Проблема интеграции воспитательной системы в образовательный процесс технического университета

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные и наиболее значимые положения относительно проблемы интеграции воспитательного аспекта в процессе профессиональной подготовки выпускников технического университета. Авторы исследуют теоретические и эмпирические аспекты организации воспитательных мероприятий, какие методы могут способствовать развитию как профессиональных, так и личностно-значимых качеств, способствующих повышению профессиональной эффективности, что оказывает своё влияние на профессиональную успешность и качество жизни человека. Особое внимание уделяется тому, как воспитательный процесс может способствовать формированию у студентов навыков критического мышления, самостоятельности, ответственности и готовности к непрерывному обучению. Особое влияние в работе уделяется теоретическому анализу взаимосвязи между качеством образовательного процесса и воспитательной работой, а также их влиянию на развитие критического мышления, коммуникативных навыков и способности к командной работе среди студентов. В своей работе автор подчеркивает значимость и важность воспитательного аспекта в процессе профессиональной подготовки, основываясь на исследованиях и положениях, прописанных другими специалистами, научный интерес которых лежит в плоскости организации воспитательного процесса в ходе организации профессиональной подготовки студентов технического университета. Авторы подчеркивают роль междисциплинарного подхода в воспитательном процессе, который позволяет студентам не только углубленно изучать специализированные технические дисциплины, но и развивать социальные и гуманитарные компетенции. Также обсуждаются практические рекомендации по интеграции воспитательных элементов в учебный процесс, направленные на повышение эффективности подготовки квалифицированных специалистов в технических дисциплинах.

Полный текст

В современном мире, где технологии развиваются с невероятной скоростью, а образовательная сфера становится всё более многогранной, перед обществом возникают всё новые вызовы и проблемы, требующие от него поиска путей решений, отвечающих требованиям не только качества, но и эффективности. Одной из таких проблем является само развитие общества. Под действием технического и социально-экономического прогресса, оно стремительный образом адаптируется к актуальным условиям окружающей среды. Всё более востребованными становятся профессии не только общесоциального, но и технического направления, что традиционно сосредоточены на развитии внутри личности будущего профессионала качественных профессиональных навыков и знаний.

Деятельность университетов технической направленности в этом аспекте трудно переоценить, ведь, подготовка специалистов технической направленности – это не только обеспечение общего кадрового потенциала экономического сектора страны, направленного на поддержание всех значимых для её жизни направлений. Также, это является одним из аспектов обеспечения технологического и промышленного суверенитета государства.

Во всех основополагающих документах страны, цель которых посвящена национальной политике в сферах промышленности и технической безопасности Российской Федерации, таких как: Стратегия развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.01.2020 № 20-р), или Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена президиумом Совета при Президенте РФ, своё значимое место уделяется научно-техническому развитию и способам актуализации процессов наращивания технологического потенциала страны. Данные процессы неизменно связаны в первую очередь с актуализацией процесса образования в соответствии с современными тенденциями развития информационного пространства, как в рамках страны, так и всего мира в целом. Так, например, концепция национальной безопасности Российской Федерации, декламирует описание угроз национальной безопасности в контексте «ослабления научно-технического и технологического потенциала страны», что влечёт за собой сокращение научно-исследовательской деятельности, и как следствие, падение темпов развития технологий и общего прогресса.

Исходя из этого, можно заключить, что одним из важнейших аспектов эффективного функционирования государства, является обеспечение всех значимых секторов труда, высококвалифицированными и эффективными сотрудниками [1].

В контексте развития современного общества, именно технические университеты играют свою значимую роль. Специалист, соответствующий высоким стандартам рынка и запросам общества, и исполняющий свои профессиональные функции, будет надёжной опорой общества, а эффективная модель развития и самоактуализации в процессе профессиональной жизни, как основа его личности, в том числе и воспитанная в ней соответствующая современному гражданину социальная и этическая установка, будет служить уже самому профессионалу крепкой опорой на пути его постоянного совершенствования.

