Исследование профессиональной адаптации как компонента профессионализации курсантов образовательных организаций МВД России
- Авторы: Иванов Е.Ю.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский университет МВД России
- Выпуск: № 3 (2024)
- Страницы: 100-110
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vestnik.nvsu.ru/2311-1402/article/view/633998
- DOI: https://doi.org/10.36906/2311-4444/24-3/09
- ID: 633998
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Высокие требования со стороны государства и общества к современному сотруднику российской полиции актуализируют вопросы его профессионализации, которая первоначально осуществляется в образовательных организациях высшего образования МВД России. Профессионализация курсантов рассматривается как взаимосвязь адаптации к службе в органах внутренних дел и самореализации в ней. В статье затронут аспект адаптации. Целью исследования являлась описание профессиональной адаптации курсантов на различных этапах обучения в контексте процесса профессионализации, а анализ литературы по проблеме, диагностика уровня профессиональной адаптированности обучающихся и сравнение результатов с выводами других авторов – задачами исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе одной из образовательных организаций высшего образования МВД России с привлечением 219 обучающихся. В качестве методов исследования использовались анкетирование и тестирование уровня профессиональной адаптированности. В результате проведенной диагностики был обнаружен более высокий уровень профессиональной адаптированности у курсантов 1 и 5 курсов по отношению к уровню обучающихся 3 курса. В работах других исследователей тенденция нашла свое подтверждение, более того, прослеживается связь профессиональной адаптации с мотивацией, потенциалом личности курсантов, их профессиональной идентичности и степени вовлеченности в учебную и служебную деятельность. Полученные данные необходимы для проектирования организационных и педагогических условий для успешной профессионализации курсантов. Такое исследование в МВД России проводилось впервые. Однако чтобы полностью раскрыть сущность и структуру профессионализации курсантов на каждом отдельном этапе обучения приведенной в статье характеристики профессиональной адаптации недостаточно и требуются дальнейшие исследования.
Полный текст
2 апреля 2024 года на Расширенном заседании коллегии МВД России Президент В.В. Путин отметил важность правоохранительной деятельности органов внутренних дел в сложных условиях внешнего давления на нашу страну и интенсивных социальных преобразований: «От того, насколько эффективно вы работаете, в значительной степени зависит внутреннее состояние нашего общества» (clck.ru/3BQgfB). Эти слова, помимо признания роли министерства в нормальном функционировании государства, фиксируют высокие ожидания от профессионального уровня современного полицейского. Однако для достижения обозначенного уровня сотрудника необходимо подготовить, что невозможно без правильно организованного процесса профессионализации, в том числе на начальном этапе профессионального пути – обучении в образовательной организации высшего образования МВД России.
Профессионализация, с точки зрения современной педагогической науки, интерпретируется с трех независимых ракурсов. Во-первых, она представляет собой одновременное приобретение устойчивых компетенций, ролевого опыта и принятия профессиональной культуры [2; 17]. Во-вторых, по аналогии с социализацией [11], включает приобщение к профессиональному сообществу и обособление в нем [13; 21]. Третий ракурс раскрывает профессионализацию как процесс и как результат, выраженный в идентификации взрослым человеком себя в профессии [4; 20]. В нашей работе мы рассмотрим только второй аспект, где профессиональная адаптация выступает первоначальным компонентом профессионализации и играет ключевую роль в выборе дальнейшего пути профессионального развития и саморазвития сотрудника полиции. Тем более, несмотря на наличие исследований по проблемам профессиональной адаптации курсантов образовательных организаций МВД России [6; 9; 12], вопросы профессионализации с обозначенных позиций в отечественной педагогике не рассматривались ранее. Это определило цель настоящего исследования – охарактеризовать реальное состояние профессиональной адаптированности курсантов образовательных организаций МВД России на различных этапах обучения в контексте процесса профессионализации. Для достижения поставленной цели были решены задачи не только по теоретическому поиску и экспериментальной диагностики, но и сопоставление полученных нами результатов с результатами других исследователей.
