№ 1 (2016)
- Год: 2016
- Статей: 16
- URL: https://vestnik.nvsu.ru/2311-1402/issue/view/2962
Статьи
ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК КОМПОНЕНТ НЕПРЕРЫВНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Статья посвящена анализу трансформаций одного из компонентов системы непрерывного образования в России - дополнительного образования. Изменение социокультурных условий и научно-технический прогресс обусловили повышение требований, предъявляемых к уровню общего и профессионального образования. Возросшая потребность в большом количестве высококвалифицированных кадров выявила недостатки существовавшей системы передачи знаний и актуализировала необходимость пересмотра структуры дополнительного образования, а также качества довузовского образования, возникшего в конце XX в. Предмет исследования довузовская подготовка. Объект система отечественного образования. Цель - выявить роль и место довузовской подготовки в системе непрерывного образования в России. В работе используется структурно-функциональный метод. В результате анализа трансформации терминов «внешкольное образование», «дополнительное образование», а также периодизации развития данного компонента системы образования авторы приходят к выводу, что, несмотря на длительную историю существования феномена довузовской подготовки ее роль и место в системе непрерывного образования в России не определено, что находит отражение в нормативных документах, а также в описании федеральных государственных требований и федеральных государственных образовательных стандартах. Таким образом, функциональная неопределенность, обусловленная отсутствием четкого понимания цели и задач данного компонента, предопределяет противоречия в обеспечении преемственности между довузовской и профессиональной подготовкой, а также задачами обучения в средней полной школе и учреждениях дополнительного образования. Обозначенная проблема имеет последствия не только для учащихся и обеспечения качества их обучения и воспитания, но и для педагогов учреждений дополнительного образования, разработка комплекса критериев оценивания деятельности которых находится еще в стадии развития. Материалы статьи могут представлять интерес для исследователей, занимающихся проблемами становления и развития практики довузовского образования, а также для специалистов, интересующихся вопросами обеспечения преемственности довузовской и профессиональной подготовки в системе непрерывного образования.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016;(1):3-9



ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Аннотация
В статье обосновывается необходимость формирования речевой компетентности и речевых компетенций студентов в процессе их профессиональной подготовки в вузе. На современном рынке труда умения и навыки эффективного речевого общения являются обязательным качеством специалистов. Следовательно, формирование профессиональной речевой компетентности - задача, которая должна решаться в вузе в процессе преподавания дисциплин гуманитарного и профессионального циклов. Анализ образовательных программ ряда российских вузов выявил явную недостаточность внимания к проблеме речевой подготовки будущих специалистов. Несмотря на существующие теоретические и практические предпосылки рассматриваемой проблемы, многие ее аспекты остаются недостаточно разработанными. Ретроспективный анализ философской, психолого-педагогической литературы и реальной образовательной практики высшей школы дает возможность выделить следующие условия формирования речевой компетентности и речевых компетенций будущих профессионалов: включение в состав целей профессиональной подготовки в вузе - цели формирования речевой компетентности обучающихся; специально разработанная технология формирования речевой компетентности; обеспечение преемственности лингвоинтенсивных дисциплин; реализация личностно-ориентированного подхода; модификация имеющихся методов речевой подготовки специалистов творческих речевых (голосовых) профессий (вокалистов, актеров и др.) и использование их в процессе подготовки студентов вузов, с учетом специфики их будущей профессиональной деятельности. В статье представлены подтверждающие факт результаты проведенного исследования. Автором описаны условия и модель формирования речевой компетентности и речевых компетенций студентов вуза, включающая элементы: мотивация, знания, эмоционально-волевая регуляция, речевые умения и навыки, опыт речевой деятельности (проявления речевой компетентности). В статье представлена программа интеграционного по своему содержанию спецкурса «Основы техники речи», имеющая профессионально-практическую направленность.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016;(1):9-13



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ
Аннотация
В условиях системных изменений, происходящих в образовании, актуализируется необходимость поиска новых подходов, технологий, методов и форм организации повышения квалификации педагогов, которые формируются по мере включения в систему дополнительного профессионального образования ресурсов неформального образования. Неформальное образование представляется с нескольких позиций. Одна из них рассматривает неформальное образование как открытую, вариативную систему, которая быстро реагирует на профессиональные потребности взрослого человека, другая как особый вид коммуникативной деятельности, где целесообразно выделить три уровня коммуникативной деятельности: макроуровень, мезоуровень, микроуровень; третья позволяет представить неформальное образование как некую индивидуальную траекторию повышения квалификации с учетом профессиональных «дефицитов» педагогов. В качестве особой модели включения неформального образования в систему дополнительного профессионального образования могут служить стажировочные площадки. Это специально созданная временная подсистема образовательных организаций, реализующая программы дополнительного профессионального образования. Подсистема обладает необходимыми ресурсами, она создается в результате сетевого взаимодействия с организациями, осуществляющими свою деятельность по профилирующим направлениям и специальностям. На примере конкретных образовательных учреждений рассмотрены модульный принцип структурирования программы стажировки; системно-деятельностный подход к отбору содержания стажировки; принцип опоры на самообразование слушателей; подход к обучению как процессу преобразования собственного профессионального опыта; коммуникативное партнерство и сотрудничество. В статье выделяются и кратко характеризуются группы методов, которые используются как в системе дополнительного профессионального образования, так и в неформальном образовании, - методы обучения вне рабочего места, методы обучения на рабочем месте, смешанные методы обучения на рабочем месте и вне его. Предлагается использовать компетентностно-ориентированные задачи-задания, которые должны быть направлены на исполнение социальной или профессиональной роли и сопровождаться описанием условий, в которых будет проходить деятельность, и одновременно выполнять роль мощного ресурсного обеспечения системы неформального образования. Кроме того, ресурсами неформального образования в условиях повышения квалификации педагогических работников следует считать фестивали, модерационные семинары, семинары-вебинары, открытые уроки, мастер-классы, а также различные педагогические технологии: дистанционные, фреймовые, модульные, контекстного обучения, контроллинга, модерации, кейс-технологии, дебаты, коучинг и многие другие.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016;(1):14-19



ПОРТФОЛИО КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ
Аннотация
Предмет рассмотрения статьи - организация самостоятельной работы студентов заочного отделения, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль - дошкольное образование. В условиях возрастающих требований к подготовке педагогов дошкольного образования в период профессионального обучения происходит, прежде всего, переосмысление форм вузовской подготовки и переориентация преподавания дисциплин педагогического цикла на активизацию самостоятельной работы студентов. Воспитательный потенциал внеаудиторной самостоятельной работы заключается в том, что она позволяет формировать у студентов умения работать с научной и методической литературой по курсу. В данной статье представлен опыт организации самостоятельной работы студентов средствами применения тематического портфолио в процесс обучения студентов-заочников. Данный вид портфолио применяется не только как традиционная технология оценки результатов освоения студентами-заочниками содержания профильных дисциплин, но и как технология организации процесса их изучения. Возможность использования данного вида портфолио для организации самостоятельной образовательной деятельности студентов заочного отделения в процессе преподавания профильных дисциплин доказана на основе проведенного анализа теоретических источников и подходов российских исследователей к определению роли технологии «портфолио» в педагогическом процессе образовательных учреждениях различного уровня. Цель работы - описание опыта использования тематического портфолио в организации самостоятельной работы студентов заочного отделения, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование». Практическая значимость материалов статьи заключается в том, что в ней представлена оригинальная модель нового образовательного средства, его примерная структура, состоящая из трех блоков: 1) теоретического (документы, отражающие изучение теоретического содержания темы); 2) практического (творческие работы студента по изучаемой теме); 3) результативного (результаты освоения темы). Выделенные структурные элементы ориентируют студентов на изучение теоретического компонента каждой темы, ее понятийного аппарата, на составление библиографии и на практическое воплощение усвоенной теории при решении конкретных педагогических ситуаций. Кроме того, в статье приводятся примерные образцы таблиц с перечнями заданий, ориентирующих студентов на правильную организацию деятельности при составлении портфолио, и памятки по оценке его материалов.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016;(1):19-26



СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
Социально-педагогическое проектирование - вид педагогической деятельности, который обладает большими возможностями для становления, развития и совершенствования конкретного обучающегося, педагогического коллектива и образовательного учреждения в целом. Социально-педагогическое проектирование позволяет решать социальные проблемы педагогическими средствами, используя ресурсы социума и личности, коллектива. Феномен организационной культуры невозможен без коллектива, как носителя данной культуры конкретного предприятия. Формирование и развитие организационной культуры на основе социально-педагогического проектирования позволит оптимизировать данный процесс, сделав его структурированным, прозрачным и гибким для адаптации и своевременной коррекции. Организационная культура как объект научного исследования рассматривается в рамках разнообразных подходов, на основе которых создаются различные ее теории, концепции и модели: культурологического, этнографического, феноменологического, функционального, организационного, деятельностного, психологического и морально-этического подходов. В основу данного исследования было положено агрегированное понятие организационной культуры как совокупности базовых ценностей (представлений), которые принимаются и разделяются большинством сотрудников и которые определяют неповторимость и индивидуальность данной организации на уровне как внешних, так и внутренних проявлений. По результатам анализа определений и подходов к понятию «организационной культура» и его содержанию, были выделены следующие ее составляющие (относительно организации, предприятия): наблюдаемые регулярно формы поведения, нормы и правила, доминирующие ценности, философия, управленческая культура, социально-психологический климат. В настоящее время стало уже традиционным выделять три уровня в структуре организационной культуры, отмеченных в своих работах Э. Шейном: поверхностный «символический» уровень (артефакты); подповерхностный уровень (провозглашаемые ценности); базовый или глубинный уровень. Также рассмотрена ещё одну структура организационной культуры, которую также используют в практике изучения организационной культуры: Ф. Харрис и Р. Моран предлагают рассматривать организационную культуру на основе следующих характеристик: осознание себя и своего места в организации; коммуникационная система и язык общения; внешний имидж работника; что и как едят люди, их привычки и традиции в этой области; осознание времени, отношение к нему и его использование; взаимоотношения между людьми; ценности; вера во что-то и отношение или расположение к чему-то; процесс развития работника и научение, трудовая этика и мотивирование. В статье представлена краткая обобщенная модель социально-педагогического проектирования организационной культуры, которая включает следующие иерархически взаимосвязанные элементы: цель, субъект, этапы социально-педагогического проектирования, организационная культура, ее компоненты и уровни, потенциал социума и результат социально-педагогического проектирования. Этапы и методы социально-педагогического проектирования позволяют быстро разработать эффективную стратегию формирования и развития организационной культуры конкретного предприятия, что позволяет говорить об актуальности социально-педагогического проектирования организационной культуры.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016;(1):26-33



ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В ФОРМИРОВАНИИ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
Аннотация
В данной статье исследуется проблема формирования морально-волевых качеств у курсантов военного вуза средствами учебных дисциплин. Приводится обоснование необходимости формирования морально-волевых качеств у курсантов военных вузов. Проводится анализ учебных циклов, дисциплин и выявляются возможности по формированию морально-волевых качеств. Представлены фрагменты квалификационных требований по учебным дисциплинам и компоненты содержания учебных дисциплин, обеспечивающие формирование морально-волевых качеств у курсантов военных вузов. Процесс обучения курсантов военного вуза требует от них постоянного напряжения нравственных, интеллектуальных и физических сил, а также проявления самостоятельности и активности, смелости и решительности. Обучение в военном вузе организовано по циклам, которые включают определенные Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования учебные дисциплины различные по содержанию, направленности и временем обучения. Изучение литературных источников позволило выделить группу из 11 волевых качеств: целеустремленность, самообладание, инициативность, организованность, дисциплинированность, настойчивость, выдержка, решительность, самостоятельность, смелость, исполнительность, которые неразрывно связаны с моральным компонентом. В формировании морально-волевых качеств у курсантов военных вузов участвуют дисциплины с различной направленностью и спецификой, которые формируют определенные морально-волевые качества, выявленные с помощью проведенного анализа нормативных документов. Важнейшим аспектом учебных дисциплин у курсантов являются компоненты, такие как моральный, когнитивный, рефлексивный. Необходимым условием в формировании морально-волевых качеств у курсантов является непрерывное воздействие изучаемых дисциплин на протяжении всего периода обучения в военном вузе на формируемые качества. Постепенное повышение степени трудности заданий и ситуаций, моделирующих учебно-боевую деятельность, способны вызывать проявления морально-волевых качеств у курсантов в различных ситуациях. Таким образом, разнообразные по форме и содержанию учебные дисциплины военного вуза являются важным средством в формировании морально-волевых качеств.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016;(1):33-40



О ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ
Аннотация
В статье рассматривается проблема готовности педагогов дошкольного образования к развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста. Данная задача обозначена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования. Авторы подчеркивают, что развитие эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте представляет собой актуальную педагогическую задачу, не только заявленную политикой в области дошкольного образования, но и представляющую собой актуальную потребность современного общества, демонстрирующего снижение духовности, рост жестокости, дефицит доброты. В статье обосновываются факторы развития эмоциональной отзывчивости именно в дошкольном возрасте, для чего авторы обращаются к педагогическим источникам, прежде всего к гуманистической педагогической концепции. Факторами, обусловливающими развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольника, являются наследственность ребенка, его социальный и эмоциональный опыт, сформированный семейными отношениями; интенсивность процесса развития личности в детстве; сензитивность старшего дошкольного возраста для развития эмоциональной отзывчивости; возрастосообразность потребности социально значимой деятельности и социально значимых отношений; потенциал эмоционального развития в игре - ведущей деятельности дошкольного периода. Анализ факторов позволяет определить три направления в решении актуальной задачи развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста: амплификация образовательной среды, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и готовность педагогов к развитию эмоциональной отзывчивости. Наибольшее внимание в статье уделяется именно готовности педагога к развитию эмоциональной отзывчивости у дошкольников. Авторы делают выводы проведенного исследования готовности педагогов дошкольной организации к развитию эмоциональной отзывчивости у детей. Полученные эмпирические результаты обнаружили, что более чем две трети педагогов не готовы к развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников. По мнению авторов, причины неготовности педагогов носят как субъективный, так и объективный характер. Снижение эмоционального позитивного настроя современного педагога объясняется многими изменениями действительности: ростом нагрузки, отчетности и др. Однако эмоциональная отзывчивость самих педагогов - не только ведущее условие развития данного качества у детей, но и обязательное профессиональное качество, которое, согласно полученным результатам исследования, требует дополнительного педагогического внимания как на уровне профессиональной подготовки, так и на уровне переподготовки и повышения квалификации.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016;(1):40-46



СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К СОВРЕМЕННОМУ ПЕДАГОГУ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ И В ЕВРОПЕ, В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (по материалам учительского манифеста для XXI в. «Образование - для изменений. Изменения - для образования»)
Аннотация
В статье анализируется Учительский манифест для XXI в. «Образование - для изменений. Изменения - для образования», представляющий собой реакцию европейской педагогической общественности на изменения социального взаимодействия в современном мире. Изменения, происходящие в обществе, в России, в мире в целом, безусловно, влияют на образовательное пространство, нередко вызывая деструктивные его изменения. Реакция на влияние социальных изменений может анализироваться на различных уровнях, но в статье доказывается, что уровень профессионально-педагогического сообщества является самым адекватным и оперативно реагирующим. В качестве примера реакции на происходящие изменения действительности в статье анализируется документ, составленный зарубежными педагогами. Результаты анализа доказали, что требования к педагогам XXI в. европейского сообщества, выраженные в манифесте, идентичны тем требованиям, которые предъявляются к учителям современной России. Общемировые требования к педагогам обусловлены общемировыми тенденциями изменений социального взаимодействия в условиях открытого социального общества, развития цифровых технологий, науки, информационно-коммуникативного пространства, роста общемировых экологических проблем и др. Основным выводом анализа, приведенного в статье, является положение о необходимости меняться самому педагогу, чтобы обеспечить адекватное современным требованиям развитие и образование своим ученикам. Только педагог, готовый к изменениям, включенный в систему обучения через всю жизнь, способен обеспечить своим обучающимся весь потенциал формального, неформального и информального образования в контексте современности. Именно данная позиция отражена в анализируемом манифесте европейского педагогического сообщества и созвучна требованиям российской действительности, предъявляемым научно-педагогическим обществом и родительской общественностью к современным российским учителям. Объективность и перманентность изменений детерминирует необходимость непрерывного профессионального образования и самих педагогов как образования в течение всей жизни в интеграции формального, неформального, информального образования.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016;(1):46-51



ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБЩЕНИЯ
Аннотация
В статье поднимается проблема формирования и развития социально-коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения иностранному языку. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов ведущим ориентиром определяет компетентностный подход в образовании. Авторы в статье предлагают интеграцию компетентностного и проблемного подходов в решении задачи развития социально-коммуникативной компетентности студентов при обучении их иностранному языку. Социально-коммуникативная компетентность обосновывается в статье как метапредметная, профессионально необходимая, что обосновывает актуальность проблемы ее развития. Социально-коммуникативная компетентность рассматривается и как цель, и как результат профессионального образования, формируется в процессе социального взаимодействия в социуме, определяется как совокупность умений ориентироваться в любой социальной среде, решать ситуации, в том числе конфликтные, в процессе социального взаимодействия. Обучение иностранному языку предполагает не только формирование иноязычной коммуникативной компетенции, но и развитие умения у студентов межличностного и межкультурного общения, необходимого в любом социуме. Иностранный язык считается одним из универсальных предметов для развития коммуникативных компетентностей обучающихся, причем, с одной стороны, успех изучения иностранного языка детерминирован уровнем социально-коммуникативной компетентности, с другой, иностранный язык является средством развития данной компетентности. Именно в данном противоречии возможно применение наряду с компетентностным, проблемного подхода, что показывается на примере алгоритма решения проблемной ситуации. Компетентностный подход подразумевает умения взаимодействовать с другими, разрешать конфликтные ситуации, в то время как проблемный подход способствует развитию поисковых творческих умений студентов, самостоятельно ставить и решать проблемы, анализировать результаты своей деятельности и обобщать их. В основе проблемного подхода в обучении иностранному языку лежит проблемная ситуация, разрешение которой требует от обучающегося определенного уровня развития социально-коммуникативной компетентности, так как проблемное обучение основывается на взаимодействии обучающихся, на диалоге, на умении ставить и решать проблемы.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016;(1):51-57



ПРОБЛЕМНЫЕ ПОЛЯ ВХОЖДЕНИЯ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМУ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Аннотация
Автором в статье анализируются проблемные поля современного образовательного пространства, обусловленные включением в него ресурса неформального образования, рассматривается роль и значение системы повышения квалификации педагогических кадров, призванной разрешить противоречия основных проблемных полей вхождения неформального образования в систему образования взрослых. Проблемными полями авторы определяют, во-первых, неиспользование потенциала неформального образования как реагирования на происходящие изменения реальности; во-вторых, отсутствие четкой терминологической, методической, методологической, технологической базы для полноценной реализации неформального образования в системе повышения квалификации педагогических кадров; в-третьих, наличие организационных проблем реализации неформального образования в системе повышения квалификации педагогических кадров; в-четвертых, отсутствие четкого механизма включения неформального образования в структуру традиционного повышения квалификации педагогических работников, путей и возможностей интеграции формального, неформального и информального образования. Между тем, неформальное образование активно развивается за границей, актуальность его развития и реализации в стране находит отражение в материалах и документах, определяющих политику государства в области образования. Система дополнительного профессионального педагогического образования призвана одной из первых к освоению теории и практики неформального образования, определению его места в общей системе отечественного образования в логике парадигмы непрерывного образования. Перед педагогической наукой стоит задача обобщения отечественного и мирового опыта организации и осуществления неформального образования и использования его потенциала в системе образования взрослых.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016;(1):57-61



ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНОГО МНОГОБОРЬЯ КАК ВИДА СОЦИАЛЬНО-СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ СПОРТА
Аннотация
С целью изучения возможностей развития северного многоборья как вида социально-соревновательной практики спорта до международного уровня проведен содержательный анализ исторических аспектов его формирования с момента зарождения до наших дней. Выделены социально-взаимосвязанные факторы эффективного развития северного многоборья в виде: общественного управления с элементами государственной поддержки и олимпийских перспектив вида; формирования общественного мнения, естественной и социальной доступности; развития конкуренции и спонсорской привлекательности; методического и кадрового обеспечения. Определены временные границы и содержательные особенности исторического развития северного многоборья: 1924-1945 гг. - этап первоначального формирования соревновательной практики вида спорта; 1946-1970 гг. - этап формирования основ соревновательной практики отдельных видов северного многоборья; 1971-1990 гг. - этап формирования организационно-методических основ тренировочно-соревновательной деятельности; с 1991 г. до настоящего времени - этап формирования программно-нормативных основ как вида спорта. Актуальная проблематика современного развития северного многоборья связана с разработкой современных образцов спортивного инвентаря для занятий северным многоборьем; обобщением опыта работы по развитию северного многоборья в национальных образованиях России; научно-методическим обоснованием эффективности тренировочных и соревновательных нагрузок в северном многоборье; преодолением законодательных противоречий в части разграничения полномочий и ответственности.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016;(1):62-65



РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ НАПАДАЮЩИХ В МУЖСКИХ ВОЛЕЙБОЛЬНЫХ КОМАНДАХ
Аннотация
Изучение параметров результативности игровых действий высококвалифицированных нападающих мужских волейбольных команд определило основную цель исследования. Предметом исследования стали технико-тактические действия высококвалифицированных нападающих в играх суперлиги. В процессе теоретического анализ было установлено, что в современном волейболе принято следующее распределение нападающих по игровым амплуа: диагонального, доигровщика и центрового блокирующего. Оценка результативности и эффективности параметрам технико-тактических действий нападающих давалась на основе обработки информации при помощи статистической компьютерной программы Data Volley. Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики, рассчитывались средняя арифметическая величина (М), ошибка среднего арифметического (m), достоверность результатов оценивалось по t-критерию Стьюдента. Проведенное исследование позволило выявить и обосновать основные технико-тактические действия высококвалифицированных нападающих с учетом их игрового амплуа. На современном этапе развития волейбола лидирующая позиция сохраняется за атакующими действиями в нападении. Среди остальных игровых действий участие в них различных нападающих существенно отличается. Центральный блокирующий является основным в игре на блоке, диагональный специализируется преимущественно в игре в нападении, а доигровщик становится универсальным игроком, имеющим широкой арсенал технико-тактических средств для выполнения работы в защите и нападении. Полученные результаты позволили дать характеристику модельным параметрам соревновательной деятельности высококвалифицированных нападающих. Модельные параметры соревновательной деятельности позволят установить требования к отбору игроков с учетом амплуа, повысить качество подготовки нападающих в тренировочном процессе и обеспечить их готовность к успешному ведению игры.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016;(1):66-72



СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
В настоящей статье представлены результаты изучения отношения участников образовательного процесса к осуществлению исследовательской деятельности школьников в области физической культуры, а также анализ существующих проблем в организации этого вида работы. В исследовании приняли участие 26 учителей физической культуры школ г. Нижневартовска, 340 школьников 2-11-х классов и 228 родителей. Использовались такие методы, как анализ научно-методической литературы, анализ нормативных документов, анкетирование, а также методы математической статистики. Исследование показало, что большинство опрошенных педагогов по физической культуре избегают инициирования учебно-исследовательской деятельности с обучающимися и не принимают участия в их подготовке к конференциям, что может быть объяснено недостаточной компетентностью в вопросах организации исследовательской работы. Родители, осознавая значимость занятий физической культурой и спортом для сохранения и укрепления здоровья, не в полной мере владеют достаточным объемом знаний в этой области. 73% родителей желают приобщить своего ребенка к выполнению исследовательской работы в области физической культуры. Анкетирование школьников показало снижение желания заниматься этим видом деятельности по мере взросления. Выразили желание выполнить исследовательский проект по физической культуре 59% младших школьников, 25% обучающихся основной школы и 16% старшей. Выделенные проблемы препятствуют активизации исследовательской деятельности школьников в области физической культуры и позволяют наметить пути их решения.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016;(1):72-80



СПОРТИВНЫЕ ТРАДИЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
Статья посвящена изучению спортивных традиций и оздоровительных мероприятий, проводимых в православной гимназии г. Сургута, в контексте комплексного исследования духовно-нравственного воспитания и развития учащихся и создания модели педагогического сопровождения духовно-нравственного развития учащихся православных общеобразовательных учреждений. Целью исследования стало выявление субъективного отношения участников образовательного процесса к мероприятиям спортивно-оздоровительного характера в православной среде. Исследование было призвано подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что духовно-нравственное развитие личности в контексте православных традиций не только не противоречит стремлению личности к физическому самовоспитанию, но и стимулирует внимание личности учащегося к здоровому образу жизни. В качестве методов исследования были избраны текущее наблюдение, опрос, анкетирование, работа с отчетными документами образовательного учреждения, предоставленными со стороны учителей физической культуры в методическую и воспитательную службу гимназии, счет и анализ полученных материалов. Результаты проведённого исследования подтвердили первоначальную гипотезу, поскольку ни один из опрошенных ста пятидесяти шести респондентов не высказал сомнения в необходимости развития физического здоровья и поощрения спортивного воспитания в среде носителей традиционных православных ценностных установок. Более того, экспериментальные данные показали, что в спортивных мероприятиях регулярно участвуют девяносто четыре процента опрошенных, причём не только в стенах общеобразовательного учреждения, но и на добровольной основе за его пределами. В ходе анализа исследовательских материалов составлена таблица наиболее популярных видов спорта в православной общеобразовательной среде, подсчитано процентное соотношение участников различных спортивно-оздоровительных мероприятий. Обнаружена интересная закономерность, согласно которой сплоченность ученического коллектива православной гимназии на основе общности религиозного мировоззрения способствует популярности командных видов спорта в ущерб индивидуальным. Выявление подобной закономерности имеет важное практическое значение для моделирования программы спортивно-оздоровительных мероприятий в течение учебного года. В качестве перспективного итогового продукта исследования в статье предлагается оптимальный в условиях православного общеобразовательного учреждения вариант интеграции учащихся в спортивно-оздоровительную деятельность, в виде примерной программы спортивно-оздоровительных мероприятий для ступени основного общего образования, рассчитанной на один учебный год. Программа учитывает как общие особенности образовательной среды конкретного учреждения, так и индивидуальные особенности обучающихся и достаточна для реализации в гимназии с невысоким уровнем развития спортивной инфраструктуры.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016;(1):80-86



МНЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРОФСОЮЗОВ О КОМПЛЕКСЕ «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»
Аннотация
Одним из главных направлений развития отечественной физкультурно-спортивной отрасли является повышение мотивации и интереса студенческой молодежи к активным занятиям физической культурой и спортом. С этой целью в стране проводился ряд масштабных мероприятий, одним из которых стало возрождение советского комплекса «Готов к труду и обороне». В статье изучено мнение студентов Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов о комплексе ГТО. Создан анкетный опрос и проведено анкетирование среди студентов 1-3 курсов Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов с целью выявления значимости комплекса «Готов к труду и обороне» для студенческой молодежи. В анкетировании приняло участие 322 студента Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Были обработаны и проанализированы 966 ответов на вопросы. Полученные данные обработаны стандартной программой Excel. В результате проведенных исследований выявлено, что студенческая молодежь знает, что такое комплекс ГТО, однако принимать участие в нем, если он будет добровольным, они не готовы. Несмотря на это, студенты считают, что внедрение комплекса «Готов к труду и обороне» станет важным инструментом вовлечения населения в занятия физической культурой.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016;(1):87-91



АНАЛИЗ СИЛЫ УДАРА РУКАМИ В КИКБОКСИНГЕ
Аннотация
Для достижения высоких результатов в кикбоксинге не теряет актуальности проблема разработки рациональных научно-обоснованных и практически эффективных систем тренировок развития силы удара. Многие авторы заинтересованы в описании развития силы удара рук в различных единоборствах, и практически в каждой работе о силе удара приведены показатели, доказывающие, что мышцы ног и туловища спортсмена играют существенную роль в повышении силовой характеристики удара. Следовательно, правильное использование упругой деформации мышц туловища и плеча в ударном движении является значительным и дополнительным фактором, повышающим эффективность удара. Таким образом, эффективность удара кикбоксера во многом определяется оптимальным вкладом фазы вращательно-поступательного движения туловища и ног. Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс в кикбоксинге, предметом исследования - методики развития силы удара руками в кикбоксинге. Предмет исследования: методики развития силы удара руками в кикбоксинге. Цель исследования: выявить и обосновать эффективность применяемой методики тренировки, направленной на развитие силы удара у кикбоксеров. Были определены методы исследования: 1. анализ научно-методической литературы; 2. педагогическое тестирование; 3. педагогический эксперимент; 4. метод математической статистики. В процессе учебно-тренировочных занятий путем систематического повторения спортсмены до автоматизма отрабатывают отдельные составные движения тела, сливающиеся воедино, чтобы быть готовыми к любой ситуации в бою. Однако порой этого бывает недостаточно, многие специалисты в области кикбоксинга выделяют из множества факторов, влияющих на победу в поединках, фактор силы удара как один из определяющих.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016;(1):91-94


