The Development of a Digital Environment for Psychological and Pedagogical Support for Professional Self-Determination of College Students

封面

如何引用文章

全文:

详细

In modern realities, professional self-determination is becoming an increasingly pressing issue, as society needs a young, active specialist ready to work in high-tech production. At the same time, an effective system of professional self-determination will allow young people to enjoy their professional activities and have many opportunities for self-realization. The purpose of the study is to theoretically substantiate and describe the experience of implementing a digital environment for psychological and pedagogical support for professional self-determination of college students. The digital environment allows for a new approach to the implementation of the educational process, allows college students to independently determine their own educational and professional trajectory, motivate them for personal and professional self-development and self-determination. As part of the implementation of the innovative project “Psychological and pedagogical support for self-determination of students in interaction with the family”, a model “Digital environment for psychological and pedagogical support for professional self-determination of students” was developed and is being tested. The digital environment of psychological and pedagogical support for professional self-determination of students has been developed for all subjects of the educational process of the college. The developed digital environment ensures the implementation of an open communication space for students, parents, teachers, social partners and employers, which contributes to the organization and implementation of targeted work on professional self-determination of students on the basis of Magnitogorsk Pedagogical College. The developed digital environment allows determining the activity of students in work on their professional self-determination using such digital tools as video and audio materials, digital simulators, interactive tasks, web quests, etc.

全文:

В современных реалиях профессиональное самоопределение становится все более актуальной проблемой, так как обществу необходим молодой активный специалист готовый работать в условиях высокотехнологического производства. При этом эффективная система профессионального самоопределения позволит молодежи получать удовольствие от профессиональной деятельности и иметь широкие возможности для самореализации [11]. Тенденции, связанные с социальными, экономическими и политическими трансформациями в обществе привели к проблемам в личностной и профессиональной социализации молодежи, что в свою очередь оказало негативное влияние на их профессиональную социализацию [10]. Профессиональное самоопределение является одним из важнейших жизненных решений, при этом период ранней юности в рамках данного процесса является наименее изученным [3; 6].

Цель исследования – теоретическое обоснование и описание опыта реализации цифровой среды психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся колледжа.

Задачи исследования:

  1. Теоретический анализ современного состояния проблемы профессионального самоопределения обучающихся колледжа.
  2. Рассмотрение возможностей цифровой среды для психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся колледжа.
  3. Описание опыта реализации цифровой среды психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся колледжа.

В рамках данного исследования под термином «профессиональное самоопределение обучающихся колледжа» будем понимать целенаправленный, осознанный и добровольный выбор профессии, построение и реализацию профессиональных перспектив, на основе собственного личностного и профессионального потенциала и профессионального сознания [1; 7]. Профессиональное самосознание подразумевает: 1) осознание своих сильных и слабых личностных и профессиональных возможностей; 2) понимание требований различных профессий, представление о перспективных направлениях профессиональной деятельности; 3) осознанный образ собственного будущего; 4) представление о собственной профессиональной направленности [1; 7]. Исходя из вышесказанного, работа по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения должна быть направлена на формирование этих качеств личности обучающихся колледжа. Так как управление процессом профессионального самоопределения должна быть выстроена с учетом «индивидуальных особенностей и динамической функциональной структуры личности обучающегося» [1, с. 118]. Элементами профессионального самоопределения являются: 1) осознание себя в системе профессиональных отношений и видов профессии; 2) поиск наиболее эффективных путей для достижения намеченных целей самоопределения через систему профессиональной подготовки; 3) диагностика и уточнение собственных профессиональных интересов, целенаправленная работа по получению необходимых знаний и умений; 4) целеполагание и планирование собственного профессионального пути; 5) формирование профессиональной идентичности, осознание себя как члена профессионального сообщества [3; 4].

При этом Указ президента РФ от 21.07.2020 г. «Указ о национальных целях развития России до 2030 года» [14] основной задачей развития образования ставит создание современной цифровой образовательной среды, направленной на повышения доступности и качества образования. Опора на данный документ и современные тенденции цифровизации и конвергенции образования делают разработку цифровой среды психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся колледжа актуальной и значимой проблемой. Применение цифровых ресурсов, автоматизированных систем управления и машинное обучение делают процесс профессионального самоопределения обучающихся более эффективным [2]. В рамках данного исследования под термином «цифровая образовательная среда» понимается «открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса» [12, с. 85].

На основе анализа научной литературы [5; 8; 9; 12; 13] мы выяснили значение цифровой среды психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся колледжа:

  • данная среда позволяет реализовать новый подход к реализации образовательного процесса, позволит обучающимся колледжа самостоятельно определять собственную образовательную и профессиональную траекторию, замотивировать их на личное и профессиональное саморазвитие и самоопределение;
  • цифровая среда позволяет детерминировать активность обучающихся за счет применения таких цифровых инструментов как видео и аудио материалы, цифровые тренажеры, интерактивные задания, веб-квесты и др.;
  • цифровая среда способствует организации виртуальную коммуникации всех субъектов процесса профессионального самоопределения: обучающихся, педагогов, работодателей и представителей других организаций;
  • разрабатываемая среда профессионального самоопределения позволяет непрерывно анализировать потребности и способности обучающихся колледжа, предлагать сценарий их дальнейшего профессионального самоопределения, за счет бесконечной цепочки курсов, квестов, тренажеров и профессиональных проб;
  • цифровая среда дает возможность смоделировать жизненные и профессиональные ситуации, реализовать ролевые и деловые игры, организовать онлайн встречи с преподавателями;
  • цифровая среда имеет большое значение в качестве инновационного пространства для формирования профессиональной идентичности, за счет возможностей виртуального общения с представителями различных профессий, интерактивных экскурсий на предприятия, возможностей прохождения цифровых проб.

В рамках реализации инновационного проекта «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения обучающихся во взаимодействии с семьей» была разработана и проходит апробацию модель «Цифровая среда психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся». Схема реализации данной модели представлена на рисунке 1.

 

Рис. 1. Схема реализации данной модели «Цифровая среда психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся»

 

Цифровая среда психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся разработана для всех субъектов образовательного процесса колледжа. Интерактивные компьютерные кабинеты необходимы для первичной диагностики профессиональных интересов обучающихся и студентов. Чат-бот по первичному сбору информации позволяет обучающимся, студентам и их родителям получить информацию о возможностях прохождения профессиональных и социальных проб на базе колледжа или предприятий – социальных партнеров. Интерактивные мастерские, представленные в рамках цифровой среды, позволили обучающимся сформировать первичные профессиональные навыки, отработать различные профессиональные задачи.

Разработанная цифровая среда обеспечивает реализацию открытого коммуникативного пространства для обучающихся, родителей, преподавателей, социальных партнеров и работодателей, что способствует организации и реализации целенаправленной работы по профессиональному самоопределению обучающихся на базе Магнитогорского педагогического колледжа. Электронная библиотечная система помогает педагогам найти необходимый материал для проведения профориентационной работы.

 

Рис. 2. План реализации «Цифровой среды психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся»

 

Разработка и реализация цифровой среды психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся происходила в течении 2024 года. На первом этапе был проведен анализ потребностей всех субъектов реализации цифровой среды, определен функционал сотрудников, принимавших участие в разработке, был произведен выбор платформы, на котором данная среда будет реализована. Второй этап связан с разработкой и тестированием цифровой среды, ее внедрением в образовательный процесс, апробацией пользователями, интеграцией в цифровую образовательную среду колледжа. Третий этап реализации цифровой среды связан с настройкой конфиденциальности и безопасности данных, анализом полученной обратной связи, постоянным развитием и обновлением ее содержания.

Таким образом, разработка и реализация цифровой среды способствует вовлечению всех субъектов образовательного процесса колледжа в процесс психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Разработанная цифровая среда позволяет детерминировать активность обучающихся в работе по их профессиональному самоопределению за счет применения таких цифровых инструментов как видео и аудио материалы, цифровые тренажеры, интерактивные задания, веб-квесты и т. д. Реализация цифровой среды в колледже позволила вовлечь в работу по профессиональному самоопределению обучающихся как родителей, так и работодателей, а также наладить коммуникацию между ними.

  • Цифровая образовательная среда в рамках данного исследования рассматривается как открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.
  • Данная цифровая среда позволяет реализовать новый подход к реализации образовательного процесса, позволит обучающимся колледжа самостоятельно определять собственную образовательную и профессиональную траекторию, замотивировать их на личное и профессиональное саморазвитие и самоопределение.
  • В рамках реализации инновационного проекта «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения обучающихся во взаимодействии с семьей» была разработана и проходит апробацию модель «Цифровая среда психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся».
  • Разработанная цифровая среда обеспечивает реализацию открытого коммуникативного пространства для обучающихся, родителей, преподавателей, социальных партнеров и работодателей, что способствует организации и реализации целенаправленной работы по профессиональному самоопределению обучающихся на базе Магнитогорского педагогического колледжа.
×

作者简介

Alexey Savchenkov

South Ural State Humanitarian and Pedagogical University

编辑信件的主要联系方式.
Email: alex2107@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7268-1533

Doctor of Pedagogical Sciences

俄罗斯联邦, Chelyabinsk

Olga Leushkanova

Magnitogorsk Pedagogical College

Email: mpk5@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0001-1098-845X

Candidate of Pedagogical Sciences

俄罗斯联邦, Chelyabinsk

Natalia Uvarina

South Ural State Humanitarian and Pedagogical University

Email: nuvarina@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1490-3302

Doctor of Pedagogical Sciences

俄罗斯联邦, Chelyabinsk

参考

  1. Balakina, K.A., Troshina, Yu.V. (2022). Upravlenie processom professional`nogo samoopredeleniya u studentov pedagogicheskogo kolledzha kak sostavlyayushhaya raboty` kuratora. Innovacionnoe razvitie professional`nogo obrazovaniya. 2(34), 117-121. (in Russ.).
  2. Baranova, E.M., & Kushhenko, E.A. (2019). E`lektronny`j uchebno-metodicheskij kompleks kak komponent cifrovoj obrazovatel`noj sredy` kolledzha. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 7, 67-75. https://doi.org/10.26170/po19-07-09 (in Russ.).
  3. Golubeva, E.A. (2019). Smy`slovoe budushhee v kontekste professional`nogo samoopredeleniya studentov kolledzha. Problemy` sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 62-3, 273-275. (in Russ.).
  4. Krotova, V.Yu. (2022). Professional`noe samoopredelenie studentov-sportsmenov, obuchayushhixsya v kolledzhe. Ucheny`e zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 5(207), 237-242. (in Russ.). https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p237-242
  5. Maksimenko, N.V. (2023). Cifrovaya obrazovatel`naya sreda kolledzha: normativno-metodicheskij aspekt. Informacionno-kommunikacionny`e texnologii v pedagogicheskom obrazovanii. 6(87), 34-39. (in Russ.).
  6. Medvedeva, S.A., & Belocerkovecz, T.E. (2020). Professional`noe samoopredelenie studentov xudozhestvennogo kolledzha. Mezhdunarodny`j nauchno-issledovatel`skij zhurnal. 1-2(91), 44-47. (in Russ.). https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.91.1.030
  7. Polyavina, O.V., & Kiselyova, S.A. (2022). Problemy` professional`nogo samoopredeleniya studentov medicinskogo kolledzha. Sovremenny`e problemy` nauki i obrazovaniya. 3, 29. (in Russ.). https://doi.org/10.17513/spno.31732
  8. Polyakova, A.I. (2022). Povy`shenie cifrovy`x kompetencij pedagogov kolledzha po sredstvam raboty` v virtual`noj obrazovatel`noj srede. Informacionno-kommunikacionny`e texnologii v pedagogicheskom obrazovanii. 2(77), 145-149. (in Russ.).
  9. Pfetcer, A.A. (2023). Osobennosti professional`noj identichnosti studentov kolledzha v zavisimosti ot stepeni ix vklyuchennosti v cifrovuyu obrazovatel`nuyu sredu. Vestnik Sankt-Peterburgskogo voennogo instituta vojsk nacional`noj gvardii. 4(25), 73-80. (in Russ.).
  10. Ry`bina, Ya.E. (2021). Problema social`nogo i professional`nogo samoopredeleniya studentov kolledzha (po rezul`tatam diagnostiki). Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. Vol. 1, 1(74), 91-99. (in Russ.).
  11. Sorokina, E.N., & Prosvirnin, A.V. (2019). Soprovozhdenie professional`nogo samoopredeleniya obuchayushhixsya v detskix texnoparkax. Nevinnomy`sskij gosudarstvenny`j gumanitarno-texnicheskij institut. 1, 23-28. (in Russ.).
  12. Tuber, I.I., & Krashakova T.Yu. (2020). Razvitie cifrovoj obrazovatel`noj sredy` kolledzha kak uslovie e`ffektivnogo perexoda na obuchenie s primeneniem distancionny`x obrazovatel`ny`x texnologij. Innovacionnoe razvitie professional`nogo obrazovaniya. 2(26), 83-89. (in Russ.).
  13. Turanova, L.M. (2021). Podxod k formirovaniyu cifrovoj obrazovatel`noj sredy`: iz opy`ta pedagogicheskogo kolledzha. Srednee professional`noe obrazovanie. 6(310), 64-67. (in Russ.).
  14. Ukaz prezidenta RF ot 21.07.2020 g. № 474 «Ukaz o nacional`ny`x celyax razvitiya Rossii do 2030 goda». (in Russ.). https://clck.ru/3MKSw2

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML
2. Fig. 1. Scheme of implementation of this model ‘Digital environment of psychological and pedagogical support of students' professional self-determination’

下载 (138KB)
3. Fig. 2. Implementation plan of the ‘Digital environment of psychological and pedagogical support of students' professional self-determination’

下载 (98KB)


Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可