В качестве теоретических методов исследования применялись анализ специальной литературы по проблеме и абстрагирование при обработке данных, полученных эмпирическим путем. Ориентируясь на выводы В.А. Золотенко и Н.А. Кисловой о единстве ценностно-мотивационной сферы личности в процессе становления и развития специалистов системы МВД России [5], был определен эмпирический инструментарий исследования. Производилось анкетирование с помощью авторской анкеты и тестирование с применением методики экспресс-диагностики уровня адаптированности студентов к вузу М.С. Юркиной и А.А. Смирнова [16]. При этом интерпретация результатов данного тестирования осуществлялась только по шкале «Сфера профессиональной жизни», так как здесь заложены необходимые нам показатели профессионализации. Важным уточнением для дальнейшей обработки и анализа результатов анкетирования и тестирования является выбор времени проведения экспериментальной работы, а именно конец второго полугодия учебного года (май 2024 года). Это обусловлено окончанием адаптационного периода обучения на каждом из курсов, когда «угасает» влияние дидактических, физиологических, когнитивно-психологических и социально-психологических барьеров, описанных А.А. Бекком и О.В. Евтиховым [3]. На первый план для обучающихся выходит профессия, а не учебные и бытовые трудности. Базой исследования послужил факультет подготовки сотрудников для подразделений по работе с личным составом Санкт-Петербургского университета МВД России. В исследовании приняло участие 219 курсантов, из которых 65 курсантов 1 курса, 40 курсантов 2 курса, 38 курсантов 3 курса, 52 курсанта 4 курса и 24 курсанта 5 курса. Анкетирование и тестирование проходило анонимно и дистанционно с использованием онлайн-сервиса «Yandex Forms» (https://clck.ru/3BSKux). Достоверные различия (p<0,01) между выборками определялись с помощью непараметрического критерия Манна–Уитни (U-критерий).
Проведенный теоретический анализ позволил актуализировать проблему профессиональной адаптации как компонента профессионализации курсантов образовательных организаций МВД России, а также определить направления экспериментальной работы. Рассмотрим полученные результаты анкетирования.
Из 30 вопросов в авторской анкете было отобрано 5, отражающих мнение курсантов о своей профессиональной деятельности с ориентаций на прошлое, настоящее и будущее. Возможность такой группировки изначально была заложена в анкете, но сами вопросы «рассеяны» в случайном порядке для большей объективности ответов респондентов. Основные результаты анкетирования представлены в таблице.
Таблица
Основные результаты анкетирования курсантов Санкт-Петербургского университета МВД России для определения отношения к выбранной профессии
№ п/п | Вопрос | Варианты ответов | Ответы (%) | ||||
1* | 2* | 3* | 4* | 5* | |||
1. | Удовлетворены ли вы выбранным направлением (специальностью) | полностью | 81,2 | 70,0 | 55,3 | 69,2 | 83,3 |
частично | 15,4 | 27,5 | 36,8 | 27,0 | 12,5 | ||
не удовлетворен | 3,4 | 2,5 | 7,9 | 3,8 | 4,2 | ||
2. | Уверены ли вы в правильности выбора профессии | уверен | 78,5 | 72,5 | 68,5 | 71,2 | 83,3 |
частично | 21,5 | 27,5 | 28,9 | 28,8 | 16,7 | ||
выбор не верен | 0 | 0 | 2,6 | 0 | 0 | ||
3. | Известно ли вам содержание будущей профессиональной деятельности | известно | 58,5 | 65,0 | 71,1 | 75,0 | 83,3 |
частично | 30,8 | 35,0 | 26,3 | 25,0 | 16,7 | ||
не известно | 10,7 | 0 | 2,6 | 0 | 0 | ||
4. | Считаете ли вы, что обучение перегружено теорией, а практики недостаточно | да, так считаю | 13,4 | 20,0 | 36,8 | 38,5 | 25,0 |
частично | 33,8 | 55,0 | 42,1 | 42,3 | 37,5 | ||
не считаю | 44,6 | 25,0 | 21,1 | 19,2 | 37,5 | ||
5. | Оправдались ли ожидания, связанные с выбором образовательной организации | полностью | 49,1 | 40,0 | 39,5 | 50,0 | 79,2 |
частично | 43,1 | 42,5 | 42,1 | 46,2 | 20,8 | ||
не оправдались | 7,8 | 17,5 | 18,4 | 3,8 | 0 | ||
* – курс обучения |
Наибольшее количество выборов «полностью удовлетворены своей специальностью» было у курсантов 1 и 5 курсов, тогда как на 3 курсе проявляется неудовлетворенность выбором направления обучения. То же самое наблюдается при ответах на вопрос об удовлетворенности выбором профессии и соответствия образовательной организации ожиданиям обучающихся. Такая «яма» в профессиональной удовлетворенности на 3 курсе с пиками в выборах курсантов 1 и 5 курсов детерминирована видоизменением мотивации обучающихся, что подтверждается Ю.В. Чумановым и А.А. Бурмистровой в исследовании преобразования мотивации у курсантов образовательных организаций МВД России [15]. П.В. Кустов и В.И. Дудчик изучали мотивационную структуру учебно-служебной деятельности на базе Санкт-Петербургского университета МВД России и, в свою очередь, пришли к выводу о профессионально-прагматичном характере мотивации, в особенности у курсантов 3 курса, когда на первое место выходит социальная и финансовая стабильность [8]. Соответственно аналогичную картину мы видим и при изучении профессиональной адаптации курсантов: перестройка мотивационной сферы сопряжена с некоторой «усталостью» от теоретических занятий у курсантов 3 курса. При этом прослеживается равномерное увеличение количества обучающихся от 1 до 5 курса, знающих и понимающих содержание своей будущей профессиональной деятельности. Все респонденты отмечают необходимость увеличения практической составляющей в профессиональной подготовке в образовательных организациях высшего образования МВД России, что наглядно демонстрирует существующую озабоченность обучающихся своим будущим в профессии и возможностями самореализации в ней.
Результаты, полученные с помощью методики экспресс-диагностики уровня адаптированности студентов к вузу М.С. Юркиной и А.А. Смирнова по шкале «Сфера профессиональной жизни», визуализированы на рисунке.
Рис. Уровень профессиональной адаптации курсантов разных курсов Санкт-Петербургского университета МВД России
Самый высокий уровень профессиональной адаптированности отмечен у обучающихся 2 курса (5,9±2,1), однако достоверных различий по отношению с результатами на 1 (5,7±1,3) и 5 (5,8±1,6) курсах не установлено. Нет достоверных различий и между другими данными - исследования обучающихся 3 курса (4,8±1,1) и 4 курса (5,1±1,6). Но при попарном сравнении результатов экспресс-диагностики обнаружено, что на 3 и 4 курсе уровень профессиональной адаптированности достоверно ниже (p < 0,05) по сравнению с уровнем на 1, 2 и 5 курсах. Здесь возможно провести корреляционную связь с результатами описанного выше анкетирования, линия тренда в обоих случаях очень схожа. Точно также заметна параболическая закономерность – от высоких значений у 1 курса, «провисание» к середине обучения в образовательной организации и снова подъем графика адаптированности на выпускном курсе. Это характеризуется следующим образом. Курсанты 1 курса находятся в рамках социально-бытовой адаптации, когда самостоятельная профессиональная деятельность еще «далеко», а особый уклад жизни в образовательной организации МВД России «близко» и требует максимальной концентрации для своего принятия. На 2 курсе период социально-бытовой адаптации пройден, обучающиеся приобрели первые профессиональные компетенции, они искренне устремлены к освоению новых. У курсантов 3 курса, как отмечалось ранее, проявляется «усталость», прежде всего от процесса обучения и высоких требований соблюдения дисциплины, наступает состояние равнодушия, которое затрагивает и сферу профессиональной адаптации. На 4 курсе в преддверии производственной практики в территориальных органах и организациях МВД России курсанты вновь актуализируют профессионализирующие механизмы, равно включается упомянутый выше мотивационный компонент. Для обучающихся 5 курса приходит время рефлексии пройденного первоначального этапа профессионализации в образовательной организации МВД России и переход в новое социальное состояние практического сотрудника органов внутренних дел.
Рассматривая результаты анкетирования курсантов факультета подготовки сотрудников для подразделений по работе с личным составом Санкт-Петербургского университета МВД России и экспресс-диагностики уровня их адаптированности по шкале «Сфера профессиональной жизни», была выявлена композиция профессиональной адаптации как основополагающей части профессионализации в зависимости от года обучения, обособлена от социальной адаптации. Стержнем композиционного устройства стало «принятие себя» в профессии, которое усиливается к концу обучения. В.Л. Цветков и Т.А. Хрусталева связывают такую трансформацию уровня профессиональной адаптированности с видоизменением профессиональной идентичности, описывая прямую связь между ними [14]. Мы согласимся с авторами, дополнив образ процесса профессиональной адаптации ориентированностью на потенциал личности каждого курсанта, что просматривается в адекватных и объективных ответах респондентов на вопросы анкеты. Свидетельством тому являются некоторые ответы, выпадающие из общего ряда, отображающие антиномию мнений респондентов. В данном случае наши выводы совпадают с выводами И.А. Кузнецовой об определяющем месте личности курсантов в их успешной адаптации [7]. Вслед за личностным потенциалом на «распределение» баллов адаптированности повлияла степень вовлеченности обучающихся непосредственно в образовательную деятельность, которая, как пишут И.Б. Бантюков и В.Н. Трабо [1], имеет схожую с динамикой полученных нами результатов профессиональной адаптированности курсантов разных курсов.
Изложенное позволяет охарактеризовать имеющийся уровень профессиональной адаптированности курсантов факультета подготовки сотрудников для подразделений по работе с личным составом Санкт-Петербургского университета МВД России на различных этапах обучения в контексте процесса профессионализации как параболическую функцию с двумя экстремумами максимума на 1 и 5 курсах и одним экстремумом минимума на 3 курсе. Такая закономерность подтверждается не только нашим исследованием, но и соотношением с выводами других исследований динамики мотивации, профессиональной идентичности, потенциала личности обучающихся и степени вовлеченности курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России в образовательный процесс. Однако анализ специальной литературы показал, что адаптацию курсантов, будь то социальная или профессиональная, современные отечественные исследователи изучают и описывают только в аспекте приобщения первокурсников к условиям обучения в образовательной организации. Но теория непрекращающейся всю жизнь социализации [10] и дифференциация адаптивности к новым и неповторяющимся условиям на разных возрастных и социальных этапах от подростка до выпускника университета [18; 19] задают совершенно иной вектор – исследование адаптации в определенный момент времени и с конкретным «оттенком», в нашем случае, профессиональной адаптации на каждом курсе отдельно. Это требует дополнительных исследований.
Таким образом, результатом исследования профессиональной адаптации как компонента профессионализации курсантов образовательных организаций МВД России стало объективное представление о ее уровне в зависимости от года обучения. Были описаны связи профессиональной адаптации с мотивацией обучающихся, с раскрытием потенциала личности курсантов через профессиональную вовлеченность и профессиональную идентичность. Следовательно, профессионализация в выбранном подходе определяется как совокупность обозначенных подпроцессов и имеет аналогичные тенденции своего развития. В отличие от курсантов 3 курса, первокурсники и обучающиеся выпускного курса имеют более высокие показатели адаптированности, что предоставляет возможность конструировать актуальную траекторию профессионализации именно для них. Выбор методов, способов и средств с помощью которых будет конструироваться и реализовываться профессионализация, является следующим этапом в решении заявленной нами проблемы. Ведь первый шаг в становлении эффективного профессионала из начала статьи происходит в образовательной организации МВД России и от него зависит движение дальше.
Об авторах
Евгений Юрьевич Иванов
Санкт-Петербургский университет МВД России
Автор, ответственный за переписку.
Email: ivanzmeeff@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-8855-2920
SPIN-код: 6736-2946
Россия, г. Санкт-Петербург
Список литературы
- Бантюков И.Б., Трабо В.Н. Вовлечённость курсантов в профессию в период обучения – основной резерв повышения эффективности деятельности современной полиции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2023. № 2(98). С. 170-175. https://doi.org/10.35750/2071-8284-2023-2-170-175
- Баротова Г.Ю. Профессиональная деятельность как сформированное социально-культурное явление // Вестник Педагогического университета. Сер. 2: Педагогики и психологии, методики преподавания гуманитарных и естественных дисциплин. 2022. № 4(14). С. 33-39.
- Бекк А.А., Евтихов О.В. Проблема адаптации курсантов образовательных органзаций МВД России к учебной и служебной деятельности // Научный компонент. 2019. № 3(3). С. 163-168. https://doi.org/10.51980/2686-939X_2019_3_163
- Голуб Л.Н., Медведева С.А. Профессиональная адаптация: этапы, уровни и характеристики // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 5(195). С. 82-87. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p83-88
- Золотенко В.А., Кислова Н.А. Индивидуализация и дифференциация обучения в процессе профессиональной идентификации и адаптации учащихся образовательных организаций системы МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 3. С. 155-161. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-3-155-161
- Канунников Р.И. Специфика адаптации к учебно-служебной деятельности обучающихся образовательных организаций МВД России // Образование и право. 2023. № 1. С. 322-325. https://doi.org/10.24412/2076-1503-2023-1-322-325
- Кузнецова И.А. Личностные факторы, влияющие на адаптированность курсантов к условиям обучения в образовательной организации МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. Т. 28, № 4(95). С. 378-384. https://doi.org/10.24412/1999-6241-2023-495-378-384
- Кустов П.В., Дудчик В.И. Формирование и развитие мотивационной структуры учебно-служебной деятельности курсантов вузов МВД России // Мир педагогики и психологии. 2022. № 1(66). С. 175-179.
- Кустов П.В., Марченко Е.М. Факторы, затрудняющие адаптационный процесс курсантов 1 курса к условиям учебной и служебной деятельности в образовательных организациях МВД России // Мир педагогики и психологии. 2022. № 9(74). С. 156-160.
- Мардахаев Л.В. К вопросу о социализации человека и ее сущности // Педагогическое образование и наука. 2021. № 2. С. 7-12.
- Мудрик А.В. Социально-педагогические проблемы социализации: монография. М.: МПГУ, 2016. 256 с.
- Свинарева О.В. Некоторые аспекты адаптации обучающихся в образовательных организациях МВД России // Вестник Рязанского филиала Московского университета МВД России. 2021. № 15. С. 363-366.
- Сетраков А.Н., Галкин В.Н., Лещенко Е.А. Андрагогическая модель профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Право и управление. 2024. № 3. С. 113-115. https://doi.org/10.24412/2224-9133-2024-3-113-115.
- Цветков, В. Л., Хрусталева, Т. А. Динамика профессиональной идентичности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в процессе адаптации к учебно-служебной деятельности // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 2. С. 302-306. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-302-306.
- Чуманов, Ю. В., Бурмистрова, А. А. Изучение мотивации курсантов образовательных организаций МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. № 4. С. 150-153. https://doi.org/10.24411/2658-638X-2020-10134.
- Юркина, М.С., Смирнов, А.А. Разработка и апробация методики для экспресс-диагностики уровня адаптированности студентов к вузу // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21, № 1. С. 82-87.
- Bélisle, M. et al. A conceptual framework of student professionalization for health professional education and research //International journal of nursing education scholarship. 2021. Т. 18. №. 1. С. 20200104. https://doi.org/10.1515/ijnes-2020-0104
- Green, Z.A., Noor, U., Hashemi, M.N. Furthering proactivity and career adaptability among university students: Test of intervention //Journal of Career Assessment. 2020. Т. 28. № 3. С. 402-424. https://doi.org/10.1177/1069072719870739
- Holliman, A.J. et al. Adaptability and social support: Examining links with psychological wellbeing among UK students and non-students // Frontiers in Psychology. 2021. Т. 12. С. 636520. https://doi.org/ 10.3389/fpsyg.2021.636520
- Iatridis K., Gond J.P., Kesidou E. How meaningfulness and professional identity interact in emerging professions: The case of corporate social responsibility consultants // Organization Studies. 2022. Т. 43. № 9. С. 1401-1423. https://doi.org/ 10.1177/01708406211035506
- Nikolenko O., Zheldochenko L. The role of individual and personal characteristics in professionalization in the modern information society // E3S Web of Conferences. EDP Sciences, 2023. Т. 381. С. 01047. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202338101047
Дополнительные файлы
