Разработка цифровой среды психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся колледжа

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современных реалиях профессиональное самоопределение становится все более актуальной проблемой, так как обществу необходим молодой активный специалист готовый работать в условиях высокотехнологического производства. При этом эффективная система профессионального самоопределения позволит молодежи получать удовольствие от профессиональной деятельности и иметь широкие возможности для самореализации. Цель исследования – теоретическое обоснование и описание опыта реализации цифровой среды психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся колледжа. Цифровая среда позволяет реализовать новый подход к реализации образовательного процесса, позволит обучающимся колледжа самостоятельно определять собственную образовательную и профессиональную траекторию, замотивировать их на личное и профессиональное саморазвитие и самоопределение. В рамках реализации инновационного проекта «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения обучающихся во взаимодействии с семьей» была разработана и проходит апробацию модель «Цифровая среда психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся». Цифровая среда психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся разработана для всех субъектов образовательного процесса колледжа. Разработанная цифровая среда обеспечивает реализацию открытого коммуникативного пространства для обучающихся, родителей, преподавателей, социальных партнеров и работодателей, что способствует организации и реализации целенаправленной работы по профессиональному самоопределению обучающихся на базе Магнитогорского педагогического колледжа. Разработанная цифровая среда позволяет детерминировать активность обучающихся в работе по их профессиональному самоопределению за счет применения таких цифровых инструментов как видео и аудио материалы, цифровые тренажеры, интерактивные задания, веб-квесты и т. д.

Полный текст

В современных реалиях профессиональное самоопределение становится все более актуальной проблемой, так как обществу необходим молодой активный специалист готовый работать в условиях высокотехнологического производства. При этом эффективная система профессионального самоопределения позволит молодежи получать удовольствие от профессиональной деятельности и иметь широкие возможности для самореализации [11]. Тенденции, связанные с социальными, экономическими и политическими трансформациями в обществе привели к проблемам в личностной и профессиональной социализации молодежи, что в свою очередь оказало негативное влияние на их профессиональную социализацию [10]. Профессиональное самоопределение является одним из важнейших жизненных решений, при этом период ранней юности в рамках данного процесса является наименее изученным [3; 6].

Цель исследования – теоретическое обоснование и описание опыта реализации цифровой среды психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся колледжа.

Задачи исследования:

  1. Теоретический анализ современного состояния проблемы профессионального самоопределения обучающихся колледжа.
  2. Рассмотрение возможностей цифровой среды для психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся колледжа.
  3. Описание опыта реализации цифровой среды психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся колледжа.

В рамках данного исследования под термином «профессиональное самоопределение обучающихся колледжа» будем понимать целенаправленный, осознанный и добровольный выбор профессии, построение и реализацию профессиональных перспектив, на основе собственного личностного и профессионального потенциала и профессионального сознания [1; 7]. Профессиональное самосознание подразумевает: 1) осознание своих сильных и слабых личностных и профессиональных возможностей; 2) понимание требований различных профессий, представление о перспективных направлениях профессиональной деятельности; 3) осознанный образ собственного будущего; 4) представление о собственной профессиональной направленности [1; 7]. Исходя из вышесказанного, работа по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения должна быть направлена на формирование этих качеств личности обучающихся колледжа. Так как управление процессом профессионального самоопределения должна быть выстроена с учетом «индивидуальных особенностей и динамической функциональной структуры личности обучающегося» [1, с. 118]. Элементами профессионального самоопределения являются: 1) осознание себя в системе профессиональных отношений и видов профессии; 2) поиск наиболее эффективных путей для достижения намеченных целей самоопределения через систему профессиональной подготовки; 3) диагностика и уточнение собственных профессиональных интересов, целенаправленная работа по получению необходимых знаний и умений; 4) целеполагание и планирование собственного профессионального пути; 5) формирование профессиональной идентичности, осознание себя как члена профессионального сообщества [3; 4].

При этом Указ президента РФ от 21.07.2020 г. «Указ о национальных целях развития России до 2030 года» [14] основной задачей развития образования ставит создание современной цифровой образовательной среды, направленной на повышения доступности и качества образования. Опора на данный документ и современные тенденции цифровизации и конвергенции образования делают разработку цифровой среды психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся колледжа актуальной и значимой проблемой. Применение цифровых ресурсов, автоматизированных систем управления и машинное обучение делают процесс профессионального самоопределения обучающихся более эффективным [2]. В рамках данного исследования под термином «цифровая образовательная среда» понимается «открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса» [12, с. 85].

На основе анализа научной литературы [5; 8; 9; 12; 13] мы выяснили значение цифровой среды психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся колледжа:

  • данная среда позволяет реализовать новый подход к реализации образовательного процесса, позволит обучающимся колледжа самостоятельно определять собственную образовательную и профессиональную траекторию, замотивировать их на личное и профессиональное саморазвитие и самоопределение;
  • цифровая среда позволяет детерминировать активность обучающихся за счет применения таких цифровых инструментов как видео и аудио материалы, цифровые тренажеры, интерактивные задания, веб-квесты и др.;
  • цифровая среда способствует организации виртуальную коммуникации всех субъектов процесса профессионального самоопределения: обучающихся, педагогов, работодателей и представителей других организаций;
  • разрабатываемая среда профессионального самоопределения позволяет непрерывно анализировать потребности и способности обучающихся колледжа, предлагать сценарий их дальнейшего профессионального самоопределения, за счет бесконечной цепочки курсов, квестов, тренажеров и профессиональных проб;
  • цифровая среда дает возможность смоделировать жизненные и профессиональные ситуации, реализовать ролевые и деловые игры, организовать онлайн встречи с преподавателями;
  • цифровая среда имеет большое значение в качестве инновационного пространства для формирования профессиональной идентичности, за счет возможностей виртуального общения с представителями различных профессий, интерактивных экскурсий на предприятия, возможностей прохождения цифровых проб.

В рамках реализации инновационного проекта «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения обучающихся во взаимодействии с семьей» была разработана и проходит апробацию модель «Цифровая среда психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся». Схема реализации данной модели представлена на рисунке 1.

 

Рис. 1. Схема реализации данной модели «Цифровая среда психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся»

 

Цифровая среда психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся разработана для всех субъектов образовательного процесса колледжа. Интерактивные компьютерные кабинеты необходимы для первичной диагностики профессиональных интересов обучающихся и студентов. Чат-бот по первичному сбору информации позволяет обучающимся, студентам и их родителям получить информацию о возможностях прохождения профессиональных и социальных проб на базе колледжа или предприятий – социальных партнеров. Интерактивные мастерские, представленные в рамках цифровой среды, позволили обучающимся сформировать первичные профессиональные навыки, отработать различные профессиональные задачи.

Разработанная цифровая среда обеспечивает реализацию открытого коммуникативного пространства для обучающихся, родителей, преподавателей, социальных партнеров и работодателей, что способствует организации и реализации целенаправленной работы по профессиональному самоопределению обучающихся на базе Магнитогорского педагогического колледжа. Электронная библиотечная система помогает педагогам найти необходимый материал для проведения профориентационной работы.

 

Рис. 2. План реализации «Цифровой среды психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся»

 

Разработка и реализация цифровой среды психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся происходила в течении 2024 года. На первом этапе был проведен анализ потребностей всех субъектов реализации цифровой среды, определен функционал сотрудников, принимавших участие в разработке, был произведен выбор платформы, на котором данная среда будет реализована. Второй этап связан с разработкой и тестированием цифровой среды, ее внедрением в образовательный процесс, апробацией пользователями, интеграцией в цифровую образовательную среду колледжа. Третий этап реализации цифровой среды связан с настройкой конфиденциальности и безопасности данных, анализом полученной обратной связи, постоянным развитием и обновлением ее содержания.

Таким образом, разработка и реализация цифровой среды способствует вовлечению всех субъектов образовательного процесса колледжа в процесс психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Разработанная цифровая среда позволяет детерминировать активность обучающихся в работе по их профессиональному самоопределению за счет применения таких цифровых инструментов как видео и аудио материалы, цифровые тренажеры, интерактивные задания, веб-квесты и т. д. Реализация цифровой среды в колледже позволила вовлечь в работу по профессиональному самоопределению обучающихся как родителей, так и работодателей, а также наладить коммуникацию между ними.

  • Цифровая образовательная среда в рамках данного исследования рассматривается как открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.
  • Данная цифровая среда позволяет реализовать новый подход к реализации образовательного процесса, позволит обучающимся колледжа самостоятельно определять собственную образовательную и профессиональную траекторию, замотивировать их на личное и профессиональное саморазвитие и самоопределение.
  • В рамках реализации инновационного проекта «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения обучающихся во взаимодействии с семьей» была разработана и проходит апробацию модель «Цифровая среда психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся».
  • Разработанная цифровая среда обеспечивает реализацию открытого коммуникативного пространства для обучающихся, родителей, преподавателей, социальных партнеров и работодателей, что способствует организации и реализации целенаправленной работы по профессиональному самоопределению обучающихся на базе Магнитогорского педагогического колледжа.
×

Об авторах

Алексей Викторович Савченков

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: alex2107@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7268-1533

д-р пед. наук

Россия, Челябинск

Ольга Юрьевна Леушканова

Магнитогорский педагогический колледж

Email: mpk5@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0001-1098-845X

канд. пед. наук

Россия, Челябинск

Наталья Викторовна Уварина

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Email: nuvarina@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1490-3302

д-р пед. наук

Россия, Челябинск

Список литературы

  1. Балакина К.А., Трошина Ю.В. Управление процессом профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа как составляющая работы куратора // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 2 (34). С. 117-121.
  2. Баранова Е.М., Кущенко Е.А. Электронный учебно-методический комплекс как компонент цифровой образовательной среды колледжа // Педагогическое образование в России. 2019. № 7. С. 67-75. https://doi.org/10.26170/po19-07-09
  3. Голубева Е.А. Смысловое будущее в контексте профессионального самоопределения студентов колледжа // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-3. С. 273-275.
  4. Кротова В.Ю. Профессиональное самоопределение студентов-спортсменов, обучающихся в колледже // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. № 5(207). С. 237-242. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p237-242
  5. Максименко Н.В. Цифровая образовательная среда колледжа: нормативно-методический аспект // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2023. № 6(87). С. 34-39.
  6. Медведева С.А., Белоцерковец Т.Е. Профессиональное самоопределение студентов художественного колледжа // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 1-2(91). С. 44-47. https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.91.1.030
  7. Полявина О.В., Киселёва С.А. Проблемы профессионального самоопределения студентов медицинского колледжа // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3. С. 29. https://doi.org/10.17513/spno.31732
  8. Полякова А.И. Повышение цифровых компетенций педагогов колледжа по средствам работы в виртуальной образовательной среде // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2022. № 2 (77). С. 145-149.
  9. Пфетцер А.А. Особенности профессиональной идентичности студентов колледжа в зависимости от степени их включенности в цифровую образовательную среду // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2023. № 4 (25). С. 73-80.
  10. Рыбина Я.Е. Проблема социального и профессионального самоопределения студентов колледжа (по результатам диагностики) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1. № 1 (74). С. 91-99.
  11. Сорокина Е.Н., Просвирнин А.В. Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в детских технопарках // Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт. 2019. № 1. С. 23-28.
  12. Тубер И.И., Крашакова Т.Ю. Развитие цифровой образовательной среды колледжа как условие эффективного перехода на обучение с применением дистанционных образовательных технологий // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. № 2 (26). С. 83-89.
  13. Туранова Л.М. Подход к формированию цифровой образовательной среды: из опыта педагогического колледжа // Среднее профессиональное образование. 2021. № 6 (310). С. 64-67.
  14. Указ президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «Указ о национальных целях развития России до 2030 года». https://clck.ru/3MKSw2

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Схема реализации данной модели «Цифровая среда психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся»

Скачать (138KB)
3. Рис. 2. План реализации «Цифровой среды психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся»

Скачать (98KB)


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.