Implementation of socio-pedagogical conditions of spiritual and moral development of students in the educational process of the university

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article, dedicated to the actual problem of spiritual and moral development and education of bachelors of the pedagogical direction, presents a meaningful analysis of the possibilities and prospects of educational and other organizations carrying out educational activities in the implementation of spiritual and moral development and education of students in social and pedagogical conditions. The directions of interaction between educational organizations and students are determined as a condition for the spiritual and moral development of students in the educational process of the university. The ideas of enlightenment and educational activities for the spiritual and moral development of students of the university, the teachers themselves, based on the basic national values and traditions of national culture. The article presents the fundamental principles of spiritual and moral education and development of bachelors. The main directions of work on the formation of basic concepts included in the structure of self-consciousness are proposed. The role of the consolidating participants in the educational process in the spiritual and moral education of young people is determined. An attempt has been made to analyze educational programs focused on solving the problems of education, development and socialization of university students.

Full Text

Сегодня перед современной системой образования выдвинут очень серьезный социальный заказ. Отличительной чертой является ориентация не только на достижение предметных образовательных ресурсов, но и на формирование личности обучающихся [5], в частности, на формирование социокультурных ценностей в процессе профессиональной подготовки студентов вуза. В современном образовательном пространстве необходимо сочетание общегосударственных интересов и прав граждан; образование одной из приоритетных задач должно ставить задачу сохранения своей самобытности, языковой принадлежности. Ведь создание духовной культуры общества опирается на опыт поколений [17, с. 4].

Формирование и развитие личности обучающегося в соответствии с принятыми в обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями – это требование государства, изложенное в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (ст. 12. Образовательные программы) (https://clck.ru/HWaD6).

Духовно-нравственное развитие личности будет эффективным при наличии у нее сформированных личностно значимых духовно-нравственных ценностей, знаний, диапазона духовно-нравственного ролевого поведения, устойчивой мотивации к данному поведению, опыта нравственного выбора и навыков самооценки и рефлексии нравственности своего поведения и общения. Данное положение основывается на теориях гуманистической педагогики, профессионального образования, концепциях развития профессионала, системогенеза и значительном числе педагогических исследований. Например, И.Х. Кутейникова под воспитанием нравственности понимает формирование нравственной установки на гуманизм, знания в области этики, умение применять нравственные нормы в своей профессиональной деятельности [12]. В традиции отечественной психологии процесс профессионального развития рассматривается в контексте процесса личностного развития, ориентированного на высокий уровень профессиональных достижений. Содержание процесса профессионально-нравственного развития позволяет определить его логику и структуру, которые, в свою очередь, обусловили критерии оценки эффективности данного процесса [13, с. 395].

Материалы исторических региональных документов дают дополнительные возможности реализации регионального компонента как средства духовно-нравственного воспитания личности студента. Анализ архивных источников позволяет не только расширить и актуализировать лингвистические данные, но и воспитать бережное и уважительное отношение к культурному наследию региона [15, с. 3].

Образование является системой, которая способна сохранять, передавать и отражать историко-педагогический опыт и трактовать его в соответствии с новыми инновационными тенденциями [7, с. 21]. Современный педагог должен решать те воспитательные задачи, которые являются социально значимыми для настоящего и будущего поколений [11, с. 8].

Под условием понимается «то, что делает возможным что-либо другое, от чего зависит что-либо другое, что определяет собою что-либо другое» [1]. В словаре Д.Н. Ушакова одно из определений слова «условия» – это «Положения, лежащие в основе чего-нибудь, определяющие что-нибудь» [19]. В педагогике под педагогическим условием понимается процесс обучения, который является результатом целенаправленного отбора и применения элементов содержания, способов, методов и приемов, а также организационных форм обучения для достижения определенных педагогических целей [14, с. 138]. Анализ философских определений понятия «условие» позволяет отличать данное понятие от понятия «причина». Условие в отличие от причины, непосредственно порождающей то или иное явление или процесс, составляет, обеспечивает ту среду, в которой возникают, существуют и развиваются требуемое, искомое явление или процесс [19].

Выявленные в процессе диагностики обучающихся, анкетирования преподавателей и анализа ресурсов образовательной среды проблемы духовно-нравственного развития обучающихся обусловили следующие задачи формирующего этапа педагогического эксперимента: определить экспериментальную группу обучающихся, апробировать теоретически обоснованные социально-педагогические условия духовно-нравственного развития обучающихся вуза.

Задачей представленной работы является описание практической реализации социально-педагогических условий. Формирующий этап педагогического эксперимента осуществлялся в два блока. Первый блок включал в себя работу с преподавателями вуза по реализации первых трех социально-педагогических условий: актуализация и усиление духовно-нравственной направленности соответствующих преподаваемых дисциплин на основе интеграции содержания и межпредметных связей; обогащение преподаваемых дисциплин ситуациями, текстами, заданиями духовно-нравственного содержания, ориентирующими студентов на формирование нравственных, духовно-нравственных ценностей и опыта нравственного выбора; реализация в образовательном процессе интерактивных, проблемно-контекстных и диалоговых технологий, способствующих формированию и развитию у студентов навыков общения и межличностного взаимодействия на нравственной основе. В процессе констатирующей диагностики, по результатам опроса преподавателей было выявлено, что только 70% опрошенных преподавателей соотносят содержание преподаваемой ими дисциплины с содержанием духовно-нравственного развития и только 30% преподавателей согласовывают содержание своей дисциплины с содержанием других дисциплин. Между тем, две трети педагогов (76%) считают необходимым повышение своего профессионального уровня, однако только 61% готовы принять участие в эксперименте.

Анкетирование преподавателей уже на констатирующем этапе позволило обеспечить понимание проблемы духовно-нравственного развития обучающихся через анализ содержания преподаваемых дисциплин. В рамках первого блока для преподавателей был организован рефлексивный семинар «Проблемы духовно-нравственного развития обучающихся». Задачи семинара представлены в таблице 1.

Таблица 1

Задачи и содержание рефлексивного семинара для преподавателей
«Проблемы духовно-нравственного развития обучающихся»

 

Задачи семинара

Формы и виды деятельности

Ожидаемый результат

Актуализировать внимание преподавателей к проблеме духовно-нравственного развития обучающихся

Анкетирование преподавателей.

Самоанализ результатов анкетирования преподавателей, анализ результатов диагностики обучающихся.

Групповая дискуссия «Определение понятий духовно-нравственного развития».

Круглый стол «Проблемные поля духовно-нравственного развития обучающихся»

Преподаватели имеют представление о проблеме и определяют основные категории духовно-нравственного развития, осознают необходимость дополнительного педагогического воздействия в форме создания и реализации социально-педагогических условий духовно-нравственного развития обучающихся

Выявить ресурсы преподаваемых дисциплин для эффективного духовно-нравственного развития обучающихся

Анализ рабочих программ преподаваемых дисциплин по параметрам содержания и используемых в процессе обучения педагогических технологий, обеспечивающих духовно-нравственное развитие обучающихся.

Создание метапредметного кейса духовно-нравственных ситуаций, для чего создается рабочая группа на МО

Усиление духовно-нравственной направленности соответствующих преподаваемых дисциплин через обогащение преподаваемых дисциплин духовно-нравственным содержанием, ориентирующим обучающихся на формирование нравственных, духовно-нравственных ценностей и опыта нравственного выбора (применение ситуаций, текстов нравственного содержания).

Реализация в образовательном процессе интерактивных, проблемно-контекстных и диалоговых технологий, способствующих формированию и развитию у обучающихся навыков общения и межличностного взаимодействия на нравственной основе

Исследование возможностей внеаудиторной деятельности как потенциала для духовно-нравственного развития

Анализ содержания заданий для самостоятельной работы по рабочим программам, преподаваемым дисциплинам. Работа с метапредметным кейсом духовно-нравственных ситуаций

Проектирование содержания и форм внеаудиторной работы обучающихся в соответствии с содержанием духовно-нравственного развития

 

В результате рефлексивного семинара преподаватели пересмотрели содержание преподаваемых ими дисциплин, используемых в образовательном процессе педагогических технологий. Значимой для решения задач духовно-нравственного развития обучающихся вуза являлась необходимость согласования содержания образовательного процесса в целом, чему способствовал рефлексивный семинар, где преподаватели смогли скоординировать совместные действия, согласовать содержание некоторых тем, а также обсудить эффективность используемых технологий, поделиться опытом с коллегами.

В своем исследовании Т.В. Ворончихина подчеркивает, что важнейшим условием формирования профессионально-этических качеств обучающихся является четкое выделение тем (учебных дисциплин), позволяющих интегрировать изучаемый материал с конкретными задачами формирования этических качеств (ответственность; исполнительность и добросовестность; заинтересованность в результатах своего труда; неравнодушное отношение и умение сопереживать; творческая активность; сохранение конфиденциальности) [2, с. 98].

В качестве примера приведем занятие по дисциплине «Духовно-нравственное развитие и воспитание в общем образовании» для студентов педагогического направления, на котором реализуются все три социально-педагогических условия духовно-нравственного развития обучающихся. Содержание дисциплины предлагается в технологической карте (табл. 2).

Таблица 2

Технологическая карта занятия по дисциплине
«Духовно-нравственное развитие и воспитание в общем образовании»

 

Раздел

Задачи

Содержание

Задания для самостоятельной работы

Раздел 1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания и развития

Тема 1.1. Развитие человека как субъекта социокультурного опыта.

Тема 1.2. Современные проблемы воспитания и развития детей и молодежи.

Тема 1.3. Стратегические приоритеты государства в области духовно-нравственного воспитания и развития

Знать: предмет, задачи и методы исследования процессов развития и воспитания личности в рамках решения профессиональных задач; закономерности развития личности.

Уметь: систематизировать психолого-педагогические знания для решения профессиональных задач; выявлять взаимосвязь социальной и духовной сфер общества.

Владеть: категориальным аппаратом дисциплин «Педагогика» и «Психология»; способностью самостоятельно работать с научной информацией

1. Подготовка к собеседованию по заданным темам/вопросам.

2. Выполнение

кейс-задания.

3. Заполнение таблиц.

Написание эссе по предложенным темам:

1. Обученность или воспитанность помогают оставаться Человеком?

2. Воспитание – зона национальной безопасности.

3. Основа современного кризиса воспитания – утрата традиционных ценностей.

4. Основа современного кризиса воспитания – дискредитация имиджа педагога

 

Таким образом, в приведенном примере видно, что в рамках отдельного занятия можно реализовать все социально-педагогические условия духовно-нравственного развития: обогащение содержания (за счет интеграции профильных дисциплин и нравственного содержания); решение духовно-нравственных ситуаций на занятии; применение интерактивных технологий, способствующих формированию опыта духовно-нравственного выбора в процессе решения ситуаций, развитие навыков общения и взаимодействия на нравственной основе.

Безусловно, выбор и применение образовательных технологий преподавателями вуза имеют существенный потенциал для духовно-нравственного развития обучающихся. Интерактивные технологии, в отличие от лекционно-транслирующих содержание предмета занятий, обеспечивают эффективное развитие коммуникативных умений, самостоятельности, навыков командной работы, ответственности за общее дело и способствуют духовно-нравственному развитию обучающихся. Так, преподавателями вуза гораздо активнее стали применяться диалоговые технологии, технологии групповых дискуссий, кейс-технологии, ролевые, деловые игры.

Таким, образом, преподаватели, принявшие участие в формирующем этапе эксперимента, изучили, освоили и активно применяли различные педагогические технологии, эффективность которых по мнению преподавателей очевидна, из чего следует необходимость их дальнейшего применения в образовательной практике.

Реализация второго блока формирующего этапа педагогического эксперимента была также обусловлена полученными в ходе констатирующей диагностики результатами. Так, на констатирующем этапе были выявлены три группы обучающихся вуза по уровню духовно-нравственного развития: 17,8% – на оптимальном уровне, 35,4% – на допустимом, 46,8% – на критическом. Анализ результатов оценки по каждому критерию позволил сделать выводы об относительной сформированности когнитивно-нравственного компонента духовно-нравственного развития и недостаточной сформированности остальных компонентов (мотивационно-аксиологического, эмоционально-волевого, коммуникативно-деятельностного, рефлексивно-акмеологического). Следовательно, при относительно сформированных знаниях о профессиональной этике, нравственности, духовно-нравственных качествах обучающиеся вуза не умеют строить свое общение, поведение, деятельность на нравственной основе. Так, среди обучающихся преобладают студенты с эгоистической направленностью личности, с жизненными целями, не связанными с профессиональной деятельностью, творчеством и социальной полезностью; с недостаточным уровнем развития эмпатии, коммуникативной толерантности, что не соответствует духовно-нравственным требованиям. Недостаточно сформированная система нравственных и социально-общественных ценностей обучающихся проявляется в несоответствии терминальных ценностей инструментальным. Э.Ф. Зеер в качестве факторов, определяющих эффективность личностного развития, называет следующие: «природная среда (географическое местонахождение человека и климатические условия), биологический и социальный факторы, собственная активность личности и случайное стечение обстоятельств и событий» [3, с. 30]. Безусловно, эффективность духовно-нравственного развития бакалавров зависит от многих факторов (наследственности, социальной среды семьи, микрорайона, предшествующего образования, места жительства и многих других), но на текущий момент, в первую очередь – от специально созданной целенаправленной, духовно-нравственной ориентированной среды вуза. Таким образом, развитие духовно-нравственных качеств обучающихся обусловлено в первую очередь формированием мотивации к духовно-нравственному развитию как к основе эффективной профессиональной деятельности [4]. Во-вторых, обучающиеся должны овладеть знаниями о духовно-нравственных ценностях, духовно-нравственных требованиях и нормах, этической культуре, на основе которых смогут самостоятельно моделировать свои общение, поведение, деятельность. Безусловно, эффективность процесса подготовки обучающихся вуза должна быть направлена на формирование опыта нравственного поведения, когда обучающиеся имеют возможность для применения и реализации (практической отработки) имеющихся ценностей, знаний, умений. В свою очередь, сформированность рефлексивных умений обеспечит дальнейший процесс духовно-нравственного развития, его трансформацию в нравственное саморазвитие [10].

Таким образом, в рамках первого блока реализация социально-педагогических условий была направлена на формирование мотивации к духовно-нравственному развитию, ценностного отношения к выбранному направлению подготовки и нравственной основе своего поведения, а также на углубление нравственных знаний. Иными словами, реализация первого блока социально-педагогических условий в большей степени способствовала развитию мотивационно-аксиологического, когнитивно-нравственного и эмоционально-волевого компонентов духовно-нравственного развития и в меньшей степени – развитию коммуникативно-деятельностного и рефлексивно-акмеологического компонентов.

Вместе с тем, хотя однозначного понимания связи социально-педагогического условия с конкретным компонентом духовно-нравственного развития не может существовать по причине аддитивности процесса, тем не менее, в реализации условий нами соблюдался принцип преемственности, отражающий связь как компонентов духовно-нравственного развития, так и логику развития образовательного процесса от курса к курсу. В таблице 3 представлена связь этапов, компонентов, условий духовно-нравственного развития и логики построения образовательного процесса вуза, отражающего принцип преемственности педагогического воздействия и системность процесса духовно-нравственного развития студентов.

Таким образом, все предлагаемые социально-педагогические условия духовно-нравственного развития реализуются в системе и в комплексе в логике формирования компонентов и образовательного процесса. Следовательно, задачей второго блока формирующего этапа педагогического эксперимента являлась реализация социально-педагогических условий духовно-нравственного развития обучающихся, направленных на формирование опыта духовно-нравственной деятельности, общения, поведения на основе развития мотивационного, ценностного и рефлексивного компонентов. Для решения данной задачи были реализованы следующие социально-педагогические условия: реализация внеучебной программы духовно-нравственного развития обучающихся; включение компонента духовно-нравственного развития в программу учебных и производственных практик; организация самостоятельной социально активной деятельности обучающихся вуза, направленной на духовно-нравственное саморазвитие; осуществление мониторинга духовно-нравственного развития обучающихся на основе выявленных критериев, показателей, разработанного пакета диагностических методик, коррекция результатов [16].

Следующее социально-педагогическое условие, включение компонента духовно-нравственного развития в программу учебных и производственных практик, заключалось в решении обучающимися в период практики заданий, направленных на развитие духовно-нравственных качеств обучающихся вуза. Учебная и производственная практики являются ведущими формами приобщения обучающихся к практической, профессиональной деятельности. На практике студент имеет возможность не только апробировать полученные теоретические знания, но и вступить в реальные педагогические отношения, освоить духовно-нравственные образцы поведения и общения в непосредственной профессиональной среде. Учебная и производственная практики являются значительными ресурсами для развития нравственных качеств обучающихся, и, следовательно, включение компонента духовно-нравственного развития в программу учебных и производственных практик является обоснованным социально-педагогическим условием. Учебная и производственная практики дают пространство для самостоятельного нравственного выбора в различных реальных ситуациях деятельности, общения, межличностного взаимодействия. Реализация социально-педагогического условия духовно-нравственного развития обучающихся вуза в период учебных и производственных практик заключалась в актуализации духовно-нравственного содержания общения, поведения, деятельности в реальных профессиональных отношениях на основе самоанализа, самооценки и рефлексии самих обучающихся. Как уже отмечалось, по окончании практик студенты отчитываются в форме Дневника (учебной, производственной) практики. Для решения задачи исследования дневник практики был дополнен разделом «Нравственные основы профессиональной деятельности».

Таблица 3

Системность реализации социально-педагогических условий

духовно-нравственного развития (ДНР) студентов в образовательном процессе вуза

 

Компонент ДНР

Этап ДНР

Социально-педагогические условия ДНР

Курс обучения

Мотивационно-аксиологический

Ценностно-мотивационный

– обогащение дисциплин ДН содержанием;

– интеграция содержания;

– применение целесообразных технологий

1, 2, 3, 4 курс

Эмоционально-волевой

– применение целесообразных технологий;

– включение в практику ДН заданий;

– самостоятельная социально активная деятельность

1, 2, 3, 4 курс

Когнитивно-нравственный

Нравственно-образовательный

– обогащение дисциплин ДН содержанием;

– интеграция содержания

1, 2, 3 курс

Коммуникативно-деятельностный

Коммуникативно-деятельностный

– применение целесообразных технологий;

– включение в практику ДН заданий;

– самостоятельная социально активная деятельность

1, 2, 3, 4 курс

Рефлексивно-акмеологический

Ценностно-рефлексивный

– применение целесообразных технологий;

– включение в практику ДН заданий;

– самостоятельная социально активная деятельность;

– мониторинг ДНР

2, 3, 4 курс

 

Согласно исследованиям Л.А. Ибрагимовой и П.В. Исуповой, современные условия привычно характеризуются как время динамичных перемен. Динамичный окружающий мир становится все более технологичным, информационным, виртуальным и равнодушным. Новый мир диктует новые требования к людям помогающих профессий, и прежде всего – к врачам и учителям. С одной стороны, профессиональную деятельность предлагается рассматривать как услугу (образовательную, медицинскую), с другой стороны, вероятностный, поливариантный и по ситуациям, и по субъектам профессиональной деятельности процесс не подвергается однозначной стандартизации [6, с. 27].

Организация самостоятельной социально активной деятельности обучающихся, направленной на нравственное саморазвитие, представляла реализацию следующего социально-педагогического условиях [9]. В рамках целенаправленно организованной самостоятельной социально активной работы обучающиеся выполняли социальные проекты. Содержание самостоятельной социально активной деятельности обучающихся определялось содержанием духовно-нравственного развития и включало следующий социальный проект, направленный на развитие данных качеств: «Источник идей». Основными задачами, которые решались в процессе осуществления самостоятельной социально активной деятельности обучающихся, выступали задачи формирования персонального социального опыта деятельности, поведения, общения на нравственной основе, а также развитие навыков самоанализа и рефлексии. В работе приняли участие обучающиеся факультета педагогики и психологии. Студенты факультета поздравили обучающихся православной гимназии г. Нижневартовска. Был организован классный час в честь Дня защитника Отечества для обучающихся начальных классов.

Масштабная работа преподавателей и студентов вуза по реализации социально-педагогических условий духовно-нравственного развития, безусловно, требовала оценки ее результатов. Оценка эффективности реализуемых условий осуществлялась в ходе мониторинга согласно разработанной системе критериев, показателей с применением адекватного задачам исследования пакета диагностических методик. Педагогический подход заключается в том, чтобы отобрать из содержания народных традиций оптимальный объем знаний, скоординировать отобранные знания со стандартами образования, создав тем самым педагогическую модель духовно-нравственного воспитания [8, с. 23].

×

About the authors

Liliya A. Ibragimova

Nizhnevartovsk State University

Author for correspondence.
Email: laibra@yandex.ru

Dr. habil.

Russian Federation, Nizhnevartovsk

Irada Dzhakhangir kizi Mekhdieva

Nizhnevartovsk State University

Email: irada_mekhdieva@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8856-9693
Russian Federation, Nizhnevartovsk

References

  1. Abdrakhmanova, Z.R., & Dvinyaninova, E.N. (2015). Sotsial'no-psikhologicheskaya kharakteristika urovnya nravstvennogo razvitiya studentov tekhnicheskogo vuza. Psikhologiya obucheniya, 10. 62–69. (in Russ).
  2. Voronchikhina, T.V. (2006). Formirovanie professional'no-eticheskikh kachestv budushchikh psikhologov v sisteme professional'noi podgotovki: Dis…kand. ped. nauk. Kirov. (in Russ).
  3. Zeer, E.F., & Romantsev, G.M. (2002). Lichnostno orientirovannoe professional'noe obrazovanie. Pedagogika, (3). 16–21. (in Russ).
  4. Zub, M.A. (2003). Formirovanie professional'no-nravstvennoi pozitsii studentov meditsinskogo kolledzha: Dis. … kand. ped. nauk. Krasnodar. (in Russ).
  5. Ibragimova, L.A., & Ganieva, E.A. (2016). Logika organizatsii i provedeniya proektno-issledovatel'skoi deyatel'nosti s uchashchimisya v obshcheobrazovatel'nom uchrezhdenii. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika, (2). 128–134. (in Russ).
  6. Ibragimova, L. A., & Isupov, P. V. (2018). On the Problem of Emotional Regulation Among Middle Level Medical Staff. Bulletin of Nizhnevartovsk State University, (2). 27-33. (in Russ).
  7. Ibragimova, L. A., & Mekhdieva, I. D. (2019). K voprosu o nravstvennom razvitii studentov v period professional'noi podgotovki v obrazovatel'nom uchrezhdenii. In Sotsial'noe i pedagogicheskoe obrazovanie: Vektory razvitiya: Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Nizhnevartovsk, 20–23. (in Russ).
  8. Ibragimova, L. A., & Novikova, E. A. (2019). Osobennosti realizatsii dukhovno-nravstvennogo vospitaniya doshkol'nikov v sovremennykh doshkol'no-obrazovatel'nykh organizatsiyakh. Sovremennye issledovaniya prioritetnykh napravlenii natsional'nogo proekta “Obrazovanie”: Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 21–24. (in Russ).
  9. Ivanova, G. P. (2001). Osvoenie nravstvennykh tsennostei uchashchimisya obshcheobrazovatel'nykh shkol v sovremennykh usloviyakh. Moscow. (in Russ).
  10. Ignatova, V. V., & Baranovskaya, L.A. (2008). Sushchnost' sotsiokul'turnogo obrazovatel'nogo prostranstva. Nauchnaya zhizn', (2). 80-87. (in Russ).
  11. Istomina, I. P. (2016). Training bachelor students for future work in the field of moral and spiritual education. Bulletin of Nizhnevartovsk State University, (4). 18-24. (in Russ).
  12. Kuteinikova, I. Kh. (2006). Pedagogicheskoe sodeistvie stanovleniyu professional'noi nravstvennosti budushchikh pedagogov: Dis. ... kand. ped. nauk. Chelyabinsk. (in Russ).
  13. Mekhdieva, I. D. (2019). Professional'no-nravstvennoe razvitie kak pedagogicheskaya kategoriya. In Kul'tura, nauka, obrazovanie: problemy i perspektivy: Materialy VII Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Nizhnevartovsk, 395–398. (in Russ).
  14. Novikova, E.A. (2020). Professional'naya podgotovka bakalavrov k razvitiyu tvorcheskogo voobrazheniya doshkol'nikov. In Nauchnye trudy magistrantov i aspirantov: Sbornik nauchnykh trudov. Nizhnevartovsk, 137–140. (in Russ).
  15. Pirogova, A. V. (2013). Dozornye knigi gorodov Moskovskogo gosudarstva pervoi treti XVII v. v aspektakh istoricheskoi stilistiki i lingvisticheskogo istochnikovedeniya: Avtoref. dis. … kand. filol. nauk. Arkhangel'sk. (in Russ).
  16. Popov, L. M., Golubeva, O. Yu., & Ustin, P. N. (2008). Dobro i zlo v eticheskoi psikhologii lichnosti. Moscow. (in Russ).
  17. Salavatova, A. M. (2014). Formirovanie gotovnosti bakalavrov pedagogiki k professional'noi deyatel'nosti v shkolakh s etnokul'turnym soderzhaniem obrazovaniya: Avtoref. dis.... kand. ped. nauk. Moscow. (in Russ).
  18. Ushakov, D. N. (2001). Tolkovyi slovar' russkogo yazyka: V 3 t. 1: Moscow. (in Russ).
  19. Fatykhova, A. L., & Suleimanova, F. M. (2012). Professional'no znachimye kachestva sotsial'nogo pedagoga, obuslovlennye ego deyatel'nost'yu. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal, 1(1). 29–32. (in Russ).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies