Об итогах работы международной научно-практической конференции «Югра, Сибирь, Россия: политические, экономические, социокультурные аспекты прошлого и настоящего», состоявшейся 24-26.10.2013 г. в ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет»


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В публикации содержится информация об итогах работы международной научно-практической конференции «Югра, Сибирь, Россия: политические, экономические, социокультурные аспекты прошлого и настоящего», состоявшейся 24-26 октября 2013 г. в НВГУ.

Полный текст

Международная научно-практическая конференция была посвящена 20-летию высшего исторического образования и 25-летию высшего филологического образования в Ханты-Мансийском автономном округе. Организаторами научного мероприятия стали кафедра истории России, кафедра филологии и массовых коммуникаций, кафедра документоведения и всеобщей истории, кафедра лингвистики и перевода гуманитарного факультета. Подготовительная работа включала в себя несколько этапов: 1. Разработка концепции торжественных мероприятий, формирование оргкомитета, финансовое обеспечение (февраль 2012 г.). 2. Подготовка информационного письма, его рассылка с приглашением принять участие в конференции видных ученых и специалистов, подготовка издания спецвыпуска журнала «Преподавание истории в школе», подготовка и редактирование докладов для конференции, подготовка оригинал-макета сборника материалов, публикация материалов конференции в печатном и электронном вариантах (март 2012 - июнь 2013 г.). 3. Разработка и издание программы конференции, подготовка папок участников конференции, оформление фотовыставки, оформление выставки научных и научно-методических трудов кафедр. 4. Организация встречи, размещения, отъезда иногородних участников конференции; культурная программа. В конференции приняли участие (очно и заочно) более 170 человек. В очной форме в числе участников оказались представители администрации Нижневартовского района, преподаватели и студенты Нижневартовского и Южно-Уральского государственных университетов, историки из Астаны, Владимира, Москвы, Нижневартовска, Нижневартовского района, Сургута, Тюмени. В очной работе конференции приняли участие 24 доктора, 47 кандидатов наук и 5 магистров. На пленарных заседаниях и в шести секциях конференции были обсуждены актуальные проблемы всеобщей и отечественной истории (в том числе региональной), теории и методики обучения истории, вопросы историографии и источниковедения, а также проблемы русской словесности и иностранной филологии. В секциях «Отечественная история», «Проблемы историографии российской истории» прозвучали доклады, посвященные новым подходам в изучении актуальных проблем отечественной истории, выявлению и анализу исторических источников, проблемам образования на территории края в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы, истории нефтегазового освоения и др. В секции «Проблемы теории и методики обучения истории» прозвучали доклады и сообщения, отражающие актуальные вопросы теории и методики обучения истории в условиях перехода на ФГОС. В секции «Проблемы изучения всеобщей истории» нашли отражение вопросы истории и историографии Западной Европы и Востока от средневековья до современности. В секции выступили участники, представляющие кафедру филологии и массовых коммуникаций НВГУ, а также образовательные учреждения других городов. Тематика докладов отличалась многообразием проблематики и направлений научной деятельности, касающихся вопросов лингвистической терминологии в историческом аспекте, речевого поведения и сравнительно-исторического изучения творчества поэтов Серебряного века. Не остались без внимания вопросы лингвистической экологии, процессы, происходящие в современном русском языке. Один доклад представлял новый подход, состоящий в использовании социальных медиа-структур в различных сферах жизнедеятельности человека. Выступления многих докладчиков вызвали оживленные дискуссии. В секции «Язык в социокультурном пространстве» получили отражение актуальные проблемы лингвистики и перевода, а также использования новых технологий в обучении иностранным языкам. Участники конференции приняли резолюцию, в которой обратили внимание на следующие аспекты состояния исторической науки и исторического образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре: 1. Конференция отмечает значительные успехи, достигнутые учеными Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в изучении отечественной и всеобщей истории, историографии, источниковедения, краеведения. Заслуги югорских ученых нашли признание на региональном и всероссийском уровнях, что выразилось в ходе реализации совместных проектов с институтом истории Сибирского отделения РАН, Институтом всеобщей истории РАН, Институтом истории и археологии Уральского отделения РАН, ведущими вузами Урало-Сибирского региона; в большом числе научных публикаций; подготовке квалифицированных научных кадров. 2. Конференция констатирует, что к настоящему времени в вузах Югры сформировались научные школы, занимающиеся проблемами историографии и источниковедения истории Сибири; социально-экономического, политического и духовного развития Югры; археологии Среднего Приобья; истории Западной Европы XIX-ХХ вв.; актуальными вопросами теории и методики обучения истории по ряду других направлений. 3. Конференция обращает внимание на необходимость внедрения полученных результатов в практику, прежде всего, в образовательные учреждения Югры путем включения в школьные курсы отечественной истории новых научных данных об истории округа, элективных курсов по родной истории; возможна разработка специального учебно-методического комплекса по истории края для разных возрастных групп учащихся школ ХМАО - Югры. 4. Конференция подчеркивает необходимость координации научной деятельности ученых Югры для реализации совместных исследований, лоббирования научных и образовательных проектов перед органами законодательной и исполнительной власти. Снижение внимания государства к проблемам фундаментальной науки в целом и гуманитарного знания в частности требует объединения усилий для работы по приоритетным направлениям, в которых в первую очередь заинтересованы государство, бизнес, общество в целом. 5. В сфере высшего исторического образования остаются нерешенными проблемы академической мобильности студентов-историков, международного сотрудничества, обмена преподавателями и студентами, участия в международных научных проектах. Оргкомитет благодарит всех, кто принял участие в конференции, и надеется на дальнейшее плодотворное сотрудничество историков Югры, России, Ближнего и Дальнего зарубежья в деле изучения актуальных проблем российской и всемирной истории.
×

Об авторах

Любовь Васильевна Алексеева

Нижневартовский государственный университет

Email: rоshist@mаil.ru
доктор исторических наук, профессор кафедры истории России

Валерий Валентинович Цысь

Нижневартовский государственный университет

Email: rоshist@mаil.ru
доктор исторических наук, профессор кафедры истории России

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах