The pilgrimage of Siberians to Palestine in the late XIX – beginning of XX centuries: a statistical analysis experience

封面

如何引用文章

全文:

详细

The article, based on archival materials brought into scientific circulation for the first time – statistical reports of Russian farmsteads in Jerusalem, stored in the Archive of Foreign Policy of the Russian Empire – characterizes the scale of pilgrimage of Siberian residents to the Holy Land (Palestine) in the late 19th – early 20th centuries. The authors continue the research conducted in the late 19th century by the founder of the Imperial Orthodox Palestine Society Vasily Nikolaevich Khitrovo. Mainly historical and statistical methods, as well as analysis and synthesis are used. The number of pilgrims from various administrative units (governments, regions) of the region is established. A trend of growth in the total number of pilgrims from Siberia is noted, which, however, was not absolute, since there were sharp fluctuations caused mainly by political reasons. It is indicated that up to four fifths of all pilgrims were residents of Western Siberia - Tomsk and Tobolsk provinces, the period of stay of Siberians at Russian farmsteads in Jerusalem averaged from one to one and a half months for men, and more than two months for women. The specifics of Siberia include a larger proportion of men among pilgrims than in Russia as a whole, the absence of women's pilgrimage memoirs, diaries and notes. The directions of further research are determined by the need to conduct similar studies and calculations in other regions of the country. In the future, the results obtained will allow us to assess the nature and regional features of this unique historical phenomenon associated with the organization of the largest organized trip of Russians outside the country.

全文:

Паломничества сибиряков в Святую Землю (Палестину) до конца XIX в. были достаточно редким явлением, едва ли не событием чрезвычайным. Долгое время они носили единичный характер, а побывавшие там лица, даже не обладавшие особенными талантами, пользовались уважением и определенным пиететом [См., напр.: 23].

Ситуация начинает меняться с развитием путей сообщения, снижением транспортных расходов, повышением уровня безопасности путешественников, а также благодаря содействию государства и здоровых социальных сил в лице Императорского Православного Палестинского общества. Последнее взяло на себя заботы по организации поездок и обеспечению пребывания русских паломников в местах земной жизни Иисуса Христа.

Возникает вопрос – в какой степени эти усилия приносили свои плоды в отношении отдаленных регионов страны, таких как Сибирь, каковы были масштабы паломничества сибиряков в Святую Землю? Исчерпывающие ответы на них получить затруднительно из-за скудости или недоступности источников. Ранее выходившие исследования или вообще не содержали никакой статистики, или же воспроизводили сведения, выявленные и обнародованные в конце XIX в. инициатором создания ИППО В.Н. Хитрово [См., напр.: 14, с. 136-138]. В серии статей тот опубликовал таблицы, отражающие количественные показатели паломничества: общее число по годам или отчетным годам (о. г. – начинались с 1 марта) – за 1865–1900 гг. [19, с. 271], по сословиям и полам – за 1883–1897 гг. в целом [17, с. 297-298]. По отдельным административным единицам и в гендерном разрезе сведения приводятся за период с 23 июля 1893 г. по 1 марта 1900 года [20, с. 305-307].

Работа В.Н. Хитрово после его кончины в мае 1903 г. никем не была продолжена, поэтому до настоящего времени информация о числе паломников в начале ХХ в. не публиковалась. Ее важно сопоставить с ранее известными данными, чтобы проследить динамику развития такого интересного явления как поездки жителей Сибири в отдаленные, ранее недоступные, но хорошо известные по текстам Священного Писания места Палестины.

Некоторые из сибиряков оставили воспоминания, дневниковые записки, публиковавшиеся на страницах епархиальных ведомостей или отдельными изданиями [13; 16; 21]. Но таковых было совсем немного. Известно несколько современных работ, где эти путевые впечатления анализируются [15].

В качестве источника исследователями используются также материалы по выдаче паломнических паспортов [22, с. 73-90; 24, с. 81-83]. Однако они сохранились лишь за отдельные годы. К тому же, не обязательно, что получивший такой документ отправлялся в Палестину. Соответственно, может быть количественный разрыв между владельцами паспорта и прибывшими в Иерусалим.

Еще один источник – сведения, размещавшиеся на страницах журнала «Сообщения Императорского Православного Палестинского общества». Но они касаются лишь небольшой части состоятельных богомольцев. Тем не менее, за отсутствием других данных, эта информация привлекается современными исследователями для статистических подсчетов, разумеется, далеко не полных [3, с. 143-145, 147-148].

Нами выявлены отчеты о числе и продолжительности пребывания на Русских подворьях в Иерусалиме жителей различных административно-территориальных единиц Российской империи в начале ХХ в., хранящиеся в Архиве внешней политики Российской империи и послужившие основой для данного исследования. Для получения ответов на поставленные вопросы нами использованы преимущественно историко-статистические методы, а также методы анализа и синтеза.

Сначала есть необходимость представить подсчеты, касающиеся Сибири (включая современный Дальний Восток, до революции относившийся к Сибири), произведенные на основе публикаций В.Н. Хитрово. Выборка составлена по двум критериям: территориальному и временному (по отчетным годам) (см. табл. 1, 2).

 

Таблица 1. Паломники из Сибири, останавливавшиеся на Русских подворьях в Иерусалиме с 01.03.1895 г. по 01.03.1899 г. (по административным единицам) [Составлено по: 18, с. 155]

Губернии и области

Паломников

Прожито ими дней

Ж.

М.

Всего

Всего (%)

Ж.

М.

Всего

Всего (%)

Амурская

5

5

10

3,3

221

145

366

2,4

Енисейская

14

23

37

12,3

556

1 120

1 676

11,1

Забайкальская

-

2

2

0,7

-

33

33

0,2

Иркутская

9

5

14

4,6

1 072

182

1 254

8,3

Тобольская

53

27

80

26,5

3 456

790

4 246

28,2

Томская

74

84

158

52,3

4 868

2 524

7 392

49,1

Якутская

1

-

1

0,3

84

-

84

0,6

ИТОГО:

156

146

302

100

10 257

4 794

15 051

100

 

Таблица 2. Паломники из Сибири, останавливавшиеся на Русских подворьях в Иерусалиме с 01.03.1895 г. по 01.03.1899 г. (по отчетным годам) [Составлено по: 18, с. 155]

Отчетный год

Паломников

Прожито ими дней

Ж.

М.

Всего

Ж.

М.

Всего

1895–1896

48

38

86

3 838

1 762

5 600

1896–1897

37

39

76

2 320

979

3 299

1897–1898

21

14

35

918

291

1 209

1898–1899

50

55

105

3 181

1 762

4 943

ИТОГО:

156

146

302

10 257

4 794

15 051

 

Подсчеты показывают, что продолжительность пребывания составляла в среднем во второй половине 1890-х гг.: 49,8 дней (женщины – 65,8; мужчины – 32,8).

В дополнение можно привести еще одну таблицу за периоды, где не имеется сведений о числе прожитых дней и по гендерному делению (см. табл. 3).

 

Таблица 3. Число паломников из Сибири на Русских подворьях в Иерусалиме в 1890-е гг. [Составлено по: 19, с. 279–281; 20, с. 305–307]

Губернии и области

23.07.1893 –
01.03.1894 г.,

18991900 о. г.

Муж.

Жен.

Всего

Амурская

2

7

4

11

Енисейская

2

7

3

10

Забайкальская

-

1

1

2

Иркутская

6

8

7

15

Тобольская

4

16

28

44

Томская

12

39

29

68

Якутская

-

-

-

-

ИТОГО:

26

78

72

150

 

В гендерном соотношении за 1895–1900 о. г. наблюдается примерный паритет (50,4 % – женщины, 49,6 % – мужчины). Около 80 % выезжали из губерний Западной Сибири (Тобольская и Томская). Причем в самой западной, Тобольской губернии доля женщин составляла 65,3 %, что было близко к средним общероссийским показателям.

Помещенные ниже таблицы составлены по отчетности Русских подворий. Они являются продолжением, ранее составленных В.Н. Хитрово (см. табл. 4, 5).

 

Таблица 4. Паломники из Сибири, останавливавшиеся на Русских подворьях в Иерусалиме в 1902–1910, 1912–1913 о. г. (по отчетным годам, в скобках – из них прибывшие в предыдущем отчетном году) [Составлено по: 1; 2]

Отчетный год

Паломников

Прожито ими дней

Ж.

М.

Всего

Ж.

М.

Всего

1902–1903

82 (23)

74 (15)

156 (38)

3 816

2 569

6 385

1903–1904

60 (21)

62 (14)

122 (35)

4 308

2 414

6 722

1904–1905

33 (19)

20 (8)

53 (27)

2 415

510

2 925

1905–1906

48 (1)

27 (2)

75 (3)

2 945

993

3 938

1906–1907

83 (23)

55 (10)

138 (33)

4 810

1 899

6 709

1907–1908

170 (41)

72 (9)

242 (50)

9 174

2 965

12 139

1908–1909

175 (44)

102 (22)

277 (66)

9 800

3 214

13 014

1909–1910

126 (67)

104 (26)

230 (93)

10 004

3 837

13 841

1912–1913

162 (71)

77 (26)

239 (97)

8 235

3 119

11 354

ИТОГО:

723

502

1 225

55 507

21 520

77 027

 

Таблица 5. Паломники из Сибири, останавливавшиеся на Русских подворьях в Иерусалиме в 1902–1910, 1912–1913 о. г. (по административным единицам) [Составлено по: 1; 2]

Губернии и области

Паломников

Прожито ими дней

Ж.

М.

Всего

Всего (%)

Ж.

М.

Всего

Всего (%)

Амурская

11

17

28

2,3

1 128

1 293

2 421

3,1

Енисейская

62

67

129

10,5

5 738

2 550

8 288

10,8

Забайкальская

14

8

22

1,8

1 033

335

1 368

1,8

Иркутская

44

19

63

5,1

3 628

991

4 619

6,0

Тобольская

131

84

215

17,6

11 307

4 052

15 359

19,9

Томская

456

298

754

61,6

32 333

11 862

44 195

57,4

Якутская

5

9

14

1,1

340

437

777

1,0

ИТОГО:

723

502

1 225

100

55 507

21 520

77 027

100

 

В нашем распоряжении нет данных за 1900–1901, 1901–1902, 1910–1911, 1911–1912 о. г., а одной из задач мы поставили максимально полно отразить статистику паломничества сибиряков в Палестину, поэтому сведения о прибывших в прошлом году включены в общую статистику за 1902–1903, 1912–1913 о. г., по остальным годам – вычтены из общего числа паломников. Таким образом, в «Итого» приведено число паломников за вычетом прибывших в предыдущем году (кроме 1902–1903 и 1912–1913 о. г.).

Мы видим, что продолжительность пребывания в 1900-е – начале 1910-х гг. возросла в среднем до 62,9 дней (женщины – 76,8; мужчины – 42,9). Также увеличивается общая доля женщин до 59 %. По регионам же пропорции меняются незначительно: основная масса паломников, как и ранее, выезжала из Западной Сибири (79,2 %) (см. табл. 5).

Всего же за без малого 15 лет (14 лет 7 мес. и 9 дней) между 1893 г. и 1913 г. посетило Палестину 1702 жителя Сибири, в среднем около 116 чел. в год. В том числе, из Амурской обл. – 51, Енисейской губ. – 178, Забайкальской обл. – 26, Иркутской губ. – 98, Тобольской губ. – 343, Томской губ. – 992, Якутской обл. – 15. Отсутствуют в статистике Сахалин и Приморье, а, как видим, Якутия и территории современного Дальнего Востока дают мизерное количество выезжающих. При этом, конечно же, росло и население Сибири, составлявшее на 1885 г. – 4 313 680 чел., 1897 г. – 5 727 090 чел., 1914 г. – 10 млн. чел.

Е.А. Шушканова выявила сведения о 9 чел. (все крестьяне, 5 жен., 4 муж.), получивших паломнические паспорта в Енисейской губ. в 1910 году [24, с. 81–83]. Очевидно, что представленные ею данные далеко не полные. По нашим подсчетам, основанным на материалах Тобольской губ., подали прошения за разрешением на выезд в Палестину и получили паломнические паспорта в 1911 г. – 37 (11 жен., 26 муж.), в 1912 г. – 26 (13 жен., 13 муж.), в 1913 г. – 28 (10 жен., 18 муж.), в 1914 г. – 20 (7 жен., 13 муж.) чел. [Подсчитано по: 9; 10; 11; 12]. По отчетности ИППО в 1912–1913 о. г. прибыло в Иерусалим 28 жителей Тобольской губ. (21 жен. и 7 муж.). Таким образом, по общему количеству сведения в целом совпадают, но есть расхождения по гендерным показателям.

В дополнение отметим некоторые социальные характеристики паломников. Из 52 обнаруженных нами прошений жителей Томской губернии о выдаче проездных документов в Палестину за 1903–1908 гг., 39 принадлежат крестьянам, 4 мещанам, 1 ссыльному, 2 крестьянкам – послушницам монастыря, 1 – чернорабочей (вероятно – крестьянка), у остальных сословная принадлежность не указана [Подсчитано по: 4; 5; 6; 7; 8]. Из этого числа: 28 неграмотных, 3 – грамотных (остальные не дали сведений об умении читать и писать). Возраст заявителей (если он упоминается) колеблется от 49 лет до 71 года.

Если говорить в целом о доле сибирских паломников от их общего числа, то она оставалась незначительной: 1893–1894 о. г. – 1,1%, 1895–1896 о. г. – 1,2%, 1896–1897 о. г. – 1,2%, 1897–1898 о. г. – 0,7%, 1898–1899 о. г. – 1,3%, 1899–1900 о. г. – 1,4% [Подсчитано по: 18, с. 148–155]. В дальнейшем ситуация менялась следующим образом: 1902–1903 о. г. – 2%, 1903–1904 о. г. – 1,5%, 1904–1905 о. г. – 0,8%, 1905–1906 о. г. – 1,4%, 1906–1907 о. г. – 1,9%, 1907–1908 о. г. – 2%, 1908–1909 о. г. – 2,4%, 1909–1910 о. г. – 2,6%, 1912–1913 о. г. – 3,8% [Подсчитано по: 1; 2].

Анализируя приведенные выше цифры, можно прийти к выводу, что на жителей региона гораздо в большей степени, чем на остальную страну, повлияли перипетии Русской-японской войны, вызвавшие резкое сокращение паломничества. Однако в течение последующих лет этот показатель не только восстанавливается, но и превосходит предшествующие. Вероятно, на сибиряков воздействовала не только доступность паломничества, но и рост благосостояния в целом, экономический подъем, дававший возможность тратить средства на столь далекие и недешевые поездки.

Спецификой Сибири следует признать большую долю мужчин среди паломников в сравнении с губерниями и областями Европейской России. Это, на наш взгляд, объясняется не особой религиозностью представителей сильного пола, а трудностями пути и материальными издержками. Чем далее от Иерусалима находилась отправная точка маршрута, тем сложнее и длительнее было путешествие, выше расходы на него. У мужчин объективно имелось больше возможностей, чтобы справиться с указанными проблемами. Примечательно, что свидетельства о пребывании в Святой Земле оставили только сибиряки – мужчины, что было отражением социальной принадлежности авторов мемуаров, записок и дневников в целом. В подавляющем большинстве составителями женских паломнических текстов являлись дворянки – жены и дочери помещиков и чиновников. В Сибири данная группа потенциальных авторов была представлена явно недостаточно.

Несомненна тенденция общего роста числа паломников из Сибири. Однако она была не безусловной. Имели место резкие спады, вызванные политическими катаклизмами, такими как Русско-японская война 1904–1905 гг., Первая русская революция, войны, которые вела Османская империя, а также карантинами из-за эпидемий. Тем не менее, из несбыточной мечты поездка в Палестину постепенно становится вполне достижимой целью даже для жителей такой удаленной окраины России как Сибирь.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 25-28-01056

×

作者简介

Valery Tsys

Nizhnevartovsk State University

编辑信件的主要联系方式.
Email: roshist@mаil.ru
ORCID iD: 0000-0002-9695-3900

Doctor of Historical Sciences, Professor

俄罗斯联邦, Nizhnevartovsk

Olga Tsys

Nizhnevartovsk State University

Email: tsyso@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-6351-8259

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor

俄罗斯联邦, Nizhnevartovsk

参考

  1. Arxiv vneshnej politiki Rossijskoj imperii (AVPRI). F. 337/2. Op. 1. D. 745. (in Russ.).
  2. AVPRI. F. 337/2. Op. 13. D. 390. (in Russ.).
  3. Voobrazhaya Palestinu: Svyataya zemlya i russkaya identichnost` v XIX – nachale XXI v.: Kollektivnaya monografiya / M.S. Shapovalov i dr. SPb.: Nestor-Istoriya, 2021. 776 s. (in Russ.).
  4. Gosudarstvenny`j arxiv Tomskoj oblasti (GATO). F. 2. Op. 2. D. 134. (in Russ.).
  5. GATO. F. 2. Op. 6. D. 26. (in Russ.).
  6. GATO. F. 2. Op. 6. D. 27. (in Russ.).
  7. GATO. F. 2. Op. 6. D. 42. (in Russ.).
  8. GATO. F. 3. Op. 4. D. 2216. (in Russ.).
  9. Gosudarstvennoe byudzhetnoe uchrezhdenie «Gosudarstvenny`j arxiv v g. Tobol`ske (GBUTO GA v g. Tobol`ske). F. I-152. Op. 25. D. 94. (in Russ.).
  10. GBUTO GA v g. Tobol`ske. F. I-152. Op. 26. D. 32. (in Russ.).
  11. GBUTO GA v g. Tobol`ske. F. I-152. Op. 27. D. 117. (in Russ.).
  12. GBUTO GA v g. Tobol`ske. F. I-152. Op. 28. D. 81. (in Russ.).
  13. Iz dnevnika seminarista Nikona Ustavshhikova (E`kskursiya vospitannikov Krasnoyarskoj Duxovnoj Seminarii vo Sv. Zemlyu, letom 1908 g.) (1909). Enisejskie eparxial`ny`e vedomosti. № 8. Otdel neoficz. S. 35–40. (in Russ.).
  14. Nechaeva, M.Yu., & Mikityuk, V.P. (2014). Imperatorskoe Pravoslavnoe Palestinskoe Obshhestvo v kul`turnoj srede rossijskoj provincii. M.: «Indrik», 384 s. (in Russ.).
  15. Potexina, D.K. (2021). Obraz Palestiny` v svidetel`stvax sibirskix palomnikov i puteshestvennikov koncza XIX – nachala XX veka. Pravoslavie. Nauka. Obrazovanie. Sb. statej. Glav. red. V.V. Cys`. Nizhnevartovsk: izd-vo NVGU, Vy`p. 3(11). S. 78-83. (in Russ.).
  16. Selixov, I. (1907). O palomnicheskom stranstvovanii moyom na Blizhnij Vostok v Turciyu. Tobol`skie eparxial`ny`e vedomosti. № 17. Otd. neoficz. S. 493–501.
  17. Xitrovo, V.N. (1900). Otkuda idut v Svyatuyu Zemlyu russkie palomniki. Soobshheniya Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo obshhestva. SPb., T. XI. Maj–iyun`. S. 152-155. (in Russ.).
  18. Xitrovo, V.N. (2011). Otkuda idut v Svyatuyu Zemlyu russkie palomniki (Opy`t statisticheskogo issledovaniya). Sobranie sochinenij i pisem. M.: Imperatorskoe Pravosl. Palestinskoe O-vo; SPb., T. 2: Stat`i o Svyatoj Zemle. Iz istorii Russkoj duxovnoj missii v Ierusalime. Iz istorii russkogo palomnichestva v Svyatuyu Zemlyu. S. 269-284. (in Russ.).
  19. Xitrovo, V.N. (2011). Kakimi putyami idut russkie palomniki v Svyatuyu Zemlyu (Opy`t statisticheskogo issledovaniya). Sobranie sochinenij i pisem. M.: Imperatorskoe Pravosl. Palestinskoe O-vo; SPb., T. 2: Stat`i o Svyatoj Zemle. Iz istorii Russkoj duxovnoj missii v Ierusalime. Iz istorii russkogo palomnichestva v Svyatuyu Zemlyu. S. 285-300.
  20. Xitrovo, V.N. (2011). Russkie palomniki v Svyatuyu Zemlyu v 1899–1900 g. Sobranie sochinenij i pisem. M.: Imperatorskoe Pravosl. Palestinskoe O-vo; SPb., T. 2: Stat`i o Svyatoj Zemle. Iz istorii Russkoj duxovnoj missii v Ierusalime. Iz istorii russkogo palomnichestva v Svyatuyu Zemlyu. S. 300-307. (in Russ.).
  21. Chukmaldin, N.M. (1899). Putevy`e ocherki Palestiny` i Egipta. Ekaterinburg: tipografiya ezhednevnoj gazety` «Ural», 80 s. (in Russ.).
  22. Cys`, V.V., & Cys`, O.P. (2014). Palomnichestvo zhitelej Zapadnoj Sibiri v Palestinu v konce XIX – nachale XX vv. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tixonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 2: Istoriya. Istoriya Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi. Seriya «Istoriya Russkoj Pravoslavnoj cerkvi». № 6. S. 73-90. (in Russ.).
  23. Cys` V.V., Cys` O.P. (2015). Sibiryak v Palestine: trudny`j put` surgutyanina Ya.A. Kajdalova v Svyatuyu zemlyu (iz istorii russkoj duxovnoj missii v Ierusalime). Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. № 5. S. 5-12. (in Russ.).
  24. Shushkanova E.A. (2018). Imperatorskoe Pravoslavnoe Palestinskoe Obshhestvo v Enisejskoj gubernii. 1898–1917 gg. Krasnoyarsk: Sib. gos. un-t nauki i texnologii im. M.F. Reshetnyova, 120 s. (in Russ.).

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML


Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可