Methods for development of creative expression of college students in music composition

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The development of a person's creative self-realization is one of the main guidelines for the modernization of the modern Russian education system. However, an analysis of the content of curricula, programs, the state of the modern practice of teaching students of colleges of culture and arts enrolled in specialties related to musical art, indicates a lack of attention of teachers to the problem of creative self-realization of students. Mastering by students of musical and compositional activity can contribute to their successful mastery of the means of musical expression, finding their own methods of creative self-realization. The author of the article concludes that the process of development of creative self-realization among students of colleges of culture and arts in musical-compositional activity is a gradual transition from self-knowledge and self-assessment by students of their capabilities in the implementation of this activity, – through the formation of their skills and abilities of musical improvisation, composing music, developing motivation for self-development, developing creativity, – for self-assertion of students and self-assessment of the results of musical and compositional activity. The article presents a methodology for the development of creative self-realization of students of colleges of culture and arts in musical and compositional activities, including: forms of education - small-group, individual and practical classes; forms of extracurricular activities - a music room, a music lecture hall, a creative workshop; teaching methods - observation of music, research, brainstorming, author's introspection, associative, portfolio; techniques - explanations of one's own actions, feedback, reflection; methods and techniques of creative work - combination, transformation, sketch work.

Full Text

Современный этап общественного развития, построение экономики нового типа привели к повышению роли человеческого капитала в социально-экономическом процессе: обществом сегодня востребована социально компетентная и инициативная личность, способная к культурно-творческому самовыражению. Основным ориентиром модернизации отечественной системы образования, определенными в ФЗ «Об образовании в РФ», «Национальной доктрине образования в РФ», «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.», является создание благоприятных условий для самореализации человека, свободного развития его творческих способностей, механизмов стимулирования профессионального и личностного развития молодежи.

Развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом, совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества становятся приоритетными направлениями государственной политики в сфере культуры и составляют одну из главных проблем, стоящих перед системой художественного образования. Значимая роль в их решении принадлежит учреждениям среднего профессионального образования, содержание подготовки специалистов, в которых составляет художественно-творческая (в том числе музыкальная) деятельность, выступающая предметом освоения и результатом учебной работы [24, с. 4].

В современной социокультурной ситуации от специалиста сферы культуры и искусств (сущность деятельности которого заключается в созидании, распространении эстетических и художественных ценностей культуры, вовлечении людей в мир культуры) требуется постоянный творческий поиск, создание оригинальных проектов, художественных продуктов, что невозможно без развитых способностей к непрерывному саморазвитию и самореализации в различных видах творческой деятельности.

В требованиях к результатам освоения программы подготовки по ряду специальностей, связанных с музыкальной деятельностью, осуществляемых в колледжах культуры и искусств («Вокальное искусство», «Инструментальное исполнительство», «Музыкальное звукооператорское мастерство», «Сольное и хоровое народное пение», «Хоровое дирижирование»), согласно ФГОС СПО, говорится, что специалист должен обладать способностью принимать решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития (общекультурная компетенция), выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений (профессиональная компетенция), иметь практический опыт сочинения и импровизации [13, с. 18; 32, с. 2]. Однако анализ содержания различных учебных программ, планов, состояния современной практики обучения студентов колледжей культуры и искусств свидетельствует о недостатке внимания педагогов к проблеме развития творческой самореализации обучаемых. Данный процесс осуществляется спонтанно и не всегда эффективно, что свидетельствует о его недостаточном теоретическом и методическом обеспечении.

Проблема самореализации/творческой самореализации личности нашла глубокое теоретическое осмысление в работах отечественных и зарубежных исследователей в области философии и психологии [1; 15; 17; 25; 30]. В них дается обобщенное представление о содержательном наполнении данного феномена. Так, под самореализацией понимается сознательный, целенаправленный процесс раскрытия и опредмечивания сущностных сил личности в ее многообразной социальной деятельности [8, с. 25]; процесс и результат использования человеком своих способностей, выполнения своего жизненного предназначения; деятельность, поступки в избранных направлениях по реализации своих способностей [12, с. 117]; осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми, социумом и миром в целом [15, с. 52]; процесс перехода потенциальных способностей в актуальные [16, с. 92–93]. Под творческой самореализацией личности современными исследователями подразумевается осознаваемый и субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих творческих способностей и возможностей, при котором активность субъекта приобретает творческий характер и способствует экстериоризации позитивного опыта в разных видах творческой деятельности [18, с. 23]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что творческая самореализация – это индивидуальный процесс, осуществляющийся личностью изнутри вовне, инициируемый ее внутренней потребностью, проявляющийся в деятельностной форме активности, в основе которого лежит потенциал личности и ее сущностные силы. 

Между тем, современными учеными выдвигается идея о том, что высшего проявления активности и самореализации человек достигает именно в творчестве В. В. Байлук [4], Р. А. Зобов [11]). Самостоятельная творческая деятельность по созиданию ценностей культуры является источником уникального духовного богатства, позволяющего человеку осуществить себя как личности [17], т. е. самореализоваться. Именно искусство различных видов, жанров и направлений является одним из факторов, способствующих вовлечению субъекта в процесс самореализации [19; 23].

Существующие на сегодняшний день диссертационные исследования раскрывают проблему развития творческой самореализации субъектов учебного процесса в системе общего и дополнительного образования [6; 7; 31], образовательных учреждениях культуры и искусств [5] с общепедагогических позиций. Все это вызывает необходимость выработки новых подходов к процессу профессиональной подготовки студентов колледжей культуры и искусств, обучающихся по специальностям, связанным с музыкальным искусством. В образовательном процессе необходимо задействовать творческие формы их деятельности, одной из которых является музыкально-композиционная деятельность, предполагающая реализацию субъектом приоритетной функции создания художественного текста на языке музыки с одновременным подключением функций его исполнения и восприятия [12, с. 6].

Современными учеными предлагаются различные комбинации элементов процессуальной характеристики самореализации личности. По мнению Е.Ю. Трацевской [29], творческая самореализация учащихся в сфере художественного образования осуществляется, во-первых, через творчество, во-вторых, через расширение возможностей собственной личности в процессе самосовершенствования и духовного роста.

Для раскрытия возможностей музыкально-композиционной деятельности студентов колледжей культуры и искусств в развитии их творческой самореализации был проанализирован ряд исследований, посвященных процессу сочинения музыки, таких авторов как А.А. Апасов [2; 3], О.А. Евлахов [9], В.А. Кобекин [14], Е.И. Месснер [20], А.Ф. Муров [21], А.И. Муха [22], П. Г. Сергиенко [26] и др. Можно сделать вывод о том, что музыкально-композиционная деятельность, во-первых: способствует раскрытию творческого потенциала личности, развитию художественного воображения и фантазии, уравновешиванию рационально-логического и эмоционального начал одаренности, формированию стилевой индивидуальности, выработке продуктивных принципов организации творческого процесса, осознанию процесса сочинения как инсайта для нахождения индивидуальных путей к достижению творческих целей, развитию образного мышления. Во-вторых, музыкально-композиционная деятельность способствует обретению личностью индивидуальности, выражению в создаваемом художественном продукте собственного «Я», которое в дальнейшем воспроизводится во взаимодействии с будущими исполнителями и слушателями созданного произведения, актуализации личностно-творческой инициативы, выработке самоконтроля в решении художественных задач. По мнению Н.Г. Тагильцевой, творческая деятельность, ориентированная на создание художественно-творческих продуктов, является мощным стимулом для развития креативных качеств личности, поскольку предполагает воспроизведение художественного образа, в котором воплощается новый взгляд на определенную вещь, предмет или событие [27, с. 4; 28, с. 19].

Студенты, обучающиеся в колледжах культуры и искусств по специальностям «Вокальное искусство», «Инструментальное исполнительство», «Музыкальное звукооператорское мастерство», «Сольное и хоровое народное пение», «Хоровое дирижирование», обладают ограниченным опытом создания художественно-творческих продуктов. Поэтому в учебном процессе преподавателю музыкально-теоретических дисциплин необходимо предложить им определенный алгоритм действий. Вследствие этого была создана методика развития творческой самореализации студентов колледжей культуры и искусства, реализуемая в естественных условиях, в процессе обучения дисциплинам музыкально-теоретического цикла и во внеурочной деятельности в Сургутском колледже русской культуры им. А.С. Знаменского, Сургутском музыкальном колледже. Она включала четыре этапа: подготовительный, начальный, основной, итоговый.

Целью подготовительного этапа реализации методики развития творческой самореализации студентов колледжа культуры в музыкально-композиционной деятельности было формирование у студентов представлений о выразительных средствах музыки, знаний и умений в области композиции, самопознание и самооценка своих возможностей в осуществлении музыкально-композиционной деятельности. На мелкогрупповых занятиях в процессе реализации метода наблюдения за музыкой, исследовательского метода, приема объяснения собственных действий студенты получали представления о выразительных возможностях элементов музыкального языка, овладевали знаниями по теории композиции, знакомились с композиционными приемами композиторов. Создавались условия для познания студентами своих творческих возможностей в музыкально-композиционной деятельности. В парах, используя прием ритмического развития, они создавали ритмические импровизации на фольклорные образцы («Танец шамана», «Якутский напев»). Используя приемы мелодического развития, студенты импровизировали на заданный художественный образ («Гармошка», «Старинная фотография»). Реализация данного задания предполагала дифференцированное воздействие педагога на студентов при учете их индивидуальных особенностей, что проявлялось в выборе пар (подходящих друг другу студентов по темпераменту, музыкально-исполнительской подготовке), выборе фрагментов для импровизаций (по уровню технической сложности, музыкально-образному строю). В процессе реализации приемов рефлексии и обратной связи осуществлялись анализ, самооценка студентами первых результатов данной деятельности.

Целью начального этапа реализации методики развития творческой самореализации студентов колледжа культуры в музыкально-композиционной деятельности было развитие у студентов мотивации к саморазвитию в музыкально-композиционной деятельности, формирование умений и навыков импровизации. На мелкогрупповых занятиях в ходе реализации метода авторской интроспекции и приема объяснения собственных действий у студентов формировались умения и навыки импровизации. Это осуществлялось через воспроизведение ими моделей – интервальных, аккордовых, мелодических (паттернов), ладовых, метроритмических, формообразующих – и дальнейшее развитие первоначального материала через создание композиционных конструктов, что развивало их интерес к данной творческой деятельности. Студенты создавали в парах музыкальные импровизации на художественные образы из классической японской поэзии, прелюдировали на гармонические последовательности и фактурные конструкты в соответствии с образным содержанием поэтических строк пейзажной лирики поэтов Серебряного века. В ходе реализации методов мозгового штурма и эскизной работы при осмыслении образно-художественного содержания будущего музыкального текста студенты вырабатывали композиционные конструкты и осуществляли слуховой отбор из них – потенциальных к развитию до относительно самостоятельных тематических элементов, подлежащих сочетанию между собой. Создаваемые композиционные конструкты служили подготовительным материалом для дальнейших импровизаций и для создания будущих авторских сочинений. Создание конструктов позволило студентам ощутить радость самого процесса творчества. Проводился музыкальный лекторий на темы «Изображение природы в музыке», «Музыкально-символические образы», «Приемы стилизации И. Стравинского в балете «Поцелуй феи» на темы П. Чайковского», что позволило студентам проявлять творческую активность, рассуждать, осознать значение саморазвития в музыкально-композиционной деятельности для своей будущей профессиональной деятельности.

Целью основного этапа реализации методики развития творческой самореализации студентов колледжа культуры в музыкально-композиционной деятельности было развитие креативности студентов, формирование умений и навыков сочинения музыки. На мелкогрупповых и индивидуальных занятиях в процессе реализации метода мозгового штурма, применяемого для индивидуально-группового поиска решения музыкально-композиционной задачи, студентами создавались обработки отдельных куплетов и отыгрыши народных песен («У колодца воду черпала», «По морю, морю»), инструментальные вариации на классико-романтические темы («Менуэт» Й. Гайдна, «Неаполитанская тарантелла» Дж. Россини), с использованием композиционного приема комбинирования и метода трансформации. Применение ассоциативного метода способствовало развитию глубины и многомерности художественно-образного мышления студентов, их выходу за рамки своих возможностей. При реализации метода авторской интроспекции уделялось внимание уточнению мелодических, гармонических и др. особенностей оригинальных тем для раскрытия их выразительного смысла и значения в создании музыкально-художественных образов. Студенты сочиняли миниатюры на определенный образ при отсутствии заданной жанрово-стилевой схемы. Они сами создавали композиционные конструкты для выстраивания тематизма будущего сочинения, что способствовало раскрепощению их творческой фантазии, развитию ассоциативного мышления и навыка «переключения» жизненных впечатлений в область музыкального выражения (применялся прием переключения).

Целью итогового этапа реализации методики развития творческой самореализации студентов колледжа культуры в музыкально-композиционной деятельности было самоутверждение обучающихся, презентация созданных художественных продуктов и самооценка результатов музыкально-композиционной деятельности. На мелкогрупповых и индивидуальных занятиях созданные студентами куплеты и отыгрыши обработанных народных песен, инструментальные вариации объединялись в целостные формообразующие конструкции – музыкальные формы с целью коллективного создания обработок народных песен, вариационных циклов (использовался метод мозгового штурма). Сочинение миниатюр на определенный образ служило первичному выделению каждым студентом себя в образе «Я» и вело к личностному самоутверждению. Сочинения студентов были представлены в рамках концертных программ: проект «Играем вместе» (вечера инструментальных дуэтов), лекторий «Музыкальный пейзаж» и др., и конкурсов: Межрегиональный конкурс композиторов «Карусель мелодий» (2017 г., г. Ханты-Мансийск), Межрегиональный конкурс композиторов и музыкантов-исполнителей «Вдохновение» (2017 г., г. Орск), Международный конкурс художественного творчества «Классика и современность» (2020 г., Россия – Беларусь), Международный конкурс композиторов «Карусель мелодий» (2020 г., Россия – Испания) и др. Все это позволило получить студентам общественное признание со стороны других «здесь и теперь» (выражение И.Д. Егорычевой [10, с. 38]). Реализация метода портфолио осуществлялась в несколько этапов (планирование, отбор нотных текстов сочинений, визуальных образов и литературных текстов, ассоциирующихся у студентов с художественным содержанием собственных музыкальных сочинений, фотографий и текстовых отчетов; готовые сочинения разучивались, исполнялись, затем записывались и включались в собрание творческих достижений студентов, проводилась презентация портфолио в рамках проектов «Мастерская новой музыки», «Музыкальная гостиная»). Данные проекты способствовали осуществлению самооценки и самоутверждению студентов. Осмысление достигнутых творческих результатов осуществлялось в процессе реализации приема рефлексии.

Поскольку применение музыкально-компьютерных технологий позволяет оптимизировать и интенсифицировать творческий процесс по созданию музыкальных текстов и представлению их в завершенном виде [33, с. 257], то на всех этапах реализации методики студентами применялись компьютерные программы: нотного редактирования (Sibelius) для набора текстов музыкальных сочинений; создания презентации (Power Point) для создания портфолио творческих достижений; видео-редактирования/монтажа (Windows Movie Maker, Sony Vegas) для создания видеороликов с применением музыки студентов и ассоциируемых с ней графических изображений; аудиозаписи, аудио-редактирования/монтажа (WaveLab) для звукозаписи сочинений, кратких аудиопримеров из анализируемых музыкальных произведений при разрезании записей на фрагменты. Техническими средствами для создания звукозаписи музыкальных сочинений явились: компьютер; акустическая система (Microlab Solo-5); совместимая с компьютером внешняя звуковая карта (ESI U46DJ) для записи чистого звука с линейного (стерео) и микрофонного (моно) входов; динамический микрофон (Shure SM58) для записи вокальных партий сочинений; цифровое фортепиано (Casio Privia PX-760BK) для записи партий сопровождения, фортепианных сочинений в процессе их исполнения; клавишная рабочая станция (Korg PA-50) для озвучивания инструментальных партий синтезированными тембрами.

Средствами музыкально-композиционной деятельности студентов колледжей выступали композиционные (мелодические, ладовые, гармонические, фактурные, метроритмические) конструкты, являющиеся первоначальными музыкально-тематическими построениями, производимыми студентами посредством согласования первичных единиц музыкального выражения (звуков, интервалов, длительностей и др.), содержащие идею для создания завершенного, относительно самостоятельного элемента тематизма музыкального текста (мелодии, гармонии и др.). Отметим, что процесс развития творческой самореализации у студентов колледжей культуры и искусств в музыкально-композиционной деятельности представляет собой поэтапный переход от самопознания и самооценки студентами своих возможностей в осуществлении данной деятельности, через формирование у них умений и навыков музыкальной импровизации, сочинения музыки, развития мотивации к саморазвитию, развития креативности, к самоутверждению студентов и самооценке результатов музыкально-композиционной деятельности.

Применяемая с 2014 г. по настоящее время в Сургутском колледже русской культуры им. А.С. Знаменского, Сургутском музыкальном колледже в процессе обучения музыкально-теоретическим дисциплинам методика развития творческой самореализации студентов средствами музыкально-композиционной деятельности показала свою результативность. Студенты стали успешно реализовывать себя как в музыкально-композиционной, так и в конкурсной, концертно-исполнительской, проектной видах деятельности и стали проявлять готовность организовать собственную практическую деятельность при самостоятельном выборе путей ее осуществления. В рамках музыкальных лекториев, различных концертных программ стали выступать с исполнением собственных музыкальных сочинений; разучивая обязательный учебно-исполнительский репертуар, стали импровизировать на музыкальные темы и создавать вариации, проявляя устойчивый интерес к знакомству с композиторской техникой профессиональных авторов через просмотр текстов и аудио-, видеозаписей их сочинений. Студенты стали руководствоваться внутренними и внешними мотивами личностного развития, самосовершенствования и саморазвития, проявлять активность в овладении музыкально-композиционной деятельностью, получать от нее удовлетворение, поскольку она помогала успешнее осваивать другие учебные музыкальные дисциплины, и осознавать, что она может пригодиться им в их будущей профессиональной деятельности.

×

About the authors

Denis N. Pavlov

Surgut College of Russian Culture A.S. Znamensky

Author for correspondence.
Email: Pavlov-DNS@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7230-3324

PhD

Russian Federation, Surgut

References

  1. Abul'khanova-Slavskaya, K. A. (1991). Strategiya zhizni. Moscow. (in Russ.).
  2. Apasov, A. A. (2015). Muzykal'no-komp'yuternye tekhnologii kak osnova priobshcheniya studentov pedagogicheskogo vuza k kompozitsii i aranzhirovke: Dis. … kand. ped. nauk. Moscow. (in Russ.).
  3. Apasov, A. A. (2014). Printsipy priobshcheniya studentov pedagogicheskogo vuza k komp'yuternoi kompozitsii i aranzhirovke muzyki. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, (3). 184-184. (in Russ.).
  4. Bailuk, V. V. (2013). Chelovekoznanie. Dukhovnaya samorealizatsiya lichnosti: zakony uspekha. Ekaterinburg. (in Russ.).
  5. Borisova, A. A. (2007). Razvitie tvorcheskoi samorealizatsii studentov v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh kul'tury i iskusstv: Dis. ... kand. ped. nauk. Moscow. (in Russ.).
  6. Buraya, L. V. (2002). Tvorcheskaya samorealizatsiya shkol'nika v sisteme integrirovannykh urokov iskusstva: Dis. ... kand. ped. nauk. Belgorod. (in Russ.).
  7. Vasil'ev, M. A. (2010). Pedagogicheskie usloviya tvorcheskoi samorealizatsii lichnosti v dopolnitel'nom muzykal'nom obrazovanii: Dis. ... kand. ped. nauk. St. Petersburg. (in Russ.).
  8. Goryacheva, E. I. (1995). Kontseptsiya samorealizatsii kak osnova gumanisticheskoi pedagogiki // Gumanizatsiya vospitaniya v sovremennykh usloviyakh. Moscow. (in Russ.).
  9. Evlakhov, O. A. (1963). Problemy vospitaniya kompozitora. Leningrad. (in Russ.).
  10. Egorycheva, I. D. (2012). Genezis samorealizatsii kak osobogo tipa deyatel'nosti i rol' podrostkovogo vozrasta v ee razvitii: Avtoref. dis. …d-ra psikhol. nauk. (in Russ.).
  11. Zobov, R. A. (2002). Samorealizatsiya i tvorchestvo. Filosofiya o predmete i sub"ekte nauchnogo poznaniya St. Petersburg. 61–78. (in Russ.).
  12. Iofis, B. R. (2006). Formirovanie umenii improvizatsii i sochineniya muzyki u budushchikh uchitelei v protsesse professional'noi vuzovskoi podgotovki: Avtoref. dis. …kand. ped. nauk. Moscow. (in Russ.).
  13. Kashina, N. I., Pavlov, D. N., & Li, Kh. (2019). Muzykal'no-komp'yuternye tekhnologii v muzykal'no-kompozitsionnoi deyatel'nosti studentov kolledzhei i vuzov Rossii i Kitaya. Muzykal'noe i khudozhestvennoe obrazovanie v sovremennom evraziiskom kul'turnom prostranstve, 16-23. (in Russ.).
  14. Kobekin, V. A. (2004). Programma po distsipline “Osnovy melodiki” dlya spetsial'nosti 051200 “Kompozitsiya” po tsiklu muzykal'no-teoreticheskikh distsiplin. Ekaterinburg. (in Russ.).
  15. Kogan, L. N. (1983). Samorealizatsiya lichnosti kak sotsial'nyi protsess. In Sotsial'no-kul'turnye predposylki samorealizatsii lichnosti v sotsialisticheskom obshchestve: Sb. st.. Sverdlovsk, 3-33. (in Russ.).
  16. Korostyleva, L. A. (2005). Psikhologiya samorealizatsii lichnosti: zatrudneniya v professional'noi sfere. St. Petersburg. (in Russ.).
  17. Korostyleva, L. A. (2001). Samorealizatsiya. Osnovnye sfery zhiznedeyatel'nosti: Dis. … d-ra psikhol. nauk. St. Petersburg. (in Russ.).
  18. Maslou, A. G. (1997). Dal'nie predely chelovecheskoi psikhiki. St. Petersburg. (in Russ.).
  19. Melik-Pashaev, A. A. (1982). Chto takoe khudozhestvennye sposobnosti? Sem'ya i shkola, (10). 39-42. (in Russ.).
  20. Messner, E. I. (1968). Osnovy kompozitsii. Moscow. (in Russ.).
  21. Murov, A. F. (1989). Prakticheskie sovety nachinayushchim kompozitoram. Novosibirsk. (in Russ.).
  22. Mukha, A. I. (1979). Protsess kompozitorskogo tvorchestva (Problemy i puti issledovaniya). Kiev. (in Russ.).
  23. Nemenskii B. M. (1987). Mudrost' krasoty: o problemakh esteticheskogo vospitaniya. Moscow. (in Russ.).
  24. Pavlov, D. N., & Kashina, N. I. (2019). Muzykal'no-kompozitsionnaya deyatel'nost' kak sredstvo razvitiya tvorcheskoi samorealizatsii studentov kolledzha kul'tury v muzykal'no-kompozitsionnoi deyatel'nosti. Ekaterinburg. (in Russ.).
  25. Rubinshtein, S. L. (2012). Osnovy obshchei psikhologii. St. Petersburg. (in Russ.).
  26. Sergienko, P. G. (2013). Metodika razvitiya kreativnosti u budushchikh kompozitorov v protsesse obucheniya v muzykal'nom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, (3(40)). 161–164.
  27. Tagil'tseva, N. G. (2011). Razvitie tvorcheskoi aktivnosti detei i yunoshestva: detskii sad, shkola, vuz. Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii, (6). 3–7.
  28. Tagil'tseva, N. G. (2016). Khudozhestvennoe obshchenie v formirovanii kommunikativnykh navykov mladshikh shkol'nikov. Munitsipal'noe obrazovanie: innovatsii i eksperiment, (1). 17–20.
  29. Tratsevskaya E. Yu. (2009). Tvorcheskaya samorealizatsiya uchashchikhsya v sisteme nepreryvnogo khudozhestvennogo vospitaniya (shkola – kolledzh): Avtoref. dis. …kand. ped. nauk. Moscow. (in Russ.).
  30. Fromm E. (1992). Dusha cheloveka. Moscow. (in Russ.).
  31. Shelyakina, S.V. (2011). Samorealizatsiya mladshikh shkol'nikov v khudozhestvenno-tvorcheskoi deyatel'nosti: Dis. ...kand. ped. nauk. Elets. (in Russ.).
  32. Kashina, N. I., Pavlov, D. H., & Khaimin, L. (2020, May). Music-Digital Technologies as a Means of Developing Creative Independence of Students of Colleges and Higher Schools in China and Russia. In International Scientific Conference “Digitalization of Education: History, Trends and Prospects” (DETP 2020) (pp. 27-31). Atlantis Press. https://dx.doi.org/10.2991/assehr.k.200509.006

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies