Research of Professional Adaptation as a Component of Professionalization of Cadets of Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The state and society make high demands on the professionalism of a modern Russian police officer. The issue of professionalization, which begins in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, is becoming relevant. Professionalization of cadets is considered as a relationship between adaptation to service in the internal affairs bodies and self-realization in the service. The article examines the adaptation aspect. The purpose of the study was to describe the professional adaptation of cadets at various stages of training in the context of the professionalization process. The objectives of the study were to analyze the literature on the problem, diagnose the level of professional adaptation of students and compare the results with the findings of other authors. The experimental work was carried out on the basis of one of the educational institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia with the involvement of 219 students. Questionnaires and testing the level of professional adaptation were used as research methods. As a result of the diagnostics, a higher level of professional adaptation was found in cadets of the 1st and 5th years in relation to the level of 3rd year students. In the works of other researchers, this trend was confirmed; a connection between professional adaptation and motivation, the potential of the cadets' personality, their professional identity and the degree of involvement in educational and service activities is visible. The obtained data are necessary for designing organizational and pedagogical conditions for successful professionalization of cadets. Such a study was conducted in the Ministry of Internal Affairs of Russia for the first time. But in order to fully reveal the essence and structure of professionalization of cadets at each individual stage of training, the work presented in the article is insufficient and further research is required.

Full Text

2 апреля 2024 года на Расширенном заседании коллегии МВД России Президент В.В. Путин отметил важность правоохранительной деятельности органов внутренних дел в сложных условиях внешнего давления на нашу страну и интенсивных социальных преобразований: «От того, насколько эффективно вы работаете, в значительной степени зависит внутреннее состояние нашего общества» (clck.ru/3BQgfB). Эти слова, помимо признания роли министерства в нормальном функционировании государства, фиксируют высокие ожидания от профессионального уровня современного полицейского. Однако для достижения обозначенного уровня сотрудника необходимо подготовить, что невозможно без правильно организованного процесса профессионализации, в том числе на начальном этапе профессионального пути – обучении в образовательной организации высшего образования МВД России.

Профессионализация, с точки зрения современной педагогической науки, интерпретируется с трех независимых ракурсов. Во-первых, она представляет собой одновременное приобретение устойчивых компетенций, ролевого опыта и принятия профессиональной культуры [2; 17]. Во-вторых, по аналогии с социализацией [11], включает приобщение к профессиональному сообществу и обособление в нем [13; 21]. Третий ракурс раскрывает профессионализацию как процесс и как результат, выраженный в идентификации взрослым человеком себя в профессии [4; 20]. В нашей работе мы рассмотрим только второй аспект, где профессиональная адаптация выступает первоначальным компонентом профессионализации и играет ключевую роль в выборе дальнейшего пути профессионального развития и саморазвития сотрудника полиции. Тем более, несмотря на наличие исследований по проблемам профессиональной адаптации курсантов образовательных организаций МВД России [6; 9; 12], вопросы профессионализации с обозначенных позиций в отечественной педагогике не рассматривались ранее. Это определило цель настоящего исследования – охарактеризовать реальное состояние профессиональной адаптированности курсантов образовательных организаций МВД России на различных этапах обучения в контексте процесса профессионализации. Для достижения поставленной цели были решены задачи не только по теоретическому поиску и экспериментальной диагностики, но и сопоставление полученных нами результатов с результатами других исследователей.

В качестве теоретических методов исследования применялись анализ специальной литературы по проблеме и абстрагирование при обработке данных, полученных эмпирическим путем. Ориентируясь на выводы В.А. Золотенко и Н.А. Кисловой о единстве ценностно-мотивационной сферы личности в процессе становления и развития специалистов системы МВД России [5], был определен эмпирический инструментарий исследования. Производилось анкетирование с помощью авторской анкеты и тестирование с применением методики экспресс-диагностики уровня адаптированности студентов к вузу М.С. Юркиной и А.А. Смирнова [16]. При этом интерпретация результатов данного тестирования осуществлялась только по шкале «Сфера профессиональной жизни», так как здесь заложены необходимые нам показатели профессионализации. Важным уточнением для дальнейшей обработки и анализа результатов анкетирования и тестирования является выбор времени проведения экспериментальной работы, а именно конец второго полугодия учебного года (май 2024 года). Это обусловлено окончанием адаптационного периода обучения на каждом из курсов, когда «угасает» влияние дидактических, физиологических, когнитивно-психологических и социально-психологических барьеров, описанных А.А. Бекком и О.В. Евтиховым [3]. На первый план для обучающихся выходит профессия, а не учебные и бытовые трудности. Базой исследования послужил факультет подготовки сотрудников для подразделений по работе с личным составом Санкт-Петербургского университета МВД России. В исследовании приняло участие 219 курсантов, из которых 65 курсантов 1 курса, 40 курсантов 2 курса, 38 курсантов 3 курса, 52 курсанта 4 курса и 24 курсанта 5 курса. Анкетирование и тестирование проходило анонимно и дистанционно с использованием онлайн-сервиса «Yandex Forms» (https://clck.ru/3BSKux). Достоверные различия (p<0,01) между выборками определялись с помощью непараметрического критерия Манна–Уитни (U-критерий).

