Подготовка современного специалиста в контексте проблемно-информационного подхода (на примере обучения иностранному языку)
- Авторы: Трофименко М.П.1, Осипова Н.Н.1, Абдуразакова Д.М.2
-
Учреждения:
- Нижневартовский государственный университет
- Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова
- Выпуск: № 3 (2024)
- Страницы: 111-123
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vestnik.nvsu.ru/2311-1402/article/view/633872
- DOI: https://doi.org/10.36906/2311-4444/24-3/10
- ID: 633872
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Сегодняшние вызовы, с которыми сталкивается современное общество, обуславливают необходимость использования международного языка для решения задач экономического, политического, научного, академического, социокультурного характера. Авторы рассматривают важность знания иностранного языка, подчеркивая присущие ему дополнительные ресурсы для профессионального становления будущих специалистов. Предметом рассмотрения данной статьи является процесс обучения иностранному языку в контексте проблемно-информационного подхода в ходе профессиональной подготовки студентов вуза. Авторами рассматривается процесс овладения иностранным языком на разных ступенях обучения и анализируются компоненты рабочих программ дисциплин: «Иностранный язык», «Иностранный язык в профессиональной деятельности», «Иностранный язык в сфере научной коммуникации». Теоретическая значимость статьи заключается в рассмотрении основных понятий проблемного обучения и его важности не только для успешного овладения иностранным языком, но и успешной подготовки будущих специалистов, отвечающих всем требованиям современного рынка труда. Авторами также обоснована актуальность иноязычной подготовки студентов в контексте проблемно-информационного подхода, а также представлена специфика его реализации. Практической значимостью работы является предложенная авторами серия проблемных заданий, ориентированных на разные модели проблемных ситуаций, для обучения рецептивных видов речевой деятельности – иноязычному чтению и аудированию. Согласно исследователям, задания такого типа позволяют не только формировать и развивать иноязычную коммуникативную компетенцию, но способствуют формированию и развитию профессиональных качеств будущих специалистов, обладающих творческим мышлением и умеющих справляться с проблемами в различных нестандартных ситуациях в разных сферах деятельности человека.
Полный текст
Сегодняшние условия развития общества обусловлены переменами социально-экономического, политического и культурного характера. Современное общество сталкивается с большим количеством вызовов и, в первую очередь, образование, являясь ключевым элементом устойчивого развития современной цивилизации, призвано реагировать и способствовать решению возникающих проблем. Для успешной реализации диалога культур необходимо владение общепринятым международным языком (common language – английский язык), который является рабочим языком для проведения встреч глав государств, переговоров (политика, экономика, культура); используется в качестве официального языка международных корпораций и для изучения мирового передового опыта в разных сферах деятельности, включая науку и образование.
Иностранному языку (далее – ИЯ) присущи дополнительные ресурсы для формирования и развития профессиональных качеств современных специалистов [5, с. 5; 17, с. 251]. В настоящее время изучение ИЯ является ключевой компонентой подготовки специалиста всех направлений (профилей) в вузе. Высокий потенциал иностранного языка, проявляющийся в формировании и развитии необходимых качеств у студента (социально-коммуникативных и профессиональных), является существенным преимуществом выпускника на рынке труда. [18, с. 31].
В системе современного высшего образования ИЯ является обязательным компонентом процесса профессиональной подготовки будущих специалистов и изучается на разных ступенях обучения [4, с. 33], включая все уровни высшего образования [12, с. 68]. Каждый уровень овладения ИЯ характеризуется вариативностью наименования дисциплины («Иностранный язык» (бакалавриат) (https://clck.ru/3Bccm7), «Иностранный язык в профессиональной деятельности» (магистратура) (https://clck.ru/3Bccsb), «Иностранный язык в сфере научной коммуникации» (подготовка кадров высшей квалификации / аспирантура) (https://clck.ru/3BcdYj)), целью и задачами, требованиями к предварительной подготовке обучающихся, формируемыми компетенциями и индикаторами их достижения.
Согласно ФГОС ВО 3++, можно констатировать, что изучению ИЯ (вышеназванные дисциплины, за исключением «Иностранный язык в сфере научной коммуникации» (Ф), относятся к базовой обязательной части Б1.О) уделяется большое внимание в процессе подготовки в вузе. Результатом освоения ИЯ является сформированная УК-4, проявляющаяся в способности выпускника применять современные коммуникативные технологии для осуществления общения на академическом и профессиональном уровнях (родной / иностранный язык). Что касается подготовки студентов-аспирантов в процессе обучения ИЯ, к планируемым результатам относится формирование и развитие и УК-3, предполагающей готовность ученого-исследователя принимать участие в работе российских и международных научно-исследовательских сообществ для решения научных и академических задач [3, с. 49]. Цель освоения вышеназванных дисциплин заключается не только в формировании и развитии языковой компетенции, но и в повышении уровня профессиональной подготовки студентов, которым необходимо обладать сформированным критическим мышлением, гибкостью в принятии решений, стремлением планировать и достигать поставленных целей [19, с. 2], способностью разрешать проблемные задачи и ситуации и готовностью менять себя в силу предъявляемых требований.
В рамках профессиональной подготовки будущие специалисты вынуждены перерабатывать большое количество информации для получения необходимых знаний с целью осмысления и их дальнейшего использования и, как следствие, студентам приходится работать с дополнительными источникам информации, обсуждать спорные вопросы, самостоятельно вести научно-исследовательскую деятельность и оценивать полученные результаты своей работы.
Развитие передовых технологий и внедрение их в образовательный процесс обусловили важность создания благоприятных условий для реализации учебно-познавательной деятельности [6, с. 23-24], отвечающих требованиям, предъявляемым к подготовке современного специалиста, что определяет необходимость строить учебно-познавательную деятельность, в контексте проблемного обучения [1; 7; 16], результатом которого является формирование и развитие творческой составляющей студента (творческая личность, творческое мышление и творческие отношения в процессе взаимодействия участников образовательного процесса) при постановке проблем → формулировании задач → решении проблемных ситуаций (на разных уровнях проблемности).
Вышесказанное обосновывает необходимость отбора учебного содержания и выбора методов, организационных форм, средств обучения ИЯ, а также значимость выбора приемлемого подхода к обучению как стратегии для эффективной организации учебного процесса. Вопросами выбора подходов к обучению различным дисциплинам, включая и ИЯ, занимались многие исследователи. В процессе профессиональной подготовки в вузе рассматривались такие подходы, как компетентностный (А.В. Хуторской [21], Е.В. Брылева, Ю.А. Воронцова [3], О.О. Холбобоев [20] и др.), культурологический (И.М. Басовец [2] и др.), проблемный (Е.В. Ковалевская [8], В.И. Кузнецова [11], Е.А. Молодых, М.В. Вогормян [13], конпроблемный (В.Д. Путилин, Н.В. Путилина [15] и др.) и другие подходы.
Эффективному освоению ИЯ в современных реалиях, по мнению авторов, способствует проблемно-информационный подход [7; 9; 10], который определяется Е.В. Ковалевской как «образовательная стратегия или стратегия современного образования, нацеленная на развитие творческого мышления при анализе информации, творческих межличностных отношений при обмене информацией, творческой личности …» [7, c. 4] при «… синтезировании новой информации – нового творческого продукта в процессе совместной творческой деятельности субъектов проблемного взаимодействия (преподавателя и студента в образовательной среде) по постановке проблемы, формулировке проблемной задачи, разрешению проблемной ситуации в образовательной, социальной и профессиональной сферах на разных уровнях проблемности в современном образовании» [8, с. 4].
Особенность данного подхода в обучении ИЯ проявляется в его составляющих, где цель информационной составляющей (учебное содержание) – решение задач предметно-познавательного, коммуникативно-познавательного и духовно-познавательного характера; цель проблемной составляющей (учебный процесс) – постановка проблемы, формулировка и решении проблемной задачи на трех уровнях проблемности, представленные в таблице [8].
Таблица
Роль субъектов проблемного взаимодействия на разных уровнях проблемности
Уровни проблемности | Роль преподавателя и студента на трех уровнях проблемности | |
Преподаватель | Студент | |
I | ставит проблемную задачу и помогает студенту в ее решении | решает проблемную задачу совместно с преподавателем |
II | ставит проблемную задачу | решает проблемную задачу самостоятельно |
III | контролирует самостоятельную постановку и решение проблемной задачи | самостоятельно ставит и решает проблемную задачу |
Учитывая интегративный характер рассматриваемого подхода, авторами составлены проблемные задания II уровня проблемности для обучения иноязычному чтению и аудированию. Ниже представлены примеры проблемных заданий для обучения заявленных видов речевой деятельности с использованием типологии проблемных заданий [14, с. 580-583], которые могут быть использованы для различных форм организации учебной деятельности студентов.
Пример 1. Проблемное задание для обучения чтению (дисциплина «Иностранный язык», уровень бакалавриата).
Being a member of Tutor Club, you have been asked to prepare a leaflet as recommended practices for first-years students to avoid procrastination. You have been provided with a written text which is presented on several sheets of paper but you have mixed them accidentally. You have to read the information and put the jumbled text in the correct order according to the suggested plan.
How to Struggle with Academic Procrastination:
Tips for First-Year Students
(Plan)
- What Procrastination is.
- The Reasons Make Students Procrastinate.
- Some Tips to Stop Procrastinating:
- Admit the Problem.
- Optimize your Study Environment.
- Get away while Studying.
- Set Realistic Goals.
- Use Time-Management Techniques.
- Cooperate with your Groupmates while Studying.
- Reward yourself to Stay Motivated.
- Have Breaks to Avoid Burnouts.
- Create a Weekly To-Do-List.
- Manage your Stress.
Студентам дается «перемешанный» текст. Исходя из представленного задания, в основе которого проблемная ситуация (гештальт-модель), обучающимся необходимо восстановить правильную структуру текста, опираясь на представленный план.
Пример 2. Проблемное задание для обучения аудированию (дисциплина «Иностранный язык в профессиональной деятельности», уровень магистратуры).
Biggest IT Trends Everyone Must Get Ready for
You were privileged to take part in an online seminar devoted to the issue of the biggest technology trends that everyone must get ready for. You have decided to share the information you will hear with your groupmates. So, while listening to the speaker you have to do the following:
A. Name the technology trends in the order they are presented.
1. _________________
| 4. _________________
|
2. _________________
| 5. _________________
|
3. _________________
| 6. _________________
|
B. Find out which tech trend (A) will lead to the following consequences (B).
A | B
|
1. ___________ | … more effective work of devices and their capabilities of assisting people with a broader range of tasks.
|
2. ___________ | … not wasting valuable resources storing data companies don’t need and running algorithms that don’t add any value.
|
3. ___________ | … removing ultimate control of an organization, company or process from one central part of ownership, using decentralized networking built around consensus and encryption.
|
4. ___________ | … producing entirely new images, sounds, or information that has never existed before.
|
5. ___________ | … building capacity for collaborative remote working, training, onboarding and project management.
|
6. ___________ | … opening up a range of possibilities that are almost unlimited, as it means that any characteristic of a living organism that is inherited can theoretically be changed. |
По предложенному проблемному заданию, в основе которого проблемная ситуация (информационная модель), студент принимает участие в онлайн-семинаре, посвященному значимым трендам в IT сфере. Студент решает поделиться полученной информацией со своими одногруппниками и фиксирует тренды в той последовательности, в которой они были представлены на семинаре, а также соотносит эти тренды с их результативными последствиями.
Пример 3. Проблемное задание для обучения аудированию (дисциплина «Иностранный язык в сфере научной коммуникации», уровень подготовки кадров высшей квалификации).
Your colleagues and you are going to participate in an international scientific conference devoted to one of the meaningful issues of modern society. Your colleagues are discussing a future conference. You have to listen to them and choose the correct variant of the necessary information about the event.
- The conference is to take place in Berlin / Moscow / Prague.
- The subject matter of the conference is innovations in engineering / cyber attacks / AI in Education.
- Professional Conference Organiser demands key words / abstracts / the whole speech of the presentations.
- The possibility of hiring young talented IT specialists / Networking / The experience of speaking in public is considered to be an advantage of conferences.
- The conference will last two weeks / two days / today.
Согласно заданию, в основе которого проблемная ситуация (вероятностная модель), студенты приглашены для участия в международной научной конференции, посвященной одной из значимых проблем современного общества. Несколько участников обсуждают будущую конференцию. Остальным необходимо послушать своих коллег и выбрать соответствующий вариант необходимой информации из предложенных.
Содержание заданий и текстов, ориентированных на академическую, профессиональную и научную сферы деятельности, в ходе решения проблемных задач на основе проблемных ситуаций в процессе обучения ИЯ способствует не только формированию и развитию языковой, лексической компетентности, но и развитию качеств, необходимых для ведения академической, профессиональной и научной деятельности современных специалистов.
Обучение ИЯ в рамках проблемно-информационного подхода с использованием предложенных заданий позволяет формировать и развивать умения творческого характера, включающие коммуникативные, поисковые и профессиональные, представленные на рисунке.
Специалисты, обладающие вышепредставленными умениями, востребованы на современном рынке труда, так как готовы и способны их применять в профессиональной и научной деятельности, решая поставленные перед ними задачи.
Интегративная суть проблемно-информационного подхода не заключается в простом механическом объединении рассматриваемых подходов, а создает благоприятные условия для успешного достижения поставленных отечественным образованием целей, ориентированных на формирование и развитие творческой личности студента, способного создавать и работать с новым информационным продуктом как на родном, так и иностранном языках.
Рис. Компонентный состав творческих умений выпускников вузов
Об авторах
Марина Павловна Трофименко
Нижневартовский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: mtrophimenko@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7474-4190
канд. пед. наук
Россия, г. НижневартовскНаталья Николаевна Осипова
Нижневартовский государственный университет
Email: nn_osipova@mail.ru
ORCID iD: 0009-0005-6738-9182
канд. пед. наук
Россия, г. НижневартовскДиана Мусаевна Абдуразакова
Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова
Email: Diana.musaevna@mail.ru
д-р пед наук
Россия, г. МахачкалаСписок литературы
- Анисимова В.Ю. Проблемное обучение в контексте современной парадигмы иноязычного образования // Аксиология иноязычного образования в контексте подготовки педагога будущего: материалы международного научно-практического форума, посвященного 65-летию кафедры методики преподавания иностранных языков. М., 2020. С. 439-445.
- Басовец И.М. Культурологический подход в преподавании дисциплины профессионально-ориентированного цикла // Проблемный и ноосферный подходы в развитии творческого мышления ценностно-ориентированной личности в современном образовании для устойчивого развития цивилизации: Материалы XXII Московской международной конференции «Образование в XXI веке – глазами детей и взрослых» (17 марта 2022 года) / М.: Спутник +, 2023. С. 68-70.
- Брылева Е.В., Воронцова Ю.А. Проблемы реализации компетентностного подхода в процессе обучения аспирантов иностранному языку в неязыковом вузе // Современное педагогическое образование. 2019. № 12. С 48-50.
- Бушуева Е.Л., Кондюрина И.М. Иностранный язык как ведущий фактор подготовки студентов технического профиля к профессиональной деятельности // Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык. 2018. № 7. С. 31-36.
- Буханцова Е.В. Региональные проблемы обучения иностранным языкам (на примере Крыма) // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2023. № 2(62). С. 4-16. https://doi.org/10.36906/2311-4444/23-2/01
- Качалов А.В. Проблемно-поисковые задания в развитии познавательной активности студентов на занятиях по иностранному языку // Научный поиск: личность, образование, культура. 2024. № 2(52). С. 23-29. https://doi.org/10.54348/SciS.2024.2.4
- Ковалевская Е.В. Построение проблемно-информационной модели современного образования// Проблемно-информационный подход к реализации целей современного образования: вопросы теории и практики: материалы XI международной научно-практической конференции «Образование на грани тысячелетий» (г. Нижневартовск, 5 ноября 2015 г.). Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2016. С. 3-5.
- Ковалевская Е.В. Лингво-педагогическая модель организации содержания современного образования на основе проблемно-информационного подхода // Проблемно-информационный подход к организации содержания современного образования: вопросы теории и практики: материалы XII Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий» (г. Нижневартовск, 5 ноября 2016 года). Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2017. С. 3-6.
- Колесник Л.И., Осипова Н.Н., Трофименко М.П. Иностранный язык как средство профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста в условиях современного вуза (на примере аудирования) // Проблемы современного педагогического образования. Ялта. 2019. Вып. 63. Ч. 4. С.101-104.
- Крулехт М.В. Проблемно-информационный подход в формировании основ профессиональной компетентности бакалавров дошкольного образования // Проблемно-информационный подход к реализации методов современного образования: вопросы теории и практики: материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий» (г. Нижневартовск, 9 ноября 2017 года) / отв. ред. Л.И. Колесник. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2018. С. 8-10.
- Кузнецова В.И. Реализация проблемного подхода в контекстном обучении РКИ //Русский язык и русская литература в поликультурном пространстве и профессиональной коммуникации: материалы Национальной научно-практической конференции. Брянск, 2021. С. 72-80.
- Леушина И.В., Леушин И.О. Иностранный язык и практическая подготовка студентов и аспирантов неязыкового вуза // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2022. №3 (59). С. 66-75. https://doi.org/10.36906/2311-4444/22-3/06
- Молодых Е.А., Вогормян М.В.Особенности применения проблемного подхода к обучению иностранному языку в вузе с использованием современных электронных образовательных ресурсов // Глобальный научный потенциал. 2021. № 6 (123). С. 137-140.
- Осипова Н.Н. Типология и моделирование проблемных заданий при обучении иностранному языку (на материале аудирования) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16. № 2-3. С. 578-582.
- Путилин В.Д., Путилина Н.В. Конпроблемный подход в современном образовании: теоретический аспект // Проблемный и ноосферный подходы к формированию культуры общения ценностно-ориентированной личности в современном образовании для устойчивого развития цивилизации. Материалы XX Московской международной конференции. Москва, 2021. С. 27-33.
- Скворцов А.В., Комиссарова Т.С. Методика проблематизации учебной информации в преподавательской деятельности // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 3 (52). С. 373-379.
- Сургутскова Г.А. Проблемный подход в интегрированной иноязычной и профессиональной подготовке обучающихся неязыковых вузов // Культура, Наука, Образование: проблемы и перспективы: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Нижневартовск, 01 декабря 2020 года). Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2021. С. 249-255. http://doi.org/10.36906/KSP-2020/41
- Трофименко М.П. Возможности проблемно-информационного подхода в преподавании иностранного языка // Проблемно-информационный подход к организации содержания современного образования: вопросы теории и практики: материалы XII Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий» (г. Нижневартовск, 5 ноября 2016 года). Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2017. С. 30-33.
- Трофименко М.П. Возможности дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере» в процессе профессиональной подготовки в высших учебных заведениях (на примере уровня магистратуры) // Мир науки. Педагогика и психология. 2017. №1. Т. 5. Идентификационный номер статьи в журнале: 59PDMN117. 0,59 Мб.
- Холбобоев О.О. Проведение занятий по иноязычному образованию в свете коммуникативного подхода // Теоретические и практические аспекты обучения иностранным языкам в школе и вузе: материалы I Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Уфа, 2023. С. 138-141.
- Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12(218). С. 85-91.
Дополнительные файлы
