Педагогическое моделирование как конструкт теоретизации и научного поиска

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается возможность использования педагогического моделирования в системе непрерывного образования и профессионально-педагогических отношений. Приведены особенности постановки и решения задач повышения качества формирования потребностей и возможностей использования педагогического моделирования в системе непрерывного образования и профессионально-педагогических отношений на ступенях СПО, ВО, ДПО. Уточнены понятия «педагогическое моделирование», «теоретизация», «функции использования педагогического моделирования», «модели повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования», «принципы повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования», «технология повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования», «педагогические условия повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования». Выделены функции использования педагогического моделирования, модели повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования, принципы повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования, педагогические условия повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования. Представлены статистические результаты анализа качества использования педагогического моделирования в системе СПО, ВО, ДПО.

Полный текст

Возможность использования педагогического моделирования в системе непрерывного образования и профессионально-педагогической деятельности определяется уровнем востребованности нового научного знания в педагогике как науке, его принятия в различных антропологически обусловленных системах и повышения с его использованием качества решения задач выполняемой деятельности.

Выделим особенности постановки и решения задач повышения качества формирования потребностей и возможности использования педагогического моделирования в системе непрерывного образования и профессионально-педагогических отношений на ступенях СПО, ВО, ДПО, определив приведенные ниже работы и модели в качестве конструктов самоорганизации качества использования научного знания в педагогике:

– теоретизация и методологические возможности решения задач разработки тренажеров для сварки [12] определяются в контексте классического линейного и нелинейного педагогического моделирования; задачи продуктивного выбора основ и технологий продуктивной деятельности личности определяются через выбор педагогических условий разработки и использования тренажеров для сварки в системе высшего и среднего профессионального образования;

– системность идей научного познания и использования возможностей педагогического моделирования раскрывает идею и модель единства обучения и воспитания личности [1] через конкретно-исторические и деятельностно-практические основы детерминации возможностей научного поиска и научно-педагогической деятельности в системе современного образования;

– электронные образовательные ресурсы определяются в задачах теоретизации как важный элемент обеспечения качественной подготовки будущих специалистов среднего звена [2], данный процесс рассматривается через призму использования основ классического педагогического моделирования и научной теоретизации;

– образовательные модели, проекты и программы в контексте конструктивно-технической функции дидактики [3] являются уникальным примером повышения качества решения задач педагогического моделирования и научной теоретизации;

– научное обоснование возможности формирования культуры самостоятельной работы личности в модели непрерывного образования [4] определяет системное понимание важности использования педагогического моделирования в развитии личности; формирование основ самоорганизации качества деятельности регламентируется в контексте владения методом педагогического моделирования; научное познание и научная теоретизация являются механизмами объективизации возможностей использования педагогического моделирования и педагогического эксперимента в профессиональной подготовке педагогов в системе непрерывного образования;

– теоретизация в дидактическом и научно-педагогическом знании [5] раскрывает основы практико-ориентированного использования педагогического моделирования в работе учителя и научно-педагогического работника; системность идей связи дидактического и научно-педагогического знания определяет технологизацию педагогических процессов, раскрывает нюансы и результаты решения задач с использованием теоретизации как метода и продукта современной педагогики;

– теории и технологии формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования [6] могут быть полезны в изучении и использовании в качестве примера единства теории и практики педагогического моделирования, в решении задач продуктивного становления педагога и обучающегося в системе непрерывного образования;

– педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника [7] раскрывает необходимые для продуктивной деятельности педагога модели, функции, принципы и педагогические условия оптимизации качества решения задач развития личности в системе непрерывного образования;

– теоретизация в педагогической науке [8] рассматривается как механизм повышения эффективности и качества профессиональной деятельности педагога; педагогическое моделирование является одним из условий продуктивной научной теоретизации в деятельности педагога и функционировании системы непрерывного образования;

– методология педагогики в контексте современного научного знания [9] регламентированно раскрывает основы и возможности педагогического моделирования в качественном решении задач создания новых средств и средств дидактического выбора оптимальных возможностей развития личности;

– инновационные образовательные практики в дидактическом аспекте теоретизации [10] определяют перспективы продуктивного решения задач развития личности и социально ориентированного выбора основ профессионально-педагогической деятельности в целостном уточнении качества достижений и возможностей современного образования;

– проблема повышения качества образовательных достижений студентов факультетов физической культуры [11] поможет определить основы и проблемы выбора оптимальной модели использования педагогического моделирования и научной теоретизации в регламентации качества деятельности и способности к рефлексии.

Уточним понятия «педагогическое моделирование», «теоретизация», «функции использования педагогического моделирования», «модели повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования», «принципы повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования», «технология повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования», «педагогические условия повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования».

Педагогическое моделирование – полисистемное понятие, основы которого могут быть определены через различные составляющие научной теоретизации и научного поиска, в системе раскрывающие возможность создания нового знания и новых средств профессионально-педагогической деятельности.

Теоретизация – полисистемное понятие, виды которого могут определяться через дидактические и подлинно научные основы реализации идей создания и использования нового в научном поиске и трансформации получаемых результатов решения задач деятельности личности.

Функции использования педагогического моделирования – основные реализуемые направления использования педагогического моделирования, раскрывающие качество и состоятельность идей научного поиска и научно-педагогической деятельности через педагогическое моделирование. К ним относятся:

– функция активизации внимания на проблемах развития личности и продуктивном решении задач создания, коррекции качества и использовании научно-педагогического знания в системе непрерывного образования;

– функция наукосообразности и системности в поиске оптимальных решений задач детерминации и уточнения основ педагогически целесообразных решений и организуемых педагогических процессов;

– функция доступности непрерывного образования в реализации идей гуманизма, здоровьесбережения, продуктивности, креативности и прочих необходимых ценностей в системе социально-образовательных и профессионально-трудовых отношений;

– функция синергетической коррекции и гуманистической корректности решения задач развития личности в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений;

– функция процессуальной, системной, технологической, функциональной и унифицированной оценки качества решения задач развития личности в избранном направлении деятельности в системе непрерывного образования;

– функция мотивации и контроля качества усвоения норм, ценностей, эталонов культуры, деятельности, общения и пр.;

– функция пролонгации основ и возможностей использования педагогической поддержки, педагогической фасилитации и научного донорства в успешном решении задач развития личности и продуктивном решении задач социализации, адаптации, просвещения, самоактуализации, самоутверждения, самореализации в социальном, профессиональном, образовательном ракурсах теоретизации успешности и конкурентоспособности личности;

– функция целостности и надежности в определении и уточнении составляющих развития личности «хочу, могу, надо, есть» через образование, науку, искусство, культуру, спорт;

– функция объективности и достоверности, прочности и точности, ясности и наглядности определяемых и решаемых задач развития личности;

– функция конкретизации и обновления всех составляющих в теоретизируемых и реализуемых педагогических процессах;

– функция завершенности и воспроизводимости принимаемых решений в доминирующих и недоминирующих системах и приоритетах ценностей культуры и развития личности;

– функция гибкого управления возможностями развития личности через специально разрабатываемые ресурсы и продукты научно-педагогической деятельности.

Модели повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования – идеальные положения, раскрывающие основы и составляющие процесса повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования. К ним относятся:

– адаптивная модель (вид модели, регламентирующий основы использования адаптивного знания для достижения максимальных результатов в управлении и коррекции процесса повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования);

– игровая модель (разновидность реализуемых основ повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования, позволяющих через конструкты и технологии игры и игрового обучения достичь теоретизируемого максимума (максимальных результатов) в управлении качеством развития личности и использовании задач теоретизации и педагогического моделирования);

– системно-деятельностная модель (модель, детализирующая основы и возможности системного уточнения качества реализуемой педагогом деятельности при акцентировании возможностей и составляющих процесса повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования на системности идей научного познания и решения противоречий и задач деятельности);

– уровневая модель (процесс повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования определяется через уровневую модель, возможности которой регламентируются общими идеями теории научного познания, частно-предметными основами научной теоретизации, частно-специальными нюансами коррекции качества решения задач развития личности и системы непрерывного образования);

– конструктивно-деятельностная модель (модель, регламентирующая успешное уточнение конструктивных и деятельностных составляющих развития личности, возможностей управления качеством использования теоретизации и педагогического моделирования);

– адаптивно-продуктивная модель (модель, в основе содержащая механизмы, конструкты и технологии повышения качества решения задач теоретизации и педагогического моделирования через уровневое уточнение основ перехода от адаптивного познания и самовыражения к продуктивному);

– репродуктивно-продуктивная модель (вид модели, определяющий процесс повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования через конструкты уровневого решения задач репродуктивно-продуктивного развития личности);

– креативно-продуктивная модель (вид модели, определяющий процесс повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования через конструкты уровневого решения задач креативно-продуктивного развития личности);

– синергетическая модель (модель, определяющая возможность самоорганизации и управления качеством достижений личности и общества через системную регламентацию, контроль и коррекцию процесса повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования);

– унифицированная модель (модель, в основе которой определены элементы и продукты унификации уточнения процесса повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования);

– гносеолого-герменевтическая модель (модель, регламентирующая составляющие качества реализации основ гносеолого-герменевтического решения задач уточнения и оптимизации процесса повышения уровня продуктивности и успешности личности в использовании теоретизации и педагогического моделирования);

– процессуальная модель (модель, определяющая составляющие процесса повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования основой теоретизируемых и реализуемых составляющих научно-педагогической деятельности);

– функциональная модель (модель, определяющая составляющие функций в системе и контекстной зависимости процесса повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования основой теоретизируемых и реализуемых составляющих научно-педагогической деятельности);

– технологическая модель (модель, определяющая составляющие педагогической технологии в системе и контекстной зависимости процесса повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования основой теоретизируемых и реализуемых составляющих научно-педагогической деятельности);

– тактическая модель (модель, в которой регламентированы основы повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования через использование тактических основ уточнения и решения детерминируемых возможностей научного и научно-педагогического поиска);

– стратегическая модель (модель, в которой регламентированы основы повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования через использование стратегических приемов и основ уточнения и решения детерминируемых возможностей научного и научно-педагогического поиска);

– инновационная модель (в основе процесса повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования лежат педагогические инновации).

Принципы повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования – основные положения, регламентирующие и управляющие качеством формирования смыслов, ценностей и приоритетов развития личности, особенности которого корректируются в системе составляющих процесса повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования. К ним относятся:

– принцип наукосообразности;

– принцип интеграции педагогической науки, образования, культуры, искусства и спорта в управлении процессом повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования;

– принцип обоснования, регламентации и использования традиционных основ реализации идей научного познания и педагогически обусловленных способов решения задач (последовательности, системности, наглядности, культуросообразности, природосообразности, прочности, разнообразия форм, методов, средств и пр.);

– принцип многомерности сравнения и сопоставления инновационно-педагогических основ уточнения процесса повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования;

– принцип объективации, мониторинга и коррекции;

– принцип уникальности, вариативности и конкурентоспособности решения задач;

– принцип инновационного обновления составляющих процесса повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования.

Технология повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования – совокупность средств и методов повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования, определяющих результативность деятельности и осуществляющих контроль через целеполагание, особенности которого регламентированы в иерархии вариативных и основных моделей повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования.

Педагогические условия повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования – совокупность словесно-логических моделей, определяющих возможность повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования. К ним относятся:

– наукосообразность;

– системная интеграция образования, науки, искусства, культуры, спорта в теоретизации и объективации основ успешного решения задач развития личности;

– возрастосообразность реализации идей развития личности в уточнении составляющих повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования;

– использование педагогической поддержки, педагогической фасилитации и научного донорства в успешном решении задач развития личности;

– формирование и развитие культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования;

– учет нормального распределения способностей и здоровья в разработке составляющих и целостного программно-педагогического сопровождения повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования;

– разработка и использование новых технологий решения проблем повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования;

– использование технологий мониторинга и коррекции возможностей повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования.

Продуктами педагогического моделирования в системе СПО, ВО, ДПО определяются все составляющие возрастосообразной деятельности обучающихся, данная практика опирается на выделяемые перспективы регламентации качества и направленности использования ФГОС, профессиональных стандартов, трудовых функций, трудовых действий и пр.

Были определены качественные отслеживаемые результаты обучающихся, справившихся с повышением качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования (с 2000 по 2020 гг.), следующих учебных заведений:

– Колледж современных технологий им. Героя Советского Союза М.Ф. Панова, г. Москва; Кузнецкий техникум сервиса и дизайна им. В.А. Волкова, г. Новокузнецк; Училище олимпийского резерва Кузбасса, Новокузнецк; Новокузнецкий педагогический колледж, Новокузнецк и пр. (СПО, более 5000 чел.);

– Новокузнецкий государственный педагогический институт, г. Новокузнецк (до 2003 г.); Кузбасская государственная педагогическая академия, г. Новокузнецк (до 2014 г.); Кемеровский государственный университет, Новокузнецкий филиал-институт, г. Новокузнецк; Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк; Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева (Самарский университет), г. Самара и пр. (ВО, более 15 000 чел.);

– Новокузнецкий институт повышения квалификации, г. Новокузнецк; Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк и пр. (ДПО, более 5000 чел.).

×

Об авторах

Ольга Анатольевна Козырева

Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва; Сибирский государственный индустриальный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: kozireva-oa@yandex.ru

канд. пед. наук

Россия, Новокузнецк

Список литературы

  1. Вербицкий А.А. Проблема единства обучения и воспитания // Профессиональное образование. Столица. 2017. №10. С. 2–7.
  2. Ибрагимова Л.А., Скобелева И.Е. Электронные образовательные ресурсы как важный элемент обеспечения качественной подготовки будущих специалистов среднего звена // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. №3. С. 16-20.
  3. Кларин М.В., Осмоловская И.М. Образовательные модели, проекты и программы в контексте конструктивно-технической функции дидактики // Педагогический журнал Башкортостана. 2015. №6(61). С. 94–100.
  4. Козырева О.А. Научное обоснование возможности формирования культуры самостоятельной работы личности в модели непрерывного образования // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 28. №4. С. 437–453.
  5. Козырева О.А. Теоретизация в дидактическом и научно-педагогическом знании // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. №4(25). С. 5. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-4-5
  6. Козырева О.А. Теории и технологии формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2018. №4. С. 51–56. https://doi.org/10.29025/1994-7720-2018-4-51-56
  7. Козырева О.А. Педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. №2. С. 1. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-1
  8. Коновалов С.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Теоретизация в педагогической науке: общенаучный и общепрофессиональный аспекты // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2018. №4(45). С. 376–385. https://doi.org/10.25683/VOLBI.2018.45.409
  9. Осмоловская И. М. Методология педагогики в контексте современного научного знания // Проблемы современного образования. 2016. №5. С. 149–158.
  10. Осмоловская И.М. Инновационные образовательные практики: дидактический аспект // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2017. №3(47). С. 37–46.
  11. Шукшина Т.И., Замкин П.В., Мирошкин В.В. Проблема повышения качества образовательных достижений студентов факультетов физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2016. №8. С. 11–13.
  12. Kozyreva O.А., Kozyrev N.А., Gutak O.Ya. Models and Ways Of Developing Self-Study Culture of College Students // Mechanics, Materials Science & Engineering. 2018. Vol. 17. http://seo4u.link/10.2412/mmse.34.90.847

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах