The Problem of the Educational System Integration Into the Educational Process of a Technical University

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article discusses the current and most significant provisions regarding the problem of integrating the educational aspect in the process of professional training of graduates of a technical university. The authors explore the theoretical and empirical aspects of the organization of educational activities, which methods can contribute to the development of both professional and personally significant qualities that contribute to improving professional efficiency, which has an impact on professional success and the quality of human life. Special attention is paid to how the educational process can contribute to the formation of students' critical thinking skills, independence, responsibility and readiness for continuous learning. Special attention is paid to the theoretical analysis of the relationship between the quality of the educational process and educational work, as well as their impact on the development of critical thinking, communication skills and teamwork among students. In his work, the author emphasizes the importance and importance of the educational aspect in the process of vocational training, based on research and provisions prescribed by other specialists whose scientific interest lies in the organization of the educational process during the organization of vocational training for students of a technical university. The authors emphasize the role of an interdisciplinary approach in the educational process, which allows students not only to study specialized technical disciplines in depth, but also to develop social and humanitarian competencies. Practical recommendations on the integration of educational elements into the educational process aimed at improving the effectiveness of training qualified specialists in technical disciplines are also discussed.

Full Text

В современном мире, где технологии развиваются с невероятной скоростью, а образовательная сфера становится всё более многогранной, перед обществом возникают всё новые вызовы и проблемы, требующие от него поиска путей решений, отвечающих требованиям не только качества, но и эффективности. Одной из таких проблем является само развитие общества. Под действием технического и социально-экономического прогресса, оно стремительный образом адаптируется к актуальным условиям окружающей среды. Всё более востребованными становятся профессии не только общесоциального, но и технического направления, что традиционно сосредоточены на развитии внутри личности будущего профессионала качественных профессиональных навыков и знаний.

Деятельность университетов технической направленности в этом аспекте трудно переоценить, ведь, подготовка специалистов технической направленности – это не только обеспечение общего кадрового потенциала экономического сектора страны, направленного на поддержание всех значимых для её жизни направлений. Также, это является одним из аспектов обеспечения технологического и промышленного суверенитета государства.

Во всех основополагающих документах страны, цель которых посвящена национальной политике в сферах промышленности и технической безопасности Российской Федерации, таких как: Стратегия развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.01.2020 № 20-р), или Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена президиумом Совета при Президенте РФ, своё значимое место уделяется научно-техническому развитию и способам актуализации процессов наращивания технологического потенциала страны. Данные процессы неизменно связаны в первую очередь с актуализацией процесса образования в соответствии с современными тенденциями развития информационного пространства, как в рамках страны, так и всего мира в целом. Так, например, концепция национальной безопасности Российской Федерации, декламирует описание угроз национальной безопасности в контексте «ослабления научно-технического и технологического потенциала страны», что влечёт за собой сокращение научно-исследовательской деятельности, и как следствие, падение темпов развития технологий и общего прогресса.

Исходя из этого, можно заключить, что одним из важнейших аспектов эффективного функционирования государства, является обеспечение всех значимых секторов труда, высококвалифицированными и эффективными сотрудниками [1].

В контексте развития современного общества, именно технические университеты играют свою значимую роль. Специалист, соответствующий высоким стандартам рынка и запросам общества, и исполняющий свои профессиональные функции, будет надёжной опорой общества, а эффективная модель развития и самоактуализации в процессе профессиональной жизни, как основа его личности, в том числе и воспитанная в ней соответствующая современному гражданину социальная и этическая установка, будет служить уже самому профессионалу крепкой опорой на пути его постоянного совершенствования.

Ведь, одной из специфических особенностей современного общества, является гибкая и развивающаяся конъектура, что требует от каждого её представителя существенных адаптивных способностей и стремления не только к самосовершенствованию, но и поддержанию общего вектора развития самой личности, основанного на чётко сформулированных и закреплённых в самой структуре личности социально и профессионально значимых личностных установок. Только обладающий способностью к самоактуализации, адаптации к изменениям и имеющий чёткое представление о значимости своей профессиональной деятельности специалист будет актуален на рынке труда значительно более длительный срок, что как повысит его собственный потенциал с течением времени, так и укрепит эффективность всего технологического комплекса страны [3].

Однако, как было отмечено ранее, академическая подготовка, является лишь частью в процессе развития личности квалифицированного специалиста. Не менее важной составляющей данного процесса на сегодняшний день выступает грамотное воспитательное сопровождение. Поскольку в процессе обучения особая роль уделяется процессу развития аналитического мышления, основанного на точных определениях, не допускающих разночтений, именно построение продуктивной воспитательной системы в рамках образовательного процесса технического университета позволит дифференцировать компоненты и методы подготовки специалистов таким образом, чтобы оказать содействие развитию целостной личности будущего профессионала, обладающего необходимым набором профессионально значимых личностных качеств, позволяющих специалисту быть продуктивным в своей деятельности не только, академически, но и в социально-этическом аспекте [9].

Тем не менее, процесс анализа воспитания в образовательных организациях высшего звена на современном этапе развития системы образования, сопряжён со множеством противоречий, предпосылками к которым стали, как систематические изменений в ней, основанные на переработке и ужесточении систем оценивания и дифференцирования, так и всесторонняя интеграция в процесс подготовки элементов культуры и ценностей, не обладающая в своей основе грамотной педагогической системы, следствием чего стало лишь усугубление неопределённости, например, при выборе профессионального пути и осознания своей собственной роли на нём [2].

Вследствие этого, закономерным становится процесс дезорганизации личности, а также размытию понятий общности, человечности и гражданственности. Ведь, профессиональная деятельность, занимает особую роль в жизни каждого человека. Поэтому, утрата, или ослабевание ценностных моделей, оставляет человека без надёжной опоры, основанной на уверенности и значимости собственного труда, а отсутствие нравственных моделей профессионала, влечёт за собой общесоциальную дезадаптацию личности. Это чревато для личности, независимо от профиля подготовки, риском не только снижением уровня физического и психологического здоровья, но и общим падением показателей осознанности личности, а как следствие, уверенности в своей профессиональной деятельности, что снижает также и показатели профессиональной эффективности, и адаптивных способностей личности к изменениям профессиональной и общебытовой среды.

Если опираться на классические понятия воспитания, то это всегда процесс, основанный на структурированной передаче, новому поколению, комплекса необходимых для продуктивной жизнедеятельности моделей поведения, знаний и опыта. Основанный на идеалах и нормах актуального общества, данный процесс также связан с процессом формирования профессионально и общественно значимых личностных установок, отвечающих принципам построения современного общества с учётом его потребностей и структурных основ, этот процесс и будет выступать в роли инструмента развития его профессионального потенциала [4].

Исходя из этого, можно заключить, что процесс воспитания в рамках высшего образования, имеет вид полисубъектного, социокультурного процесса, направленного на присвоение личностью будущего специалиста необходимых для эффективной профессиональной деятельности моделей поведения и ценностных ориентиров. И в данном процессе свою значимую роль играют не только образовательные организации, но также и семья, государство и информационное пространство, окружающее личность. Следовательно, в процессе интеграции воспитательной системы в образовательный процесс по техническим направлениям, будут играть цифровые технологии.

Традиционно, воспитательный процесс возможен только в системе взаимодействия «человек-человек», поскольку он подразумевает передачу накопленного опыта, преобразованного в систему общественно значимых установок и знаний, из рук непосредственных его носителей, чья квалификация соответствует направлению подготовки [6].

Тем не менее, альтернативные модели организации воспитательного процесса всё-таки существуют, например, модель «человек-машина». Однако, подобные модели в процессе подготовки специалистов, на сегодняшний день уступают человеку, поскольку только человек на сегодняшний день способен правильно передать необходимые ценностные установки и модели поведения. Иными словами, ключевым недостатком подобных способов организации процесса воспитания остаётся необходимость человека в социальном взаимодействии.

Поскольку человек всегда будет существовать в парадигме биосоциальных процессов, воспитательный аспект всегда будет напрямую сопряжён с процессами социализации и развития личности в контексте существования культурных и социально-этических норм.

Исходя из этого, современный процесс воспитания, подверженный влиянию технологического прогресса, необходимо понимать, как многоаспектный процесс, охватывающий не только передачу знаний, навыков и установок, но и формирование ценностей, убеждений, социальных норм и моделей поведения, способствующих успешной интеграции индивида в общество и его адаптации к стремительным изменениям в соответствии с технологическим прогрессом.

Влияние культурных и социальных аспектов на личность человека всегда будет занимать значимую роль, поэтому, процесс воспитания всегда будет основываться на передаче социального и культурного опыта. Тем не менее, информационный прогресс и в целом технологическая революция современного мира, также является источником влияния на процесс воспитания человека. Эпоха цифровизации позволила появиться множеству новых инструментов, как взаимодействия, так и воздействия. Границы расстояние между людьми значительным образом сократилось, открыв пути для обучения, коммуникации и самовыражения, что существенным образом расширило границы традиционного процесса воспитания [7].

Интернет, социальные сети, мобильные приложения и другие цифровые существенным образом оказали влияние на развитие критического мышления, информационной грамотности и навыков цифровой коммуникации, которые становятся все более значимыми в современном мире. Однако важно учитывать и потенциальные риски, связанные с цифровизацией, такие как информационное перенасыщение, возникающее в процессе непрерывного потребления контента, значительно превышающего способность человека к её качественной обработке. В результате этого обостряется риск снижения общей продуктивности, умственного и эмоционального истощения [8].

Также, стоит отметить, что в эпоху цифровизации и доступности информации, возросла и её роль в процессе, как непосредственно воспитания, так и организации жизни. Непроверенная, недостоверная информаций, транслируемая с конкретной недоброжелательной целью, может оказать не просто дезинформирующее, но и откровенно деструктивное влияние, которое может привести к неправильному восприятию и пониманию. Исходя из этого, навыки критического мышления, становятся всё более актуальными. Ведь, только критическое отношение и проверка информации через достоверные и релевантные источники, становится ключом в борьбе с недостоверной информацией [10].

В этом и заключается особая роль цифровых технологий в контексте интеграции воспитательного процесса и формировании готовности личности к актуальным условиям социальной среды, демонстрирующей стремительное развитие, как в общественной, так и в экономической, информационной среде, требующей от человека готовности к непрерывному процессу самоактуализации и адаптации к этим самым изменениям. Одним из таких инструментов в контексте развития цифровых технологий, выступает возможность оперативного получения доступа к необходимой информации актуальной поставленной перед ним задачей, или отвечающей его потребности на текущий момент времени.

Основой активного социального взаимодействия в процессе воспитания уже осознанной личности, должно быть обсуждение значимой деятельности, как в личностной, как и в общественных модальностях. Однако, источником подобной доверительной связи между педагогом и воспитанниками должна стать личностная модель самого педагога, что должна быть значимой для воспитанника. Именно личность педагога в таком случае выступает в качестве проводника общественно значимых установок, призванных оказать влияние на развитие мировоззрения воспитанника, его нравственность и стремление получить ответ на жизненно важные вопрос, касающиеся самого себя, родных, и процесса социального взаимодействия в целом, независимо от этапа образования, на котором он находится [11].

Поскольку технические университеты обладают специфическим целями и задачами, актуальными направлениям подготовки, процесс интеграции воспитательных моделей в образовательный процесс, также будет сопровождаться специфическими изменениями. Для примера, одну из важных ролей в профессиональном становлении по техническим направлениям, играет высокая адаптивность к изменчивым условиям труда. Специалисту необходимо быстро анализировать информацию, поступающую из разных источников и адаптировать её под свои актуальные нужды. Также, студентам технических направлений, свойственно широкое развитие невербального интеллекта и склонность к формально-логическому и аналитическому мышлению. Вследствие этого, возрастает актуальность развития внутри личности коммуникативных навыков, направленных на нивелирование негативного влияния установок, продиктованных академическими знаниями [12]. Ведь, без коммуникации, Человек не сможет эффективно использовать полученную в ходе анализа информацию.

Все эти и многие другие факторы, оказывают своё существенное влияние на процесс разработки и интеграции воспитательных модулей в образовательный процесс технического университета. Ведь, студент технического университета в первую очередь преследует цель получения глубоких теоретических знаний и практических навыков в интересующей его области, а также подготовки к успешной профессиональной деятельности. В контексте последнего, воспитательный процесс и играет свою роль.

Так, Д.И. Трушников, говорит, что «особенность воспитания в инженерном университете, несомненно, заключается в том, что он имеет высокую внутреннюю специфичность образовательного пространства, которое ориентировано не на гуманитарную составляющую культуры, а на более высокие технологии» [13].

В своих работах, посвящённых проблеме изучения гуманитарных компонентов в процессе обучения специалистов технического направления, Е.А. Зиновьева, отмечала важность в ходе подготовки инженерных кадров, развития гуманитарных качеств, по той причине, что основу процесса обучения составляет именно предметная основа, изучения особенностей функционирования машин, сопротивления материалов и других предметных направлений. Однако, гуманитарные концепты, неспособны возникнуть самостоятельно – они нуждаются в плодотворной среде, а наличие их в структуре личности профессионала технического профиля, позволит специалисту быть более эффективным в процессе анализа логики профессиональной деятельности и избежать многих ошибок, связанных, к примеру, со стереотипами профессиональной деятельности [14]. На сегодняшний день, многие технические университеты интегрируют в свой образовательный процесс воспитательные модели. Так, например, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, один из ведущих технических университетов в России в рамках образовательной программы проводит различные мероприятия, направленные на развитие личностных качеств студентов ответственность, коммуникабельность и толерантность. Университет также активно поддерживает студенческие клубы и организации, которые занимаются волонтерством, спортом и другими видами социальной активности. Связано это в первую очередь с тем, что развитию личностных качеств в том числе и профессионально значимых, культивация ответственного подхода, через организацию проектной деятельности и участия в организации социально-значимой деятельности, позволяет получить необходимый практический, или иными словами, «реальный» опыт.

Также, например, Томский политехнический университет занимается интеграцией воспитательного аспекта в образовательный процесс, посредством организации факультативных курсов по психологии, социологии, командообразованию и другим гуманитарным направлениям, помогающим студентам лучше понимать себя и окружающий мир. Кроме того, университет также организует различные социальные проекты и программы такие, как помощь нуждающимся семьям и участие в экологических акциях [16].

В связи с этим, в современном мире актуальность использования цифровых технологий возрастает, а также становится более значимой в контексте организации учебного процесса и воспитания в системе высшего образования, которая имеет не только гуманитарное, но и техническое направление. И высшие учебные заведения технической направленности в этом вопросе имеют обширный потенциал. Аксиологическое направление работы технического вуза коррелируется с идеей комплексного, или универсального образования, характеризующегося фундаментальностью и вариативностью гуманистического поиска. В этой сфере особый смысл приобретают образовательные программы, напрямую связанные с процессом развития личности, её актуализация в социуме с целью реализации потребностей в самовыражении и общении [17].

Ввиду того, что человек является биосоциальным существом, процесс воспитания всегда будет иметь тесную связь с процессом социализации и развития личности в контексте культурных, социальных и технологических изменений общества. Процесс воспитания имеет многоуровневый характер. Он включает в себя не только передачу знаний и навыков, но также формирование ценностных ориентаций, норм поведения и способов их реализации, которые помогают человеку успешно адаптироваться к меняющимся условиям жизни [15].

Тем не менее, при всем многообразии факторов, влияющих на личность человека, влияние культуры и социальных связей всегда будет достаточно велико, чтобы вносить свой вклад в его развитие. Поэтому процесс воспитания всегда будет основываться на передаче социального и культурного опыта, поскольку именно опыт, основанный на академически достоверных и прошедших проверку временем релевантных знаниях, формирует правильную как с научной, так и с морально-нравственной точки зрения среду в которой происходит процесс развития и воспитания личности. На восприятие мира и способы взаимодействия с людьми большое влияние оказывают культурные традиции, ценности, обычаи и язык. Человек получает опыт взаимодействия с социальной средой через взаимодействие с семьей, школой и обществом в целом. Именно здесь он учится социальным ролям, нормам поведения и способам социальной адаптации [18].

Технические университеты, традиционно сосредоточенные на развитии профессиональных и специализированных навыков, сталкиваются с необходимостью формирования у студентов широкого спектра компетенций, в том числе и морально-этического, или, иными словами, личностного спектра. В этом контексте воспитательные модели играют ключевую роль, поскольку они направлены на развитие личности студента в целом, а не только на приобретение узкоспециализированных знаний. Изучение психолого-педагогических блоков дисциплин в данном контексте, предоставляет необходимую основу человековедческих знаний, что станут им надёжной основой целостного и общественно-одобряемого мировоззрения, являющегося необходимой составляющей для успешной социализации, профессиональной и общественной жизни в целом [5].

Однако, гуманистические дисциплины с целью интеграции воспитательных моделей в структуру технических направлений подготовки в университете, недостаточно просто включить в образовательный план. Необходима комплексная дифференциация и интеграция, в основе которой будет заложена специфика обучения специалистов технических направлений. При этом будет выполняться дидактическая редукция научных знаний в соответствии с образовательными целями.

Основой же для интеграции педагогических технологий, направленных на развитие как общественно, так и профессионально значимых личностных качеств, станет полипарадигмальный подход к организации образовательного процесса, который будет отвечать ключевому требованию к процессу обеспечения современного образования – комплексности, способствующей всестороннему развитию личности человека [19].

Исходя из этого, одной из наиболее значимых составляющих процесса организации обучения студентов технических направлений может стать её холлистичность, включающая в себя интеграцию интеллектуального, физического, эмоционального и социального развития студентов. Это позволяет объединить обучение и воспитание, создавая единую систему подготовки специалиста. Также, это способствует формированию у студентов целостного мировоззрения, которое включает в себя не только знания и навыки, но и понимание своего места в обществе, что положительным образом влияет на готовность студента к профессиональной деятельности и профессии в целом [20].

Исходя из этого, можно сделать вывод, что одной из наиболее эффективных моделей интеграции воспитательных технологий в образовательный процесс технического университета будет проектная деятельность, которая является наиболее эффективным способом интеграции образовательных технологий и воспитания. Проектная работа даёт возможность студентам не только применять свои теоретические знания и навыки на практике, но и решать конкретные задачи, участвовать в командной работе и совершенствовать свои лидерские качества. Участие в проектной деятельности помогает студентам развивать ответственность, самостоятельность и творческое мышление. Проектная деятельность выступает в данном случае одним из ключевых аспектов реализации подхода, основной целью которого является развитие ценностных ориентация будущего профессионала в соответствии с направлением его подготовки. Проект, разрабатываемый и реализуемый в контексте социально-значимой проблемы, позволяет студенту любого направления почувствовать и осознать ответственность, что ложится на его профессиональную компетентность. Ведь за каждым его действием в профессиональной деятельности всегда будут находиться люди, независимо оттого, руководитель это, подчинённый или конечный потребитель итогового продукта или оказанной услуги. Это нелишний раз доказывает важность комплексного подхода к обучению и воспитанию современной личности, основой которой должны быть отзывчивость, ответственность, усердие и доброжелательное отношение не только к окружающим, но и к самому себе. Ведь из отношения к своей профессиональной деятельности, растёт трудовое долголетие, эмоциональное и как следствие этого физическое здоровье.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что интеграция воспитательных моделей в образовательный процесс технического университета требует комплексного подхода и готовности к инновациям. Он способствует не только тому, что студенты приобретают нужные им профессиональные навыки. Он также помогает им адаптироваться к жизни в обществе и стать более ответственными, деятельными и социально активными личностями. Для того чтобы университеты не останавливали поиск новых способов интеграции воспитательных моделей в свою деятельность, важно, чтобы они постоянно совершенствовали свои методы. Это напрямую влияет на качество образования и развитие общества в целом. А применение информационных технологий является важным аспектом, позволяющим интегрировать воспитательные модели в учебный процесс технического университета. Современные технологии предоставляют возможность создания интерактивных образовательных сред, которые дают возможность учащимся участвовать в процессе обучения и получать обратную связь. Это позволяет контролировать прогресс своих учеников.

×

About the authors

Nicholay V. Abramov

Samara State Technical University

Author for correspondence.
Email: abramoff@mail.ru

Candidate of Physical and Mathematical Sciences

Russian Federation, Samara

References

  1. Anikeeva, N.P., & Kiselyov, N.N. (2013). Neformal`noe obrazovanie v vuze. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. № 5. C. 93-97. (in Russ.).
  2. Belyaeva, L.A. (2012). Metodologicheskij status kompetentnostnogo podxoda. Ponyatijny`j apparat pedagogiki i obrazovaniya: sb. nauch. tr. Vy`p. 7. Ekaterinburg. (in Russ.).
  3. Buglaev, V., & Lagerev, V. (1998). Vospitatel`ny`j potencial inzhenernogo vuza. Vy`sshee obrazovanie v Rossii. № 1. S. 9-14. (in Russ.).
  4. Verbiczkij, A.A., & Larionova, O.G. (2009). Lichnostny`j i kompetentnostny`j podxody` v obrazovanii: problemy` integracii. M.: Logos, 336 s. (in Russ.).
  5. Gavrilyuk, N.P., Kovalenko, S.V., & Purtova, M.V. [i dr.]. (2022). Razvitie lichnosti v usloviyax sovremenny`x vy`zovov. Nizhnevartovsk: Nizhnevartovskij gosudarstvenny`j universitet, 167 s. (in Russ.). EDN DUCYCS
  6. Dzhurinskij, A.N. (2003). Razvitie obrazovaniya v sovremennom mire. M.: VLADOS, 240 s. (in Russ.).
  7. Zagashev, I.O., & Zair-Bek S.I. (2003). Kriticheskoe my`shlenie: texnologiya razvitiya. SPb.: Al`yans Del`ta, 284 s. (in Russ.).
  8. Zinov`eva, E.A. (2012). Osobennosti vospitaniya studentov texnicheskogo vuza. Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya. № 12. (in Russ.).
  9. Ibragimova, L.A., & Buxarov, D.S. (2023). Lichnostny`e kompetencii pedagoga v period cifrovizacii. Mir nauki. Pedagogika i psixologiya. T. 11. № 5. (in Russ.).
  10. Ibragimova, L.A., & Buxarov, D.S. (2023). Professional`naya deformaciya pedagoga v period cifrovizacii. Gercenovskie chteniya: psixologicheskie issledovaniya v obrazovanii. Vy`p. 6. S. 153-160. (in Russ.).
  11. Kiseleva, E.V., & Kiselev, N.N. (2013). Model` vospitaniya: sushhnostny`e xarakteristiki, vuzovskaya specifika. Voprosy` vospitaniya. № 3(16). S. 22-26. (in Russ.).
  12. Kozlova, N.V. (2012). Vozmozhnost` vospitatel`noj sistemy` texnicheskogo vuza po formirovaniyu i razvitiyu social`ny`x kompetentnostej studentov na osnove primeneniya informacionny`x texnologij. XXI vek: Itogi proshlogo i problemy` nastoyashhego plyus. № 3(7). S. 118-125. (in Russ.).
  13. Kulikov, L.V. (2009). Psihologiya lichnosti v trudax otechestvenny`x psihologov: Chrestomatiya. 2-e izd. SPb: Piter, 464 s. (in Russ.).
  14. Makarova, L.N. (2018). Vliyanie nauchnogo rukovoditelya na formirovanie professional`noj napravlennosti aspirantov. Psihologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus. T. 17. № 2 (36). S. 17-21. (in Russ.).
  15. Makarova, L.N., & Sharshov, I.A. (2014). Stadii korrekcii individual`nogo stilya pedagogicheskoj deyatel`nosti prepodavatelya v kontekste razvitiya kriticheskogo my`shleniya studentov. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarny`e nauki. Vy`p. 11 (139). S. 18-26. (in Russ.).
  16. Molokanova, E.A. (2007). Model` cennostno-smy`slovogo yadra vospitatel`noj sistemy` voennogo vuza. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarny`e nauki. Vy`p. 6 (50). S. 21-24. (in Russ.).
  17. Ogol`czova, E.G. (2012). Pedagogicheskie usloviya professional`nogo vospitaniya studentov texnicheskogo vuza pri izuchenii gumanitarny`x disciplin: dis. ... kand. ped. nauk. Omsk.
  18. Puzy`rev, E.V. (2015). Sistema vospitaniya studentov v inzhenernom vuze. Young Scientist. № 2. S. 299-302. (in Russ.).
  19. Razuvaev, S.G. (2013). Professional`naya socializaciya lichnosti v usloviyax mnogourovnevogo obrazovatel`nogo kompleksa. Izvestiya vy`sshix uchebny`x zavedenij. Povolzhskij region. № 1(25). S. 151-156. (in Russ.).
  20. Selivanova N.L. (2013). Vospitatel`noe prostranstvo vuza kak perespektivnaya model` vospitaniya. Voprosy` vospitaniya. № 3(16). S. 5-8.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies