Psychological and pedagogical conditions for the formation of the subjective attitude of students to educational and professional activities

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article touches upon the actual problem of vocational education – the development of the subjective attitude of students to educational and professional activities in the light of the requirements of the dynamic development of socio-economic processes, the modern labor market. The current stage of a dynamic civilization, total informatization, places high demands on the self-development, self-education, self-improvement of a professional. One of the important skills of our time is the skill of managing one's own resources, a conscious attitude to building life trajectories (self-skills), respectively, the formation of such skills should be the focus of attention in the process of professional training of the younger generation. The purpose of this article is to present the experience of organizing psychological and pedagogical conditions for the development of a conscious attitude of students to educational and professional activities, the development of subjectivity, the formation of supra – professional skills. The main objectives of the article are to reveal the methodological basis for the construction of the author's course for first-year students "Psychology of personal and educational and professional effectiveness", to justify the choice of content, pedagogical methods and technologies used during the implementation of the program, to identify the effective aspects of the discipline and shortcomings indicating the need for further improvement of the course program. The methodological basis for the formation of the content of the author's training course was the research of the subject and subjectivity of the individual in domestic psychology, the specifics of the competence paradigm of education, the requirements of the modern labor market and the problems of the formation of universal skills in the modern system of vocational education. The presented article substantiates the selection of the content of the training course modules, self-diagnosis and self-development practices, and reveals the features and main difficulties of implementing the training course in offline and online learning. The practice of implementing the author's course program has shown the effectiveness of forming a subjective attitude to educational and professional activities, self-skills, as basic skills for the formation of universal competencies of future professionals.

Full Text

Введение. В условиях динамичного преобразования социально-экономических отношений, современных требований рынка труда профессиональное образование перестраивается на гуманистическую парадигму, все больше акцентируя внимание на личностное развитие будущих профессионалов, готовых к решению жизненных и профессиональных задач в условиях многозадачности и неопределенности современного мира, непрерывному профессиональному самосовершенствованию. Поэтому модернизация высшего образования является одной из стратегических линий государственной политики нашей страны, направлена на достижение новых результатов в профессиональной подготовке подрастающего поколения, способных реализоваться в современном мировом рынке труда, готовых решать социальные, экономические и политические задачи в условиях глобализации и тотальной цифровизации человеческого общества. По мнению Вязниковой Л.Ф. развитие человеческого потенциала, соответствующего требованиям современной реальности, средствами образования может быть продуктивным только при условии, когда образование ориентировано на человеческую реальность во всей ее полноте, на формирование и развитие базовых, родовых способностей человека, позволяющих ему «становиться и быть субъектом собственной жизни» [1].

В федеральных государственных стандартах (ФГОС ВО 3+ / ФГОС ВО 3++) в планируемых результатах усвоения образовательной программы профессионального образования выделены не только профессиональные знания и умения, но и надпрофессиональные компетенции (общекультурные/универсальные), которые позволят будущему профессионалу адаптироваться и совершенствоваться в противоречивом современном быстроменяющемся мире, справиться в многозадачностью профессиональных требований. Как отмечают Гапонова С.А., Ловков С.Г. современный студент как никогда должен выступать субъектом собственного профессионального становления, профессиональной идентичности как новообразования учебно-профессиональной деятельности [2, с. 57]. Профессиональное образование должно рассматриваться как постепенная идентификация обучающегося с профессией, проба раскрытия собственной индивидуальности, личностного капитала в сфере профессиональной деятельности [2]. Таким образом, в процессе профессионального образования основной акцент должен ставится не на производство, а на раскрытие личности обучающегося.

Субъектность в отечественной психологии понимается как центральное образование личности, возникающее на определенном уровне развития и определяющая способности человека к самостоятельному жизнетворчеству, изменению себя и самореализации в мире [2; 3; 5; 6; 12].

В настоящее время в бизнесе, научных публикациях часто используются понятия self-skills или self-менеджмент, по содержанию характеризующие субъектность личности.

Особое значение сегодня приобретает непрерывное образование, которое, в конечном счете, обеспечивает систематическую, целенаправленную деятельность личности по получению, совершенствованию знаний, умений, навыков как в любых видах общих и специальных учебных заведений, так и путем самообразования, что требует высокой субъектности.

Согласно исследованиям особенностей профессиональной деятельности педагога отечественными педагогами и психологами педагог как субъект образовательной деятельности и как носитель профессиональных знаний, умений, навыков, способствует формированию у обучающихся как профессиональных, так и социально-психологических (в современном понимании – общепрофессиональных и универсальных) компетенций в процессе активного взаимодействия с обучающимися в педагогическом процессе [15; 26].

Как отмечают Э.С. Аришина и Л.И. Старовойтова, профессиональное развитие личности преподавателя тоже обусловлено влиянием внешних и внутренних факторов, объективных и субъективных. Актуализация мотивационной сферы личности педагога смыслом, ценностями способствует активности в профессии и творческому отношению, позволяет находить способы преодоления трудностей, построения индивидуальной траектории профессионального развития на жизненном пути человека. Ценностное отношение преподавателя к профессиональной деятельности способствует формированию субъектности и готовности студентов к профессиональному развитию [4].

Экспериментальная часть. С 2018 года в ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» реализуется авторский курс для первокурсников «Психология личной и учебно-профессиональной эффективности», ставший победителем конкурса на получение грантов Фонда академического развития ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» по разработке проекта «Студенто-ориентированная модель построения образовательного процесса». Идея создания такого курса возникла в результате реализации авторами программ курсов повышения квалификации, семинаров, тренингов для бизнесменов и муниципальных служащих Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, где анализировались современные тренды рынка труда, рассматривались новые технологии управления кадрами, развития личностного потенциала, достижения баланса работы и личной жизни в условиях размытости как временных, так и пространственных границ между этими двумя сферами жизни, и обсуждались проблемы несоответствия требованиям современного бизнеса результатов профессионального образования.

В современной системе профессионального образование огромное место уделяется организации самостоятельной работы студентов, но не всегда выпускники школ готовы к таком резкому переходу к субъектному отношению к учебной деятельности, подтверждением этого служит опыт реализации дистанционного образования в период самоизоляции, когда резко упало качество образования как в системе общего образования, так и в системе профессионального образования. Проектируя авторский курс исходили из того, чтобы помочь первокурсникам за короткое время перестроится на систему профессионального образования. Цель учебной дисциплины – создать организационно-педагогические условия для формирования социально-психологических компетенций первокурсников, необходимых для адаптации к условиям обучения в вузе, осознанного отношения к учебно-профессиональной деятельности с самого начала профессионального обучения, личностного и профессионального саморазвития и построения индивидуальной траектории учебно-профессионального и личностного саморазвития.

При подборе содержания учебной дисциплины «Психология личностной и учебно-профессиональной эффективности» опирались на результаты и выводы актуальных теоретических и практических исследований в области профессионального образования, развития рынка труда, развития личностного потенциала:

– система профессионального образования кардинально отличается от школьной системы образования как по форме организации, так и по содержанию образовательной деятельности, что требует целенаправленной адаптационной работы по мнению многих авторов [11; 16; 17; 21; 24].

– современная система образования предполагает выстраивание индивидуальной траектории собственной учебно-профессиональной деятельности, что требует высокой учебной мотивации, проявление субъектности, наличие навыков целеполагания, мобильности, самоорганизации, самообразования [1; 18].

– на современном рынке труда растет роль надпрофессиональных компетенций, таки как soft-skills (гибких навыков), self-skills (навыков формирования самого себя) digital skills (цифровых навыков) [21; 22; 27].

– основной тренд современности - необходимость непрерывного образования [7; 20; 25].

Содержание учебной дисциплины рассчитано на 3 зачетные единицы (180 часов), где большая роль отводится самостоятельной работе, в ходе которой студенты самостоятельно, следуя заданиям и инструкциям, знакомятся с современными трендами рынка труда, образовательным стандартом направления профессиональной подготовки и требованиями к результатам усвоения образовательной программы, усваивают техники саморазвития, исследуют собственный личностный потенциал. В дальнейшем представляем обоснование и краткое описание содержания каждого модуля (табл.).

 

Таблица. Краткое содержание авторского курса «Психология личной и учебно-профессиональной эффективности»

Модули (дидактические единицы) дисциплины

Студент как субъект учебно-профессиональной деятельности

Учебно-профессиональная эффективность

Личная эффективность

– современные тренды на рынке труда

– особенности современного профессионального образования, студенческий возраст

– профессиональная идентичность, капитал идентичности

– требуемые результаты освоения образовательных программ (УК, ОПК, ПК)

– этапы профессионального становления личности

– кризисы профессионального развития и пути их преодоления

– профилактика профессионального выгорания и профессиональной деструкции личности

– компоненты личной эффективности

– основы тайм-менеджмента

– эмоциональная зрелость как условие гармоничной личности

– баланс работы и личной жизни

 

Модуль «Студент как субъект учебно-профессиональной эффективности». Основная задача данного модуля аргументировать студентам важность осознанного отношения к собственной жизни, к учебно-профессиональной деятельности в том числе. Раскрываются современные тренды рынка труда и актуальность развития надпрофессиональных навыков. С точки зрения С. Кови осознанное отношение к собственной деятельности начинается с представления конечной цели [28]. В данном модуле студенты знакомятся с образовательным стандартом направления профессиональной подготовки, требованиями к результатам освоения образовательной программы – профессиональным, общепрофессиональным и универсальным компетенциям. Основным условием субъектного отношения к учебно-профессиональной деятельности является цельная идентичность (Э. Эриксон). В данном модуле раскрываются особенности развития личной и профессиональной идентичности в студенческом возрасте и обсуждается важность накопления капитала идентичности в молодости согласно теории Мег Джей [10].

Модуль «Учебно-профессиональная эффективность». В данном модуле студенты знакомятся с основами психологии труда: этапами профессионального становления и профессионального развития, возможными кризисами профессионального развития и способами их преодоления, причинами и факторами профессионального выгорания, и приемами и условиями профилактики профессиональной деструкции личности [14]. Большое внимание уделяется профессиональной идентификации в процессе профессиональной подготовки [9; 23].

Модуль «Личная эффективность». Безусловно учебно-профессиональная эффективность является частью личной эффективности, но учитывая ведущую деятельность студенческого возраста вопросы профессионального становления и развития выделены в отдельный модуль. Третий модуль посвящен развитию навыков эффективности, рассматривается структура и факторы личной эффективности. С. Кови выделяет три основных составляющих личной эффективности: осознание своих намерений и целей, управление личными ресурсами (время, здоровье, деньги …) и общение с окружающими людьми [28]. Согласно его подходу на практических занятиях рассматриваются психологические механизмы, навыки позитивного общения и навыки тайм-менеджмента.

Характер общения определяется личностной и эмоциональной зрелостью, поэтому студенты знакомятся с практиками диагностики и развития эмоционального интеллекта (EQ). Одной из актуальных тем данного модуля является «Баланс работы и личной жизни» (work-life balance).

В 2020–2021 учебном году реализация учебной дисциплины в условиях самоизоляции осуществлялась в формате дистанционного обучения с использованием системы дистанционного обучения Moodle, что потребовало кардинальной переработки учебного материала для практических занятий. В числе сложных задач реализации практических занятий в онлайн-формате необходимо назвать выполнение, а главное обсуждение результатов практик саморазвития и самодиагностики.

Заключение. Практика реализации авторского курса позволяет сделать выводы о важности и необходимости такого мотивационного ликбеза для первокурсников по вопросам достижения учебно-профессиональной и личной эффективности. В отзывах студенты, усвоившие данный курс, отмечали, что стали более осознанно относится к жизни, активно использовать техники тайм-менеджмента. Обучающиеся особо благодарны за информацию о важности возраста 20–30 лет и накопления капитала идентичности, а также, за практики по развитию навыков эффективности.

Вынужденный переход на дистанционный формат обучения выявил ряд трудностей использования учебного материала в онлайн-обучении, что требует дальнейшего совершенствования содержания как лекционного материала, так и практических занятий.

×

About the authors

Nina G. Aivarova

Ugra State University

Author for correspondence.
Email: ninaajvarova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9531-6347

Ph.D.

Russian Federation, Khanty-Mansiysk

Marina V. Timoshkina

Ugra state University

Email: m_timoshkina@ugrasu.ru
ORCID iD: 0000-0002-0428-865X
Russian Federation, Khanty-Mansiysk

References

  1. Abramova, I.E., & Shishmolina, E.P. (2020). Formirovanie navykov samoorganizatsii i samootsenki studentov v konkurentnoi inoyazychnoi obuchayushchei srede: prakticheskii opyt. Obrazovanie i nauka, 22(10), 161-185. (in Russ.).
  2. Abul'khanova, K. A. (2011). Sootnoshenie individual'nosti i lichnosti v svete sub"ektnogo podkhoda. Mir psikhologii, (1), 22-31. (in Russ.).
  3. Abul'khanova, K.A., & Brushlinskii, A.V. (2011). Moskovskii period zhizni i tvorchestva S.L. Rubinshteina. In Filosofsko-psikhologicheskoe nasledie S.L. Rubinshteina, Moscow, 164-174. (in Russ.).
  4. Arishina, E.S., & Starovoitova, L.I. (2018). Prepodavatel' universiteta kak sub"ekt formirovaniya gotovnosti studentov k professional'noi deyatel'nosti. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, (61-4), 11-14. (in Russ.).
  5. Asmolov, A.G. (2001). Psikhologiya lichnosti: Printsipy obshchepsikhologicheskogo analiza. Moscow. (in Russ.).
  6. Brushlinskii, A.V. (2003). Psikhologiya sub"ekta. Moscow, St. Petersburg. (in Russ.).
  7. Varlamovoi, D., & Sudakova, D. (2020). Atlas novykh professii 3.0. Moscow. (in Russ.).
  8. Vyaznikova, L.F. (2019). Stanovlenie sub"ektnosti lichnosti studenta: na puti k kul'ture dostoinstva. Problemy vysshego obrazovaniya, (1), 355-358. (in Russ.).
  9. Gaponova, S.A., & Lovkov, S.G. (2020). Professional'naya identichnost' kak novoobrazovanie uchebno-professional'noi deyatel'nosti. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya, (1 (51)), 56-64. (in Russ.).
  10. Dzhei, Meg (2016). Vazhnye gody. Pochemu ne stoit otkladyvat' zhizn' na potom. Moscow. (in Russ.).
  11. Dorzheeva, A.A. (2020). Psikhologo-pedagogicheskie aspekty adaptatsii pervokursnikov v vuzakh gumanitarnogo i tekhnicheskogo profilei. Chelovecheskii kapital, (8 (140)), 170-178. (in Russ.).
  12. Zhuravleva, A.L., Znakova, V.V., Ryabikinoi, Z.I., Sergienko, E.A. (2009). Sub"ektnyi podkhod v psikhologii. Moscow. (in Russ.).
  13. Zeer, E.F., & Symanyuk, E.E. (2021). Psikhologiya professional'nogo razvitiya. Moscow. (in Russ.).
  14. Zeer, E.F., Symanyuk, E.E. (2020). Psikhologiya professional'nykh destruktsii. Moscow. (in Russ.).
  15. Zimnyaya, I.A. (2009). Pedagogicheskaya psikhologiya: uchebnik dlya vuzov. Moscow. (in Russ.).
  16. Iuldasheva, S.M. (2019). Teoreticheskie aspekty sotsial'no-psikhologicheskoi adaptatsii studentov-pervokursnikov k obucheniyu v vuze. Dostizheniya nauki i obrazovaniya, (2 (43)), 57-59. (in Russ.).
  17. Karpushina, Yu.A., & Ivanova, O.Yu. (2019). O probleme formulirovaniya universal'nykh kompetentsii FGOS VO (3++) (uroven' bakalavriata). Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta, (2(83)), 239-242. (in Russ.).
  18. Kryukova, T.B. (2020). Taim-menedzhment kak sredstvo razvitiya navykov samoorganizatsii i samoobrazovaniyu studentov vuza. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya, (60-3), 47-50. (in Russ.).
  19. Lektorova, Yu.Yu., Prudnikov, A.Yu., & Medvedeva, P.V. (2021). Digital skills vs soft skills: novye kompetentsii professional'nogo razvitiya na gosudarstvennoi sluzhbe. Ars Administrandi. Iskusstvo upravleniya, 13(1), 89-109. (in Russ.).
  20. Mazilov, V.A. (2019). Psikhodidaktika i nepreryvnoe obrazovanie: metodologicheskie problemy nepreryvnogo obrazovaniya. Metodologiya sovremennoi psikhologii, (10), 90-105. (in Russ.).
  21. Makarova, V.V. (2021). Razvitie soft skills v protsesse formirovaniya kompetentsii sotsial'nogo vzaimodeistviya v vuze. Professional'noe obrazovanie i obshchestvo, (1 (37)), 109-116. (in Russ.).
  22. Makarova, Yu.A. (2018). Problemy sotsial'noi adaptatsii studentov-pervokursnikov k obucheniyu v vuze. Alleya nauki, 4(10 (26)), 935-938. (in Russ.).
  23. Mironova, S.P. (2018). Izuchenie professional'noi identifikatsii na osnove sovremennykh nauchnykh metodov: obraz pedagoga v vospriyatii studentov. Sovremennye nauchnye issledovaniya i razrabotki, 2(5(22)), 688-690. (in Russ.).
  24. Nedobezhkina, N.V. (2019). Psikhologicheskoe soprovozhdenie sotsial'no-psikhologicheskoi adaptatsii pervokursnikov v prostranstve vuza. Nauka i Obrazovanie, 2(2), 356. (in Russ.).
  25. Podchalimova, G.N., Il'ina, I.V., & Belova, S.N. (2021). Strategiya razvitiya sistemy nepreryvnogo obrazovaniya vzroslykh kak mekhanizm obespecheniya kachestva obrazovaniya. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, (1), 63-70. 23. (in Russ.).
  26. Slastenin, V.A., Isaev, I.F., Shiyanov, E.N. (2013). Pedagogika. Moscow. (in Russ.).
  27. Stepanova, L.N., & Zeer, E.F. (2019). Soft skills kak prediktory zhiznennogo samoosushchestvleniya studentov. Obrazovanie i nauka, 21(8), 65–89. (in Russ.).
  28. Stiven, R. Kovi. (2021). Sem' navykov vysokoeffektivnykh lyudei. Moshchnye instrumenty razvitiya lichnosti. Moscow. (in Russ.).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies