Представление о браке у студенческой молодежи: гендерный аспект
- Авторы: Мищенко В.А.1, Быстрова Н.В.1, Панфилова О.В.1, Лукьянец О.В.1
-
Учреждения:
- Югорский государственный университет
- Выпуск: № 4 (2023)
- Страницы: 124-129
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik.nvsu.ru/2311-1402/article/view/624881
- DOI: https://doi.org/10.36906/2311-4444/23-4/12
- ID: 624881
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Авторы статьи рассматривают проблему представлений о браке у современной студенческой молодежи. Представлены краткие результаты исследования, выполненные на выборке из числа студентов педагогического вуза. Общее количество испытуемых – 100 человек. Целью в работе являлось изучение особенностей и сопоставление представления о браке у юношей и девушек в возрасте от 18 до 21 года. Задачами исследования были: выявление особенности представлений о браке у девушек и юношей; сравнение и анализ гендерных особенностей представлений о браке в юношеском возрасте. На основе разработанных критериев были применены методики диагностики, результаты которых отражены в данной статье. В результате анализа эмпирических данных было выявлено, что гендерные особенности представления о браке среди студенческой молодежи следующие: существует некоторая взаимосвязь между полом и представлениями о браке, которая заключается в желании девушек «быть как все», иметь семью, выбор партнера иного социального происхождения, любящего детей; в предпочтении юношей во внешне привлекательной супруге с общими интересами, взглядами и здоровым образом жизни, в желании мужчины зарабатывать и распределять семейный бюджет, а так же совпадении взглядов обеих полов на факторы вступления в брак - любовь, взаимную симпатию; верность, как основу отношений и желание иметь детей. Практическая значимость исследования очевидна: полученные результаты можно использовать в процессе семейного воспитания юношества в рамках учебных курсов по психологии семьи и семейному консультированию.
Ключевые слова
Полный текст
Проблему семьи нельзя назвать новой, но в последние годы наблюдается тенденция к изменению отношения к данному социальному институту. Все чаще молодые люди приходят на консультации по вопросам супружеской жизни, семейного воспитания, коррекции детско-родительских отношений. За последние годы институт брака и семьи претерпел существенные изменения. Все чаще, брак и семья становятся для молодежи препятствием на пути выражения своих чувств.
В Российской Федерации в 2022 зарегистрировали 868,7 тысячи браков и 567,3 тысячи разводов и этому не смогли помешать даже ковидные ограничения (https://clck.ru/36sqM2).
Среди лидеров по количеству разводов – Карачаево-Черкессия, Еврейская автономная область, Ингушетия. В Тюменской области по данным Росстата на июль 2023 года зарегистрировано 14461 брак и 11 956 разводов (https://clck.ru/36sqMb).
Подготовка молодежи к семейной жизни, формирование адекватных представлений о семье и браке в условиях существующей реальности является серьезной общегосударственной проблемой.
Целью нашего исследования явилось изучение гендерных особенностей представления о браке у студенческой молодежи. Теоретической и методологической основой послужили работы, посвященные психолого-педагогическим аспектам проблемы подготовки будущего семьянина (И.В. Гребенников, Л.М. Панкова, А.Я. Студенте, В.Я. Титаренко, К.Е. Романов, И.В. Бестужев-Лада), концепция полового воспитания (И.С. Кон, В.Б. Каган, Д.Н. Исаев), работы по вопросам института семьи и брака (С.И. Голод, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, Э.К. Васильева, З.А. Янкова) [1; 2; 4; 6].
В исследовании приняли участие студенты педагогического вуза Тюменской области. Возрастной диапазон испытуемых составил 18–21 год. Выборку составили 100 человек: 50 девушек, обучающихся на педагогическом факультете и 50 юношей, обучающихся на профиле «Физическая культура».
Нами были определены критерии представлений о браке у студенческой молодежи: факторы для вступления в брак, условия счастливой семейной жизни, личностные качества будущих супругов, распределение обязанностей и ответственности супругов, наличие детей, стиль семейного воспитания.
На основе выделенных критериев были подобраны диагностические методики:
- методика «Изучение представлений о семейной жизни» [3, c. 20];
- Сочинения «Мои представления о будущей жене и браке с ней», «Мои представления о будущем муже и браке с ним»;
- Модификация психосемантического дифференциала Ч. Осгуда [5].
Методика «Изучение представлений о семейной жизни» включала 5 вопросов В четырех вопросах необходимо было проставить значимость предложенных вариантов в порядке убывания, а в одном подчеркнуть тот вариант, который испытуемый считает для себя верным.
Перед началом выполнения методики испытуемым давалась инструкция, настраивающая на свободное и искреннее выражение своего собственного мнения при ответах на вопросы. Второй методикой, позволяющей выявить гендерные особенности представлений о браке в юношеском возрасте были сочинения на тему: «Мои представления о будущей жене и браке с ней», «Мои представления о будущем муже и браке с ним». Методика «Психосемантический дифференциал» Ч. Осгуда направлена на исследование личностных установок и эмоциональных отношений человека к определенному кругу объектов. В рамках нашего исследования, данная методика была адаптирована. Она помогла выявить личностные установки и эмоциональное отношение юношей и девушек к браку и тем особенностям, которые для него характерны.
Мы применили метод семантического дифференциала, который был представлен в виде 4 объектов, связанных с брачными отношениями:
- Брак: официальный – гражданский, по любви – по расчету, обязывающий – непринужденный, свободный – верный, основанный на доверии – на контрактной основе;
- Семья: бездетная – многодетная, проживающая с родителями – отдельно, доминирование – равноправие, патриархат – матриархат;
- Муж: обеспечивающий – неработающий, равнодушный – эмоциональный, физически и эмоционально сильный – слабохарактерный, без вредных привычек – с вредными привычками, проживающий отдельно от семьи – с семьей, не первый брак – первый брак;
- Жена: работающая – домохозяйка, замкнутая – активная, не первый брак – первый брак, равнодушная – заботливая, карьеристка – хранительница домашнего очага, привлекательная – незаметная.
Каждый объект включает 5–6 характеристик с двумя противоположными полюсами, выраженными словами и семью градациями. Задача респондентов - зафиксировать свою оценку в виде отнесения к определенному полюсу шкалы с определенной градацией.
Методика «Изучение представлений о семейной жизни» позволила получить данные, представленные нами в таблице.
По данным, представленным в таблице, можно констатировать, что главным фактором для вступления в брак, как юношей, так и девушек является любовь и взаимная симпатия.
Таблица. Результаты методики «Изучение представлений о семейной жизни» (по вопросу «Какие из перечисленных факторов быстрее всего привели бы Вас к вступлению в брак?»)
Факторы вступления в брак | Юноши (№ ранга) | Девушки (№ ранга) |
Взаимная симпатия | 2 | 2 |
Внешняя привлекательность | 3 | 5 |
Высокое общественное положение будущего спутника | 8 | 10 |
Давление ближайшего окружения, советы родителей и друзей | 10 | 8 |
Дружба, уважение | 6 | 18 |
Желание уйти из-под опеки родителей, отделиться от них | 17 | 13 |
Желание иметь детей | 4 | 6 |
Желание почувствовать себя более взрослым | 12 | 14 |
Любовь | 1 | 1 |
Нравственные качества будущего спутника жизни | 9 | 9 |
Общность интересов, взглядов, духовная близость | 5 | 11 |
Ориентация на интимные отношения только в браке | 15 | 12 |
Ожидаемое рождение ребенка до брака | 16 | 2 |
Потребность быть «как все» и иметь семью | 13 | 3 |
Потребность чувствовать себя защищенным | 14 | 7 |
Потребность быть объектом любви и заботы | 7 | 4 |
Привлекательная профессия партнера | 18 | 17 |
Реальная или ожидаемая материальная обеспеченность будущего спутника жизни | 14 | 16 |
Рекомендации гороскопов и др. приметы | 21 | 21 |
Сексуальная привлекательность, влечение | 11 | 5 |
Сходство партнера с кем-либо из значимых людей | 20 | 20 |
Чувство одиночества или боязнь одиночества | 20 | 15 |
Чувство сострадания, жалости | 19 | 19 |
Юноши отметили, что внешняя привлекательность девушки может сподвигнуть их к созданию семьи. Девушки выделили такой фактор, как потребность быть «как все» и иметь семью. Мнение обоих полов сошлось на том, что не стоит создавать семью по рекомендациям гороскопов или по сходству партнера с кем-либо из значимых людей. На вопрос: «Какие из нижеперечисленных условий счастливой семейной жизни наиболее важны для мужа, а какие для жены», у обеих полов были отмечены наличие детей, взаимопонимание с супругом (супругой), уверенность в прочности брака.
Среди качеств, необходимых для мужа и жены в семейной жизни были верность, любовь к детям.
На вопрос: «По каким параметрам желательно сходство супругов для счастливого брака?», была отмечена внешняя привлекательность со стороны обоих полов. На последнее место юноши поставили лидерство в семье. По представлениям девушек, супруги должны быть разного социального происхождения, возможно, это мнение сложилось под влиянием красивых историй о «золушках», счастливых неравных браках.
В ответах респондентов на вопрос, кто должен заниматься домашними делами, отмечено единодушие (69% юношей и 62% девушке отметили, что оба супруга).
По мнению юношей, распределение семейного бюджета должно находиться в руках мужа (62% опрошенных). Такое же количество девушек ответили – в руках жены. Воспитание ребенка в семье должны осуществлять оба родителя – так ответили 92% юношей и 92% девушек. Обзаводиться детьми после заключения брака следует через некоторое время спустя. Такой ответ преобладал у 85% юношей и 62% девушек. Не следует вступать в брак, если отсутствует любовь, так ответили 85% респондентов мужского пола и 62% женского. Кроме того, 15% девушек отметили значимый фактор – материальную обеспеченность.
Реализованная методика «Психосемантический дифференциал Ч. Осгуда» позволила получить следующие результаты:
- 92% опрошенных девушек считают, что брак должен быть официальным, причем ответы были зафиксированы на градации «сильно», что говорит о важности официальной регистрации отношений. Юноши менее категоричны в этом вопросе, так всего 52% считают, что брак должен быть официальным.
- Мнения респондентов обоих полов единодушны в том, что брак должен основываться на любви. Кроме того, 40% девушек ответили, что в браке очень много обязанностей.
- 100% опрошенных считают недопустимым проживание с родителями.
- 72% девушек считают, что отношения в семье должны быть демократичными. Все опрошенные лица женского пола хотят видеть своего мужа, обеспечивающим семью, физически и эмоционально сильным.
- Отсутствие вредных привычек у супруга (супруги) отметили 92% опрошенных.
- 40% девушек допускают проживание мужа отдельно от семьи. Мужчины в данном вопросе более традиционны, 80% из них склоняются к варианту совместного проживания с семьей.
- 80% девушек, считают, что жена должна работать, так же считает 68% юношей.
Были отмечены важные качества жены, по мнению юношей – активность, заботливость и внешняя привлекательность. 68% девушек отметили что жена – это хранительница домашнего очага. С ними согласились 92% юношей.
Анализ сочинений на тему «Мои представления о будущем муже и браке с ним» позволил выявить основные характеристики желаемого мужа, которые наиболее часто встречались в сочинениях:
– добытчик, обеспечивает семью;
– любящий жену и детей;
– заботливый;
– внимательный;
– верный;
– физически и эмоционально сильный;
– с хорошим чувством юмора;
– добрый.
Встречались характеристики, касающиеся социального статуса будущего мужа:
– высокое положение на работе;
– обеспеченность;
– с хорошей заработной платой.
Внешность для будущего мужа не столь важна. Неотъемлемой частью семейной жизни являются дети, муж должен принимать непосредственное участие в их воспитании. Так же девушки неоднократно упоминали о совместном времяпровождении, отдыхе с мужем и детьми. Анализ сочинений юношей на тему «Мои представления о будущей жене и браке с ней» показал, что для юношей очень важна привлекательность девушки. Так же были выделены следующие характеристики будущей жены:
– заботливая;
– добрая;
– трудолюбивая;
– умеет хорошо готовить;
– верная;
– любящая.
Среди опрошенных были и те, кто отметил, что жена должна заниматься только семьей и детьми, либо работать и строить карьеру.
Обобщая результаты исследования, мы выявили следующие гендерные особенности представления о браке среди студенческой молодежи: существует некоторая взаимосвязь между полом и представлениями о браке, которая заключается в желании девушек «быть как все», иметь семью, выбор партнера иного социального происхождения, любящего детей; в предпочтении юношей во внешне привлекательной супруге с общими интересами, взглядами и здоровым образом жизни, в желании мужчины зарабатывать и распределять семейный бюджет, а так же совпадении взглядов обеих полов на факторы вступления в брак - любовь, взаимную симпатию; верность, как основу отношений и желание иметь детей.
Благодарим редакцию журнала за предоставленную возможность опубликовать результаты научного исследования.
Об авторах
Владимир Александрович Мищенко
Югорский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: vam7405@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0135-712X
д-р пед. наук
Россия, Ханты-МансийскНаталья Владимировна Быстрова
Югорский государственный университет
Email: n-75@list.ru
ORCID iD: 0000-0001-7409-0481
канд. пед. наук
Россия, Ханты-МансийскОльга Валерьевна Панфилова
Югорский государственный университет
Email: oval.2011@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9487-9241
канд. пед. наук
Россия, Ханты-МансийскОльга Валериевна Лукьянец
Югорский государственный университет
Email: dubrovina-75@mail.ru
ORCID iD: 0009-0007-7949-7388
канд. психол. наук
Россия, Ханты-МансийскСписок литературы
- Васильева Э.К. Образ жизни городской семьи. М.: Финансы и статистика, 1981. 96 с.
- Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1991. 158 с.
- Курсовые и исследовательские работы по психологии. Омск: ОмГПУ. 2007. 180 с.
- Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики отв. ред. Г. С. Батыгин. М.: Мысль, 1989. 120 с.
- Прохоров А.О. Семантические пространства психических состояний // Психологический журнал. 2001. № 2. С. 14-26.
- Титаренко В.Я. Семьи и формирование личности. М.: Мысль, 1987. 352 с.
Дополнительные файлы
