Общая характеристика профессионально значимых качеств будущих бакалавров техносферной безопасности
- Авторы: Карпов В.В.1
-
Учреждения:
- Луганский государственный педагогический университет
- Выпуск: № 3 (2022)
- Страницы: 50-65
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vestnik.nvsu.ru/2311-1402/article/view/110926
- DOI: https://doi.org/10.36906/2311-4444/22-3/05
- ID: 110926
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цели и направления устойчивого развития страны выдвигают высокие требования к будущим выпускникам учебных заведений, всесторонне развитым и социально активным личностям, со сформированными необходимыми профессионально значимыми качествами, являющимися важной составляющей их профессиональной компетентности. Основной задачей профессиональной подготовки будущих специалистов в современном высшем учебном заведении является формирование их профессиональной компетентности, профессионально значимых качеств и психологической готовности к осуществлению профессиональной деятельности на основе введения и реализации инновационных технологий обучения. Цель и задача научного исследования состоит в уточнении сущности понятия «профессионально значимые качества бакалавра техносферной безопасности». В качестве основных методологических подходов формирования профессионально значимых качеств как составляющей профессиональной компетентности будущих бакалавров техносферной безопасности обозначены системный, личностно-деятельностный и компетентностный. Основным результатом работы является определение структуры, групп, признаков и общей характеристики профессионально значимых качеств, раскрытие сущности понятия профессионально значимых качеств будущих бакалавров техносферной безопасности как совокупности социально значимых для реализации функций, задач и интересов общества, отдельных граждан и государства личностных характеристик специалиста, формируемых в рамках системы профессионального становления на основе принципа формирования всесторонне развитой, творческой личности. Рассмотрен генезис и содержательное наполнение понятия «профессионально значимые (важные) качества» на основе анализа трудов ведущих российских и зарубежных ученых и приведена авторская редакция изучаемого понятия. Выполнен также анализ научно-теоретических работ известных ученых по формированию профессионально значимых качеств и различным аспектам профессиональной подготовки будущих специалистов техносферной безопасности. Выявлена социальная значимость профессионально важных качеств и основная социально значимая государственная функция будущих бакалавров техносферной безопасности, которая заключается в обеспечении жизнестойкости каждого члена общества и окружающей природной среды в целом.
Полный текст
Ведущей идеей модернизации высшего профессионального образования является формирование личности как объекта педагогической деятельности. Особое значение приобретает усиление внимания к развитию профессиональных качеств специалистов, что ориентирует обучение на внедрение компетентностного подхода в практику работы высших учебных заведений. Качественная профессиональная подготовка будущих бакалавров техносферной безопасности, способных успешно приступить к осуществлению профессиональной человеко- и природосохраняющей деятельности сразу после окончания университета – одна из важнейших задач функционирования современных вузов Российской Федерации. Практическая подготовка будущих бакалавров техносферной безопасности и их дальнейшее трудоустройство требуют от высших учебных заведений решения ряда проблем: организации учебно-познавательной деятельности студентов с акцентом на их активность и самостоятельность; введение и реализация инновационных технологий обучения будущих бакалавров техносферной безопасности; формирование их профессиональной компетентности, в частности, профессионально значимых качеств и психологической готовности студентов к осуществлению будущей профессиональной человеко- и природосохраняющей деятельности; увеличение продолжительности практики во время профессиональной подготовки студентов. Практическая практико-ориентированная компонента профессиональной подготовки является тем аспектом, на котором необходимо сегодня преподавателям обратить особое внимание.
Основные цели и направления устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации (РФ) закреплены в постановлении Правительства РФ № 1912-р от 14.07.2021 г. В данном документе в качестве основных целей обозначено обеспечение безопасной жизнедеятельности общества в трансформированных человеческой деятельностью условиях, обеспечение экологической жизнестойкости экосистемы суши и моря, реализация любых проектов при условии положительного воздействия на окружающую среду обитания в соответствии с принципом “Do Not Significant Harm”) (Распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2021 г. № 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития РФ»). Очевидно, что намеченные цели и направления устойчивого развития Российской Федерации выдвигают высокие требования не только к рядовым гражданам, но и к будущим выпускникам учебных заведений, требуют всесторонне развитых и социально активных личностей, способных обеспечивать на производстве такие виды безопасности, как промышленная, технологическая, экологическая, пожарная, радиационная, техносферная. Работодатели предъявляют серьезные требования к будущему специалисту, которые обуславливают необходимость быть конкурентоспособным на рынке труда, обладать не только активной жизненной позицией, но и обладать необходимыми профессионально важными качествами, являющимися важной составляющей профессиональной компетентности специалиста (рис.). Формирование профессионально важных качеств является неотъемлемой частью и предпосылкой к будущей профессиональной деятельности любого специалиста, в том числе и бакалавров в области обеспечения техносферной безопасности. Важным этапом в процессе профессионального становления будущих бакалавров техносферной безопасности является получение высшего профессионального образования в вузах.
Экспериментальная часть. В настоящее время внимание исследователей сосредотачивается на разных аспектах и средствах формирования профессионально важных качеств специалистов разного профиля: педагогов, социальных работников, менеджеров, экономистов, юристов, инженеров, специалистов сфер безопасности и т. д. [13; 17; 18; 23]. В то же время проблема формирования профессионально значимых качеств бакалавров в области обеспечения техносферной безопасности изучена недостаточно. Статистический анализ данных последних лет о происшедших чрезвычайных ситуациях указывает на тенденцию увеличения риска стихийных бедствий и роста числа чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Поэтому потребность в специалистах техносферной безопасности на рынке труда достаточно высока и стабильна. Государству нужны интеллектуально и профессионально подготовленные специалисты техносферной безопасности, владеющие современными методами и средствами защиты и спасения человека и среды обитания от техногенных и природных опасностей; способные на всех этапах своей профессиональной карьеры получать новые знания; работать в составе коллектива (группы) и индивидуально; организовывать обучение, воспитание, нравственно-психологическую подготовку личного состава в мирное время и в особых условиях чрезвычайных ситуаций; эффективно действовать в сложных рискоопасных ситуациях; эксплуатировать и эффективно применять сложные и дорогостоящие системы спасения человека в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ [6; 9].
Рис. Структура профессиональной компетентности бакалавра техносферной безопасности
Изменения, которые происходят в современном урбанизированном мире, побочные эффекты научно-технического прогресса, утверждение господства потребительской идеологии в ущерб духовно-нравственным ценностям, актуализируют потребность оперативно, адекватно и качественно реагировать на «техногенные вызовы современности». В условиях современной техносферы работа специалистов техносферной безопасности является сложной, напряженной и опасной, так как сохранение жизни и здоровья человека на производстве, ликвидация последствий техногенного воздействия природу, обеспечение техносферной безопасности общества в целом связано со значительным физическим и нервно-психическим напряжением, вызванным высокой степенью социальной ответственности за пострадавших (потерпевших) в чрезвычайных ситуациях, за коллег, одновременно выполняющих аналогичные функции в экстремальных условиях, за дорогостоящую аварийно-спасательную технику, средства индивидуальной и коллективной защиты. Профессия специалиста по обеспечению безопасности жизнедеятельности в техносфере относится к типу «Человек – Техника – Природа». При выполнении трудовых функций от специалиста требуется высокая координация, умение работать в команде, знание опасных и вредных производственных факторов, технологических процессов, характеристик различных видов производственного оборудования и способов управления ими, знание принципов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также способов и методов оценки опасностей в окружающей природной среде. Профессию инженера по безопасности жизнедеятельности в техносфере можно отнести также к классу «исполнительских», т.к. она связана с работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, что требует организованности, исполнительности, умения заниматься конкретными задачами. В то же время профессия требует обладания и конструктивным логическим мышлением, внимательностью, умением принимать ответственные решения, организаторскими способностями, способностью к новаторству, способностью использовать новейшие достижения в технике и программировании, аккуратностью, внимательностью, развитым невербальным интеллектом (Кодекс чести сотрудника системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий https://clck.ru/scYsP) [14].
Если будущие бакалавры техносферной безопасности не обладают достаточным уровнем развитых профессионально важных качеств, то они не только значительно дольше других овладевают спецификой своей человеко- и природосохраняющей деятельности, но и свои непосредственные трудовые функции по предотвращению и спасению человека от опасностей среды обитания, выполняют хуже других, допускают ошибки, имеют меньшую надежность в работе. Профессиональная деятельность специалистов в области техносферной безопасности сопряжена с профессиональными рисками воздействия вредных и опасных факторов техносферы, что требует наличия у них сформированных в процессе их профессиональной подготовки определенных профессионально-значимых качеств. Именно этот аспект в сфере формирования профессионально значимых качеств будущих бакалавров техносферной безопасности требует дополнительного научного анализа [16; 21].
Целью статьи является раскрытие сущности понятия профессионально значимых качеств будущих бакалавров техносферной безопасности и их общая характеристика.
Анализируя понятие профессионально значимые качества будущих бакалавров техносферной безопасности, считаем нужным сначала проанализировать научно-теоретическое понимание более широкого по своему содержанию понятия «профессионально значимые качества». Исследованию и теоретическому обоснованию, содержательному наполнению понятия «профессионально значимые (важные) качества» посвящено внимание ведущих российских и зарубежных ученых [9-12; 15]). На основании изученных работ считаем понятия «профессионально значимые качества» и «профессионально важные качества» однозначными и идентичными.
Предложена классификация профессионально значимых качеств специалиста по степени тяжести их формирования и устойчивости. Выделены группы профессионально важных качеств, которые характеризуют функциональные возможности человека с разных сторон [5; 10]:
– важные для профессионального успеха функции, но сложно поддающиеся тренировке, развитию, выражающие устойчивые индивидуальные особенности людей (такие профессионально важные качества и способности, лежащие в их основе, требовалось проявлять в профессиографировании, они должны были составить предмет психодиагностики в целях прогнозирования будущей профуспешности у новичков и лиц, поступающих в профессиональные школы);
– важные для профессионального успеха функции, которые удается развить в течение обучения, и поэтому они должны быть включены в программы профподготовки;
– важные для профессионального успеха функции, которые оказываются наиболее шаткими, склонными к функциональному распаду под влиянием длительной и напряженной профессиональной работы. Такие профессионально важные качества должны составлять предмет диагностики и исследования [5; 10].
При формировании профессиональной пригодности Е.А. Климов выделяет пять основных составляющих профессионально важных качеств [12, с. 198]:
– гражданские качества как отражение идейных моральных ценностей человека – члена коллектива, общества;
– отношение к труду, профессии, а также интересы и склонности к данной сфере деятельности;
– дееспособность, образуемая качествами, важными во многих и разных видах деятельности (широта ума, его глубина, гибкость и др.);
– отдельные, конкретные, специальные способности, которые считаются важными для данной работы, профессии или для относительно узкого их круга;
– навыки, привычки, знания, опыт.
Наряду с этим А.В. Карпов выделяет четыре основные группы профессионально важных (значимых) качеств [10]:
– абсолютные – свойства, которые необходимы для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно-заданном среднем уровне;
– относительные – определяющие возможность достижения субъектом высоких количественных и качественных показателей деятельности (так называемые профессионально важные качества мастерства);
– мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности (высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих других профессионально важных качеств);
– анти-профессионально важные качества – это свойства, выступающие профессиональными противопоказаниями к той или иной деятельности. Они, в противоположность качествам первых трех групп, коррелируют с параметрами деятельности значимо, но отрицательно.
Бинарный характер профессионально значимых качеств выражается в том, что они, с одной стороны, естественным образом обусловлены, а с другой стороны, они формируются, совершенствуются и шлифуются в процессе приобретения профессионального опыта. Так, в своем исследовании А.А. Кыверялг выделяет два аспекта профессионально важных качеств [15, с. 265]:
– общественный – включает такие важные взаимосвязанные элементы, как сознательная трудовая дисциплина, взаимопомощь, способность к труду для всеобщей пользы, совершенствование, самооценка, творческий подход к труду, трудолюбие и т. п.;
– технический аспект – требует от специалиста технологических, технических и организационно-экономических знаний и умений.
Исходя из проведенного анализа понятий можно сформулировать признаки, присущие понятию «профессионально значимые качества»: 1) социально значимые; 2) формируются с учетом потребности общества и государства в определенном (желательном) направлении и объеме; 3) нуждаются в целостной системе профессионального становления будущего специалиста; 4) реализуются на основе принципа – формирование всесторонне развитой, творческой личности с высоким уровнем профессионального мастерства.
Анализируя рассмотренные интерпретации исследуемого понятия, мы приводим авторскую редакцию понятию «профессионально значимые качества» – это социально значимые для реализации функций, задач и интересов общества (отдельных граждан) и государства личностные характеристики специалиста, формируемые в рамках системы профессионального становления на основе принципа – формирование всесторонне развитой, творческой личности, и являются необходимым условием для обеспечения жизнестойкости общества и государства.
Вопросу исследования формирования профессионально значимых качеств и различным аспектам профессиональной подготовки будущих специалистов техносферной безопасности уделяли внимание ряд ученых, в частности: Ю.В. Ветрова, О.Н. Галлямова, А.В. Ермилов, Д.В. Жернаков, А.В. Уколов, Е.Ю. Панасенкова, С.С. Тимофеев, Л.А. Попова и др. [1-5; 6; 19; 20]. Анализ научно-теоретической литературы по изучаемой тематике показал, что определение содержания понятия «профессионально значимые качества будущего бакалавра техносферной безопасности» неоднозначно и требует дальнейшего научного обоснования.
Исследуя проблему формирования личностных качеств у будущих сотрудников ГПС МЧС России, Ю.В. Ветрова определяет, что профессионально личностные качества специалистов экстремального профиля являются функциональными образованиями, которые изменяются в процессе деятельности и включают в себя не только психические процессы, но и личностные и индивидуально-типологические свойства. К основным профессионально важным качествам специалистов ГПС МЧС она относит: свойства познавательных психических процессов (качества восприятия, внимания, мышления памяти); моторные свойства (качества психомоторики, речи, физического развития); личностные качества, а к основным особенностям нового, «инновационного» типа профессионального становления сотрудников ГПС МЧС, по мнению Ю.В. Ветровой, относятся, во-первых, обучение предвидению, подготовке сотрудника ГПС к использованию методов прогнозирования, моделирования и проектирования профессиональной деятельности; во-вторых, включение сотрудника ГПС в участие в процесс принятия важных решений на разном уровне [1].
Изучая проблему формирования профессионально значимых качеств бакалавров в вузах МЧС России, А.В. Ермилов рассматривает генезис понятия «профессионально значимые качества» в психолого-педагогической литературе для конкретных видов трудовой деятельности, выделяет группы профессионально значимых качеств, необходимых бакалавру для осуществления профессиональной деятельности и наиболее значимое качество для каждой группы, рассматривает составляющие успешности формирования профессионально значимых качеств бакалавров направления 20.03.01 «Техносферная безопасность». На основе личностно-деятельностного подхода А.В. Ермиловым была разработана модель формирования профессионально значимых качеств бакалавров в вузах ГПС МЧС России и выделены ее компоненты: целевой, содержательный, организационный, технологический, мониторинговый и результативный, совокупность которых в процессе обучения позволяет на практических занятиях и учениях реализовывать потенциал каждого обучаемого с сохранением его здоровья [3-5].
Г.С. Жукова и Е.В. Минаева анализируют сложные и противоречивые изменения, происшедшие в промышленном секторе Российской Федерации за последние годы и приходят к выводу о переосмыслении качества профессиональной подготовки инженеров техносферной безопасности. На основе анализа профессиограмм, специфики профессиональной деятельности инженеров по безопасности технологических процессов и производств авторами были выделены следующие группы профессионально-важных качеств специалистов техносферной безопасности: социально-значимые, профессионально-интеллектуальные, профессионально-поведенческие, информационно-познавательные и профессионально-акмеологические профессионально-важные качества, а также сформулирован комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования в высшей школе системы профессиональных компетенций будущих бакалавров техносферной безопасности [7].
Важным моментом, по мнению Е.Ю. Панасенковой, С.С. Тимофеева, при использовании компетентностного подхода в подготовке бакалавров техносферной безопасности, является приобретение обучающимися в процессе обучения не традиционных теоретических основ по изучаемым дисциплинам, а овладение способностями и личностными качествами, которые понадобятся будущим специалистам для выполнения трудовых функций на рабочем месте [19]. О.Н. Галлямова в своем исследовании формулирует требования к здоровью, физическим и личностным качествам будущих специалистов техносферной безопасности, без достаточного уровня которых невозможно выполнение таких сложных и тяжелых трудовых функций в области техносферной безопасности как, скажем, ликвидация последствий техногенных катастроф, взрывов и пожаров, транспортировка пострадавших из зоны бедствия, проведение аварийно-спасательных работ и т. д. [2].
Л.А. Попова провела анализ различных аспектов подготовки бакалавров по направлению «Техносферная безопасность» в рамках российской системы образования и исследовала проблемы повышения качества образования будущих бакалавров данного направления [20]. В соответствии с таксономией автора, под компетенциями подразумеваются характеристики инженера, выраженные через способность действовать, базирующиеся на единстве знаний, профессионального опыта и поведения в соответствии с целью и ситуацией, т. е. компетенции – это те качества, которыми должен обладать конкретный инженер, занимающий данную должность.
Однако достаточно фундаментальное и обоснованное определение понятию приводит в своем диссертационном исследовании А.В. Ермилов. По его мнению, профессионально важные качества будущих бакалавров техносферной безопасности – это комплекс логически и диалектически связанных между собой взаимовлиятельных и обуславливающих друг друга морально-этических, дисциплинарных, профессиональных, деловых и индивидуально-психологических качеств будущих специалистов, отвечающих квалификационным критериям деятельности и требованиям соответствующих профессиональных стандартов [5, с. 15-39].
Социальная значимость профессионально значимых качеств будущих специалистов предполагает такой характер последних, при котором достигается обеспечение интересов общества, государства и личности в их поступательном развитии. При этом деятельность специалиста должна быть направлена на осуществление положительных социально значимых результатов. Из первого признака вытекает следующий – формируются с учетом потребностей общества и государства в определенном (заказанном) направлении и объеме. То есть здесь мы говорим о непосредственной связи с общественными потребностями. Любой вид деятельности в современном обществе требует соответствующих специалистов, а их нехватка может привести к невыполнению отдельных функций, возлагаемых на государство. Один из путей удовлетворения такой потребности – увеличение государственного заказа, создание благоприятных условий для подготовки высококвалифицированных специалистов. Исходя из этого, по нашему мнению, основной социально значимой и государственной функцией будущих бакалавров техносферной безопасности является обеспечение жизнестойкости каждого человека и общества в условиях техносферы путем выполнения трудовых функций на конкретном рабочем месте в качестве специалиста (инженера) по охране труда; инженера по охране окружающей среды; инженера по промышленной безопасности; государственного инспектора труда (по охране труда); специалиста (инженера) по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям; специалиста надзорных организаций в области охраны труда и противопожарной безопасности; специалиста экспертных организаций в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности (проведение экспертной оценки условий труда, экспертиза безопасности труда, законодательства, обучения по охране труда и проч.) [2; 11; 22].
Следовательно, в основу формирования профессионально значимых качеств будущих бакалавров техносферной безопасности должны быть положены всеобщие обязанности специалистов, обеспечивающих все виды государственной безопасности, к которым относятся: соблюдение Конституции Российской Федерации (РФ) и законы РФ, преданно защищать население РФ, добросовестно и честно исполнять трудовые обязанности; быть храбрым, инициативным и дисциплинированным; выполнять указания командиров (начальников); постоянно повышать уровень профессиональных знаний, совершенствовать свою выучку и мастерство, знать и выполнять свои обязанности и соблюдать законодательство РФ в сфере охраны человека и территорий; знать и содержать в готовности к применению аварийно-спасательную и другую технику, беречь государственное имущество; уважать традиции, помогать коллегам, находящимся в опасности, удерживать их от совершения необдуманных действий, уважать честь и достоинство каждого человека; быть бдительным, вести действия по спасению инициативно, настойчиво, к полному выполнению поставленной задачи; содействовать в поддержании порядка и дисциплины; соблюдать Кодекс чести сотрудника Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (https://clck.ru/scYsP).
Как видим, перечень обязанностей прямо или косвенно содержит нормативные требования к профессионально значимым качествам будущих бакалавров техносферной безопасности, при этом они выступают мощным стимулом для дальнейшего профессионального роста и надлежащего выполнения последних. То есть, можем констатировать, что обязательный характер этих норм выступает одновременно источником и конечной целью формирования системы профессионально значимых качеств специалиста техносферной безопасности.
Анализируя профессионально значимые качества будущих бакалавров техносферной безопасности, можно выделить основные условия их развития – необходимость все время что-то преодолевать, зачастую в экстремальных условиях при недостатке видимости, воздуха, информации, задымленности; бороться с определенными трудностями на фоне страданий других людей, оперативно принимать взвешенные решения большой социальной значимости. В свете вышеперечисленных характерных трудностей данной профессии формируются многие индивидуальные профессионально важные качества, но рассмотрим некоторые из них, имеющие особое значение в профессиональной человеко- и природосохраняющей деятельности [11; 17]: целеустремленность – качество, выражающее способность специалиста техносферной безопасности подчинить свои поступки определенным целям и придерживаться их; решительность – качество, выражающее способность специалиста техносферной безопасности своевременно принимать обоснованные решения и без личных задержек переходить к их исполнению; дисциплинированность – качество, выражающее способность специалиста техносферной безопасности строго и точно следовать инструкциям, нормам морали и ценностям; смелость – качество, характеризующее способность специалиста техносферной безопасности выполнять новые и трудные дела в состоянии цейтнота, результат которых не всегда понятен; мужество – качество, раскрывающее способность специалиста техносферной безопасности не терять присутствие духа и обращаться с людьми с достоинством и честью в любой, даже смертельно опасной обстановке; самостоятельность – качество, раскрывающее способность специалиста техносферной безопасности быть уверенным в своих силах, критически оценивать сложившуюся ситуацию, способность взять на себя ответственность за принимаемое решение. Эти и другие качества выступают во взаимосвязи, дополняя друг друга.
Следовательно, профессионально важные качества бакалавра техносферной безопасности – это социально значимые для реализации функций, задач и интересов общества (отдельных граждан) и государства личностные характеристики специалиста, формируемые в рамках системы профессионального становления на основе принципа формирования всесторонне развитой, творческой личности, и является необходимым условием для обеспечения жизнестойкости гражданского общества и страны в целом. В современных условиях, как никогда ранее, в Российской Федерации возникает задача – воспитать и подготовить в сжатые сроки кадры нового поколения, сформировать будущих специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности, идейно убежденных, сознательных, психологически устойчивых, готовых к осуществлению трудовых функций как в повседневном режиме деятельности, так и в экстремальных условиях чрезвычайных ситуаций. И учреждения высшего профессионального образования должны выступить наиболее значимой образовательной базой для их формирования и становления [8; 17; 23]. Следовательно, одним из приоритетов в работе профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, становится предоставление профессиональной помощи будущим бакалаврам техносферной безопасности в раскрытии и развитии их профессионально важных качеств, в основу которых должны быть положены как индивидуальные личностные качества, так и квалификационные требования, изложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность, в соответствующих профессиональных стандартах, в Кодексе гражданской защиты РФ, в Трудовом кодексе РФ, в иных законодательных и нормативных правовых актах РФ.
Таким образом, профессионально значимые качества будущих бакалавров техносферной безопасности выступают в роли своеобразного психологического ресурса, обеспечивающего эффективное исполнение профессионального долга не только в режиме повседневной деятельности, но и в критических ситуациях чрезвычайного характера. Профессиональная деятельность бакалавров техносферной безопасности предполагает наличие развитых профессионально значимых качеств у обучающихся, в основе которых лежит соответствующий набор социально важных и индивидуально-личностных качеств человека. Сформированность профессионально значимых качеств обеспечивается и гарантируется качественной профессионально ориентированной подготовкой будущих бакалавров техносферной безопасности в системе высшего профессионального образования на основе повышения стандартов высшего образования и компетентностного формата образовательной деятельности высших учебных заведений. Следующим структурным элементом исследования должна быть образовательная (воспитательная) среда, основной задачей которой является формирование специалиста и его подготовка к дальнейшей профессиональной деятельности. Это прежде всего система учреждений высшего профессионального образования. В этом случае государство и общество формируют долгосрочную перспективу обеспечения высококачественными специалистами для удовлетворения своих запросов, потребностей и интересов. При этом, цивилизационное (гуманистическое) направление развития современного общества основано на принципе формирования всесторонне развитой личности.
Об авторах
Владислав Викторович Карпов
Луганский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: vip_belyy@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6686-0888
Луганская Народная Республика, Луганск
Список литературы
- Ветрова Ю.В., Северин Н.Н., Радоуцкий В.Ю., Литвин М.В. Формирование личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России – главная цель функционирования системы профессиональной подготовки // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2011. №3. С. 180-183.
- Галлямова О.Н. Показатели готовности студентов к деятельности в техносферной безопасности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. №3 (133). С. 50-53.
- Ермилов А.В. Модель формирования профессионально значимых качеств бакалавров в вузах МЧС России // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 28. Вып. 3. С. 335-341.
- Ермилов А.В., Мардахаев Л.В., Воленко О.И. Выделение профессионально значимых качеств бакалавра техносферной безопасности // Российский психологический журнал. 2020. Т. 17. №2. С. 73-81.
- Ермилов А.В. Формирование профессионально значимых качеств бакалавров в вузах МЧС России: Дисс. … канд. пед. наук. М., 2020. 204 с.
- Жернаков Д.В., Уколов А.В. Формирование профессионально-важных качеств у курсантов пожарно-спасательной академии как будущих высококвалифицированных специалистов системы ГПС МЧС России // Теория и практика образования в современном мире. Санкт-Петербург: Реноме, 2014. С. 159-161.
- Жукова Г.С., Минаева Е.В. О формировании в вузе системы профессиональных компетенций инженеров по безопасности технологических процессов и производств // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2012. № 1(23). С. 141-145.
- Ильина А.И. Интерактивная образовательная среда как средство формирования профессионально-значимых качеств бакалавров // Новая наука: стратегии и векторы развития. 2015. №6-2. С. 26-27.
- Карпов В.В. Содержание профессиональной компетентности бакалавра техносферной безопасности // Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста: материалы докладов Научно-практической конференции. Луганск: ЛГМУ им. Святителя Луки, 2021. С. 34-39.
- Карпов А.В., Карпов А.А., Маркова Е.В. Психология принятия решения в управленческой деятельности. Метасистемный подход. Ярославль: ЯрГУ; М.: Изд. дом РАО, 2016. 644 с.
- Карпов В.В. Практико-ориентированное обучение бакалавров техносферной безопасности // Актуальные проблемы и перспективы трудоустройства выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования: Материалы тезисов XIV Международной научно-практической конференции. Донецк: ДонНУЭТ, 2020. С. 422-426.
- Климов Е.А. Пути в профессионализм. М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2003. 280 с.
- Котлярова О.В. Практико-ориентированный подход к формированию профессионально значимых качеств личности бакалавра туризма // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. №50. С. 40-44.
- Коточигов Р.В. Педагогические условия развития нравственно-волевых качеств курсантов в образовательном процессе вузов МЧС // Антропоцентрические науки в образовании: Материалы VIII международной научно-практической конференции (Воронеж 13-14 ноября 2018 года). Воронеж: Воронежский институт ГПС МЧС России, 2018. С. 224-229.
- Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. 335 с.
- Лаухина И.В. Структурно-функциональная модель формирования личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России в процессе профессионального становления в пожарных частях // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009. № 8 (54). С. 75-79.
- Михайлова С.В., Погребная И.А. Формирование профессионально-значимых качеств у будущих бакалавров в высшем техническом учебном заведении // Перспективы науки. 2019. №8 (119). С. 203-208.
- Мишина С.В. Реализация проекта по формированию профессионально значимых качеств будущих бакалавров экономики // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. №1. С. 96-103.
- Панасенкова Е.Ю., Тимофеев С.С. Применение компетентностного подхода при подготовке студентов направления «Техносферная безопасность» на примере дисциплины «Региональная экология» // XXI век. Техносферная безопасность. 2017. Т. 2. №3. С. 102-110.
- Попова Л.А. Теоретический анализ профессиональной компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки «Техносферная безопасность» // Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов в условиях кредитной технологии обучения: опыт, проблемы и перспективы. Кокшентау, 2011. С. 59-66.
- Проходимова Е.М. Развитие личностных качеств сотрудника ГПС МЧС России // Здоровье, риск и безопасность сотрудников ГПС МЧС России: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 22 сентября 2005 года). СПб.: Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России, 2005. С. 95-98.
- Савинков С.Н. Социально-психологический тренинг как метод развития личностно-профессиональных качеств сотрудников МЧС России // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2018. №2 (50). С. 51-62.
- Умеркаева С.Ш. Практико-ориентированная образовательная среда как фактор формирования профессионально значимых качеств личности бакалавра социально-культурной деятельности // Профессиональная подготовка специалистов социальной сферы: проблемы и перспективы: Материалы конференции (Москва, 10 апреля 2014 года). М., 2014. С. 134-141.
Дополнительные файлы
