Modern Specialist Training Within the Context of the Problem-Based and Informational Approach (Exemplified by Teaching a Foreign Language)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Today’s challenges modern society deal with require the use of an international language to solve problems of an economic, political, scientific, academic, and sociocultural nature. The authors highlight the importance of a foreign language knowledge emphasizing its additional resources for the professional development of future specialists. The paper subject is the process of foreign language teaching within the frame of a problem-based and informational approach while training university students. The authors look at the process of foreign language mastering at different education levels and analyze the components of the discipline work programs such as “Foreign Language”, Foreign Language in Professional Sphere”, “Foreign Language for Scientific Communication”. The paper theoretical significance is presented by the analysis of the basic concepts of problem-based learning and its importance not only for the successful mastering of a foreign language, but also for the successful vocational training of future specialists who meet all the requirements of the global labor market. The authors also substantiate the relevance of foreign language training for students in the frame of the problem-based and informational approach, and also present the specifics of its implementation. The practical significance of the work is demonstrated by the series of problem-based tasks using different models of problem-based situations for teaching foreign language reading and listening. According to the researchers, such tasks can be used both for developing a foreign language communicative competence and professional qualities of future specialists who have creative thinking and are able to cope with any problems in various non-standard situations in different spheres of human activity.

Full Text

Сегодняшние условия развития общества обусловлены переменами социально-экономического, политического и культурного характера. Современное общество сталкивается с большим количеством вызовов и, в первую очередь, образование, являясь ключевым элементом устойчивого развития современной цивилизации, призвано реагировать и способствовать решению возникающих проблем. Для успешной реализации диалога культур необходимо владение общепринятым международным языком (common language – английский язык), который является рабочим языком для проведения встреч глав государств, переговоров (политика, экономика, культура); используется в качестве официального языка международных корпораций и для изучения мирового передового опыта в разных сферах деятельности, включая науку и образование.

Иностранному языку (далее – ИЯ) присущи дополнительные ресурсы для формирования и развития профессиональных качеств современных специалистов [5, с. 5; 17, с. 251]. В настоящее время изучение ИЯ является ключевой компонентой подготовки специалиста всех направлений (профилей) в вузе. Высокий потенциал иностранного языка, проявляющийся в формировании и развитии необходимых качеств у студента (социально-коммуникативных и профессиональных), является существенным преимуществом выпускника на рынке труда. [18, с. 31].

В системе современного высшего образования ИЯ является обязательным компонентом процесса профессиональной подготовки будущих специалистов и изучается на разных ступенях обучения [4, с. 33], включая все уровни высшего образования [12, с. 68]. Каждый уровень овладения ИЯ характеризуется вариативностью наименования дисциплины («Иностранный язык» (бакалавриат) (https://clck.ru/3Bccm7), «Иностранный язык в профессиональной деятельности» (магистратура) (https://clck.ru/3Bccsb), «Иностранный язык в сфере научной коммуникации» (подготовка кадров высшей квалификации / аспирантура) (https://clck.ru/3BcdYj)), целью и задачами, требованиями к предварительной подготовке обучающихся, формируемыми компетенциями и индикаторами их достижения.

Согласно ФГОС ВО 3++, можно констатировать, что изучению ИЯ (вышеназванные дисциплины, за исключением «Иностранный язык в сфере научной коммуникации» (Ф), относятся к базовой обязательной части Б1.О) уделяется большое внимание в процессе подготовки в вузе. Результатом освоения ИЯ является сформированная УК-4, проявляющаяся в способности выпускника применять современные коммуникативные технологии для осуществления общения на академическом и профессиональном уровнях (родной / иностранный язык). Что касается подготовки студентов-аспирантов в процессе обучения ИЯ, к планируемым результатам относится формирование и развитие и УК-3, предполагающей готовность ученого-исследователя принимать участие в работе российских и международных научно-исследовательских сообществ для решения научных и академических задач [3, с. 49]. Цель освоения вышеназванных дисциплин заключается не только в формировании и развитии языковой компетенции, но и в повышении уровня профессиональной подготовки студентов, которым необходимо обладать сформированным критическим мышлением, гибкостью в принятии решений, стремлением планировать и достигать поставленных целей [19, с. 2], способностью разрешать проблемные задачи и ситуации и готовностью менять себя в силу предъявляемых требований.

В рамках профессиональной подготовки будущие специалисты вынуждены перерабатывать большое количество информации для получения необходимых знаний с целью осмысления и их дальнейшего использования и, как следствие, студентам приходится работать с дополнительными источникам информации, обсуждать спорные вопросы, самостоятельно вести научно-исследовательскую деятельность и оценивать полученные результаты своей работы.

Развитие передовых технологий и внедрение их в образовательный процесс обусловили важность создания благоприятных условий для реализации учебно-познавательной деятельности [6, с. 23-24], отвечающих требованиям, предъявляемым к подготовке современного специалиста, что определяет необходимость строить учебно-познавательную деятельность, в контексте проблемного обучения [1; 7; 16], результатом которого является формирование и развитие творческой составляющей студента (творческая личность, творческое мышление и творческие отношения в процессе взаимодействия участников образовательного процесса) при постановке проблем → формулировании задач → решении проблемных ситуаций (на разных уровнях проблемности).

Вышесказанное обосновывает необходимость отбора учебного содержания и выбора методов, организационных форм, средств обучения ИЯ, а также значимость выбора приемлемого подхода к обучению как стратегии для эффективной организации учебного процесса. Вопросами выбора подходов к обучению различным дисциплинам, включая и ИЯ, занимались многие исследователи. В процессе профессиональной подготовки в вузе рассматривались такие подходы, как компетентностный (А.В. Хуторской [21], Е.В. Брылева, Ю.А. Воронцова [3], О.О. Холбобоев [20] и др.), культурологический (И.М. Басовец [2] и др.), проблемный (Е.В. Ковалевская [8], В.И. Кузнецова [11], Е.А. Молодых, М.В. Вогормян [13], конпроблемный (В.Д. Путилин, Н.В. Путилина [15] и др.) и другие подходы.

Эффективному освоению ИЯ в современных реалиях, по мнению авторов, способствует проблемно-информационный подход [7; 9; 10], который определяется Е.В. Ковалевской как «образовательная стратегия или стратегия современного образования, нацеленная на развитие творческого мышления при анализе информации, творческих межличностных отношений при обмене информацией, творческой личности …» [7, c. 4] при «… синтезировании новой информации – нового творческого продукта в процессе совместной творческой деятельности субъектов проблемного взаимодействия (преподавателя и студента в образовательной среде) по постановке проблемы, формулировке проблемной задачи, разрешению проблемной ситуации в образовательной, социальной и профессиональной сферах на разных уровнях проблемности в современном образовании» [8, с. 4].

Особенность данного подхода в обучении ИЯ проявляется в его составляющих, где цель информационной составляющей (учебное содержание) – решение задач предметно-познавательного, коммуникативно-познавательного и духовно-познавательного характера; цель проблемной составляющей (учебный процесс) – постановка проблемы, формулировка и решении проблемной задачи на трех уровнях проблемности, представленные в таблице [8].

 

Таблица

Роль субъектов проблемного взаимодействия на разных уровнях проблемности

Уровни проблемности

Роль преподавателя и студента на трех уровнях проблемности

Преподаватель

Студент

I

ставит проблемную задачу и помогает студенту в ее решении

решает проблемную задачу совместно с преподавателем

II

ставит проблемную задачу

решает проблемную задачу самостоятельно

III

контролирует самостоятельную постановку и решение проблемной задачи

самостоятельно ставит и решает проблемную задачу

 

Учитывая интегративный характер рассматриваемого подхода, авторами составлены проблемные задания II уровня проблемности для обучения иноязычному чтению и аудированию. Ниже представлены примеры проблемных заданий для обучения заявленных видов речевой деятельности с использованием типологии проблемных заданий [14, с. 580-583], которые могут быть использованы для различных форм организации учебной деятельности студентов.

Пример 1. Проблемное задание для обучения чтению (дисциплина «Иностранный язык», уровень бакалавриата).

Being a member of Tutor Club, you have been asked to prepare a leaflet as recommended practices for first-years students to avoid procrastination. You have been provided with a written text which is presented on several sheets of paper but you have mixed them accidentally. You have to read the information and put the jumbled text in the correct order according to the suggested plan.

How to Struggle with Academic Procrastination:

Tips for First-Year Students

(Plan)

  1. What Procrastination is.
  2. The Reasons Make Students Procrastinate.
  3. Some Tips to Stop Procrastinating:
    1. Admit the Problem.
    2. Optimize your Study Environment.
    3. Get away while Studying.
    4. Set Realistic Goals.
    5. Use Time-Management Techniques.
    6. Cooperate with your Groupmates while Studying.
    7. Reward yourself to Stay Motivated.
    8. Have Breaks to Avoid Burnouts.
    9. Create a Weekly To-Do-List.
    10. Manage your Stress.

Студентам дается «перемешанный» текст. Исходя из представленного задания, в основе которого проблемная ситуация (гештальт-модель), обучающимся необходимо восстановить правильную структуру текста, опираясь на представленный план.

Пример 2. Проблемное задание для обучения аудированию (дисциплина «Иностранный язык в профессиональной деятельности», уровень магистратуры).

Biggest IT Trends Everyone Must Get Ready for

You were privileged to take part in an online seminar devoted to the issue of the biggest technology trends that everyone must get ready for. You have decided to share the information you will hear with your groupmates. So, while listening to the speaker you have to do the following:

A. Name the technology trends in the order they are presented.

 

1. _________________

 

4. _________________

 

2. _________________

 

5. _________________

 

3. _________________

 

6. _________________

 

 

B. Find out which tech trend (A) will lead to the following consequences (B).

 

A

B

 

1. ___________

… more effective work of devices and their capabilities of assisting people with a broader range of tasks.

 

2. ___________

… not wasting valuable resources storing data companies don’t need and running algorithms that don’t add any value.

 

3. ___________

… removing ultimate control of an organization, company or process from one central part of ownership, using decentralized networking built around consensus and encryption.

 

4. ___________

… producing entirely new images, sounds, or information that has never existed before.

 

5. ___________

… building capacity for collaborative remote working, training, onboarding and project management.

 

6. ___________

… opening up a range of possibilities that are almost unlimited, as it means that any characteristic of a living organism that is inherited can theoretically be changed.

https://clck.ru/3Bcyj4

 

По предложенному проблемному заданию, в основе которого проблемная ситуация (информационная модель), студент принимает участие в онлайн-семинаре, посвященному значимым трендам в IT сфере. Студент решает поделиться полученной информацией со своими одногруппниками и фиксирует тренды в той последовательности, в которой они были представлены на семинаре, а также соотносит эти тренды с их результативными последствиями.

Пример 3. Проблемное задание для обучения аудированию (дисциплина «Иностранный язык в сфере научной коммуникации», уровень подготовки кадров высшей квалификации).

Your colleagues and you are going to participate in an international scientific conference devoted to one of the meaningful issues of modern society. Your colleagues are discussing a future conference. You have to listen to them and choose the correct variant of the necessary information about the event.

  1. The conference is to take place in Berlin / Moscow / Prague.
  2. The subject matter of the conference is innovations in engineering / cyber attacks / AI in Education.
  3. Professional Conference Organiser demands key words / abstracts / the whole speech of the presentations.
  4. The possibility of hiring young talented IT specialists / Networking / The experience of speaking in public is considered to be an advantage of conferences.
  5. The conference will last two weeks / two days / today.

Согласно заданию, в основе которого проблемная ситуация (вероятностная модель), студенты приглашены для участия в международной научной конференции, посвященной одной из значимых проблем современного общества. Несколько участников обсуждают будущую конференцию. Остальным необходимо послушать своих коллег и выбрать соответствующий вариант необходимой информации из предложенных.

Содержание заданий и текстов, ориентированных на академическую, профессиональную и научную сферы деятельности, в ходе решения проблемных задач на основе проблемных ситуаций в процессе обучения ИЯ способствует не только формированию и развитию языковой, лексической компетентности, но и развитию качеств, необходимых для ведения академической, профессиональной и научной деятельности современных специалистов.

Обучение ИЯ в рамках проблемно-информационного подхода с использованием предложенных заданий позволяет формировать и развивать умения творческого характера, включающие коммуникативные, поисковые и профессиональные, представленные на рисунке.

Специалисты, обладающие вышепредставленными умениями, востребованы на современном рынке труда, так как готовы и способны их применять в профессиональной и научной деятельности, решая поставленные перед ними задачи.

Интегративная суть проблемно-информационного подхода не заключается в простом механическом объединении рассматриваемых подходов, а создает благоприятные условия для успешного достижения поставленных отечественным образованием целей, ориентированных на формирование и развитие творческой личности студента, способного создавать и работать с новым информационным продуктом как на родном, так и иностранном языках.

 

Рис. Компонентный состав творческих умений выпускников вузов

×

About the authors

Marina P. Trofimenko

Nizhnevartovsk State University

Author for correspondence.
Email: mtrophimenko@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7474-4190

Candidate of Pedagogical Sciences

Russian Federation, Nizhnevartovsk

Natalya N. Osipova

Nizhnevartovsk State University

Email: nn_osipova@mail.ru
ORCID iD: 0009-0005-6738-9182

Candidate of Pedagogical Sciences

Russian Federation, Nizhnevartovsk

Diana M. Abdurazakova

Dagestan State Pedagogical University named after. R. Gamzatova

Email: Diana.musaevna@mail.ru

Doctor of Pedagogical Sciences

Russian Federation, Makhachkala

References

  1. Anisimova, V.Yu. (2020). Problemnoe obuchenie v kontekste sovremennoj paradigmy` inoyazy`chnogo obrazovaniya. Aksiologiya inoyazy`chnogo obrazovaniya v kontekste podgotovki pedagoga budushhego: materialy` mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo foruma, posvyashhennogo 65-letiyu kafedry` metodiki prepodavaniya inostranny`x yazy`kov, 439-445. (in Russ.).
  2. Basovecz, I.M. (2023). Kul`turologicheskij podxod v prepodavanii discipliny` professional`no-orientirovannogo cikla. Problemny`j i noosferny`j podxody` v razvitii tvorcheskogo my`shleniya cennostno-orientirovannoj lichnosti v sovremennom obrazovanii dlya ustojchivogo razvitiya civilizacii: Materialy` XXII Moskovskoj mezhdunarodnoj konferencii «Obrazovanie v XXI veke – glazami detej i vzrosly`x», 68-70. (in Russ.).
  3. Bry`leva, E.V., Voronczova, Yu.A. (2019). Problemy` realizacii kompetentnostnogo podxoda v processe obucheniya aspirantov inostrannomu yazy`ku v neyazy`kovom vuze. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie, (12), 48-50. (in Russ.).
  4. Bushueva, E.L., Kondyurina, I.M. (2018). Inostranny`j yazy`k kak vedushhij faktor podgotovki studentov texnicheskogo profilya k professional`noj deyatel`nosti. Sociokul`turnoe prostranstvo Rossii i zarubezh`ya: obshhestvo, obrazovanie, yazy`k, (7), 31-36. (in Russ.).
  5. Buxanczova, E.V. (2023). Regional`ny`e problemy` obucheniya inostranny`m yazy`kam (na primere Kry`ma). Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2 (62), 4-16. (in Russ.). https://doi.org/10.36906/2311-4444/23-2/01
  6. Kachalov, A.V. (2024). Problemno-poiskovy`e zadaniya v razvitii poznavatel`noj aktivnosti studentov na zanyatiyax po inostrannomu yazy`ku. Nauchny`j poisk: lichnost`, obrazovanie, kul`tura, 2 (52), 23-29. (in Russ.). https://doi.org/10.54348/SciS.2024.2.4
  7. Kovalevskaya, E.V. (2016). Postroenie problemno-informacionnoj modeli sovremennogo obrazovaniya. Problemno-informacionny`j podxod k realizacii celej sovremennogo obrazovaniya: voprosy` teorii i praktiki: materialy` XI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Obrazovanie na grani ty`syacheletij», 3-5. (in Russ.).
  8. Kovalevskaya, E.V. (2017). Lingvo-pedagogicheskaya model` organizacii soderzhaniya sovremennogo obrazovaniya na osnove problemno-informacionnogo podxoda. Problemno-informacionny`j podxod k organizacii soderzhaniya sovremennogo obrazovaniya: voprosy` teorii i praktiki: materialy` XII Vserossijskoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodny`m uchastiem «Obrazovanie na grani ty`syacheletij», 3-6. (in Russ.).
  9. Kolesnik, L.I., Osipova, N.N., Trofimenko, M.P. (2019). Inostranny`j yazy`k kak sredstvo professional`noj podgotovki konkurentosposobnogo specialista v usloviyax sovremennogo vuza (na primere audirovaniya). Problemy` sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 63 (4), 101-104. (in Russ.).
  10. Krulext, M.V. (2018). Problemno-informacionny`j podxod v formirovanii osnov professional`noj kompetentnosti bakalavrov doshkol`nogo obrazovaniya. Problemno-informacionny`j podxod k realizacii metodov sovremennogo obrazovaniya: voprosy` teorii i praktiki: materialy` XIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodny`m uchastiem «Obrazovanie na grani ty`syacheletij», 8-10. (in Russ.).
  11. Kuzneczova, V.I. (2021). Realizaciya problemnogo podxoda v kontekstnom obuchenii RKI. Russkij yazy`k i russkaya literatura v polikul`turnom prostranstve i professional`noj kommunikacii: materialy` Nacional`noj nauchno-prakticheskoj konferencii, 72-80. (in Russ.).
  12. Leushina, I.V., Leushin, I.O. (2022). Inostranny`j yazy`k i prakticheskaya podgotovka studentov i aspirantov neyazy`kovogo vuza. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta, 3 (59), 66-75. (in Russ.). https://doi.org/10.36906/2311-4444/22-3/06
  13. Molody`x, E.A., Vogormyan, M.V. (2021). Osobennosti primeneniya problemnogo podxoda k obucheniyu inostrannomu yazy`ku v vuze s ispol`zovaniem sovremenny`x e`lektronny`x obrazovatel`ny`x resursov. Global`ny`j nauchny`j potencial, 6 (123), 137-140. (in Russ.).
  14. Osipova, N.N. (2014). Tipologiya i modelirovanie problemny`x zadanij pri obuchenii inostrannomu yazy`ku (na materiale audirovaniya). Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk, 16 (2-3), 578-582. (in Russ.).
  15. Putilin, V.D., Putilina, N.V. (2021). Konproblemny`j podxod v sovremennom obrazovanii: teoreticheskij aspect. Problemny`j i noosferny`j podxody` k formirovaniyu kul`tury` obshheniya cennostno-orientirovannoj lichnosti v sovremennom obrazovanii dlya ustojchivogo razvitiya civilizacii. Materialy` XX Moskovskoj mezhdunarodnoj konferencii. 27-33. (in Russ.).
  16. Skvorczov, A.V., Komissarova, T.S. (2020). Metodika problematizacii uchebnoj informacii v prepodavatel`skoj deyatel`nosti. Biznes. Obrazovanie. Pravo, 3 (52), 373-379. (in Russ.).
  17. Surgutskova, G.A. (2021). Problemny`j podxod v integrirovannoj inoyazy`chnoj i professional`noj podgotovke obuchayushhixsya neyazy`kovy`x vuzov. Kul`tura, Nauka, Obrazovanie: problemy` i perspektivy`: materialy` VIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodny`m uchastiem, 249-255. (in Russ.). http://doi.org/10.36906/KSP-2020/41
  18. Trofimenko, M.P. (2017). Vozmozhnosti problemno-informacionnogo podxoda v prepodavanii inostrannogo yazy`ka. Problemno-informacionny`j podxod k organizacii soderzhaniya sovremennogo obrazovaniya: voprosy` teorii i praktiki: materialy` XII Vserossijskoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodny`m uchastiem «Obrazovanie na grani ty`syacheletij», 30-33. (in Russ.).
  19. Trofimenko, M.P. (2017). Vozmozhnosti discipliny` «Inostranny`j yazy`k v professional`noj sfere» v processe professional`noj podgotovki v vy`sshix uchebny`x zavedeniyax (na primere urovnya magistratury`). Mir nauki. Pedagogika i psixologiya, 1(5), 0,59 Mb. (in Russ.).
  20. Xolboboev, O.O. (2023). Provedenie zanyatij po inoyazy`chnomu obrazovaniyu v svete kommunikativnogo podxoda. Teoreticheskie i prakticheskie aspekty` obucheniya inostranny`m yazy`kam v shkole i vuze: materialy` I Vserossijskoj (s mezhdunarodny`m uchastiem) nauchno-prakticheskoj konferencii, 138-141. (in Russ.).
  21. Xutorskoj, A.V. (2017). Metodologicheskie osnovaniya primeneniya kompetentnostnogo podxoda k proektirovaniyu obrazovaniya. Vy`sshee obrazovanie v Rossii, 12 (218), 85-91. (in Russ.).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. Component composition of creative skills of university graduates

Download (93KB)


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies