The role of tobolsk diocesan women's school in maintenance orphans and poor maidens of clerical rank
- Authors: Kruglikov A.S.1,2
-
Affiliations:
- Khanty-Mansiysk Eparchy of the Russian Orthodox Church
- Nizhnevartovsk State University
- Issue: No 4 (2024)
- Pages: 30-46
- Section: Отечественная история
- URL: https://vestnik.nvsu.ru/2311-1402/article/view/634857
- DOI: https://doi.org/10.36906/2311-4444/24-4/04
- ID: 634857
Cite item
Full Text
Abstract
The article considers the activity of Tobolsk Diocesan Women School, organized regarding its social functions, which prevailed at its establishment. The reports of the Society of Assistance to Needy Pupils of Tobolsk Diocesan Women School from the funds of Tobolsk Historical and Cultural Museum’s scientific library and Tobolsk Diocesan Bulletin provided the author with the materials for the analysis. The proposed data is firstly introduced into the scientific literature. The positive dynamics in the school's activity is shown, the termination of which occurred due to the violent change of the state form of government in the revolutionary years. The article reports that the total number of pupils yearly increased, due to the expense of the poorest clergy children as well, raised the issue of organizing a society supporting needy pupils, which, at the expense of attracted donations, would be able to ensure its activities accumulating funds and acquiring the State bank securities. It is emphasised that the society brought certain fruits within a short period of its activity, partially satisfying financial needs of orphans and the poorest clergy daughters by purchasing schoolbooks, buying summer and winter clothes and shoes, issuing annual allowances and repayable loans for urgent needs. A detailed classification of the structure of income and expenditures is proposed. The author concludes that the activity of Tobolsk Diocesan Women School on thier orphans and poor clergy daughters' social welfare, though not changing the overall picture of poverty anong the clergy, still can be positively characterized.
Full Text
Модернизационные процессы второй половины XIX – начала XX вв., изменение социальной структуры Российской империи и церковно-государственных отношений, и, как следствие, возвращение внутрицерковного дискурса к соборным началам, сделали необходимым поиск современного вариативного решения роли общественных функций, что коренным образом изменило и феминистические настроения в модификации социального статуса женщин. Русская церковь, являясь непосредственным участником нового политического курса, оказалась на границе между государственными преобразованиями и огромными социальными массами подданных империи, оказывая влияние как на общественную, так и на государственную конъюнктуру. Эти процессы коснулись не только социально-политической мысли, они повлияли на образовательные модели как государственных, так и церковных учебных заведений всех уровней. К началу «Великих реформ» образовательная политика церкви, реализуемая через систему как внутрисословных, так и всесословных учебных заведений, подчиненных Святейшему Синоду (далее – Св. Синод), представляла собой макросегмент образовательной структуры империи, поддерживающий образовательную и социальную инициативы женщин. Для указанных хронологических рамок является характерным быстрый рост количества женских учебных заведений.
Деятельность церковных образовательных организаций затрагивает время реформ и контрреформ. Существование церкви в условиях меняющихся общественно-государственных парадигм, с одной стороны, предполагало возвращение соборного начала и обновление социальных институтов, с другой стороны, требовало сохранять традиционные христианские ценности (последнее остается актуальным и в наши дни).
Обращение исследователей к данной теме берет свое начало в дореволюционных публикациях, посвященных либо женскому духовному образованию в целом, начиная с открытия в 1843 г. первого в Российской империи училища для дочерей священно-церковнослужителей в Царском Селе, либо отдельным образовательным епархиальным учреждениям. Среди публикаций, размещенных в епархиальной прессе, можно выделить работы по истории Ярославского [15, с. 258-269], Астраханского [17], Тамбовского [20, с. 40-45], Смоленского [13, с. 432-442] епархиальных женских училищ. Для них характерен официально-идеалистический характер изложения с обозначением заслуг царской власти и епархиального руководства [15, с. 258], их авторы не проводят критический анализ допускавшихся в этих учреждениях ошибок педагогического или воспитательного характера. Эти публикации представляют интерес с точки зрения аккумулирования информации по истории создания и функционирования первых в России епархиальных училищ для девиц духовного звания.
На общем фоне дореволюционных публикаций выделяется статья А. Кузнецова, напечатанная в журнале «Церковные ведомости», издаваемом Св. Синодом, где автор подробно рассматривает законодательные инициативы в отношении женского духовного образования, что дает возможность выявить общие тенденции церковно-государственной политики в этом вопросе. Кроме того, статья интересна историческим обзором всех существовавших к 1909 г. женских епархиальных училищ. Так, в отношении Тобольского училища автор ошибочно указывает, что оно располагалось при Иоанно-Введенском женском монастыре в 10 верстах от Тобольска, однако причины его открытия указаны верно: «дать приют и содержание беспомощным сиротам-девицам местного духовенства, не имеющим ни крова, ни пропитания, а также дать им приличное образование и соответственное их будущему назначению воспитание и образование, чтобы они со временем могли быть достойными супругами служителей алтаря Господня» [16, с. 120-124].
Историографию дореволюционного периода можно назвать позитивистской. При наличии огромного фактического материала в работах, как правило, отсутствовал научный аппарат, а реальная картина деятельности епархиальных училищ для девиц духовного звания приукрашивалась.
Таким же тенденциозным оказался советский период, для которого характерно либо полное игнорирование данной темы, либо шаблонные установки в духе стереотипной советской модальности. В публикациях этого периода можно выделить лишь заметки, свидетельствующие только о фактическом существовании женских епархиальных училищ [32, с. 828-829].
За последние двадцать лет исследователями темы женского духовного образования в целом и функционирования епархиальных училищ для девиц духовного звания в частности, в условиях наличия широкого круга как опубликованных материалов, так и документов архивных фондов, не введенных в научный оборот, созданы публикации, использующие современные подходы в освещении данной темы.
Появились работы, касающиеся непосредственно истории создания и деятельности училищ: открытию и функционированию Омского епархиального женского училища посвящена статья Г.С. Епериной [7, с. 35-41], Ставропольского – О.И. Шафрановой. [40, с. 203-207], Московского Филаретовского – Н.П. Хлопковой [38, с. 58-63], Таврического – М.А. Агатовой [1, с. 138-145], Нижегородского – Д.В. Салаевой [35, с. 140-143], Вятского – В.Н. Тимшиной [37, с. 56-58]. Особенности организации учебного и воспитательного процесса в Омском епархиальном женском училище представлены в исследовании Н.В. Воробьевой [4, с. 1-15], Уфимском – О.С. Павловой [31, с. 57-61], Белевском – Г.С. Вельчева [3, с. 37-46], Таврическом – Л.П. Шкарлат [40, с. 67-73], Астраханском – Е.Г. Тимофеевой [36, с. 9-14]. О роли женских епархиальных училищ в системе среднего образования говорится в работах С.В. Заозерской [9, с. 115-120], И.Е. Крапоткиной [12, с. 83-87], Е.А. Андреевой [2], А.А. Чаплыгиной [39, с. 32-33], И.Е. Воронковой [5, с. 226-229].
В изучении истории женских епархиальных училищ появилась и новая, опирающаяся на междисциплинарный подход тема, посвященная психологическим аспектам их внутреннего устройства и быта [33, с. 62-67; 8, с. 334-337]. Учеными осваиваются новые методологические подходы в исследовании темы, что позволяет иначе смотреть на динамику церковно-государственных отношений, деятельность образовательных структур и гендерные проблемы в синодальный период.
Тобольское епархиальное женское училище было организовано при епископстве Варлаама (Успенского), который, прибыв на кафедру в конце 1862 г., сразу же поставил вопрос об учреждении училища. За отсутствием помещения в городе Тобольске, местом его размещения был выбран Иоанно-Введенский монастырь, впоследствии в декабре 1864 г. преобразованный из мужского в женский. Представление об открытии училища было послано в Св. Синод в декабре 1863 г., разрешение получено 17 февраля 1866 г., и 21 ноября того же года женское училище на 30 человек начало свою работу. Кроме назначенных целей в вопросах образования и воспитания девиц духовного звания, оно исполняло социальную функцию, давая приют и пропитание беспомощным сиротам – дочерям местного духовенства [10, с. 414].
Поскольку число желающих поступить в женское училище с каждым годом росло, а здания монастыря не имели достаточных помещений, на окружных съездах духовенства в 1877–1878 гг. было решено переместить училище в город Тобольск, о чем было подано ходатайство в Св. Синод. Для этих целей был приобретен дом купца Пелишева, где одновременно могли размещаться 40 воспитанниц: 30 проживали на полном казенном содержании и 10 пансионерок – с оплатой 65 руб. в год. Деньги на покупку дома большей частью были взяты из предполагавшейся к открытию пенсионной кассы духовенства Тобольской епархии [18, с. 21-22].
Вопросы содержания епархиального училища легли на Попечительство о бедных духовного звания, членами которого была составлена смета расходов на 1880–1881 учебный год в размере 4278 руб. 47 коп. Однако в январе 1881 г. обнаружилось, что целевых запланированных пожертвований в епархиальное попечительство не поступает, кроме того, в смету не вошли расходы по страхованию приобретенного для воспитанниц дома, лечению больных, вознаграждению доктору, приобретению верхней зимней и летней одежды и т. д., в общей сложности на сумму более 1000 руб., а с недоимкой по целевым взносам – более 2500 руб. Поиском недостающих средств занялся епархиальный съезд духовенства, собранный для этих целей на внеочередное заседание 11 февраля 1881 г. Он постановил: «просить епархиальное попечительство оказать духовенству помощь – покрыть дополнительную смету и недостаток по прежней, всего 2656 руб. 38 коп., из свободных сумм, духовенство же со своей стороны усугубит деятельность по сбору пожертвований в пользу сирот духовенства епархии». Однако своей резолюцией епископ Василий (Левитов) отклонил постановление съезда, предложив депутатам найти иной источник финансирования, а средства попечительства «сберегать про черный день, – особенно при нынешних неустойчивых, колеблющихся мирян к духовенству». Большинством голосов было принято решение собрать с духовенства Тобольской епархии 2000 руб., по 4 руб. со штата, а оставшиеся 656 руб. 38 коп. за счет свободных сумм епархиального попечительства; воспитанницам, окончившим курс в 1881 г., съезд единогласно решил оставить пользовавшиеся ими платья и выплатить по 10 руб. в виде единовременного пособия для каждой [18, с. 25-26].
Итогом работы епархиального съезда духовенства стало преобразование за счет местных средств Тобольского женского духовного училища в епархиальное трехклассное училище с двухгодичным обучением в каждом классе, на что указом Св. Синода № 2301 от 5 июня 1881 г. было получено разрешение [19, с. 36]. Однако такие сроки обучения имели свои неудобства. Прием воспитанниц осуществлялся не каждый, а через год, поэтому достигшие школьного возраста воспитанницы должны были ждать своей очереди целый год, а дождавшись, могли быть не приняты за неимением вакансий, так как, во-первых, количество желающих поступить росло, а, во-вторых, ученицы, не успевавшие по какому-нибудь предмету в течении двухгодичного курса, должны были оставаться в том же классе еще на два года.
Подобная ситуация побудила совет училища поставить перед преосвященным Авраамием (Летницким) вопрос о преобразовании училища из трехклассного в шестиклассное, на что 15 декабря 1886 г. была получена положительная резолюция епископа, утвержденная Св. Синодом указом № 689 от 3 марта 1887 г. Таким образом, ученицы третьего класса, проучившиеся к этому времени два года, были выпущены из училища с правами на звание домашней учительницы, а из учениц первого и второго годов обучения образовали классы со второго по четвертый: воспитанницы, получившие вполне удовлетворительные отметки, были переведены в следующие классы, а девочки со слабыми способностями оставались в прежнем классе на следующий учебный год; набор в первый класс училища предполагалось осуществить в августе [10, с. 416].
Деятельность епархиального женского училища была весьма успешной, статус училища на законодательном уровне был приравнен к женским гимназиям министерства народного просвещения. Однако первостепенная задача учреждения епархиального училища была продиктована заботой о сиротах духовного звания, которые на протяжении всего срока обучения, не имея средств к существованию, жили при училище, а окончив курс могли обеспечить себе верный заработок посредством преподавания в церковно-приходских и министерских школах [11, с. 442-443].
Заслуги Тобольских преосвященных состояли не столько в открытии епархиального женского училища, сколько в постоянном изыскании средств для его существования. Так, основатель училища преосвященный Варлаам (Успенский) ставил перед его руководством и епархиальными съездами духовенства задачу образования основного капитала, на проценты с которого деятельность училища могла осуществляться беспрепятственно, а воспитанницы, особенно сироты и дочери бедного духовенства – жить безбедно в стенах училища. Преосвященный с этой целью настойчиво приглашал церкви и причты к пожертвованиям. Кроме того, что своим распоряжением Варлаам (Успенский) все штрафные деньги, получаемые со священно-церковнослужителей, обращал в пользу училища, он сам был первым жертвователем на уставную деятельность, передав в общей сложности более 2000 руб. с целью образования именных стипендий, получатели которых назывались «пансионерками архиепископа Варлаама». 19 августа 1876 г. указом Св. Синода № 2827 данное начинание было утверждено [10, с. 417].
Основной же капитал был составлен за счет средств епархиального попечительства о бедных духовного звания в 1881 г. облигациями государственного банка и другими процентными бумагами в сумме 28206 руб. и наличными – 937 руб. 76,5 коп. Однако этих средств оказалось недостаточно, и вопрос об образовании неприкосновенного капитала, за счет которого содержались бы духовно-учебные заведения Тобольской епархии, еще неоднократно поднимался на съездах духовенства [34, с. 36-45].
Чтобы как-то облегчить участь сирот и бедных воспитанниц, по инициативе архиепископа Антония (Каржавина) 16 ноября 1908 г. по аналогии с семинарским обществом было открыто Общество вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища. Семинарский опыт работы позволил определить цели и задачи Общества, выработать устав, избежав прежних ошибок. Деятельность комитета Общества направлялась на привлечение новых членов и увеличение его денежных средств. С этой целью через благочинных рассылались подписные и пригласительные листы, как частным, так и официальным лицам, сочувствующим задачам общества, с предложением вступить в число членов или внести посильные пожертвования на уставную деятельность [22, с. 1-2].
Социальный состав членов Общества за все время его существования оставался стабильным и, несмотря на все усилия, практически не пополнялся новыми участниками. Во внимание к заслугам архиепископа Антония (Каржавина) в деле открытия Общества, а также оказания ему материальной поддержки, членами Общества на собрании 9 февраля 1910 г. было единогласно принято решение «избрать Его Высокопреосвященство почетным членом Общества с поднесением установленного диплома» [22, с. 2].
Динамика изменения численности и состава Общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища представлена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика изменения численности и состава Общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища в 1910–1918 гг., чел. [Составлено по: 22-30]
Учебный год | Члены | Итого | |||
Почетные | Пожизненные | Действительные | Соревнователи |
| |
1909/10 | 1 | – | 48 | 22 | 71 |
1910/11 | 1 | – | 45 | 14 | 60 |
1911/12 | 1 | 1 | 35 | 10 | 47 |
1913/14 | – | 1 | 39 | 21 | 61 |
1914/15 | – | 1 | 40 | 21 | 62 |
1915/16 |
| 1 | 37 | 9 | 47 |
1916/17 |
| 1 | 25 | 10 | 36 |
1917/18 |
| 2 | 25 | 7 | 34 |
Данные, представленные в таблице, показывают, что к революционным годам численность членов Общества имеет тенденцию к уменьшению. Тем не менее, Общество женского училища оказалось более жизнеспособным по сравнению с подобным Обществом в семинарии, которое к 1 января 1916 г. уже фактически прекратило свою деятельность, а общая сумма долгов семинаристов перед Обществом составляла более 2000 руб. [6, с. 337-341].
Важно отметить, что более заметное снижение показателей (в три раза в указанных временных рамках) наблюдается в численности членов-соревнователей, – показатель привлечения в Общество новых участников, благодаря которым пополнялся состав действительных членов, – которая сократилась почти в два раза к 1918 г., что не могло не сказаться на поступлении средств и пожертвований на уставную деятельность (см.: табл. 2).
Таблица 2
Структура поступления денежных средств на уставную деятельность Общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища в 1910–1918 гг. (руб.) [Составлено по: 22-30]
Учебный год | Наличные | Возврат долга | Билеты | Итого | ||||
Членские взносы | Пожертвования | Случайные поступления | % на расходный капитал | % на запасный капитал | ||||
1909/10 | 122 | 469,16 | 5,80 | 6 | 9,96 | – | 200 | 812,92 |
1910/11 | 131 | 531,66 | 5 | 9,35 | 21,27 | – | 200 | 898,28 |
1911/12 | 135 | 278,38 | 2,64 | 8,29 | 30,32 | – | 100 | 558,63 |
1913/14 | 139 | 369,21 | 5,40 | 0,07 | 33,19 | – | 100 | 646,87 |
1914/15 | 94 | 311,19 | – | 0,07 | 39,49 | – | – | 444,75 |
1915/16 | 83 | 268,12 | 13,55 | 0,10 | 41,26 | – | 150 | 556,03 |
1916/17 | 76 | 395,98 | 7,57 | 4,75 | 2,50 | – | 100 | 586,80 |
1917/18 | 102 | 1493,91 | 11,84 | 66,89 | 449 | 1050 | 3173,64 |
Представленные данные подтверждают общую тенденцию. Сокращение численности членов Общества всех категорий отразилось и на поступлении членских взносов, которые, хотя и сокращались непропорционально уменьшению количества членов, но в абсолютном выражении упали на 37%. Кроме того, изменения в составе всех категорий Общества объясняется ежегодной недоимкой членских взносов и, соответственно, сменой категории членства или исключением из Общества участников, не оплативших полностью или вовсе не вносивших взносы в назначенное время.
Численный состав всех категорий менялся из года в год, показатели варьируются в пределах 30–80%. Для исключения из членов Общества требовалось от шести месяцев до одного года, таким образом, количество официально зарегистрированных членов не соотносится с реальным поступлением членских взносов. Например, в 1910/11 учебном году в Обществе числилось 59 членов, ежегодно уплачивающих взносы, в том числе 45 действительных и 14 членов-соревнователей. Соответственно, минимальное поступление членских взносов должно было составлять 149 руб., в том числе 135 руб. от действительных членов (минимальный взнос – 3 руб.) и 14 руб. от членов-соревнователей (минимальный взнос – 1 руб.). Однако членских взносов в этом году поступило всего 131 руб. Такая ситуация характерна для всего периода деятельности Общества. Поступление от пожертвований соответствует общей динамике и сокращается к 1918 г., достигнув минимальных значений в 268,12 руб., что на 43% меньше максимальной суммы, пожертвованной в 1910/11 учебном году.
Показатели 1917/18 учебного года, несмотря на значительное увеличение пожертвований, соответствуют общей динамике, так как сумма в 1493,91 руб. включает в себя: 1000 руб. от лотерейного выигрыша, 100 руб. от комитета епархиальных съездов и только 393,91 поступления по подписным листам, реализуемым через отцов благочинных. Лотерейный выигрыш в 1000 руб., как и пожертвованные 1050 руб. в виде облигаций государственного банка, являются единоразовыми поступлениями, и рассматриваются как исключение, не соответствующее общей динамике, и не могут учитываться при анализе поступлений в бюджет Общества.
Отдельно стоит отметить появившуюся в 1918 г. дополнительную статью дохода «Возврат долга» (характерную для подобных обществ) в пополнение доходной части путем выдачи возвратных средств воспитанницам епархиального училища. Однако, как и в случае с Обществом вспомоществования воспитанникам семинарии [14, с. 27-35], должного эффекта это не оказало, и к 1 декабря 1918 г. задолженность перед Обществом составляла более 500 руб. [30, с. 15].
Несмотря на отрицательную динамику поступления средств на уставную деятельность, нестабильный состав членов Общества и неэффективные инициативы руководства, желавшего пополнить доходную часть за счет выдачи возвратных средств воспитанницам, Обществу вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища удалось частично изменить плачевную участь сирот и бедных воспитанниц духовного звания. В таблице 3 представлена структура расходов денежных средств на уставную деятельность.
Таблица 3
Структура расходов денежных средств на уставную деятельность Общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища в 1910–1918 гг. (руб.) [22-30]
Учебный год | Наличные | Итого | |||||||
Обучение | Содержание | Книги | Одежда | Типография | Покупка ценных бумаг | Пособие | Ссуды |
| |
1909/10 | 170 | 248,75 | 1,58 | – | 13,60 | 181,95 | – |
| 615,88 |
1910/11 | 140 | 423,75 | 1.60 | 23,40 | 17.06 | 211,87 | – |
| 817,78 |
1911/12 | 120 | 205 | – | – | 17,42 | 91,73 | 37 |
| 471,15 |
1913/14 | 180 | 197 | – | 25 | 12,50 | 93,04 | 37 |
| 544,54 |
1914/15 | 180 | 134,25 | – | 10 | 7,85 | – | 30 |
| 362,10 |
1915/16 | 155 | 153,50 | – | – | – | 144 | – |
| 452,50 |
1916/17 | 260 | 170 | – | – | – | 48,13 | – |
| 478,13 |
1917/18 | 659 | – | – | 35,50 | – | 300 | 994 | 1988,50 |
Расходы соответствуют общей динамике на их сокращение. Нами не берется во внимание возникшая в 1917/18 учебном году ситуация, так как поступление таких больших сумм, как уже отмечалось выше, является случайным и не вписывается в общую картину, тогда как именно сокращение членских взносов и пожертвований наглядно показывает динамику. Из структуры расходов первых лет видно, что некоторые воспитанницы не могли себе позволить даже приобретение книг и необходимой верхней одежды, однако в последующие годы данная статья расходов исчезает из номенклатуры, что, однако, не говорит о том, что бедные ученицы перестали нуждаться. Необходимые для этих целей средства были перенаправлены на выдачу пособий, а в дальнейшем и возвратных ссуд. Расходы на содержание и обучение оставались стабильными, происходившие незначительные изменения колеблются в диапазоне 20–40%, что говорит о редких колебаниях общей численности опекаемых просительниц.
Хотя у Общества и появляется больше средств, одновременно возрастают и расходы на содержание, обучение, выдачу пособий, поэтому удовлетворить все прошения об оплате обучения оно оказалось не в состоянии.
Дополнительной статьей расходов в последний год существования стала выдача возвратных ссуд, на которые было потрачено 994 руб., что составляет практически 50% от общей суммы расходов. Очевидно, руководство Общества, понимая, что училище будет закрыто, пыталось облегчить будущую участь беднейших воспитанниц и сирот, оказавшихся в тяжелые революционные годы на грани голодной смерти. Подобные ситуации случались повсеместно во всех епархиях «уходившей в безвестие» церкви [21, с. 108-118].
В дореволюционные годы руководством Общества стабильно тратились деньги на приобретение ценных бумаг, доходы с которых смогли бы, при условии ежегодного роста процентной ставки, расширить благотворительные возможности. В указанных хронологических рамках запасный капитал из вносов пожизненных членов и 20% ежегодных членских взносов, обращенный в процентные бумаги, был увеличен с 300 руб. до 1050 руб.; рост составил 350%. Смена государственного строя в 1917 г. внесла коррективы в работу не только церковных благотворительных структур, но и церкви в целом, поэтому, объем такого капитала оставался на прежнем уровне и финансовые средства больше не вкладывались в ценные бумаги.
Деятельность Тобольского епархиального женского училища была организована с учетом социальных функций, которые при его учреждении играли главную роль: обеспечить беспомощных сирот и бедных девиц местного духовенства, дать им «приличное» образование и соответственное их будущему назначению воспитание. История училища насчитывает не одно десятилетие, и его закрытие связано только с гонениями большевиков на церковь.
Увеличивая с каждым годом число воспитанниц, в том числе, за счет дочерей беднейшего духовенства, руководство училища организовало Общество вспомоществования нуждающимся воспитанницам, которое за счет привлеченных пожертвований сумело обеспечить решение уставных задач путем аккумулирования средств и приобретения ценных процентных бумаг государственного банка. Деятельность общества принесла определенные плоды, частично удовлетворив финансовые потребности сирот и дочерей беднейшего духовенства за счет приобретения необходимых для обучения книг, покупки верхней летней и зимней одежды и обуви, выдачи ежегодных пособий и возвратных ссуд на неотложные нужды. Ее в целом можно охарактеризовать как удовлетворительную.
About the authors
Alexander S. Kruglikov
Khanty-Mansiysk Eparchy of the Russian Orthodox Church; Nizhnevartovsk State University
Author for correspondence.
Email: al.kruglickow1983@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-3661-3402
Russian Federation, Nizhnevartovsk
References
- Agatova, M.A. (2016). Iz istorii zhenskogo duxovnogo obrazovaniya v Tavride: k 150-letiyu sozdaniya Tavricheskogo eparxial`nogo zhenskogo uchilishha. Ucheny`e zapiski Kry`mskogo federal`nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Istoricheskie nauki. №3. 138-145. (in Russ.).
- Andreeva, E.A. (2000). Vozniknovenie i razvitie eparxial`ny`x zhenskix uchilishh v Rossii, seredina XIX - nachalo XX veka. PhD Dissertation. Moscow. (in Russ.).
- Vel`chev, G.S. (2021). Uchebno-vospitatel`ny`j process v Belyovskom eparxial`nom zhenskom uchilishhe. Duxovny`j arsenal. №4(6). 37-46. (in Russ.).
- Vorob`eva, N.V. (2020). Specifika uchebno-vospitatel`nogo processa v Omskom zhenskom eparxial`nom uchilishhe v nachale XX veka. Nauchno-metodicheskij e`lektronny`j zhurnal «Koncept». №12. 1-15. (in Russ.). https://doi.org/10.24411/2304-120X-2020-11084
- Voronkova, I.E. (2019). Russkaya pravoslavnaya cerkov` i zhenskoe obrazovanie v Rossijskoj imperii vo vtoroj polovine XIX – nachale XX vv. (po materialam Orlovskogo eparxial`nogo zhenskogo uchilishha). Obrazovanie i nauka bez granicz: fundamental`ny`e i prikladny`e issledovaniya. №9. 226-229. (in Russ.).
- Godichny`j otchet o deyatel`nosti Obshhestva vspomoshhestvovaniya nuzhdayushhimsya uchashhimsya Tobol`skoj duxovnoj seminarii za 1916 god // Tobol`skie eparxial`ny`e vedomosti. 1917. №23-24. Otdel ofic. 337-341. (in Russ.).
- Eperina, G.S. (1997). Iz istorii Omskogo eparxial`nogo zhenskogo uchilishha. Izvestiya Omskogo gosudarstvennogo istoriko-kraevedcheskogo muzeya. №5. 35-41. (in Russ.).
- Zaozerskaya, S.V. (2004). Princip nenasiliya kak osnova vospitaniya v eparxial`ny`x zhenskix uchilishhax Rossii vtoroj poloviny` XIX – nachala XX vv. Nenasilie kak obraz zhizni: sb. nauchny`x statej i materialov XXV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii po problemam pedagogiki nenasiliya (Sankt-Peterburg, 15 aprelya 2004 goda). 334-337. (in Russ.).
- Zaozerskaya, S.V. (2014). Rol` eparxial`nogo zhenskogo uchilishha v razvitii zhenskogo obrazovaniya na Arxangel`skom Severe. Nauka XXI veka: Problemy` akademicheskoj mobil`nosti issledovatelya i metodologii issledovaniya: sb. Materialov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Arxangel`sk, 16-18 maya 2013 goda). 115-120. (in Russ.).
- K istorii Tobol`skogo eparxial`nogo zhenskogo uchilishha // Tobol`skie eparxial`ny`e vedomosti. 1899. № 21. Otdel neofic. 414-418. (in Russ.).
- K istorii Tobol`skogo eparxial`nogo zhenskogo uchilishha. Tobol`skie eparxial`ny`e vedomosti. 1899. № 22. Otdel neofic. 437-443. (in Russ.).
- Krapotkina, I.E. (2013). Staxeevskoe Eparxial`noe zhenskoe uchilishhe v sisteme srednego obrazovaniya Rossijskoj imperii v konce XIX – nachale XX veka. Maly`e i srednie goroda Rossii: proshloe, nastoyashhee i budushhee: sb. Materialov VI Mezhdunarodny`x Staxeevskix chtenij (Elabuga, 22-23 noyabrya 2013 goda). 83-87. (in Russ.).
- Kratkij ocherk istorii smolenskogo uchilishha devicz duxovnogo zvaniya. Zhelanie preosvyashhennogo Timofeya ustroit` v smolenskoj eparxii zhenskoe duxovnoe uchilishhe, opredelenie mesta dlya uchilishha i oty`skanie sredstv dlya soderzhaniya ego. Smolenskie eparxial`ny`e vedomosti. 1874. №12. Otdel neofic. 432-442. (in Russ.).
- Kruglikov, A.S. (2023). Deyatel`nost` obshhestva vspomoshhestvovaniya nuzhdayushhimsya uchashhimsya Tobol`skoj duxovnoj seminarii v 1883-1916 gg. Makar`evskie chteniya: sb. materialov XVIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Respublika Altaj, Gorno-Altajsk, 21-22 sentyabrya 2023 goda). 27-35. (in Russ.).
- Kry`lov, A. (1860). Yaroslavskoe uchilishhe devicz duxovnogo zvaniya. Yaroslavskie eparxial`ny`e vedomosti. № 28. Chast` neofic. 258-269. (in Russ.).
- Kuzneczov, A. (1909). Eparxial`ny`e uchilishha (po povodu ispolnivshegosya sorokaletiya ustava e`tix uchilishh). Cerkovny`e vedomosti. Pribavleniya k cerkovny`m vedomostyam, izdavaemy`m pri Svyatejshem Pravitel`stvuyushhem Sinode. № 3. 120-124. (in Russ.).
- Leont`ev, N.F. (1872). Ob obrazovanii zhenshhin. Vtoroj vy`pusk vospitannicz Astraxanskogo eparxial`nogo zhenskogo uchilishha. SPb.: tip. dux. zhur. «Strannik». (in Russ.).
- Obshhe-eparxial`ny`j s``ezd duxovenstva, Tobol`skoj eparxii v 1881 g. i glavny`j predmet ego zanyatij – zhenskoe duxovnoe uchilishhe. Tobol`skie eparxial`ny`e vedomosti. 1882. № 2. Otdel neoficial`ny`j. 17-33. (in Russ.).
- Obshhe-eparxial`ny`j s``ezd duxovenstva, Tobol`skoj eparxii v 1881 g. i glavny`j predmet ego zanyatij – zhenskoe duxovnoe uchilishhe. Tobol`skie eparxial`ny`e vedomosti. 1882. № 3. Otdel neofic. 35-43. (in Russ.).
- Ostroumov, P. (1865). Otkry`tie v gorode Tambove uchilishha dlya devicz duxovnogo zvaniya. Tambovskie eparxial`ny`e vedomosti za 1864 god. №1. Pribavlenie k Tambovskim eparxial`ny`m vedomostyam. 40-45. (in Russ.).
- Orlova, V.D. (2017). Otrazhenie repressivnoj politiki sovetskogo gosudarstva v sud`bax semej poslednix vy`pusknicz Tambovskogo eparxial`nogo zhenskogo uchilishha. Bogoslovskij sbornik Tambovskoj duxovnoj seminarii. № 5. 108-118. (in Russ.).
- Otchet obshhestva vspomoshhestvovaniya nuzhdayushhimsya vospitanniczam Tobol`skogo eparxial`nogo zhenskogo uchilishha za 1909/10 god. (1911). Tobol`sk: Tipografiya Eparxial`nogo Bratstva. (in Russ.).
- Otchet obshhestva vspomoshhestvovaniya nuzhdayushhimsya vospitanniczam Tobol`skogo eparxial`nogo zhenskogo uchilishha za 1910/11 god. (1912). Tobol`sk: Tipografiya Eparxial`nogo Bratstva. (in Russ.).
- Otchet obshhestva vspomoshhestvovaniya nuzhdayushhimsya vospitanniczam Tobol`skogo eparxial`nogo zhenskogo uchilishha za 1911/12 god. (1913). Tobol`sk: Tipografiya Eparxial`nogo Bratstva. (in Russ.).
- Otchet obshhestva vspomoshhestvovaniya nuzhdayushhimsya vospitanniczam Tobol`skogo eparxial`nogo zhenskogo uchilishha za 1913/14 god. Tobol`skie eparxial`ny`e vedomosti. 1915. № 1. Otdel ofic. 9-13. (in Russ.).
- Otchet obshhestva vspomoshhestvovaniya nuzhdayushhimsya vospitanniczam Tobol`skogo eparxial`nogo zhenskogo uchilishha za 1913/14 god. Tobol`skie eparxial`ny`e vedomosti. 1915. № 3. Otdel ofic. 45-47. (in Russ.).
- Otchet obshhestva vspomoshhestvovaniya nuzhdayushhimsya vospitanniczam Tobol`skogo eparxial`nogo zhenskogo uchilishha za 1914/15 god. Tobol`skie eparxial`ny`e vedomosti. 1917. № 11/12. Otdel ofic. 127-131. (in Russ.).
- Otchet obshhestva vspomoshhestvovaniya nuzhdayushhimsya vospitanniczam Tobol`skogo eparxial`nogo zhenskogo uchilishha za 1915/16 god. Tobol`skie eparxial`ny`e vedomosti. 1917. № 11/12. Otdel ofic. 131-135. (in Russ.).
- Otchet obshhestva vspomoshhestvovaniya nuzhdayushhimsya vospitanniczam Tobol`skogo eparxial`nogo zhenskogo uchilishha za 1916/17 god. Tobol`skie eparxial`ny`e vedomosti. 1918. № 11/12. Otdel ofic. 177-182. (in Russ.).
- Otchet obshhestva vspomoshhestvovaniya nuzhdayushhimsya vospitanniczam Tobol`skogo eparxial`nogo zhenskogo uchilishha za 1917/18 god. Tobol`skie eparxial`ny`e vedomosti. 1919. № 1/2. Otdel ofic. 14-16. (in Russ.).
- Pavlova, O.S. (2019). Ufimskoe eparxial`noe zhenskoe uchilishhe vo vtoroj polovine XIX – nachale XX veka: organizaciya uchebnogo processa. Sovremennaya nauchnaya my`sl`. № 6. 57-61. (in Russ.).
- Pedagogicheskaya e`nciklopediya. (1964). Vol. 1. A-E. Moscow: Sovetskaya e`nciklopediya. (in Russ.).
- Popova, O.D. (2005). Psixologicheskij klimat v zhenskix eparxial`ny`x uchilishhax serediny` XIX – nachala XX vv. Pedagogika. № 2. 62-67. (in Russ.).
- Poryadok preobrazovaniya uchilishha. Tobol`skie eparxial`ny`e vedomosti. 1882. № 3. Otdel neofic. 36-45. (in Russ.).
- Salaeva, D.V. (2021). K voprosu ob osobennostyax deyatel`nosti Nizhegorodskogo eparxial`nogo zhenskogo uchilishha. Vita memoriae: Teoriya i praktiki istoricheskix issledovanij: sb. statej po materialam VIII Vserossijskoj nauchnoj konferencii molody`x ucheny`x (Novgorod, 10 dekabrya 2020 goda). 140-143. (in Russ.).
- Timofeeva, E.G. (2020). Organizaciya duxovnogo obrazovaniya i vospitaniya v zhenskom eparxial`nom uchilishhe g. Astraxani. Kaspijskij region: politika, e`konomika, kul`tura. № 1(62). 9-14. (in Russ.).
- Timshina, V.N. (2014). Otkry`tie Vyatskogo eparxial`nogo zhenskogo uchilishha: kak e`to by`lo. Nauka tret`ego ty`syacheletiya: sb. statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Ufa, 05 sentyabrya 2014 goda). 56-58. (in Russ.).
- Xlopkova, N.P. (2016). Moskovskoe Filaretovskoe eparxial`noe zhenskoe uchilishhe (1865-1918). Rossijskij istoricheskij process: sb. nauchny`x trudov studentov, magistrov i aspirantov kafedry` istorii Rossii srednix vekov i novogo vremeni. 58-63. (in Russ.).
- Chaply`gina, A.A. (2023). Rol` eparxial`ny`x uchilishh v razvitii zhenskogo obrazovaniya v russkoj provincii devyatnadczatogo i nachala dvadczatogo stoletiya. Kul`tura i molodezh`: ot idei k rezul`tatu: sb. nauchno-tvorcheskoj konferencii studentov SGIK (Samara, 18-22 aprelya 2023 goda). 32-33. (in Russ.).
- Shafranova, O.I. (2014). Stavropol`skoe eparxial`noe zhenskoe uchilishhe (1875-1919). Vestnik Severo-Kavkazskogo federal`nogo universiteta. № 3(42). 203-207. (in Russ.).
- Shkarlat, L.P. (2014). Organizaciya uchebno-vospitatel`nogo processa v tavricheskom zhenskom eparxial`nom uchilishhe (1871-1872 g.). Lichnost`, sem`ya i obshhestvo: voprosy` pedagogiki i psixologii. № 46. 67-73. (in Russ.).
Supplementary files
