Training of Teachers for Cadet Classes: Approaches and Successful Practices

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article offers an analysis of approaches and successful practices of teacher training for cadet classes. Various groups of methods were used in the course of the study, including the method of comparative analysis of normative and legal documents; analysis, systematization and generalization of the data obtained; complex analysis, classification and structuring of information and statistical data; modeling method; generalization of research results. As a result, system solutions for the training of teachers of cadet classes have been developed and theoretically substantiated. It should be noted that one of the conceptual ideas of teacher training for cadet classes is the idea of continuity and individualization of professional development of teachers in the field of education and socialization of students. Continuous professional development of teachers, including teachers of cadet classes, is carried out through the integration of formal and non-formal education, as well as through self-education and self-education. Teachers of cadet classes should have the competencies necessary for the full implementation of professional functions in the organization of education and socialization of students, since the teacher of the cadet class works not only with students, but also with cadet families, focusing on issues of social protection, education, formation of healthy public opinion and mood. The tasks of the educator of the training course include studying the mood, requests and needs of child-parent relations in cadet families and systematically informing the management and specialists of various services about the urgent tasks of working with cadet parents. The training of teachers of cadet classes is focused on the formation of a number of skills among educators: to analyze the academic performance and involvement of students in the educational process, to build effective communication, to organize activities to prevent negative manifestations and offenses.

Full Text

В современном обществе воспитание и образование играют ключевую роль в формировании личности подрастающего поколения. Особое внимание уделяется воспитанию в кадетских классах, где воспитатели имеют возможность оказывать значительное влияние на развитие учащихся, поэтому подготовка воспитателей кадетских классов становится все более актуальной задачей в связи с изменяющимися требованиями к образовательной среде и профессиональным компетенциям педагогов.

Подготовка воспитателей кадетских классов – это сложный и многогранный процесс, который требует не только знания основных принципов педагогики и психологии, но и умения применять эти знания на практике.

Данная статья посвящена изучению подходов и успешных практик подготовки воспитателей кадетских классов, целью которой является выявление наиболее эффективных методов и стратегий подготовки воспитателей кадетских классов, способствующих повышению их профессиональной компетентности и качества образования, предоставляемого в кадетских корпусах и школах, имеющих кадетские классы. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: изучить существующие подходы к подготовке воспитателей кадетских классов, проанализировать успешные практики в данной области, выявить особенности воспитания и обучения в кадетских корпусах и школах, имеющих кадетские классы, определить ключевые компетенции и знания, необходимые воспитателю для работы с кадетами.

В результате проведенного исследования предполагается предложить рекомендации по совершенствованию системы подготовки воспитателей кадетских классов с учетом современных требований и вызовов, стоящих перед кадетским образованием.

В ходе анализа исследований, посвящённых вопросу подготовки воспитателей кадетских классов, нам удалось обнаружить некоторое количество работ, базирующихся на широкой теоретической базе в области профессиональной подготовки педагогических кадров для кадетских классов. Статьи посвящены различным аспектам обучения и повышения квалификации педагогов, работающих в кадетских классах общеобразовательных школ и кадетских корпусов.

В контексте нашего исследования в качестве ведущих подходов к подготовке воспитателей кадетских классов могут быть названы аксиологический, рассматривающий профессионально-ценностные ориентиры педагога как основу профессионального развития (М.С. Коган, Н.С. Розов, Л.В. Вершинина, В.А. Сластенин и др.) и деятельностный, реализующийся в активной профессиональной деятельности педагога (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.М. Левина, А.Н. Леонтьев и д. р.) подходы.

 В условиях реализации аксиологического подхода обеспечивается возможность развития воспитателя кадетского класса как активного ценностно-мотивированного субъекта деятельности. Это позволяет выстраивать субъект-субъектные отношения во всех коммуникативных системах общеобразовательной организации и создавать благоприятный психологический климат.

Реализация деятельностного подхода обеспечивает создание условий для системной и активной профессиональной деятельности воспитателя кадетского класса.

Воспитатель кадетского класса призван создавать условия для развития творческих способностей, развивать у воспитанников стремление к творческому и самостоятельному мышлению, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять индивидуальные склонности и дарования кадет. В кадетском классе роль воспитателя чрезвычайно велика, ведь именно он является организатором и руководителем целостного педагогического процесса в кадетском коллективе, координатором совместных усилий преподавателей, педагогов дополнительного образования, психологов, социальных педагогов [15].

Таким образом, можно сделать промежуточных вывод о том, что организация работы с воспитателями кадетских классов должна основываться на следующих принципах:

‒ управляемость и системность процесса;

‒ диагностическая основа отбора структуры, содержания, форм научно-методической подготовки (на основе изучения функционала воспитателей кадетских классов в проектировании образовательного процесса);

‒ усиление субъектной позиции воспитателей кадетских классов в обеспечении своего профессионального роста (перенос акцента с обучения на самообразование как самопроектируемого педагогом процесса);

‒ ориентированность на практику непосредственно на рабочем месте, внедрение результатов.

Существуют различные успешные практики подготовки воспитателей для кадетских классов, которые предполагают реализацию специализированных программ обучения для педагогов, включающих в себя курсы по военно-патриотическому воспитанию, психологической поддержке и услугам социальных работников.

К успешным практикам подготовки воспитателей для кадетских классов можно отнести:

  • проведение систематической обучающей работы с воспитателями, включающей различные тренинги, семинары, мастер-классы и консультации со специалистами. В рамках такого обучения воспитатели приобретают знания по психологии и педагогике, развивают навыки взаимодействия с детьми и решения конфликтных ситуаций;
  • практическую работу воспитателей с кадетами, в процессе которой воспитатели приобретают опыт в организации учебного процесса, развитии лидерских качеств у кадет, формировании у них самодисциплины и ответственности. Практическая работа позволяет воспитателям применять полученные знания и навыки на практике и адаптировать их к конкретным условиям кадетских классов;
  • контроль и оценку работы воспитателей.

Подготовка педагогов к воспитанию и социализации обучающихся в кадетских классах и кадетских корпусах в целом составляет важную часть полноценной профессиональной подготовки учителя. Этим вопросам посвящены различные программы дополнительного образования и научные исследовательские работы А.Ю. Асриева [4], В.А. Вазлеева [7], Е.Ю. Жуковой [10], Н.В. Лакизовой [13], А.М. Прокофьевой [17], М.Б. Рейф [18].

Для успешной работы воспитателям кадетских классов необходимо обладать определенными знаниями, навыками и компетенциями, поэтому организация программ обучения и повышения квалификации для воспитателей кадетских классов является важным аспектом подготовки педагогических кадров.

Важным аспектом педагогической работы в кадетской школе является воспитательная деятельность, основанная на гуманистических принципах и принятии личности каждого кадета. Развитие системы ценностей, патриотизма, духовности и ответственности перед страной и обществом становится главной задачей воспитательной работы в кадетских учреждениях [5].

Анализ существующих программ обучения и повышения квалификации для воспитателей кадетских классов показал, что их разнообразие и состав не всегда соответствуют актуальным требованиям. Кроме того, проблемой является отсутствие единого методического подхода к обучению воспитателей кадетских классов, что затрудняет определение наиболее эффективных методов и техник работы.

Департаментом образования и науки города Москвы в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [16] был определён функционал воспитателя кадетских классов, на основе которого Московский городской педагогический университет разработал дополнительные профессиональные программы для воспитателей кадетских классов: «Организация воспитательной деятельности в кадетских классах», «Формирование и развитие коллектива в кадетских классах», «Формирование и реализация индивидуальной траектории развития обучающегося кадетского класса», «Контроль и анализ воспитательного процесса в кадетском классе».

Рассмотрим особенности организации и реализации каждой программы.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Организация воспитательной деятельности в кадетских классах» рассчитана на 72 часа и направлена на совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области организации воспитательной деятельности в кадетских классах. Программа разработана на основе функционала воспитателей кадетских классов, реализация программы предполагается в очно-заочной форме обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Программа состоит из 3-х ключевых разделов, каждый раздел соответствует определенной функции воспитателей кадетских классов, что позволит в полной мере освоить содержание деятельности при реализации каждой из трёх функций. Очень важным, на наш взгляд, является проведение очных занятий в интерактивном формате, где слушатели могут обмениваться мнениями, своим опытом при решении различных проблем, возникающих в ходе организации образовательного процесса. Часть лекционных занятий осваивается слушателями самостоятельно с использованием технологии «перевернутый класс», просмотром видеолекций, презентаций и текстовых вариантов лекций, размещённых на обучающей платформе LMS.

Рассмотрим подробнее содержательную составляющую реализации программы. В качестве первой темы предлагается изучение государственной и столичной политики в области воспитания, так как она постоянно обновляется в связи с изменениями, происходящими в сфере образования. В первый раздел программы «Формирование и развитие коллектива в кадетских классах» включены темы, связанные с основами организации воспитательной деятельности в кадетских классах, особенностями деятельности воспитателя кадетских классов, особенностями современного обучающегося, технологиями взаимодействия и формирования коллектива кадетского класса, вопросами предупреждения конфликтов. В рамках первого раздела слушателям предлагается выполнить практическую работу, предполагающую проектирование внеурочного мероприятия, направленного на формирование и развитие коллектива в кадетском классе, а также подготовить и защитить проект «Успешные практики формирования детского коллектива в кадетском классе». Подготовка проекта осуществлялась слушателями в парах или группах, где они выбирали направление воспитательной деятельности, проводили анализ успешных практик и разрабатывали свой вариант практики по формированию детского коллектива. В ходе защиты проектов слушатели осваивали практики, которые успешно внедряли коллеги в своих образовательных организациях, обсуждали, предлагали новые решения.

Второй раздел программы направлен на освоение функции, связанной с проектированием индивидуальной траектории развития обучающихся кадетских классов. Слушателям предлагалось освоить темы, направленные на изучение индивидуальных особенностей обучающихся, их диагностику, построение эффективной коммуникации с обучающимися и коллегами, а также с разработкой и сопровождением индивидуальной траектории развития обучающихся кадетских классов. В ходе выполнения практических заданий слушатели отрабатывали алгоритм разработки индивидуальной траектории развития обучающихся и механизм ее реализации. На практическом занятии «Практики педагогического сопровождения индивидуальной траектории развития обучающегося» слушатели делились своим опытом, успешными практиками по реализации индивидуального подхода при работе с кадетами.

Третий раздел программы направлен на освоение содержания деятельности, связанного с контролем и анализом воспитательного процесса в кадетском классе. В данный раздел включены темы, направленные на освоение критериев эффективности воспитательной деятельности в кадетских классах, анализ успеваемости, анализ и оценку эффективности коммуникации, профилактику негативных проявлений и социального и психологического благополучия обучающихся кадетских классов. На практических занятиях слушатели осваивали успешные практики организации воспитательного процесса в кадетский классах, проводили анализ их эффективности.

В программе предполагается активная самостоятельная работа по каждой из тем, что позволяет расширить и углубить знания, отработать умения по определенной теме.

Итоговая аттестация слушателей по программе проводилась по совокупности выполненных практических и проектных работ, но эффективнее ее организовывать в форме проектной сессии, где слушатели выбирают направление воспитательной работы и предлагают свои решения по организации воспитательной деятельности в кадетских классах.

При реализации программы «Организация воспитательной деятельности в кадетских классах» следует использовать технологии смешанного обучения, группового взаимодействия, решения проектных заданий и кейсов, а также использование интерактивного лекционного учебного материала. Следует подчеркнуть, что наибольший эффект при реализации программы возможно получить, если она будет разрабатываться и реализовываться на основе сетевого взаимодействия, когда будут использованы ресурсы других организаций для более успешной реализации программы.

Такая структуры программы, ее содержание, а также организация процесса обучения на основе сетевого взаимодействия позволяет получить больший эффект от ее реализации.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Формирование и развитие коллектива в кадетских классах» рассчитана на 24 часа и направлена на совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области формирования и развития коллектива кадетских классов. Реализация данной программы предполагается в очно-заочной форме обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

В качестве первой темы предлагается изучение государственной и столичной политики в области воспитания, далее изучаются темы, связанные с основами организации воспитательной деятельности в кадетских классах, особенностями деятельности воспитателя кадетских классов, особенностями современного обучающегося, а также технологиями взаимодействия и формирования коллектива кадетского класса. Программа предлагает слушателям выполнить две практические работы, одна из которых связана с проектированием внеурочного мероприятия, направленного на формирование и развитие коллектива в кадетском классе, а другая направлена на изучение успешных практик формирования детского коллектива в кадетском классе. В ходе практических занятий слушатели отрабатывают умения, связанные с анализом воспитательных практик, проектированием воспитательной деятельности по формированию коллектива. При подготовке проекта для итоговой аттестации, который может выполняться индивидуально или в парах, слушатели выбирают направление воспитательной деятельности, проводят анализ успешных практик и разрабатывают свой вариант практики по формированию детского коллектива. В ходе защиты проектов слушатели знакомятся с практиками других членов группы, обсуждают, предлагают новые варианты решения.

Итоговая аттестация слушателей проводится на основе совокупности выполненных практических работ. Для более эффективного завершения обучения по программе зачет лучше проводить в форме защиты проекта, так как в этом случае слушатели могут представить свои наработки, обменяться успешным опытом и утвердиться в успешности своей работы.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации программы «Формирование и реализация индивидуальной траектории развития обучающегося кадетского класса» рассчитана на 24 часа и направлена на проектирование и реализацию индивидуальной траектории развития обучающегося кадетского класса. В рамках реализации данной программы слушателям предлагается освоить темы, направленные на изучение индивидуальных особенностей обучающихся, их диагностику, построение эффективной коммуникации с обучающимися и коллегами, а также проработать вопросы построения и сопровождения индивидуальной траектории развития обучающихся кадетских классов. Выполнение практических заданий направлено на отработку алгоритма разработки индивидуальной траектории развития обучающихся и механизма ее реализации. На практическом занятии «Практики педагогического сопровождения индивидуальной траектории развития обучающегося» слушателям предлагается поделиться опытом, успешными практиками по реализации индивидуального подхода при работе с обучающимися кадетских классов.

Практические занятия направлены на отработку знаний и умений, связанных с анализом воспитательных практик, проектированием воспитательной деятельности по разработке индивидуальной траектории развития обучающихся. В программе предполагается самостоятельная работа слушателей, которая направлена на расширение и углубление знаний и отработке умений по определенной теме. При подготовке проекта для итоговой аттестации, который может выполняться индивидуально или в парах, слушатели выбирают направление воспитательной деятельности, проводят анализ успешных практик и разрабатывают свой вариант практики по проектированию и реализации индивидуальной траектории развития обучающегося кадетского класса. В ходе защиты проектов слушатели знакомятся с практиками других членов группы, обсуждают различные вопросы и предлагают варианты решений.

Итоговая аттестация слушателей на программе также проводится на основе совокупности выполненных практических работ. Для более эффективного завершения обучения по программе зачет можно проводить в форме защиты проекта.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Контроль и анализ воспитательного процесса в кадетском классе» рассчитана на 24 часа и направлена на совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области формирования и развития коллектива кадетских классов. В качестве первой темы, предлагается изучение государственной и столичной политики в области воспитания, т.к. она постоянно обновляется в связи с изменениями, происходящими в образовании. Далее изучаются темы, связанные с контролем и анализом воспитательного процесса в кадетском классе, с изучением критериев эффективности воспитательной деятельности в кадетских классах, анализом успеваемости, анализом и оценкой эффективности коммуникации между участниками образовательных отношений, с профилактикой негативных проявлений и социального и психологического благополучия обучающихся кадетских классов. На практических занятиях слушателям предлагается познакомиться с успешными практиками по контролю и анализу воспитательного процесса в кадетском классе, провести анализ эффективности воспитательных практик образовательных организаций города Москвы.

Программа предлагает слушателям выполнить две практические работы, одна из них связана с самоанализом внеурочного мероприятия, а другая направлена на анализ воспитательных практик и определение ее эффективности по определенным критериям. При подготовке проекта для итоговой аттестации, который может выполняться индивидуально или в парах, слушатели выбирают направление воспитательной деятельности, проводят анализ воспитательной практики, определяют ее эффективность и предлагают меры по ее улучшению. В ходе защиты проектов слушатели знакомятся с практиками других членов группы, обсуждают, предлагают различные варианты решений. Итоговая аттестация слушателей на программе может быть проведена на основе совокупности выполненных практических работ. Эффективным завершением обучения по программе является защита проекта, когда слушатели могут представить свои наработки, обменяться успешным опытом.

Структуры предложенных программ, их содержание и сетевая форма реализации позволяют получить максимальный эффект.

Кадетское образование представляет собой четко регламентируемую систему предоставления обучающимся необходимого объема знаний, воспитания у них умений и привития определенных ценностей. Воспитание в кадетских классах направлено на формирование у кадет дисциплинированности, ответственности и готовности к общественной службе. Кадетские классы и кадетские корпуса способствуют развитию обучающихся как личностей, готовых к служению обществу и Родине.

Подготовка воспитателей кадетских классов играет ключевую роль в формировании качественной образовательной среды и успешной работы с кадетами. Курсы и программы, предлагаемые Московским городским педагогическим университетом, способствуют повышению профессиональной компетентности педагогов, обогащению их педагогического опыта, а также адаптации к особенностям работы в кадетских классах и кадетских корпусах.

Качественная и эффективная подготовка воспитателей кадетских классов является важным аспектом образовательной системы, требующая постоянного совершенствования и развития. Результаты исследования могут быть использованы для улучшения качества образования в кадетских классах и кадетских корпусах, повышения профессиональной компетентности воспитателей кадетских классов и педагогов, что в конечном итоге способствует успешному развитию и воспитанию будущих лидеров.

×

About the authors

Nikolaj V. Antonov

Department of Education and Science of the City of Moscow

Author for correspondence.
Email: antonovnv80@mail.ru

Candidate of Pedagogical Sciences

Russian Federation, Moscow

Svetlana Y. Goncharuk

Moscow Centre for Quality of Education

Email: goncharuk.svetlana@mail.ru
Russian Federation, Moscow

Olga A. Ivanova

Moscow City Pedagogical University

Email: ivanovaoa@mgpu.ru

Doctor of Pedagogical Sciences, Institute of Lifelong Learning

Russian Federation, Moscow

References

  1. Antonov, N.V., Brazhnik, E.I., Gibadullina, Yu.M., Grechushkina, N.V., Dautova, O.B., Ibragimova, L.A., Ivanova, O.A., Ignat`eva, E.Yu., Kandaurova, A.V., Kosicyna, Zh.B., Krivy`x S.V., Lapina, E.V., Martishina, N.V., Milovanova, N.G., Pchelinceva, I.G., Rojtblat, O.V., Skobeleva, I.E., Smirnova, S.V., Surtaeva ,N.N., & Suxova, E.I. i dr. (2021). Pedagogicheskaya deyatel`nost` v sovremennom obrazovatel`nom prostranstve. Vestnik TOGIRRO. № 1(46). S. 1-192. (in Russ.).
  2. Antonov, N.V., Demidova, E.A., & Ivanova, O.A. i dr. (2023). Upravlenie professional`ny`m razvitiem pedagogov: strategii, modeli, texnologii i praktiki. Moskva, 165 s. (in Russ.).
  3. Antonov, N.V., & Ivanova, O.A. (2021). Professional`noj razvitie pedagogov v usloviyax cifrovizacii obrazovaniya: ot konceptual`ny`x idej k praktike. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta. № 4(56) S. 5-15. (in Russ.).
  4. Asriev, A.Yu. (2021). Podgotovka kadrov dlya kadetskix (kazach`ix kadetskix) obrazovatel`ny`x organizacij: vozmozhny`e resheniya iz opy`ta regionov. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarny`e issledovaniya. № 3 (32). S. 103-107. (in Russ.).
  5. Asriev, A.Yu. (2022). Problema konceptual`nogo oformleniya kadetskogo obrazovaniya. Pedagogicheskij zhurnal. T. 12. № 6A. Ch. I. S. 272-278. (in Russ.).
  6. Belyaev, R.V., & Karlova, E.N. (2020). Kadetskoe obrazovanie v sisteme podgotovki oficerskix kadrov Voenno-vozdushnoj akademii: istoriya i sovremennost`. Nauka. Obshhestvo. Oborona. Moskva. № 8(1). S. 9. (in Russ.).
  7. Vazleev, V.A. (2018). Soderzhanie kadetskogo vospitaniya i obrazovaniya. Molodoj ucheny`j. № 3. S. 178-181. (in Russ.).
  8. Gumanizaciya kadetskogo obrazovaniya: problemy` i perspektivy`: materialy` IV nauchnogo praktiko-orientirovannogo seminara (2023). Sankt-Peterburgskij kadet. voen. korpus im. kn. A. Nevskogo M-va oborony` Ros. Federacii; pod red. I.N. Czareva, E.A. Markovskoj, M.Yu. Roslovcevoj. Kazan`: Buk, 330 s. (in Russ.).
  9. Zhukova, E.Yu. (2010). Problemy` podgotovki i perepodgotovki kadrov dlya kadetskix obrazovatel`ny`x uchrezhdenij v Rossii. Nauchnoe obespechenie sistemy` povy`sheniya kvalifikacii kadrov. № 3(5). S. 44-49. (in Russ.).
  10. Ibragimova, L.A., & Podbolotova, S.D. (2023). Patriotizm kak fundament nacional`noj idei v vospitanii molodezhi. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. № 11. S. 93-98. (in Russ.).
  11. Ivanova, O.A., & Antonov, N.V. (2019). Professional`noe razvitie pedagogov v usloviyax obrazovatel`noj organizacii. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta. № 1. S. 51-57. (in Russ.).
  12. Karty`sheva, T.V. (2022). Dorevolyucionny`j period razvitiya sistemy` kadetskix korpusov v Rossii. Sovremenny`e nauchny`e issledovaniya i innovacii. № 3. (in Russ.). https://clck.ru/3DDQJ2
  13. Lakizova, N.V. (2019). Rol` vospitatelya v formirovanii universal`ny`x uchebny`x dejstvij u kadet. Issledovaniya molody`x ucheny`x: materialy` IV Mezhdunar. nauch. konf. (g. Kazan`, noyabr` 2019 g.). Kazan`: Molodoj ucheny`j, S. 57-59. (in Russ.). https://clck.ru/3DDQG7
  14. Madzhuga, A.G., Gubajdullin M.I., & Agzamov R.R. (2021). Uchebno-metodicheskoe soprovozhdenie programmy` kursov povy`sheniya kvalifikacii po napravleniyu «Kadetskaya pedagogika». Problemy` i perspektivy` razvitiya gumanitarnogo obrazovaniya. Materialy` Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa, S. 101-107. (in Russ.).
  15. Poluboyarinova, N.M. (2018). Rol` klassnogo rukovoditelya v organizacii grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya v kadetskix klassax. Bol`shoj konferencz-zal: dopolnitel`noe obrazovanie – vektory` razvitiya. № 1. S. 113-117. (in Russ.).
  16. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 № 544n (red. ot 05.08.2016) «Ob utverzhdenii professional`nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel`nost` v sfere doshkol`nogo, nachal`nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovaniya) (vospitatel`, uchitel`)». (in Russ.). https://clck.ru/3DDQQN
  17. Prokof`eva, A.M. (2009). Korporativnaya podgotovka pedagogicheskogo kollektiva k vospitatel`noj deyatel`nosti na primere kadetskix klassov. M.: Razvitie, 24 s. (in Russ.).
  18. Rejf, M.B. (2023). Issledovanie problemy` povy`sheniya e`ffektivnosti vospitatel`noj raboty` v kadetskom obrazovanii. Sovremenny`e problemy` nauki i obrazovaniya. № 4. (in Russ.). https://clck.ru/3DDQSE
  19. Fedorov, P.A. (2019). Sovremennoe sostoyanie kadetskogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii, kak odnogo iz e`tapov podgotovki grazhdan k gosudarstvennoj sluzhbe. Pedagogicheskij zhurnal. T. 9. № 1A. S. 254-259. (in Russ.).
  20. Shustova, I.Yu. (2018). Vospitanie v soby`tii: situativnaya pedagogika. Pedagogika. № 1. S. 53-60. (in Russ.).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies