Психолого-педагогические условия формирования субъектного отношения студентов к учебно-профессиональной деятельности
- Авторы: Айварова Н.Г.1, Тимошкина М.В.1
-
Учреждения:
- Югорский государственный университет
- Выпуск: № 4 (2021)
- Страницы: 59-67
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vestnik.nvsu.ru/2311-1402/article/view/75982
- DOI: https://doi.org/10.36906/2311-4444/21-4/06
- ID: 75982
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье поднимается актуальная проблема профессионального образования – развитие субъектного отношения студентов к учебно-профессиональной деятельности в свете требований динамичного развития социально-экономических процессов, современного рынка труда. Нынешний этап динамичной цивилизации, тотальная информатизация предъявляют высокие требования к саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию профессионала. Одним из важных навыков современности является навык управления собственными ресурсами, осознанного отношение к построению жизненной траекторий (self-skills), соответственно, формирование таких навыков должно быть в центре внимания в процессе профессиональной подготовки подрастающего поколения. Цель данной статьи – представление опыта организации психолого-педагогических условий для развития осознанного отношения студентов к учебно-профессиональной деятельности, развития субъектности, формирования надпрофессиональных навыков. Основные задачи статьи – раскрыть методологическую основу построения авторского курса для первокурсников «Психология личной и учебно-профессиональной эффективности», обосновать выбор содержания, применяемых в ходе реализации программы, педагогических методов и технологий, обозначить эффективные стороны учебной дисциплины и недостатки, указывающие на необходимость дальнейшего совершенствования программы курса. Методологической основой формирования содержания авторского учебного курса, выступали исследования субъекта и субъектности личности в отечественной психологии, специфики компетентностной парадигмы образования, требований современного рынка труда и проблем формирования универсальных навыков в современной системе профессионального образования. В представленной статье обосновываются подбор содержания модулей учебного курса, практик самодиагностики и саморазвития и раскрываются особенности и основные трудности реализации учебного курса в режиме офлайн и онлайн-обучения. Практика реализации программы авторского курса показала эффективность формирования субъектного отношения к учебно-профессиональной деятельности, self-skills, как базовых навыков формирования универсальных компетенций будущих профессионалов.
Полный текст
Введение. В условиях динамичного преобразования социально-экономических отношений, современных требований рынка труда профессиональное образование перестраивается на гуманистическую парадигму, все больше акцентируя внимание на личностное развитие будущих профессионалов, готовых к решению жизненных и профессиональных задач в условиях многозадачности и неопределенности современного мира, непрерывному профессиональному самосовершенствованию. Поэтому модернизация высшего образования является одной из стратегических линий государственной политики нашей страны, направлена на достижение новых результатов в профессиональной подготовке подрастающего поколения, способных реализоваться в современном мировом рынке труда, готовых решать социальные, экономические и политические задачи в условиях глобализации и тотальной цифровизации человеческого общества. По мнению Вязниковой Л.Ф. развитие человеческого потенциала, соответствующего требованиям современной реальности, средствами образования может быть продуктивным только при условии, когда образование ориентировано на человеческую реальность во всей ее полноте, на формирование и развитие базовых, родовых способностей человека, позволяющих ему «становиться и быть субъектом собственной жизни» [1].
В федеральных государственных стандартах (ФГОС ВО 3+ / ФГОС ВО 3++) в планируемых результатах усвоения образовательной программы профессионального образования выделены не только профессиональные знания и умения, но и надпрофессиональные компетенции (общекультурные/универсальные), которые позволят будущему профессионалу адаптироваться и совершенствоваться в противоречивом современном быстроменяющемся мире, справиться в многозадачностью профессиональных требований. Как отмечают Гапонова С.А., Ловков С.Г. современный студент как никогда должен выступать субъектом собственного профессионального становления, профессиональной идентичности как новообразования учебно-профессиональной деятельности [2, с. 57]. Профессиональное образование должно рассматриваться как постепенная идентификация обучающегося с профессией, проба раскрытия собственной индивидуальности, личностного капитала в сфере профессиональной деятельности [2]. Таким образом, в процессе профессионального образования основной акцент должен ставится не на производство, а на раскрытие личности обучающегося.
Субъектность в отечественной психологии понимается как центральное образование личности, возникающее на определенном уровне развития и определяющая способности человека к самостоятельному жизнетворчеству, изменению себя и самореализации в мире [2; 3; 5; 6; 12].
В настоящее время в бизнесе, научных публикациях часто используются понятия self-skills или self-менеджмент, по содержанию характеризующие субъектность личности.
Особое значение сегодня приобретает непрерывное образование, которое, в конечном счете, обеспечивает систематическую, целенаправленную деятельность личности по получению, совершенствованию знаний, умений, навыков как в любых видах общих и специальных учебных заведений, так и путем самообразования, что требует высокой субъектности.
Согласно исследованиям особенностей профессиональной деятельности педагога отечественными педагогами и психологами педагог как субъект образовательной деятельности и как носитель профессиональных знаний, умений, навыков, способствует формированию у обучающихся как профессиональных, так и социально-психологических (в современном понимании – общепрофессиональных и универсальных) компетенций в процессе активного взаимодействия с обучающимися в педагогическом процессе [15; 26].
Как отмечают Э.С. Аришина и Л.И. Старовойтова, профессиональное развитие личности преподавателя тоже обусловлено влиянием внешних и внутренних факторов, объективных и субъективных. Актуализация мотивационной сферы личности педагога смыслом, ценностями способствует активности в профессии и творческому отношению, позволяет находить способы преодоления трудностей, построения индивидуальной траектории профессионального развития на жизненном пути человека. Ценностное отношение преподавателя к профессиональной деятельности способствует формированию субъектности и готовности студентов к профессиональному развитию [4].
Экспериментальная часть. С 2018 года в ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» реализуется авторский курс для первокурсников «Психология личной и учебно-профессиональной эффективности», ставший победителем конкурса на получение грантов Фонда академического развития ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» по разработке проекта «Студенто-ориентированная модель построения образовательного процесса». Идея создания такого курса возникла в результате реализации авторами программ курсов повышения квалификации, семинаров, тренингов для бизнесменов и муниципальных служащих Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, где анализировались современные тренды рынка труда, рассматривались новые технологии управления кадрами, развития личностного потенциала, достижения баланса работы и личной жизни в условиях размытости как временных, так и пространственных границ между этими двумя сферами жизни, и обсуждались проблемы несоответствия требованиям современного бизнеса результатов профессионального образования.
В современной системе профессионального образование огромное место уделяется организации самостоятельной работы студентов, но не всегда выпускники школ готовы к таком резкому переходу к субъектному отношению к учебной деятельности, подтверждением этого служит опыт реализации дистанционного образования в период самоизоляции, когда резко упало качество образования как в системе общего образования, так и в системе профессионального образования. Проектируя авторский курс исходили из того, чтобы помочь первокурсникам за короткое время перестроится на систему профессионального образования. Цель учебной дисциплины – создать организационно-педагогические условия для формирования социально-психологических компетенций первокурсников, необходимых для адаптации к условиям обучения в вузе, осознанного отношения к учебно-профессиональной деятельности с самого начала профессионального обучения, личностного и профессионального саморазвития и построения индивидуальной траектории учебно-профессионального и личностного саморазвития.
При подборе содержания учебной дисциплины «Психология личностной и учебно-профессиональной эффективности» опирались на результаты и выводы актуальных теоретических и практических исследований в области профессионального образования, развития рынка труда, развития личностного потенциала:
– система профессионального образования кардинально отличается от школьной системы образования как по форме организации, так и по содержанию образовательной деятельности, что требует целенаправленной адаптационной работы по мнению многих авторов [11; 16; 17; 21; 24].
– современная система образования предполагает выстраивание индивидуальной траектории собственной учебно-профессиональной деятельности, что требует высокой учебной мотивации, проявление субъектности, наличие навыков целеполагания, мобильности, самоорганизации, самообразования [1; 18].
– на современном рынке труда растет роль надпрофессиональных компетенций, таки как soft-skills (гибких навыков), self-skills (навыков формирования самого себя) digital skills (цифровых навыков) [21; 22; 27].
– основной тренд современности - необходимость непрерывного образования [7; 20; 25].
Содержание учебной дисциплины рассчитано на 3 зачетные единицы (180 часов), где большая роль отводится самостоятельной работе, в ходе которой студенты самостоятельно, следуя заданиям и инструкциям, знакомятся с современными трендами рынка труда, образовательным стандартом направления профессиональной подготовки и требованиями к результатам усвоения образовательной программы, усваивают техники саморазвития, исследуют собственный личностный потенциал. В дальнейшем представляем обоснование и краткое описание содержания каждого модуля (табл.).
Таблица. Краткое содержание авторского курса «Психология личной и учебно-профессиональной эффективности»
Модули (дидактические единицы) дисциплины | ||
Студент как субъект учебно-профессиональной деятельности | Учебно-профессиональная эффективность | Личная эффективность |
– современные тренды на рынке труда – особенности современного профессионального образования, студенческий возраст – профессиональная идентичность, капитал идентичности – требуемые результаты освоения образовательных программ (УК, ОПК, ПК) | – этапы профессионального становления личности – кризисы профессионального развития и пути их преодоления – профилактика профессионального выгорания и профессиональной деструкции личности | – компоненты личной эффективности – основы тайм-менеджмента – эмоциональная зрелость как условие гармоничной личности – баланс работы и личной жизни |
Модуль «Студент как субъект учебно-профессиональной эффективности». Основная задача данного модуля аргументировать студентам важность осознанного отношения к собственной жизни, к учебно-профессиональной деятельности в том числе. Раскрываются современные тренды рынка труда и актуальность развития надпрофессиональных навыков. С точки зрения С. Кови осознанное отношение к собственной деятельности начинается с представления конечной цели [28]. В данном модуле студенты знакомятся с образовательным стандартом направления профессиональной подготовки, требованиями к результатам освоения образовательной программы – профессиональным, общепрофессиональным и универсальным компетенциям. Основным условием субъектного отношения к учебно-профессиональной деятельности является цельная идентичность (Э. Эриксон). В данном модуле раскрываются особенности развития личной и профессиональной идентичности в студенческом возрасте и обсуждается важность накопления капитала идентичности в молодости согласно теории Мег Джей [10].
Модуль «Учебно-профессиональная эффективность». В данном модуле студенты знакомятся с основами психологии труда: этапами профессионального становления и профессионального развития, возможными кризисами профессионального развития и способами их преодоления, причинами и факторами профессионального выгорания, и приемами и условиями профилактики профессиональной деструкции личности [14]. Большое внимание уделяется профессиональной идентификации в процессе профессиональной подготовки [9; 23].
Модуль «Личная эффективность». Безусловно учебно-профессиональная эффективность является частью личной эффективности, но учитывая ведущую деятельность студенческого возраста вопросы профессионального становления и развития выделены в отдельный модуль. Третий модуль посвящен развитию навыков эффективности, рассматривается структура и факторы личной эффективности. С. Кови выделяет три основных составляющих личной эффективности: осознание своих намерений и целей, управление личными ресурсами (время, здоровье, деньги …) и общение с окружающими людьми [28]. Согласно его подходу на практических занятиях рассматриваются психологические механизмы, навыки позитивного общения и навыки тайм-менеджмента.
Характер общения определяется личностной и эмоциональной зрелостью, поэтому студенты знакомятся с практиками диагностики и развития эмоционального интеллекта (EQ). Одной из актуальных тем данного модуля является «Баланс работы и личной жизни» (work-life balance).
В 2020–2021 учебном году реализация учебной дисциплины в условиях самоизоляции осуществлялась в формате дистанционного обучения с использованием системы дистанционного обучения Moodle, что потребовало кардинальной переработки учебного материала для практических занятий. В числе сложных задач реализации практических занятий в онлайн-формате необходимо назвать выполнение, а главное обсуждение результатов практик саморазвития и самодиагностики.
Заключение. Практика реализации авторского курса позволяет сделать выводы о важности и необходимости такого мотивационного ликбеза для первокурсников по вопросам достижения учебно-профессиональной и личной эффективности. В отзывах студенты, усвоившие данный курс, отмечали, что стали более осознанно относится к жизни, активно использовать техники тайм-менеджмента. Обучающиеся особо благодарны за информацию о важности возраста 20–30 лет и накопления капитала идентичности, а также, за практики по развитию навыков эффективности.
Вынужденный переход на дистанционный формат обучения выявил ряд трудностей использования учебного материала в онлайн-обучении, что требует дальнейшего совершенствования содержания как лекционного материала, так и практических занятий.
Об авторах
Нина Геннадьевна Айварова
Югорский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: ninaajvarova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9531-6347
канд. психол. наук
Россия, Ханты-МансийскМарина Валерьевна Тимошкина
Югорский государственный университет
Email: m_timoshkina@ugrasu.ru
ORCID iD: 0000-0002-0428-865X
Россия, Ханты-Мансийск
Список литературы
- Абрамова И.Е., Шишмолина Е.П. Формирование навыков самоорганизации и самооценки студентов в конкурентной иноязычной обучающей среде: практический опыт // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 10. С. 161-185.
- Абульханова К. А. Соотношение индивидуальности и личности в свете субъектного подхода // Мир психологии. 2011. № 1. С. 22-31.
- Абульханова К.А., Брушлинский А.В. Московский период жизни и творчества С.Л. Рубинштейна // Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна. М.: Институт психологии РАН, 2011. С. 164-174.
- Аришина Э.С., Старовойтова Л.И. Преподаватель университета как субъект формирования готовности студентов к профессиональной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4. С. 11-14.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. 416 с.
- Брушлинский А.В. Психология субъекта. М.: Институт психологии РАН; СПб.: Алетейя, 2003. 272 с.
- Варламовой Д., Судакова Д. Атлас новых профессий 3.0. М.: Интеллектуальная Литература, 2020. 456 с.
- Вязникова Л.Ф. Становление субъектности личности студента: на пути к культуре достоинства // Проблемы высшего образования. 2019. № 1. С. 355-358.
- Гапонова С.А., Ловков С.Г. Профессиональная идентичность как новообразование учебно-профессиональной деятельности // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 1 (51). С. 56-64.
- Джей Мэг Важные годы. Почему не стоит откладывать жизнь на потом. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 320 с.
- Доржеева А.А. Психолого-педагогические аспекты адаптации первокурсников в вузах гуманитарного и технического профилей // Человеческий капитал. 2020. № 8 (140). С. 170-178.
- Журавлева А.Л., Знакова В.В., Рябикиной З.И., Сергиенко Е.А. Субъектный подход в психологии. М.: Институт психологии РАН, 2009. 373 с.
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессионального развития. М.: Юрайт, 2021. 234 с.
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. М.: Академический Проект, 2020. 240 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Университетская книга; Логос, 2009. 384 с.
- Йулдашева С.М. Теоретические аспекты социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе // Достижения науки и образования. 2019. № 2 (43). С. 57-59.
- Карпушина Ю.А., Иванова О.Ю. О проблеме формулирования универсальных компетенций ФГОС ВО (3++) (уровень бакалавриата) // Ученые записки Орловского государственного университета. 2019. № 2(83). С. 239-242.
- Крюкова Т.Б. Тайм-менеджмент как средство развития навыков самоорганизации и самообразованию студентов вуза // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 60-3. С. 47-50.
- Лекторова Ю.Ю., Прудников А.Ю., Медведева П.В. Digital skills vs soft skills: новые компетенции профессионального развития на государственной службе// Ars Administrandi. Искусство управления. 2021. Т. 13. № 1. С. 89-109.
- Мазилов В.А. Психодидактика и непрерывное образование: методологические проблемы непрерывного образования // Методология современной психологии. 2019. № 10. С. 90-105.
- Макарова В.В. Развитие soft skills в процессе формирования компетенции социального взаимодействия в вузе // Профессиональное образование и общество. 2021. № 1 (37). С. 109-116.
- Макарова Ю.А. Проблемы социальной адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 10 (26). С. 935-938.
- Миронова С.П. Изучение профессиональной идентификации на основе современных научных методов: образ педагога в восприятии студентов //Современные научные исследования и разработки. 2018. Т. 2. № 5 (22). С. 688-690.
- Недобежкина Н.В. Психологическое сопровождение социально-психологической адаптации первокурсников в пространстве вуза // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 356.
- Подчалимова Г.Н., Ильина И.В., Белова С.Н. Стратегия развития системы непрерывного образования взрослых как механизм обеспечения качества образования // Педагогическое образование и наука. 2021. № 1. С. 63-70.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Академия, 2013. 576 с.
- Степанова Л.Н., Зеер Э.Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 8. С. 65–89.
- Стивен Р. Кови. Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности. М.: Альпина Паблишер. 2021. 396 с.
Дополнительные файлы
