Роль Тобольского епархиального женского училища в обеспечении сирот и бедных девиц духовного звания

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассмотрена деятельность Тобольского епархиального женского училища, которая была организована с учетом его социальных функций, игравших при его учреждении главную роль. Материалом для анализа послужили отчеты Общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища, размещенные в фондах научной библиотеки Тобольского историко-культурного музея-заповедника и «Тобольских епархиальных ведомостях», данные которых впервые вводятся в научный оборот. Показана положительная динамика деятельности училища, прекращение функционирования которого связано только с насильственной сменой государственной формы управления в революционные годы. Сообщается, что увеличение общего числа воспитанниц с каждым годом, в том числе за счет дочерей беднейшего духовенства, поставило перед руководством училища вопрос организации Общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам, которое за счет привлеченных пожертвований сумело бы обеспечить свою деятельность путем аккумулирования средств и приобретения процентных бумаг государственного банка. Подчеркивается, что деятельность Общества за небольшой срок его существования принесла определенные плоды, частично удовлетворив финансовые потребности сирот и дочерей беднейшего духовенства за счет приобретения необходимых для обучения книг, покупку верхней летней и зимней одежды и обуви, выдачи ежегодных пособий и возвратных ссуд на неотложные нужны. Предлагается подробная классификация структуры доходов и расходов. Автор приходит к выводу, что деятельность Тобольского епархиального женского училища в деле социального обеспечения сирот и бедных девиц духовного звания можно охарактеризовать положительно.

Полный текст

Модернизационные процессы второй половины XIX – начала XX вв., изменение социальной структуры Российской империи и церковно-государственных отношений, и, как следствие, возвращение внутрицерковного дискурса к соборным началам, сделали необходимым поиск современного вариативного решения роли общественных функций, что коренным образом изменило и феминистические настроения в модификации социального статуса женщин. Русская церковь, являясь непосредственным участником нового политического курса, оказалась на границе между государственными преобразованиями и огромными социальными массами подданных империи, оказывая влияние как на общественную, так и на государственную конъюнктуру. Эти процессы коснулись не только социально-политической мысли, они повлияли на образовательные модели как государственных, так и церковных учебных заведений всех уровней. К началу «Великих реформ» образовательная политика церкви, реализуемая через систему как внутрисословных, так и всесословных учебных заведений, подчиненных Святейшему Синоду (далее – Св. Синод), представляла собой макросегмент образовательной структуры империи, поддерживающий образовательную и социальную инициативы женщин. Для указанных хронологических рамок является характерным быстрый рост количества женских учебных заведений.

Деятельность церковных образовательных организаций затрагивает время реформ и контрреформ. Существование церкви в условиях меняющихся общественно-государственных парадигм, с одной стороны, предполагало возвращение соборного начала и обновление социальных институтов, с другой стороны, требовало сохранять традиционные христианские ценности (последнее остается актуальным и в наши дни).

Обращение исследователей к данной теме берет свое начало в дореволюционных публикациях, посвященных либо женскому духовному образованию в целом, начиная с открытия в 1843 г. первого в Российской империи училища для дочерей священно-церковнослужителей в Царском Селе, либо отдельным образовательным епархиальным учреждениям. Среди публикаций, размещенных в епархиальной прессе, можно выделить работы по истории Ярославского [15, с. 258-269], Астраханского [17], Тамбовского [20, с. 40-45], Смоленского [13, с. 432-442] епархиальных женских училищ. Для них характерен официально-идеалистический характер изложения с обозначением заслуг царской власти и епархиального руководства [15, с. 258], их авторы не проводят критический анализ допускавшихся в этих учреждениях ошибок педагогического или воспитательного характера. Эти публикации представляют интерес с точки зрения аккумулирования информации по истории создания и функционирования первых в России епархиальных училищ для девиц духовного звания.

На общем фоне дореволюционных публикаций выделяется статья А. Кузнецова, напечатанная в журнале «Церковные ведомости», издаваемом Св. Синодом, где автор подробно рассматривает законодательные инициативы в отношении женского духовного образования, что дает возможность выявить общие тенденции церковно-государственной политики в этом вопросе. Кроме того, статья интересна историческим обзором всех существовавших к 1909 г. женских епархиальных училищ. Так, в отношении Тобольского училища автор ошибочно указывает, что оно располагалось при Иоанно-Введенском женском монастыре в 10 верстах от Тобольска, однако причины его открытия указаны верно: «дать приют и содержание беспомощным сиротам-девицам местного духовенства, не имеющим ни крова, ни пропитания, а также дать им приличное образование и соответственное их будущему назначению воспитание и образование, чтобы они со временем могли быть достойными супругами служителей алтаря Господня» [16, с. 120-124].

Историографию дореволюционного периода можно назвать позитивистской. При наличии огромного фактического материала в работах, как правило, отсутствовал научный аппарат, а реальная картина деятельности епархиальных училищ для девиц духовного звания приукрашивалась.

Таким же тенденциозным оказался советский период, для которого характерно либо полное игнорирование данной темы, либо шаблонные установки в духе стереотипной советской модальности. В публикациях этого периода можно выделить лишь заметки, свидетельствующие только о фактическом существовании женских епархиальных училищ [32, с. 828-829].

За последние двадцать лет исследователями темы женского духовного образования в целом и функционирования епархиальных училищ для девиц духовного звания в частности, в условиях наличия широкого круга как опубликованных материалов, так и документов архивных фондов, не введенных в научный оборот, созданы публикации, использующие современные подходы в освещении данной темы.

Появились работы, касающиеся непосредственно истории создания и деятельности училищ: открытию и функционированию Омского епархиального женского училища посвящена статья Г.С. Епериной [7, с. 35-41], Ставропольского – О.И. Шафрановой. [40, с. 203-207], Московского Филаретовского – Н.П. Хлопковой [38, с. 58-63], Таврического – М.А. Агатовой [1, с. 138-145], Нижегородского – Д.В. Салаевой [35, с. 140-143], Вятского – В.Н. Тимшиной [37, с. 56-58]. Особенности организации учебного и воспитательного процесса в Омском епархиальном женском училище представлены в исследовании Н.В. Воробьевой [4, с. 1-15], Уфимском – О.С. Павловой [31, с. 57-61], Белевском – Г.С. Вельчева [3, с. 37-46], Таврическом – Л.П. Шкарлат [40, с. 67-73], Астраханском – Е.Г. Тимофеевой [36, с. 9-14]. О роли женских епархиальных училищ в системе среднего образования говорится в работах С.В. Заозерской [9, с. 115-120], И.Е. Крапоткиной [12, с. 83-87], Е.А. Андреевой [2], А.А. Чаплыгиной [39, с. 32-33], И.Е. Воронковой [5, с. 226-229].

В изучении истории женских епархиальных училищ появилась и новая, опирающаяся на междисциплинарный подход тема, посвященная психологическим аспектам их внутреннего устройства и быта [33, с. 62-67; 8, с. 334-337]. Учеными осваиваются новые методологические подходы в исследовании темы, что позволяет иначе смотреть на динамику церковно-государственных отношений, деятельность образовательных структур и гендерные проблемы в синодальный период.

Тобольское епархиальное женское училище было организовано при епископстве Варлаама (Успенского), который, прибыв на кафедру в конце 1862 г., сразу же поставил вопрос об учреждении училища. За отсутствием помещения в городе Тобольске, местом его размещения был выбран Иоанно-Введенский монастырь, впоследствии в декабре 1864 г. преобразованный из мужского в женский. Представление об открытии училища было послано в Св. Синод в декабре 1863 г., разрешение получено 17 февраля 1866 г., и 21 ноября того же года женское училище на 30 человек начало свою работу. Кроме назначенных целей в вопросах образования и воспитания девиц духовного звания, оно исполняло социальную функцию, давая приют и пропитание беспомощным сиротам – дочерям местного духовенства [10, с. 414].

Поскольку число желающих поступить в женское училище с каждым годом росло, а здания монастыря не имели достаточных помещений, на окружных съездах духовенства в 1877–1878 гг. было решено переместить училище в город Тобольск, о чем было подано ходатайство в Св. Синод. Для этих целей был приобретен дом купца Пелишева, где одновременно могли размещаться 40 воспитанниц: 30 проживали на полном казенном содержании и 10 пансионерок – с оплатой 65 руб. в год. Деньги на покупку дома большей частью были взяты из предполагавшейся к открытию пенсионной кассы духовенства Тобольской епархии [18, с. 21-22].

Вопросы содержания епархиального училища легли на Попечительство о бедных духовного звания, членами которого была составлена смета расходов на 1880–1881 учебный год в размере 4278 руб. 47 коп. Однако в январе 1881 г. обнаружилось, что целевых запланированных пожертвований в епархиальное попечительство не поступает, кроме того, в смету не вошли расходы по страхованию приобретенного для воспитанниц дома, лечению больных, вознаграждению доктору, приобретению верхней зимней и летней одежды и т. д., в общей сложности на сумму более 1000 руб., а с недоимкой по целевым взносам – более 2500 руб. Поиском недостающих средств занялся епархиальный съезд духовенства, собранный для этих целей на внеочередное заседание 11 февраля 1881 г. Он постановил: «просить епархиальное попечительство оказать духовенству помощь – покрыть дополнительную смету и недостаток по прежней, всего 2656 руб. 38 коп., из свободных сумм, духовенство же со своей стороны усугубит деятельность по сбору пожертвований в пользу сирот духовенства епархии». Однако своей резолюцией епископ Василий (Левитов) отклонил постановление съезда, предложив депутатам найти иной источник финансирования, а средства попечительства «сберегать про черный день, – особенно при нынешних неустойчивых, колеблющихся мирян к духовенству». Большинством голосов было принято решение собрать с духовенства Тобольской епархии 2000 руб., по 4 руб. со штата, а оставшиеся 656 руб. 38 коп. за счет свободных сумм епархиального попечительства; воспитанницам, окончившим курс в 1881 г., съезд единогласно решил оставить пользовавшиеся ими платья и выплатить по 10 руб. в виде единовременного пособия для каждой [18, с. 25-26].

Итогом работы епархиального съезда духовенства стало преобразование за счет местных средств Тобольского женского духовного училища в епархиальное трехклассное училище с двухгодичным обучением в каждом классе, на что указом Св. Синода № 2301 от 5 июня 1881 г. было получено разрешение [19, с. 36]. Однако такие сроки обучения имели свои неудобства. Прием воспитанниц осуществлялся не каждый, а через год, поэтому достигшие школьного возраста воспитанницы должны были ждать своей очереди целый год, а дождавшись, могли быть не приняты за неимением вакансий, так как, во-первых, количество желающих поступить росло, а, во-вторых, ученицы, не успевавшие по какому-нибудь предмету в течении двухгодичного курса, должны были оставаться в том же классе еще на два года.

Подобная ситуация побудила совет училища поставить перед преосвященным Авраамием (Летницким) вопрос о преобразовании училища из трехклассного в шестиклассное, на что 15 декабря 1886 г. была получена положительная резолюция епископа, утвержденная Св. Синодом указом № 689 от 3 марта 1887 г. Таким образом, ученицы третьего класса, проучившиеся к этому времени два года, были выпущены из училища с правами на звание домашней учительницы, а из учениц первого и второго годов обучения образовали классы со второго по четвертый: воспитанницы, получившие вполне удовлетворительные отметки, были переведены в следующие классы, а девочки со слабыми способностями оставались в прежнем классе на следующий учебный год; набор в первый класс училища предполагалось осуществить в августе [10, с. 416].

Деятельность епархиального женского училища была весьма успешной, статус училища на законодательном уровне был приравнен к женским гимназиям министерства народного просвещения. Однако первостепенная задача учреждения епархиального училища была продиктована заботой о сиротах духовного звания, которые на протяжении всего срока обучения, не имея средств к существованию, жили при училище, а окончив курс могли обеспечить себе верный заработок посредством преподавания в церковно-приходских и министерских школах [11, с. 442-443].

Заслуги Тобольских преосвященных состояли не столько в открытии епархиального женского училища, сколько в постоянном изыскании средств для его существования. Так, основатель училища преосвященный Варлаам (Успенский) ставил перед его руководством и епархиальными съездами духовенства задачу образования основного капитала, на проценты с которого деятельность училища могла осуществляться беспрепятственно, а воспитанницы, особенно сироты и дочери бедного духовенства – жить безбедно в стенах училища. Преосвященный с этой целью настойчиво приглашал церкви и причты к пожертвованиям. Кроме того, что своим распоряжением Варлаам (Успенский) все штрафные деньги, получаемые со священно-церковнослужителей, обращал в пользу училища, он сам был первым жертвователем на уставную деятельность, передав в общей сложности более 2000 руб. с целью образования именных стипендий, получатели которых назывались «пансионерками архиепископа Варлаама». 19 августа 1876 г. указом Св. Синода № 2827 данное начинание было утверждено [10, с. 417].

Основной же капитал был составлен за счет средств епархиального попечительства о бедных духовного звания в 1881 г. облигациями государственного банка и другими процентными бумагами в сумме 28206 руб. и наличными – 937 руб. 76,5 коп. Однако этих средств оказалось недостаточно, и вопрос об образовании неприкосновенного капитала, за счет которого содержались бы духовно-учебные заведения Тобольской епархии, еще неоднократно поднимался на съездах духовенства [34, с. 36-45].

Чтобы как-то облегчить участь сирот и бедных воспитанниц, по инициативе архиепископа Антония (Каржавина) 16 ноября 1908 г. по аналогии с семинарским обществом было открыто Общество вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища. Семинарский опыт работы позволил определить цели и задачи Общества, выработать устав, избежав прежних ошибок. Деятельность комитета Общества направлялась на привлечение новых членов и увеличение его денежных средств. С этой целью через благочинных рассылались подписные и пригласительные листы, как частным, так и официальным лицам, сочувствующим задачам общества, с предложением вступить в число членов или внести посильные пожертвования на уставную деятельность [22, с. 1-2].

Социальный состав членов Общества за все время его существования оставался стабильным и, несмотря на все усилия, практически не пополнялся новыми участниками. Во внимание к заслугам архиепископа Антония (Каржавина) в деле открытия Общества, а также оказания ему материальной поддержки, членами Общества на собрании 9 февраля 1910 г. было единогласно принято решение «избрать Его Высокопреосвященство почетным членом Общества с поднесением установленного диплома» [22, с. 2].

Динамика изменения численности и состава Общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища представлена в таблице 1.

 

Таблица 1

Динамика изменения численности и состава Общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища в 1910–1918 гг., чел. [Составлено по: 22-30]

Учебный год

Члены

Итого

Почетные

Пожизненные

Действительные

Соревнователи

 

1909/10

1

48

22

71

1910/11

1

45

14

60

1911/12

1

1

35

10

47

1913/14

1

39

21

61

1914/15

1

40

21

62

1915/16

 

1

37

9

47

1916/17

 

1

25

10

36

1917/18

 

2

25

7

34

 

Данные, представленные в таблице, показывают, что к революционным годам численность членов Общества имеет тенденцию к уменьшению. Тем не менее, Общество женского училища оказалось более жизнеспособным по сравнению с подобным Обществом в семинарии, которое к 1 января 1916 г. уже фактически прекратило свою деятельность, а общая сумма долгов семинаристов перед Обществом составляла более 2000 руб. [6, с. 337-341].

Важно отметить, что более заметное снижение показателей (в три раза в указанных временных рамках) наблюдается в численности членов-соревнователей, – показатель привлечения в Общество новых участников, благодаря которым пополнялся состав действительных членов, – которая сократилась почти в два раза к 1918 г., что не могло не сказаться на поступлении средств и пожертвований на уставную деятельность (см.: табл. 2).

 

Таблица 2

Структура поступления денежных средств на уставную деятельность Общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища в 1910–1918 гг. (руб.) [Составлено по: 22-30]

Учебный год

Наличные

Возврат долга

Билеты

Итого

Членские взносы

Пожертвования

Случайные поступления

% на расходный капитал

% на запасный капитал

1909/10

122

469,16

5,80

6

9,96

200

812,92

1910/11

131

531,66

5

9,35

21,27

200

898,28

1911/12

135

278,38

2,64

8,29

30,32

100

558,63

1913/14

139

369,21

5,40

0,07

33,19

100

646,87

1914/15

94

311,19

0,07

39,49

444,75

1915/16

83

268,12

13,55

0,10

41,26

150

556,03

1916/17

76

395,98

7,57

4,75

2,50

100

586,80

1917/18

102

1493,91

11,84

66,89

449

1050

3173,64

 

Представленные данные подтверждают общую тенденцию. Сокращение численности членов Общества всех категорий отразилось и на поступлении членских взносов, которые, хотя и сокращались непропорционально уменьшению количества членов, но в абсолютном выражении упали на 37%. Кроме того, изменения в составе всех категорий Общества объясняется ежегодной недоимкой членских взносов и, соответственно, сменой категории членства или исключением из Общества участников, не оплативших полностью или вовсе не вносивших взносы в назначенное время.

Численный состав всех категорий менялся из года в год, показатели варьируются в пределах 30–80%. Для исключения из членов Общества требовалось от шести месяцев до одного года, таким образом, количество официально зарегистрированных членов не соотносится с реальным поступлением членских взносов. Например, в 1910/11 учебном году в Обществе числилось 59 членов, ежегодно уплачивающих взносы, в том числе 45 действительных и 14 членов-соревнователей. Соответственно, минимальное поступление членских взносов должно было составлять 149 руб., в том числе 135 руб. от действительных членов (минимальный взнос – 3 руб.) и 14 руб. от членов-соревнователей (минимальный взнос – 1 руб.). Однако членских взносов в этом году поступило всего 131 руб. Такая ситуация характерна для всего периода деятельности Общества. Поступление от пожертвований соответствует общей динамике и сокращается к 1918 г., достигнув минимальных значений в 268,12 руб., что на 43% меньше максимальной суммы, пожертвованной в 1910/11 учебном году.

Показатели 1917/18 учебного года, несмотря на значительное увеличение пожертвований, соответствуют общей динамике, так как сумма в 1493,91 руб. включает в себя: 1000 руб. от лотерейного выигрыша, 100 руб. от комитета епархиальных съездов и только 393,91 поступления по подписным листам, реализуемым через отцов благочинных. Лотерейный выигрыш в 1000 руб., как и пожертвованные 1050 руб. в виде облигаций государственного банка, являются единоразовыми поступлениями, и рассматриваются как исключение, не соответствующее общей динамике, и не могут учитываться при анализе поступлений в бюджет Общества.

Отдельно стоит отметить появившуюся в 1918 г. дополнительную статью дохода «Возврат долга» (характерную для подобных обществ) в пополнение доходной части путем выдачи возвратных средств воспитанницам епархиального училища. Однако, как и в случае с Обществом вспомоществования воспитанникам семинарии [14, с. 27-35], должного эффекта это не оказало, и к 1 декабря 1918 г. задолженность перед Обществом составляла более 500 руб. [30, с. 15].

Несмотря на отрицательную динамику поступления средств на уставную деятельность, нестабильный состав членов Общества и неэффективные инициативы руководства, желавшего пополнить доходную часть за счет выдачи возвратных средств воспитанницам, Обществу вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища удалось частично изменить плачевную участь сирот и бедных воспитанниц духовного звания. В таблице 3 представлена структура расходов денежных средств на уставную деятельность.

 

Таблица 3

Структура расходов денежных средств на уставную деятельность Общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища в 1910–1918 гг. (руб.) [22-30]

Учебный год

Наличные

Итого

Обучение

Содержание

Книги

Одежда

Типография

Покупка ценных бумаг

Пособие

Ссуды

 

1909/10

170

248,75

1,58

13,60

181,95

 

615,88

1910/11

140

423,75

1.60

23,40

17.06

211,87

 

817,78

1911/12

120

205

17,42

91,73

37

 

471,15

1913/14

180

197

25

12,50

93,04

37

 

544,54

1914/15

180

134,25

10

7,85

30

 

362,10

1915/16

155

153,50

144

 

452,50

1916/17

260

170

48,13

 

478,13

1917/18

659

35,50

300

994

1988,50

 

Расходы соответствуют общей динамике на их сокращение. Нами не берется во внимание возникшая в 1917/18 учебном году ситуация, так как поступление таких больших сумм, как уже отмечалось выше, является случайным и не вписывается в общую картину, тогда как именно сокращение членских взносов и пожертвований наглядно показывает динамику. Из структуры расходов первых лет видно, что некоторые воспитанницы не могли себе позволить даже приобретение книг и необходимой верхней одежды, однако в последующие годы данная статья расходов исчезает из номенклатуры, что, однако, не говорит о том, что бедные ученицы перестали нуждаться. Необходимые для этих целей средства были перенаправлены на выдачу пособий, а в дальнейшем и возвратных ссуд. Расходы на содержание и обучение оставались стабильными, происходившие незначительные изменения колеблются в диапазоне 20–40%, что говорит о редких колебаниях общей численности опекаемых просительниц.

Хотя у Общества и появляется больше средств, одновременно возрастают и расходы на содержание, обучение, выдачу пособий, поэтому удовлетворить все прошения об оплате обучения оно оказалось не в состоянии.

Дополнительной статьей расходов в последний год существования стала выдача возвратных ссуд, на которые было потрачено 994 руб., что составляет практически 50% от общей суммы расходов. Очевидно, руководство Общества, понимая, что училище будет закрыто, пыталось облегчить будущую участь беднейших воспитанниц и сирот, оказавшихся в тяжелые революционные годы на грани голодной смерти. Подобные ситуации случались повсеместно во всех епархиях «уходившей в безвестие» церкви [21, с. 108-118].

В дореволюционные годы руководством Общества стабильно тратились деньги на приобретение ценных бумаг, доходы с которых смогли бы, при условии ежегодного роста процентной ставки, расширить благотворительные возможности. В указанных хронологических рамках запасный капитал из вносов пожизненных членов и 20% ежегодных членских взносов, обращенный в процентные бумаги, был увеличен с 300 руб. до 1050 руб.; рост составил 350%. Смена государственного строя в 1917 г. внесла коррективы в работу не только церковных благотворительных структур, но и церкви в целом, поэтому, объем такого капитала оставался на прежнем уровне и финансовые средства больше не вкладывались в ценные бумаги.

Деятельность Тобольского епархиального женского училища была организована с учетом социальных функций, которые при его учреждении играли главную роль: обеспечить беспомощных сирот и бедных девиц местного духовенства, дать им «приличное» образование и соответственное их будущему назначению воспитание. История училища насчитывает не одно десятилетие, и его закрытие связано только с гонениями большевиков на церковь.

Увеличивая с каждым годом число воспитанниц, в том числе, за счет дочерей беднейшего духовенства, руководство училища организовало Общество вспомоществования нуждающимся воспитанницам, которое за счет привлеченных пожертвований сумело обеспечить решение уставных задач путем аккумулирования средств и приобретения ценных процентных бумаг государственного банка. Деятельность общества принесла определенные плоды, частично удовлетворив финансовые потребности сирот и дочерей беднейшего духовенства за счет приобретения необходимых для обучения книг, покупки верхней летней и зимней одежды и обуви, выдачи ежегодных пособий и возвратных ссуд на неотложные нужды. Ее в целом можно охарактеризовать как удовлетворительную.

×

Об авторах

Александр Сергеевич Кругликов

Ханты-Мансийская епархия Русской православной церкви; Нижневартовский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: al.kruglickow1983@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-3661-3402
Россия, г. Нижневартовск

Список литературы

  1. Агатова М.А. Из истории женского духовного образования в Тавриде: к 150-летию создания Таврического епархиального женского училища // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Исторические науки. 2016. Т. 2 (68). № 3. С. 138-145.
  2. Андреева Е.А. Возникновение и развитие епархиальных женских училищ в России, середина ХIХ – начало ХХ века: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2000. 202 с.
  3. Вельчев Г.С. Учебно-воспитательный процесс в Белёвском епархиальном женском училище // Духовный арсенал. 2021. № 4(6). С. 37-46.
  4. Воробьева Н.В. Специфика учебно-воспитательного процесса в Омском женском епархиальном училище в начале XX века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 12. С. 1-15. https://doi.org/10.24411/2304-120X-2020-11084
  5. Воронкова И.Е. Русская православная церковь и женское образование в Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв. (по материалам Орловского епархиального женского училища) // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2019. № 9. С. 226-229.
  6. Годичный отчет о деятельности Общества вспомоществования нуждающимся учащимся Тобольской духовной семинарии за 1916 год // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел офиц. 1917. № 23-24. С. 337-341.
  7. Еперина Г.С. Из истории Омского епархиального женского училища // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. 1997. № 5. С. 35-41.
  8. Заозерская С.В. Принцип ненасилия как основа воспитания в епархиальных женских училищах России второй половины XIX – начала XX вв. // Ненасилие как образ жизни: Сборник научных статей и материалов XXV Международной научно-практической конференции по проблемам педагогики ненасилия, Санкт-Петербург, 15 апреля 2004 года. 2004. С. 334-337.
  9. Заозерская С.В. Роль епархиального женского училища в развитии женского образования на Архангельском Севере // Наука XXI века: Проблемы академической мобильности исследователя и методологии исследования: Материалы III Международной научно-практической конференции, Архангельск, 16–18 мая 2013 года; Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. Том Вып. 3. Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова. 2014. С. 115-120.
  10. К истории Тобольского епархиального женского училища // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел неофиц. 1899. № 21. С. 414-418.
  11. К истории Тобольского епархиального женского училища // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел неофиц. 1899. № 22. С. 437-443.
  12. Крапоткина И.Е. Стахеевское Епархиальное женское училище в системе среднего образования Российской империи в конце XIX – начале XX века // Малые и средние города России: прошлое, настоящее и будущее: Материалы VI Международных Стахеевских чтений (Елабуга, 22–23 ноября 2013 г.). Елабуга: Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет». 2013. С. 83-87.
  13. Краткий очерк истории смоленского училища девиц духовного звания. Желание преосвященного Тимофея устроить в смоленской епархии женское духовное училище, определение места для училища и отыскание средств для содержания его // Смоленские епархиальные ведомости. Отдел неофиц. 1874. № 12. С. 432-442.
  14. Кругликов А.С. Деятельность общества вспомоществования нуждающимся учащимся Тобольской духовной семинарии в 1883–1916 гг. // Макарьевские чтения: материалы XVIII Международной научно-практической конференции (Горно-Алтайск, 21–22 сентября 2023 г.). Республика Алтай, Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2023. С. 27-35.
  15. Крылов А. Ярославское училище девиц духовного звания // Ярославские епархиальные ведомости. Часть неофиц. 1860. № 28. С. 258-269.
  16. Кузнецов А. Епархиальные училища (по поводу исполнившегося сорокалетия устава этих училищ) // Церковные ведомости. Прибавления к церковным ведомостям, издаваемым при Святейшем Правительствующем Синоде. 1909. № 3. С. 120-124.
  17. Леонтьев Н.Ф. Об образовании женщин. Второй выпуск воспитанниц Астраханского епархиального женского училища. СПб.: тип. дух. жур. «Странник». 1872. 20 с.
  18. Обще-епархиальный съезд духовенства, Тобольской епархии в 1881 г. и главный предмет его занятий – женское духовное училище // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел неофиц. 1882. № 2. С. 17-33.
  19. Обще-епархиальный съезд духовенства, Тобольской епархии в 1881 г. и главный предмет его занятий – женское духовное училище // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел неофиц. 1882. № 3. С. 35-43.
  20. Остроумов П. Открытие в городе Тамбове училища для девиц духовного звания // Тамбовские епархиальные ведомости за 1864 год. Прибавление к Тамбовским епархиальным ведомостям. 1865. №1. С. 40-45.
  21. Орлова В.Д. Отражение репрессивной политики советского государства в судьбах семей последних выпускниц Тамбовского епархиального женского училища // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2017. № 5. С. 108-118.
  22. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1909/10 год. Тобольск: Типография Епархиального Братства, 1911.
  23. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1910/11 год. Тобольск: Типография Епархиального Братства, 1912.
  24. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1911/12 год. Тобольск: Типография Епархиального Братства, 1913.
  25. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1913/14 год // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел офиц. 1915. № 1. С. 9-13.
  26. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1913/14 год // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел офиц. 1915. № 3. С. 45-47.
  27. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1914/15 год // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел офиц. 1917. № 11/12. С. 127-131.
  28. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1915/16 год // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел офиц. 1917. № 11/12. С. 131-135.
  29. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1916/17 год // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел офиц. 1918. № 11/12. С. 177-182.
  30. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1917/18 год // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел официальный. 1919. № 1/2. С. 14-16.
  31. Павлова О.С. Уфимское епархиальное женское училище во второй половине ХIХ – начале ХХ века: организация учебного процесса // Современная научная мысль. 2019. № 6. С. 57–61.
  32. Педагогическая энциклопедия. В 4 т. Т. 1. А–Е. М.: Советская энциклопедия. 1964. 832 стб.
  33. Попова О.Д. Психологический климат в женских епархиальных училищах середины XIX – начала ХХ вв. // Педагогика. 2005. № 2. С. 62-67.
  34. Порядок преобразования училища // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1882. № 3. С. 36-45.
  35. Салаева Д.В. К вопросу об особенностях деятельности Нижегородского епархиального женского училища // Vita memoriae: Теория и практики исторических исследований: сборник статей по материалам VIII Всероссийской научной конференции молодых ученых, студентов и учащихся МБОУ СОШ, Нижний Новгород, 10 декабря 2020 года. Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2021. С. 140-143.
  36. Тимофеева Е.Г. Организация духовного образования и воспитания в женском епархиальном училище г. Астрахани // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2020. № 1(62). С. 9-14.
  37. Тимшина В.Н. Открытие Вятского епархиального женского училища: как это было // Наука третьего тысячелетия: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Уфа, 05 сентября 2014 года. Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна». 2014. С. 56-58.
  38. Хлопкова Н.П. Московское Филаретовское епархиальное женское училище (1865–1918) // Российский исторический процесс: сборник научных трудов студентов, магистров и аспирантов кафедры истории России средних веков и нового времени. М.: Московский государственный областной университет. 2016. С. 58-63.
  39. Чаплыгина А.А. Роль епархиальных училищ в развитии женского образования в русской провинции девятнадцатого и начала двадцатого столетия // Культура и молодежь: от идеи к результату: Материалы LI научно-творческой конференции студентов СГИК (Самара, 18–22 апреля 2023 г.). Самара: Самарский государственный институт культуры. 2023. С. 32-33.
  40. Шафранова О.И. Ставропольское епархиальное женское училище (1875–1919) // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. № 3(42). С. 203-207.
  41. Шкарлат Л.П. Организация учебно-воспитательного процесса в таврическом женском епархиальном училище (1871–1872 г.) // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 46. С. 67=-73.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.