War memorials in Tyumen in 1967–1987 (materials of the GBUTO GASPITO): formation, preservation and use

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

One of the significant periods of Russian history is the Great Patriotic War. In order to immortalize the events of 1941–1945, a war-memorial landscape was formed in many Soviet cities. The main stage of folding of commemorative signs into a single complex was carried out during the Brezhnev era. Memorials can rightfully be considered the dominants of the Tyumen ensemble of “military” monuments. The purpose of the article is to identify the problems associated with the process of formation, preservation and use of Tyumen war memorials in 1967–1987. The work is based on the documents from State Archive of Social and Political History of the Tyumen Region. The article examines the Tyumen war memorial located on the “Memory” square, which includes a cultural heritage site of regional significance, the historical monument “Mass grave of Soviet soldiers who died from wounds in hospitals in Tyumen during the Great Patriotic War in 1941–1945” and “Monument at the site of the mass grave of those who died from wounds in hospitals in Tyumen”, as well as the complex located on the Historical square, including the “Monument to the fallen soldiers of the Great Patriotic War of 1941–1945”. The methodology of the work is based on the principles of objectivity and historicism, comparative and descriptive methods of research are applied. The article presents the dynamics and peculiarities of construction of Tyumen war memorials. The role of the City society for the protection of monuments in the implementation of programs aimed at their creation is noted. The question of using the objects as a means of forming the identity and collective memory of the citizens is touched upon. Special attention is paid to the problems associated with the implementation of state and public activities aimed at the preservation of the objects in question. The conclusions obtained concretise the results of the work of researchers who have addressed the study of the history of the formation of war memorials in Soviet Russia. Consideration of the process of transformation of Tyumen war memorials carried out by the city authorities at present requires a separate study.

Full Text

С началом Великой Отечественной войны реализация многих монументальных проектов, запланированных на уровне совнаркомов РСФСР, была приостановлена. В качестве первоочередной задачи стало увековечение героев войны еще до ее окончания [8, с. 78]. В период с 1941 г. по 1945 г. несмотря на трудности времени, в стране продолжала развиваться скульптура: сооружались памятники и статуи [12, с. 418].

После 1945 г. осуществление государственной деятельности, направленной на формирование, использование и сохранение городского монументального ландшафта было продолжено. В 1948 г. Совет Министров СССР принял постановление «О мерах улучшения охраны памятников культуры», согласно которому к категории исторических памятников были отнесены сооружения, связанные с событиями Великой Отечественной войны [18, с. 5-7]. Постановлением СМ РСФСР № 373 от 28.05.1949 г. была утверждена инструкция о порядке учета и регистрации памятников, которая обязывала органы культуры брать на учет исторические памятники мемориального значения, могилы и др. [25, с. 31].

Стоит подчеркнуть, что в 1966 г. «…в целях оказания помощи государственным органам в сохранении исторического и культурного наследия» было создано Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (далее – ВООПИиК) [19, с. 512], которое проводило «работу по выявлению, учёту, организации охраны и популяризации памятников истории и культуры» [4, л. 244]. Реализация же программ, направленных на создание, сохранение и использование объектов военно-монументального искусства в Тюмени неотделимо связана с деятельностью Тюменского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (далее – ТОО ВООПИиК) [4, л. 258].

С целью сохранения возведенных объектов мемориального наследия над многим из них было организовано «шефство». Президиумами райотделений ВООПИиК решался вопрос «о шефстве предприятий и учебных заведений над памятниками района» с целью их сохранения в ландшафте города, либо проведение месячника «по благоустройству территории у памятников и мемориальных домов» [6, л. 15].

Стоит отметить, что под словосочетанием «Военные мемориалы» автор рассматривает комплексы мемориальных объектов, ныне включающие памятники, пилоны, Вечный огонь и другие художественные элементы, посвященные событиям Великой Отечественной войны. Одним из таких комплексов является мемориал, распооложенный на площади "Памяти" (далее - мемориал № 1).

Расположение Тюмени в тылу военных действий способствовало размещению в городе сети госпиталей. Умерших хоронили «на южной окраине городского кладбища» [11, с. 234]. Кладбище, размещенное с 1885 г. на восточной окраине Тюмени, по имени купца А.И. Текутьева было названо Текутьевским [21]. В 1954 г. могилы находились «в запущенном состоянии», не на всех были размещены надмогильные надписи и вообще территория «поросла бурьяном» [11, с. 234]. В следующем году останки перезахоронили в братскую могилу, над которой установили памятник [30, с. 68]. Данный монумент можно условно считать отправной точкой в формировании военных мемориалов Тюмени. Надгробный знак коммеморации был установлен в 1955 г. [5, л. 37]. По проекту архитектора В.А. Бешкильцева объект представлял собой коленопреклоненного воина со знаменем в руках [22, с. 138; 30, с. 68]. По мнению исследователей, в скульптурной композиции памятников, установленных до конца 1950-х гг., доминантой являлась фигура солдата. Зачастую объект содержал элементы, выражающие чувство скорби и доблесть воинов Советской армии [1, с. 346].

По прошествии лет, памятник стал нуждаться в реставрации. Особенно серьезно пострадали коммеморативные знаки, выполненные из недолговечных материалов [15]. Исследователи указывают, что объекты, установленные в тыловых населенных пунктах в первые годы после Победы, были изготовлены из дешевого материала (дерево, бетон) [1, с. 346]. Так в Решении № 24 Исполнительного Комитета Тюменского городского Совета депутатов трудящихся (далее – Решение № 24) подчеркнуто, что разрушающийся мемориал необходимо «до 1 июля 1967 года капитально отремонтировать» [4, л. 208–208а]. Согласно данным другого источника, на Заседании Совета ТОО ВООПИиК от 30.03.1967 г. «Памятник на братской могиле на городском кладбище в 1967 г. будет приведен в порядок» [4, л. 38].

Наряду с реставрацией памятника перед городскими властями стоял вопрос благоустройства прилегающей к монументу городской зоны. Например, в Решении № 24 отмечено, что территорию памятника необходимо благоустроить до 01.07.1967 г. [4, л. 208а].

Следующим этапом в формировании мемориала № 1 являлось официальное объявление конкурса на создание проекта скульптурной композиции для замены разрушающегося объекта. Действительно, в 1967 г. на Заседании Совета ТОО ВООПИиК 30.03.1967 г. было принято решение об объявлении в 1968 г. конкурса на разработку проекта памятника воинам, умершим от ран в госпиталях г. Тюмени в 1941–1945 гг. [4, л. 38-39]. Информация подтверждается данными из справки-доклада о работе ТОО ВООПИиК за отчетный период с 20.02.1967 г. по 20.09.1967 г. [4, л. 344-346] о том, что в ноябре объявлен открытый конкурс на макет памятника. Новый монумент планировалось установить «К 50-летию комсомола» [4, л. 346].

Важно отметить, что в документах отмечен процесс не реконструкции старого, а сооружения нового объекта. К примеру, указано, что необходимо «построить его вновь» [4, л. 39] либо «памятник будет сделан новый» [4, л. 346]. При этом созданный монумент желательно «вписать в архитектуру города» [4, л. 39].

Примечательно, что коммеморативные знаки, расположенные на месте братских могил, имели свою особенность: на них необходимо было указывать данные о захороненных. Согласно сведениям А.С. Иваненко, на 1954 г. было выявлено 162 захоронения [11, с. 234]. В изданиях более позднего периода указано, что на пилоне отмечены имена 227 бойцов [30, с. 66]. Вопрос обострялся в связи с проводимой в стране Всероссийской паспортизацией памятников. В документе от 03.08.1967 г. (подписан Ответственным секретарем Тюменского областного отделения охраны памятников и культуры И. Лукьяновым и адресован городскому военному комиссару г. Тюмени [4, л. 92]) отмечена необходимость выслать областному обществу охраны памятников «список захороненных в братской могиле на бывшем городском кладбище» с указанием социально-демографических данных, а также сведений, связанных с боевыми отличиями погребенных [4, л. 92]. Согласно инструкции, список являлся приложением к паспорту объекта [4, л. 92].

Другой этап создания мемориала заключался в установке памятника. Так 29.10.1968 г. по проекту скульптора В.М. Белова был поставлен знак коммеморации, представляющий собой скульптурную композицию, состоящую из фигуры «скорбящей матери и молодого воина» (см. рис. 1) [28].

 

Рис. 1. Участницы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.), боевые подруги на площади Памяти. Групповой портрет. г. Тюмень. [1975]. Автор съемки не установлен. ГБУТО ГАСПИТО. Ф. 4063. Оп. 1. Д. 44.

 

Важно подчеркнуть, что деятельность городских властей по благоустройству и сохранению объекта не прекращалась и после обновления памятника. В документе от 08.08.1967 указаны следующие сведения: «Памятник воинам, умершим в годы Великой Отечественной войны в госпиталях гор. Тюмени, отремонтирован и приведен в порядок. В 1968 году, в районе, где находится памятник, будут проводится работы по созданию зоны отдыха. По плану архитектора города территория памятника будет расширена, сделаны подходы, разбиты цветники и газоны и памятник будет вписан в архитектуру района» [4, л. 355] (Здесь и далее пунктуация источника сохранена).

Несмотря на проведенные работы, в 1982 г. оставалась актульной проблема его сохранения памятника, а также формирования и благоустройства прилегающей территории. В источнике отмечено, что «братская могила умершим от ран в госпиталях не имеет постоянного шефа, нет надлежащего ухода, необходимо данный памятник отделить от зоны городского кладбища» [6, л. 27].

Важно обратить внимание на высказанную Д.В. Юдиным (ветеран Великой Отечественной войны, председатель совета ветеранов Ленинского района г. Тюмени [6, л. 62]) инициативу создания на территории современной площади «Памяти» комплекса, посвященного событиям Великой Отечественной войны, в состав которого мог входить перенесенный с Исторической площади Вечный огонь [6, л. 62].

В документе, подписанном Л. Заворотчевой, отмечены преимущества инициируемого Д.В. Юдиным комплекса, для создания которого ветеран предлагал: «расширить дорогу и вообще сделать обзорной площадь всего комплекса улиц Республики и Мельникайте. Действительно, сегодня одному страшновато и идти-то к этому памятнику – глушь, рядом заброшенное кладбище. Трудно переоценить воспитательное значение такого комплекса, ведь неподалёку и Дом бракосочетания, масса школ, которые могли бы проводить приём в комсомол, в пионеры на этой площади. Даже то, что прохожие могли бы видеть с улиц Республики и Мельникайте Вечный огонь, весь комплекс, напоминало бы им о тех, кто погиб на войне, дисциплинировало бы» [6, л. 62].

По прошествии времени была высказана инициатива о наименовании самой зоны размещения мемориала. Важная информация указана в письме от 1982 г., адресованном 1-му секретарю Тюменского ГК КПСС И.А. Шаповалову, представителю ОООПИиК Л.В. Ташкеевой и подписанному членом союза писателей СССР Л. Заворотчевой, «о создании комплекса, площади имени 9 Мая, в районе памятника умершим в госпиталях» [6, л. 62]. Спустя три года (17.05.1985 г.) Президиум областного совета ВООПИиК ходатайствовал о наименовании «вновь созданного сквера у памятника воинам, умершим от ран в госпиталях Тюмени» сквером «Памяти», аргументируя свое предложение тем, что данное наименование «в наибольшей мере будет способствовать увековечиванию памяти погибших в годы войны» [7, л. 30]. В итоге, в 1986 г. территория размещения мемориала «Воинам, погибшим от ран в госпиталях» получила название площади «Памяти» [21].

Важным этапом в истории создания мемориала расположенного на Историчекой площади (далее – мемориал № 2) являлся выбор места его размещения в культурном ландшафте города. Наиболее значимые объекты располагались по традиции на территории публичных, открытых для посещения горожанами площадей и скверов. В частности, монумент, посвященный «ратному и трудовому подвигу тюменцев» [30, с. 65], был расположен на одном из самых высоких мест в городе [22, с. 136], что подчеркивало исключительную значимость Победы советских войск в Великой Отечественной войне. Композиция установлена в годовщину события: 09.05.1968 г. [20; 27] (см. рис. 2).

 

Рис. 2. Участники общегородского митинга, посвященного закладке обелиска и мемориала «Вечный огонь» в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.) на пощади у здания Тюменской школы-интерната № 1 (ныне здание ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»). г. Тюмень. 1965 г. Автор съемки – Сапожков И.И. ГБУТО ГАСПИТО. ФФ. Оп. 2. Д. 783.

 

Доминантой стал обелиск, представленный скульпторами в виде стилизованного меча, видимого издалека. Другим элементом мемориала являлся бетонный барельеф с символическим изображением вооруженных солдат, мирных жителей, а также Родины-матери и чудовища, символизирующего собой фашизм. Фигуры представлены в противостоянии, закончившемся низвержением последнего к ногам победительницы. (Подобным образом изображены герои в барельефах и горельефах иных монументов, установленных на территории СССР в 1960-е – 1970-е гг. Ярким примером является горельеф советского воина, расположенный в комплексе «Памятника соотечественникам, погибшим в Великой Отечественной войне» [10 c. 346]). На барельефе представлены «портреты героев-тюменцев» [30, с. 66]. Установленные комплексы являлись символами своего времени, отражая приоритетные на момент их установки идеи государственной политики памяти. Важно подчеркнуть, что после окончания Великой Отечественной войны многие скульптурные композиции выполнялись на основе принципа контраста, противопоставления фигур [24, с. 257] и символов «мирных устремлений советского народа» [12, с. 421].

Примечательно, что многие объекты монументального искусства Тюмени, посвященные событиям Великой Отечественной войны, отражали историю самого города. Отдельные элементы мемориала – указание на пилонах «фамилии Героев Советского Союза, ушедших на фронт из военкоматов Тюменской области» [17] – позволяют отнести комплекс к группе «региональных», т. е. связанных с историей города.

Важно подчеркнуть, что послевоенный период характеризуется смещением вектора внимания властей от увековечевания знаменательных дат революционной эпохи на процесс мемориализации событий Великой Отечественной войны, что привело к изменению характера коммеморативных практик: это уже были не митинги и демонстрации, а «минуты молчания» или ритуал посещения военных мемориалов молодоженами с непременным возложением цветов к памятникам.

Объект, расположенный в сердце Тюмени, не являлся исключением. Известно, что в 1970-е гг. рядом с мемориалом № 2 стоял комсомольско-молодежный пост [11, с. 234]. В 1980 г. у Вечного огня был организован Пост № 1, на котором стояли учащиеся средних школ Тюмени [11, с. 346], ветераны к комплексу возлагали цветы (см. рис. 3).

 

Рис. 3. Возложение цветов ветеранами, выпускниками (1930 года выпуска) средней школы № 1 г. Тюмени, к памятнику «Вечный огонь». г. Тюмень. 25 мая 1980 г. Автор съемки Протопопов В. ГБУТО ГАСПИТО. ФФ. Оп. 1. Д. 456.

 

Существование мемориала в ландшафте города предусматривало проведение работ по его сохранению, поскольку созданный в 1968 г. объект постоянно подвергался разрушающему воздействию окружающей среды. В документе от 1982 г. отмечено, что «Стелла “Победа” требует ремонта, необходимо решить вопрос о сносе деревянного здания, находящегося рядом с памятником на площади истории (о художественных достоинствах его тоже нужно поразмышлять)» [6, л. 27].

Сведения другого документа также указывают на вопросы, связанные с сохранением и использования мемориала: «сегодня даже негде провести митинг в день 9 мая. Вечный огонь – у дороги, в тылу у него – помойка, стела давным-давно закоптилась, и никто не думает о её состоянии» [6, л. 62].

В связи с этим актуальным являлся вопрос благоустройства территории комплекса. В частности, в документе от 19.02.1982 г. указано, что «Монумент Победы, открытый в 1968 г. близ музея, к сожалению, города не украшает» [6. л. 1]. При этом известно, что в 1982 г. объект имел своих шефов: инженерно-строительный институт и лесотехникум [6, л. 18].

Согласно данным исследователей, в создании памятников и мемориалов, посвященных событиям 1941–1945 гг., можно отметить три основных этапа. Каждый из них имеет свои особенности, выраженные в символике и во внешнем виде. В частности, 1960-е и 1980-е гг. являются «пиковыми точками» 2-го (конец 1950-х – середина 1970-х гг.) и 3-го (конец
1980-х – начало 1990-х гг.) из них [1, с. 365]. Важно подчеркнуть, что именно в 1960-е гг. в административных центрах устанавливались мемориальные комплексы, в состав которых входили архитектурные (стела, гранитные блоки), скульптурные элементы и Вечный огонь [9, с. 711-712]. Работа городских властей конца 1950-х – середины 1970-х гг. по увековечиванию памяти народа была выражена в «установке не просто памятников, но грандиозных архитектурно-скульптурных мемориальных комплексов с единым сюжетом» [1, с. 346].

В свою очередь комплекс мемориала № 1 формировался с 1955 г. Началом процесса является установка знака коммеморации на месте братской могилы к 10-летию празднования Победы в Великой Отечественной войне. К юбилею Октябрьской революции на месте памяти была установлена уже скульптурная композиция. В том же году на Исторической площади изначально единым комплексом был размещен мемориал № 2. Оба объекта можно по праву отнести к группе «региональных».

Непременным атрибутом изучаемых комплексов является Вечный огонь, символизирующий бессмертную память о погибших героях [22, с. 136-137] и оказывающий эмоциональное воздействие на горожанина. Изначально практика включения «Вечного огня» в комплекс мемориалов была характерна для столичных городов, позже ее стали применять в регионах. Данная конструкция, постоянно эксплуатируемая, требовала особых действий, гарантирующих бесперебойный процесс ее служения. Данная проблема была особенно актуальной для городов с суровым климатом. В частности, в 1967 г. в Ленинграде для Вечного огня, расположенного на Марсовом поле, была создана горелка особой конструкции с устойчивым горением при любых порывах ветра [29, л. 3].

Необходимо указать, что в наименованиях зон размещения комплексов отражена их тематика. В случае с мемориалом № 1 название места размещения претерпело трансформацию от «Площади имени 9 мая» до площади «Памяти» по мере его развития, мемориалом № 2 – возникновение комплекса в культурном ландшафте зоны не повлияло на изменение наименования зоны.

Данные из архивных документов показали, что процесс складывания изучаемых объектов сопровождался рядом проблем. Относительно формирования мемориала № 1 автором выделены следующие вопросы:

  1. Сохранение памятника. Объект, выполненный в 1955 г. (по всей вероятности, из недолговечного материала) был заменен в 1967 г. При этом прослеживается процесс его трансформации от единичной фигуры (солдат) до скульптурной композиции (солдат и скорбящая мать).
  2. Персонификация событий Великой Отечественной войны. По мере развития мемориала (появления новых элементов, в частности пилонов) возникла проблема поиска информации о погибших в тюменских госпиталях воинов, поскольку известные инициалы всех захороненных позволяют персонифицировать события 1941–1945 гг. [3, с. 45-46].
  3. Выделение отдельной территории для размещения коммеморативного знака. Расположение памятника в 1955 г. на месте братской могилы, по сути территории кладбища, негативным образом отразилось на развитии зоны мемориала. Так, по мере ее складывания, возникла необходимость разграничения его территории от зоны некрополя. При этом задачу необходимо было выполнить, учитывая гармоничное сочетание монумента с выбранной зоной его размещения в ландшафте города.
  4. Необходимость благоустройства территории для проведения коммеморативных практик, являвшаяся следствием «привязки» объекта к месту – братской могиле. При этом частное посещение памятника могло быть небезопасным для зрителя по причине размещения мемориала на окраине города.
  5. Проблема поиска шефов, деятельность которых была направлена непосредственно на сохранение монумента, возможно, также была связана с местом его размещения.

При формировании мемориала № 2 автором обозначены иные затруднения:

  1. Сохранение отдельных элементов комплекса (стела).
  2. Содержание мемориала в достойном виде. Размещение объекта в 1968 г. «в самом сердце Тюмени» повлекло за собой проблему, связанную с регулярным проведением работ по благоустройству его территории.

Важно отметить, что в истории бытования в культурном ландшафте города любого знака коммеморации исключительно важная роль принадлежала инициатору его создания. Иначе, согласно предложенной исследователями условной классификации военных памятников, до конца 1950-х гг. объекты создавались свидетелями и участниками войны [1, с. 346]. Действительно, горожане являлись инициаторами сохранения и дальнейшего благоустройства территории мемориалов. Возможной причиной личного участия тюменцев в процессе формирования обозначенных комплексов являлся тот факт, что во время возведения знаков коммеморации Победа в Великой Отечественной войне для многих горожан была событием индивидуально переживаемой истории.

 На следующем этапе, начиная с конца 1950-х гг., инициаторами изготовления и установки памятников являлись центральные или местные власти, поскольку на данной стадии государство активно проводило политику, направленную на формирование и закрепление в общественном сознании идеологических смыслов войны и Победы [1, с. 347]. Сами же горожане, активно привлекаемые властями: участие в открытии [27; 28] (см. рис. 2), возложении цветов (см. рис. 1, 3), а позже сохранение мемориалов, испытывали чувство сопречастности событиям, отмеченным коммеморативными знаками. Именно в это время раскрылся масштабный пласт народной памяти – «национальный исторический нарратив» [1, с. 346].

Представленные в статье сведения архивных документов указывают на то, в формировании военных мемориалов Тюмени важную роль играло Городское общество охраны памятников. Сам же процесс складывания объектов в единый комплекс проводился преимущественно в юбилейные даты и сопровождался радом трудностей. Среди них стоит отметить проблему выбора места для размещения, сохранения, проведения коммеморативных практик и благоустройства территории военных мемориалов.

Важно отметить, что инициаторами сохранения и использования изучаемых комплексов являлись городские власти и частные лица. Если для государства «увековечивание» имело политический контекст: параллельно процессу складывания военных мемориалов Тюмени осуществлялся процесс формирования коллективной памяти горожан. В свою очередь для простых граждан памятники и монументы, посвященные Великой Отечественной войне, являлись символом коллективного воспоминания, само же «увековечение» означало сохранение памяти о близких [14, с. 406].

×

About the authors

Elena O. Makarova

University of Tyumen

Author for correspondence.
Email: elenamakarovauj@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-4482-1447
SPIN-code: 7578-8162
Russian Federation, Tyumen

References

  1. Besedina, E.A., & Burkova, T.V. (2022). «E`ta pamyat` – nasha sovest`…» – kommemoraciya v pamyatnikax voennoj povsednevnosti koncza XX – nachala XXI veka. Istoricheskaya pamyat` o Velikoj Otechestvennoj vojne: problemy` e`volyucii, formirovaniya i vospriyatiya. S. 344-351. (in Russ.).
  2. Vechny`j ogon`. http://memory-tyumen.ru/vechnyj-ogon.html (in Russ.).
  3. Gogunskaja, T.A. Edigareva, M.M. (2023). Mogila neizvestnogo soldata v memorial`nom landshafte: problema identifikacii ostankov. Aktual`ny`e voprosy` istorii, istoriografii i istochnikovedeniya yuga Rossii: k 240-letiyu vklyucheniya Kry`ma v sostav Rossijskoj imperii. S. 45-52. (in Russ.).
  4. Gosudarstvenny`j arxiv social`no-politicheskoj istorii Tyumenskoj oblasti (GASPITO). F. P-4005. Op. 1. D. 3. (in Russ.).
  5. GASPITO. F. P-4005. Op. 1. D. 50. (in Russ.).
  6. GASPITO. F. P-4005. Op. 1. D. 87. (in Russ.).
  7. GASPITO. F. P-4005. Op. 1. D. 138. (in Russ.).
  8. Eremeeva, A.N., Markova, O.N. (2022). Osnovny`e e`tapy` i tendencii monumental`noj propagandy` v SSSR. Gosudarstvennaya monumental`naya politika: opy`t, protivorechiya, perspektivy`. Moskva: Institut Naslediya. 168 s. (in Russ.). https://doi.org/10.34685/hi.2021.48.21.005.
  9. Zaxarova, Yu.I. (2023). Znachenie voenny`x pamyatnikov v soxranenii istoriko-kul`turnogo naslediya. Rossiya i mir v istoricheskoj retrospektive. S. 710-716. (in Russ.).
  10. Zejnalov, X.A. (2023) Pamyatniki Velikoj otechestvennoj vojny` v Azerbajdzhane: problemy` soxraneniya i xudozhestvenno-e`steticheskoj interpretacii. Vestnik slavjanskih kul'tur. S. 339–355. (in Russ.). http://doi.org/10.37816/2073-9567-2023-69-339-355.
  11. Ivanenko, A.S. (2004). Chety`re veka Tyumeni. Ocherki zhivoj istorii starinnogo sibirskogo goroda. Tyumen`: Izdatel`stvo «Raduga-T». 368 s. (in Russ.).
  12. Iskusstvo stran i narodov mira. Arxitektura. Zhivopis`. Skul`ptura. Grafika. Dekorativnoe iskusstvo. (1971). T. 3. Moskva: Izdatel`stvo «Sovetskaya e`nciklopediya». 892 s. (in Russ.).
  13. Istoriko-revolyucionny`e pamyatniki SSSR: kratkij spravochnik (1972). Moskva: Politizdat. 304 s. (in Russ.).
  14. Luboshnikova, Yu.S., & Parshina, V.N. (2022). Memorial`ny`e kompleksy` i formirovanie istoricheskoj pamyati (na primere s. Vishnevoe Tamalinskogo rajona Penzenskoj oblasti). Istoricheskaya pamyat` o Velikoj Otechestvennoj vojne. S. 404-411. (in Russ.).
  15. Makarova, E.O. (2024). K probleme soxraneniya vremenny`x revolyucionny`x pamyatnikov Petrograda: po materialam Central`nogo gosudarstvennogo arxiva Sankt-Peterburga. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarny`e issledovaniya. Humanitates. № 2 (38). S. 100-115. (in Russ.). https://doi. org/10.21684/2411-197X-2024-10-2-100-115
  16. Memorial Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945 gg. https://gorod-t.info/space/memorialy/162. (in Russ.).
  17. Memorial pogibshim voinam Velikoj Otechestvennoj vojny` 1941-1945 gg. https://gorod-t.info/space/memorialy/731. (in Russ.).
  18. Oxrana istoricheskix i arxeologicheskix pamyatnikov. Sb. rukovodyashhix i spravochny`x materialov. (1949). Moskva: Goskul`tprosvetizdat. 63 s. (in Russ.).
  19. Postanovlenie Soveta Ministrov RSFSR ot 23 iyulya 1965 g. № 882 "Ob organizacii Vserossijskogo dobrovol`nogo obshhestva oxrany` pamyatnikov istorii i kul`tury`" (1988). Cvod zakonov RSFSR. T. 3. Moskva: Sovetskaya Rossiya. 600 s. (in Russ.).
  20. Reestr ob``ektov monumental`nogo iskusstva, raspolozhenny`x na territorii goroda Tyumeni (po sostoyaniyu na 10.06.2024). https://cultura.tyumen-city.ru/pamyatniki-istorii-i-kultury/dokumenty.
  21. Reestr naimenovanij ulicz goroda Tyumeni na 11.07.2024 g. https://www.tyumen-city.ru/informacii/reestr. (in Russ.).
  22. Roshhevskaya, L.P. (1980). Pamyatniki i pamyatny`e mesta Tyumenskoj oblasti. Sverdlovsk: Sredne-Ural`skoe knizhnoe izdatel`stvo. 160 s. (in Russ.).
  23. Svedeniya iz Edinogo gosudarstvennogo reestra ob``ektov kul`turnogo naslediya (pamyatnikov istorii i kul`tury`) narodov Rossijskoj Federacii. https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn (in Russ.).
  24. Smirnova, K.V. (2011). Pamyatniki geroyam i zhertvam Velikoj Otechestvennoj vojny`. Memorial`ny`e kompleksy` 1960-1970-x gg. Problema istoricheskoj i xudozhestvennoj cennosti. Aktual`ny`e problemy` teorii i istorii iskusstva. №1. S. 256-262. (in Russ.).
  25. Sobranie postanovlenij i rasporyazhenij Soveta Ministrov Rossijskoj Sovetskoj Federativnoj Socialisticheskoj Respubliki (1949). Izd. Upr. delami Soveta Ministrov RSFSR. Moskva: B. i. (in Russ.).
  26. Turanskaya, K.A. (2023). Pamyatniki voinskoj doblesti v g. Tyumeni kak istochniki formirovaniya tolerantnogo i patrioticheskogo soznaniya u molodezhi. Arxitektura i stroitel`stvo: tradicii i innovacii. Gomel`: BelGUT. S. 130-134. (in Russ.).
  27. Tyumenskaya pravda. 1968. 11 maya. № 109. (in Russ.).
  28. Tyumenskaya pravda. 1968. 31 oktyabrya. № 257. (in Russ.).
  29. Central`ny`j gosudarstvenny`j arxiv nauchno-texnicheskoj dokumentacii Sankt-Peterburga. F. R-21. Op. 31. D. 1011. (in Russ.).
  30. Shubina A., & Rakova A. (1970). Istoriko-revolyucionny`e pamyatniki. Tyumen`. Spravochnik - putevoditel`. Sverdlovsk: Sredne-Ural`skoe knizhnoe izd-vo. S. 44-71. (in Russ.).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Participants of the Great Patriotic War (1941–1945), combat comrades on Memory Square. Group portrait. Tyumen. [1975]. Author of the photo is unknown. GBUTO GASPITO. F. 4063. Op. 1. D. 44.

Download (225KB)
3. Fig. 2. Participants of the citywide rally dedicated to the laying of the obelisk and the Eternal Flame memorial in honor of the Victory of the Soviet people in the Great Patriotic War (1941–1945) on the square near the building of Tyumen Boarding School No. 1 (now the building of the Tyumen Industrial University). Tyumen. 1965. Photographer: I. I. Sapozhkov. GBUTO GASPITO. FF. Op. 2. D. 783.

Download (276KB)
4. Fig. 3. Laying flowers by veterans, graduates (class of 1930) of Tyumen Secondary School No. 1, at the Eternal Flame monument. Tyumen. May 25, 1980. Photo by V. Protopopov. GBUTO GASPITO. FF. Op. 1. D. 456.

Download (119KB)


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.