General characteristics of professionally significant qualities of future bachelors of technospheric safety

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The goals and directions of sustainable development of the country put forward high requirements for future graduates of educational institutions, comprehensively developed and socially active individuals, with the necessary professionally significant qualities formed, which are an important component of their professional competence. The main task of the professional training of future specialists in a modern higher educational institution is the formation of their professional competence, professionally significant qualities and psychological readiness to carry out professional activities based on the introduction and implementation of innovative teaching technologies. The purpose and task of the research is to clarify the essence of the concept of “professionally significant qualities of a bachelor of technosphere safety”. The main methodological approaches to the formation of professionally significant qualities as a component of the professional competence of future technosphere safety bachelors are systematic, personal-activity and competence-based. The main result of the work is the definition of the structure, groups, signs and general characteristics of professionally significant qualities, disclosure of the essence of the concept of professionally significant qualities of future technosphere bachelors as a set of socially significant for the implementation of functions, tasks and interests of society, individual citizens and the state of the personal characteristics of a specialist, formed in within the system of professional development based on the principle of the formation of a comprehensively developed, creative personality. The genesis and content of the concept of “professionally significant (important) qualities” are considered on the basis of an analysis of the works of leading Russian and foreign scientists and the author's edition of the concept under study is presented. The analysis of scientific and theoretical works of famous scientists on the formation of professionally significant qualities and various aspects of professional training of future technosphere safety specialists was also carried out. Revealed the social significance of professionally important qualities and the main socially significant state function of future bachelors of technosphere safety, which is to ensure the viability of each member of society and the environment as a whole.

Full Text

Ведущей идеей модернизации высшего профессионального образования является формирование личности как объекта педагогической деятельности. Особое значение приобретает усиление внимания к развитию профессиональных качеств специалистов, что ориентирует обучение на внедрение компетентностного подхода в практику работы высших учебных заведений. Качественная профессиональная подготовка будущих бакалавров техносферной безопасности, способных успешно приступить к осуществлению профессиональной человеко- и природосохраняющей деятельности сразу после окончания университета – одна из важнейших задач функционирования современных вузов Российской Федерации. Практическая подготовка будущих бакалавров техносферной безопасности и их дальнейшее трудоустройство требуют от высших учебных заведений решения ряда проблем: организации учебно-познавательной деятельности студентов с акцентом на их активность и самостоятельность; введение и реализация инновационных технологий обучения будущих бакалавров техносферной безопасности; формирование их профессиональной компетентности, в частности, профессионально значимых качеств и психологической готовности студентов к осуществлению будущей профессиональной человеко- и природосохраняющей деятельности; увеличение продолжительности практики во время профессиональной подготовки студентов. Практическая практико-ориентированная компонента профессиональной подготовки является тем аспектом, на котором необходимо сегодня преподавателям обратить особое внимание.

Основные цели и направления устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации (РФ) закреплены в постановлении Правительства РФ № 1912-р от 14.07.2021 г. В данном документе в качестве основных целей обозначено обеспечение безопасной жизнедеятельности общества в трансформированных человеческой деятельностью условиях, обеспечение экологической жизнестойкости экосистемы суши и моря, реализация любых проектов при условии положительного воздействия на окружающую среду обитания в соответствии с принципом “Do Not Significant Harm”) (Распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2021 г. № 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития РФ»). Очевидно, что намеченные цели и направления устойчивого развития Российской Федерации выдвигают высокие требования не только к рядовым гражданам, но и к будущим выпускникам учебных заведений, требуют всесторонне развитых и социально активных личностей, способных обеспечивать на производстве такие виды безопасности, как промышленная, технологическая, экологическая, пожарная, радиационная, техносферная. Работодатели предъявляют серьезные требования к будущему специалисту, которые обуславливают необходимость быть конкурентоспособным на рынке труда, обладать не только активной жизненной позицией, но и обладать необходимыми профессионально важными качествами, являющимися важной составляющей профессиональной компетентности специалиста (рис.). Формирование профессионально важных качеств является неотъемлемой частью и предпосылкой к будущей профессиональной деятельности любого специалиста, в том числе и бакалавров в области обеспечения техносферной безопасности. Важным этапом в процессе профессионального становления будущих бакалавров техносферной безопасности является получение высшего профессионального образования в вузах.

Экспериментальная часть. В настоящее время внимание исследователей сосредотачивается на разных аспектах и средствах формирования профессионально важных качеств специалистов разного профиля: педагогов, социальных работников, менеджеров, экономистов, юристов, инженеров, специалистов сфер безопасности и т. д. [13; 17; 18; 23]. В то же время проблема формирования профессионально значимых качеств бакалавров в области обеспечения техносферной безопасности изучена недостаточно. Статистический анализ данных последних лет о происшедших чрезвычайных ситуациях указывает на тенденцию увеличения риска стихийных бедствий и роста числа чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Поэтому потребность в специалистах техносферной безопасности на рынке труда достаточно высока и стабильна. Государству нужны интеллектуально и профессионально подготовленные специалисты техносферной безопасности, владеющие современными методами и средствами защиты и спасения человека и среды обитания от техногенных и природных опасностей; способные на всех этапах своей профессиональной карьеры получать новые знания; работать в составе коллектива (группы) и индивидуально; организовывать обучение, воспитание, нравственно-психологическую подготовку личного состава в мирное время и в особых условиях чрезвычайных ситуаций; эффективно действовать в сложных рискоопасных ситуациях; эксплуатировать и эффективно применять сложные и дорогостоящие системы спасения человека в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ [6; 9].

 

Рис. Структура профессиональной компетентности бакалавра техносферной безопасности

 

Изменения, которые происходят в современном урбанизированном мире, побочные эффекты научно-технического прогресса, утверждение господства потребительской идеологии в ущерб духовно-нравственным ценностям, актуализируют потребность оперативно, адекватно и качественно реагировать на «техногенные вызовы современности». В условиях современной техносферы работа специалистов техносферной безопасности является сложной, напряженной и опасной, так как сохранение жизни и здоровья человека на производстве, ликвидация последствий техногенного воздействия природу, обеспечение техносферной безопасности общества в целом связано со значительным физическим и нервно-психическим напряжением, вызванным высокой степенью социальной ответственности за пострадавших (потерпевших) в чрезвычайных ситуациях, за коллег, одновременно выполняющих аналогичные функции в экстремальных условиях, за дорогостоящую аварийно-спасательную технику, средства индивидуальной и коллективной защиты. Профессия специалиста по обеспечению безопасности жизнедеятельности в техносфере относится к типу «Человек – Техника – Природа». При выполнении трудовых функций от специалиста требуется высокая координация, умение работать в команде, знание опасных и вредных производственных факторов, технологических процессов, характеристик различных видов производственного оборудования и способов управления ими, знание принципов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также способов и методов оценки опасностей в окружающей природной среде. Профессию инженера по безопасности жизнедеятельности в техносфере можно отнести также к классу «исполнительских», т.к. она связана с работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, что требует организованности, исполнительности, умения заниматься конкретными задачами. В то же время профессия требует обладания и конструктивным логическим мышлением, внимательностью, умением принимать ответственные решения, организаторскими способностями, способностью к новаторству, способностью использовать новейшие достижения в технике и программировании, аккуратностью, внимательностью, развитым невербальным интеллектом (Кодекс чести сотрудника системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий https://clck.ru/scYsP) [14].

Если будущие бакалавры техносферной безопасности не обладают достаточным уровнем развитых профессионально важных качеств, то они не только значительно дольше других овладевают спецификой своей человеко- и природосохраняющей деятельности, но и свои непосредственные трудовые функции по предотвращению и спасению человека от опасностей среды обитания, выполняют хуже других, допускают ошибки, имеют меньшую надежность в работе. Профессиональная деятельность специалистов в области техносферной безопасности сопряжена с профессиональными рисками воздействия вредных и опасных факторов техносферы, что требует наличия у них сформированных в процессе их профессиональной подготовки определенных профессионально-значимых качеств. Именно этот аспект в сфере формирования профессионально значимых качеств будущих бакалавров техносферной безопасности требует дополнительного научного анализа [16; 21].

Целью статьи является раскрытие сущности понятия профессионально значимых качеств будущих бакалавров техносферной безопасности и их общая характеристика.

Анализируя понятие профессионально значимые качества будущих бакалавров техносферной безопасности, считаем нужным сначала проанализировать научно-теоретическое понимание более широкого по своему содержанию понятия «профессионально значимые качества». Исследованию и теоретическому обоснованию, содержательному наполнению понятия «профессионально значимые (важные) качества» посвящено внимание ведущих российских и зарубежных ученых [9-12; 15]). На основании изученных работ считаем понятия «профессионально значимые качества» и «профессионально важные качества» однозначными и идентичными.

Предложена классификация профессионально значимых качеств специалиста по степени тяжести их формирования и устойчивости. Выделены группы профессионально важных качеств, которые характеризуют функциональные возможности человека с разных сторон [5; 10]:

– важные для профессионального успеха функции, но сложно поддающиеся тренировке, развитию, выражающие устойчивые индивидуальные особенности людей (такие профессионально важные качества и способности, лежащие в их основе, требовалось проявлять в профессиографировании, они должны были составить предмет психодиагностики в целях прогнозирования будущей профуспешности у новичков и лиц, поступающих в профессиональные школы);

– важные для профессионального успеха функции, которые удается развить в течение обучения, и поэтому они должны быть включены в программы профподготовки;

– важные для профессионального успеха функции, которые оказываются наиболее шаткими, склонными к функциональному распаду под влиянием длительной и напряженной профессиональной работы. Такие профессионально важные качества должны составлять предмет диагностики и исследования [5; 10].

При формировании профессиональной пригодности Е.А. Климов выделяет пять основных составляющих профессионально важных качеств [12, с. 198]:

– гражданские качества как отражение идейных моральных ценностей человека – члена коллектива, общества;

– отношение к труду, профессии, а также интересы и склонности к данной сфере деятельности;

– дееспособность, образуемая качествами, важными во многих и разных видах деятельности (широта ума, его глубина, гибкость и др.);

– отдельные, конкретные, специальные способности, которые считаются важными для данной работы, профессии или для относительно узкого их круга;

– навыки, привычки, знания, опыт.

Наряду с этим А.В. Карпов выделяет четыре основные группы профессионально важных (значимых) качеств [10]:

– абсолютные – свойства, которые необходимы для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно-заданном среднем уровне;

– относительные – определяющие возможность достижения субъектом высоких количественных и качественных показателей деятельности (так называемые профессионально важные качества мастерства);

– мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности (высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих других профессионально важных качеств);

– анти-профессионально важные качества – это свойства, выступающие профессиональными противопоказаниями к той или иной деятельности. Они, в противоположность качествам первых трех групп, коррелируют с параметрами деятельности значимо, но отрицательно.

Бинарный характер профессионально значимых качеств выражается в том, что они, с одной стороны, естественным образом обусловлены, а с другой стороны, они формируются, совершенствуются и шлифуются в процессе приобретения профессионального опыта. Так, в своем исследовании А.А. Кыверялг выделяет два аспекта профессионально важных качеств [15, с. 265]:

– общественный – включает такие важные взаимосвязанные элементы, как сознательная трудовая дисциплина, взаимопомощь, способность к труду для всеобщей пользы, совершенствование, самооценка, творческий подход к труду, трудолюбие и т. п.;

– технический аспект – требует от специалиста технологических, технических и организационно-экономических знаний и умений.

Исходя из проведенного анализа понятий можно сформулировать признаки, присущие понятию «профессионально значимые качества»: 1) социально значимые; 2) формируются с учетом потребности общества и государства в определенном (желательном) направлении и объеме; 3) нуждаются в целостной системе профессионального становления будущего специалиста; 4) реализуются на основе принципа – формирование всесторонне развитой, творческой личности с высоким уровнем профессионального мастерства.

Анализируя рассмотренные интерпретации исследуемого понятия, мы приводим авторскую редакцию понятию «профессионально значимые качества» – это социально значимые для реализации функций, задач и интересов общества (отдельных граждан) и государства личностные характеристики специалиста, формируемые в рамках системы профессионального становления на основе принципа – формирование всесторонне развитой, творческой личности, и являются необходимым условием для обеспечения жизнестойкости общества и государства.

Вопросу исследования формирования профессионально значимых качеств и различным аспектам профессиональной подготовки будущих специалистов техносферной безопасности уделяли внимание ряд ученых, в частности: Ю.В. Ветрова, О.Н. Галлямова, А.В. Ермилов, Д.В. Жернаков, А.В. Уколов, Е.Ю. Панасенкова, С.С. Тимофеев, Л.А. Попова и др. [1-5; 6; 19; 20]. Анализ научно-теоретической литературы по изучаемой тематике показал, что определение содержания понятия «профессионально значимые качества будущего бакалавра техносферной безопасности» неоднозначно и требует дальнейшего научного обоснования.

Исследуя проблему формирования личностных качеств у будущих сотрудников ГПС МЧС России, Ю.В. Ветрова определяет, что профессионально личностные качества специалистов экстремального профиля являются функциональными образованиями, которые изменяются в процессе деятельности и включают в себя не только психические процессы, но и личностные и индивидуально-типологические свойства. К основным профессионально важным качествам специалистов ГПС МЧС она относит: свойства познавательных психических процессов (качества восприятия, внимания, мышления памяти); моторные свойства (качества психомоторики, речи, физического развития); личностные качества, а к основным особенностям нового, «инновационного» типа профессионального становления сотрудников ГПС МЧС, по мнению Ю.В. Ветровой, относятся, во-первых, обучение предвидению, подготовке сотрудника ГПС к использованию методов прогнозирования, моделирования и проектирования профессиональной деятельности; во-вторых, включение сотрудника ГПС в участие в процесс принятия важных решений на разном уровне [1].

Изучая проблему формирования профессионально значимых качеств бакалавров в вузах МЧС России, А.В. Ермилов рассматривает генезис понятия «профессионально значимые качества» в психолого-педагогической литературе для конкретных видов трудовой деятельности, выделяет группы профессионально значимых качеств, необходимых бакалавру для осуществления профессиональной деятельности и наиболее значимое качество для каждой группы, рассматривает составляющие успешности формирования профессионально значимых качеств бакалавров направления 20.03.01 «Техносферная безопасность». На основе личностно-деятельностного подхода А.В. Ермиловым была разработана модель формирования профессионально значимых качеств бакалавров в вузах ГПС МЧС России и выделены ее компоненты: целевой, содержательный, организационный, технологический, мониторинговый и результативный, совокупность которых в процессе обучения позволяет на практических занятиях и учениях реализовывать потенциал каждого обучаемого с сохранением его здоровья [3-5].

Г.С. Жукова и Е.В. Минаева анализируют сложные и противоречивые изменения, происшедшие в промышленном секторе Российской Федерации за последние годы и приходят к выводу о переосмыслении качества профессиональной подготовки инженеров техносферной безопасности. На основе анализа профессиограмм, специфики профессиональной деятельности инженеров по безопасности технологических процессов и производств авторами были выделены следующие группы профессионально-важных качеств специалистов техносферной безопасности: социально-значимые, профессионально-интеллектуальные, профессионально-поведенческие, информационно-познавательные и профессионально-акмеологические профессионально-важные качества, а также сформулирован комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования в высшей школе системы профессиональных компетенций будущих бакалавров техносферной безопасности [7].

Важным моментом, по мнению Е.Ю. Панасенковой, С.С. Тимофеева, при использовании компетентностного подхода в подготовке бакалавров техносферной безопасности, является приобретение обучающимися в процессе обучения не традиционных теоретических основ по изучаемым дисциплинам, а овладение способностями и личностными качествами, которые понадобятся будущим специалистам для выполнения трудовых функций на рабочем месте [19]. О.Н. Галлямова в своем исследовании формулирует требования к здоровью, физическим и личностным качествам будущих специалистов техносферной безопасности, без достаточного уровня которых невозможно выполнение таких сложных и тяжелых трудовых функций в области техносферной безопасности как, скажем, ликвидация последствий техногенных катастроф, взрывов и пожаров, транспортировка пострадавших из зоны бедствия, проведение аварийно-спасательных работ и т. д. [2].

Л.А. Попова провела анализ различных аспектов подготовки бакалавров по направлению «Техносферная безопасность» в рамках российской системы образования и исследовала проблемы повышения качества образования будущих бакалавров данного направления [20]. В соответствии с таксономией автора, под компетенциями подразумеваются характеристики инженера, выраженные через способность действовать, базирующиеся на единстве знаний, профессионального опыта и поведения в соответствии с целью и ситуацией, т. е. компетенции – это те качества, которыми должен обладать конкретный инженер, занимающий данную должность.

Однако достаточно фундаментальное и обоснованное определение понятию приводит в своем диссертационном исследовании А.В. Ермилов. По его мнению, профессионально важные качества будущих бакалавров техносферной безопасности – это комплекс логически и диалектически связанных между собой взаимовлиятельных и обуславливающих друг друга морально-этических, дисциплинарных, профессиональных, деловых и индивидуально-психологических качеств будущих специалистов, отвечающих квалификационным критериям деятельности и требованиям соответствующих профессиональных стандартов [5, с. 15-39].

Социальная значимость профессионально значимых качеств будущих специалистов предполагает такой характер последних, при котором достигается обеспечение интересов общества, государства и личности в их поступательном развитии. При этом деятельность специалиста должна быть направлена на осуществление положительных социально значимых результатов. Из первого признака вытекает следующий – формируются с учетом потребностей общества и государства в определенном (заказанном) направлении и объеме. То есть здесь мы говорим о непосредственной связи с общественными потребностями. Любой вид деятельности в современном обществе требует соответствующих специалистов, а их нехватка может привести к невыполнению отдельных функций, возлагаемых на государство. Один из путей удовлетворения такой потребности – увеличение государственного заказа, создание благоприятных условий для подготовки высококвалифицированных специалистов. Исходя из этого, по нашему мнению, основной социально значимой и государственной функцией будущих бакалавров техносферной безопасности является обеспечение жизнестойкости каждого человека и общества в условиях техносферы путем выполнения трудовых функций на конкретном рабочем месте в качестве специалиста (инженера) по охране труда; инженера по охране окружающей среды; инженера по промышленной безопасности; государственного инспектора труда (по охране труда); специалиста (инженера) по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям; специалиста надзорных организаций в области охраны труда и противопожарной безопасности; специалиста экспертных организаций в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности (проведение экспертной оценки условий труда, экспертиза безопасности труда, законодательства, обучения по охране труда и проч.) [2; 11; 22].

Следовательно, в основу формирования профессионально значимых качеств будущих бакалавров техносферной безопасности должны быть положены всеобщие обязанности специалистов, обеспечивающих все виды государственной безопасности, к которым относятся: соблюдение Конституции Российской Федерации (РФ) и законы РФ, преданно защищать население РФ, добросовестно и честно исполнять трудовые обязанности; быть храбрым, инициативным и дисциплинированным; выполнять указания командиров (начальников); постоянно повышать уровень профессиональных знаний, совершенствовать свою выучку и мастерство, знать и выполнять свои обязанности и соблюдать законодательство РФ в сфере охраны человека и территорий; знать и содержать в готовности к применению аварийно-спасательную и другую технику, беречь государственное имущество; уважать традиции, помогать коллегам, находящимся в опасности, удерживать их от совершения необдуманных действий, уважать честь и достоинство каждого человека; быть бдительным, вести действия по спасению инициативно, настойчиво, к полному выполнению поставленной задачи; содействовать в поддержании порядка и дисциплины; соблюдать Кодекс чести сотрудника Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (https://clck.ru/scYsP).

Как видим, перечень обязанностей прямо или косвенно содержит нормативные требования к профессионально значимым качествам будущих бакалавров техносферной безопасности, при этом они выступают мощным стимулом для дальнейшего профессионального роста и надлежащего выполнения последних. То есть, можем констатировать, что обязательный характер этих норм выступает одновременно источником и конечной целью формирования системы профессионально значимых качеств специалиста техносферной безопасности.

Анализируя профессионально значимые качества будущих бакалавров техносферной безопасности, можно выделить основные условия их развития – необходимость все время что-то преодолевать, зачастую в экстремальных условиях при недостатке видимости, воздуха, информации, задымленности; бороться с определенными трудностями на фоне страданий других людей, оперативно принимать взвешенные решения большой социальной значимости. В свете вышеперечисленных характерных трудностей данной профессии формируются многие индивидуальные профессионально важные качества, но рассмотрим некоторые из них, имеющие особое значение в профессиональной человеко- и природосохраняющей деятельности [11; 17]: целеустремленность – качество, выражающее способность специалиста техносферной безопасности подчинить свои поступки определенным целям и придерживаться их; решительность – качество, выражающее способность специалиста техносферной безопасности своевременно принимать обоснованные решения и без личных задержек переходить к их исполнению; дисциплинированность – качество, выражающее способность специалиста техносферной безопасности строго и точно следовать инструкциям, нормам морали и ценностям; смелость – качество, характеризующее способность специалиста техносферной безопасности выполнять новые и трудные дела в состоянии цейтнота, результат которых не всегда понятен; мужество – качество, раскрывающее способность специалиста техносферной безопасности не терять присутствие духа и обращаться с людьми с достоинством и честью в любой, даже смертельно опасной обстановке; самостоятельность – качество, раскрывающее способность специалиста техносферной безопасности быть уверенным в своих силах, критически оценивать сложившуюся ситуацию, способность взять на себя ответственность за принимаемое решение. Эти и другие качества выступают во взаимосвязи, дополняя друг друга.

Следовательно, профессионально важные качества бакалавра техносферной безопасности – это социально значимые для реализации функций, задач и интересов общества (отдельных граждан) и государства личностные характеристики специалиста, формируемые в рамках системы профессионального становления на основе принципа формирования всесторонне развитой, творческой личности, и является необходимым условием для обеспечения жизнестойкости гражданского общества и страны в целом. В современных условиях, как никогда ранее, в Российской Федерации возникает задача – воспитать и подготовить в сжатые сроки кадры нового поколения, сформировать будущих специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности, идейно убежденных, сознательных, психологически устойчивых, готовых к осуществлению трудовых функций как в повседневном режиме деятельности, так и в экстремальных условиях чрезвычайных ситуаций. И учреждения высшего профессионального образования должны выступить наиболее значимой образовательной базой для их формирования и становления [8; 17; 23]. Следовательно, одним из приоритетов в работе профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, становится предоставление профессиональной помощи будущим бакалаврам техносферной безопасности в раскрытии и развитии их профессионально важных качеств, в основу которых должны быть положены как индивидуальные личностные качества, так и квалификационные требования, изложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность, в соответствующих профессиональных стандартах, в Кодексе гражданской защиты РФ, в Трудовом кодексе РФ, в иных законодательных и нормативных правовых актах РФ.

Таким образом, профессионально значимые качества будущих бакалавров техносферной безопасности выступают в роли своеобразного психологического ресурса, обеспечивающего эффективное исполнение профессионального долга не только в режиме повседневной деятельности, но и в критических ситуациях чрезвычайного характера. Профессиональная деятельность бакалавров техносферной безопасности предполагает наличие развитых профессионально значимых качеств у обучающихся, в основе которых лежит соответствующий набор социально важных и индивидуально-личностных качеств человека. Сформированность профессионально значимых качеств обеспечивается и гарантируется качественной профессионально ориентированной подготовкой будущих бакалавров техносферной безопасности в системе высшего профессионального образования на основе повышения стандартов высшего образования и компетентностного формата образовательной деятельности высших учебных заведений. Следующим структурным элементом исследования должна быть образовательная (воспитательная) среда, основной задачей которой является формирование специалиста и его подготовка к дальнейшей профессиональной деятельности. Это прежде всего система учреждений высшего профессионального образования. В этом случае государство и общество формируют долгосрочную перспективу обеспечения высококачественными специалистами для удовлетворения своих запросов, потребностей и интересов. При этом, цивилизационное (гуманистическое) направление развития современного общества основано на принципе формирования всесторонне развитой личности.

×

About the authors

Vladislav V. Кarpov

Lugansk State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: vip_belyy@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6686-0888
Luhansk People's Republic, Lugansk

References

  1. Vetrova, Yu.V., Severin, N.N., Radoutskii, V.Yu., & Litvin, M.V. (2011). Formirovanie lichnostnykh kachestv u sotrudnikov GPS MChS Rossii – glavnaya tsel' funktsionirovaniya sistemy professional'noi podgotovki. Vestnik BGTU im. V.G. Shukhova, (3), 180-183. (in Russ.).
  2. Gallyamova, O.N. (2016). Pokazateli gotovnosti studentov k deyatel'nosti v tekhnosfernoi bezopasnosti. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, (3 (133)), 50-53. (in Russ.).
  3. Ermilov, A.V. (2018). Model' formirovaniya professional'no znachimykh kachestv bakalavrov v vuzakh MChS Rossii. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika, 28(3), 335-341. (in Russ.).
  4. Ermilov, A.V., Mardakhaev, L.V., & Volenko, O.I. (2020). Vydelenie professional'no znachimykh kachestv bakalavra tekhnosfernoi bezopasnosti. Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal, 17(2), 73-81. (in Russ.).
  5. Ermilov, A.V. (2020). Formirovanie professional'no znachimykh kachestv bakalavrov v vuzakh MChS Rossii: Diss. … kand. ped. nauk. Moscow. (in Russ.).
  6. Zhernakov, D.V., & Ukolov, A.V. (2014). Formirovanie professional'no-vazhnykh kachestv u kursantov pozharno-spasatel'noi akademii kak budushchikh vysokokvalifitsirovannykh spetsialistov sistemy GPS MChS Rossii. In Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire, St. Petersburg, 159-161. (in Russ.).
  7. Zhukova, G.S., & Minaeva, E.V. (2012). O formirovanii v vuze sistemy professional'nykh kompetentsii inzhenerov po bezopasnosti tekhnologicheskikh protsessov i proizvodstv. Vestnik Sibirskoi gosudarstvennoi avtomobil'no-dorozhnoi akademii, (1(23)), 141-145. (in Russ.).
  8. Il'ina, A.I. (2015). Interaktivnaya obrazovatel'naya sreda kak sredstvo formirovaniya professional'no-znachimykh kachestv bakalavrov. Novaya nauka: strategii i vektory razvitiya, (6-2), 26-27. (in Russ.).
  9. Karpov, V.V. (2021). Soderzhanie professional'noi kompetentnosti bakalavra tekhnosfernoi bezopasnosti. In Formirovanie professional'noi kompetentnosti budushchego spetsialista: materialy dokladov Nauchno-prakticheskoi konferentsii, Lugansk, 34-39. (in Russ.).
  10. Karpov, A.V., Karpov, A.A., & Markova, E.V. (2016). Psikhologiya prinyatiya resheniya v upravlencheskoi deyatel'nosti. Metasistemnyi podkhod. Yaroslavl'; Moscow. (in Russ.).
  11. Karpov, V.V. (2020). Praktiko-orientirovannoe obuchenie bakalavrov tekhnosfernoi bezopasnosti. In Aktual'nye problemy i perspektivy trudoustroistva vypusknikov obrazovatel'nykh organizatsii vysshego i srednego professional'nogo obrazovaniya: Materialy tezisov XIV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Donetsk, 422-426. (in Russ.).
  12. Klimov, E.A. (2003). Puti v professionalizm. Moscow. (in Russ.).
  13. Kotlyarova, O.V. (2013). Praktiko-orientirovannyi podkhod k formirovaniyu professional'no znachimykh kachestv lichnosti bakalavra turizma. In Sborniki konferentsii NITs Sotsiosfera, (50), 40-44. (in Russ.).
  14. Kotochigov, R.V. (2018). Pedagogicheskie usloviya razvitiya nravstvenno-volevykh kachestv kursantov v obrazovatel'nom protsesse vuzov MChS. In Antropotsentricheskie nauki v obrazovanii: Materialy VIII mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Voronezh 13-14 noyabrya 2018 goda), Voronezh, 224-229. (in Russ.).
  15. Kyveryalg, A.A. (1980). Metody issledovaniya v professional'noi pedagogike. Tallin. (in Russ.).
  16. Laukhina, I.V. (2009). Strukturno-funktsional'naya model' formirovaniya lichnostnykh kachestv u sotrudnikov GPS MChS Rossii v protsesse professional'nogo stanovleniya v pozharnykh chastyakh. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, (8 (54)), 75-79. (in Russ.).
  17. Mikhailova, S.V., & Pogrebnaya, I.A. (2019). Formirovanie professional'no-znachimykh kachestv u budushchikh bakalavrov v vysshem tekhnicheskom uchebnom zavedenii. Perspektivy nauki, (8 (119)), 203-208. (in Russ.).
  18. Mishina, S.V. (2019). Realizatsiya proekta po formirovaniyu professional'no znachimykh kachestv budushchikh bakalavrov ekonomiki. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta, (1), 96-103. (in Russ.).
  19. Panasenkova, E.Yu., & Timofeev, S.S. (2017). Primenenie kompetentnostnogo podkhoda pri podgotovke studentov napravleniya “Tekhnosfernaya bezopasnost'” na primere distsipliny “Regional'naya ekologiya”. XXI vek. Tekhnosfernaya bezopasnost', 2, (3), 102-110. (in Russ.).
  20. Popova, L.A. (2011). Teoreticheskii analiz professional'noi kompetentnosti budushchikh bakalavrov po napravleniyu podgotovki “Tekhnosfernaya bezopasnost'”. In Formirovanie professional'noi kompetentnosti budushchikh spetsialistov v usloviyakh kreditnoi tekhnologii obucheniya: opyt, problemy i perspektivy, Kokshentau, 59-66. (in Russ.).
  21. Prokhodimova, E.M. (2005). Razvitie lichnostnykh kachestv sotrudnika GPS MChS Rossii. In Zdorov'e, risk i bezopasnost' sotrudnikov GPS MChS Rossii: Materialy mezhregional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Sankt-Peterburg, 22 sentyabrya 2005 goda), St. Petersburg, 95-98. (in Russ.).
  22. Savinkov, S.N. (2018). Sotsial'no-psikhologicheskii trening kak metod razvitiya lichnostno-professional'nykh kachestv sotrudnikov MChS Rossii. Novoe v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh, (2 (50)), 51-62. (in Russ.).
  23. Umerkaeva, S.Sh. (2014). Praktiko-orientirovannaya obrazovatel'naya sreda kak faktor formirovaniya professional'no znachimykh kachestv lichnosti bakalavra sotsial'no-kul'turnoi deyatel'nosti. In Professional'naya podgotovka spetsialistov sotsial'noi sfery: problemy i perspektivy: Materialy konferentsii, Moscow, 134-141. (in Russ.).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. Structure of the professional competence of a bachelor of techno-technological safety

Download (138KB)


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies