Военныe мемориалы Тюмени в 1967–1987 гг. (по материалам ГБУТО ГАСПИТО): формирование, сохранение и использование

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Одним из значимых периодов российской истории является Великая Отечественная война. С целью увековечения событий 1941–1945 гг. во многих советских городах был сформирован военно-мемориальный ландшафт. Основной этап складывания коммеморативных знаков в единый комплекс осуществлялся в эпоху Брежнева. Доминантами Тюменского ансамбля военных памятников по праву можно считать мемориалы. Цель статьи – выявить проблемы, связанные с процессом формирования, сохранения и использования военных мемориалов Тюмени в 1967–1987 гг. Работа основана на материалах документов из фондов Государственного архива социально-политической истории Тюменской области. В статье исследован военный мемориал Тюмени, расположенный на площади «Памяти», в состав которого входит объект культурного наследия регионального значения, памятник истории «Братская могила советских воинов, умерших от ран в госпиталях г. Тюмени в годы Великой Отечественной войны в 1941–1945 гг.» и «Памятник на месте братской могилы умерших от ран в госпиталях Тюмени», а также комплекс, размещенный на Исторической площади, включающий «Монумент погибшим воинам Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.». Методология работы базируется на принципах объективности и историзма, применяются сравнительный и описательный методы исследования. В статье представлены динамика и особенности конструирования военных мемориалов Тюмени. Отмечена роль Городского общества охраны памятников в реализации программ, ориентированных на их создание. Затронут вопрос использования объектов в качестве средства формирования чувства идентичности и коллективной памяти горожан. Особое внимание уделено обозначению проблем, связанных с реализацией государственной и общественной деятельности, направленной на сохранение рассматриваемых объектов. Полученные выводы конкретизируют результаты работы исследователей, обращавшихся к изучению истории складывания коммеморативных знаков, посвященных событиям Великой Отечественной войны в самостоятельные комплексы. Рассмотрение процесса трансформации военных мемориалов Тюмени, осуществляемого городскими властями в настоящее время, требует отдельного исследования.

Полный текст

С началом Великой Отечественной войны реализация многих монументальных проектов, запланированных на уровне совнаркомов РСФСР, была приостановлена. В качестве первоочередной задачи стало увековечение героев войны еще до ее окончания [8, с. 78]. В период с 1941 г. по 1945 г. несмотря на трудности времени, в стране продолжала развиваться скульптура: сооружались памятники и статуи [12, с. 418].

После 1945 г. осуществление государственной деятельности, направленной на формирование, использование и сохранение городского монументального ландшафта было продолжено. В 1948 г. Совет Министров СССР принял постановление «О мерах улучшения охраны памятников культуры», согласно которому к категории исторических памятников были отнесены сооружения, связанные с событиями Великой Отечественной войны [18, с. 5-7]. Постановлением СМ РСФСР № 373 от 28.05.1949 г. была утверждена инструкция о порядке учета и регистрации памятников, которая обязывала органы культуры брать на учет исторические памятники мемориального значения, могилы и др. [25, с. 31].

Стоит подчеркнуть, что в 1966 г. «…в целях оказания помощи государственным органам в сохранении исторического и культурного наследия» было создано Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (далее – ВООПИиК) [19, с. 512], которое проводило «работу по выявлению, учёту, организации охраны и популяризации памятников истории и культуры» [4, л. 244]. Реализация же программ, направленных на создание, сохранение и использование объектов военно-монументального искусства в Тюмени неотделимо связана с деятельностью Тюменского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (далее – ТОО ВООПИиК) [4, л. 258].

С целью сохранения возведенных объектов мемориального наследия над многим из них было организовано «шефство». Президиумами райотделений ВООПИиК решался вопрос «о шефстве предприятий и учебных заведений над памятниками района» с целью их сохранения в ландшафте города, либо проведение месячника «по благоустройству территории у памятников и мемориальных домов» [6, л. 15].

Стоит отметить, что под словосочетанием «Военные мемориалы» автор рассматривает комплексы мемориальных объектов, ныне включающие памятники, пилоны, Вечный огонь и другие художественные элементы, посвященные событиям Великой Отечественной войны. Одним из таких комплексов является мемориал, распооложенный на площади "Памяти" (далее - мемориал № 1).

Расположение Тюмени в тылу военных действий способствовало размещению в городе сети госпиталей. Умерших хоронили «на южной окраине городского кладбища» [11, с. 234]. Кладбище, размещенное с 1885 г. на восточной окраине Тюмени, по имени купца А.И. Текутьева было названо Текутьевским [21]. В 1954 г. могилы находились «в запущенном состоянии», не на всех были размещены надмогильные надписи и вообще территория «поросла бурьяном» [11, с. 234]. В следующем году останки перезахоронили в братскую могилу, над которой установили памятник [30, с. 68]. Данный монумент можно условно считать отправной точкой в формировании военных мемориалов Тюмени. Надгробный знак коммеморации был установлен в 1955 г. [5, л. 37]. По проекту архитектора В.А. Бешкильцева объект представлял собой коленопреклоненного воина со знаменем в руках [22, с. 138; 30, с. 68]. По мнению исследователей, в скульптурной композиции памятников, установленных до конца 1950-х гг., доминантой являлась фигура солдата. Зачастую объект содержал элементы, выражающие чувство скорби и доблесть воинов Советской армии [1, с. 346].

По прошествии лет, памятник стал нуждаться в реставрации. Особенно серьезно пострадали коммеморативные знаки, выполненные из недолговечных материалов [15]. Исследователи указывают, что объекты, установленные в тыловых населенных пунктах в первые годы после Победы, были изготовлены из дешевого материала (дерево, бетон) [1, с. 346]. Так в Решении № 24 Исполнительного Комитета Тюменского городского Совета депутатов трудящихся (далее – Решение № 24) подчеркнуто, что разрушающийся мемориал необходимо «до 1 июля 1967 года капитально отремонтировать» [4, л. 208–208а]. Согласно данным другого источника, на Заседании Совета ТОО ВООПИиК от 30.03.1967 г. «Памятник на братской могиле на городском кладбище в 1967 г. будет приведен в порядок» [4, л. 38].

Наряду с реставрацией памятника перед городскими властями стоял вопрос благоустройства прилегающей к монументу городской зоны. Например, в Решении № 24 отмечено, что территорию памятника необходимо благоустроить до 01.07.1967 г. [4, л. 208а].

Следующим этапом в формировании мемориала № 1 являлось официальное объявление конкурса на создание проекта скульптурной композиции для замены разрушающегося объекта. Действительно, в 1967 г. на Заседании Совета ТОО ВООПИиК 30.03.1967 г. было принято решение об объявлении в 1968 г. конкурса на разработку проекта памятника воинам, умершим от ран в госпиталях г. Тюмени в 1941–1945 гг. [4, л. 38-39]. Информация подтверждается данными из справки-доклада о работе ТОО ВООПИиК за отчетный период с 20.02.1967 г. по 20.09.1967 г. [4, л. 344-346] о том, что в ноябре объявлен открытый конкурс на макет памятника. Новый монумент планировалось установить «К 50-летию комсомола» [4, л. 346].

Важно отметить, что в документах отмечен процесс не реконструкции старого, а сооружения нового объекта. К примеру, указано, что необходимо «построить его вновь» [4, л. 39] либо «памятник будет сделан новый» [4, л. 346]. При этом созданный монумент желательно «вписать в архитектуру города» [4, л. 39].

Примечательно, что коммеморативные знаки, расположенные на месте братских могил, имели свою особенность: на них необходимо было указывать данные о захороненных. Согласно сведениям А.С. Иваненко, на 1954 г. было выявлено 162 захоронения [11, с. 234]. В изданиях более позднего периода указано, что на пилоне отмечены имена 227 бойцов [30, с. 66]. Вопрос обострялся в связи с проводимой в стране Всероссийской паспортизацией памятников. В документе от 03.08.1967 г. (подписан Ответственным секретарем Тюменского областного отделения охраны памятников и культуры И. Лукьяновым и адресован городскому военному комиссару г. Тюмени [4, л. 92]) отмечена необходимость выслать областному обществу охраны памятников «список захороненных в братской могиле на бывшем городском кладбище» с указанием социально-демографических данных, а также сведений, связанных с боевыми отличиями погребенных [4, л. 92]. Согласно инструкции, список являлся приложением к паспорту объекта [4, л. 92].

Другой этап создания мемориала заключался в установке памятника. Так 29.10.1968 г. по проекту скульптора В.М. Белова был поставлен знак коммеморации, представляющий собой скульптурную композицию, состоящую из фигуры «скорбящей матери и молодого воина» (см. рис. 1) [28].

 

Рис. 1. Участницы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.), боевые подруги на площади Памяти. Групповой портрет. г. Тюмень. [1975]. Автор съемки не установлен. ГБУТО ГАСПИТО. Ф. 4063. Оп. 1. Д. 44.

 

Важно подчеркнуть, что деятельность городских властей по благоустройству и сохранению объекта не прекращалась и после обновления памятника. В документе от 08.08.1967 указаны следующие сведения: «Памятник воинам, умершим в годы Великой Отечественной войны в госпиталях гор. Тюмени, отремонтирован и приведен в порядок. В 1968 году, в районе, где находится памятник, будут проводится работы по созданию зоны отдыха. По плану архитектора города территория памятника будет расширена, сделаны подходы, разбиты цветники и газоны и памятник будет вписан в архитектуру района» [4, л. 355] (Здесь и далее пунктуация источника сохранена).

Несмотря на проведенные работы, в 1982 г. оставалась актульной проблема его сохранения памятника, а также формирования и благоустройства прилегающей территории. В источнике отмечено, что «братская могила умершим от ран в госпиталях не имеет постоянного шефа, нет надлежащего ухода, необходимо данный памятник отделить от зоны городского кладбища» [6, л. 27].

Важно обратить внимание на высказанную Д.В. Юдиным (ветеран Великой Отечественной войны, председатель совета ветеранов Ленинского района г. Тюмени [6, л. 62]) инициативу создания на территории современной площади «Памяти» комплекса, посвященного событиям Великой Отечественной войны, в состав которого мог входить перенесенный с Исторической площади Вечный огонь [6, л. 62].

В документе, подписанном Л. Заворотчевой, отмечены преимущества инициируемого Д.В. Юдиным комплекса, для создания которого ветеран предлагал: «расширить дорогу и вообще сделать обзорной площадь всего комплекса улиц Республики и Мельникайте. Действительно, сегодня одному страшновато и идти-то к этому памятнику – глушь, рядом заброшенное кладбище. Трудно переоценить воспитательное значение такого комплекса, ведь неподалёку и Дом бракосочетания, масса школ, которые могли бы проводить приём в комсомол, в пионеры на этой площади. Даже то, что прохожие могли бы видеть с улиц Республики и Мельникайте Вечный огонь, весь комплекс, напоминало бы им о тех, кто погиб на войне, дисциплинировало бы» [6, л. 62].

По прошествии времени была высказана инициатива о наименовании самой зоны размещения мемориала. Важная информация указана в письме от 1982 г., адресованном 1-му секретарю Тюменского ГК КПСС И.А. Шаповалову, представителю ОООПИиК Л.В. Ташкеевой и подписанному членом союза писателей СССР Л. Заворотчевой, «о создании комплекса, площади имени 9 Мая, в районе памятника умершим в госпиталях» [6, л. 62]. Спустя три года (17.05.1985 г.) Президиум областного совета ВООПИиК ходатайствовал о наименовании «вновь созданного сквера у памятника воинам, умершим от ран в госпиталях Тюмени» сквером «Памяти», аргументируя свое предложение тем, что данное наименование «в наибольшей мере будет способствовать увековечиванию памяти погибших в годы войны» [7, л. 30]. В итоге, в 1986 г. территория размещения мемориала «Воинам, погибшим от ран в госпиталях» получила название площади «Памяти» [21].

Важным этапом в истории создания мемориала расположенного на Историчекой площади (далее – мемориал № 2) являлся выбор места его размещения в культурном ландшафте города. Наиболее значимые объекты располагались по традиции на территории публичных, открытых для посещения горожанами площадей и скверов. В частности, монумент, посвященный «ратному и трудовому подвигу тюменцев» [30, с. 65], был расположен на одном из самых высоких мест в городе [22, с. 136], что подчеркивало исключительную значимость Победы советских войск в Великой Отечественной войне. Композиция установлена в годовщину события: 09.05.1968 г. [20; 27] (см. рис. 2).

 

Рис. 2. Участники общегородского митинга, посвященного закладке обелиска и мемориала «Вечный огонь» в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.) на пощади у здания Тюменской школы-интерната № 1 (ныне здание ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»). г. Тюмень. 1965 г. Автор съемки – Сапожков И.И. ГБУТО ГАСПИТО. ФФ. Оп. 2. Д. 783.

 

Доминантой стал обелиск, представленный скульпторами в виде стилизованного меча, видимого издалека. Другим элементом мемориала являлся бетонный барельеф с символическим изображением вооруженных солдат, мирных жителей, а также Родины-матери и чудовища, символизирующего собой фашизм. Фигуры представлены в противостоянии, закончившемся низвержением последнего к ногам победительницы. (Подобным образом изображены герои в барельефах и горельефах иных монументов, установленных на территории СССР в 1960-е – 1970-е гг. Ярким примером является горельеф советского воина, расположенный в комплексе «Памятника соотечественникам, погибшим в Великой Отечественной войне» [10 c. 346]). На барельефе представлены «портреты героев-тюменцев» [30, с. 66]. Установленные комплексы являлись символами своего времени, отражая приоритетные на момент их установки идеи государственной политики памяти. Важно подчеркнуть, что после окончания Великой Отечественной войны многие скульптурные композиции выполнялись на основе принципа контраста, противопоставления фигур [24, с. 257] и символов «мирных устремлений советского народа» [12, с. 421].

Примечательно, что многие объекты монументального искусства Тюмени, посвященные событиям Великой Отечественной войны, отражали историю самого города. Отдельные элементы мемориала – указание на пилонах «фамилии Героев Советского Союза, ушедших на фронт из военкоматов Тюменской области» [17] – позволяют отнести комплекс к группе «региональных», т. е. связанных с историей города.

Важно подчеркнуть, что послевоенный период характеризуется смещением вектора внимания властей от увековечевания знаменательных дат революционной эпохи на процесс мемориализации событий Великой Отечественной войны, что привело к изменению характера коммеморативных практик: это уже были не митинги и демонстрации, а «минуты молчания» или ритуал посещения военных мемориалов молодоженами с непременным возложением цветов к памятникам.

Объект, расположенный в сердце Тюмени, не являлся исключением. Известно, что в 1970-е гг. рядом с мемориалом № 2 стоял комсомольско-молодежный пост [11, с. 234]. В 1980 г. у Вечного огня был организован Пост № 1, на котором стояли учащиеся средних школ Тюмени [11, с. 346], ветераны к комплексу возлагали цветы (см. рис. 3).

 

Рис. 3. Возложение цветов ветеранами, выпускниками (1930 года выпуска) средней школы № 1 г. Тюмени, к памятнику «Вечный огонь». г. Тюмень. 25 мая 1980 г. Автор съемки Протопопов В. ГБУТО ГАСПИТО. ФФ. Оп. 1. Д. 456.

 

Существование мемориала в ландшафте города предусматривало проведение работ по его сохранению, поскольку созданный в 1968 г. объект постоянно подвергался разрушающему воздействию окружающей среды. В документе от 1982 г. отмечено, что «Стелла “Победа” требует ремонта, необходимо решить вопрос о сносе деревянного здания, находящегося рядом с памятником на площади истории (о художественных достоинствах его тоже нужно поразмышлять)» [6, л. 27].

Сведения другого документа также указывают на вопросы, связанные с сохранением и использования мемориала: «сегодня даже негде провести митинг в день 9 мая. Вечный огонь – у дороги, в тылу у него – помойка, стела давным-давно закоптилась, и никто не думает о её состоянии» [6, л. 62].

В связи с этим актуальным являлся вопрос благоустройства территории комплекса. В частности, в документе от 19.02.1982 г. указано, что «Монумент Победы, открытый в 1968 г. близ музея, к сожалению, города не украшает» [6. л. 1]. При этом известно, что в 1982 г. объект имел своих шефов: инженерно-строительный институт и лесотехникум [6, л. 18].

Согласно данным исследователей, в создании памятников и мемориалов, посвященных событиям 1941–1945 гг., можно отметить три основных этапа. Каждый из них имеет свои особенности, выраженные в символике и во внешнем виде. В частности, 1960-е и 1980-е гг. являются «пиковыми точками» 2-го (конец 1950-х – середина 1970-х гг.) и 3-го (конец
1980-х – начало 1990-х гг.) из них [1, с. 365]. Важно подчеркнуть, что именно в 1960-е гг. в административных центрах устанавливались мемориальные комплексы, в состав которых входили архитектурные (стела, гранитные блоки), скульптурные элементы и Вечный огонь [9, с. 711-712]. Работа городских властей конца 1950-х – середины 1970-х гг. по увековечиванию памяти народа была выражена в «установке не просто памятников, но грандиозных архитектурно-скульптурных мемориальных комплексов с единым сюжетом» [1, с. 346].

В свою очередь комплекс мемориала № 1 формировался с 1955 г. Началом процесса является установка знака коммеморации на месте братской могилы к 10-летию празднования Победы в Великой Отечественной войне. К юбилею Октябрьской революции на месте памяти была установлена уже скульптурная композиция. В том же году на Исторической площади изначально единым комплексом был размещен мемориал № 2. Оба объекта можно по праву отнести к группе «региональных».

Непременным атрибутом изучаемых комплексов является Вечный огонь, символизирующий бессмертную память о погибших героях [22, с. 136-137] и оказывающий эмоциональное воздействие на горожанина. Изначально практика включения «Вечного огня» в комплекс мемориалов была характерна для столичных городов, позже ее стали применять в регионах. Данная конструкция, постоянно эксплуатируемая, требовала особых действий, гарантирующих бесперебойный процесс ее служения. Данная проблема была особенно актуальной для городов с суровым климатом. В частности, в 1967 г. в Ленинграде для Вечного огня, расположенного на Марсовом поле, была создана горелка особой конструкции с устойчивым горением при любых порывах ветра [29, л. 3].

Необходимо указать, что в наименованиях зон размещения комплексов отражена их тематика. В случае с мемориалом № 1 название места размещения претерпело трансформацию от «Площади имени 9 мая» до площади «Памяти» по мере его развития, мемориалом № 2 – возникновение комплекса в культурном ландшафте зоны не повлияло на изменение наименования зоны.

Данные из архивных документов показали, что процесс складывания изучаемых объектов сопровождался рядом проблем. Относительно формирования мемориала № 1 автором выделены следующие вопросы:

  1. Сохранение памятника. Объект, выполненный в 1955 г. (по всей вероятности, из недолговечного материала) был заменен в 1967 г. При этом прослеживается процесс его трансформации от единичной фигуры (солдат) до скульптурной композиции (солдат и скорбящая мать).
  2. Персонификация событий Великой Отечественной войны. По мере развития мемориала (появления новых элементов, в частности пилонов) возникла проблема поиска информации о погибших в тюменских госпиталях воинов, поскольку известные инициалы всех захороненных позволяют персонифицировать события 1941–1945 гг. [3, с. 45-46].
  3. Выделение отдельной территории для размещения коммеморативного знака. Расположение памятника в 1955 г. на месте братской могилы, по сути территории кладбища, негативным образом отразилось на развитии зоны мемориала. Так, по мере ее складывания, возникла необходимость разграничения его территории от зоны некрополя. При этом задачу необходимо было выполнить, учитывая гармоничное сочетание монумента с выбранной зоной его размещения в ландшафте города.
  4. Необходимость благоустройства территории для проведения коммеморативных практик, являвшаяся следствием «привязки» объекта к месту – братской могиле. При этом частное посещение памятника могло быть небезопасным для зрителя по причине размещения мемориала на окраине города.
  5. Проблема поиска шефов, деятельность которых была направлена непосредственно на сохранение монумента, возможно, также была связана с местом его размещения.

При формировании мемориала № 2 автором обозначены иные затруднения:

  1. Сохранение отдельных элементов комплекса (стела).
  2. Содержание мемориала в достойном виде. Размещение объекта в 1968 г. «в самом сердце Тюмени» повлекло за собой проблему, связанную с регулярным проведением работ по благоустройству его территории.

Важно отметить, что в истории бытования в культурном ландшафте города любого знака коммеморации исключительно важная роль принадлежала инициатору его создания. Иначе, согласно предложенной исследователями условной классификации военных памятников, до конца 1950-х гг. объекты создавались свидетелями и участниками войны [1, с. 346]. Действительно, горожане являлись инициаторами сохранения и дальнейшего благоустройства территории мемориалов. Возможной причиной личного участия тюменцев в процессе формирования обозначенных комплексов являлся тот факт, что во время возведения знаков коммеморации Победа в Великой Отечественной войне для многих горожан была событием индивидуально переживаемой истории.

 На следующем этапе, начиная с конца 1950-х гг., инициаторами изготовления и установки памятников являлись центральные или местные власти, поскольку на данной стадии государство активно проводило политику, направленную на формирование и закрепление в общественном сознании идеологических смыслов войны и Победы [1, с. 347]. Сами же горожане, активно привлекаемые властями: участие в открытии [27; 28] (см. рис. 2), возложении цветов (см. рис. 1, 3), а позже сохранение мемориалов, испытывали чувство сопречастности событиям, отмеченным коммеморативными знаками. Именно в это время раскрылся масштабный пласт народной памяти – «национальный исторический нарратив» [1, с. 346].

Представленные в статье сведения архивных документов указывают на то, в формировании военных мемориалов Тюмени важную роль играло Городское общество охраны памятников. Сам же процесс складывания объектов в единый комплекс проводился преимущественно в юбилейные даты и сопровождался радом трудностей. Среди них стоит отметить проблему выбора места для размещения, сохранения, проведения коммеморативных практик и благоустройства территории военных мемориалов.

Важно отметить, что инициаторами сохранения и использования изучаемых комплексов являлись городские власти и частные лица. Если для государства «увековечивание» имело политический контекст: параллельно процессу складывания военных мемориалов Тюмени осуществлялся процесс формирования коллективной памяти горожан. В свою очередь для простых граждан памятники и монументы, посвященные Великой Отечественной войне, являлись символом коллективного воспоминания, само же «увековечение» означало сохранение памяти о близких [14, с. 406].

×

Об авторах

Елена Олеговна Макарова

Тюменский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: elenamakarovauj@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-4482-1447
SPIN-код: 7578-8162
Россия, г. Тюмень

Список литературы

  1. Беседина Е.А., Буркова Т.В. «Эта память – наша совесть…» – коммеморация в памятниках военной повседневности конца XX – начала XXI века // Историческая память о Великой Отечественной войне: проблемы эволюции, формирования и восприятия. Материалы научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Скифия – принт, 2022. С. 344-351.
  2. Вечный огонь. http://memory-tyumen.ru/vechnyj-ogon.html.
  3. Гогунская Т.А., Едигарева М.М. Могила неизвестного солдата в мемориальном ландшафте: проблема идентификации останков // Актуальные вопросы истории, историографии и источниковедения юга России: к 240-летию включения Крыма в состав Российской империи. Материалы региональной научно-практической конференции. Симферополь: Издательство «Типография Ариал», 2023. С. 45-52.
  4. ГБУТО Государственный архив социально-политической истории Тюменской области (ГБУТО ГАСПИТО). Ф. П-4005. Оп. 1. Д. 3.
  5. ГБУТО ГАСПИТО. Ф. П-4005. Оп. 1. Д. 50.
  6. ГБУТО ГАСПИТО. Ф. П-4005. Оп. 1. Д. 87.
  7. ГБУТО ГАСПИТО. Ф. П-4005. Оп. 1. Д. 138.
  8. Еремеева А.Н., Маркова О.Н. Основные этапы и тенденции монументальной пропаганды в СССР // Государственная монументальная политика: опыт, противоречия, перспективы. Москва: Институт Наследия, 2022. 168 с. https://doi.org/10.34685/hi.2021.48.21.005612.
  9. Захарова Ю.И. Значение военных памятников в сохранении историко-культурного наследия // Россия и мир в исторической ретроспективе. Материалы XXIX международной научной конференции, к 320-летию основания Санкт-Петербурга. В 3 т. Т. 2. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2023. С. 710-716.
  10. Зейналов Х.А. Памятники Великой отечественной войны в Азербайджане: проблемы сохранения и художественно-эстетической интерпретации // Вестник славянских культур. 2023. Т. 69. С. 339-355. http://doi.org/10.37816/2073-9567-2023-69-339-355.
  11. Иваненко А.С. Четыре века Тюмени. Очерки живой истории старинного сибирского города. Тюмень: Издательство «Радуга-Т», 2004. 368 с.
  12. Искусство стран и народов мира. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. Том 3. Молдавская ССР – РСФСР. Краткая художественная энциклопедия. Гл. ред. Б.В. Иогансон. Москва: Издательство «Советская энциклопедия», 1971. 892 с.
  13. Историко-революционные памятники СССР: краткий справочник. Москва: Политиздат, 1972. 304 с.
  14. Лубошникова Ю.С., Паршина В.Н. Мемориальные комплексы и формирование исторической памяти (на примере с. Вишневое Тамалинского района Пензенской области) // Историческая память о Великой Отечественной войне. Материалы научно-практической конференции. Санкт-Петербург: ООО «Скифия-принт», 2022. С. 404-411.
  15. Макарова Е.О. К проблеме сохранения временных революционных памятников Петрограда: по материалам Центрального государственного архива Санкт-Петербурга // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2024. Т. 10. № 2 (38). С. 100-115. https://doi. org/10.21684/2411-197X-2024-10-2-100-115.
  16. Мемориал Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. // Город Т. Муниципальное автономное учреждение культуры города Тюмени «Централизованная городская библиотечная система». https://gorod-t.info/space/memorialy/162.
  17. Мемориал погибшим воинам Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. // Город Т. Муниципальное автономное учреждение культуры города Тюмени «Централизованная городская библиотечная система». https://gorod-t.info/space/memorialy/731.
  18. Охрана исторических и археологических памятников. Сб. руководящих и справочных материалов. Москва: Госкультпросветиздат, 1949. 63 с.
  19. Постановление Совета Министров РСФСР от 23 июля 1965 г. № 882 «Об организации Всероссийского добровольного общества охраны памятников истории и культуры» // Свод законов РСФСР. Т. 3. Москва: Советская Россия, 1988. 600 с.
  20. Реестр объектов монументального искусства, расположенных на территории города Тюмени (по состоянию на 10.06.2024) // Департамент культуры Администрации города Тюмени. https://cultura.tyumen-city.ru/pamyatniki-istorii-i-kultury/dokumenty.
  21. Реестр наименований улиц города Тюмени на 11.07.2024 г. // Администрация города Тюмени. https://www.tyumen-city.ru/informacii/reestr.
  22. Рощевская Л.П. Памятники и памятные места Тюменской области. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1980. 160 с.
  23. Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации // Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации. https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn.
  24. Смирнова К.В. Памятники героям и жертвам Великой Отечественной войны. Мемориальные комплексы 1960-1970-х гг. Проблема исторической и художественной ценности // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2011. № 1. С. 256-262.
  25. Собрание постановлений и распоряжений Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Изд. Упр. делами Совета Министров РСФСР. Москва: Б. и., 1949.
  26. Туранская К.А. Памятники воинской доблести в г. Тюмени как источники формирования толерантного и патриотического сознания у молодежи // Архитектура и строительство: традиции и инновации. Материалы Международной научно-технической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Гомель: БелГУТ, 2023. С. 130-134.
  27. Тюменская правда. 1968. 11 мая. № 109.
  28. Тюменская правда. 1968. 31 октября. № 257.
  29. Центральный государственный архив научно-технической документации Санкт-Петербурга. Ф. Р-21. Оп. 31. Д. 1011.
  30. Шубина А., Ракова А. Историко-революционные памятники // Тюмень. Справочник – путеводитель. Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1970. С. 44-71.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Участницы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.), боевые подруги на площади Памяти. Групповой портрет. г. Тюмень. [1975]. Автор съемки не установлен. ГБУТО ГАСПИТО. Ф. 4063. Оп. 1. Д. 44.

Скачать (225KB)
3. Рис. 2. Участники общегородского митинга, посвященного закладке обелиска и мемориала «Вечный огонь» в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.) на пощади у здания Тюменской школы-интерната № 1 (ныне здание ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»). г. Тюмень. 1965 г. Автор съемки – Сапожков И.И. ГБУТО ГАСПИТО. ФФ. Оп. 2. Д. 783.

Скачать (276KB)
4. Рис. 3. Возложение цветов ветеранами, выпускниками (1930 года выпуска) средней школы № 1 г. Тюмени, к памятнику «Вечный огонь». г. Тюмень. 25 мая 1980 г. Автор съемки Протопопов В. ГБУТО ГАСПИТО. ФФ. Оп. 1. Д. 456.

Скачать (119KB)


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.