Ведь, одной из специфических особенностей современного общества, является гибкая и развивающаяся конъектура, что требует от каждого её представителя существенных адаптивных способностей и стремления не только к самосовершенствованию, но и поддержанию общего вектора развития самой личности, основанного на чётко сформулированных и закреплённых в самой структуре личности социально и профессионально значимых личностных установок. Только обладающий способностью к самоактуализации, адаптации к изменениям и имеющий чёткое представление о значимости своей профессиональной деятельности специалист будет актуален на рынке труда значительно более длительный срок, что как повысит его собственный потенциал с течением времени, так и укрепит эффективность всего технологического комплекса страны [3].

Однако, как было отмечено ранее, академическая подготовка, является лишь частью в процессе развития личности квалифицированного специалиста. Не менее важной составляющей данного процесса на сегодняшний день выступает грамотное воспитательное сопровождение. Поскольку в процессе обучения особая роль уделяется процессу развития аналитического мышления, основанного на точных определениях, не допускающих разночтений, именно построение продуктивной воспитательной системы в рамках образовательного процесса технического университета позволит дифференцировать компоненты и методы подготовки специалистов таким образом, чтобы оказать содействие развитию целостной личности будущего профессионала, обладающего необходимым набором профессионально значимых личностных качеств, позволяющих специалисту быть продуктивным в своей деятельности не только, академически, но и в социально-этическом аспекте [9].

Тем не менее, процесс анализа воспитания в образовательных организациях высшего звена на современном этапе развития системы образования, сопряжён со множеством противоречий, предпосылками к которым стали, как систематические изменений в ней, основанные на переработке и ужесточении систем оценивания и дифференцирования, так и всесторонняя интеграция в процесс подготовки элементов культуры и ценностей, не обладающая в своей основе грамотной педагогической системы, следствием чего стало лишь усугубление неопределённости, например, при выборе профессионального пути и осознания своей собственной роли на нём [2].

Вследствие этого, закономерным становится процесс дезорганизации личности, а также размытию понятий общности, человечности и гражданственности. Ведь, профессиональная деятельность, занимает особую роль в жизни каждого человека. Поэтому, утрата, или ослабевание ценностных моделей, оставляет человека без надёжной опоры, основанной на уверенности и значимости собственного труда, а отсутствие нравственных моделей профессионала, влечёт за собой общесоциальную дезадаптацию личности. Это чревато для личности, независимо от профиля подготовки, риском не только снижением уровня физического и психологического здоровья, но и общим падением показателей осознанности личности, а как следствие, уверенности в своей профессиональной деятельности, что снижает также и показатели профессиональной эффективности, и адаптивных способностей личности к изменениям профессиональной и общебытовой среды.

Если опираться на классические понятия воспитания, то это всегда процесс, основанный на структурированной передаче, новому поколению, комплекса необходимых для продуктивной жизнедеятельности моделей поведения, знаний и опыта. Основанный на идеалах и нормах актуального общества, данный процесс также связан с процессом формирования профессионально и общественно значимых личностных установок, отвечающих принципам построения современного общества с учётом его потребностей и структурных основ, этот процесс и будет выступать в роли инструмента развития его профессионального потенциала [4].

Исходя из этого, можно заключить, что процесс воспитания в рамках высшего образования, имеет вид полисубъектного, социокультурного процесса, направленного на присвоение личностью будущего специалиста необходимых для эффективной профессиональной деятельности моделей поведения и ценностных ориентиров. И в данном процессе свою значимую роль играют не только образовательные организации, но также и семья, государство и информационное пространство, окружающее личность. Следовательно, в процессе интеграции воспитательной системы в образовательный процесс по техническим направлениям, будут играть цифровые технологии.

Традиционно, воспитательный процесс возможен только в системе взаимодействия «человек-человек», поскольку он подразумевает передачу накопленного опыта, преобразованного в систему общественно значимых установок и знаний, из рук непосредственных его носителей, чья квалификация соответствует направлению подготовки [6].

Тем не менее, альтернативные модели организации воспитательного процесса всё-таки существуют, например, модель «человек-машина». Однако, подобные модели в процессе подготовки специалистов, на сегодняшний день уступают человеку, поскольку только человек на сегодняшний день способен правильно передать необходимые ценностные установки и модели поведения. Иными словами, ключевым недостатком подобных способов организации процесса воспитания остаётся необходимость человека в социальном взаимодействии.

Поскольку человек всегда будет существовать в парадигме биосоциальных процессов, воспитательный аспект всегда будет напрямую сопряжён с процессами социализации и развития личности в контексте существования культурных и социально-этических норм.

Исходя из этого, современный процесс воспитания, подверженный влиянию технологического прогресса, необходимо понимать, как многоаспектный процесс, охватывающий не только передачу знаний, навыков и установок, но и формирование ценностей, убеждений, социальных норм и моделей поведения, способствующих успешной интеграции индивида в общество и его адаптации к стремительным изменениям в соответствии с технологическим прогрессом.

Влияние культурных и социальных аспектов на личность человека всегда будет занимать значимую роль, поэтому, процесс воспитания всегда будет основываться на передаче социального и культурного опыта. Тем не менее, информационный прогресс и в целом технологическая революция современного мира, также является источником влияния на процесс воспитания человека. Эпоха цифровизации позволила появиться множеству новых инструментов, как взаимодействия, так и воздействия. Границы расстояние между людьми значительным образом сократилось, открыв пути для обучения, коммуникации и самовыражения, что существенным образом расширило границы традиционного процесса воспитания [7].

Интернет, социальные сети, мобильные приложения и другие цифровые существенным образом оказали влияние на развитие критического мышления, информационной грамотности и навыков цифровой коммуникации, которые становятся все более значимыми в современном мире. Однако важно учитывать и потенциальные риски, связанные с цифровизацией, такие как информационное перенасыщение, возникающее в процессе непрерывного потребления контента, значительно превышающего способность человека к её качественной обработке. В результате этого обостряется риск снижения общей продуктивности, умственного и эмоционального истощения [8].

Также, стоит отметить, что в эпоху цифровизации и доступности информации, возросла и её роль в процессе, как непосредственно воспитания, так и организации жизни. Непроверенная, недостоверная информаций, транслируемая с конкретной недоброжелательной целью, может оказать не просто дезинформирующее, но и откровенно деструктивное влияние, которое может привести к неправильному восприятию и пониманию. Исходя из этого, навыки критического мышления, становятся всё более актуальными. Ведь, только критическое отношение и проверка информации через достоверные и релевантные источники, становится ключом в борьбе с недостоверной информацией [10].

В этом и заключается особая роль цифровых технологий в контексте интеграции воспитательного процесса и формировании готовности личности к актуальным условиям социальной среды, демонстрирующей стремительное развитие, как в общественной, так и в экономической, информационной среде, требующей от человека готовности к непрерывному процессу самоактуализации и адаптации к этим самым изменениям. Одним из таких инструментов в контексте развития цифровых технологий, выступает возможность оперативного получения доступа к необходимой информации актуальной поставленной перед ним задачей, или отвечающей его потребности на текущий момент времени.

Основой активного социального взаимодействия в процессе воспитания уже осознанной личности, должно быть обсуждение значимой деятельности, как в личностной, как и в общественных модальностях. Однако, источником подобной доверительной связи между педагогом и воспитанниками должна стать личностная модель самого педагога, что должна быть значимой для воспитанника. Именно личность педагога в таком случае выступает в качестве проводника общественно значимых установок, призванных оказать влияние на развитие мировоззрения воспитанника, его нравственность и стремление получить ответ на жизненно важные вопрос, касающиеся самого себя, родных, и процесса социального взаимодействия в целом, независимо от этапа образования, на котором он находится [11].

Поскольку технические университеты обладают специфическим целями и задачами, актуальными направлениям подготовки, процесс интеграции воспитательных моделей в образовательный процесс, также будет сопровождаться специфическими изменениями. Для примера, одну из важных ролей в профессиональном становлении по техническим направлениям, играет высокая адаптивность к изменчивым условиям труда. Специалисту необходимо быстро анализировать информацию, поступающую из разных источников и адаптировать её под свои актуальные нужды. Также, студентам технических направлений, свойственно широкое развитие невербального интеллекта и склонность к формально-логическому и аналитическому мышлению. Вследствие этого, возрастает актуальность развития внутри личности коммуникативных навыков, направленных на нивелирование негативного влияния установок, продиктованных академическими знаниями [12]. Ведь, без коммуникации, Человек не сможет эффективно использовать полученную в ходе анализа информацию.

Все эти и многие другие факторы, оказывают своё существенное влияние на процесс разработки и интеграции воспитательных модулей в образовательный процесс технического университета. Ведь, студент технического университета в первую очередь преследует цель получения глубоких теоретических знаний и практических навыков в интересующей его области, а также подготовки к успешной профессиональной деятельности. В контексте последнего, воспитательный процесс и играет свою роль.

Так, Д.И. Трушников, говорит, что «особенность воспитания в инженерном университете, несомненно, заключается в том, что он имеет высокую внутреннюю специфичность образовательного пространства, которое ориентировано не на гуманитарную составляющую культуры, а на более высокие технологии» [13].

В своих работах, посвящённых проблеме изучения гуманитарных компонентов в процессе обучения специалистов технического направления, Е.А. Зиновьева, отмечала важность в ходе подготовки инженерных кадров, развития гуманитарных качеств, по той причине, что основу процесса обучения составляет именно предметная основа, изучения особенностей функционирования машин, сопротивления материалов и других предметных направлений. Однако, гуманитарные концепты, неспособны возникнуть самостоятельно – они нуждаются в плодотворной среде, а наличие их в структуре личности профессионала технического профиля, позволит специалисту быть более эффективным в процессе анализа логики профессиональной деятельности и избежать многих ошибок, связанных, к примеру, со стереотипами профессиональной деятельности [14]. На сегодняшний день, многие технические университеты интегрируют в свой образовательный процесс воспитательные модели. Так, например, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, один из ведущих технических университетов в России в рамках образовательной программы проводит различные мероприятия, направленные на развитие личностных качеств студентов ответственность, коммуникабельность и толерантность. Университет также активно поддерживает студенческие клубы и организации, которые занимаются волонтерством, спортом и другими видами социальной активности. Связано это в первую очередь с тем, что развитию личностных качеств в том числе и профессионально значимых, культивация ответственного подхода, через организацию проектной деятельности и участия в организации социально-значимой деятельности, позволяет получить необходимый практический, или иными словами, «реальный» опыт.

Также, например, Томский политехнический университет занимается интеграцией воспитательного аспекта в образовательный процесс, посредством организации факультативных курсов по психологии, социологии, командообразованию и другим гуманитарным направлениям, помогающим студентам лучше понимать себя и окружающий мир. Кроме того, университет также организует различные социальные проекты и программы такие, как помощь нуждающимся семьям и участие в экологических акциях [16].

В связи с этим, в современном мире актуальность использования цифровых технологий возрастает, а также становится более значимой в контексте организации учебного процесса и воспитания в системе высшего образования, которая имеет не только гуманитарное, но и техническое направление. И высшие учебные заведения технической направленности в этом вопросе имеют обширный потенциал. Аксиологическое направление работы технического вуза коррелируется с идеей комплексного, или универсального образования, характеризующегося фундаментальностью и вариативностью гуманистического поиска. В этой сфере особый смысл приобретают образовательные программы, напрямую связанные с процессом развития личности, её актуализация в социуме с целью реализации потребностей в самовыражении и общении [17].

Ввиду того, что человек является биосоциальным существом, процесс воспитания всегда будет иметь тесную связь с процессом социализации и развития личности в контексте культурных, социальных и технологических изменений общества. Процесс воспитания имеет многоуровневый характер. Он включает в себя не только передачу знаний и навыков, но также формирование ценностных ориентаций, норм поведения и способов их реализации, которые помогают человеку успешно адаптироваться к меняющимся условиям жизни [15].

Тем не менее, при всем многообразии факторов, влияющих на личность человека, влияние культуры и социальных связей всегда будет достаточно велико, чтобы вносить свой вклад в его развитие. Поэтому процесс воспитания всегда будет основываться на передаче социального и культурного опыта, поскольку именно опыт, основанный на академически достоверных и прошедших проверку временем релевантных знаниях, формирует правильную как с научной, так и с морально-нравственной точки зрения среду в которой происходит процесс развития и воспитания личности. На восприятие мира и способы взаимодействия с людьми большое влияние оказывают культурные традиции, ценности, обычаи и язык. Человек получает опыт взаимодействия с социальной средой через взаимодействие с семьей, школой и обществом в целом. Именно здесь он учится социальным ролям, нормам поведения и способам социальной адаптации [18].

Технические университеты, традиционно сосредоточенные на развитии профессиональных и специализированных навыков, сталкиваются с необходимостью формирования у студентов широкого спектра компетенций, в том числе и морально-этического, или, иными словами, личностного спектра. В этом контексте воспитательные модели играют ключевую роль, поскольку они направлены на развитие личности студента в целом, а не только на приобретение узкоспециализированных знаний. Изучение психолого-педагогических блоков дисциплин в данном контексте, предоставляет необходимую основу человековедческих знаний, что станут им надёжной основой целостного и общественно-одобряемого мировоззрения, являющегося необходимой составляющей для успешной социализации, профессиональной и общественной жизни в целом [5].

Однако, гуманистические дисциплины с целью интеграции воспитательных моделей в структуру технических направлений подготовки в университете, недостаточно просто включить в образовательный план. Необходима комплексная дифференциация и интеграция, в основе которой будет заложена специфика обучения специалистов технических направлений. При этом будет выполняться дидактическая редукция научных знаний в соответствии с образовательными целями.

Основой же для интеграции педагогических технологий, направленных на развитие как общественно, так и профессионально значимых личностных качеств, станет полипарадигмальный подход к организации образовательного процесса, который будет отвечать ключевому требованию к процессу обеспечения современного образования – комплексности, способствующей всестороннему развитию личности человека [19].

Исходя из этого, одной из наиболее значимых составляющих процесса организации обучения студентов технических направлений может стать её холлистичность, включающая в себя интеграцию интеллектуального, физического, эмоционального и социального развития студентов. Это позволяет объединить обучение и воспитание, создавая единую систему подготовки специалиста. Также, это способствует формированию у студентов целостного мировоззрения, которое включает в себя не только знания и навыки, но и понимание своего места в обществе, что положительным образом влияет на готовность студента к профессиональной деятельности и профессии в целом [20].

Исходя из этого, можно сделать вывод, что одной из наиболее эффективных моделей интеграции воспитательных технологий в образовательный процесс технического университета будет проектная деятельность, которая является наиболее эффективным способом интеграции образовательных технологий и воспитания. Проектная работа даёт возможность студентам не только применять свои теоретические знания и навыки на практике, но и решать конкретные задачи, участвовать в командной работе и совершенствовать свои лидерские качества. Участие в проектной деятельности помогает студентам развивать ответственность, самостоятельность и творческое мышление. Проектная деятельность выступает в данном случае одним из ключевых аспектов реализации подхода, основной целью которого является развитие ценностных ориентация будущего профессионала в соответствии с направлением его подготовки. Проект, разрабатываемый и реализуемый в контексте социально-значимой проблемы, позволяет студенту любого направления почувствовать и осознать ответственность, что ложится на его профессиональную компетентность. Ведь за каждым его действием в профессиональной деятельности всегда будут находиться люди, независимо оттого, руководитель это, подчинённый или конечный потребитель итогового продукта или оказанной услуги. Это нелишний раз доказывает важность комплексного подхода к обучению и воспитанию современной личности, основой которой должны быть отзывчивость, ответственность, усердие и доброжелательное отношение не только к окружающим, но и к самому себе. Ведь из отношения к своей профессиональной деятельности, растёт трудовое долголетие, эмоциональное и как следствие этого физическое здоровье.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что интеграция воспитательных моделей в образовательный процесс технического университета требует комплексного подхода и готовности к инновациям. Он способствует не только тому, что студенты приобретают нужные им профессиональные навыки. Он также помогает им адаптироваться к жизни в обществе и стать более ответственными, деятельными и социально активными личностями. Для того чтобы университеты не останавливали поиск новых способов интеграции воспитательных моделей в свою деятельность, важно, чтобы они постоянно совершенствовали свои методы. Это напрямую влияет на качество образования и развитие общества в целом. А применение информационных технологий является важным аспектом, позволяющим интегрировать воспитательные модели в учебный процесс технического университета. Современные технологии предоставляют возможность создания интерактивных образовательных сред, которые дают возможность учащимся участвовать в процессе обучения и получать обратную связь. Это позволяет контролировать прогресс своих учеников.

×

Об авторах

Николай Васильевич Абрамов

Самарский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: abramoff@mail.ru

канд. физ.-мат. наук

Россия, г. Самара

Список литературы

  1. Аникеева Н.П., Киселёв Н.Н. Неформальное образование в вузе // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5. C. 93-97.
  2. Беляева Л.А. Методологический статус компетентностного подхода // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. Вып. 7. Екатеринбург, 2012.
  3. Буглаев В., Лагерев В. Воспитательный потенциал инженерного вуза // Высшее образование в России. 1998. № 1. С. 9-14.
  4. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. 336 с.
  5. Гаврилюк Н.П., Коваленко С.В., Пуртова М.В. [и др.]. Развитие личности в условиях современных вызовов. Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2022. 167 с. EDN DUCYCS
  6. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: ВЛАДОС, 2003. – 240 с.
  7. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс Дельта, 2003. 284 с.
  8. Зиновьева Е.А. Особенности воспитания студентов технического вуза // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12.
  9. Ибрагимова Л.А., Бухаров Д.С. Личностные компетенции педагога в период цифровизации // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 5.
  10. Ибрагимова Л.А., Бухаров Д.С. Профессиональная деформация педагога в период цифровизации // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2023. Вып. 6. С. 153-160.
  11. Киселева Е.В., Киселев Н.Н. Модель воспитания: сущностные характеристики, вузовская специфика // Вопросы воспитания. 2013. № 3(16). С. 22-26.
  12. Козлова Н.В. Возможность воспитательной системы технического вуза по формированию и развитию социальных компетентностей студентов на основе применения информационных технологий // ХХI век: Итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 3(7). С. 118-125.
  13. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. 2-е изд. СПб: Питер, 2009. 464 с.
  14. Макарова Л.Н. Влияние научного руководителя на формирование профессиональной направленности аспирантов // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018. Т. 17. № 2(36). С. 17-21.
  15. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Стадии коррекции индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя в контексте развития критического мышления студентов // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2014. Вып. 11 (139). С. 18-26.
  16. Молоканова Е.А. Модель ценностно-смыслового ядра воспитательной системы военного вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. Вып. 6 (50). С. 21-24.
  17. Огольцова Е.Г. Педагогические условия профессионального воспитания студентов технического вуза при изучении гуманитарных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2012.
  18. Пузырев Е.В. Система воспитания студентов в инженерном вузе // Young Scientist. 2015. № 2. С. 299-302.
  19. Разуваев С.Г. Профессиональная социализация личности в условиях многоуровневого образовательного комплекса // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2013. № 1(25). С. 151-156.
  20. Селиванова Н.Л. Воспитательное пространство вуза как переспективная модель воспитания // Вопросы воспитания. 2013. № 3(16). С. 5-8.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.