Student Youth's Perception of Marriage: Gender Aspect

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The authors of the article consider the problem of perceptions of marriage among modern student youth. The article presents brief results of the research carried out on a sample of students of pedagogical university. The total number of subjects is 100 people. The aim of the work was to study the peculiarities and comparison of the representation of marriage among young men and girls aged 18 to 21 years. The objectives of the study were: to identify the peculiarities of girls' and boys' perceptions of marriage; to compare and analyze the gender peculiarities of perceptions of marriage in adolescence. Based on the developed criteria, diagnostic methods were applied, the results of which are reflected in this article. The results of the analysis of empirical data reveal  that the gender peculiarities of ideas about marriage among student youth are as follows: there is some interrelation between gender and ideas about marriage, which consists in the desire of girls "to be like everyone else", to have a family, the choice of a partner of different social origin, loving children; in the preference of young men in an outwardly attractive spouse with common interests, views and healthy lifestyle, in the desire of men to earn and distribute the family budget, as well as the coincidence of views about the family budget, and in the preference of young men in the family. The practical significance of the study is obvious: the results obtained can be used in the process of family education of young people in the framework of training courses on family psychology and family counseling.

Full Text

Проблему семьи нельзя назвать новой, но в последние годы наблюдается тенденция к изменению отношения к данному социальному институту. Все чаще молодые люди приходят на консультации по вопросам супружеской жизни, семейного воспитания, коррекции детско-родительских отношений. За последние годы институт брака и семьи претерпел существенные изменения. Все чаще, брак и семья становятся для молодежи препятствием на пути выражения своих чувств.

В Российской Федерации в 2022 зарегистрировали 868,7 тысячи браков и 567,3 тысячи разводов и этому не смогли помешать даже ковидные ограничения (https://clck.ru/36sqM2).

Среди лидеров по количеству разводов – Карачаево-Черкессия, Еврейская автономная область, Ингушетия. В Тюменской области по данным Росстата на июль 2023 года зарегистрировано 14461 брак и 11 956 разводов (https://clck.ru/36sqMb).

Подготовка молодежи к семейной жизни, формирование адекватных представлений о семье и браке в условиях существующей реальности является серьезной общегосударственной проблемой.

Целью нашего исследования явилось изучение гендерных особенностей представления о браке у студенческой молодежи. Теоретической и методологической основой послужили работы, посвященные психолого-педагогическим аспектам проблемы подготовки будущего семьянина (И.В. Гребенников, Л.М. Панкова, А.Я. Студенте, В.Я. Титаренко, К.Е. Романов, И.В. Бестужев-Лада), концепция полового воспитания (И.С. Кон, В.Б. Каган, Д.Н. Исаев), работы по вопросам института семьи и брака (С.И. Голод, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, Э.К. Васильева, З.А. Янкова) [1; 2; 4; 6].

В исследовании приняли участие студенты педагогического вуза Тюменской области. Возрастной диапазон испытуемых составил 18–21 год. Выборку составили 100 человек: 50 девушек, обучающихся на педагогическом факультете и 50 юношей, обучающихся на профиле «Физическая культура».

Нами были определены критерии представлений о браке у студенческой молодежи: факторы для вступления в брак, условия счастливой семейной жизни, личностные качества будущих супругов, распределение обязанностей и ответственности супругов, наличие детей, стиль семейного воспитания.

На основе выделенных критериев были подобраны диагностические методики:

  • методика «Изучение представлений о семейной жизни» [3, c. 20];
  • Сочинения «Мои представления о будущей жене и браке с ней», «Мои представления о будущем муже и браке с ним»;
  • Модификация психосемантического дифференциала Ч. Осгуда [5].

Методика «Изучение представлений о семейной жизни» включала 5 вопросов В четырех вопросах необходимо было проставить значимость предложенных вариантов в порядке убывания, а в одном подчеркнуть тот вариант, который испытуемый считает для себя верным.

Перед началом выполнения методики испытуемым давалась инструкция, настраивающая на свободное и искреннее выражение своего собственного мнения при ответах на вопросы. Второй методикой, позволяющей выявить гендерные особенности представлений о браке в юношеском возрасте были сочинения на тему: «Мои представления о будущей жене и браке с ней», «Мои представления о будущем муже и браке с ним». Методика «Психосемантический дифференциал» Ч. Осгуда направлена на исследование личностных установок и эмоциональных отношений человека к определенному кругу объектов. В рамках нашего исследования, данная методика была адаптирована. Она помогла выявить личностные установки и эмоциональное отношение юношей и девушек к браку и тем особенностям, которые для него характерны.

Мы применили метод семантического дифференциала, который был представлен в виде 4 объектов, связанных с брачными отношениями:

  • Брак: официальный – гражданский, по любви – по расчету, обязывающий – непринужденный, свободный – верный, основанный на доверии – на контрактной основе;
  • Семья: бездетная – многодетная, проживающая с родителями – отдельно, доминирование – равноправие, патриархат – матриархат;
  • Муж: обеспечивающий – неработающий, равнодушный – эмоциональный, физически и эмоционально сильный – слабохарактерный, без вредных привычек – с вредными привычками, проживающий отдельно от семьи – с семьей, не первый брак – первый брак;
  • Жена: работающая – домохозяйка, замкнутая – активная, не первый брак – первый брак, равнодушная – заботливая, карьеристка – хранительница домашнего очага, привлекательная – незаметная.

Каждый объект включает 5–6 характеристик с двумя противоположными полюсами, выраженными словами и семью градациями. Задача респондентов - зафиксировать свою оценку в виде отнесения к определенному полюсу шкалы с определенной градацией.

Методика «Изучение представлений о семейной жизни» позволила получить данные, представленные нами в таблице.

По данным, представленным в таблице, можно констатировать, что главным фактором для вступления в брак, как юношей, так и девушек является любовь и взаимная симпатия.

 

Таблица. Результаты методики «Изучение представлений о семейной жизни»  (по вопросу «Какие из перечисленных факторов быстрее всего привели бы Вас  к вступлению в брак?»)

Факторы вступления в брак

Юноши

(№ ранга)

Девушки

 (№ ранга)

Взаимная симпатия

2

2

Внешняя привлекательность

3

5

Высокое общественное положение будущего спутника

8

10

Давление ближайшего окружения, советы родителей и друзей

10

8

Дружба, уважение

6

18

Желание уйти из-под опеки родителей, отделиться от них

17

13

Желание иметь детей

4

6

Желание почувствовать себя более взрослым

12

14

Любовь

1

1

Нравственные качества будущего спутника жизни

9

9

Общность интересов, взглядов, духовная близость

5

11

Ориентация на интимные отношения только в браке

15

12

Ожидаемое рождение ребенка до брака

16

2

Потребность быть «как все» и иметь семью

13

3

Потребность чувствовать себя защищенным

14

7

Потребность быть объектом любви и заботы

7

4

Привлекательная профессия партнера

18

17

Реальная или ожидаемая материальная обеспеченность будущего спутника жизни

14

16

Рекомендации гороскопов и др. приметы

21

21

Сексуальная привлекательность, влечение

11

5

Сходство партнера с кем-либо из значимых людей

20

20

Чувство одиночества или боязнь одиночества

20

15

Чувство сострадания, жалости

19

19

 

Юноши отметили, что внешняя привлекательность девушки может сподвигнуть их к созданию семьи. Девушки выделили такой фактор, как потребность быть «как все» и иметь семью. Мнение обоих полов сошлось на том, что не стоит создавать семью по рекомендациям гороскопов или по сходству партнера с кем-либо из значимых людей. На вопрос: «Какие из нижеперечисленных условий счастливой семейной жизни наиболее важны для мужа, а какие для жены», у обеих полов были отмечены наличие детей, взаимопонимание с супругом (супругой), уверенность в прочности брака.

Среди качеств, необходимых для мужа и жены в семейной жизни были верность, любовь к детям.

На вопрос: «По каким параметрам желательно сходство супругов для счастливого брака?», была отмечена внешняя привлекательность со стороны обоих полов. На последнее место юноши поставили лидерство в семье. По представлениям девушек, супруги должны быть разного социального происхождения, возможно, это мнение сложилось под влиянием красивых историй о «золушках», счастливых неравных браках.

В ответах респондентов на вопрос, кто должен заниматься домашними делами, отмечено единодушие (69% юношей и 62% девушке отметили, что оба супруга).

По мнению юношей, распределение семейного бюджета должно находиться в руках мужа (62% опрошенных). Такое же количество девушек ответили – в руках жены. Воспитание ребенка в семье должны осуществлять оба родителя – так ответили 92% юношей и 92% девушек. Обзаводиться детьми после заключения брака следует через некоторое время спустя. Такой ответ преобладал у 85% юношей и 62% девушек. Не следует вступать в брак, если отсутствует любовь, так ответили 85% респондентов мужского пола и 62% женского. Кроме того, 15% девушек отметили значимый фактор – материальную обеспеченность.

Реализованная методика «Психосемантический дифференциал Ч. Осгуда» позволила получить следующие результаты:

  • 92% опрошенных девушек считают, что брак должен быть официальным, причем ответы были зафиксированы на градации «сильно», что говорит о важности официальной регистрации отношений. Юноши менее категоричны в этом вопросе, так всего 52% считают, что брак должен быть официальным.
  • Мнения респондентов обоих полов единодушны в том, что брак должен основываться на любви. Кроме того, 40% девушек ответили, что в браке очень много обязанностей.
  • 100% опрошенных считают недопустимым проживание с родителями.
  • 72% девушек считают, что отношения в семье должны быть демократичными. Все опрошенные лица женского пола хотят видеть своего мужа, обеспечивающим семью, физически и эмоционально сильным.
  • Отсутствие вредных привычек у супруга (супруги) отметили 92% опрошенных.
  • 40% девушек допускают проживание мужа отдельно от семьи. Мужчины в данном вопросе более традиционны, 80% из них склоняются к варианту совместного проживания с семьей.
  • 80% девушек, считают, что жена должна работать, так же считает 68% юношей.

Были отмечены важные качества жены, по мнению юношей – активность, заботливость и внешняя привлекательность. 68% девушек отметили что жена – это хранительница домашнего очага. С ними согласились 92% юношей.

Анализ сочинений на тему «Мои представления о будущем муже и браке с ним» позволил выявить основные характеристики желаемого мужа, которые наиболее часто встречались в сочинениях:

– добытчик, обеспечивает семью;

– любящий жену и детей;

– заботливый;

– внимательный;

– верный;

– физически и эмоционально сильный;

– с хорошим чувством юмора;

– добрый.

Встречались характеристики, касающиеся социального статуса будущего мужа:

– высокое положение на работе;

– обеспеченность;

– с хорошей заработной платой.

Внешность для будущего мужа не столь важна. Неотъемлемой частью семейной жизни являются дети, муж должен принимать непосредственное участие в их воспитании. Так же девушки неоднократно упоминали о совместном времяпровождении, отдыхе с мужем и детьми. Анализ сочинений юношей на тему «Мои представления о будущей жене и браке с ней» показал, что для юношей очень важна привлекательность девушки. Так же были выделены следующие характеристики будущей жены:

– заботливая;

– добрая;

– трудолюбивая;

– умеет хорошо готовить;

– верная;

– любящая.

Среди опрошенных были и те, кто отметил, что жена должна заниматься только семьей и детьми, либо работать и строить карьеру.

Обобщая результаты исследования, мы выявили следующие гендерные особенности представления о браке среди студенческой молодежи: существует некоторая взаимосвязь между полом и представлениями о браке, которая заключается в желании девушек «быть как все», иметь семью, выбор партнера иного социального происхождения, любящего детей; в предпочтении юношей во внешне привлекательной супруге с общими интересами, взглядами и здоровым образом жизни, в желании мужчины зарабатывать и распределять семейный бюджет, а так же совпадении взглядов обеих полов на факторы вступления в брак - любовь, взаимную симпатию; верность, как основу отношений и желание иметь детей.

Благодарим редакцию журнала за предоставленную возможность опубликовать результаты научного исследования.

×

About the authors

Vladimir A. Mishchenko

Yugorsk State University

Author for correspondence.
Email: vam7405@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0135-712X

Doctor of Pedagogical Scieces

Russian Federation, Khanty-Mansiysk

Natalia V. Bystrova

Ugra State University

Email: n-75@list.ru
ORCID iD: 0000-0001-7409-0481

Candidate of Pedagogical Scieces

Russian Federation, Khanty-Mansiysk

Olga V. Panfilova

Ugra State University

Email: oval.2011@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9487-9241

Candidate of Pedagogical Scieces

Russian Federation, Khanty-Mansiysk

Olga V. Lukyanets

Ugra State University

Email: dubrovina-75@mail.ru
ORCID iD: 0009-0007-7949-7388

Candidate of Psychological Sciences

Russian Federation, Khanty-Mansiysk

References

  1. Vasil'eva, E.K. (1981). Obraz zhizni gorodskoj sem'i. Moskva. (in Russ.).
  2. Grebennikov, I.V. (1991). Osnovy semejnoj zhizni: uchebnoe posobie. Moskva. (in Russ.).
  3. Kursovye i issledovatel'skie raboty po psihologii (2007). Uchebno-metodicheskoe posobie. Omsk. (in Russ.).
  4. Mackovskij, M.S. (1989)/ Sociologiya sem'i: problemy teorii, metodologii i metodiki otv. red. G. S. Batygin. (in Russ.).
  5. Prohorov, A.O. (2001)/ Semanticheskie prostranstva psihicheskih sostoyanij. Psihologicheskij zhurnal, (2), 14-26. (in Russ.).
  6. Titarenko, V.YA. (1987). Sem'i i formirovanie lichnosti. Moskva. (in Russ.).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies