Паломничество сибиряков в Палестину в конце XIX – начале ХХ в.: опыт статистического анализа

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье на основе впервые вовлекаемых в научный оборот архивных материалов – статистических отчетов Русских подворий в Иерусалиме, хранящихся в Архиве внешней политики Российской империи – охарактеризованы масштабы паломничества жителей Сибири в Святую Землю (Палестину) в конце XIX – начале ХХ вв. Авторами продолжены исследования, выполненные в конце XIX в. основателем Императорского Православного Палестинского общества Василием Николаевичем Хитрово. Использованы преимущественно историко-статистические методы, а также анализ и синтез. Установлена численность паломников из различных административных единиц (губерний, областей) региона. Отмечена тенденция роста общего числа паломников из Сибири, которая, тем не менее, не была безусловной, так как имели место резкие колебания, вызванные в основном политическими причинами. Указано, что до четырех пятых всех паломников составляли жители Западной Сибири – Томской и Тобольской губерний, срок пребывания сибиряков на Русских подворьях в Иерусалиме составлял в среднем у мужчин от одного до полутора месяцев, у женщин – более двух месяцев. К специфике Сибири отнесена большая, чем по России в целом, доля мужчин среди богомольцев, отсутствие женских паломнических мемуаров, дневников и записок. Направления дальнейших исследований обусловлены необходимостью проведения аналогичных изысканий и подсчетов по другим регионам страны. В перспективе полученные результаты позволят оценить характер, региональные особенности данного уникального исторического явления, связанного с организацией самого масштабного организованного выезда россиян за пределы страны.

Полный текст

Паломничества сибиряков в Святую Землю (Палестину) до конца XIX в. были достаточно редким явлением, едва ли не событием чрезвычайным. Долгое время они носили единичный характер, а побывавшие там лица, даже не обладавшие особенными талантами, пользовались уважением и определенным пиететом [См., напр.: 23].

Ситуация начинает меняться с развитием путей сообщения, снижением транспортных расходов, повышением уровня безопасности путешественников, а также благодаря содействию государства и здоровых социальных сил в лице Императорского Православного Палестинского общества. Последнее взяло на себя заботы по организации поездок и обеспечению пребывания русских паломников в местах земной жизни Иисуса Христа.

Возникает вопрос – в какой степени эти усилия приносили свои плоды в отношении отдаленных регионов страны, таких как Сибирь, каковы были масштабы паломничества сибиряков в Святую Землю? Исчерпывающие ответы на них получить затруднительно из-за скудости или недоступности источников. Ранее выходившие исследования или вообще не содержали никакой статистики, или же воспроизводили сведения, выявленные и обнародованные в конце XIX в. инициатором создания ИППО В.Н. Хитрово [См., напр.: 14, с. 136-138]. В серии статей тот опубликовал таблицы, отражающие количественные показатели паломничества: общее число по годам или отчетным годам (о. г. – начинались с 1 марта) – за 1865–1900 гг. [19, с. 271], по сословиям и полам – за 1883–1897 гг. в целом [17, с. 297-298]. По отдельным административным единицам и в гендерном разрезе сведения приводятся за период с 23 июля 1893 г. по 1 марта 1900 года [20, с. 305-307].

Работа В.Н. Хитрово после его кончины в мае 1903 г. никем не была продолжена, поэтому до настоящего времени информация о числе паломников в начале ХХ в. не публиковалась. Ее важно сопоставить с ранее известными данными, чтобы проследить динамику развития такого интересного явления как поездки жителей Сибири в отдаленные, ранее недоступные, но хорошо известные по текстам Священного Писания места Палестины.

Некоторые из сибиряков оставили воспоминания, дневниковые записки, публиковавшиеся на страницах епархиальных ведомостей или отдельными изданиями [13; 16; 21]. Но таковых было совсем немного. Известно несколько современных работ, где эти путевые впечатления анализируются [15].

В качестве источника исследователями используются также материалы по выдаче паломнических паспортов [22, с. 73-90; 24, с. 81-83]. Однако они сохранились лишь за отдельные годы. К тому же, не обязательно, что получивший такой документ отправлялся в Палестину. Соответственно, может быть количественный разрыв между владельцами паспорта и прибывшими в Иерусалим.

Еще один источник – сведения, размещавшиеся на страницах журнала «Сообщения Императорского Православного Палестинского общества». Но они касаются лишь небольшой части состоятельных богомольцев. Тем не менее, за отсутствием других данных, эта информация привлекается современными исследователями для статистических подсчетов, разумеется, далеко не полных [3, с. 143-145, 147-148].

Нами выявлены отчеты о числе и продолжительности пребывания на Русских подворьях в Иерусалиме жителей различных административно-территориальных единиц Российской империи в начале ХХ в., хранящиеся в Архиве внешней политики Российской империи и послужившие основой для данного исследования. Для получения ответов на поставленные вопросы нами использованы преимущественно историко-статистические методы, а также методы анализа и синтеза.

Сначала есть необходимость представить подсчеты, касающиеся Сибири (включая современный Дальний Восток, до революции относившийся к Сибири), произведенные на основе публикаций В.Н. Хитрово. Выборка составлена по двум критериям: территориальному и временному (по отчетным годам) (см. табл. 1, 2).

 

Таблица 1. Паломники из Сибири, останавливавшиеся на Русских подворьях в Иерусалиме с 01.03.1895 г. по 01.03.1899 г. (по административным единицам) [Составлено по: 18, с. 155]

Губернии и области

Паломников

Прожито ими дней

Ж.

М.

Всего

Всего (%)

Ж.

М.

Всего

Всего (%)

Амурская

5

5

10

3,3

221

145

366

2,4

Енисейская

14

23

37

12,3

556

1 120

1 676

11,1

Забайкальская

-

2

2

0,7

-

33

33

0,2

Иркутская

9

5

14

4,6

1 072

182

1 254

8,3

Тобольская

53

27

80

26,5

3 456

790

4 246

28,2

Томская

74

84

158

52,3

4 868

2 524

7 392

49,1

Якутская

1

-

1

0,3

84

-

84

0,6

ИТОГО:

156

146

302

100

10 257

4 794

15 051

100

 

Таблица 2. Паломники из Сибири, останавливавшиеся на Русских подворьях в Иерусалиме с 01.03.1895 г. по 01.03.1899 г. (по отчетным годам) [Составлено по: 18, с. 155]

Отчетный год

Паломников

Прожито ими дней

Ж.

М.

Всего

Ж.

М.

Всего

1895–1896

48

38

86

3 838

1 762

5 600

1896–1897

37

39

76

2 320

979

3 299

1897–1898

21

14

35

918

291

1 209

1898–1899

50

55

105

3 181

1 762

4 943

ИТОГО:

156

146

302

10 257

4 794

15 051

 

Подсчеты показывают, что продолжительность пребывания составляла в среднем во второй половине 1890-х гг.: 49,8 дней (женщины – 65,8; мужчины – 32,8).

В дополнение можно привести еще одну таблицу за периоды, где не имеется сведений о числе прожитых дней и по гендерному делению (см. табл. 3).

 

Таблица 3. Число паломников из Сибири на Русских подворьях в Иерусалиме в 1890-е гг. [Составлено по: 19, с. 279–281; 20, с. 305–307]

Губернии и области

23.07.1893 –
01.03.1894 г.,

18991900 о. г.

Муж.

Жен.

Всего

Амурская

2

7

4

11

Енисейская

2

7

3

10

Забайкальская

-

1

1

2

Иркутская

6

8

7

15

Тобольская

4

16

28

44

Томская

12

39

29

68

Якутская

-

-

-

-

ИТОГО:

26

78

72

150

 

В гендерном соотношении за 1895–1900 о. г. наблюдается примерный паритет (50,4 % – женщины, 49,6 % – мужчины). Около 80 % выезжали из губерний Западной Сибири (Тобольская и Томская). Причем в самой западной, Тобольской губернии доля женщин составляла 65,3 %, что было близко к средним общероссийским показателям.

Помещенные ниже таблицы составлены по отчетности Русских подворий. Они являются продолжением, ранее составленных В.Н. Хитрово (см. табл. 4, 5).

 

Таблица 4. Паломники из Сибири, останавливавшиеся на Русских подворьях в Иерусалиме в 1902–1910, 1912–1913 о. г. (по отчетным годам, в скобках – из них прибывшие в предыдущем отчетном году) [Составлено по: 1; 2]

Отчетный год

Паломников

Прожито ими дней

Ж.

М.

Всего

Ж.

М.

Всего

1902–1903

82 (23)

74 (15)

156 (38)

3 816

2 569

6 385

1903–1904

60 (21)

62 (14)

122 (35)

4 308

2 414

6 722

1904–1905

33 (19)

20 (8)

53 (27)

2 415

510

2 925

1905–1906

48 (1)

27 (2)

75 (3)

2 945

993

3 938

1906–1907

83 (23)

55 (10)

138 (33)

4 810

1 899

6 709

1907–1908

170 (41)

72 (9)

242 (50)

9 174

2 965

12 139

1908–1909

175 (44)

102 (22)

277 (66)

9 800

3 214

13 014

1909–1910

126 (67)

104 (26)

230 (93)

10 004

3 837

13 841

1912–1913

162 (71)

77 (26)

239 (97)

8 235

3 119

11 354

ИТОГО:

723

502

1 225

55 507

21 520

77 027

 

Таблица 5. Паломники из Сибири, останавливавшиеся на Русских подворьях в Иерусалиме в 1902–1910, 1912–1913 о. г. (по административным единицам) [Составлено по: 1; 2]

Губернии и области

Паломников

Прожито ими дней

Ж.

М.

Всего

Всего (%)

Ж.

М.

Всего

Всего (%)

Амурская

11

17

28

2,3

1 128

1 293

2 421

3,1

Енисейская

62

67

129

10,5

5 738

2 550

8 288

10,8

Забайкальская

14

8

22

1,8

1 033

335

1 368

1,8

Иркутская

44

19

63

5,1

3 628

991

4 619

6,0

Тобольская

131

84

215

17,6

11 307

4 052

15 359

19,9

Томская

456

298

754

61,6

32 333

11 862

44 195

57,4

Якутская

5

9

14

1,1

340

437

777

1,0

ИТОГО:

723

502

1 225

100

55 507

21 520

77 027

100

 

В нашем распоряжении нет данных за 1900–1901, 1901–1902, 1910–1911, 1911–1912 о. г., а одной из задач мы поставили максимально полно отразить статистику паломничества сибиряков в Палестину, поэтому сведения о прибывших в прошлом году включены в общую статистику за 1902–1903, 1912–1913 о. г., по остальным годам – вычтены из общего числа паломников. Таким образом, в «Итого» приведено число паломников за вычетом прибывших в предыдущем году (кроме 1902–1903 и 1912–1913 о. г.).

Мы видим, что продолжительность пребывания в 1900-е – начале 1910-х гг. возросла в среднем до 62,9 дней (женщины – 76,8; мужчины – 42,9). Также увеличивается общая доля женщин до 59 %. По регионам же пропорции меняются незначительно: основная масса паломников, как и ранее, выезжала из Западной Сибири (79,2 %) (см. табл. 5).

Всего же за без малого 15 лет (14 лет 7 мес. и 9 дней) между 1893 г. и 1913 г. посетило Палестину 1702 жителя Сибири, в среднем около 116 чел. в год. В том числе, из Амурской обл. – 51, Енисейской губ. – 178, Забайкальской обл. – 26, Иркутской губ. – 98, Тобольской губ. – 343, Томской губ. – 992, Якутской обл. – 15. Отсутствуют в статистике Сахалин и Приморье, а, как видим, Якутия и территории современного Дальнего Востока дают мизерное количество выезжающих. При этом, конечно же, росло и население Сибири, составлявшее на 1885 г. – 4 313 680 чел., 1897 г. – 5 727 090 чел., 1914 г. – 10 млн. чел.

Е.А. Шушканова выявила сведения о 9 чел. (все крестьяне, 5 жен., 4 муж.), получивших паломнические паспорта в Енисейской губ. в 1910 году [24, с. 81–83]. Очевидно, что представленные ею данные далеко не полные. По нашим подсчетам, основанным на материалах Тобольской губ., подали прошения за разрешением на выезд в Палестину и получили паломнические паспорта в 1911 г. – 37 (11 жен., 26 муж.), в 1912 г. – 26 (13 жен., 13 муж.), в 1913 г. – 28 (10 жен., 18 муж.), в 1914 г. – 20 (7 жен., 13 муж.) чел. [Подсчитано по: 9; 10; 11; 12]. По отчетности ИППО в 1912–1913 о. г. прибыло в Иерусалим 28 жителей Тобольской губ. (21 жен. и 7 муж.). Таким образом, по общему количеству сведения в целом совпадают, но есть расхождения по гендерным показателям.

В дополнение отметим некоторые социальные характеристики паломников. Из 52 обнаруженных нами прошений жителей Томской губернии о выдаче проездных документов в Палестину за 1903–1908 гг., 39 принадлежат крестьянам, 4 мещанам, 1 ссыльному, 2 крестьянкам – послушницам монастыря, 1 – чернорабочей (вероятно – крестьянка), у остальных сословная принадлежность не указана [Подсчитано по: 4; 5; 6; 7; 8]. Из этого числа: 28 неграмотных, 3 – грамотных (остальные не дали сведений об умении читать и писать). Возраст заявителей (если он упоминается) колеблется от 49 лет до 71 года.

Если говорить в целом о доле сибирских паломников от их общего числа, то она оставалась незначительной: 1893–1894 о. г. – 1,1%, 1895–1896 о. г. – 1,2%, 1896–1897 о. г. – 1,2%, 1897–1898 о. г. – 0,7%, 1898–1899 о. г. – 1,3%, 1899–1900 о. г. – 1,4% [Подсчитано по: 18, с. 148–155]. В дальнейшем ситуация менялась следующим образом: 1902–1903 о. г. – 2%, 1903–1904 о. г. – 1,5%, 1904–1905 о. г. – 0,8%, 1905–1906 о. г. – 1,4%, 1906–1907 о. г. – 1,9%, 1907–1908 о. г. – 2%, 1908–1909 о. г. – 2,4%, 1909–1910 о. г. – 2,6%, 1912–1913 о. г. – 3,8% [Подсчитано по: 1; 2].

Анализируя приведенные выше цифры, можно прийти к выводу, что на жителей региона гораздо в большей степени, чем на остальную страну, повлияли перипетии Русской-японской войны, вызвавшие резкое сокращение паломничества. Однако в течение последующих лет этот показатель не только восстанавливается, но и превосходит предшествующие. Вероятно, на сибиряков воздействовала не только доступность паломничества, но и рост благосостояния в целом, экономический подъем, дававший возможность тратить средства на столь далекие и недешевые поездки.

Спецификой Сибири следует признать большую долю мужчин среди паломников в сравнении с губерниями и областями Европейской России. Это, на наш взгляд, объясняется не особой религиозностью представителей сильного пола, а трудностями пути и материальными издержками. Чем далее от Иерусалима находилась отправная точка маршрута, тем сложнее и длительнее было путешествие, выше расходы на него. У мужчин объективно имелось больше возможностей, чтобы справиться с указанными проблемами. Примечательно, что свидетельства о пребывании в Святой Земле оставили только сибиряки – мужчины, что было отражением социальной принадлежности авторов мемуаров, записок и дневников в целом. В подавляющем большинстве составителями женских паломнических текстов являлись дворянки – жены и дочери помещиков и чиновников. В Сибири данная группа потенциальных авторов была представлена явно недостаточно.

Несомненна тенденция общего роста числа паломников из Сибири. Однако она была не безусловной. Имели место резкие спады, вызванные политическими катаклизмами, такими как Русско-японская война 1904–1905 гг., Первая русская революция, войны, которые вела Османская империя, а также карантинами из-за эпидемий. Тем не менее, из несбыточной мечты поездка в Палестину постепенно становится вполне достижимой целью даже для жителей такой удаленной окраины России как Сибирь.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 25-28-01056

×

Об авторах

Валерий Валентинович Цысь

Нижневартовский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: roshist@mаil.ru
ORCID iD: 0000-0002-9695-3900

доктор исторических наук, профессор

Россия, Нижневартовск

Ольга Петровна Цысь

Нижневартовский государственный университет

Email: tsyso@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-6351-8259

кандидат исторических наук, доцент

Россия, Нижневартовск

Список литературы

  1. Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ). Ф. 337/2. Оп. 1. Д. 745.
  2. АВПРИ. Ф. 337/2. Оп. 13. Д. 390.
  3. Воображая Палестину: Святая земля и русская идентичность в XIX – начале XXI в.: Коллективная монография / М.С. Шаповалов и др. СПб.: Нестор-История, 2021. 776 с.
  4. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 2. Оп. 2. Д. 134.
  5. ГАТО. Ф. 2. Оп. 6. Д. 26.
  6. ГАТО. Ф. 2. Оп. 6. Д. 27.
  7. ГАТО. Ф. 2. Оп. 6. Д. 42.
  8. ГАТО. Ф. 3. Оп. 4. Д. 2216.
  9. Государственное бюджетное учреждение «Государственный архив в г. Тобольске (ГБУТО ГА в г. Тобольске). Ф. И-152. Оп. 25. Д. 94.
  10. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И-152. Оп. 26. Д. 32.
  11. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И-152. Оп. 27. Д. 117.
  12. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И-152. Оп. 28. Д. 81.
  13. Из дневника семинариста Никона Уставщикова (Экскурсия воспитанников Красноярской Духовной Семинарии во Св. Землю, летом 1908 г.) // Енисейские епархиальные ведомости. 1909. № 8. Отдел неофиц. С. 35-40.
  14. Нечаева М.Ю., Микитюк В.П. Императорское Православное Палестинское Общество в культурной среде российской провинции. М.: «Индрик», 2014. 384 с.
  15. Потехина Д.К. Образ Палестины в свидетельствах сибирских паломников и путешественников конца XIX – начала XX века // Православие. Наука. Образование. Сб. статей / Глав. ред. В.В. Цысь. Нижневартовск: изд-во НВГУ, 2021. Вып. 3(11). С. 78-83.
  16. Селихов И. О паломническом странствовании моём на Ближний Восток в Турцию // Тобольские епархиальные ведомости. 1907. № 17. Отд. неофиц. С. 493–501.
  17. Хитрово В.Н. Какими путями идут русские паломники в Святую Землю (Опыт статистического исследования) // Собрание сочинений и писем. М.: Императорское Правосл. Палестинское О-во; СПб., 2011. Т. 2: Статьи о Святой Земле. Из истории Русской духовной миссии в Иерусалиме. Из истории русского паломничества в Святую Землю. С. 285–300.
  18. Хитрово В.Н. Откуда идут в Святую Землю русские паломники // Сообщения Императорского Православного Палестинского общества. СПб., 1900. Т. XI. Май–июнь. С. 152-155.
  19. Хитрово В.Н. Откуда идут в Святую Землю русские паломники (Опыт статистического исследования) // Собрание сочинений и писем. М.: Императорское Правосл. Палестинское О-во; СПб., 2011. Т. 2: Статьи о Святой Земле. Из истории Русской духовной миссии в Иерусалиме. Из истории русского паломничества в Святую Землю. С. 269-284.
  20. Хитрово В.Н. Русские паломники в Святую Землю в 1899–1900 г. // Собрание сочинений и писем. М.: Императорское Правосл. Палестинское О-во; СПб., 2011. Т. 2: Статьи о Святой Земле. Из истории Русской духовной миссии в Иерусалиме. Из истории русского паломничества в Святую Землю. С. 300-307.
  21. Чукмалдин Н.М. Путевые очерки Палестины и Египта. Екатеринбург: типография ежедневной газеты «Урал», 1899. 80 с.
  22. Цысь В.В., Цысь О.П. Паломничество жителей Западной Сибири в Палестину в конце XIX – начале ХХ вв. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Серия «История Русской Православной церкви». № 6. С. 73-90.
  23. Цысь В.В., Цысь О.П. Сибиряк в Палестине: трудный путь сургутянина Я.А. Кайдалова в Святую землю (из истории русской духовной миссии в Иерусалиме) // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. № 5. С. 5-12.
  24. Шушканова Е.А. Императорское Православное Палестинское Общество в Енисейской губернии. 1898–1917 гг. Красноярск: Сиб. гос. ун-т науки и технологии им. М.Ф. Решетнёва, 2018. 120 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.