Проведенный теоретический анализ позволил актуализировать проблему профессиональной адаптации как компонента профессионализации курсантов образовательных организаций МВД России, а также определить направления экспериментальной работы. Рассмотрим полученные результаты анкетирования.

Из 30 вопросов в авторской анкете было отобрано 5, отражающих мнение курсантов о своей профессиональной деятельности с ориентаций на прошлое, настоящее и будущее. Возможность такой группировки изначально была заложена в анкете, но сами вопросы «рассеяны» в случайном порядке для большей объективности ответов респондентов. Основные результаты анкетирования представлены в таблице.

 

Таблица

Основные результаты анкетирования курсантов Санкт-Петербургского университета МВД России для определения отношения к выбранной профессии

№ п/п

Вопрос

Варианты ответов

Ответы (%)

1*

2*

3*

4*

5*

1.

Удовлетворены ли вы выбранным направлением (специальностью)

полностью

81,2

70,0

55,3

69,2

83,3

частично

15,4

27,5

36,8

27,0

12,5

не удовлетворен

3,4

2,5

7,9

3,8

4,2

2.

Уверены ли вы в правильности выбора профессии

уверен

78,5

72,5

68,5

71,2

83,3

частично

21,5

27,5

28,9

28,8

16,7

выбор не верен

0

0

2,6

0

0

3.

Известно ли вам содержание будущей профессиональной деятельности

известно

58,5

65,0

71,1

75,0

83,3

частично

30,8

35,0

26,3

25,0

16,7

не известно

10,7

0

2,6

0

0

4.

Считаете ли вы, что обучение перегружено теорией, а практики недостаточно

да, так считаю

13,4

20,0

36,8

38,5

25,0

частично

33,8

55,0

42,1

42,3

37,5

не считаю

44,6

25,0

21,1

19,2

37,5

5.

Оправдались ли ожидания, связанные с выбором образовательной организации

полностью

49,1

40,0

39,5

50,0

79,2

частично

43,1

42,5

42,1

46,2

20,8

не оправдались

7,8

17,5

18,4

3,8

0

* – курс обучения

 

Наибольшее количество выборов «полностью удовлетворены своей специальностью» было у курсантов 1 и 5 курсов, тогда как на 3 курсе проявляется неудовлетворенность выбором направления обучения. То же самое наблюдается при ответах на вопрос об удовлетворенности выбором профессии и соответствия образовательной организации ожиданиям обучающихся. Такая «яма» в профессиональной удовлетворенности на 3 курсе с пиками в выборах курсантов 1 и 5 курсов детерминирована видоизменением мотивации обучающихся, что подтверждается Ю.В. Чумановым и А.А. Бурмистровой в исследовании преобразования мотивации у курсантов образовательных организаций МВД России [15]. П.В. Кустов и В.И. Дудчик изучали мотивационную структуру учебно-служебной деятельности на базе Санкт-Петербургского университета МВД России и, в свою очередь, пришли к выводу о профессионально-прагматичном характере мотивации, в особенности у курсантов 3 курса, когда на первое место выходит социальная и финансовая стабильность [8]. Соответственно аналогичную картину мы видим и при изучении профессиональной адаптации курсантов: перестройка мотивационной сферы сопряжена с некоторой «усталостью» от теоретических занятий у курсантов 3 курса. При этом прослеживается равномерное увеличение количества обучающихся от 1 до 5 курса, знающих и понимающих содержание своей будущей профессиональной деятельности. Все респонденты отмечают необходимость увеличения практической составляющей в профессиональной подготовке в образовательных организациях высшего образования МВД России, что наглядно демонстрирует существующую озабоченность обучающихся своим будущим в профессии и возможностями самореализации в ней.

Результаты, полученные с помощью методики экспресс-диагностики уровня адаптированности студентов к вузу М.С. Юркиной и А.А. Смирнова по шкале «Сфера профессиональной жизни», визуализированы на рисунке.

 

Рис. Уровень профессиональной адаптации курсантов разных курсов Санкт-Петербургского университета МВД России

 

Самый высокий уровень профессиональной адаптированности отмечен у обучающихся 2 курса (5,9±2,1), однако достоверных различий по отношению с результатами на 1 (5,7±1,3) и 5 (5,8±1,6) курсах не установлено. Нет достоверных различий и между другими данными - исследования обучающихся 3 курса (4,8±1,1) и 4 курса (5,1±1,6). Но при попарном сравнении результатов экспресс-диагностики обнаружено, что на 3 и 4 курсе уровень профессиональной адаптированности достоверно ниже (p < 0,05) по сравнению с уровнем на 1, 2 и 5 курсах. Здесь возможно провести корреляционную связь с результатами описанного выше анкетирования, линия тренда в обоих случаях очень схожа. Точно также заметна параболическая закономерность – от высоких значений у 1 курса, «провисание» к середине обучения в образовательной организации и снова подъем графика адаптированности на выпускном курсе. Это характеризуется следующим образом. Курсанты 1 курса находятся в рамках социально-бытовой адаптации, когда самостоятельная профессиональная деятельность еще «далеко», а особый уклад жизни в образовательной организации МВД России «близко» и требует максимальной концентрации для своего принятия. На 2 курсе период социально-бытовой адаптации пройден, обучающиеся приобрели первые профессиональные компетенции, они искренне устремлены к освоению новых. У курсантов 3 курса, как отмечалось ранее, проявляется «усталость», прежде всего от процесса обучения и высоких требований соблюдения дисциплины, наступает состояние равнодушия, которое затрагивает и сферу профессиональной адаптации. На 4 курсе в преддверии производственной практики в территориальных органах и организациях МВД России курсанты вновь актуализируют профессионализирующие механизмы, равно включается упомянутый выше мотивационный компонент. Для обучающихся 5 курса приходит время рефлексии пройденного первоначального этапа профессионализации в образовательной организации МВД России и переход в новое социальное состояние практического сотрудника органов внутренних дел.

Рассматривая результаты анкетирования курсантов факультета подготовки сотрудников для подразделений по работе с личным составом Санкт-Петербургского университета МВД России и экспресс-диагностики уровня их адаптированности по шкале «Сфера профессиональной жизни», была выявлена композиция профессиональной адаптации как основополагающей части профессионализации в зависимости от года обучения, обособлена от социальной адаптации. Стержнем композиционного устройства стало «принятие себя» в профессии, которое усиливается к концу обучения. В.Л. Цветков и Т.А. Хрусталева связывают такую трансформацию уровня профессиональной адаптированности с видоизменением профессиональной идентичности, описывая прямую связь между ними [14]. Мы согласимся с авторами, дополнив образ процесса профессиональной адаптации ориентированностью на потенциал личности каждого курсанта, что просматривается в адекватных и объективных ответах респондентов на вопросы анкеты. Свидетельством тому являются некоторые ответы, выпадающие из общего ряда, отображающие антиномию мнений респондентов. В данном случае наши выводы совпадают с выводами И.А. Кузнецовой об определяющем месте личности курсантов в их успешной адаптации [7]. Вслед за личностным потенциалом на «распределение» баллов адаптированности повлияла степень вовлеченности обучающихся непосредственно в образовательную деятельность, которая, как пишут И.Б. Бантюков и В.Н. Трабо [1], имеет схожую с динамикой полученных нами результатов профессиональной адаптированности курсантов разных курсов.

Изложенное позволяет охарактеризовать имеющийся уровень профессиональной адаптированности курсантов факультета подготовки сотрудников для подразделений по работе с личным составом Санкт-Петербургского университета МВД России на различных этапах обучения в контексте процесса профессионализации как параболическую функцию с двумя экстремумами максимума на 1 и 5 курсах и одним экстремумом минимума на 3 курсе. Такая закономерность подтверждается не только нашим исследованием, но и соотношением с выводами других исследований динамики мотивации, профессиональной идентичности, потенциала личности обучающихся и степени вовлеченности курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России в образовательный процесс. Однако анализ специальной литературы показал, что адаптацию курсантов, будь то социальная или профессиональная, современные отечественные исследователи изучают и описывают только в аспекте приобщения первокурсников к условиям обучения в образовательной организации. Но теория непрекращающейся всю жизнь социализации [10] и дифференциация адаптивности к новым и неповторяющимся условиям на разных возрастных и социальных этапах от подростка до выпускника университета [18; 19] задают совершенно иной вектор – исследование адаптации в определенный момент времени и с конкретным «оттенком», в нашем случае, профессиональной адаптации на каждом курсе отдельно. Это требует дополнительных исследований.

Таким образом, результатом исследования профессиональной адаптации как компонента профессионализации курсантов образовательных организаций МВД России стало объективное представление о ее уровне в зависимости от года обучения. Были описаны связи профессиональной адаптации с мотивацией обучающихся, с раскрытием потенциала личности курсантов через профессиональную вовлеченность и профессиональную идентичность. Следовательно, профессионализация в выбранном подходе определяется как совокупность обозначенных подпроцессов и имеет аналогичные тенденции своего развития. В отличие от курсантов 3 курса, первокурсники и обучающиеся выпускного курса имеют более высокие показатели адаптированности, что предоставляет возможность конструировать актуальную траекторию профессионализации именно для них. Выбор методов, способов и средств с помощью которых будет конструироваться и реализовываться профессионализация, является следующим этапом в решении заявленной нами проблемы. Ведь первый шаг в становлении эффективного профессионала из начала статьи происходит в образовательной организации МВД России и от него зависит движение дальше.

×

About the authors

Evgeny Yu. Ivanov

Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Author for correspondence.
Email: ivanzmeeff@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-8855-2920
SPIN-code: 6736-2946
Russian Federation, Saint Petersburg

