В статье, написанной почти исключительно по архивным источникам, показывается, что в конце первой четверти XVII в. в Тотьме сборы многообразных таможенных пошлин осуществлялись целовальниками в строгом соответствии с нормами местной таможенной уставной грамоты, вступившей в силу с 1 сентября 1622 г. Об этом свидетельствует сопоставление ее предписаний с десятками записей о взимании таких пошлин, в частности, проплавных и явочных сборов, с жителей Тотьмы и других городов. Автором выясняется, что уставная грамота определяла масштаб платежа, его верхний для каждого случая предел, тогда как на практике следовало исходить из реальных размеров торговых судов, допуская отклонения в ту или иную сторону. При этом с лодки торговца собирали такие же пошлины, что и с большого судна, перевозившего товары; учитывалось также, принадлежали ли грузы владельцу судна либо другому лицу; льготами пользовались тарханщики. Рублевые пошлины в соответствующей таможенной книге не фиксировались. Сборы с людей, не занимавшихся торговлей, оказывались меньшими, чем с торговых людей, в том числе иногородних. Тем самым значительно конкретизируются утвердившиеся в историографии представления о таможенной политике русского правительства в первые «послесмутные» годы и механизмах ее осуществления.
Тотьма, уставная таможенная грамота, таможенные пошлины, номенклатура таможенных сборов, торговые суда, величина торговых судов, тарханщики
1. Кистерев С. Н. 2003. Нормативные документы таможенных учреждений городов Устюжской четверти конца XVI - начала XVII в. Москва: Древлехранилище.
2. Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. 1883. Москва: Типография М. Н. Лаврова и К0.
3. Тимошина Л. А. 2007. Завещание гостя Афанасия Гусельникова и некоторые вопросы общественно-экономического положения гостей в Русском государстве XVII века// Великий Устюг. Краеведческий альманах. Вып. 4. Вологда: Русь, 259-307.
4. ТК. 2015. Вып. 3. Санкт-Петербург: Контраст.



