистически значимо связан с общим количеством стартов, что указывает на важность количественных характеристик соревновательной практики для обеспечения необходимого темпа спортивного совершенствования. Исследования показали, что объем соревновательной практики венгерской спортсменки растет из года в год, за исключением последнего олимпийского года в четырехлетнем макроцикле, изменяются парциальные объемы проплываемых на соревнованиях дистанций разными способами, что обусловило изменение раскладки на дистанции 200 и 400 м комплексным плаванием и позволило установить мировые рекорды в 2015 и 2016 гг. Новые правила проведения серии этапов Кубка мира FINA/Airwave предполагают оганичение соревновательной практики ведущих пловцов мира. В статье раскрываются положительные и отрицательные стороны таких изменений по мнению авторов.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018;(2):124-129
pages 124-129 views

СКРИНИНГОВАЯ ОЦЕНКА РЕПРОДУКТИВНОГО СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК

Шевелева И.Н., Сафонова Ж.Б.

Аннотация

Социальные условия и современный образ жизни оказывают все более выраженное негативное влияние на здоровье студентов, в том числе и репродуктивное. В связи с этим большое значение имеет комплекс превентивных мероприятий, используемых не только медиками, но и педагогами дисциплины «Физическая культура». Вместе с тем это возможно лишь при осознанном усвоении ими достаточных знаний в области физиологии, психологии, а также теории и методики физической культуры по вопросам сохранения и укрепления репродуктивного здоровья в настоящем и будущем. Актуальность профилактических мероприятий для студенток в рамках учебной программы по физическому воспитанию ни у кого не вызывает сомнений, так как к моменту завершения учебы заканчивается и развитие жизненно необходимых двигательных навыков и умений, окончательно закрепляется потребность в физических упражнениях, способствующих сохранению на долгие годы работоспособности и укреплению здоровья. Накопленный авторами более чем 10-летний опыт научных исследований и практической работы со студентками по выявлению факторов, предрасполагающих к ухудшению репродуктивного здоровья, позволил разработать скрининговую систему его оценки в физическом воспитании. В ходе работы, помимо скрининга репродуктивного здоровья, проводились традиционные методы исследования физической подготовленности и морфофункционального состояния студенток. Полученные результаты по модифицированной нами скрининговой системе дают преподавателям объективную информацию о степени нарушения репродуктивного здоровья и способствуют поиску средств физической культуры, направленных на его сохранение и улучшение.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018;(2):129-135
pages 129-135 views