References

  1. Bantyukov, I.B. & Trabo, V.N. (2023). Vovlechyonnost` kursantov v professiyu v period obucheniya – osnovnoj rezerv povy`sheniya e`ffektivnosti deyatel`nosti sovremennoj policii. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii, (2(98)), 170-175. (in Russ.). https://doi.org/10.35750/2071-8284-2023-2-170-175
  2. Barotova, G.Yu. (2022). Professional`naya deyatel`nost` kak sformirovannoe social`no-kul`turnoe yavlenie. Vestnik Pedagogicheskogo universiteta. Seriya 2: Pedagogiki i psixologii, metodiki prepodavaniya gumanitarny`x i estestvenny`x discipline, 4(14), 33-39. (in Russ.).
  3. Bekk, A.A. & Evtixov, O.V. (2019). Problema adaptacii kursantov obrazovatel`ny`x organzacij MVD Rossii k uchebnoj i sluzhebnoj deyatel`nosti. Nauchny`j component, (3(3)), 163-168. (in Russ.). https://doi.org/10.51980/2686-939X_2019_3_163
  4. Golub, L.N. & Medvedeva, S.A. (2021). Professional`naya adaptaciya: e`tapy`, urovni i xarakteristiki. Ucheny`e zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, (5(195)), 82-87. (in Russ.). https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p83-88
  5. Zolotenko, V.A. & Kislova, N.A. (2021). Individualizaciya i differenciaciya obucheniya v processe professional`noj identifikacii i adaptacii uchashhixsya obrazovatel`ny`x organizacij sistemy` MVD Rossii. Psixologiya i pedagogika sluzhebnoj deyatel`nosti, 3, 155-161. (in Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-3-155-161
  6. Kanunnikov, R.I. (2023). Specifika adaptacii k uchebno-sluzhebnoj deyatel`nosti obuchayushhixsya obrazovatel`ny`x organizacij MVD Rossii, Obrazovanie i pravo, 1, 322-325. (in Russ.). https://doi.org/10.24412/2076-1503-2023-1-322-325
  7. Kuzneczova, I.A. (2023). Lichnostny`e faktory`, vliyayushhie na adaptirovannost` kursantov k usloviyam obucheniya v obrazovatel`noj organizacii MVD Rossii. Psixopedagogika v pravooxranitel`ny`x organax, (4(95)), 378-384. (in Russ.). https://doi.org/10.24412/1999-6241-2023-495-378-384
  8. Kustov, P.V. & Dudchik, V.I. (2022). Formirovanie i razvitie motivacionnoj struktury` uchebno-sluzhebnoj deyatel`nosti kursantov vuzov MVD Rossii. Mir pedagogiki i psixologii, (1(66)), 175-179. (in Russ.).
  9. Kustov, P.V. & Marchenko, E.M. (2023). Faktory`, zatrudnyayushhie adaptacionny`j process kursantov 1 kursa k usloviyam uchebnoj i sluzhebnoj deyatel`nosti v obrazovatel`ny`x organizaciyax MVD Rossii. Mir pedagogiki i psixologii, (9(74)), 156-160. (in Russ.).
  10. Mardaxaev, L.V. (2021). K voprosu o socializacii cheloveka i ee sushhnosti. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2, 7-12. (in Russ.).
  11. Mudrik, A.V. (2016). Social`no-pedagogicheskie problemy` socializacii: monografiya, Moskva, MPGU, 256. (in Russ.).
  12. Svinareva, O.V. (2021). Nekotory`e aspekty` adaptacii obuchayushhixsya v obrazovatel`ny`x organizaciyax MVD Rossii. Vestnik Ryazanskogo filiala Moskovskogo universiteta MVD Rossii, 15, 363-366. (in Russ.).
  13. Setrakov, A.N., Galkin, V.N. & Leshhenko, E.A. (2024). Andragogicheskaya model` professional`noj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennix del Rossijskoj Federacii. Pravo i upravlenie, 3, 113-115. (in Russ.). https://doi.org/10.24412/2224-9133-2024-3-113-115
  14. Czvetkov, V.L. & Xrustaleva, T.A. (2023). Dinamika professional`noj identichnosti kursantov i slushatelej obrazovatel`ny`x organizacij MVD Rossii v processe adaptacii k uchebno-sluzhebnoj deyatel`nosti. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii, 2, 302-306. (in Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-302-306
  15. Chumanov, Yu.V. & Burmistrova, A.A. (2020). Izuchenie motivacii kursantov obrazovatel`ny`x organizacij MVD Rossii. Psixologiya i pedagogika sluzhebnoj deyatel`nosti, 4, 150-153. (in Russ.). https://doi.org/10.24411/2658-638X-2020-10134
  16. Yurkina, M.S. & Smirnov, A.A. (2015). Razrabotka i aprobaciya metodiki dlya e`kspress-diagnostiki urovnya adaptirovannosti studentov k vuzu. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psixologiya. Social`naya rabota. Yuvenologiya. Sociokinetika, (1(21)), 82-87. (in Russ.).
  17. Bélisle, M., Lavoie, P., Pepin, J., Fernandez, N., Boyer, L., Lechasseur, K., & Larue, C. (2021). A conceptual framework of student professionalization for health professional education and research. International journal of nursing education scholarship, 18(1), 10.1515/ijnes-2020-0104. https://doi.org/10.1515/ijnes-2020-0104
  18. Green, Z.A., Noor, U., & Hashemi, M.N. (2020). Furthering proactivity and career adaptability among university students: Test of intervention. Journal of Career Assessment, 28(3), 402-424. https://doi.org/10.1177/1069072719870739
  19. Holliman, A.J., Waldeck, D., Jay, B., Murphy, S., Atkinson, E., Collie, R.J. & Martin, A. (2021) Adaptability and Social Support: Examining Links with Psychological Wellbeing Among UK Students and Non-students. Front. Psychol, 12:636520. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.636520
  20. Iatridis, K., Gond, J.-P., & Kesidou, E. (2022). How Meaningfulness and Professional Identity Interact in Emerging Professions: The Case of Corporate Social Responsibility Consultants. Organization Studies, 43(9), 1401-1423. https://doi.org/10.1177/01708406211035506
  21. Nikolenko, O., & Zheldochenko, L. (2023). The role of individual and personal characteristics in professionalization in the modern information society. In E3S Web of Conferences, 381, 01047. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202338101047

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. Level of professional adaptation of cadets of different courses of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Download (75KB)


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.